Несмотря на уже два состоявшихся визита делегаций Финляндской Православной Церкви в Советский Союз, ответного приглашения посетить Финляндию Московская Патриархия так и не получила. Только 28 мая 1958 г. архиепископ Герман (Аав) направил патриарху Алексию I ожидаемое письмо, где сообщал о желании Церковного управления пригласить представителей Русской Церкви на побывку в Финляндию . Делегация в составе митрополита Николая (Ярушевича), протоиерея М. Славнитского и священника В. Еремина должна была пробыть в Финляндии с 30 августа по 7 сентября. Но уже 20 июня того же года архиепископ Герман писал в Москву, что по случившимся обстоятельствам намеченное в августе посещение представителей Русской Православной Церкви следует отложить на другое условленное время . Причину отмены приглашения мы узнаем из рапорта прот. Славнитского. Так, на заседании Церковного управления в июне было решено направить приглашение делегации Русской Православной Церкви, и архиепископ Герман должен был лично этим заняться, но этого не сделал, «видимо, руководился личным нежеланием это сделать» . В качестве официальной причины отказа называлось отсутствие средств на прием гостей, хотя было известно и личное нежелание Германа (Аава), заявлявшего, что, «пока он жив, в Финляндии не будет русской православной делегации» . Против принятия данного решения стразу выступили епископ Павел и член Церковного управления от мирян д-р Пааво Контканен. Павел (Олмари) в знак протеста даже покинул заседание, а Контканен для разрешения данной ситуации направился на прием к президенту Финляндии Урхо Калева Кекконену, с которым был очень хорошо знаком. Из письма Пааво Контканена епископу Павлу от 10 сентября 1958 г. мы узнаем, что президент поддержал идею торжественного празднования юбилея и участие в нем делегаций Вселенского и Московского Патриархатов. Предполагалось, что для проведения этих мероприятий Церковное управление попросит у Министерства просвещения 400 000 – 500 000 финских марок, а президент на собрании правительства обещал поддержать данное ассигнование. Также в письме было обговорено награждение гостей по ходатайству Финляндской Православной Церкви государственными орденами .

http://bogoslov.ru/article/5418350

 Финской стороной были выдвинуты два необходимых условия к началу реализации данного плана: во-первых, в заседаниях планируемого Собора Финляндской Православной Церкви должны участвовать представители Валаамского и Коневецкого православных монастырей, а во-вторых, Московская Патриархия должна будет возвратить архиепископу Герману (Ааву) и епископу Александру (Карпину) их расписки с обещанием вернуться под омофор Московского Патриарха, данные во время визита митрополита Григория (Чукова) в 1945 г. На первое условие сразу же было получено согласие, по поводу расписок сами финляндские архиереи посчитали нужным повременить. Во время переговоров с П. Контконеном митрополит Николай (Ярушевич) высказал опасение, что Вселенский Патриархат вряд ли признает автокефалию Финляндской Православной Церкви, если число ее епархий будет менее четырех. Церковным Управлением уже было решено образовать третью епархию, даже имелся кандидат на должность ее правящего архиерея, создание же четвертой епархии требовало времени, которое было обещано митрополитом Николаем. В конце беседы П. Контконен выразил личное желание посетить Русскую Православную Церковь . По приезде в Москву 16 августа 1952 г. митрополит Николай отправил в Совет по делам Русской Православной Церкви отчет о своей поездке, из которого можно узнать, что «за последнее время наметился известный поворот в отношениях Церковного Управления ФПЦ к РПЦ» . Об этом, основываясь на своих наблюдениях, владыке рассказал прот. М. Мииккола: по приезде в Финляндию из Москвы в мае 1952 г. он был неожиданно выведен из состава низшего Церковного суда, а через несколько месяцев восстановлен и даже стал заместителем председателя. Это подтвердили и встречи владыки Николая 30 июля в Тампере со свящ. Илией (Эркки) Пийроненом – председателем «Союза православной молодежи». Деятельность Контконена, Пийронена и Мииккола, по мнению митрополита Николая, проходила с ведома архиепископа Германа (Аава) и епископа Александра (Карпина), которые относились к ней положительно.

http://bogoslov.ru/article/4540972

О бедности Финляндской Церкви можно судить по таким фактам: для хиротонии новоизбранного епископа Выборгского 5 октября 1935 г. в Валаамский монастырь было направленно письмо архиепископа Германа (Аава) с просьбой одолжить два архиерейских облачения, две архиерейские мантии, два архиерейских посоха, две желтые митры, 12 орлецов, 18-24 хороших иерейских облачения и 10 стихарей . 3 июля 1935 года архиепископ Герман просил у Правления Валаамского монастыря пожертвовать из монастырской ризницы одно иерейское и одно диаконское облачения, из которых можно было бы изготовить архиерейское облачение . Игумен Харитон (Дунаев) сделал не одно, а два облачения: и для архиепископа, и для нового епископа Выборгского Александра (Карпина). По-видимому, вопрос о нехватке богослужебных облачений стоял очень остро, в связи с чем государство помогло выпустить специально разработанный материал для облачений желтого, голубого и фиолетового цветов. Уже в 1937 г. архиепископ Герман сообщает приходским советам и Правлениям монастырей, что через Церковное Управление они могут приобрести парчу по 80-90 марок за метр (облачения из этого материала можно еще сейчас увидеть в приходах Финляндской Православной Церкви). В 1955 г. вопрос о наличии необходимого числа облачений стоял еще достаточно остро. Так, на VI Церковном Соборе было принято решение об изготовлении облачений для разъездных священников: для изготовления 9 комплектов иерейских облачений было решено выдать из церковных фондов 18798 фин. марок, а для пошива 3 подрясников – 5000 фин. марок . В сентябре 1936 г. протодиакон Лев Казанский (Лео Касанко), секретарь Церковного Управления и брат зятя архиепископа Германа, просит игумена Харитона о 200 марках. В подарок новоизбранному Выборгскому епископу духовенство Карельской епархии преподнесло в день его хиротонии крест (видимо с украшениями), заказанный в Эстонии. Но на цепь из свастик денег не хватило, и вдобавок – за крест надо было доплатить еще 100 марок. Решено было попросить средств у монастырей Коневского и Валаамского. Игумен Харитон, конечно же, дал недостающие 300 марок .

http://bogoslov.ru/article/4231899

37 Великий князь, сын вел. кн. Павла Александровича. Род. в 1891 г., умер от туберкулеза в 1941 г., в Давосе (Швейцария). 38 Великий князь, дядя Государя Николая II-ro. С 20 июля 1914 г. по 23 авг. 1915 г. Верховный Главнокомандующий. Род. в 1856 г., умер в 1929 г. в Антибе (Франция). 39 Городок на севере Баварии, где в то время временно проживал вел. кн. Кирилл Владимирович со своим семейством. 40 Великий кн. Кирилл Владимирович, в 1924 г. после получения достоверных сведений о мученической кончине Царской Семьи, как старший в Доме Романовых, принял на себя титул Императора. Умер в 1938 г. во Франции. 42 Впоследствии архим. Киприан. Перешел из Рус. Заруб. Церкви к митр. Евлогию и был преподавателем в богословском институте в Париже. 45 Герман (Аав) был незаконно хиротонисан в Константинополе патриархом Григорием VII. Без пострижения в монашество и даже в рясофор и вопреки прямому протесту своего правящого архиепископа Серафима (Лукьянова), тогдашняго главы автономной Финской Церкви. Кроме того это явилось незаконным вторжением в пределы Русской Церкви, от которой Финская Церковь получила автономию. Финское правительство насильно удалило архиепископа Серафима и, добившись от Константинополя хиротонии Германа Аава, настояло на введении нового стиля и изменении Пасхалии. Особенно это тяжело отразилось на Валаамском монастыре, часть иноков которого была выслана, а оставшиеся там 300 иноков, разделились на ново- и старо-стильников, не имеющих между собой общения. 46 Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) вступил на патриарший престол в 1922 г., но гонимый турками, должен был удалиться на Афон в октябре 1923 г. За один год управления Вселенской Церковью успел причинить много вреда Православию. В 1923 г. он созвал т. наз. «всеправославный конгресс», который постановил ввести новый стиль и разрешил второбрачие духовенства; 9 июня 1923 г. он незаконно принял в свою юрисдикцию Финскую епархию, 28 августа Эстонскую епархию, которыя входили в состав Русской Церкви. Вступив на Александрийский патриарший престол в 1923 г., он сразу ввел и в Александрийской Церкви новый стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мало того, Вы вмешались в церковный спор названной епархии, призвав монахов и паству Финляндскую к подчинению лже-епископу Герману. И это вопреки указу Свят. Патриарха Тихона, постановлению Совещания православных Епископов в Москве, резолюции Преосвященного Епископа Иннокентия, управляющого Петроградской епархией, отзыву Митрополита Сергия, заместителя Патриаршого Местоблюстителя, и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, признавшим Германа Аава лже-епископом и считающим главой Финляндской Церкви Архиепископа Серафима. Прося у Свят. Патриарха Тихона об упразднении Архиерейского Синода и подтверждения Ваших прав или, напр., о перечислении из ведения Архиерейского Синода в Ваше ведение Российской Духовной Миссии в Иерусалиме, каковыя ходатайства Ваши Святейший Патриарх оставил без последствий, Вы не испрашивали на это согласия Архиерейского Собора и Архиерейского Синода, хотя по приведенному Вами священному канону Вы должны были иметь таковое согласие на перечисление Иерусалимской Миссии, в епархию Митрополита Петроградского не входившей, а согласно определению Архиерейского Собора 1923 г. копии своих представлений Свят. Патриарху и Всероссийской Церковной Власти сообщать Архиерейскому Синоду. А Ваше служение панихиды по кардиналу Мерсье? И много других случаев можно указать. Но мы не хотим обвинять Ваше Высокопреосвященство, а лишь отмечаем, что о нарушении соборных постановлений и священных канонов Вы взываете, если дело касается Вашей личности, хотя подобных нарушений и нет на лицо со стороны Архиерейского Собора и Синода, возглавляемых мною, и совершенно умалчиваете о своих правонарушениях и игнорировании священных канонов в пользу своих интересов в ущерб другим. Самые заветы и волю Свят. Патриарха Вы истолковываете и признаете к исполнению лишь в части Ваших прав, толкуемых Вами в расширенном смысле. А волю и согласие Святейш. Патриарха Тихона на существование Архиерейского Собора и Архиерейского Синода, выраженную им в молчаливом согласии, так как иначе он не мог этого сделать, или письменно в телеграммах по делам Харбинской епархии, или в кардинальном его постановлении от 20 ноября 1920 г. за 362, об организации Высшей Церковной власти на время нарушения связи с Свят. Патриархом и состоящими при нем органами церковного управления или прекращения их деятельности, или, наконец, волю Свят. Патриарха Тихона, сообщенную посланному из Чехии делегату о том, что церковный спор между Вами и Архиепископом Савватием должен быть разрешен мною, как старейшим, о чем письменно сообщено и мне и Вам Преосвященным Епископом Вениамином, видевшим переписку о сем, – вот эту волю Ваше Высокопреосвященство не считаете для себя обязательной и священной.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Еп. Герман (Аав). Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. После переговоров, состоявшихся между делегацией ФПЦ и Синодом К-польского Патриархата, 6 июля 1923 г. Патриархом Мелетием был подписан томос, подтверждавший право ФПЦ на автономию. Однако Патриарх Мелетий подчеркнул несвоевременность предоставления ей автокефалии и подтвердил временный характер принятия ФПЦ в К-польский Патриархат - до нормализации церковной жизни в России. Вопреки протестам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей (4-6 июня 1923), Синод К-польского Патриархата счел нужным удовлетворить просьбу церковного управления ФПЦ о рукоположении епископа. 8 июля 1923 г. Патриарх Мелетий и архиереи К-польского Патриархата совершили хиротонию прот. Г. Аава во епископа Сортавальского без его предварительного пострижения в монашество (по др. данным, Г. был пострижен в рясофор ). В нояб. 1923 г. Собор ФПЦ назначил Г. епископом Карельским. 14 нояб. того же года Патриарх свт. Тихон и Свящ. Синод РПЦ приняли постановление, согласно к-рому временное окормление ФПЦ К-польским Патриархатом признавалось более не имеющим необходимости и объявлялось о возвращении ФПЦ в юрисдикцию Московского Патриархата, но 15 февр. 1924 г. Г. и церковное управление ФПЦ направили Патриарху свт. Тихону извещение, в к-ром заявили о своем окончательном переходе в К-польский Патриархат. В том же году под предлогом принятия нового закона об офиц. языке архиеп. Серафим был отстранен от управления Финляндской Церковью и выслан из Финляндии. На состоявшемся в 1925 г. Соборе духовенства Г. был избран Предстоятелем ФПЦ с титулом «архиепископ Карельский и всей Финляндии». Одним из первых осуществленных Г. мероприятий была реформа церковного календаря . Под давлением правительства Финляндии, заинтересованного в одновременном праздновании Пасхи и др. христ. праздников всеми христ. конфессиями страны, а также ввиду принятых К-польским Патриархатом на «Всеправославном конгрессе» 1923 г. решений о введении т. н. новоюлианского календаря Г. предписал всем мон-рям и приходам ФПЦ перейти на новый стиль и зап. пасхалию . В 1924 г. Г. впервые совершил пасхальные богослужения по зап. календарю, что вызвало смущение у мн. правосл. клириков и мирян, увидевших в этом нарушение канонических правил (о правилах празднования Пасхи см. в ст. Вселенский I Собор ). Особо острое неприятие календарных реформ, приведшее к расколу и непризнанию юрисдикции Г., было отмечено в находившемся с 1917 г. на территории Финляндии Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где в сент. 1925 г. большинство насельников мон-ря отказались участвовать в совершавшихся Г. богослужениях.

http://pravenc.ru/text/164751.html

По его же просьбе, Вселенской Патриархией, в полное нарушение священных канонов, было установлено празднование православными в Финляндии Св. Пасхи по латинскому стилю. Вообще его типичное «живоцерковство» выражено еще более неприкрыто, чем у сторонников православной «современности» на Востоке, описан же он достаточно ясно в «скорбном послании» Митрополита Антония Вселенскому Патриарху Константину от 4/17 февраля 1925 г. за 2546 («Цер. Вед.» 11 и 12 (78–79) от 1 (14) – 15 (28) июня 1925 г.). Герман Аав не признан Русскою Церковью. 28 декабря 1923 г. за 188 последовал Указ Священного Снода при Патриархе Всероссийском на имя Архиепископа Финляндского Серафима, коим подтверждается нахождение Финляндской церкви в ведении Патриарха Всероссийского («Церковные Ведомости» 3 и 4 от 1 (14) – 15 (28) февраля 1924 г.). Архиерейский Собор Загр. Церкви имел 10/23 октября 1924 г. суждение, при участии Митрополита Евлогия, о положении Русской Православной Церкви в Финляндии. Архиерейский Собор, признав неканоничным устранение Вселенским Патриархом Архиепископа Серафима от управления епархией, постановил: «Не признавать Епископа Германа главою Русской Православной Церкви в Финляндии и считать таковым Архиепископа Серафима» («Церковные Ведомости» 19 и 20 от 1 (14) – 15 (28) октября 1924 г.). В выпуске же «Церковных Ведомостей» 23 и 24) от 1 (14) – 15 (28) декабря 1926 г. напечатано исчерпывающего содержания заключение Управлявшего Петроградской епархией Преосвященного Иннокентия, Епископа Ладожского, данное монахам Валаамской обители 23 . «1) Считаю, что Первосвятителем Финляндской Церкви является и должен почитаться Преосвященный Архиепископ Серафим, который может быть уволен только Собором епископов по их суду. 2) Постановление и рукоположение хотя бы Константинопольским Патриархом эстонского священника Германа Аава , без согласия и против заявленного в свое время несогласия на то со стороны Архиепископа Серафима есть совершенно недопустимое по канонам дело (I Собора прав. 6). До соборного суждения о нем, Герман не может почитаться епископом вообще и тем более епископом Финляндским, как его именуют сейчас некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кстати, именно с Патриарха Мелетия началось падение Константинопольского Патриархата в бездну обновленчества, экуменизма, пересмотра святоотеческого предания и канонического права. До этого Константинопольские Патриархи были блюстителями Православия и друзьями Российской империи. Очевидно, что крушение России в 1917 году и убийство Православного Императора привело к серьезному ослаблению Православия на политическом уровне. Свидетельство тому - падение Константинопольского Патриархата, превращение его в " троянского коня " Православного мира, возникновение в 20-е годы ереси экуменизма, обновленческого и автокефалистского расколов в России и на Украине, календарный раскол в Греции, Финляндии и Румынии. Придя к власти путем внутрицерковного переворота, Мелетий ввел новый стиль, что вызвало раскол в православном мире, подписал экуменическое послание, явно расходящееся с православной экклизиологией, помогал обновленцам в СССР - не только признал их, но и требовал от святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, уйти на покой. В Финляндии Мелетий насильно сверг русского епископа и поставил туда своего протеже Германа (Аава), который разорил Финскую Церковь, устроил гонение на противников нового календаря, ныне Финская Церковь даже Пасху празднует по новому стилю. Все преемники Мелетия, в том числе и нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей являются продолжателями его курса. Тот же самый Варфоломей пошел на беспрецедентное сближение с католиками, что вызывает резкий протест у афонских монахов. Мало того, в 1995 году Патриарх Варфоломей принял в общение без перерукоположения т.н. " Украинскую Православную Церковь " в США, во главе с " митрополитом " Константином, а в марте 2000 года " митрополит " Константин, с ведома Патриарха Варфоломея, провозгласил себя " предстоятелем " т.н. Украинской Автокефальной Церкви во главе с " архиепископом " Игорем Исиченко. Здесь надо сказать, что лжеиерархия УПЦ в США и УАПЦ происходит от " липковской " " украинской автокефальной церкви " - самочинного сборища, созданного, при поддержке большевиков, маргинальной группкой украинских сепаратистов во главе с запрещенным священником Василием Липковским. В 1920 году решающее участие в создании этой группировки принял НКВД, который собирался использовать ее для борьбы с Русской Православной Церковью. Ни один епископ Православной Церкви не поддержал автокефалистской авантюры и Липковский сотоварищи решился на беспрецедентный и странный шаг - раскольники, миряне и священники, " рукоположили " Липковского в " митрополиты " . Естественно, что такое " рукоположение не имеет ничего общего с подлинной апостольской преемственностью. Подробнее об этом см. ( В.Петрушко " Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период " Из-во Свято-Тихоновского Богословского института, М.1998, стр. 11-13). Таким образом, в составе Константинопольского Патриархата оказалась группировка, " епископство " и " священство " которой не могут быть признаны.

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/ukr...

Во время путешествия авву сопровождало около 3000 желающих приобщиться к монашеской жизни. Во время одного из таких походов по дороге к своему ученику, он обратил ко Господу целый языческий город (Элусу). К 63-м годам подвижник был известен по всей Палестине духовными дарами прозорливости, исцеления, изгнания бесов, а также бесчисленными чудотворениями. Вокруг было много братии, и людей, жаждущих его благодатной помощи, приходило все больше. Старец затосковал о безмолвии и о том, «что получил на земле свою награду» в виде славы земной. Два года скорбел преподобный. После преставления Антония Великого в 356 году начинаются странствия преподобного Илариона в поисках безмолвия. Взяв с собой несколько учеников, он сел на осла и покинул место своих подвигов. Около десяти тысяч человек отправилось вслед за преподобным - и монахи, и миряне. Когда они его догнали, аава сказал им: «Я молился Господу, и Он повелел мне идти отсюда, чтобы не видеть скорби, имеющей постигнуть Церковь Божию, не смотреть на разорение святых храмов, попрание алтарей и пролитие крови моих чад. Не удерживайте же меня». Что он мог иметь в виду? Возможно, происки набравших силу ариан, но скорее всего, гонения Юлиана Отступника, который в тот момент еще даже кесарем не был, и по приказу которого впоследствии, как уже говорилось, действительно был разрушен центр общин преподобного Илариона. Почитатели и ученики семь дней не отпускали святого Илариона. В дальнейший путь он взял с собой сорок наиболее выносливых братьев. Они отправились в Египет, где авва общался с подвижниками северного округа и христианами, пострадавшими от ариан. Затем он совершил паломничество к местам подвигов и упокоения святого Антония, и, вернувшись в египетский город Афродитополь, отпустил иноков, оставив возле себя только двух учеников. С ними он удалился к желанному безмолвию в ближайшей пустыне. После кончины преподобного Антония было сильное бездождие. Услыхав об авве Иларионе, жители окрестных селений пришли к нему, прося молитв о даровании дождя.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/13/...

Он не проявлял ни враждебного, ни дружественного к ней отношения. Назначенный же Константинополем, в качестве преемника ему, Митрополит Августин даже и не устанавливал никаких сношений с зарубежною Русскою Иерархиею. Столь же обособленно от нея держится и Митрополит Эстонский Александр, поставленный Епископом по постановлению Патриарха Тихона, но сразу после хиротонии самовольно объявивший себя Митрополитом, что тут же было опротестовано совершавшим его хиротонию Архиепископом Финляндским Серафимом. В дальнейшем и Эстонская Церковь подчинилась Константинопольскому Патриарху, хотя при организации своего управления далеко не соблюдала его указания и нарушила свои обязательства по отношению к нему. Не известно, чтобы Вселенская Патриархия против этого заявляла протест. Вопроса о взаимоотношениях с Финляндской Церковью мы уже отчасти касались. Архиепископ Финляндский Серафим из всех возглавителей епархий в лимитрофных государствах выделяется своей верностью законной Русской церковной власти. Через него долгое время шли сношения с Патриархом Тихоном, который уже не мог непосредственно сноситься с зарубежными иерархами. Архиепископ Серафим не оставлял никаких недоговоренностей в своем отношении к Архиерейскому Синоду. Но это не нравилось финляндским шовинистам, желавшим совершенно отделить Финляндскую Церковь от Церкви Русской. В результате Архиепископ Серафим был лишен возможности управлять своею Церковью и, наконец, выехал в Западную Европу. Архиерейский Собор определением от 10/23 октября 1924 г. признал увольнение Архиепископа Серафима от управления Русской Православной Церковью в Финляндии неканоничным, напомнив, что Патриарх Тихон продолжает считать Финляндскую Церковь в своей юрисдикции. Вместе с тем, было постановлено не признавать Епископа Германа Аава главой Русской Православной Церкви в Финляндии и считать таковым Архиепископа Серафима, каковое постановление было вновь повторено в 1926 году. В соответствии с этим, никаких сношений с Германом Аавой у Архиерейского Синода не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006