Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН [фин. Herman] (Аав [эст. Aav]; 2.09.1878, с. Хелламаа, о-в Моон (Муху), Эстляндская губ.- 14.01.1961, Куопио, Финляндия), архиеп. Карельский и всей Финляндии (1925-1960), первый Предстоятель автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Род. в семье псаломщика и школьного учителя эстонца Василия Аава. Получив начальное образование в церковноприходской школе на о-ве Эзель (Сааремаа), в 1889 г. поступил в Рижское ДУ. С 1894 по 1900 г. учился в Рижской ДС, по окончании был назначен псаломщиком в ц. св. Марии Магдалины в Гапсале (Хаапсалу), где совмещал служение на приходе с преподаванием в местной школе. В 1904 г. женился и в этом же году Рижским и Митавским архиеп. сщмч. Агафангелом (Преображенским) рукоположен во диакона и иерея с назначением на приход в с. Лелле. В 1907-1911 гг. служил настоятелем прихода в с. Вяндра, с 1911 по 1923 г. был настоятелем прихода в Мустьяле на о-ве Сааремаа, где на него было возложено послушание благочинного Сааремского округа. Во время первой мировой войны и нем. оккупации Эстонии прот. Г. Аав был вынужден сочетать пастырское служение с работой в различных гражданских ведомствах. После провозглашения независимости Эстонской республики и образования автономной Эстонской Православной Церкви (10 мая 1920) прот. Герман вошел в состав ее церковного управления. В 1921 г. овдовел, сохранив за собой попечение над 6 детьми. В 1922 г. на Соборе автономной Эстонской Православной Церкви прот. Г. Аав был определен на викарную Нарвскую кафедру. В июне того же года на состоявшемся в Сортавале (Сердоболе) Соборе духовенства ФПЦ, к-рая 11 февр. 1921 г. получила от Патриарха Московского свт. Тихона статус автономии, прот. Г. Аав был избран викарным епископом с титулом «Сортавальский». Под давлением фин. правительства, требовавшего полной независимости Финляндской Церкви от Московского Патриархата, церковное управление ФПЦ приняло решение образовать собственную иерархию и добиваться от К-польского Патриархата статуса автокефалии. Несмотря на протесты Финляндского и Выборгского архиеп. Серафима (Лукьянова) , заявлявшего о неканоничности избрания без его согласия викарного епископа, церковное управление ФПЦ утвердило кандидатуру прот. Г. Аава и обратилось к К-польскому Патриарху Мелетию IV (Метаксакису) с просьбой совершить над ним хиротонию. В мае 1923 г. прот. Г. Аав принял финское гражданство и переехал в Финляндию.

http://pravenc.ru/text/164751.html

Это период когда, даже архивные источники не могут показать полноты картины. Слава Богу, что это время Церкви удалось пережить. Стоит ли ворошить действительно темные страницы этой истории? И основываясь на бессребреничестве архиеп. Германа (Аава), и прочих добродетелях этого человека забывать о главных событиях и стараться стать его апологетом. Факты изложенные прот. Владиславом Цыпиным ясно показывают по крайне мере анти каноничность всех начальных действий Германа (Аава). Силуан 27 октября 2014г. 19:15 Matias, благодарю Вас за комментарий. Я постараюсь ответить на него: Архиепископ Герман (Аав) такой же ставленник власти как и архиепископ Серафим (Лукьянов). Оба они избирались Церковным Собором, а в должности утверждались правительством. Только подобная процедура утверждения православного архиепископа в должности была одобрена самим Серафимом (Лукьяновым), Герман в этом участия никакого не принимал. См. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 119 Глубоковский Н.Н. ««Война и мир» в Финляндской Православной Церкви»//URL: (дата обращения: 08.03.2014). Вопрос удаления архиепископа Серафима с кафедры достаточно темен: сведения о незаконном удалении мы получаем из писем самого вл.Серафима, но о кризисе взаимоотношений его с епархиальным духовенством мало что известно. см. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. Германа (Аава) вряд ли можно назвать русофилом, но и считать главной фигурой всех проблематичных ситуаций в межцерковных отношениях также не стоит. Он был достаточно слабой личностью, которая постоянно находилась под влиянием окружающих. Я это и пытаюсь объяснить. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4231899

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. – М.: Отчий Дом, 2011. С. 188. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 115. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 38. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 104. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. С. 21. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. – С. 39. Комментарии ( 2): Матиас 20 октября 2014г. 14:15 Интересное исследование иеромонаха Силуана. Будучи знакомым с первой статьей автора http://www.bogoslov.ru/text/4047527.html появляется мысль, что уважаемый о. Силуан предлагает нам новый взгляд на фигуру архиепископа Германа (Аава). Факты используемые прот. Владиславом Цыпиным несмотря на их краткость, ясно показывают факт того, что архиепископ Герман ставленник власти (которая проводила политику национализма) после фактического изгнания епископа Серафима (Лукьянова), поставленного Патриархом Тихоном окормлять Финляндскую епархию. Поставление во епископа без предварительного пострига также является нарушением. Самовольное переведение в юрисдикцию Константинопольского Патриарха тоже вызывает большой вопрос. А история с обвинениями предявленными Им митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в проведении русской политики в Финляндии в 1927 году показывают антироссийскую политику Германа (Аава), который находился под давлением власти. И большой вопрос было ли это для него самого проблемой!! Послевоенные события и последующее признание РПЦ самозванной Церкви являются плодом политики проводимой в СССР Советом по делам Религий, а до этого Советом по делам РПЦ, когда Церковь была практически полностью в политических моментах подконтрольна государству. Ситуация в Финляндии во время постановления архиепископа Германа (Аава) похожа на нынешнее стремление сторонников автокефалии на Украине, которые наверное были бы рады схожему повороту истории.

http://bogoslov.ru/article/4231899

В 1926 году 17 монахов Валаамского монастыря по настоянию Аава были высланы из монастыря и поселены в глухом месте в бывшем доме умалишенных, где они находились на тюремном положении в очень тяжелых условиях, пока сербы, по просьбе русских иерархов, не взяли их в свои монастыри. Один чтимый иеромонах Поликарп за сношения с Архиерейским Снодом был судим церконным судом, посажен в тюрьму и выслан в Советскую Россию . В тяжких условиях и ныне находятся верные стоятели за каноническую правду в Валаамском и Коневецком монастырях. В Валаамской обители были удалены от должностей: наместник – иеромонах Иоасаф, казначей – иеромонах Иероним, ризничий – иеромонах Митрофан, благочинный – иеромонах Иона, духовник – иеромонах Михаил. В Коневецкой обители удалено Аавом все монастырское начальство: игумен – Амфилохий, казначей – иеромонах Дорофей, ризничий – иеромонах Серафим; духовник – иеромонах Валентин, благочинный – иеромонах Симон, эконом – иеромонах Пимен. На Валааме большинство монахов не посещает церкви, т. к. не желает признавать неканонической власти Константинопольской патриархии и Аава. Они вынуждены молиться в часовнях, в лесу или в келиях, но и там их притесняют и преследуют. О всех гонениях Аавы на монахов и монастыри Митрополит Евлогий отлично осведомлен, так как с Валаама подробно писали ему, прося помощи и защиты против Аава. Как Член Архиерейского Собора и Снода, участник их постановлений, Митрополит Евлогий прекрасно знает, чтó представляет собою гонитель православия Аав. И вот к этому лицу Митрополит Евлогий обратился, как к правящему Епископу с письмом, прося совета и поддержки. В издающейся в Сортовале (Сердоболе) газете «Утренняя Заря» напечатано следующее: «В качестве дополнения к помещенной в 4 «Утренней Зари» в 1927 г. статье под заглавием «Раскол в Зарубежной Русской Церкви» редакция в настоящем приложении помещает полученное Высокопреосвященным Архиепископом Германом письмо Высокопреосвященного Евлогия, Митрополита русских церквей в Западной Европе, от 5 марта с. г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

До 1921 года Финляндская православная архиепископия принадлежала Русской Православной Церкви, будучи одной из ее епархий. В 1921 году Св. Патриарх Тихон даровал Финляндской Церкви права внутреннего самоуправления, то есть, автономию, оставляя за собой право влиять на выборы архиепископа. В 1923 году финские сепаратисты вновь поставили вопрос об управлении Финляндскою Церковью. Св. Патриарх Тихон находился в тюремном заключении, положение дел Русской Православной Церкви находилось в крайне неопределенном состоянии. Никакого общения с Финляндской Церковью практически не существовало «Финляндский архиепископ Серафим (впоследствии Карловацкий митрополит), от которого потребовали в течение 3 - х месяцев выучить финский язык, на экзамен не явился, был сослан на о. Коневец и заточен в монастырь. В это время финляндские власти выписали из Эстонии некоего священника о. Германа Аава, «который потом сделался епископом - викарием архиепископа Серафима. Когда епископ Серафим был заточен, епископ Герман возглавил Православную Церковь в Финляндии. При нем создалось Управление, в которое вошли священники - ренегаты: Солнцев, Казанцев, Акулов (Петербургской Духовной - писал в своих воспоминаниях митр. Евлогий. О том, что новоявленный епископ практически являлся самозванцем, говорят и другие источники: Избрание священника Германа Аава на должность викарного епископа... в свое время не получило одобрения со стороны тогдашнего правящего Финляндского архиепископа Серафима. (Протокол 2 - го церк. Собора в Сердоболе от 17 - го июня 1922 г.). Государственный Совет Финляндии направил в Константинополь делегацию, возглавлявшуюся государственным советником Эмилем Нестором Сетяля, чтобы испросить там для Финляндской Православной Церкви полную независимости, то есть, автокефалию. Этого, тем не менее, Константинопольский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) не дал, но, даровав Финляндской епархии права расширенной автономии, присоединил ее после этого к своей юрисдикции. Присоединение Финляндской епархии к Константинопольской юрисдикции никогда не было признано Москвою. Уже сам Патриарх Тихон, по освобождении из тюрьмы, потребовал возвращения Финляндской епархии обратно, а юрисдикцию Московской Патриархии, однако неопределенное положение Русской Церкви помешало ему тогда приступить к тем или иным

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/...

недостойный инок Валаамской обители монах Иувиан. 7/20 февраля 1952 г. Глубокоуважаемый, дорогой, боголюбивый и добрейший Алексей Васильевич!!! Искреннейшее, радостно и сердечно приветствуем Вас, дорогой для всех нас, досточтимейший Алексей Васильевич, с светлым и всерадостным днём святого ангела Вашего — Святителя Алексия, который святою Церковью прославляется как “питатель вдов и отец сирот, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим”, “Церковная красота”, “Великий чудотворец”, “Светило всея Российския земли”, “Златозарная Российская земля”, — так Церковь Христова ублажает сего величайшего Святителя Христова!!! Слава и благодарение Господу Богу, что Вы получили моё письмо, а также и подаренную Вам литературу, которую Вы всегда удостаиваете Вашего высокого внимания, что меня особенно духовно радует и утешает. Как только получу из Америки продолжение этой литературы, то непременно поделюсь с Вами ЖМП выходит с большим опозданием: у нас получены 1–9 ЖМП, есть надежда, что скоро получим остальные то есть 10–12. По некоторым обстоятельствам, 12 ЖМП представляет особенный интерес: в нём выявляется сущность так называемой “Финляндской Православной Церкви” и ея “Архиепископа Германа Аава”, который причиняет нам великие скорби и утеснения 122 В особенности ополчились на меня как сам Герман Аав, так и его разбойничье церковное управление. Вся моя вина заключалась только в том, что аз грешный категорически и безусловно отказался от принятия в церковную практику католической пасхалии и таковаго же месяцеслова. Но 48 монашествующих нашей обители были совсем изгнаны из монастыря на все четыре стороны. Все они рассеялись по разным странам, причём некоторые из них мученически скончались, — все эти страдания и вся эта кровь легли на главу лже-епископа Германа Аава и его разбойничьего управления, которые и теперь бессовестно грабят наш монастырь, хотя и находящийся в беженстве. Достаточно сказать, что с 1939 года и по 1952 год Валаамский монастырь уплатил налогов в пользу Церковного управления и Германа Аава — 774 484 финских марок.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Категория : Финляндия Материал из Азбука паломники Финляндия (фин. Suomi, швед. Finland; официально Финляндская Республика , фин. Suomen tasavalta, швед. Republiken Finland) — государство на севере Европы. Официальные языки - финский, шведский. Население — 5 479 800 чел. (2015). Содержание Крупнейшие города [ править править код ] 1) Хельсинки 2) Эспоо 3) Тампере 4) Вантаа 5) Турку Православие в Финляндии [ править править код ] Православная Церковь Финляндии (фин. Suomen ortodoksinen kirkko другие названия: Финляндская православная церковь, Финляндская архиепископия Константинопольского патриархата греч. Ορθδοξος Αρχιεπισκοπ Φινλανδας) — автономная православная Церковь, с 1918 по 1923 годы находившаяся в юрисдикции Московского патриархата; с 1923 года состоящая в юрисдикции Константинопольского патриархата. История церкви [ править править код ] Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершён перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Российской Церкви. После получения Финляндией независимости в 1917 году чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону (Беллавину) о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года. В 1918 год имущество бывшей Русской Православной Церкви в Финляндии было огосударствлено и в своей значительной части передано вновь возникшей Финляндской автономной Церкви. Церковно-правительственная делегация в составе протоиерея Германа Аава, протоиерея Сергия Солнцева и представителя Правительства профессора Эмиля Сетяля находилась в Константинополе с 2 по 13 июля 1923 года и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий (Метаксакис) совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава (Православная российская церковь), который был хиротонисан в викарного епископа Карельского.

http://azbyka.ru/palomnik/Финляндия

Архиепископу Серафиму было предложено поселиться на покое в Коневском монастыре, ему назначили пенсию в 12 тысяч финских марок ежегодно, такую же, как лютеранским епископам. 281 Кроме того, архиепископ Серафим сохранил за собой финляндское гражданство, что впоследствии, при жизни в Европе, послужило ему своеобразной защитой и после 1947 г. воспрепятствовало попыткам советских органов госбезопасности открыто водворить его на территорию СССР. Архиерейский Синод РПЦЗ и после 1924 г. продолжал считать уволенного финляндским правительством архиепископа Серафима (Лукьянова) главой Русской Православной Церкви в Финляндии. Архиепископа Германа (Аава), главу национальной местной Церкви, они называли «лжеепископом». 282 В 1926 г. архиепископ Серафим был назначен викарием митрополита Евлогия (Георгиевского). После разрыва его с зарубежным Архиерейским Синодом вместо митрополита Евлогия возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ с 1927 по 1945 г. В межвоенный период Финляндская Православная Церковь значительно окрепла и выросла численно – с 55 тыс. верующих в 1920 г. до 81 тыс., в том числе 65 тыс. финнов, в 1940 г. Она состояла из двух епархий – Карельской (16 приходов, 54 878 чел.) и Выборгской (13 приходов, 18 709 чел.), окормляемых 50 священниками, и имела 4 монастыря – Валаамский (200 монахов), Коневский (20), Печенгский (17) и женский в Линтуле (34 насельницы). Резиденция главы Церкви – архиепископа Германа (Аава) находилась в Сортавале (Сердоболе), там же в 1918 г. была открыта Духовная семинария. 283 На 1 января 1934 г. в Церкви числилось 18 протоиереев, 31 священник, 2 протодиакона, 14 диаконов и 24 псаломщика, из числа духовенства 8 человек не имели финляндского гражданства. 284 Помимо Финляндской Православной Церкви в межвоенный период в Финляндии существовали две русские общины (Покровская и Никольская), находившиеся в управлении Западно-Европейского митрополита Евлогия (Георгиевского). Первая из них – Покровская в г. Выборге, была основана в 1926 г. купчихой А.Д. Пугиной после перехода Финляндской Церкви на финский язык в богослужениях и григорианский церковный календарь, что вызвало неприятие многих русских эмигрантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегации к Константинопольскому Патриарху Мелетию из Финляндии и Эстонии прибыли в Стамбул в 1923 г. одновременно. Делегацию Эстонской Церкви возглавлял архиепископ Ревельский и Эстонский Александр, делегацией из Финляндии руководил эстонец протоиерей Герман (Аав), долгие годы служивший приходским священником в эстонском приходе на острове Сааремаа, в 1922 г. он, уже вдовец, был избран кандидатом на епископскую кафедру в Нарве, но в июне того же года перешел в автономную Финляндскую Церковь и был избран викарным Сортавальским епископом. На июньском Соборе 1922 г. церковное управление православной Церкви в Финляндии приняло решение просить Константинопольский Патриархат о даровании автокефалии, в отличие от Эстонской Церкви, где во главе автокефалистского движения стоял глава Церкви, в Финляндии этот процесс шел вопреки воле канонического правящего архиерея – архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова), который не признал ни выборов нового викарного епископа, ни решения о направлении делегации в Константинопольский Патриархат. Архиепископ Финляндский Серафим так описывал усилия по обретению Финляндской Церковью автокефалии в письме к архиепископу Латвийскому Иоанну (Поммеру) от 29 мая 1923 г.: «Финляндское правительство и члены церковного управления скоро посылают делегацию в Константинополь к Вселенскому Патриарху для исходатайствования автокефалии и хиротонии протоиерея Аава в викарные епископы для Финляндской Церкви. В состав делегации входят профессор Сетям – лютеранин, протоиерей Солнцев и протоиерей Аав. Последний – эстонец, избран на здешнем Соборе в июне 1922 г. большинством голосов против моего желания викарным епископом. Он ни мне и никому другому совершенно не известен, его усиленно рекомендует архиепископ Ревельский Александр (Паулус. – Ред.). Он просил о хиротонии Аава митрополита Антония (Храповицкого . – Ред.), но тот решительно отказал ему в просьбе, я просил Вселенского и Сербского Патриархов, а также Синоды Румынской, Болгарской, Эллинской и Польской Церквей не посвящать Лава в епископы, так как избрание его противоканонично.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время архипастырского служения Германа (Аава) каких-либо серьезных стилистических изменений в богослужебном пении Финляндской Православной Церкви не произошло. Сборник «Всенощное бдение», изданный в 1945 г., служит хорошим примером репертуара финского богослужебного пения, в нем представлены сочинения А.Л. Веделя, А.М. Архангельского, Н.И. Бахметина, М.П. Строкина, А.Ф. Львова, а также финских композиторов Бориса Якубова, Петра Акимова, Пекка Аттинена и др. Из письма валаамского иеросхимонаха Михаила (Попова) архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру) известно, что на собраниях духовенства Финляндской Православной Церкви в 20-е гг. XX века высказывались следующие предложения, касающиеся изменения богослужебно-приходской жизни: - сокращение постов, - изменение вечерних богослужений (замена канона на пение духовных кантов, а вместо шестопсалмия и кафизм на утрени произносить проповедь), - изменения при совершении Божественной Литургии (убрать ектению об оглашенных и часы, тайные молитвы читать вслух), - разрешить совершение венчаний на дому и во всякое время, за исключением Первой и Страстной седмиц Великого Поста, - упразднить ношение рясы, заменив ее на kaftaani – сюртук лютеранских пасторов (согласно иеросхим. Михаилу, заменить на «особый сюртук – бонжур» ), - духовенству разрешить стричься, бриться и посещать общественные и увеселительные заведения, - Пасхальное богослужение совершать только утром, - в храмах установить скамьи и иконы повесить на такой высоте, чтобы не было возможности к ним прикладываться. Однако данные предложения не были введены как обязательные для всех приходов Финляндской Православной Церкви. В качестве итогов можно указать, что богослужебная жизнь Финляндской Православной Церкви во времена архиепископа Германа (Аава) не претерпела серьезных изменений, которые имели место уже впоследствии, при архиепископе Павле (Ольмари). Кроме того, следует отметить, что сам процесс «финнизации» православия в Финляндии довольно часто преувеличивается и приобретает исключительно отрицательный характер. Введение финского языка в качестве языка богослужения и прочие богослужебные изменения не носили обязательного и срочного характера, а предполагались к практической реализации в неопределенные сроки. Предстоятель Церкви архиепископ Герман (Аав) не имел всей полноты власти как в проведении реформ, так и их прекращении – здесь действовал принцип безоговорочного следования государственному и церковному законодательству, а также коллегиальным постановлениям Церковного Управления.

http://pravoslavie.ru/72242.html

  001     002    003    004    005    006