Но воздадим справедливую хвалу Господу Богу, Который дарует «Радонежу» возможность трудиться в столь многих сферах, налаживать связи между Церковью и обществом, взаимно сближая представителей церковного и светского миров, ради возрастания удельного веса православной культуры в нашей жизни. Что в заключение я мог бы пожелать бессменным но, к сожалению, небессмертным застрельщикам православного просвещения, объединившимся в «Радонеже»? Личного покаянного, молитвенного подвига, незазорной благочестивой жизни, таланта бодрости и радости в общении с окружающими, критического отношения к самим себе, умения видеть преимущества, достоинства, сильные стороны своих конкурентов и, конечно, подлинной любви к Матери Церкви и России, ради которых стоит жить, трудиться, самоумаляться и побеждать на всех фронтах православного просвещения.  СОЗИДАЮЩИЕ  [Савва Ямщиков], реставратор и искусствовед, заслуженный деятель искусств России  Радио «Радонеж» - та радиостанция, которая помогает людям ориентироваться в жизни нашего общества, переживающего не самые легкие времена. Мой цикл «Созидающие» - это беседы с лучшими, не побоюсь этого слова, людьми России, которые, не жалуясь на мировую тьму, зажигают свои лучины. Пытаются найти выход из того тупика, в котором мы оказались. Моими собеседниками были люди самых различных профессий. Конечно, ближе мне деятели культуры, писатели, художники, артисты, музыканты, как и те, кого я узнал близко в последние трудные годы. А с теми, кого узнаешь в трудные годы, дружба всегда прочнее, чем просто знакомство. Созидающие – это определение в полной мере относится и к людям, которые собрались в «Радонеже».  ГЛАВНАЯ ТЕМА – ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ  Протоиерей Олег Стеняев  На радио «Радонеж» я попал по приглашению Евгения Константиновича Никифорова, когда он узнал, что мы проводим чин присоединения в храме «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Первая группа сектантов, которую мы присоединили, были участники секты Аум Синрикё. Это было где-то в 1994 году и произошло при следующих обстоятельствах.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Однако, как вспоминает эта женщина, А. Л. Дворкин «называет все это «тоталитарными сектами,» с упором на первом слове». 742 Тем не менее в 1994 г. в широкое употребление термин тоталитарная секта еще не вошел. Так, в тексте коммюнике семинара «Сектантское движение корейского происхождения в России» (1994 г.) используются термины новые религиозные движения и секта, а в изданной в том же году полемической книге дьякона А. Кураева «Все равно как верить. Сборник статей по сравнительному богословию» встречается только термин секта. В определении Архиерейского Соборе 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» перечислены следующие группы: «Богородичный центр», «Белое братство», « Церковь последнего завета» (секта Виссариона), язычество, астрология, теософские и спиритические общества, «Агни-йога», «Ассоциация святого духа за объединение мирового христианства», «Новоапостольская церковь », «Церковь Христа», «Церковь сайентологии», мормоны, «Международное общество сознания Кришны», «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», движение «Новой Эры» («Нью эйдж»). Все они названы лжерелигиями, лжехристианством, псевдорелигиями, сектами и в кавычках «новыми религиозными движениями», но не тоталитарными сектами... В докладе же Святейшего Патриарха, где упоминалась еще иеговисты и «Поместная церковь », все перечисленные в определении организации были поделены уже на две группы: на секты и тоталитарные секты. К последним отнесли мунитов, «Детей Бога» («Семья») и « Церковь сайентологии». 743 Таким образом, единообразия в терминах не было: определение Собора «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» написано на одном языке, а тексты докладов на другом. В 1995 г. концепция тоталитарного сектантства была в развернутом виде представлена в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу». В ней приведено следующее определение тоталитарной секты: «Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Одним из примеров классификации может быть вероучительная классификация, предполагающая систематизацию всех религий по происхождению, когда все религиозные группы возводятся в первом приближении к двум типам мировых религий: к религиям со сложившимися традициями и новым религиям. К основным религиям относят: христианство, ислам, буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Три религии – мандеизм, зороастризм и йезидизм не имеют ярко выраженных подразделений. Основные религии подразделяются по нисходящей на ветви более низкого порядка: на направления (отличающиеся друг от друга по догматике и культу), на течения (для них характерна большая внутренняя близость, чем для направлений), на деноминации (практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу). Каждое направление или течение может иметь маргинальные группы. Маргинальные группы это и есть собственно секты. К маргиналам в протестантизме предлагается относить «Свидетелей Иеговы», мунитов, мормонов, унитариев, теософов, гностиков и т. п.; в православии: хлыстов, скопцов, духоборов и т. п. К маргинальному буддизму относят «Аум Синрикё»; к маргинальному индуизму относят «Трансцендентальную медитацию», движение Шри Чинмоя, Международное общество сознания Кришны, «Брахма Кумарис». 397 К новым религиям относят бахаизм, « Церковь сайентологии», движение «Нью эйдж». 398 Эта классификация дает наиболее полное представление о сути вероучения сект, но ее восприятие требует определенной подготовки. Классификация Г. Мелтона Классификация Гордона Мелтона (Melton) приведена в его «Энциклопедии американских религий», выдержавшей 5 изданий («The Encyclopedia of American Religions»). 399 Г. Мелтон все религии делит на 23 крупные категории по вероучительным и обрядовым признакам; в результате в одну группу попали довольно различные по вероучению конфессии, например, католичество и англиканство, православные и дохалкидонские церкви. К западному литургическому семейству отнесены: Римско-католическая церковь , старокатоличество, англиканство.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Подчеркиваем, что, говоря о тоталитарных сектах (деструктивных культах), мы не имеем в виду новые религиозные движения, но говорим о группах, чья идеология и практика опасны для личности и общества. Мы, участники конференции, — граждане разных стран, люди разных национальностей и убеждений, исповедующие разные религии и принадлежащие к разным христианским конфессиям, — едины в одном: угроза, исходящая от тоталитарных сект, должна быть преодолена, для чего необходимо объединить усилия государства, культурообразующих религий и гражданского общества. Мы выражаем надежду, что XXI век не станет веком псевдорелигиозного тоталитаризма, но веком свободы слова, убеждений и вероисповеданий. Приложение Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы — следующие: 1. «Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), 2. «Свидетели Иеговы», 3. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), 4. «Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире», КАРП и пр.), 5. «Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе, 6. «Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши, 7. «Ананда марга», 8. «Сахаджа-йога», 9. культ Шри Чинмоя, 10. «Брахма Кумарис», 11. культ Сатьи Сам Бабы, 12. ЗНО, 13. культ Ошо Раджниша, 14. «Аум Синрикё», 15. «Сока Гаккай», 16. «Фалуньгун», 17. «Семья» («Дети Бога»), 18. «Церковь Христа» (т. н. бостонское движение), 19. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли, 20. «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты, как «Церковь новое поколение»), 21. «Слово жизни», 22. «Церковь Завета», 23. «Живая вера», 24. «Живая вода», 25. «Церковь на камне», 26. «Новая жизнь», 27. «Роса», 28. «Благодать», 29. «Дом горшечника», 30. «Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр., 31. «Братство фиолетового пламени», 32. «Новый Акрополь», 33. «Синтон» Козлова, 34. «Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»),

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Приложение Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы – следующие: « Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.), «Свидетели Иеговы», « Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), « Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире», КАРП и пр.), «Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе, «Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши, «Ананда марга», «Сахаджа-йога», культ Шри Чинмоя, «Брахма Кумарис», культ Сатьи Сам Бабы, ЗНО, культ Ошо Раджниша, «Аум Синрикё», «Сока Гаккай», «Фалуньгун», «Семья» («Дети Бога»), « Церковь Христа» (т.н. бостонское движение), «Поместная (Местная) церковь » Уитнесса Ли, «Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты, как « Церковь новое поколение»), «Слово жизни», « Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», « Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», « Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр., «Братство фиолетового пламени», «Новый Акрополь», «Синтон» Козлова, « Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»), «Белое братство», «Ревнители истинного благочестия» (секта Петра), « Церковь последнего завета» (секта Виссариона), культ Порфирия Иванова, культ «Анастасии», «Школа Щетинина», секта Евгения Березикова, «Радастея», секта Столбуна, «Тетрада», секта Толгата Акбашева, «Страна Анура», секта Ольги Асауляк, «Школа Лхасы» (секта А. Червоненко), «Академия фронтальных проблем им. Золотова», «Троянова тропа», «К богодержавию» (секта отставного генерала Петрова), псевдотантрические секты Лапина и Руднева, «Астральное карате», «Рейки», ОТО, «Ландмарк международное образование – Форум» (бывший EST – семинар Вернера Эрхарда), «Лайф-Спринг», «Всемирные центры взаимоотношений» («Фиолетовые» Билла Ридлера), различные коммерческие культы и многие другие. Мы свидетельствуем об антихристианском и разрушительном характере различных культов, возникших на основе движения «Новой эры» («Нью эйдж»), теософии, антропософии, движении последователей семьи Рерихов, астрологических и уфологических культов, неоязыческих и нативистских культов, колдовства, ведьмовства, неошаманизма, люциферианства и сатанизма.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Разъясняя принцип равенства всех религиозных объединений перед Законом, законодатели установили: «Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения». Действительно, оно было настолько нейтрально, что даже допустило постоянное вещание во всероссийском телеэфире преступной религиозной группы Аум Синрикё, которую запретили в Японии как общественно опасную банду. В период действия этой нормы Закона в России обосновались все виды тоталитарных сект и общественно опасных религиозных группировок, которые более мобильны в прозелитизме, чем традиционные российские вероисповедания, поскольку финансируются враждебными для России силами. Новый, ныне действующий, Федеральный Закон поставил некоторые препятствия для распространения таких деструктивных религиозных образований. И, наконец, действительным гарантом осуществления свободы вероисповедания, как ее понимает государство, может и является весь корпус государственных актов, регулирующих религиозные отношения в обществе. Второй раздел Закона РСФСР включал в основном статьи, регулирующие процедуры учреждения религиозных объединений, а также – статьи, определяющие сферы и характер их деятельности. Особо следует обратить внимание на определение в Законе субъекта права. В соответствии со статьей 4 допускается единая форма коллективного исповедания – религиозное объединение. Поэтому в статье 17 устанавливалось: «Религиозное объединение – добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры». Таким образом, все религиозные учреждения, организации, учебные заведения и прочие церковные структуры публичного действия именуются одним термином – «религиозное объединение». Признаком «религиозного объединения» является инициативность десяти граждан в деле создания некоего общества, для совместного вероисповедания. Вполне очевидно, что под эту схему не вписывается такая организационная структура, как епархия Православной Церкви, какое-либо синодальное учреждение, духовная семинария, академия и прочие религиозные организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Россия сейчас представляет собой классический пример того, как могут работать сектанты в чрезвычайно благоприятных для них условиях. Похоже, существует негласный договор между ведущими сектами (мунитами, сайентологами, кришнаитами, иеговистами и др.) о разделении сфер влияния: скажем, муниты работают в области образования, сайентологи рвутся в военную промышленность и административные структуры, кришнаиты налаживают связи с пищевой и фармацевтической промышленностью, « Церковь Христа» действует среди молодежи в технических вузах и техникумах и т.п. Каждая секта стремится к завоеванию командных постов. Если сайентологи подчиняют себе директора фабрики, то все рабочие оказываются в их распоряжении: сверху легче насаждать свою систему. Если муниты обращают учительницу, то она ведет к ним весь класс. Французская телевизионная группа, посетившая одну из московских школ, сняла репортаж о мунитской учительнице, с наивной гордостью сообщившей, что из 60 учеников после года работы с ними 20 стали регулярно ходить на молитвенные собрания «Церкви объединения». Представляется, что жесткая пирамидальная структура большинства тоталитарных сект является инфернальной пародией на нормальный для христианской Церкви принцип иерархизма, а их стремление к мировому господству – на христианский универсализм. 3 . Метод Метод – это то, что делает лидера лидером. Это то его изобретение, с которым он начинает покорение мира. Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках у гуру или организации. До конца этот метод всегда непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим. Что касается простоты и доходчивости, то здесь все понятно: мы живем в век инструкций, в которых все расписано. Например, человек покупает пакетик, открывает его, высыпает его содержимое в стакан, наливает туда воды и пьет: «Райское наслаждение!» Это называется «тайна»: «Просто добавь воды». Можно говорить и о «растворимой религиозности». Любая секта предлагает такие же простые инструкции, такой же простой рецепт: придите к нам, мы вас научим делать то-то и то-то, и вы достигнете. Чего? Вот тут-то и начинается метод любой секты, его всеобъемлющесть. Возьмите любую сектантскую листовку и вы прочтете (как это было, например, у «Аум Синрикё»), что членство в секте улучшает здоровье, повышает интеллект, приносит удачу, учит левитировать (летать по воздуху), входить в состояние невероятного блаженства, достигать спасения и т.д., и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

С 1992 г. во Владимире существует община Об-ва сознания Кришны (Вайшнавы), кришнаиты есть также в Лакинске и Собинке. Формируется «Центр Шри Чинмоя». К нач. 2003 г. во В. о. были зарегистрированы 2 общины Иеговы свидетелей , 6 общин харизматических церквей (появились во В. о.- во Владимире, в Камешкове, Гусь-Хрустальном, Коврове и Кольчугине - преимущественно в 1992-1993): «Новый путь», «Лоза», «Жатва», «Жизнь», церковь «Калвери Чапел» (при общине существует детская школа). В 1990 г. на территории В. о. начали свою деятельность Белое братство , ЮСМАЛОС и Аум Синрикё , в наст. время запрещенные. «Центр Рона Хаббарда» и центр саентологов (см. ст. Саентология ), расположенные во Владимире и Радужном, не зарегистрированы, существуют под видом «Клуба интересного общения», «Школы здорового образа жизни». В стадии формирования находится группа последователей П. К. Иванова , проводивших акции во Владимире, Камешкове и Гусь-Хрустальном. В Гусь-Хрустальном, Меленковском, Муромском и Суздальском р-нах действуют незарегистрированные группы неоязычников. А. Ф. Маштафаров, В. М. Некрасов Арх.: Упр. Минюст по Владимирской обл., Владимирский облкомстат, ГА Владимирской обл. Офиц. сведения и мат-лы. Ист.: Денисов С. Виноград российский. М., 1906. Гл. 19-26; Из Покровского у. (Владимирской губ.)//Истина. 1886. 107. С. 14-15; Из Муромского у. Владимирской губ.//Владимирские ЕВ. 1889. 5. С. 88-92; Календарь Владимирской губ. Владимир, 1910; Религ. объединения Владимирской обл.: Информ. справ. Владимир, 2001. Лит.: Саннинский И. К истории раскола и единоверия Владимирской епархии//Владимирские ЕВ. 1886. Ч. неофиц. 24. С. 656-665; Добронравов В. Г. Из истории молоканства во Владимирской епархии//Тр. Владимирской учен. арх. комиссии. Владимир, 1899. Кн. 1. С. 31-48; он же. Страничка из истории раскола и сектантства во Владимирской епархии//Владимирские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 682-690; 24. С. 827-843; 1900. 1. С. 4-19; 2. С. 54-79; Секта адвентистов в Меленковском у.//Там же. 1910. Ч. неофиц. 48. С. 895-899; 49. С. 930-934; Акципетров А. Секта бегунов во Владимирской губ.//Там же. 1911. 2. Ч. неофиц. С. 27-30; 3. С. 57-61; Орфеев Г., свящ. Секта иоаннитов//Там же. 1912. 16. Ч. неофиц. С. 351-356; 17. С. 369-375; Археол. карта России: Владимирская обл. М., 1995; Ageeva E. A., Robson R. R., Smiljanskja E. B. Старообрядцы спасовцы: Пути нар. богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России ХХ ст.//Res. 1997. Vol. 69. N 1/2. P. 101-117; Безгодов А. А., Михайлов С. С. Подмосковная «Патриаршина»: Страница истории староверия в Орехово-Зуевском р-не. М., 2003; Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность: Сб. Владимир, 2003.

http://pravenc.ru/text/154967.html

с помощью милиции (ГАРК Крыма. Ф. Р-3909. Оп. 1. Д. 159. Л. 36). В нач. 90-х гг. XX в. в К. получили также распространение вост. оккультные практики и эзотерические культы. В 1993 г. при Симферопольском гос. ун-те открылся «Ведический факультет» с «Центром трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги», правомерность существования к-рого была оспорена в 1994 г. в совместном заявлении Совета по делам религий и Мин-ва здравоохранения К., после чего фак-т был закрыт. В настоящее время адепты Махариши, зарегистрировавшиеся как общественная орг-ция, имеют ашрам (общину) в с. Прохладном Бахчисарайского р-на. В 1995 г. зарегистрированы община «Всемирная чистая религия» (Сахаджа-Йога) в Симферополе и «Община Бахаи» (см. ст. Бахаи религия ) в Ялте. В 1996 г. в Симферополе получили регистрацию «Духовный центр Вселенский храм света» и «Центр Шри Чин Моя». В Ялте местная «народная целительница» зарегистрировала в 1996 г. «Даосскую религиозную общину возрожденной драгоценности», в 1999 г.- Ялтинское об-во духовного возрождения «Фиолет». В Севастополе и Симферополе под видом центра эзотерических знаний и школы ашрам-йоги «Гухья Самаджа» с 1998 г. зарегистрированы последователи Аум Синрикё , идеологом стал «гуру» В. Минцев. В 2003-2004 гг. адепты секты покинули К. В 1998 г. в Евпатории появились виссарионовцы (см. ст. Последнего завета церковь ), а в Феодосии действовало оккультное об-во «Черный лотос». С 1999 г. в пос. Мирный Евпаторийского горсовета существует «Апостольская вселенская церковь Солнца» (фонд «Святая Киевская Русь») - отделившаяся от «Богородичного центра» тоталитарная группа, члены к-рой пытались получить регистрацию как пятидесятники. Поддержкой многих деятелей культуры К. пользуется движение рериховцев (см. ст. Рерихи ). Председателем Крымского отд-ния Международного центра Рерихов с 1991 г. является Л. В. Кудряшова, директор Симферопольского художественного музея (с 2006). Действует «Севастопольский городской фонд Рерихов» с центром детского творчества «Уриэль» им.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Тогда эта секта была очень популярна. Ее лидер Асахара выступал по телевидению, рассказывал о своей программе, встречался с Горбачёвым, с Руцким, потом уже с окружением Ельцина. Я пошёл прямо к ним на собрание. К тому времени мы уже стали выводить людей из этой секты, и они стали приходить к нам в Центр реабилитации. Я предложил руководству этой секты в Москве провести у них религиозный диспут. Моя задача во время этого диспута заключалась в том, что я должен был доказать слушателям, что Аум Синрикё - это не буддизм, это не христианство, это именно имитация неких традиций, то есть, синкретическая, сектантская мешанина. Так вот после этого диспута я объявил телефон Центра реабилитации, адрес, и в течение недели 25 аумовцев пришли ко мне в храм и изъявили желание вернуться в православие. Я связался с Чистым переулком, и Владыка Арсений посоветовал мне совершить над ними чин присоединения, помазав их святым миром, так как они были в языческом заблуждении, и им даже поменяли имена. То есть, они даже отреклись от своих святых. Потом уже я написал прошение на имя Святейшего о том, что целесообразнее, чтобы чин присоединения совершал епископ, когда собираются большие группы. Мы начали работать и с другими сектами. И сейчас каждый год проходит 2-3 чина присоединения в этом же храме. Возникла уже такая московская традиция, и, наверное, она будет продолжаться и после нас. Я имею в виду себя и отца Евгения Тремаскина. Чин присоединения заключается в том, что полгода мы готовим сектантов, как им вернуться в православие. Они ходят на занятия воскресной библейской школы для взрослых, изучают там Писание, догматы веры, приходят лично ко мне, задают вопросы, говорят о наболевшем. Реабилитация сектантов – это очень сложный процесс. Приходится заниматься не только чисто религиозной, но и социальной, и юридической реабилитацией, если эти люди всё потеряли. Иногда нужна и медицинская реабилитация. В таких случаях мы прибегаем к помощи специалистов. Надо ведь помочь человеку как-то прийти в себя.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010