Близ ст. Хрипань Казанского направления Московской железной дороги действует иешива «Торат Хаим» (Учение жизни), основанная в 1989 г. (в 1990-1992 располагалась у пос. Валентиновка (ныне в черте г. Королёва), в 1992-2002 в пос. Удельная Раменского р-на). В 2006 г. в Пушкинский р-н переехала из Москвы поддерживаемая ФЕОР иешива «Томхей Тмимим». Также в М. о. функционирует ряд объектов религ. инфраструктуры, используемых евреями Москвы: евр. кладбище в Малаховке (в 2011 оно было существенно расширено), поддерживаемый ФЕОР детский лагерь «Ган Исроэль» (2001), Центр духовной и физической реабилитации «Эшель» (открыт в нач. 2000-х общиной московской синагоги на Б. Бронной ул.). В 2016 г. в г. Котельники открылся образовательный центр общины горских евреев «Бейт-Сфаради». Община караимов «Азызлык» (Святость), к сер. 90-х гг. XX в. зарегистрированная в Люберцах, ныне не действует. С. А. Чарный Новые религиозные движения В М. о. с рубежа 80-х и 90-х гг. XX в. большую активность проявляли представители новых религ. движений. В последние годы нек-рые из них регистрировались как культурные центры, общественные или просветительские орг-ции, благотворительные фонды или оздоровительные об-ва. В 1994 г. в Домодедове был зарегистрирован филиал секты Аум Синрикё - объединение «Путь к истине», организация ликвидирована в 2004 г. Еще 1 филиал действовал до 1995 г. в Королёве. В Жуковском получил регистрацию «Центр Всемирного духовного университета «Брахма Кумарис»» (см. Брахма Кумарис ), впосл. центр был лишен регистрации. В дер. Маришкино Воскресенского р-на в 1996 г. был создан центр Московской областной благотворительной орг-ции «Харе Кришна - пища милосердия», являвшийся филиалом международного общества «Сознание Кришны» (орг-ция впосл. снята с регистрации). В 2007 г. в Клину открылось об-во «Сахаджа-Йога» (на нач. июля 2017 зарегистрирована как «Автономная некоммерческая организация содействия развитию нравственности человека «Сахаджа Йога - мировая философия науки, здоровья и этики»»). В Егорьевске в 1993 г. было зарегистрировано объединение «Эзотерическая церковь (Тантрическая буддийская йога)», впосл. оно было снято с регистрации.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В ответ на стремление сдержать этот миссионерский натиск извне мы часто слышим упреки в попрании свободы совести и ограничении прав личности. Но свобода не означает вседозволенности. Христова истина, делающая нас свободными (Ин. 8, 32), накладывает на нас и огромную ответственность - уважать и охранять свободу других. И именно агрессивное навязывание иностранными миссионерами своих взглядов и принципов, сложившихся в чужой для нас религиозно-культурной среде, является попранием этой свободы - христианской и гражданской. С болью должен констатировать, что в развитии прозелитизма есть и доля нашей вины: люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительной и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей. Динамика активности псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, достигнув наивысшей точки в 1990-1994 годах, в настоящее время немного снизилась. Деятельность некоторых из них, например " Белого братства " и " Аум Синрикё " , была прекращена решением суда. Наблюдается значительный рост только тех сект, чьи доктрины и религиозная практика наиболее соответствуют душевному состоянию и потребностям людей в условиях социально-политического кризиса. Поэтому в странах СНГ и Балтии продолжает расти число иеговистов, сайентологов, сект и оккультных групп с медицинской, особенно психологически ориентированной спецификой. С прежней активностью продолжают работать движения гностического типа: теософы, антропософы, рериховцы, а также оккультные группы и организации разных толков, астрологи, экстрасенсы и целители. Благодаря мощной издательской и пропагандистской деятельности в поле их влияния попадает большое количество людей, которые или пополняют ряды их последователей, или становятся предрасположенными к оккультизму. Многие из последней категории находятся в пограничной зоне с практическим оккультизмом. Тем, кто интересуется магией, оккультные учебные заведения предлагают профессиональное образование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

В свое время, в середине 1990-х, мы предложили диспут членам секты «Аум Синрикё», высказав пожелание встретиться на диспуте с самим Асахарой. Асахара назначил для проведения диспута с их стороны свое доверенное лицо Пуно Сигошу. Диспут проходил в огромном зале секты на Звездном бульваре в Москве. Со стороны сектантов присутствовало более 100 человек, православных пришли только трое. Диспут проходил более двух часов. И по его окончании мы объявили координаты московского Центра реабилитации на Ордынке с уточнением времени приема. В течение недели Центр посетили более 30 «аумовцев», 25 из которых позже прошли Чин присоединения к Православной Церкви. Итак, диспут или встреча с «лидером» в присутствии рядового адепта секты состоялись. Следующий и очень важный этап – это посещение сектанта по месту его жительства. «Чужие здесь не ходят» Место жительства любого человека – это интимная среда обитания: «чужие здесь не ходят». И если вам всё же удалось посетить сектанта по месту жительства, то можно сказать, что вы точно установили с ним доверительные отношения . Обычно при посещении сектантов по месту их жительства я специально не завожу вопроса о наших с ними религиозных разногласиях, но стараюсь говорить более на отвлеченные от полемики темы. Здесь мой оппонент видит, что он интересен мне не только как объект для миссионерской «обработки», но и как человек. Желательно на такую встречу взять с собою человека, вышедшего из секты, к которой принадлежит ваш оппонент. Он сможет рассказать о своем собственном опыте возвращения в Церковь, избегая резких оценок той секты, где он когда-то находился. Конечно, если сектант сам затронет те или иные вопросы, то необходимо в дружественной форме, без давления и излишней эмоциональности ответить на его вопросы или замечания. И очень важно подсказать ему, чем он мог бы заниматься в случае его перехода или возвращения в Православие. Если человек имеет склонность к пению и музыке, ему можно предложить петь в хоре; если его более интересуют сугубо религиозные вопросы, то он мог бы начать посещение молодежного кружка по изучению Библии при вашем храме . Как показывает опыт, лица, проявляющие интерес к Православию, но еще не вошедшие в Церковь, интересуются, чем бы они могли быть полезны на приходе в случае их присоединения к Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/106728.html

До конца 1993 гг. сектантская карта России в общих чертах практически сложилась: большинство сект, существующих сегодня в России, к этому времени уже действовали не ее территории, но наибольшее внимание привлекали к себе в то время «Богородичный центр» и «Белове братство». Масштаб их деятельности возрос настолько, что Архиерейский Собор РПЦ, проходивший в Москве 31 марта – 4 апреля 1992 г., вынужден был выступить с осуждением учения Богородичного центра, где оно было названо «суррогатом ересей». 722 В начале 1990-х гг. борьба с сектами велась главным образом на приходском уровне, а также путем их критики в СМИ и книгах православных богословов и протестантских полемистов. В 1991 г. были изданы книги: иером. Серафима Роуза «Православие и религия будущего», прот. М. Зноско-Боровского «Православие, Римо- католичество, протестантизм, сектантство» и Дж. Макдауэлла и Д. Стюарта «Обманщики»; в 1992 г. переиздана книга М. Уолтера «Царство культов». Однако эти книги не могли полностью удовлетворить потребность в подобной литературе, поскольку каждый год появлялось несколько новых сект. По мере роста сект в России появились противосектантские центры. В сентябре 1993 г. в Москве в Отделе религиозного образования и катехизации был образован информационно-консультативный Центр сщмч. Иринея Лионского , который разделяет и пропагандирует идеи западного антикультового движения. Вскоре в Москве возникает центр реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий им. А. С. Хомякова. В отличие от информационного Центра, он занимался миссионерской работой среди сектантов и богословской полемикой с ними. В первое время его подход к природе культов тоже находился под влиянием антикультового движения, но затем он стал вести борьбу с сектами с церковных позиций. По инициативе Центра сщмч. Иринея Лионского в 1994 г. в Москве была проведена международная конференции «Тоталитарные секты в России». С 21 по 23 ноября 1994 г. в ОВЦС МП прошел семинар на тему «Сектантское движение корейского происхождения в России», организованный ОВЦС МП и Национальным советом церквей Кореи. Много внимания деятельности сектантов было уделено на состоявшемся в Москве с 29 ноября по 2 декабря 1994 г. Архиерейском Соборе. Собор принял определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором осуждена деятельность таких движений и сект, как: «Богородичный центр», «Белое братство», « Церковь последнего завета» (секта Виссариона), язычество, астрология, теософские и спиритические общества, «Агни-йога», «Ассоциация святого духа за объединение мирового христианства», «Новоапостольская церковь », «Церковь Христа», «Церковь сайентологии», мормоны, «Международное общество сознания Кришны», «Аум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», движение «Новая эра» («Нью эйдж»).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Зачастую «духовные пастыри» БЦ просто выливают на Московскую Патриархию ворох нецензурных и матерных выражений. Поначалу в Москве у «богородичников» была большая конкуренция с другими, так же как и они, претендующими на вселенскость самозванцами. Был конфликт с «Белым братством»; как и другим сектам, им сильно подпортила репутацию «Аум Синрикё» своей историей в токийском метро. Еще в начале 1993 года БЦ заявил, что «Богородица» благословила им для дальнейшей деятельности Петербург, который они переименовали в Мариенград. Там в ДК им. Горького они провели «покаянный собор», который был сорван членами «Белого братства»: те явились на собор и устроили потасовку. История была скандальная: Марина Цвигун рассчитывала на то, что Береславский ее признает (подобно тому, как царица Мария Нагая признала Гришку Отрепьева за своего сына), но ничего не вышло. С тех пор и до самого киевского апофеоза «Белого братства» две эти секты откровенно друг друга поносили. Впрочем, народ до сих пор путает обе секты: слишком одновременно они приобрели скандальную известность и слишком похожими были их методы работы. С некоторых пор «богородичники» стали сворачивать свою шумную публичную деятельность и перешли на полуконспиративный режим работы. Сейчас они несколько менее заметны, но это не значит, что их нет. Внешне они все больше мимикрируют под Православие, и многие маловоцерковленные люди делаются жертвой этого обмана: так, сектантам удается проникать в больницы и школы, собирать щедрые пожертвования от предпринимателей и пр. Постепенно они начали присматриваться к другим регионам, перебираться за Уральские горы, но и там чувствуют себя комфортно далеко не везде. Например, в феврале 1996 года областной суд Иркутска запретил деятельность «Богородичного центра» на территории Иркутской области. Одновременно береславцы ищут союзников среди родственных сект за рубежом – из так называемых марианских церквей: либо из маргинальных католических групп, которые особое внимание уделяют почитанию Девы Марии, либо из отколовшихся от римо-католичества церквей. Главный признак всех этих союзников – это то, что у них Христос постепенно замещается Божией Матерью и христианство превращается в марианство. 2. По утверждению Береславского, настало время для рождения «неохристианства»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

интеграции татар Б., Литвы, Польши и Крыма, сохранению их этнической самобытности, возрождению ислам. религии и культуры. После Великой Отечественной войны в Б. осталась 1 мечеть в Ивье Гродненской обл. Во 2-й пол. 90-х гг. XX в. активизировались строительство и реставрация мечетей в Слониме, Новогрудке, Видзах, создается комплекс мусульм. культурно-религ. центра в Минске. Нетрадиционные религиозные и псевдорелигиозные направления и движения Получили распространение в Б. в посл. десятилетие, они связаны гл. обр. с буддизмом и индуизмом (хатха-йога, дзен-буддизм, агни-йога, вайшнавы, брахма кумарис и др.). Их последователями является в основном учащаяся молодежь и интеллигенция. Наиболее крупные и активные - агни-йога, кришнаиты. В Б. зарегистрированы неск. общин синкретических религиозно-этических учений бахаев (баха-уллу), сайентологов, центра Шри Чин Моя и др. Деятельность экстремистских и деструктивных религ. сект Белого братства , Аум Синрикё , тантрийской секты Ананда Марг , сатанистов и др. в Б. запрещена. Арх.: НАРБ. Ф. 4, 62, 93; НИАБ. Ф. 136, 2786; НАБ в Гродно. Ф. 1. Ист.: АЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1; 1871. Ч. 1. Т. 4; 1914. Ч. 3. Т. 4; ПСПиР. 1915. [Т.]: Царствование государя имп. Павла I; ПСРЛ. Т. 1, 2, 7, 9, 35; Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999; Археографический сб. док-тов, относящихся к истории сев.-зап. Руси. Вильно, 1867-1904. Т. 1-14; Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. Вильна, 1889. Т. 16; 1908. Т. 33; Житие прп. Евфросинии, кнж. Полотския (по трем ред.)/Изд. А. Сапунова. Витебск, 1888; Иосиф (Семашко), митр. Литовский. Записки. СПб., 1883. Т. 1-3; Василий (Лужинский), архиеп. Полоцкий и Витебский. Записки... о начале и ходе окончательно совершившихся дел воссоединения греко-униатской церкви в Белоруссии и Волвены с Правосл. Российской Церковью, написанные в кон. 1866 г. Каз., 1885; Документы, объясняющие историю Западнорусского края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865; Памятники полемической лит-ры в Зап.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Книга А. Егорцева «Тоталитарные секты — свобода от совести» (М., 1997) является сборником журналистских репортажей-зарисовок на темы проникновения различных сект в нашу жизнь. Свою цель она безусловно выполняет, но систематического изложения учения и истории той или иной тоталитарной секты читатель в ней не найдет. Впрочем, автор и не ставит перед собой такой задачи. Есть еще моя брошюра «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» — в ней дается общее понятие о тоталитарных сектах. Однако не нужно забывать, что брошюра эта адресована в первую очередь нецерковному человеку, еще не сделавшему свой религиозный выбор. Центр сщмч. Иринея, еп. Лионского, выпустил в свет переводную с немецкого книгу «Империя преподобного Муна», а также книгу «Капкан безграничной свободы» — сборник статей о сайентологии. До сих пор эти два издания являются наиболее авторитетными и достоверными русскоязычными критическими публикациями о данных сектах. В январе 2001 г. Издательство Московской Патриархии выпустило подготовленный Центром св. Иринея Лионского объемный сборник материалов нашумевшего судебного процесса целого ряда тоталитарных сект против меня и Отдела религиозного образования и катехизации МП РПЦ. Сборник, содержащий большое количество важных документов, судебных решений, резолюций правительственных органов разных стран, свидетельских показаний, журналистских расследований и др., называется «Секты против Церкви». Мы опубликовали также несколько информационных листков о иеговистах, сайентологах, московской «Церкви Христа» и «АУМ Синрикё». Они имеют весьма широкое хождение, и мы уже встречались со многими их перепечатками в самых разных местах. Также целый ряд полезных информационных листков и материалов (в особенности по «Свидетелям Иеговы», мормонам и «теологии процветания») был издан Санкт-Петербургским «Центром апологетических исследований». В книгах диакона Андрея Кураева можно найти все, что касается Рерихов, антропософии, теософии и других видов «интеллигентского» оккультизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

М.ХУЗИН: Это как раз и есть показатель того, что призванные заниматься просветительством, призванные создавать положительный образ ислама и российского мусульманина во всем нашем обществе, ведущие, там, мусульманские организации занимались не той деятельностью все эти годы. Зачем нужно было бы, к примеру, увязнуть в проекте строительства громадной мечети в центре Москвы, которая к тому же пошла по швам практически, да? Может быть, лучше было бы создавать телепрограммы просветительские, хорошие, хорошего качества. О.БЫЧКОВА: А есть же какой-то на РТР. Р.СИЛАНТЬЕВ: Это этнографическая, скорее, программа " Мусульмане " . Но 10 минут в неделю мало эффекта приносит. Предлагал же президент Дмитрий Медведев исламский телеканал создать и деньги на это обещал выделить. Это уже сколько? 1,5 года назад было, но как-то, вот, никакого продвижения нет. Действительно, это проблема очень серьезная. И растет исламофобия в обществе. Обвиняют очень часто СМИ. Вот, когда пишут о причинах исламофобии: " Кто виноват? " – " Проклятые журналисты, которые мусульман очерняют " . О.БЫЧКОВА: Ну, это как обычно, да, нормально. Р.СИЛАНТЬЕВ: А я на это отвечаю. Собственно, а что? Ну, исламофобия, на самом деле, по двум факторам происходит. Одни люди совершают теракт. Понятно, что они заявляют, что во имя Аллаха это делают – это главная причина исламофобии. Но разумные люди не принимали бы это во внимание... О.БЫЧКОВА: Ну, опять-таки, потому что никто не знает, что там написано в Коране и что там написано про убийство или неубийство, и про все эти жертвы, там, и про всех этих камикадзе. Ну, никто не знает. Поэтому принимают на веру, что слышат. Р.СИЛАНТЬЕВ: А вы знаете, можно было бы разъяснить. Ну, есть, например, секта, какой-нибудь " Народный храм " , который в Гайане убил почти 1000 человек. Она христианская секта, но ее ни с католиками, ни с православными, ни с лютеранами никто не смешивает. А почему не ассоциируют? Вот, есть церковь или иная уважаемая организация, а есть секта. Вот, секта Аум Синрикё, она хоть и буддистского происхождения, вот, к российским буддистам никакого отношения не имеет и они за ее деятельность ответственности не несут.

http://religare.ru/2_81446.html

Маловерие — неверие в реальное всеприсутствие и всемогущество Божие, в Его беспредельную благость и любовь к каждой человеческой личности. Мир души — смиренное (с миром), спокойное, гармоничное состояние души христианина, основанное на твердой вере во всемогущество и милосердие Божие; достигается отказом от гордой «самости» (богоборческого состояния самодовлеющей личности), вручением всей своей жизни в руки Божии и освобождением души от пленения страстями. Малодушие — расслабление души, нервозность, страх перед жизнью, непоследовательность, ненастойчивость в достижении целей христианской жизни как следствие маловерия, неупования на Господа, недоверия к Его премудрому Промыслу, к Его любви и заботе о каждой человеческой душе. Церковные раскольники — католики, униаты, староверы и безблагодатные (т. е. неканонические, незаконные) автокефалисты. Сектанты — всякого рода протестанты, в народе называются «штундистами»: лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т. п. Иноверцы — иудеи (приверженцы иудаизма), мусульмане (приверженцы ислама), буддисты и пр. Оккультисты — приверженцы оккультизма — любых культов и учений, практикующих служение в открытом или сокрытом виде «иным богам», которые, по слову Апостола Павла, «суть беси», и непричастных к святой Православной Церкви. Сюда относятся восточные или иные тоталитарные мистические культы, подавляющие психику человека, различные языческие культы, сатанисты, экстрасенсы, «космические контактеры» и пр., а также: кришнаиты, секта иеговистов, так называемый «Богородичный центр», «Белое братство», так называемая «Церковь Христа», последователи учения Рерихов («Агни йога»), Шри Чинмоя, Порфирия Иванова («Ивановцы»), СёкоАсахара («Аум Синрикё»), трансцендентальной медитации, дианетики и сайентологии («Церковь Хаббарда») и множество других. Магия - черная или так называемая белая — есть служение дьяволу. Сюда же относится произнесение любых заклинаний, заговоров или не одобренных Церковью молитв, а также церковных молитв в злонамеренно урезанном виде или с чуждыми добавлениями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мы видим, как сегодняшние люди похожи на греховное допотопное человечество: есть и свои исполины, есть и свои извращенцы, есть и те немногие, которые ходят путями Господними, есть и те, которые ходят путями своими. А как же будет во дни Пришествия Сына Человеческого? Мы часто задаем себе этот вопрос, желая наперед знать, какое бедствие ожидает нас. И учеников Господа интересовал этот же вопрос. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф.24:3–5 ). Как это похоже на наше с вами время! Сколько лжехристов появилось! Еще сто–двести лет назад невозможно было представить, что человек может такое сказать о себе. Теперь же лжехристы говорят с телеэкранов. Возьмите, например, лжехриста Виссариона. Некто Сергей Тороп, бывший работник ГАИ города Минусинска, объявил себя Иисусом Христом. У него огромные толпы последователей, которые бросают родных и близких, продают свои дома и квартиры, отдают ему все свои средства, а сами живут в бараке. Сам же лжехристос из Сибири ездит по всему миру. Но в Евангелии говорится не об одном лжехристе, а о многих. Так и Сергей Тороп – это лишь один из многих. Вспомните «преподобного» Сёко Асахару – главу секты Аум Синрикё. В своей книге «Провозглашаю себя Христом» он пишет, что никогда не читал Нового Завета, но, прочитав пять лет назад Откровение Иоанна Богослова, понял, что является Иисусом Христом. В подтверждение этого он заявил, что о нем говорил Нострадамус, да и борода у него волнистая, что, на его взгляд, достаточно для провозглашения себя Христом. Последователи этого человека есть во многих странах – и в Японии, и в России, и в Америке, и в Австралии. Начав с философии, с рассуждений о совершенствовании человека, последователи этой секты перешли к чудовищным террористическим актам и поставили себя вне закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010