Протоиерей Александр Новопашин: «Мы боремся за правое дело, а значит победим» 28.01.2023 17:08:01 Время нынче неспокойное. В прошедшем году мы регулярно слышали об обезвреживании то одной банды экстремистов, то другой. Новый год не станет исключением. Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться высокой. При том, что это не только действия террористов, планирующих убийства мирных жителей, но и акции всевозможных псевдорелигиозных организаций, которые сектоведы называют тоталитарными, деструктивными и от которых, если принюхаться, нередко можно уловить мерзкий душок украинского неонацизма. Наш собеседник настоятель Александро-Невского собора, руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, эксперт в области деструктологии протоиерей Александр Новопашин   - Здравствуйте. Отец Александр! В 2005 году в Саратове вы приняли участие в работе крупнейшей по тому времени международной религиоведческой конференция. Она собрала известных в мире экспертов в области современного сектантства. И вот на ней и, по-моему, впервые прозвучало, что тоталитарное сектантство по сути является экстремистским движением. -  Конференция называлась «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма». Мы тогда убедительно доказали, что неопятидесятническое движение на самом деле обладает всеми признаками, присущими экстремизму. Вскоре после этой знаменательной во многих отношениях конференции сектоведы начали называть экстремистскими многие деструктивные тоталитарные организации, поскольку эти объединения по своей направленности как нельзя лучше соответствовали самому понятию экстремизма. - Однако прошли годы прежде чем некоторые тоталитарные секты начали признавать экстремистскими уже на законодательном уровне. Сначала запретили " Аум Синрикё " . В 2017 году в список экстремистских организаций наконец-то окончательно и бесповоротно попала секта «Свидетели Иеговы». Признана экстремистской и террористической идеология «Колумбайн». И вот теперь, уже в этом году, экстремистской и террористической объявлена организация «Маньяки: культ убийств». Признаюсь, сначала меня удивило само название и даже показалось немного смешным. Подумал, что это какая-то глупая, циничная шутка. Оказывается нет.

http://radonezh.ru/2023/01/28/protoierey...

Разделы портала «Азбука веры» Секта – 1) религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию; 2) религиозная группа (община), обладающая собственным вероучением, созданным её основателем (основателями) с нуля или на основании заимствований вероучительных положений из других религиозных учений, жестко обособляющая себя от внешнего мира , имеющая во главе тоталитарного лидера, пользующегося манипулятивными и иными средствами для поддержания строгой внутренней дисциплины и эксплуатации адептов. В христианском истолковании понятие «секта» чрезвычайно тесно связано с понятием ереси и лжеучения (ложного учения). Длительное время слова «ересь» и «секта» рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверглись в Новое время, когда слово «секта» стало обозначать группу или организацию, а «ересь» – ее учение. Однако в греческом православном богословии до сегодняшнего дня в обоих значениях используется лишь слово «ересь». С точки зрения Православия, секта всегда несет отрицание христианской догматики, извращение основ христианского вероучения. Такое отрицание может быть скрытым или открытым. В первом случае, секта стремится сохранить видимую преемственность с христианством, использует христианскую символику и тексты. К таким сектам относятся Свидетели Иеговы, мормоны, муниты и пр. В дореволюционной России к ним принадлежали, например, хлысты и скопцы. Эти секты стремятся назвать себя христианами, используют Библию, однако пересматривают христологию – основу христианского вероучения, отрицают догмат о Воплощении Сына Божьего. Во втором случае отвержение христианской догматики происходит открыто и секта, как правило, имеет откровенно языческие истоки, представляя собой одну из форм современного неоязычества (например, «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрикё» и пр.). Такая секта уже не псевдохристианское учение, а, обычно, «осколок» одной или нескольких языческих религий.

http://azbyka.ru/sekta

Движение признано террористической организацией 20 сентября. ПРАВМИР. Верховный суд запретил деятельность религиозного объединения «Аум Синрикё» в России. Таким образом суд удовлетворили иск Генпрокуратуры, признав религиозную организацию террористической, передает  «Интерфакс». Дело слушалось в закрытом режиме. Ранее движение «Аум Синрикё» было признано террористическим в США, Канаде, Великобритании и ряде других стран. Японское движение «Аум Синрикё» получило широкое распространение в России в начале 1990-х годов. В стране, по разным данным, насчитывалось около 30 тыс. последователей религиозного объединения. Основатель секты Сёко Асахара ранее был признан невменяемым. После теракта в токийском метро 20 марта 1995 года, когда сторонники секты распылили зарин в вагонах, 12 членов «Аум Синрикё» были приговорены к смертной казни. Весной этого года, как  писал  РБК, в Черногории были задержаны около 60 членов «Аум Синрикё», большая часть из которых оказалась россиянами. Все задержанные были депортированы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 сентября, 2022 3 февраля, 2022 27 июля, 2016 18 августа, 2016 3 сентября, 2016 15 февраля, 2024 15 января, 2024 3 сентября, 2023 4 мая, 2023 30 сентября, 2022 3 февраля, 2022 27 июля, 2016 18 августа, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/verhovnyiy-sud-zapreti...

09/02/2000 ЗАПРЕЩЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЗЛОВЕЩЕЙ СЕКТЫ " АУМ " ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ТОКИО, 9 февраля. Запрещенное судом еще в 1995 году российское отделение зловеще известной секты " АУМ Синрикё " по сей день, оказывается, прекрасно чувствует себя на отечественных просторах. Настолько прекрасно, что наши доморощенные последователи организаторов смертоносной газовой атаки в токийском метро отстроили себе под Москвой опорную базу, зарабатывают деньги за счет операций с недвижимостью и деловито восстанавливают свою инфраструктуру в экс-СССР. По крайней мере так уверяют репортеры токийского еженедельника " Сюкан пост " , сумевшие пройти в России по следу формально не существующих ячеек сторонников гуру Сиоко Асахары, который сулит скорое наступление конца света и сейчас находится в Японии под судом в ожидании почти неминуемой виселицы за организацию убийств, похищений, производство оружия массового уничтожения. Отделение " АУМ Синрикё " было создано в Москве осенью 1992 года и в обстановке хаоса после развала СССР развило бурную деятельность. Оно стало вещать на волне " Маяка " , купило время на телевидении, утраивало гранидиозные концерты астральной музыки и оклеило одно время своими агитационными плакатами все станции столичного метро. Именно из России, как уверяют некоторые эксперты, были тайно вывезены технологии изготовления нервно-паралитического газа зарин и автомат " калашникова " , который сектанты пытались копировать на своих тайных заводах в Японии. В бумагах побывавших в Москве апостолов Асахары полиция нашла заметки о ситуации на " черном рынке " оружия, включая цены на небольшие подводные лодки и танки. В период расцвета в списках последователей " АУМ Синрикё " в России числилось до 40 тыс человек, 500 наиболее фанатичных приверженцев Асахары составили " сангу " - общину монахов, порвавших с миром и готовых выполнить любой приказ своего повелителя. В марте 1995 года боевики " АУМ Синрикё " распыляют зарин в токийском метро: 12 человек погибо, более 5 тыс получили отравления. После этого полиция громит отделения секты в Японии, а следствие устанавливает фантасмагорическую картину преступлений последователей Асахары, которые, не задумываясь, шли на убийства и активно готовились к " последней войне " с использованием новейших вооружений. События в Японии аукнулись и у нас: Останкинский районный суд 18 апреля 1995 года принял решение о приостановлении деятельности российского отделения " АУМ Синрикё " . Принято считать, что после этого организация русских апостолов Асахары сошла на нет, однако, как уверяет " Сюкан пост " , это действительности не соответствует.

http://pravoslavie.ru/news/aum0902.htm

Заместитель главы ОВЦС обвиняет комитет ПАСЕ в использовании двойных стандартов 14 июля 2005 г. 15:44 Москва. 14 июля, Интерфакс : Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отвергают упреки ПАСЕ в якобы имеющих в России место нарушениях свободы совести. «С моей точки зрения, комитет по мониторингу России применяет двойные стандарты, когда требует от нашей страны во много раз большего либерализма в религиозной области, чем принято в странах европейского Запада», — заявил отец Всеволод. Таким образом он прокомментировал недавний доклад комитета ПАСЕ, посвященный свободе совести в России. В частности, священнослужитель не согласился с положительной оценкой со стороны авторов доклада «Закона о свободе вероисповеданий», принятого в начале 1990-х годов. «Этот закон, создававший вакуум права, на самом деле снял все ограничения настолько, что японская террористическая секта «Аум Синрикё» начала готовить в России боевиков, а сторонники псевдоисламского радикализма чувствовали себя в стране как хозяева», — подчеркнул отец Всеволод. Напротив, считает он, принятие нового закона о свободе совести в 1997 году «начало возвращать ситуацию к европейской норме и было ответом на широкую озабоченность общества». Собеседник агентства также не согласен с докладом в той части, где критикуется «привилегированное положение» в РФ Русской Православной Церкви. «Не вижу в этом ничего ни противозаконного, ни аморального. При всем равенстве религий перед законом общество не должно лишать себя права отдавать предпочтение одним религиозным общинам или отказывать в предпочтении и привилегии другим», — заметил отец Всеволод. Не случайно, добавил он, в большинстве стран Западной Европы одна или несколько религиозных организаций имеют явные привилегии, закрепленные в законе и политической практике. Представитель Церкви выразил недоумение по поводу того, что авторы доклада особо выделяют вопрос предоставления земли для культовых сооружений религиозных меньшинств.

http://patriarchia.ru/db/text/28619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУМ [Учение истины Аум], синкретическая секта, основанная Асахарой Сёко в Японии в 1987 г. Основатель и верховный гуру секты (наст. имя - Тидзуо Мацумото) род. в г. Яцусиро (префектура Кумамото), закончил школу для слабовидящих детей и работал иглотерапевтом, а затем аптекарем. За мошенничество при выписке счетов и продажу фальсифицированных лекарств привлекался к судебной ответственности. Асахара начал заниматься йогой в 1977 г., а в 1984 г. в Токио он открыл зал для занятий йогой и основал компанию по продаже культовых предметов. В 1986 г. в Гималаях Асахара достиг «окончательного спасения» и впосл. присвоил себе титул «духа истины святейшего преподобного учителя». Произвольно истолковав Апокалипсис, Асахара начал готовить последователей к Армагеддону - всемирной катастрофе, к-рая, по убеждению Асахары, должна была произойти в 1999 г. Он провозгласил себя воплощением Христа на земле. В кн. «Провозглашая себя Христом» он признавался: «До 23 октября 1991 г. я не читал ни одной страницы Нового Завета, за исключением Откровения Святого Иоанна Богослова. В этот день я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем (Мессией)» (с. 5). «Дух истины - это не кто иной, как я, руководитель Аум Синрикё... Новый Завет - это книга, которая пророчествует о том, что я являюсь Христом» (с. 27). Чтобы спасти мир от Армагеддона, Асахара обещал продолжить миссию Христа: «Иисус Христос был распят, но я не должен быть распят, но должен пойти дальше и распространить истину по всему миру» (С. 104). А. С. построена по строго централизованному принципу с абсолютным подчинением нижестоящих адептов вышестоящим. Данные о каждом адепте (вплоть до указания группы крови) заносятся в компьютер. В А. С. существовал институт монашества. Чтобы стать монахом («саманом»), необходимо покинуть дом и совершить «высшее» пожертвование: «я оставляю все мое имущество Аум, и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум»; «имущество, которым можно распорядиться, должно быть максимально обращено в наличные».

http://pravenc.ru/text/76814.html

поиск:   разделы   рассылка А. Дворкин против Грабового, Кротова и " Известий " Открытое письмо Источник:  Радонеж Проф. А. Дворкин послал это письмо главному редактору " Известий " . Однако, оно не было опубликовано: " Известия " ограничились лишь тем, что в номере от 7.10.05 кратко сообщили следующее: " Отвечая на многочисленные вопросы со стороны читателей, уточняем, что Яков Кротов – автор материала " Люди, которые призывают власти наказать Грабового, – лицемеры " (05.10.2005) не принадлежит к Русской Православной Церкви, а является священником Апостольской Православной Церкви, настоятелем общины во имя Сошествия Святого Духа " . Ввиду этого, проф. А. Дворкин направил свое письмо господину Бородину в наше издание. Главному редактору " Известий " Г-ну Владимиру Бородину Уважаемый господин Бородин! Во вчерашнем номере, в разделе Мнения и Комментарии была опубликована моя заметка о г-не Грабовом в паре с заметкой " Люди, которые призывают власти наказать Грабового, — лицемеры " скандально известного публициста Якова Кротова. Напоминаю Вам, что Кротов среди прочего писал в своем материале, например, что: " с точки зрения достоверности — принципиальной разницы между рассказами Евангелия о том, как Господь Иисус воскресил дочь вдовы из городка Наин, и рассказами поклонников Грабового о том, как он кого-то воскрешал, нет " . Или вот: " если уж полагаете, что религия и деньги несовместимы, тогда критикуйте и духовенство всех религий " ; " На Грабового выплескивают ненависть, которую не смеют выплеснуть на Церковь. А до этого претензии к православию проецировали на ислам, на " Аум Синрикё " , на католиков " ; " Нормально полагать, что знакомство с Грабовым дискредитирует. А что, сидеть за одним столом с президентом России — не дискредитирует? … А быть русским — когда быть русским в глазах совестливых людей означает быть нациствующим милитаристом, невежественным, трусливым, норовящим сделать любую гадость, если будет гарантия безнаказанности? " Думается, дальше цитирование можно не продолжать. Разумеется, г-н Кротов имеет право на собственное мнение. Вопрос в другом: у меня, как и многих читателей " Известий " вызвало недоумение то, что Кротов был обозначен как священник, а сама тема открывалась фразой: " Григория Грабового обвиняет профессор и защищает священник " .

http://religare.ru/2_22494.html

Уважаемый господин Бородин! Во вчерашнем номере, в разделе Мнения и Комментарии была опубликована моя заметка о г-не Грабовом в паре с заметкой " Люди, которые призывают власти наказать Грабового, — лицемеры " скандально известного публициста Якова Кротова. Напоминаю Вам, что Кротов среди прочего писал в своем материале, например, что: " с точки зрения достоверности — принципиальной разницы между рассказами Евангелия о том, как Господь Иисус воскресил дочь вдовы из городка Наин, и рассказами поклонников Грабового о том, как он кого-то воскрешал, нет " . Или вот: " если уж полагаете, что религия и деньги несовместимы, тогда критикуйте и духовенство всех религий " ; " На Грабового выплескивают ненависть, которую не смеют выплеснуть на Церковь. А до этого претензии к православию проецировали на ислам, на " Аум Синрикё " , на католиков " ; " Нормально полагать, что знакомство с Грабовым дискредитирует. А что, сидеть за одним столом с президентом России — не дискредитирует? … А быть русским — когда быть русским в глазах совестливых людей означает быть нациствующим милитаристом, невежественным, трусливым, норовящим сделать любую гадость, если будет гарантия безнаказанности? " Думается, дальше цитирование можно не продолжать. Разумеется, г-н Кротов имеет право на собственное мнение. Вопрос в другом: у меня, как и многих читателей " Известий " вызвало недоумение то, что Кротов был обозначен как священник, а сама тема открывалась фразой: " Григория Грабового обвиняет профессор и защищает священник " . Должен Вам заявить, что действительно, г-н Кротов долгие годы добивался священнического рукоположения в Русской Православной Церкви, а затем и в униатской (Греко-католической церкви), но нигде успеха в этом не добился. Тогда он присвоил себе священнический сан самозванно и, разумеется, не признается в качестве священника ни одной из традиционных христианских конфессий – ни Православием, ни Римо-католичеством, ни протестантизмом. Именуя себя священником, г-н Кротов сознательно вводит в заблуждение читателей " Известий " . Иными словами, публицист Яков Кротов имеет столько же оснований называть себя священником, как ташкентский механик Григорий Грабовой – Христом. Отсюда и понятно, почему г-н Кротов столь пылко выступил с защитой своего коллеги-самозванца – ведь признание фальшивого самоопределения одного некоторым образом легитимизирует и абсурдно-безумные претензии другого. Надеюсь, Вы опубликуете эту мою краткую заметку и таким образом недоумение многих людей, доверяющих информации возглавляемой Вами газеты, будет развеяно. С искренним уважением,

http://religare.ru/2_22494_1_21.html

25 апреля 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал доктор философских наук, специалист по новым религиозным движениям Александр Саввин. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о сектах. У меня в гостях — доктор философских наук, специалист по новым религиозным движениям Александр Саввин. Здравствуйте, Александр Викторович! А. Саввин: Здравствуйте, владыка. Буквально на днях был печальный юбилей — 20 лет зариновой атаке в токийском метро, когда пострадало более 12-ти человек и порядка пяти с половиной тысяч получили отравление той или иной степени. Были и огромные психологические травмы. Действительно, японское общество было шокировано, ибо атака была организована неорелигиозной деструктивной сектой Аум Синрикё. С другой стороны, на фоне радикальных религиозных политических партий, на фоне националистических движений, проблема неорелигиозных течений несколько уходит на второй план. Возникает вопрос: насколько сейчас актуально обсуждать опасность и угрозу неоязыческих направлений в России? Не ушла ли эта проблема на второй план?      Митрополит Иларион: Я думаю, что эта проблема в какой-то степени, может быть, утратила свою остроту, которую мы ощущали в начале 90-х годов, когда с экранов наших телевизоров вещал Сёко Асахара, который потом оказался повинным в теракте. Атака в токийском метро, к сожалению, закончилась трагически для тысяч людей, но она отрезвила многих. Люди стали понимать, что секты — это не просто красивые слова или проповеди, но что они представляют реальную опасность для жизни человека, для его здоровья, как физического, так и психического. В этом отношении, конечно, проблема сект вовсе не утратила своей актуальности. На приходе, где я служу, в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, есть священник — отец Евгений, который каждые полгода приводит ко мне 50 или более человек. Все они — жертвы сект. Эти люди, крещеные в православной вере, по каким-то причинам уклонились в секты, но потом снова возвратились в Церковь. Я имею возможность общаться с ними и наблюдать, какую страшную деструктивную роль играют секты, разрушая семьи, разрушая психику людей и создавая реальную угрозу для их жизни.

http://pravoslavie.ru/79088.html

     В эти весенние месяцы у владыки Евфимия (Моисеева) две особо значимые даты. 20 марта 2022 года за Литургией в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа. А чуть более двух десятилетий назад, 4 апреля 2001 года, принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества, боровшегося за чистоту истинной веры и обратившего в Православие сарацинские племена. Сегодня епископ Луховицкий Евфимий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, является наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, Председателем Синодального миссионерского отдела и Православного миссионерского общества, деканом миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова. В нашей беседе с владыкой мы затронули широкий круг вопросов, но начали, пожалуй, с главного – его прихода к вере. 20 марта 2022 года. Хиротония во епископа      «Благую весть я воспринял из неповрежденного источника» Владыка, благодаря СМИ некоторые факты Вашей биографии хорошо известны. Например, такой: период духовных исканий у Вас пришелся на студенческую пору. Какие это были годы, какой вспоминается обстановка в стране? Действительно, мой приход к вере связан как с обучением на филологическом факультете МГУ, так и с колоссальными изменениями в стране. Ведь общественный фон оказывает большое влияние на человека, чему мы с вами стали свидетелями в наши дни, когда идет Специальная военная операция и люди чувствуют: наступила особая эпоха. То же самое было в те годы. Правда, тогда изменения носили совсем иной характер, но тем не менее присутствовало осознание того, что происходит смена эпох. В стенах Московского университета я впервые увидел православного священника, спокойно пришедшего сюда в рясе и открыто беседовавшего с молодежью. Тогда всё это уже было возможно – шла перестройка и появилась некая открытость, ее тогда называли гласность. Сегодня могу сказать одно: «Слава Богу, что я воспринял благую весть из неповрежденного источника!» Вообще в университет приходили самые разные религиозные деятели – даже откровенные сектанты, в том числе и лидер экстремистской тоталитарной секты «Аум Синрикё» («Учение истины) Сёко Асахара, позже казненный в Японии за организацию газовой атаки в токийском метро. Один наш профессор, известный человек – академик РАН, восторгался встречей с «замечательным человеком» – «преподобным» Муном, объявившим себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией» и тоже создавшим тоталитарную религиозную секту.

http://pravoslavie.ru/152669.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010