—133— 1886 г. увольнении в 1869 году из Синода, оставался при одних только епархиальных делах, тогда как я, возвратившись из Петербурга, продолжаю исполнять возложенное на меня поручение по изданию бумаг м. Филарета, и 3) преосвященный охотно отпустил преосвященного Антония, потому что этот был не по его духу, и, отпустивши его, не пожелал иметь ему преемника, из опасения встретить в нем другого Антония. – С другой стороны, и преосвященный Антоний с радостью, конечно, оставил Тверь, потому что его положение, и материальное, и нравственное, было не особенно приятно. Он, проживая в Желтикове монастыре и пользуясь, сверх помещения с отоплением, только прислугою и экипажем, имел для своего содержания пищей и одеждою не более 1.000 рублей в год. И при таком стесненном положении, он был почти постоянно в натянутых отношениях, а иногда и в открытой распре с архимандритом монастыря. Не таково положение нынешнего Тверского викария и не таковы наши взаимные с преосвященным Антонином отношения. Преосвященный Антонин – полный хозяин своего Отроча монастыря, хотя и не очень богатого материальными средствами. Но он, независимо от этих средств, получает в свое распоряжение с трех других монастырей 2.700 руб. в год. Следовательно, положение его в этом отношении несравненно лучше бывшего Викария. О своих отношениях к преосвященному Антонину я не обинуясь могу сказать, что они были самые доброжелательные и мирные; а равно и с его стороны, я видел полную готовность к облегчению бремени моего служения, полную преданность и почтительность. – Духовенство и граждане Тверские достойно ценили в преосвященном труды и любезные его качества. Удивительно­ ли после сего, что преосвященный Антонин неохотно оставляет Тверь? Вы пишете, наконец, что преосвященный Антонин на Ковенской кафедре принесет много пользы месту и делу. Но он и здесь был весьма небесполезен, благоустроивши вверенный ему монастырь, рукополагая ежегодно не по одной сотне ставленников (их и в нынешнем году, к ноябрю месяцу было около 200), определяя почти ежедневно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

219 Après la mort. P. 93. Нашу рецензию на книгу д’Эрбиньи см. в сербском журнале «Летопис Матице Српске». 1926. Март. С. 454–459. 224 Это признаёт и проф. Титлинов, выясняя, что еп. Антонин со своим «Церковным Возрождением» возглавил более идейное течение, тогда как «Живая Церковь » пошла по линии классовой и практической (Новая Церковь. С. 15, 20–25). 227 Д ’Эрбиньи приводит слова генерального консула СССР в Париже Ауссэма, сказанные ему 29.IX .1925 г.: «Так же, как мы ведём теперь новую экономическую политику – нэп, ведём мы новую политику и религиозную. Мы убедились, что миллионы людей, большинство русского народа крепко привязано к религии, и мы решили прекратить прямую борьбу с этим религиозным течением» (Церковная жизнь в Москве. Париж, 1926. С. 13). 233 Известия ВЦИК. 5.XII.1922. 275, ср.: Правда от 7.V.1922, «Изъятие ценностей – клин, который должен был расколоть рыхлое тело бывшей государственной церкви». 236 Вот например, какую характеристику лает первым епископам «Живой Церкви» Леониду и Антонину бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода, а затем министр исповеданий Временного правительства А. В. Карташев : «Епископ Леонид (Скобеев) или, как его называли «иеро-капитан», офицер царской службы. Монашество принял из-за карьеры. Нрав буйный, образ действий – уголовный. Один из тех епископов, о которых К. П. Победоносцев хранил при себе папку уголовных материалов и, хлопая по папке, восклицал: «Вот где у меня епископы. Всех их я держу здесь» (ср. Возрождение. 1927.IV.11. 678, сообщение Бориса Суворина). Леонида сама «Живая Церковь » вынуждена была перевести сначала в Пензу, а потом и лишить службы. Прошение его о назначении членом Синода отклонено (Вестник. 1927. 2). Антонин – это психически неуравновешенный, находившийся временно на излечении в доме сумасшедших (Последние новости. 28.XI.1922. 800); сравни характеристику Антонина у д’Эрбиньи (Церковная жизнь в Москве. С. 45–54). И Антонин был самой же «Живой Церковью» запрещен 9.Х.1923 в священнослужении, и наказание это было снято только после его смерти († 14.1.1927, см. Вестник. 1927. 2. С. 3). Преемникуˆепископа Антонина – Евдокиму митрополит Антоний пишет: «Имея любовниц и детей незаконных, вы по необходимости должны постоянно озираться во все стороны, трепетать обличения, изгнания и бедности» (Письмо от 2.X.1923. 911//Церковные Ведомости. 1923. 19–20. С. 4–5). Далеко не безупречным является и нынешний преемник Евдокима – Вениамин Ленинградский, а также и Иннокентий (Пустынский), именующий себя Киевским митрополитом. Характеристику, данную обоим епископам митрополитом Антонием (Церковные ведомости. 1925. С. 14), в отношении Иннокентия я мог бы подтвердить по личным воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

478 Окончив в 1843 г. Киевскую Духовную Академию со степенью магистра богословских наук, архимандрит Антонин, тогда еще Андрей Иванович Капустин, был назначен преподавателем Академии. 479 Имеется в виду младшая сестра Антонина и Михаила Антонина Ивановна (1825-?). Получила домашнее образование, была замужем за протоиереем Григорием Васильевичем Зубковым. Мать профессора древних языков МГУ Зубкова В.Г. (1849–1903). Паломница в Святой Земле (1890). 480 Терновский Сергей Алексеевич (1847–1916) – профессор еврейского языка и библейской археологии Казанской ДА, доктор церковной истории. Сын московского священника. Окончил Киевскую ДА, совершил паломничество в Святую Землю (1894). 483 Фотий (Пероглу, 1853–1925) – секретарь Патриарха Иерусалимского Иерофея (1874–1882). После смерти последнего, в 1883 г., был избран на патриарший престол, но не был утвержден, по причине молодости, султаном. До 1892 г. пребывал в ссылке в Синайском монастыре. В 1892 г. возвращен в Иерусалим. Митрополит Назаретский (1898), Патриарх Александрийский (1900–1925). 484 Имеется в виду епископ Феофан (Говоров Георгий Васильевич; 1815–1894). См. о нем выше, в разделе 1. Феофан скончался в Богоявления, 6 января 1894 г. Был хорошо знаком с о. Антонином, которого называл «Антонин Нежный». 485 Автор цитирует стихотворный ответ митрополита Филарета на стихи А.С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный»: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Полный текст стихотворения Филарета см.: Антоний (Храповицкий) , митрополит. О Пушкине. М., 1991. С. 25. 486 Малая Галилея – греческий монастырь на Елеонской горе, неподалеку от Русского Спасо-Вознесенского монастыря, где в соборном храме Вознесения похоронен Антонин. См.: Лисовой Н.Н. Откровение Святой Земли. М., 2012. С. 220–221. 488 Генеральный консул в Иерусалиме С.В. Арсеньев в письме к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву от 3 апреля 1894 г. сообщал: «Родственники покойного архимандрита Антонина обратились ко мне с заявлением о предоставлении в их распоряжение дневников покойного за много лет и частной его переписки. Если эти дневники и переписка с высокопоставленными лицами будут выданы родственникам, то весьма вероятно, что эти документы вскоре появятся на страницах одного из наших исторических журналов. Едва ли это было бы удобно» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/11. Д. 5. Л. 23 об.). Победоносцев обратился за отзывом к секретарю Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Хитрово , много лет знавшему Антонина. Ответом на запрос и является публикуемое письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Александр Андреевич Грановский родился в 1860 году на Украине. Нам, к сожалению, очень мало известно о его юношеских годах. Однако, видимо, молодость его была мятежной и богатой приключениями; он много путешествовал, изучал восточные языки и, что совсем необычно, изучил их в совершенстве, занимался археологией, видимо, менял профессии; лишь в 1891 году, в 31 год, он окончил со званием магистранта Киевскую духовную академию. Одновременно Александр Андреевич принял монашество с наречением ему имени Антонин и был назначен помощником инспектора Киевской академии. Очень быстро поссорившись с начальством, после грандиозного скандала (скандал был вообще его стихией), иеромонах Антонин переводится в Москву, с большим понижением, в качестве смотрителя Донского духовного училища, чтобы через несколько лет, после очередной ссоры, вернуться снова в Киев смотрителем Киево-Подольского духовного училища. За это время иеромонах Антонин (благодаря своему несдержанному, порывистому характеру) приобрел себе бесчисленных врагов; однако приобрел себе и верного друга в лице архиепископа Финляндского Антония Вадковского . Когда Антоний Вадковский становится митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, перед Антонином неожиданно открываются широкие перспективы. В 1899 году он переводится в Петербург, возводится в сан архимандрита и становится старшим цензором Петербургского духовного цензурного управления. На этой должности архимандрит прославился своим либерализмом: он не только пропускал в печать все, что поступало на его утверждение, но находил особое наслаждение в том, чтобы ставить свою визу на литературных произведениях, запрещенных гражданской цензурой. В 1902 году выходит в свет его магистерская диссертация (“Книга пророка Варуха”. Репродукция. СПБ. 1902), блестяще защищенная им на заседании совета Киевской духовной академии 18 декабря 1902 года. Эта работа является событием не только в русской, но и в мировой экзегетике. Как известно, Книга пророка Варуха дошла до нас в греческом переводе и потому не принадлежит к каноническим книгам Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отношения между раскольниками носили базарный характер. 10 сентября в храме Страстного монастыря состоялось площадное действо, разыгранное живоцерковниками во главе с В. Красницким. После кощунственного рукоположения во епископа некоего Константина епископ Антонин сказал слово, в котором клеймил живоцерковников как отступников от веры. В ответ прозвучали бранные слова епископа Николая (Федотова). Народу больше понравилась не лишенная остроумия речь Антонина с насмешками в адрес живоцерковников. Раздались угрозы. Новопоставленный упал в обморок, а Федотов и Красницкий спрятались в алтаре и, не шелохнувшись, просидели там до тех пор, пока народ не разошелся по домам. За мнимо идейными разногласиями у обновленцев стоял вполне материальный интерес. О нравственной нечистоплотности обновленческой среды не без остроумия говорил их бывший предводитель епископ Антонин: «Ко времени собора 1923 г. не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой… Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков». В свою очередь хлесткую характеристику дал Антонину, находившийся в эмиграции митрополит Антоний (Храповицкий) , которую перепечатала «Живая церковь »: «Я вполне допускаю вероятность того, что среди сорока тысяч русского духовенства нашлось несколько негодяев, восставших против святейшего патриарха, имея во главе известного всем развратника, пьяницу и нигилиста, побывавшего клиентом дома умалишенных еще двадцать лет назад». Но общая цель – борьба с тихоновской Церковью – все-таки заставила обновленцев, разделившихся по сектам и охваченных взаимной грызней, искать союза. В конце 1922 г. было образовано новое Высшее церковное управление, в которое епископ Антонин, протоиереи Красницкий и Введенский вошли как главы отдельных фракций. Кроме них, членами ВЦУ стали «беспартийные» – архиепископ Нижегородский Евдоким и митрополит Владимирский Сергий, который реального участия в деятельности этого сборища не принимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Равно и наши киево-печерские старцы, когда отправлялись по временам и на Афон и в Иерусалим, то через них я тоже входил в некоторые сношения и делал посылки туда и от Владыки, и от своего лица. Таким-то путём и образовались мои сношения и переписка с некоторыми старцами на Афоне и лицами святительскими на Востоке». Со старцами на Афоне, а во главе их с о. Настоятелем Русика-Пантелеимонова монастыря, преосв. Антоний имел сношения до последних пор и, по преимуществу, по предметам получаемых им оттуда частиц св. мощей и св. икон. Автор кратких заметок 309 о посещении им Черемисского монастыря в Козмодемьянском уезде, устроенного преосв. Антонием, говорит напр. следующее: «Главным украшением обители служат иконы: св. Великомученика и целителя Пантелеимона с частицею его св. мощей, присланная по ходатайству преосв. Архиеп. Казанского Антония в благословение юной обители с Афона из Русского Пантелеимонова монастыря, – Божией Матери Скоропослушницы, – святит. Николая с частицею мощей и икона св. Архистратига Михаила, – полученные тоже с Афона Владыкой же Антонием и данные им в благословение обители Черемисской при самом её открытии». В частности, в Афинах имя преосв. Антония, само собою, сделалось общеизвестным с той самой поры, как издано было им на свой счёт для тамошних учебных заведений Догматическое Богословие, переведённое в Афинах, при посредстве находившегося там Настоятелем посольской церкви, о. Архимандрита Антонина. С о. Архимандритом Антонином преосв. Антоний был близко и искренне знаком ещё в Киеве, где о. Антонин тоже был, по окончании курса, Бакалавром в Киевской Академии. Заведённая, ими в начале, взаимная переписка продолжалась также и впоследствии, когда о. Архим. Антонин был назначен из Афин в Константинополь и, наконец, в Иерусалим, где он и доднесь жительствует в звании же Настоятеля. Здесь-то и через него преосв. Антоний, между прочим, и стал известен Патриархии Иерусалимской и, притом, так был уважаем и чевствуем за его святительские достоинства, что память о нём почтена была – можно сказать – беспримерно, – при первом лишь извещении о его кончине.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В своей Петербургской епархии митрополит Антоний достиг впечатляющих успехов. Совершенно новыми стали взаимоотношения архиерея с духовенством. Протоиерей Михаил Чельцов (позднее – новомученик) писал в 1928 г. о том, как дорожил митрополит Антоний желанием приходских священников «почесть не столько за свое право, сколько за обязанность иметь свой голос и судить о делах как епархиальных, так и общецерковных, познать себя в качестве активных помощников правящему епископу… Как духовенство, так и митрополит Антоний стремились лишь к одному: укрепить истинный строй жизни, надлежащую соборность, авторитет и идейную деятельность пастырства, в том числе и даже главным образом – епископата, оживлять всю церковную работу и церковное управление " 2. Но как раз церковная работа и обнаруживает существующие недостатки общего характера. Владыка Антоний не мог не видеть, что препятствием и для благовестия, и для единства народа Божия зачастую оказывался сам статус господствующей Церкви, равно как и некоторые особенности ее внутренней жизни. О церковных реформах все чаще говорили и в среде петербургского духовенства. Одной из инициатив того времени была знаменитая записка «О необходимости перемен в русском церковном управлении», подписанная тридцатью двумя священниками и поданная владыке Антонию. Позднее сам факт появления «группы 32-х» оценивали крайне негативно и ставили в вину митрополиту Антонию, напрямую связывая дореволюционные выступления за реформы в Церкви с обновленческим расколом 1922 г. К тому же одним из лидеров раскола стал бывший викарий Петербургской митрополии епископ Антонин (Грановский)1. Но митрополит Антоний не может нести личной ответственности за сервилизм обновленцев, их противоканонические действия и предательства. Кроме Антонина (Грановского) и Сергия (Страгородского) , у владыки Антония был викарием св. Вениамин (Казанский), в 1917 г. избранный Петроградским митрополитом и ставший первой жертвой союза обновленцев с коммунистической властью. Известны многочисленные примеры того, как бурные события первой четверти ХХ в. делали непримиримыми врагами даже членов одной семьи. Почти так же можно было бы назвать и людей, которых владыка Антоний собрал некогда под своим омофором ради блага Церкви. Осудить митрополита за что-либо может лишь человек, нечуткий к трагизму жизни и не имеющий горького опыта потерь и разделений…

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда в 1899 г. архиепископ Антоний получил кафедру митрополита Петербургского и Ладожского, Антонина перевели в Петербург, он был возведен в сан архимандрита и получил важный пост — старшего цензора Петербургского Духовного Цензурного Управления. Тут оказалось, что Антонин все эти годы занимался не только дрессировкой медведя: в 1902 г. вышла в свет его магистерская диссертация «Книга пророка Варуха. Репродукция». Санкт-Петербург, 1902 г. Эта работа, представленная и блестяще защищенная отцом Антонином в качестве магистерской диссертации на заседании Киевской Духовной Академии 18 декабря 1902 г., выходила далеко за пределы обычных диссертаций. Это труд, почти не имеющий себе равных в русской экзегетике. Как известно, книга пророка Варуха дошла до нас только в греческом переводе. Отец Антонин Грановский задался целью восстановить неизвестный нам еврейский пратекст. Для этого он воспользовался эфиопским, двумя сирскими, древне-армянским текстами. Проанализировав почти каждую фразу в этих текстах, произведя тщательный этимологический и синтаксический анализ, исследователь находит целый ряд гебраизмов: по-эфиопски, мол, так сказать нельзя, по-эфиопски — это звучало бы вот как, это явный перефраз с еврейского. Причем каждое такое замечание подтверждено многочисленными примерами из эфиопской, древне-сирской и армянской литературы. В результате сличения текстов появляется древнееврейский текст в конце книги, где книга пророка Варуха приведена целиком на древнееврейском языке. Интересен отзыв знаменитого гебраиста Хвольсона: «Прямо не верится, что этот текст составлен русским иеромонахом в XX веке, а не иудеем, жившим 25 веков назад. Ни одной погрешности, стиль и колорит древнееврейского языка соблюдены блестяще». 28 февраля 1903 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена хиротония архимандрита Антонина во епископа Нарвского, третьего викария Петербургской епархии. Хиротонию совершали митрополиты Антоний Петербургский, Владимир Московский, а также епископы Владикавказский Владимир, Таврический Николай, Саратовский Иоанн, Тамбовский (будущий Экзарх Грузии) Иннокентий и епископ Ямбургский (будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси) Сергий.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Ансерме Э. (18831969) – швейцарский дирижер Антокольский Марк Матвеевич (18431902) – скульптор Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич, 18701919) – иеросхимонах, религиозный публицист, путешественник Антоний (Вадковский Александр Васильевич , 18461912) – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Кузнецов Александр Петрович, род. 1945) – иеромонах, насельник Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Пимена (1980-е), звонарь, архимандрит Антоний (Флоренсов Михаил Симеонович, 18471918) – епископ Вологодский, духовник П.А. Флоренского Антоний (Хиби Амвросий, 1892после 1935) – инок, затем иеромонах Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Антонин (Капустин Андрей Иванович, 18171894) – архимандрит, настоятель Иерусалимской миссии, исследователь церковной археологии, археограф Антония (Калантырь Анна, ум. 1978) – монахиня Уссурийского монастыря Рождества Богородицы (XX в.) Апушкина (Хализева) Елена Константиновна (ум. 1974) – сотрудница П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Аристарх (Налетов (Израилев) Аристарх Александрович, 18171901) – протоиерей, знаток церковного звона Арьякс Гуго Янович (ум. после 1933) – школьный преподаватель физики в Загорске, сотрудник П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Арсений– иеромонах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, фотограф (начало XX в.) Арсений (Сушко Арсений Николаевич, ок. 18851914) – регент Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 18621936) – архиепископ, митрополит Ташкентский (с 1935) Архангельский Александр Андреевич (18461924) – композитор, регент, хоровой дирижер Асафьев Борис Владимирович (Игорь Глебов, 18841949) – музыковед Афанасий (Сахаров, 18871962) – епископ Ковровский, священно-исповедник Аффоний (Вишняков Александр Григорьевич, 18701938) – иеродиакон, иконописец, художник Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (18891966) – поэт Б Бавыкин Николай – композитор (конец XVIIhaчaлo XVIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010