МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКРОВИЙ мч. Скифопольский (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Сандович Максим Тимофеевич; 1886-1914), сщмч. Горлицкий (дни памяти - 24 авг. (6 сент.), в Соборе Волынских святых и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Галицких святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_77.html

В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков). С 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внес большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов. Иеромонах Пимен (на переднем плане) Из-за нечеткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещен в священнослужении за самовольные изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский. Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили) Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать ее после возвращения. А в 1936 году она скончалась.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

6 февр. 1899 г. на Нарвскую кафедру переведен викарий Саратовской епархии Вольский еп. Никон (Софийский). В том же году он был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. 10 дек. 1901 г. перемещен на Вятскую и Слободскую кафедру, в тот же день на его место назначен Сумской еп. Иннокентий (Беляев), викарий Харьковской епархии. Ученик С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) по Казанской ДА, еп. Иннокентий был его ближайшим другом и единомышленником. Епископом Нарвским он оставался до 8 февр. 1903 г., когда получил в управление Тамбовскую епархию, где 19 июля должны были совершиться торжества прославления прп. Серафима Саровского. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. Геннадий (Туберозов), еп. Нарвский, свт. Тихон, патриарх Московский и всея России, и митр. Петроградский сщмч. Вениамин (Казанский) в Петрограде. Фотография. 1918 г. 22 февр. 1903 г. епископом Нарвским, 3-м викарием столичной епархии, был утвержден старший цензор С.-Петербургского духовно-цензурного комитета магистр богословия архим. Антонин (Грановский ; хиротонисан 2 марта 1903; с 10 мая 1904 - 2-й викарий, с 31 окт. 1905 - 1-й викарий). После издания имп. мч. Николаем II Александровичем манифеста от 17 окт. 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» выступал против использования правосл. Церкви в целях пропаганды и охраны самодержавия. По окончании революции 1905-1907 гг. он был уволен по личному распоряжению императора при вмешательстве епископов священномучеников Ермогена (Долганёва) и Серафима (Чичагова ; впосл. митрополит), представивших ему в дек. 1907 г. в обход Синода свое видение церковной обстановки и записку «О современном положении Церкви». Митр. Антоний (Вадковский) писал обер-прокурору Синода П. П. Извольскому : «Удалить человека, Государю неугодного,- дело правильное, но без вмешательства Гермогена и Серафима. Тут для меня самое непереваримое» ( Дамаскин (Орловский), игум. Еп. Гермоген (Долганёв). М., 2010. С. 67). Попытка епископов Ермогена и Серафима добиться увольнения самого митрополита успехом не увенчалась. Уход еп. Антонина на покой 8 февр. 1908 г. был оформлен как удовлетворение поданного им 29 янв. прошения «по приключившемуся нездоровью». Еп. Антонин проживал в санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни . 26 авг. 1908 г. император утвердил назначение ему пенсии в размере 1 тыс. р. в год с производством с 8 февр. 1908 г.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

Для издателей было удивительно обнаружить, что первые четыре книги принадлежали перу четырех Иоаннов: архиепископу Сан-Францисскому, философу Ильину, богослову Андрееву и святителю Шанхайскому. Хотя это было совершенно случайно, все сотрудники издательства поняли, что русскому Ивану еще есть, что сказать. Несколько слов и о других книгах серии. Митрополит Антоний (Храповицкий). Молитва русской души/Сост., предисл. Т. А. Соколовой — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души» (сост. Т.А. Соколова) – сборник богословско-апологетических, исторических и полемических статей, литературоведческих и культурологических исследований, пастырских бесед, толкований на Евангелие и посланий первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви. В сборник избранных статей известного богослова В.Н. Лосского «На страже истины» (сост. М.В. Осипова, предисл. А. В. Ведерникова) вошли очерки об оптинских старцах и лучшие богословские труды. Книгу патролога и литургиста, аскета-молитвенника и замечательного церковного мемуариста архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» (сост. и предисл. Н.Н. Лисового) составили его работы «Образ и подобие Божие (Человек и ангелы)», «Восхождение к Фаворскому свету», «Митрополит Антоний (Храповицкий)» и «Архимандрит Антонин (Капустин) – создатель Русской Палестины». Большой интерес для людей мыслящих – верующих и неверующих представляют дневниковые записи митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, собранные в книге «Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки)». Митрополит Филарет (Вознесенский) Глаголы жизни вечной/Сост., предисл. Т. А. Соколовой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 256 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). С духовным наследием первоиерарха Русской Православной Церкви за границей, митрополита Филарета (Вознесенского) знакомит книга «Глаголы жизни вечной» (сост. и предисл. Т.А. Соколовой). Его «Конспект по нравственному богословию» давно стал одним из лучших пособий для многих поколений семинаристов, для всех, кто стремится к познанию вечных и прекрасных истин Православия.

http://pravoslavie.ru/6089.html

Антипатр , еп. Бостры, 13 июня. Антиох патриарх, апр. 3. Антиох трибун, с Никостратом, 8 июля. Антиох пр., 24 дек. Антонина , муч. в Никомидии, 9 янв. Антонина , 28 июля. Антонин , 11 июня. Антонин , 16 окт. Антоний новый пр. в Беррии, 17 янв. Антоний , муч. 1774 г. фев. 5. Антоний , на жаровне, 25 фев. Антоний с Афродисием и друг. в Скифополе, 4 мая. Антоний новый, еп. монемвас., 24 сент. Антоний новый, чудотвор. пелопонез., 27 окт. Антоний новый, 11 ноября и 1 декабря. Антоний еп., 30 дек. Антония , 30 сент. Антун муч., с дружиною, 7 сент. Анфим пр., ученик Саввы освященного, без числа. Анфим , 6 марта. Анфим пресв., преп., 7 июня. Анфим муч., с Фалалеем и друг., 19 и 22 ноября. Анфиан пр., 26 июня. Анфия муч., 12 окт. Анфон , муч. во Фракии, 20 авг. Анфуса и с нею 12 мучч., 22 февр. Анф пр., 12 дек. Апам муч., с Лукиею, 6 июля. Аполлинария муч., 20 июля. Аполлоний муч., с Александром и др., 6 июля. Аполлоний муч,, с Лукиею, 6 июля. Апполлоний , еп. Рима, священномуч., 23 июля. Аполлос еп., 10 июня. Аполлос пр., 25 янв. Аппион муч., 26 июля. Априон , еп, кипрский, 7 фев. Аргир , муч, 1806 г., 11 мая. Аристовул му ч., префект, 18 окт. Арис пр., 13 дек. Ариадна Царица, 22 августа. Армодий и дружина, 11 мая. Ароя муч., с Кириллою, 5 июля. Арсакий , патр. константин., 11 окт. Арсений пр., 15 февр. Арсений пр., 2 дек. Артемидор муч., 8 сент. Артемидор с Фалом, 20 сент. Артемидор с Василием, 26 окт. Атемон с Нарсою. 9 ноября. Артемон еп., 12 ноября. Архелай диакон, с Ипполитом, 30 янв. Архелай муч. и 152, 5 мар. Архипп , муч. с другими, 6 июля. Архонтион , 3 сент. Асинкрит муч., 19 июня. Асклипиада , чудотворица в мире, 4 июля. Асклипий с Иаковом пр., 27 февр. Атеней муч., 31 марта. Аттал муч., 2 июня. Аттал пр., 6 июня. Аттал с рактом и Маттуром, 25 июля. Аттик , патр. константин., 8 янв. Аттик с Сисинием муч., 26 авг. Афраат пр., 29 янв. Африкан с Публием и Терентием, 13 мар. Афродисий , 19 апр. Афродисий с дружимою в Скинфополе, 4 мая. Афродисий муч., 21 июня. Афродисий пр., 24 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Анний Север, ближе не известен. III, 6; V, 1. Вероятно, тожествен с Аннианом, которому адресовано II, 16. Анния, эдикт Августа к нему о подвинутых детях. X. 65, § 3. Антея, жена младшего Гельвидия. IX, 13, § 4 и сл. Антоний, см. Аррий Антоний. Антоний Марк (143–87 гг. до н. э.), дед триумвира, один из первых ораторов Рима. V, 20, § 5. Антония Гармерида, отпущенница Антонии Максимиллы. Плиний просит для нее у Траяна квиритское право. X, 5, § 2. Антония Максимилла, родственница Плиния. X, 5, § 2. Анхария Сотерида, отпущенница, для которой Плиний просил у Траяна квиритское право. X, 11, § 2. Аполлинарий, см. Домиций Аполлинарий. Аппий, ближе не известен. IX, 35. Аппий Максим Луций, проконсул Вифинии при Домициане. X, 58, § 6. Аппулей, римский воин из Никомидийского гарнизона. X, 74, § 1. Апр, см. Флавий Апр, Валерий Алр. Арат, поэт III в. до н. э., родом из города Сод в Киликии; написал дидактическую поэму «Звездные явления ж приметы погоды». V, 6, § 43. Аристион (Аристон?), см. Клавдий Аристон. Аристон, см. Титий Аристон. Аристофан, знаменитый афинский поэт V в. до н. э., автор комедий. I, 20, § 19. Армений Брокх, проконсул (по-видимому, Ахайи); письмо к нему Домициана о подкидышах. X, 65, § 3: 66, § 2. Арриан Матур, римский всадник, уроженец Альтина (город в Транспаданской Галлии между Патавием (ныне Падуя) и Аквилеей, друг Плиния, поклонник литературы. I, 2; II, 11 и 12; III, 2, § 2; IV, 8; 12: VI, 2; VIII, 21. Аррий Антонин, дважды консул (в 69 г. и, вероятно, при Нерве), проконсул Азии, дед (с материнской стороны) императора Антонина. Писал греческие стихи. Человек высоких нравственных правил. IV, 3; 18; 27, § 6; V, 15. Аррионилла, жена Тимона; Плиний защищал ее на суде по просьбе Арулена Рустика. I, 5, § 5. Аррия (старшая), жена Цецины Пета, покончила с собою вместе с мужем, присужденным к смерти, в 42 г. Теща Тразеи Пета. III, 16; VI, 24, § 5. Аррия (младшая), дочь Цецины Пета и Аррии (старшей), жена Тразеи Пета, мать Фаннии, жены Гельвидия Приска. Была вместе с дочерью сослана Домицианом; при Нерве обе вернулись из ссылки. III, 11, § 3, 16; VII, 19, § 3 и сл.; IX, 13, §§ 3, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Арай Ал, – 589 Аракава, земледелец – 24 Аракава Иоанн – 80 Араки Павел – 807 Арёси, студент – 363 Арий – 776 Арима, протестант – 806 Арисугава, принц – 571 Ароки, протестант – 429, 430 Арсений, миссионер – 528, 718 Асагари Моисей – 7, 191, 472, 618, 749 Асака Николай – 66, 67 Асакура Макрина – 333, 383 Асакура Моисей – 22 Асакуса Макрина – см. Асакура Макрина Асано, капиталист – 179 Асано, ученик – 458 Асано Корнилий – 803 Ацуми Кирилл – 261 Баба Акакий – 745 Баба Александр – 604 Баба Антоний (Антонин) – 756, 761 Балахнин М. Т. – 623 Бан Петр – 816 Бачелёр – см. Batcheleur Бельц, врач – 260, 536, 726 Белявский – 321 Бенземан X. М. – 263 Бенкендорф – 482 Берюлев Н. А. – 679 Бикерстет – см. Bickersheth Биконсфильд – 544 Бирюков Николай Николаевич – 568 Благоразумов Николай Васильевич – 86, 357, 391, 711 Богданова А. Д. – 293 Богданова Митрофания – 525, 526, 820 Богословский – 283, 424, 434 Бокль – 97 Болдин – 353 Бринкли – 202 Бутаков – 450 Быстров Феодор (Федор) – 84, 86, 216, 240, 241, 334, 371, 461, 583, 599, 628, 685, 686, 716, 820, 824 Быстрова Ольга Петровна – 371 Будиловская Александра Николаевна – 258, 281, 321 Будиловские – 264 Будиловский Иван Васильевич – 123, 131, 258, 284, 303, 321, 366 Буховецкий В. В, – 117, 118, 220, 312, 507, 709 Бюцов Е. К. – 213, 220, 221, 256, 557 Бюцова Е. В, – 221 Вада – 805 Вакамацу Симеон – 73 Вакуя Василий – 398, 798, 799 Ваннай Николай – 23, 24 Ваннай Нина – 23 Василий Болгаробоец – 614 Василий Великий – 212, 233, 432, 507, 656, 836 Васильев Ф. И. – 610, 659, 690, 724 Ватанабе, учитель – 476 Ватанабе, христианин – 746 Ватанабе Лука – 281, 502, 670, 676 Вебер – 259, 386 Вендрих Г. А. – 336, 404, 406, 407 Вениамин, игумен – 234, 293, 526, 530 Вера – 286 Вернандер Сергей – 514 Викентий, иеромонах – 338 Виктория, английская королева – 571 Вильямс, епископ – 104, 178 Винкен, барон – 574 Владимир, св. князь – 286, 561, 796 Владимир, свящ. – 152, 358, 364, 558, 714, 716, 759 Владимир, иеромонах – 686 Владимиров Л. Л. – 679 Владимирский Г. С. – 436

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Аникита (непобедимый, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Аникита , муч. никомидийский, 12 авг. Аниманда , мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анин монах, подв. близ Евфрата, 13 и 18 марта. Анисия (совершение, успех, греч.) дева, мученица солунская, 30 дек. Анна (благодать, евр.) пророчнца, мать пророка Самуила, 9 дек. Анна пророчица, 3 февр. Анна прав., мать Пресвятой Богородицы, 25 июля и 9 сент. Анна , мученица персидская, 20 ноября. Анна мученица, из 26 мучч. готфских, 26 марта. Анна мученица, 22 окт. Анна и Кирилла мучч., 5 июля. Анна , преподобная вифинская, 29 окт. Анна преподобная, 13 июня. Антипа (упорный, крепкий, против всего, греч.), еп. Пергама асийского, муч. 11 апр. Антипатр (вместо отца, как отец, греч.), муч. кизический, 29 апр. Антиох (противонесущий, напротив везущий, греч.), врач севастийский, муч. 16 июля. Антиох , пустынник сирийский, 23 февр. Антонина , (см. Антоний) муч. никейская, 1 марта и 13 июня. Антонина девица мученица, 10 июня. Антонин , из 7 отроков ефесских, 4 авг. и 22 окт. Антонин , муч. никомидийский, 19 апр. Антонин , муч. римский, 7 июня. Антонин , муч. кесарийский в Палестине, 13 ноября. Антонин , муч. анкирский, 7 ноября. Антонин , пустынник сирийский, 23 февр. Антонин , муч. африканский, 23 сент. Антоний (покупающий в замен, набивающий цену, греч.) пресв., муч. егип., 8 янв. Антоний , из числа 45 мучч. Никопольских, 10 июля. Антоний , муч. кампанийский, 6 июля. Антоний муч., с Маркеллом, 1 марта. Антоний александрианин, муч. 9 авг. Антоний , муч. сирийский, 9 ноября. Антоний великий, преп. египетский, 17 янв. Антоний , патриарх цареградский, Кавлей, 12 февр. Антоний , пр. печерский, 10 июля. Антоний римлянин, пр. новгородский, 3 авг. Антоний , муч. литовский, 14 апр. Антоний , пр. сийский, 7 дек. Анувий , преп. египетский, 5 июня. Амфим , (цветущий, греч.) еписк. никомидийский, муч. 3 сент. Анфим , муч. Киликийский, 17 окт. Анфимий (Анфим), 30 дек. Анфир (цветущий, греч.) папа римский, 5 авг. Анфиса (вернее Анфуса – цветущая, греч.), мученица, пострад. от Сунилды, 8 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

8 октября 1901 года Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В. В. Розанов , Д.В. Философов, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, В.А. Тернавцев, Н.М. Минский были приняты К.П. Победоносцевым , обер-прокурором Св. Синода. Вечером того же дня их принял и митр. Антоний (Вадковский) , который, узнав о предварительном разрешении своего Ведомства, также «дал благословение ректору Духовной Академии, Сергию, епискому Ямбургскому быть их председателем; ректору Семинарии, арх. Сергию – вице-председателем; дозволил участие в них всему черному и белому духовенству, всем академическим профессорам и приват-доцентам; разрешил даже духовным студентам, по выбору, Собрания посещать» 23 . На собраниях неоднократно можно было встретить критику православного христианства и Православной Церкви 24 . До закрытия собраний К.П. Победоносцевым прошло всего 22 беседы. Как видно из записок Религиозно-философских собраний, там обсуждались следующие темы: «Об отношении Церкви к интеллигенции», «Лев Толстой и Русская Церковь », «О свободе совести», «Об отношении между Церковью и государством» «Дух и плоть», «О браке», «О догматическом развитии» 25 . Состав участников собраний был разнороден: среди них – журналист М.О. Меньшиков, публицист генерал А.А. Киреев, профессора Духовной Академии В.В. Успенский и А.В. Карташев и др. 26 Присутствовал на собраниях также и А. И. Бриллиантов 27 . В состав Совета собраний входили: будущий участник обновленческого раскола архим. Антонин (Грановский), протопресвитер Иоанн Янышев , протоиерей Сергий Соллертинский , Д. Мережковский, В. Миролюбов, В. Розанов , казначей – В. Тернавцев. Позднее первоначальный состав учредителей был расширен, и в него вошли архим. Сергий (Тихомиров) , В. М. Скворцов (редактор «Миссионерского обозрения»), М. Новоселов (издатель-редактор «Религиозно-философской библиотеки»), З. Гиппиус, Д. Философов, А. Карташев , В. Успенский, Н. Минский, П. Перцов, Е. Егоров. Протоколы собраний публиковались в журнале «Новый путь». Как известно, встречи проходили в Географическом обществе в Санкт-Петербурге 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Тем не менее о могиле И. существовали и др. предания, зафиксированные паломниками. Так, Антонин из Плаценции (70-е гг. VI в.) указывает «место, где Исаия распилен пилою и почивает» вблизи Елевферополя ( Anon. Placent. Itinerarium. 32//CCSL; 175. P. 145 (рус. пер.: Путник Анонима из Плаценции кон. VI в./Изд., пер. и объяснил: И. В. Помяловский//ППС. 1895. Т. 13. Вып. 3(39). С. 41)). Неизвестно, в какое время и при каких обстоятельствах мощи И. оказались в Панеаде (Кесарии Филипповой), откуда они в сер. V в. были перенесены в К-поль, в ц. св. Лаврентия. Перенесение мощей И. в К-поль состоялось, согласно «Историческому синопсису» Георгия Кедрина, на 35-м году правления имп. Феодосия II Младшего ( Cedrenus. Сотр. hist. Vol. 1. P. 600), т. е. в 442/3 г. В «Хронике» Георгия Амартола это событие относится к правлению имп. Маркиана ( Georg. Mon. Chron.//PG. 110. Col. 756). В отличие от хроник «Описание Константинополя» Псевдо-Кодина сообщает о перенесении мощей не из Панеады, а из Иерусалима (Patria CP. T. 2. Р. 241). Этот источник приписывает построение к-польских храмов св. Лаврентия и прор. Исаии супругам Маркиану (450-457) и Пульхерии (450-453) (Ibid. Р. 241). «Аноним Меркати» называет эти церкви стоящими вместе и говорит, что в ц. прор. Исаии «внутри алтаря лежит половина его тела» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 451). Антоний Новгородец ок. 1200 г. сообщает, что мощи пророка находились в посвященной ему церкви под престолом («под трапезою лежит» - Книга Паломник. С. 28). Здесь от мощей И. происходили чудеса (BHG, N 958f). Как подметили византинисты, эта святыня пользовалась почитанием в различных слоях общества ( K[azhdan] A. e. a. Isaiah//ODB. Vol. 2. P. 1013): среди исцеленных названы протоспафарии Михаил и Константин, знатная дама Евпраксия, мон. Георгий, меняла Николай, виноградарь Константин, рыбак Иоанн. Описания 19 исцелений внесены в Минологий за май Bodl. Baroc. 240, XII в. ( Delehaye H. Synaxarium et Miracula S. Isaiae prophetae//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 257-265). К мощам И. приезжали из провинции (напр., из Фракии и из Пафлагонии). Особенностью кратких синаксарных житий является ошибочное наименование И. дядей царя Манассии (SynCP. Col. 665; PG. 117. Col. 444). В Императорском Минологии содержится Похвала И., приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 958g). Древнейшим из агиографических сочинений на лат. языке, посвященных И., является составленный Потамием, еп. Лиссабонским, в сер. IV в. с опорой на апокрифическое «Вознесение пророка Исаии» «Трактат о мученичестве пророка Исаии» (PL. 8. Col. 1415-1416; CCSL. 69. P. 197-203).

http://pravenc.ru/text/674804.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010