Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 г.; «Родная Вятка», http://rodnaya-vyatka.ru/churches/198 В период с 1884 по 1889 г.г. в селе Поршур на средства прихожан была построена деревянная церковь в русском стиле. Храму исполнилось 130 лет. Престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. 22 мая 2019 г. в день преполовения Пятидесятницы, память святителя и чудотворца Николая, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний совершил Божественную литургию в Никольском храме поселка Поршур Можгинского района. Его Преосвященству сослужили: секретарь Сарапульской епархии протоиерей Вячеслав (Остроумов), благочинный Можгинского округа иеромонах Антонин (Напольских), настоятель храма протоиерей Евгений (Калчев), духовенство епархии. Песнопения исполнил хор Михайловского храма г. Можга. По окончании Литургии епископ Антоний совершил малое освящение воды. Далее состоялся крестный ход, во время которого правящий архиерей совершил заупокойную литию по протоиерею Виктору Максютину, много лет служившему настоятелем Никольского храма и его матушке Надежде, погребенных за алтарем. В завершении богослужения Владыка Антоний обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил всех с престольным праздником. Затем были вручены епархиальные награды благотворителям и тем, кто много лет помогает приходу своими трудами. Церковь Николая Чудотворца построена без единого гвоздя, существует без подключения к электричеству, обладает десятками необычных икон. С 1862 г. привлекает верующих со всей республики. Интересные факты о Никольском храме: 1. Храм построен без единого гвоздя. В балках есть деревянные костыли, но железных, привычных нам деталей, нет. А лет ему более 130. 2. В храме до сих пор нет электричества. Освещается он свечами, которые вставляются в старинные люстры и канделябры. Света хватает. А в большие церковные праздники здесь особая светлая (в духовном смысле) атмосфера. Единственная проблема от такого освещения - копоть. Поэтому уборка здесь - тема отдельная.

http://sobory.ru/article/?object=20076

Первая служба в новом храме прошла 25 июля 1902 г. Ровно в 6 часов вечера началось всенощное бдение, службу вел сам архиепископ Тобольский Антоний, а помогали ему настоятель Абалакского монастыря Антонин, строитель скита иеромонах Прокопий, ключарь Софийского собора протоиерей Н. Скосырев и секретарь епископа Н. Богословский. На следующий день, 26 июля, состоялось торжественное освящение храма. Приехали все высшие должностные лица Тобольска — управляющий Казенною палатой Н. А. Ордовский -Танаевский, городской голова С. М. Трусов, епархиальный наблюдатель церковных школ Г. Я. Маляревский, почетные граждане. Кто знает, может, были и фотографы. Вероятно, что именно в этот день сделала свой снимок Михайловской церкви М. М. Уссаковская. Празднества по случаю открытия скита завершились в субботу, 27 июля. Верующие с чудотворными иконами прошли крестным ходом вокруг скита, после чего народ разъехался, и монахи наконец смогли погрузиться в тишину и молитву. За Михайловским скитом было закреплено имущество — 13 десятин земли и 343 десятины леса. Епископ Тобольский Антоний очень любил свое детище, и часто отдыхал там в архиерейском доме. Его даже негласно называли «архиерейской дачей в Михайловке». Постепенно скит расширялся. В 1908–1910 гг. в дополнение к церкви была построена часовня. Если сравнивать фотографии, видно, что на более поздних снимках построек значительно больше. Имелись даже планы преобразовать скит в самостоятельный Михайло-Архангельский монастырь, но в 1910 г. епископа Антония переводят из Сибири в Тверь. Новый епископ, Евсевий (Гроздов) скиту, видимо, особенно не покровительствовал, но и не трогал. Впрочем, служил Евсевий в Тобольске всего два года. А вот следующий архипастырь, Алексий (Молчанов), приказал в 1912 г. перенести летний архиерейский дом из Михайловского скита в архиерейскую рощу в Тобольске. По материалам: Бондарев, Е. Д. Михайловский скит: утраченная святыня Тобольской губернии/Е. Д. Бондарев. — Текст : непосредственный//Молодой ученый. — 2020. — 46 (336). — С. 502-506. http://moluch.ru/archive/336/75064/ 

http://sobory.ru/article/?object=50851

25 августа 1937 года отец Алексий был арестован. На вопрос следователя о контрреволюционной деятельности отец Алексий ответил, что состоял в 1905 году в монархической организации союза Михаила Архангела: «Вся наша деятельность заключалась в борьбе с сектантами-староверами, так как революционная деятельность в нашей местности была неразвита, вследствие наличия некультурности и религиозного фанатизма среди населения, и недовольство существующим строем проявлялось среди сектантов. Я лично вел проповедническую деятельность». Он признался, что говорил с верующими о неизбежности войны с Германией, о пагубности колхозного строя и гибели Советской России. Его привезли в Ленинград и 23 сентября расстреляли в районе станции Левашово «за проведение антисоветской агитации». Его вдова Вера Алексеевна, дочь священника Алексия Нелазского из соседнего села Абакумово, прожила очень долгую и трудную жизнь, до конца дней оставаясь глубоко верующим человеком. Вот отрывок из письма этой удивительной женщины, адресованного внучке: «Приезжай, родная Наденька, сходим в церковь , исповедуемся чистосердечно. И, поверь, спадет с тебя вся тягость, дорогая». Благодаря Вере Алексеевне сохранилась фотография епископа Пимена: та самая, где владыка запечатлен с братьями, протоиереем Философом Орнатским и Василием Белоликовым. Вера Алексеевна была, наверное, единственным человеком, который в послевоенное время хлопотал о памяти епископа Пимена, пытался найти какие-то сведения о его кончине. Родня владыки смутно представляла, что же с ним случилось. Племянник Антонин Николаевич вспоминает, что его отец, Николай Захариевич, сильно плакал, когда получил известие о смерти брата «где-то на Кавказе, где ему выкололи глаза, снимали кожу». И Вера Алексеевна в безответных запросах своих писала о епископе Пимене как о погибшем на Кавказе. 3. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) родился в селе Новая Ерга Череповецкого уезда Новгородской губернии. После учебы в Кирилловском Духовном училище, где преподавал его отец, и окончания Новгородской Духовной Семинарии Философ Орнатский в 1880 году был зачислен студентом в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1885 году. Его сокурсниками были будущие митрополиты Антоний (Храповицкий ; † 1936) и Серафим (Мещеряков; † 1932). Женившись на Елене Николаевне Заозерской и приняв священство, он остался служить в Петербурге сначала настоятелем домовой церкви гимназии, носившей название «Приют принца Ольденбургского», а потом настоятелем церкви Экспедиции заготовления государственных бумаг. В последней он прослужил более двадцати лет. В 1913–1918 годах он был настоятелем Казанского собора в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863–1936) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в семье новгородского помещика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1885). Ректор Московской духовной академии (1891). Казанской духовной академии (1894). В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Член Государственного совета (1906–1907). Член Святейшего Синода (1912–1916). Архиепископ Харьковский и Ахтырский (1914). Зам. председателя Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., один из трех кандидатов на патриаршество. Митрополит Киевский и Галицкий (1918). Почетный председатель Высшего временного церковного управления Юго-Востока России (1919). С 1920 г. в эмиграции. Возглавил Высшее церковное управление за границей. Председатель Всезаграничного Карловацкого Церковного Собора (1921). В 1934 г. запрешен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) . Умер в г. Сремски-Карловци (Югославия). Антонин (Грановский Александр Андреевич) (1865–1927) – архиерей Российской Православной Церкви, деятель «обновленческого» раскола. Родился в Полтавской губ. в семье диакона. Окончил Киевскую духовную академию (1891). Магистр богословия (1902). В 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. Участвовал в Религиозно-философских собраниях (1901–1903). В 1908 г. уволен на покой по личному распоряжению императора. В 1913 г. назначен на Владикавказскую и Моздокскую кафедру. В 1917 г. вновь уволен на покой по болезни. В 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», став председателем обновленческого Высшего церковного управления. В августе 1922 г. принял титул «митрополит Московский и всея России». Тогда же возглавил образованный им «Союз церковного возрождения». В сентябре 1922 г. вышел из состава ВЦУ, однако в октябре того же года вернулся на пост председателя после реорганизации обновленческого ВЦУ на коалиционных началах. Почетный председатель I обновленческого собора (1923). В июне 1923 г. освобожден от всех занимаемых постов и уволен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Греции культ П. тесно соотносится с водными источниками, как и культ Параскевы Иконийской на Руси, что говорит о древнем родстве почитания этих святых, ныне забытом. В разных частях правосл. мира один и тот же культ Параскевы Пятницы, связанный с персонификацией Пятницы, а также с народными и языческими поверьями (подробнее см. в ст. Параскева (Пятница) , вмц. Иконийская), относился к 3 святым: П.- на Западе, в Греции и Румынии, Параскевы Иконийской - в М. Азии и на Руси, Параскевы (Петки) , прп. Эпиватской (Новой, Тырновской),- в Болгарии, Сербии, Молдавии и Румынии. Глава или часть главы П. хранится в Русском во имя великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, также части главы могут находиться в др. мон-рях. Частицы мощей П. имеются в сотнях храмов и мон-рей Греции, Кипра и Палестины, что свидетельствует об очень широком почитании святой (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 233-235). Западная традиция Западная традиция зафиксирована Петром Наталисом ( Petr. Natal. CatSS. LXI). П. почитается (особенно широко в Юж. Италии) под именем Венеранда (Венера) также в связи с рождением в пятницу (лат. «пятница», dies Veneris,- день Венеры, и чтобы не называть дочь именем языческой богини, ее отец-христианин придумал форму «Венеранда»). Согласно сведениям Петра Наталиса, Венеранда род. во II в. в Галлии, с юных лет отличалась добродетелями, изучала Свящ. Писание. Осиротев, отправилась на проповедь христианства на Сицилию. Там она поселилась в пещере и стала помогать больным и бедным. Проповедовала в Калабрии и Кампании. Во время гонения на христиан ее по доносу арестовали и подвергли пыткам - бросили в котел с кипящим маслом, однако мученица вышла оттуда совершенно невредимой, после чего была обезглавлена. В лат. преданиях имена родителей Венеранды передаются как Агафон и Ипполита, пытавшие ее правители: Антонин (Антоний) (повторяется сюжет из греч. Мученичества с ослеплением Антонина кипящей смолой и исцелением по молитвам Венеранды), Темий (Фемий) (Themios) или Феотим (Theotymos) (повторяется сюжет с драконом) и Асклепий, к-рый казнил Венеранду за отказ принести жертву Аполлону.

http://pravenc.ru/text/2579000.html

имел большое влияние на студентов, стремился выпускать из академии богословов, получивших крепкую и надежную защиту против различных «рационалистических суемудрий». Среди его учеников были Московский митр. Макарий (Булгаков) , Киевский митр. Иоанникий (Руднев) , Сербский митр. Михаил (Йованович) , Казанский архиеп. Антоний (Амфитеатров) , Тульский архиеп. Никандр (Покровский) , Владимирский еп. св. Феофан Затворник (Говоров) , Рижский еп. Филарет (Филаретов) , архим. Антонин (Капустин) . Нек-рые современники Д. считали, что соч. митр. Макария (Булгакова) «Православно-догматическое богословие» было лишь переработанным вариантом лекций Д. по догматике, к-рые он готовил к печати и сжег, получив опубликованный труд митр. Макария. Позднейшие исследователи (Ястребов, прот. Ф. И. Титов , М. Н. Скабалланович ) признавали глубокое влияние учителя на ученика, но отрицали прямое заимствование. Сравнивая программы Д. и митр. Макария (в СПбДА), они видели в них несомненное сходство, но при этом меньшее, чем между программами Д. и еп. Иннокентия. Как ученый и профессор Д. пользовался известностью не только в России, но и за границей. Д. заложил основы проекта реформы духовного образования. Признавая удовлетворительной постановку обучения, указывал, что воспитание в семинариях практически отсутствует, тогда как он видел основу преобразований именно в воспитании. По мнению Д., духовно-учебные заведения должны быть открыты для всех сословий, но преимущество следовало сохранить за детьми духовенства, к-рых нежелательно отдавать в светские школы. Необходимо, считал Д., поднять нравственный и образовательный уровень кандидатов в священство, освободить духовное сословие от лиц, вступающих туда «по принуждению обстоятельств», дать им возможность свободного и достойного выхода из сословия. Для этого предлагалось объединить семинарии и духовные уч-ща в единые епархиальные уч-ща с 12-летним курсом обучения, сосредоточив общеобразовательные предметы в первых 8 классах, а специально богословские в последних 4.

http://pravenc.ru/text/178167.html

рукоположен во иеродиакона, 22 октября 1911 г. – во иеромонаха. Проходил кузнечное послушание, был смотрителем слесарной мастерской, исполнял чреду священнослужения. Был экономом Финляндского архиерейского дома в Выборге. 3 ноября 1920 г. переведен в Коневский монастырь. В 1921 г. назначен настоятелем Коневского монастыря. В 1926 г. отстранен от должности. Скончался в Кейтеле (Финляндия). Анания (Александр Петрович Дворянский; 1872–1955), монах. Родился в слободе Антропшино Царскосельского уезда Петербургской губ. 20 апреля 1902 г. поступил в монастырь. 17 февраля 1907 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. Проходил послушания при больнице, гостинице, на кухне и в хлебопекарне, а также на общих монастырских работах. Анатолий (Анатолий Ардалионович Табаков; 1893–1962), рясофорный послушник. Крестьянин Вологодской губ., холост, по профессии – сапожник. 15 мая 1911 г. поступил в Печенгский монастырь. В 1918 г. стал послушником. В монастыре был келарем. Андрей (Алексей Грачев; 1876–1948), иеромонах. Родом из Ярославской губ. 2 августа 1906 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. определен в послушники. 7 апреля 1911 г. пострижен в монашество. 5 февраля 1917 г. рукоположен в иеродиакона, 12 марта 1922 г. – в иеромонаха. Проходил послушание фельдшера при монастырской больнице. С июля 1921 г. заведовал братской больницей и аптекой. Исполнял обязанности благочинного Валаамского монастыря. Антоний (Алексей Амплиевич Пятовский; 1874–1951), иеродиакон. Родился в д. Аргуновская Вельского уезда Вологодской губ. Поступил в Трифоно-Печенгский монастырь в 1899 г. 31 июля 1902 г. определен в послушники этого монастыря. 30 марта 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушание келаря, чтеца, гостиника, пономаря, пекаря и просфорника. С 1932 г. по своему прошению, предписанием архиепископа Германа, переведен в Валаамский монастырь. 28 июня 1933 г. рукоположен в иеродиакона. Пек хлеб, просфоры. Антонин (Алексей Яблоков; 1867–1922), иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

Но неговорливая история тех времен молчит о здешнем крае. В половине IV века мы находим Лихнид епископальным городом. На Сардикийском соборе (347) заседал Дионисий, епископ Лихнидский, а на Эфесском – 449 (так названном – разбойничем) присутствовал Антоний. Из дел Римского престола видно, что в 492 г. Лихнидским епископом был Лаврентий, а в 519 – Феодорит. Затем сведения о Лихнидских архиереях прекращаются и самое имя Лихнида перестает слышаться. В Иерокловом „Синекдиме“, в числе городов империи нет Лихнида совсем 16 . Еще он появляется в „Нотиции“ Епархий, приписываемой императору Льву VI Мудрому, где он причислен к епископиям Диррахийской Митрополии, занимая между ними 12 место. Полагать можно, что это в последний раз оглашается имя исчезающего города. И вдруг, в 877 (или 879) году на Константинопольском соборе, восстановившем в последний раз Фотия в патриаршем достоинстве, читается уже подпись Гавриила Ахридского! Куда девался Лихнид, и откуда взялись Ахриды? Ничего не известно (по крайней мере – нам). Сличение года соборной подписи Гаврииловой с возможным годом составления Нотиции Львовой (886–911) ведет как-бы к заключению, что оба названия города существовали несколько времени вместе, одно при другом, и первое, конечно, по привычке, по уважению к освященному временем титулу, по педантству, наконец, а второе... Чтобы решить вопрос о втором, неизбежно предположить, что в IX веке город или перестал существовать, или отошел к другому народу с другим языком. Весьма могло быть и первое. Мы уже упомянули, что на Певтингеровой карте Лигнид помещен на южном берегу озера, а теперь он находится на Северном. Могло случиться землетрясение, наводнение, вражеское нападение, положившее конец его бытию, и вместе могло возникнуть на тех же берегах озера новое население, перенявшее славу и значение в крае прежнего. Но вероятнее второе предположение. А так-как другой народ заведомо были Болгары (отсюда: „Старая Болгария“), то и остается принять, что новое имя городу дали Славяне, назвав его на основаниях ни исторически, ни филологически нам неизвестных, Охридой, из которого педантство или недоброжелательство греческое сделали Ахриду или точнее Ахриды (мн.ч.) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010