Василевс – титла, с която бил удостояван през Средните векове византийският император. Св. Василий Велики – виж Св. Василий Велики. Ванга Ватикана (папска държава) – област в Централна Италия с център Рим, предадена от Пиин Къси и Карл Велики (края на VIII – началото иа IX в.) в лично владение на римския папа. Великомъченик – една от категориите светци, които Църквата почита. Велик покаен канон – богослужебен молитвен текст от св. Андрей Критски (VIII в.), изпълняван през първата седмица на Великия пост по време на вечерната служба. Канонът призовава човешката душа да се откъсне от светските грижи и напомня, че пътят на всеки човек трябва да води към Христос, защото само Той е източник на вечен живот. Като сюжетна линия е използвана библейската старозаветна и новозаветна история. Образите и събитията от Свещеното Писание навсякъде в канона се свързват с прехода от греха към примирението с Бога. Виж също канон. Извън речника: Текст на Великия покаен канон на св. Андрей Критски. Вербализъм – от лат. verbum «дума». Теория, според която Св. Писание е продиктувано изцяло от Св. дух и затова всяка негова дума, като идваща от Бога, трябва да се разбира буквално. В. има за основа равинската представа, че Тората е просъществувала на небето и е дадена на хората в готов вид. До известна степен подобен подход е характерен и за св. отци на Църквата от ранния период (напр. св.мч. Юстин Филисоф сравнява библейските писатели със струна, от която се извлича звук). Но по-нататък този механичен подход към теорията за боговдъхновеността е преосмислен. Срещу вербализма свидетелстват следните факти: 1) самите свещени писатели, например ап. Павел, говорят понякога от свое име, а не по Божа повеля ( 1Кор. 7:6–12 ); 2) езикът, възгледите и стилът на библейските автори са различни, което е трудно да се обясни, ако се приеме, че са записвали дадено им единно Боже слово; 3) като пишат свещените книги, техните автори, както сами си признават, използват литературни източници и църковното предание (вж. «Предадох ви първо това, което приех» – 1Кор 15:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Андрея, но углубляясь в изучение избранного предмета, познакомит нас с внутренним характером его поэзии. В этом отношении было бы интересно узнать от автора, действительно ли каноны Андрея Критского представляют собою поэтические произведения в истинном смысле. Если св. Андрей был поэтом, то к какой форме нужно отнести его поэтические труды – преобладает ли в них лирический или объективный элемент. Далее автору следовало бы выяснить, насколько естественны и самобытны образы, которыми пользуется песнописец, насколько часто они повторяются, не стереотипны ли они, не представляют ли собою общих мест, свойственных и другим поэтам этого времени. Сила и глубина чувства – это едва ли не главное в поэте. Поэтому для читателя важно знать, насколько высоко стоят творения св. Андрея в этом отношении. Наконец, необходимо выяснить, насколько правдоподобны и психологически естественны изображаемые песнописцем внешние события и душевное состояние лиц, воспеваемых им. Полной может быть только сравнительная характеристика. Поэтому исследователь песнопений св. Андрея должен указать их место в истории греческой церковной поэзии, т. е. выяснить читателю, в каком отношении поэтические —425— формы канонов св. Андрея стоят к древнему стихосложению и поэзии и чтò есть в них общего и индивидуального сравнительно с песнопениями других церковных поэтов. Ничего этого читатель не найдет в статье г. Рождественского. Вместо этого он может прочесть в ней краткую биографию св. Андрея Критского и изложение мыслей, заключающихся в его канонах, по трем рубрикам: мысли богословские, мысли покаянные и торжественно-хвалебные. Изложение догматических идей, выделенных из канонов св. Андрея, могло бы, конечно, отчасти характеризовать его, как поэта, если бы оно было сделано под известным углом зрения, т. е. важно было бы выяснить, насколько изложение догматических истин совместимо с поэтическим характером канонов. Не всякая тема поддается поэтической обработке. От Григория Богослова осталось стихотворное перечисление св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Судия мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисусе, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины и человеков соборы, невещественно поживши и естество прешедши: имже, яко невещественныма ногама вшедши, Марие, Иордан прешла еси. [Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа. [Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.] И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-sv-andre...

( Евр. 13, 4. Ин. 2, 1-11 ) Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа. [Христос укрепил расслабленного, взявшего постель свою; воскресил умершего юного сына вдовы, исцелил слугу сотника и, открыв Себя самарянке, предначертал тебе, душа, служение Богу духом.] ( Мф. 9, 6; 8, 13. Лк. 7, 14. Ин. 4, 7-24 ) Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухия же, и немыя, и ничащия низу исцели словом: да ты спасешися, окаянная душе. [Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.] ( Мф. 9, 20; 11, 5. Лк. 13, 11-13 ) Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.] И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. [Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.]

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

[Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.]  (Мф. 9:20; 11:5. Лк. 13:11-13) Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.] И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. [Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Канон Андрея Критского в среду первой недели Великого Поста Дан с параллельным переводом на русский язык. Перевод выделен курсивом Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Перевод: [Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился.] (Исх. 15:1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

[Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшаго тя Господа. [Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.] И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. [Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.] Канон прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской . Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние». Канон Андрея Критского в  четверг (среду вечером) пятой недели Великого Поста

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

– На колесницы добродетелей ездя – надписана – Ανδρου Πυρο και Θεοφνους, т. е., вероятно, текст принадлежит Андрею, а мелодия – Феофану! Подобные надписи встречаются в стихирарях нередко, но они не означают, однако, непременно, что указываемые два лица должны быть сотрудниками друг другу. Иногда соединяются имена лиц, которые едва ли могли вместе работать. Например, в той же иверской рукописи стихира безплотным силам (8 ноября) – еНевещественное существо умных сил приписана Дамаскину и Феодору Студиту . Следовательно и Андрей Пир мог жить несколько раньше св. Феофана. Но едва ли он жил раньше Андрея Критского : один из его самогласнов, именно, утра вторника Ваий, имеет очень близкое сходство с некоторыми тропарями в. канона: Такое сходство, повидимому, дает некоторое основание отожествить Андрея Пира с св. Андреем Критским . Надписания в стихирарях тоже дают некоторое право на такое отожествление: иногда случается, что одна и та же стихира, приписываемая в одном стихираре Андрею Пиру, в другом усвояется Андрею Иерусалимлянину или даже прямо Андрею Критскому . – Сходство самогласна с тропарями в. канона недостаточное основание. У св. Стефана Савваита есть самогласен – Моими помышлении в разбойники впад (среда 5-ой седмицы, вечер), тоже, несомненно, составленный под влиянием 14 и 15 тропарей (В разбойники впадый и Священник мя предвидев) первой песни в. канона. И однако приписать этот самогласен Андрею Критскому нельзя, потому что в стихирарях он усвояется св. Стефану. Смешение имен Андрея Пира и Андрея Критского , действительно, наблюдается в стихирарях, но не всегда, – очень часто наблюдается и противоположное явление, что находящияся в одной и той же группе стихир, иногда даже две рядом стоящие стихиры (например, в стихирах недели Ваий – Имеяй престол небо и Приидите мы днесь), надписываются различно, – одни Ανδρ. ερος. или Κρτης, другие – Ανδρ. Πυρο. Указанное смешение находит себе объяснение в том, что, как было сказано, Андрей Пир, вероятно, тоже был иерусалимлянином. В ирмологиях песнописцы Андрей Критский и Андрей Пир резко отличаются один от другого: в то время как первому приписывается свыше 70 канонов, второму – не больше 5. Ирмологии же бросают некоторый свет на прозвище второго Андрея – Πυρς: в такой форме оно записывается лишь в стихирарях, нередко оно там сменяется другой – Πηρς (убогий). Иерусалимский ирмологий 83 везде имеет – Πηρς. Ирмологии лавры св. Афанасия В-32 всюду заменяет этот неопределенный эпитет ясным – τυφλς (слепец). Из жития св. Андрея Критского не видно, чтобы он был когда либо слепым, трудно также допустить, что этот эпитет употреблялся им в смысле нравственном подобно тому, как кондакарные поэты употребляют в акростихах своих произведений аналогичные эпитеты – ταπεινς и проч., потому что в надписаниях (не в акростихах) стихир и канонов такой особенности не наблюдается. Но вместе с тем нет никаких известий о какой либо личности из Палестины или Иерусалима, которая бы носила имя Андрея Слепца. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

( Лк. 7, 37-38 ) Грады, имже даде Христос благовестие, душе моя, уведала еси, како прокляти быша. Убойся указания, да не будеши якоже оны, ихже содомляном Владыка уподобив, даже до ада осуди. [Ты знаешь, душа моя, как прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их содомлянам, присудил их к аду.] ( Лк. 10, 12-15 ) Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися; Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу. [Не окажись, душа моя, по отчаянию хуже хананеянки, слышавшей о вере, по которой Божиим словом исцелена дочь ее; взывай, как она, Христу из глубины сердца: «Сын Давидов, спаси и меня».] ( Мф. 15, 22 ) Слава,  Троичен:  Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по Существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, Животворящему и Просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящему и Просвещающему пределы вселенной.] И ныне,  Богородичен:  Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. [Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении.] Припев:  Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче преблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.]

http://pravmir.ru/velikij-kanon-sv-andre...

Мы не в силах освободиться от действия греха, но через трезвое видение себя, желание измениться, покаяние и постоянное общение через молитву и таинства с Богом, можем свести это действие до минимума. Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое: душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится (см.: Исх. 34: 28; Мф. 4: 2; Лк. 4: 2; Мк. 1: 13). Господь Иисус Христос перед выходом на проповедь постился сорок дней в пустыни, тем самым он утвердил особенную важность поста в деле духовного подвига. Во вторник первой недели Великого поста Песнь 1 Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми (Быт. 4: 8). Каин, первенец Адама и Евы, сделался и первым в истории убийцей, из зависти он убил своего младшего брата, праведного Авеля. Причем, когда братоубийца все сильнее разжигал в себе зависть и негодование, Бог пытался его остановить, давая понять, что все помышления его сердца Ему открыты, но Каин закрылся от Божественной помощи, грубо отверг ее. Святой Андрей, вспоминая Каина и обращаясь к своей душе, говорит о внутреннем убийстве, совершающемся в ней, – тяга ко греху по принципу несовместимости стремиться уничтожить целомудренные мотивы. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго (Быт. 4: 4). Последней точкой, в которой зависть переросла в подготовку к убийству, стало жертвоприношение, совершаемое братьями. Жертва Авеля, приносимая от чистого и открытого сердца, была приятна Богу, в отличие от жертвы Каина, дым от костра которой стелился по земле. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси: наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко Отец, призывая блуднаго (Лк. 15: 20). Святой Андрей вспоминает притчу о блудном сыне, в которой отец без обвинений и обид принял в свои объятия сына, который прежде от него отказался, промотал все свое наследство и лишь в крайней нужде вернулся в отчий дом.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Старец Адриан, иеромонах Югской Дорофеевой пустыни (Память 7-го августа). Старец Адриан родился в 1800 году, в селе Семеновском Пошехонского уезда, Ярославской губернии. Он был сын диакона. В св. крещении был назван Андреем в честь св. Андрея Критского . В благочестивой семье родителей, он с самых малых лет проникался духом благочестия и любовью к св. храму и, будучи еще малюткой, нередко уползал на церковное крыльцо и там молился Богу. Когда же стал подрастать, нередко уходил в самые укромные уголки и там молился. С раннего детства Андрей был обучен чтению, отличался тихим нравом и послушанием. Праздности не любил и всегда чем-нибудь занимался: приучал к постоянному делу и своих малых сестренок. Страх Божий и живое чувство Божьего вездесущия были отличительными чертами его характера. С самого раннего детства Господь хранил Своего избранника, и видно было, что из этого мальчика впоследствии будет человек необыкновенный. Когда Андрей был еще небольшим, раз поднялся в селе сильный ураган; мальчика захватило порывом вихря и сажен на 15 подняло от земли. Уже думали, что при падении он совсем разобьется. Но что же случилось? Невидимая сила тихо поставила мальчика на землю на ноги! Когда мальчик подрос, его отдали в духовную школу. Учился сначала он в духовном училище, потом в семинарии. Учился мальчик очень хорошо и отличался редким, примерным поведением. А в свободные от занятий часы погружался в чтение Пролога, Четьих-Миней; слово Божие было постоянным его п любимейшим чтением. Никто не видал его без дела, и никакой дурной пример товарищей не мог повлиять на него развращающе: юноша весь был проникнут страхом Божиим, и этот страх удерживал его от всего дурного. К начальству и старшим Андрей был почтителен и вежлив. С товарищами добр и кроток. Имея скудные средства, он не только не тяготился этим, но еще пользовался этим, как поводом, для провождения жизни воздержной, чисто постнической. Юноша резко выделялся своими нравственными качествами, и, если обыкновенные люди, погруженные в сутолоку будничной жизни, этого не замечали, то замечал живший в то время в городе юродивый. Его чистому взору было видно, как быстро зрел в духовной жизни этот мальчик. И когда тот выходил из класса, блаженный часто с любовью брал его на руки и, высоко поднимая на воздух, говорил о будущем призвании отрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010