Преподобный Андрей Критский поставил себе очень высокую планку в духовной жизни. Видя, что не достигает ее, так отозвался о своей душе и своих делах. Если мы, как Андрей Критский и другие святые, ставим своей целью достижение единства с Богом, стремимся подойти ко Христу как можно ближе, то, глядя на свою жизнь, будем ее описывать в тех же эпитетах, что и святой Андрей. В тех же эпитетах, в каких музыкант из нашего примера описывал свое состояние по отношению к группе, из которой был когда-то удален. Если человек не ставит себе цели реального приближения к Христу и не живет этой перспективой, он не увидит свою душу греховной, грязной, окаянной и тому подобное. Надо признать, что множество людей имеют свой жизненный принцип «жить более-менее прилично». И если такой человек сравнивает себя, например, с Берией или с Чикатило, то может даже посчитать, что он хороший человек. Но если действительно ставить своей целью приближение к Христу, жить, как Он заповедует в Евангелии, как учат святые отцы, тогда видишь свое несоответствие тому, что говорил Господь, видишь, что твои мысли и поступки совсем не те, какими должны быть по Евангелию. И тогда будешь характеризовать себя теми же словами, что и Андрей Критский. То есть вопрос видения себя в том или ином свете упирается в целеполагание. Оно будет определяться тем, к чему мы стремимся: к возвышенному, то есть «быть святыми, как свят Бог», или наша планка опущена на самую низкую отметку — «быть не хуже других». Поставив себе цель «будьте святы, как Я, Господь Бог ваш» и начав движение к ней, мы увидим, что наша жизнь очень далека от этой цели. Но если такой цели в жизни нет, если цель — просто стараться поменьше грешить, не выделяться из общего потока, тогда, конечно, мы не увидим свою душу в таких красках. Конечно, и стремление «грешить поменьше» ведет нас к Христу, но Сам Он заповедует нам именно динамику духовного роста: будьте совершенны. Есть некий минимум, описанный в заповедях, которые Бог дал Моисею и который нельзя нарушать: не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лги, не завидуй и так далее. Но ставить себе целью достижение минимума и все («мне бы троечку и хватит») — это не по-христиански. В Евангелии Господь говорит о том, что блаженны скопцы, которые сделали себя таковыми ради Царства Небесного, но не всем это дано, а тем, кто может это вместить. Идеал таков, а дальше каждый смотрит, сколько он может вместить из этого максимума. Неслучайно в притче о талантах говорится, что одному дано пять талантов, ибо сил человека хватит, чтобы их переработать и принести духовную прибыль, другому дано два, а кому-то — один.

http://pravoslavie.ru/120464.html

Дневник инокини: Я честно держалась и пила водичку Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем 20 февраля, 2018 Что кричит нам в ухо Андрей Критский – записи о Великом посте день за днем Как поститься при современном рабочем ритме, можно ли выдержать пост по Типикону, почему монах драит келию вместо службы и что кричит нам прямо в ухо Андрей Критский – рассказывает в записках о посте инокиня Евгения (Сеньчукова). Инокиня Евгения (Сеньчукова) Главный закон пищевой стороны Великого поста: «Чем больше ешь, тем больше хочется». Поэтому с утра решила поститься по Типикону, пока сил хватит – то есть «трапезу не поставлять». Вообще-то трапеза у нас в первые два дня Четыредесятницы и «не поставляется», но можно погрызть орешки или яблоки. Я честно держалась и пила водичку, а параллельно убиралась в келии. Внимательный и вдумчивый читатель имеет полное право спросить, чего это инокиня не молится утром в храме, а келию драит. А инокиня, печально опустив голову, ответит: «не шмогла». С сегодняшнего вечера все службы собираюсь посещать. Порядок наводить – тоже своего рода аскетическая практика, в конце концов. Пока разложишь книжки по стопочкам, пыль протрешь, ненужные бумажки выбросишь, соберешь ненужные себе, но полезные еще кому-то вещи для социального отдела – можно поразмышлять о своем окаянном житии. И в голове и душе тоже будет наводиться порядок потихонечку. Вообще для людей, чья работа и послушания связаны с информацией (журналисты, пресс-секретари и т.д.), одно из важнейших упражнений в Великий пост – хранить себя от лишней информации. Понятно, что журналист-новостник просто вынужден отсматривать все новостные ленты, блоги, социальные сети. События происходят не по календарю. Или по календарю – вот воскресная трагедия в Кизляре, убийство пятерых прихожанок, предположительно ИГИЛовцем (ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ. – Прим. ред.) . Пост начинается… Но можно не участвовать в бесплодных дискуссиях, например. Воздержаться от развлекательно-отвлекающего использования социальных сетей. Каюсь, не утерпела – влезла аж в две бесплодные дискуссии: о женском призвании в христианстве и о современном искусстве перфоманса. В качестве доказательства их бесплодности – убедить никого ни в чем не удалось, все остались при своих, так сказать.

http://pravmir.ru/dnevnik-inokini-ya-che...

Судие мой и Ведче мой, хотяй паки приити со ангелы, судити миру всему, милостивным Твоим оком тогда видев мя, пощади и ущедри мя, Иисусе, паче всякого естества человеча согрешивша. [Судия мой, знающий меня, когда опять придешь Ты с Ангелами, чтобы судить весь мир, тогда, обратив на меня милостивый взор, пощади, Иисусе, и помилуй меня, согрешившего более всего человеческого рода.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины и человеков соборы, невещественно поживши и естество прешедши: имже, яко невещественныма ногама вшедши, Марие, Иордан прешла еси. [Ты удивила необычайною своею жизнью всех, как чины ангельские, так и человеческие сонмы, духовно пожив и превзошедши природу; поэтому, Мария, ты, как бесплотная, шествуя стопами, перешла Иордан.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Умилостиви Создателя о хвалящих тя, преподобная мати, избавитися озлоблений и скорбей, окрест нападающих, да избавившеся от напастей, возвеличим непрестанно прославльшого тя Господа. [Склони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, чтобы, избавившись от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.] Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя: да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. [Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою.] Слава: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему концы. [Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, животворящему и просвещающему пределы вселенной.]

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. [Усердное моление и ныне, преподобная, принесши к милосердной Богородице, и твоими молитвами отверзи мне божественные входы.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, Критский председателю, покаяния бо ты таинник преизрядный. [Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, критский председателю, ибо покаяния ты таинник преизрядный.] Слава: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. [Троица Простая, Несозданная, Существо Безначальное, в троичности Лиц воспеваемое, спаси нас с верою покланяющихся Державе Твоей.] И ныне: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. [От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице неискусомужно Ты родила, странное чудо, пребывши Девой, млеком питающей.] Катавасия: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь. Седален, глас 8: Светила богозрачная, Спасовы апостоли, просветите нас во тьме жития, яко да во дни ныне благообразно ходим, светом воздержания нощных страстей отбегающе, и светлыя страсти Христовы узрим, радующеся. Слава, другой седален, глас тот же: Апостольская двоенадесятице Богоизбранная, мольбу Христу ныне принеси, постное поприще всем прейти, совершающим во умилении молитвы, творящим усердно добродетели, яко да сице предварим видети Христа Бога славное Воскресение, славу и хвалу приносяще. И ныне: Непостижимого Бога, Сына и Слово, несказанно паче ума из Тебе рождшееся, моли, Богородице, со апостолы, мир вселенней чистый подати, и согрешений дати нам прежде конца прощение, и Царствия Небесного крайния ради благости сподобити рабы Твоя. Трипеснец, без поклонов, глас 8 Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Мне думается, что время написания этого слова следует приурочить к первому пятилетию 80-х годов VII в. В 680-м году император Константин Погонат, усмирив разные возмущения в империи, восстановил власть греческого императора и разделил ее со своим юным сыном Юстинианом II, процарствовав после этого вместе с сыном до 685 года (года своей смерти) 28 . Этих-то двоих «равновенечных и сопрестольных царей» – Константина и Юстиниана и имеет в виду Андрей в своем похвальном слове ап. Титу. Подыскать другой исторический момент в конце VII и начале VIII в. (т.е. современный Андрею Критскому ), к которому были приложимы выражения слова на ап. Тита, трудно; между тем как указанному моменту вполне соответствуют в слове все черты, характеризующие современные обстоятельства. Изображая политическое положение о. Крит, автор представляет его печальным: Крит еще не завоеван, но переживает тяжкие бедствия войны, угрожаемой арабами с моря 29 . А такое положение острова было именно в последней четверти VII в. Арабы во второй половине этого века настолько подвинулись в своих завоеваниях в Африке, что в 670-м году основали уже в проконсульской провинции постоянный укрепленный лагерь Каирван (Кайраан), и оттуда начали распространять свое владычество посредством набегов и наложения дани и на окрестные владения греков 30 . При подобном положении дела в последней четверти VII века для греческих островов была постоянная возможность подвергнуться неожиданному нападению арабов, и нет нужды доискиваться точных указаний на частные моменты таких нападений: их было много. Во время одного из таких вражеских набегов на Крит в период царствования Константина и Юстиниана епископ Критский Андрей сказал свое похвальное слово апостолу Титу, прося его помощи 31 . Итак, в период с 680-й по 685-й год мы видим Андрея уже епископом на Крите. Сопоставляя эту дату с прежде установленной о годе смерти Андрея, мы должны сделать выводы: во-первых, что святитель Андрей епископствовал довольно долгое время, а во-вторых, что начало его епископства приходится на 80–85 гг. Как тот, так и другой вывод, действительно и подтвердится документальными свидетельствами, что увидим по ходу исторического повествования ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящему и Просвещающему пределы вселенной. И ныне, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание. Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении. Припев: Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Андрей досточтимый, отец преблаженный, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, погибели и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим память твою. Мытари были сборщиками налогов и считались в Иудее крайне грешными людьми, потому что работали на оккупационную римскую власть. Кроме того, они часто брали у людей лишнее. Любили их так же сильно, как в наши дни гаишников. Христос же не брезговал общением с ними. Фарисеи были благочестивыми порядочными людьми, изо всех сил стремящимися жить по-Божьему. Но Христос Врач, а они не чувствовали себя больными. Когда Он пришел в гости к мытарю Закхею, это произвело на него такое впечатление, что тот решил половину всех своих средств отдать нищим, а тем, кого он обидел – заплатить вчетверо, по закону Моисееву. Другой мытарь из притчи Христа просил о помиловании, тогда как фарисей благодарил за то, что он не похож на мытаря. Фарисей Симон принимал Христа у себя в гостях, но никак не показал Ему свое гостеприимство – не дал ни воды умыть ноги, ни помазал голову маслом, ни поцеловал. Блудница же пришла ко Христу и омыла его ноги слезами, помазала их миром, поцеловала их. Так она выразила свое раскаяние и благодарность за любовь Христа, и получила прощение. И св.Андрей сокрушается, что душа его не подражала этой блуднице, вперед его идущей ко спасению. Христос говорит, что если в каком-то иудейском городе не примут апостолов, то в день Суда этому  городу будет хуже, чем Содому и св.Андрей боится, что его постигнет судьба этих городов. И в то же время он призывает себя и нас не отчаиваться. Христос сначала отказывался исцелить дочь хананеянки и даже назвал ее псом, но она продолжала просить Его, и Сам Христос поразился ее вере и исцелил ее дочь. Дай Бог, чтобы так было и в нашей жизни.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

Здесь хочется обратить внимание на свойственную византийским гимнографам антитетичность мышления. Антитеза лежит в основании многих поэтических образов: «ветхий Адам» – «новый Адам», «земной Иерусалим» – «горний Иерусалим», «Пасха древняя, сеновная» – «Пасха новая, таинственная», «царство земное» – «Царство небесное». Так в тропаре третей песни трипеснца на повечерии Великого Вторника: «Благовония таинственнаго исполнена жена, перваго избавися зловония, Спасе, многих грехов: миро бо источаеши жизни» Андрей Критский противопоставляет «благовоние добродетели», возлияние мира на главу Спасителя женщиной с алавастровым сосудом в дому Симона прокаженного ( Мф.26:6–13 ) «зловонию грехов», в котором она пребывала. Одно и тоже слово могло употреблять с противоположными значениями: «Совлекоша с Мене ризы Моя, и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний, и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи» (стихира на «Хвалитех», утреня, Великий Пяток). Нередко встречались и развёрнутые антитезы. Так, в своём трипеснце Великого Четвертка Андрей Критский прибегает к развёрнутой антитезе, противопоставляя смирение Спасителя в умовении ног ученикам ( Ин.13:1–12 ) и величие Его благодеяний миру: «Одеваяй облаки небо, Иисусе, на престоле славы царствуя с нетленным Отцем, Ты прием лентий, сим препоясал еси омыти ноги бреннии, весь огнь сый Слове, аще и воплотился еси» (тропарь восьмой песни). Эта антитеза слышится усиленно в последние три дня перед Пасхой. Благодетель, воскрешавший мёртвых, исцелявший недужных, повешен на кресте, как разбойник: «О како беззаконное сонмище, царя твари осуди на смерть, не устыдевся благодеяния, яже воспоминая предутверждаше, глаголя к ним: людие Мои, что сотворих вам; не чудес ли исполних Иудею; не мертвецы ли воскресих единем словом; не всякую ли болезнь исцелих и недуг; что убо Ми воздаете; вскую не помните Мя; за исцеления раны Мне наложивше, за живот умерщвляюще вешающе на древе, яко злодея, Благодетеля: яко беззаконна, законодавца, яко осужденна, всех царя. Долготерпеливе Господи, слава Тебе!» (стихира на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Пяток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Понимание этого отразилось в поговорке “где тонко, там и рвется”. “Починка трубы” в данном конкретном месте не устраняет возможность аварии, пока сохраняется давление. Точно так же человек, чья греховность воплощалась в чревоугодии, может “починить” трубу и ограничить прием пищи, но тогда греховность “прорвет трубу” раздражительностью, жадностью, а “починка” в этих местах “прорвет ту же самую трубу” тщеславием, самолюбием и прочим. Так будет продолжаться, пока греховность наличествует… Можно сказать, что всякий грех является воплощением греховности, воплощением устремленности желаний и внимания человека ко внешнему. Будучи направлен на внешнее и во внешнее, всякий грех представляет из себя ту или иную форму самоутверждения человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей. На границе между сферой влияния человека и остальным миром обычно возникают неприятные, ему неподвластные ситуации, возникают конфликты. Но при этом увеличивается протяженность ее границ и неизбежно возрастает число возникающих конфликтов. Поскольку такое “расширение” используется для получения приятных ощущений, вредность греха не сразу делается очевидной. Святые отцы говорят, что всякий грех сладок и приятен, а плоды его горьки, отвратительны и непереносимы» (87: 25, 27). Святой Андрей Критский пишет: «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная – страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» ( Андрей Критский . Великий Канон, читаемый в понедельник первой недели Святого и Великого поста. Песнь 1). (По данному вопросу см. также приложение 5). Протоиерей Владислав Свешников определяет греховность как «падшесть человеческой природы на нравственном материале», как «склонность личности и человечества вообще к греховным, то есть искаженным нормам, установкам и практике нравственной жизни» (84: 64). Вообще, греховность, вошедшая в природу человека после первородного греха, – это стремление (склонность) человека (точнее его сердца, ума, воли) ко греху.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наши прародители Адам и Ева , нарушив заповедь Божию, вкусили от древа познания добра и зла. Древо это носит такое название не потому, что оно по своему существу и происхождению представляло из себя что-то особенное, но потому, что Господь назвал его так пророчески. Он, как всеведущий, знал, что после вкушения от этого древа Адам и Ева из-за преслушания отпадут от одного бесконечного и безраздельного Добра и увидят разницу между добром и злом, ибо до грехопадения зла еще не существовало в человеческом мире. Итак, Адам и Ева должны были около этого дерева опытно, а не теоретически (как следовало бы человеку, желающему угождать Богу) познать добро и зло. Опытно же познать зло – значит согрешить. Я сказал «должны были» не в том смысле, что это было необходимостью, но в том, что Господь предвидел, что это произойдет, хотя Он предупредил Адама и заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Когда Адам нарушил эту наилегчайшую и, можно сказать, почти условную заповедь – запрещение, данное только для того, чтобы человек помнил о своей ограниченности и надобности хоть в чем-то себя удерживать, – тогда грех обнажил его первыя боготканныя одежды, как говорит Андрей Критский . Эти слова он относит к себе, но каждый из нас уподобляется Адаму в падении и потому должен подражать ему и в покаянии. Что же это была за первая боготканая одежда и как понимать это загадочное, символическое выражение? Библия повествует, что Адам и Ева были нагими и не стыдились этого. Не нужно думать, как полагают некоторые наивные люди, что наши прародители, подобно детям, в умственном отношении были еще совершенно неразвиты и поэтому чувство стыда было им незнакомо. Именно в этом тропаре Андрей Критский говорит, что человек был облечен в боготканую одежду. Конечно, Бог не может ткать, и боготканая одежда – это благодать Божия, Божественный свет, окутывавший тела Адама и Евы. Вспомним повествование Божественного Евангелия о том, как Господь наш Иисус Христос преобразился на Фаворе. Не только преобразились Его Лик и Тело, но и одежды Его изменились, стали белыми, точно свет или снег (евангелисты немного по-разному описывают это впечатление), и так же испускали из себя сияние, как и Лик Спасителя, хотя, возможно, и в меньшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Кадене – действие, извършвано с кадилница от свещенослужителя, с което се въздава чест на светите места и предмети, а предстоящите се освещават. Каденето с тамян изобразява възнасянето на нашите молитви към Бога, както е казано: «Димът от тамяна с молитвите на светиите се издигна от ръката на Ангела пред Бога» Откр. 8:3–4 , Откр. 5:8 . Каденето е преминало в православното богослужение от старозаветното богослужение (Изх. 30:1–9, Лев. 10:1, 16:12 ; Числ. 16:18 , Иер. 52.19 ). Извън речника: Кадене. Кадилница (кадило) – красиво изработен и украсен многосъставен метален съд на синджири, използван за прикаждане от свещенослужителите в особено тържествени случаи. В благозвучната кадилница върху въглени изгаря тамян (лаван) и се разпространява благоухаен дим. Виж също: църковна (богослужебна) утвар. Калвинисти – последователи на Жан Калвин – един от най-дейните реформатори през XVI век. Кана Галилейска (на староеврейски qnh, qanah, «тръстика, земя на тръстика») – библейски град, в който Иисус Христос проявил за първи път Своята чудотворна сила ( Иоан. 2:1–11, 4:46–53 ), родно място на св.ап. Вартоломей (Натанаил, Иоан. 1:45–51 ). Извън речника: Кана Галилейска. Канон (от гр. правило; ръководна норма или жизнено правило) – църковно правило, установено съборно, което се отнася до организационния живот на Църквата. В църковния живот има различни значения. 1) Правило на вярата, установено от свв. апостоли или църковните отци, решение на Вселенски или поместен събор. 2) В иконографията – правила за начина на рисуване на икони и подреждането им в храма като цяло и на иконостаса в частност. 3) В църковната химнография – сложно произведение от много строфи, посветено на прославата на определен празник или светия. Влиза в състава на богослужението на утренята, повечерието, полунощницата и др. Канонът се дели на песни, всяка от които се състои от ирмос и 26 тропара (в песните на някои канони тропарите са повече, напр. във Великия канон на Св. Андрей Критски те са 30). Във византийските и съвременните гръцки канони ирмосът и тропарите са метрически сходни, което позволява да се пее целият канон; в славянските преводи метричното сходство е нарушено и затова ирмосите се пеят, а тропарите се четат. Изключение прави пасхалният канон, който се пее изцяло. Мелодията на канона е подчинена на един от осемте гласа. В неделни и празнични дни на утренята след песните се пеят катавасии. Като жанр канонът се появил в средата на VII век. Първите канони били написани от св. Андрей Критски и св. Иоан Дамаскин. Виж също параклис, акатист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010