Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. Святое святых (важнейшее местом скинии и храма) служило образом Божией Матери, вместившей воплощенное Слово Божие. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Вторая завеса, отделявшая святилище от Святого Святых, как прообраз Богородицы, «потому что Она Самого Господа Святилища носила в Своем чреве, покрыла внутри чрева завесой» ( Андрей Критский ). И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; и повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных; и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. Жертвенник курений – прообраз Богородицы. «Радуйся, Кадильница, золотой сосуд. Ты носишь в себе Божественный угль, и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление», – пишет Иоанн Дамаскин о Божией Матери. И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его. Золотой Светильник – прообраз Богородицы. Отсюда происходит невечерний Свет – Христос, осиявший жизнью сидящих во тьме. И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. Трапеза или стол для хлебов предложений – прообраз Богородицы. От Нее сошел на землю Хлеб – Христос, питающий человека для жизни вечной.

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

Посему если кто, вспомнив о них и об их чести, и блаженстве, и славе, будет прославлять увенчавшего их Бога, тот доставит им радость выше всех радостей, и особенно если будет прославлять не одними только словами, но и приношением благодарственных даров, – тех даров, которые так угодны Богу и ценятся ценою самою высокою. В этом случае, как Сам Спаситель, милостиво приемля сии дары и ценя их выше всякого законного служения, взамен дает нам Свое Тело и Кровь, так и святые, радуясь о тех дарах, которыми мы думаем почтить их, как не радуются ни о чем другом, вполне отдают себя на служение нам во всем том, что полезно нам, так как во всем подражают своему Владыке» 1511 . Помилуй, Боже, помилуй мя. Чти в понедельник. Согрешивша, Спасе, помилуй, воздвигни мой ум ко обращению, прими мя кающагося, ущедри вопиюща: согреших Ти, спаси, беззаконновах, помилуй мя Внемли, душа моя, покаянной молитве, которую излил из сокрушенного сердца своего преподобный Андрей в научение тебе: «Спасе мой! Помилуй меня, согрешившего, подними мой ум к обращению от греха, прими меня, кающегося, даруй мне щедроты Твои, вопиющему: «Согрешил Тебе, спаси меня, беззаконновал пред Тобою, помилуй меня! " Когда ты слышишь такие покаянные слова из уст того, кого Церковь вот уже одиннадцатое столетие почитает как своего учителя, почему не становится тебе страшно? Тот, кому от Господа было вверено попечение о Критской пастве, тот, кому велением Создателя был дан талант песнотворчества во славу Божию и в научение всем верным, тот, по слову которого проливались дожди и в страхе бежали враги видимые и невидимые, – тот самый земной ангел, небесный же человек, со слезами взывает к Спасителю, открывая пред Ним беззакония свои, полагая под ноги Его грехи свои, повергая пред Ним во прах ум свой, отягощенный преступлением заповедей (а оно-то – и есть грех по преимуществу). Не тебе ли сказано, душа моя: «Ученик не бывает выше своего учителя, но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» ( Лк. 6, 40 ; ср.: Мф. 10, 24 ) – и «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10, 25 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В 57 году святой Дионисий Ареопагит прибыл на погребение Пресвятой Богородицы. Из этого факта многие церковные исследователи выводили возраст, в котором почила Дева Мария. Ведь в канонических текстах ничего не сказано о том, сколько лет Богородица прожила на земле. Но если Рождество Христово последовало на 15 году жизни Божией Матери, то она, очевидно, дожила примерно до 72 лет. Именно так считают святой Андрей, архиепископ Критский, святой Симеон Метафраст, святой Дмитрий Ростовский, Преосвященный Порфирий Успенский, а также видные церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин. Алексей (Скиф) 2018/08/27, 18:21:50 +++Тайна Второй Пасхи+++ " В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить:пойдём и возвратимся к Господу!ибо Он уязвил- и Он исцелит нас,поразил-и перевяжет наши раны; Оживит нас через два дня,в ТРЕТИЙ день восставит нас,и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем,будем стремиться познать Господа; как утренняя заря-явление Его,и он придёт к нам как поздний дождь оросит землю. " (Св.Пророк Осия 6:1-3). Какое время на ветхой планете Земля от Сотворения Мира? Весна прошла,лето миновало,осень пришла,последняя зима не за горами! А Благодати всё нет и нет,сокрылся Утешитель и Небо закрыто свинцовыми тучами и неусыпный Херувим всё ещё стережёт отверженное Древо Жизни!.. О,все потрясающая Тайна Второй,Богородичной Пасхи Вселенной! Как Христиане всего мира и особенно Святой Руси полюбили Мистическое Успение Божией Матери-Своего Божественного Сына,Победителя державы зла и смерти,Христа-Пасхи Первой! И есть за что!Священное Предание об Успении Богородицы столь чудесно,таинственно,духовно и знаменательно,что достойно хотя бы одной главы в Священном Писании! Но все премудрый Бог Отец Истины,Любви и Софии,как главный Автор Пресвятой Библии,-весьма краток и многозначителен: " что написал,то написал... " ,для единственно истинного просвещения и спасения человека греха достаточно и 66 Книг! Необыкновенное Успение Пресвятой Богордицы имеет глубокий Божественный смысл и восходит к великой тайне Распятия,Погребения и Воскресения Христа!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

Здесь под образом облака означается Дух, а под морем разумеется вода, при посредстве коих образуется баня крещения, а лучше сказать, даруется великий и прекрасный дар божественного рождения. К тому же, Отец созерцается в Сыне, а Сын отражается во Отце, Дух же Святый от Отца исходит, но и в Сыне пребывает и почивает, как единосущный и равночестный. Таким образом и здесь, как на Иордане, открылась тайна Троицы. Посему, «слышавше ученицы падоша ницы, и убояшася зело» ( Матф. 17, 6 ). «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Возведше очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» ( Матф. 17, 7–9 ). Итак ты, возлюбленный, разумеешь смысл таинства. Посему никак не оказывайся недостойным благодати Слова и не заслужи своею праздною жизнью лишения небесного и блаженного жития. Но, отвергнув всякую леность души и свою привязанность к вещественному, всецело стремись к лучшему и небесному, уготовляй в Духе для себя чистое и блаженное житие вместе с Словом, дабы тебе достигнуть обожествления и насладиться неизреченными благами. Да водворится в тебе истинная добродетель посредством твоей добродетельной жизни, да откроется в тебе истина – посредством неложного созерцания бытия, а путем мудрости да будет познана тобою Сама Премудрость, в которой «всяческая... состоятся» ( Кол. 1, 17 ), и вообще, да прославится в тебе посредством и добродетели, и созерцания Бог , в Троице покланяемый, главная и конечная причина и цель добродетели и умозрения, ради Коего существует все остальное. Велики, значит, дары, данные тебе, человек, если ты станешь стремиться к Богу, и побеждают всякий ум и разумение божественные таинства, касающиеся тебя. Посему не падай, одержимый малодушием, стремись к уразумению себя и не отвергай дара. Внемли голосу, призывающему тебя, не будь неблагодарен за благодеяние и, получивши даром спасение, не выражай неудовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Кому адресована эта притча? Евангелист пишет, что Господь говорит её к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (ст. 9). Вот — важный урок для всякого, кто приступает работать Господеви (см. Сир 2:1), кто берёт на себя духовный труд: не надейся на свою праведность и не позволяй себе взвешивать других. Это очень простое правило духовного труда. Простое и понятное. Но как сложно его понести! Тем более, зная, что весь труд, ради Бога понесённый, может развалиться из-за этого неистребимого духа тщеславия и гнушения ближним. Преподобный Андрей Критский в своём знаменитом покаянном каноне поминает и фарисея: “Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя: и прочия безумныя глаголы” (песнь 9-я). Как это страшно звучит: безумие в благодарности! Разве благодарственная молитва, которая вообще есть основа христианства, может быть безумной? Выходит, что может. Фарисей живёт в каждом из нас. Это прискорбно, но это так. Это даже роднит всех нас как-то по-особому. Зёрна тщеславия неприхотливы и растут на любой почве, даже на почве отсутствия тщеславия. И у каждого подвижника всегда остаётся риск довольства собой, когда сам духовный подвиг совершается уже и не пред очами Божиими вовсе, а как бы перед зеркалом в жесте почитания собственного изображения, которое стало идолом, требующим человеческих жертв. И тебе не нужен ближний, и Сам Бог уже — лишний в этом танце чистого самообольщения. Но как бы ни было всё это стыдно и мерзко, Господь не гнушается даже нашим нечистым добром. Предпочитая молитву мытаря, Спаситель всё же говорит: сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 14). Господь не проклял несчастного фарисея, не отвергнул и его безумного благодарения, просто тот пошёл менее оправданным, чем кающийся мытарь. Вот это и есть воспетая Апостолом превосходящая разумение любовь Христова (см. Еф 3:18). Это странно, это просто изумительно, но авторами двух самых известных православных молитв были не столпы благочестия, а кающиеся грешники 1 .

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

(св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О бессловесных желаниях Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 12–14 Употребляемые категории: · ЛОТ – неразумная энергия к жизни земной · СОДОМ – жизнь по законам плоти · КЕДОРЛАОМЕР – противоестественная страсть · АВРААМ – познание суетности греха · ЭШКОЛ – досада, огорчение от совершения греха · АНЕР – стыд о содеянном грехе · МАМРИЙ – страх суда и осуждения за грех У вступившего на путь спасения и идущего, по указанию Божию, к земле обетованной неизменным спутником является Лот – неразумная энергия к жизни земной ( Быт. 12:4 ), ищущая не того, где полезней для души и Богу угодней, а где лучше и сытней для жизни телесной ( Быт. 13:10–11 ). Обеспеченность материальная не мешает духовным поискам, пока она небольшая ( Быт. 12:5 ), но, по мере своего возрастания, она начинает входить в конфликт с силами души и духа ( Быт. 13:7 ), и если дух не ограничивает и не подчиняет себе чувственные пожелания, то они легко могут раскинуть свои шатры в городах окрестности долины Сидим ( Быт 14:3 ), даже до Содома, жители которого отличаются тем, что злы и весьма грешны пред Господом ( Быт. 13:12–13 ). Вся эта окрестность, прежде, нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до самого Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская ( Быт. 13:10 ), представляя собой жизнь по законам плоти. Сама по себе такая жизнь, являясь бессознательным началом жизни животной, безгрешна. К характерным признакам ее относятся процессы питания и размножения ( Быт. 2:16, 1:28 ), которые, будучи сами по себе добрыми, «вследствие падения стали седалищем всего недоброго». 34 Произошло это оттого, что душа потеряла власть над плотью и смешалась с ней до такой степени, что стала сознавать себя не иначе как через призму плотских потребностей и влечений тела, возникающих в животной жизни, совершенно забыв о потребностях духа. 35 Когда же ум, сердце и воля начинают заниматься исключительно плотским ( Рим. 8:5 ), когда попечения о плоти простираются до превращения их в похоти ( Рим. 13:14 ), тогда предает их Бог постыдным страстям: женщины их заменяют естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигаются похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение ( Рим. 1:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

(св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовном умозрении Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 6–7 Употребляемые категории: · СЫНЫ БОЖИИ – богомыслие · ДОЧЕРИ – нечестивые мысли · ИСПОЛИНЫ – виды идолослужения · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ХАМ – богослужение · ИАФЕТ – любовь к Богу · КОВЧЕГ – духовное устроение души · ПОТОП – слезы Извечное промышление Бога о роде человеческом нагляднее всего выражается в возможности богопознания чрез созерцание сотворенной Им природы. Причем, с одной стороны, Бог создал вселенную великой и удивительно прекрасной, а с другой – напечатлел на всем созданном много признаков слабости и несовершенства, чтобы созерцающих видимые предметы не только привлекать к служению невидимому их Создателю, но и воспрепятствовать поклонению твари вместо Творца. Но увлекшиеся исключительно внешней стороной жизни настолько осуетились в умствованиях своих, что, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим. 1:21–23 ). Впрочем, виновно в этом не творение Божие и не чувства наши, а нечестивые помыслы, в которые погружается неразумная душа. Когда потомки Каина начали умножаться на земле, т.е. когда плотское мудрование стало развиваться, проявляя себя в различных формах, так что родились у них дочери – мысли нечестия о Божественном и духовном, тогда сыны Божии – различного вида богомыслия, пленяясь прелестью дочерей человеческих, брали их себе в жены, какую кто избрал, и, сочетаясь таким образом с тем или иным видом нечестия, стали порождать и умножать богохульные ереси. Особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, они стали рождать исполинов, имена коих суть мамона ( Мф. 6:24 ), любостяжание ( Кол. 3:5 ), чревоугодие ( Фил. 3:19 ) и т.п. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека с возможностью пребывать на земле, и восскорбел в сердце Своем о слабости человеческой воли в отношении всего духовного и божественного. И сказал Господь: истреблю с лица земли тех человеков, которых Я сотворил, но которые онечестивились в помыслах и чувствах своих, истреблю единосущным Словом Своим все виды нечестия, уподобившие Меня всякой твари, вплоть до скотов, и гадов, и птиц небесных ( Быт. 6:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И, как обещает Сам Господь: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет. Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» ( Исх. 15:26 , Втор. 28:15 ). Пасха «Пасху на горничном месте, еюже ум утверждается, уготовите, безквасным истины словом». 81 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Об условиях перехода из плотского состояния в духовное Текст для рассмотрения: Исх. гл. 12 Употребляемые категории: · ПАСХА – переход из плотского состояния в духовное · ИНОПЛЕМЕННИК – душа нечестивая · НАЕМНИК – душа сластолюбивая · ПЕРВЕНЦЫ ЕГИПЕТСКИЕ – греховные начатки падшей природы · НОЧЬ – жизнь плотская · АГНЕЦ – Сын Божий · СЕРЕБРО, ЗОЛОТО И ОДЕЖДЫ ЕГИПЕТСКИЕ – это те благие мысли, чувства и дела, которые возникают в испорченном грехом естестве нашем Закон Моисеев, в сущности своей, есть таинственное подражание порядкам небесной жизни, или «символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины». 82 Свое начало Закон берет в Египте, точнее – в выходе из него. Сей выход ознаменовывается смертью целого поколения египетского и спасением соответствующего поколения Израильского. Этот день в ветхозаветном Израиле назывался Пасхой, в воспоминание освобождения из рабства Египетского и избавления первенцев от смерти. В Израиле новозаветном он, хотя и сохранил тот же смысл, приобрел иное значение. По смыслу, «Пасха» все так же означает «прехождение», но не временное и вещественное. Мы празднуем Пасху как избавление не от смерти временной, а как совершенное избавление от смерти, и освобождение не от рабства человеческого, но от рабства греху и диаволу. Согласно новому значению, мы празднуем Пасху не в определенное время года и в определенном месте, но тогда, когда душа наша переходит из состояния плотского, греховного и смертного в состояние духовное, бесстрастное и бессмертное. 83 Таким способом мы можем совершать Пасху не один раз в год, а ежедневно, и не в определенный час, а ежечасно. При этом условия для совершения Пасхи остаются те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

После же того, как Мелхиседек благословил его от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли ( Быт. 14:19 ), Авраам посвятил Богу всю свою законническую праведность, обменяв ее, без раздумия, на хлеб и питие Божественной благодати ( Быт. 14:18 ), почувствовав, что она не имеет в себе животворящей силы, способной сообщить человеческому естеству жизнь вечную ( Гал 3:21 ). Конечно, получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину ( Евр. 7:5 ), которая способна привести ко Христу ( Гал 3:24 ), вызвав у соблюдающего её осознание глубины своего падения и своего духовного бессилия. В этом – основная цель ветхозаветного Закона, без достижения которой законническая праведность не способна получить благодать от Бога. А фразу о священстве по чину Мелхиседека следует относить ко всякому христианину, живущему не по закону Моисея, а по благодати Божией, потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона ( Евр. 7:12 ). Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, с которым сопряжен ветхозаветный закон, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека ( Евр. 7:11 )? Закон должен получить конец во Христе – а значит, должна появиться и жизнь по подобию жизни Христовой, жизнь по подобию Мелхиседека ( Евр. 7:15 ), когда требуется быть чистыми не только от убийства, но и от напрасного гнева, воздерживаться не только от прелюбодеяния, но и от похотливого взгляда, не только не нарушать клятвы, но и вовсе не клясться и любить вместе с друзьями врагов своих. Живущие такой жизнью живут уже не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей ( Евр. 7:16 ). Содом «Одожди Господь от Господа огнь иногда на беззаконие гневающее, сожег содомляны; ты же огнь вжегла еси геенский, в немже имаши, о душе, сожещися». 39 (св. Андрей Критский ) В каждой возрожденной Духом Святым душе был такой день, когда её Лот сидел у ворот Содома, и два Ангела, представляющие собой высшие силы души человеческой, такие как ум и совесть, приходили в Содом… См. Тропологию о Содоме. Текст для рассмотрения: Быт. 19 . Тема: О противоестественных движениях души

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Вступить во мрак, где пребывает непознаваемый по Своей сущности Бог ( Исх. 20:21 ), и не только познать невыразимые Его тайны относительно нас, но и передать полученные там знания низшим силам души, способна лишь разумная сила духа в лице Моисея ( Исх. 19:25 ), уже имеющего предварительный опыт познания вещей духовного свойства из среды испорченного грехом сердца, словно из среды тернового куста, горящего таким огнем, в пламене которого сгорает не он сам, а лишь его «тернистость» ( Исх. 3:2 ). И вот в таком сердце, «в котором отсутствует всякое естественное движение к чему-либо плотскому», 96 греховному, «словно на неких скрижалях Моисеевых, Бог удостаивает начертать посредством Святаго Духа собственные письмена», 97 среди коих есть слова: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из плотского состояния, как из земли Египетской, из дома рабства греху, и да не будет у тебя мнимых богов пред лицем Моим, ибо если ты отвратишься от Меня, то легко начнешь обоготворять несуществующее, и, чтобы не случилось подобного, не делай себе из представителей мира сего кумира, и не поклоняйся им, и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:1–6 ). Левит «Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови». 98 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовной ревности Текст для рассмотрения: Исх. 32 гл. Употребляемые категории: · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · ААРОН – ум или рассудок · ТЕЛЕЦ – образ греха · ЛЕВИТСТВО – ревность по Бозе Духовное делание отстоит от всех дел человеческих, как небо отстоит от земли. И хотя кажется, что небо и земля неотделимы и составляют одно целое, все же небо остается небом, не смешиваясь с землей, а земля не способна стать небом, не перестав быть землей. И как эти две стихии отделяются друг от друга, оставаясь в единении друг с другом, так и Господь отделил колено Левиино от всех других колен Израилевых, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему, и молиться, и благословлять именем Его ( Втор. 10:8 ), но при этом оставил его в общении со всем Израильским народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010