Свернуть Песнь 8 В восьмой песни приводятся примеры покаяния из Нового Завета. Святой Андрей упоминает благоразумного разбойника — первого человека, оказавшегося в раю после смерти Христа. Когда Спаситель висел на Кресте, один из разбойников, находившийся по правую сторону от Христа сказал: «помяни меня, Господи, в Царстве Твоем», на что Иисус ответил: «сегодня же будешь со Мной в раю».  Преподобный также упоминает апостола Петра, который, несмотря на свое обещание быть до конца со Христом, отрекся во дворе первосвященника от Своего Учителя, сказав, что не знает Его. В этой же песне говорится о молитве мытаря, которая приводилась выше, и описывается история с хананеянкой — женщиной, которая умоляла Христа избавить ее дочь от беснования. Еще в восьмой песне Андрей Критский вспоминает кровоточивую женщину, исцелившуюся после прикосновения к одежде Христа, и сестер Лазаря Марфу и Марию, которые оплакивали умершего брата. Автор сравнивает себя со всеми упомянутыми людьми. «Яко разбойник вопию Ти: помяни мя; яко Петр плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову яко мытарь, слезю яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино» (Как разбойник, взываю к Тебе: вспомни меня; как Петр, горько плачу, Спаситель; как мытарь, издаю вопль: будь милостив ко мне; проливаю слезы, как блудница; прими мое рыдание, как некогда от жены Хананейской). «Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем» (Подражая жене Хананейской, и я взываю к Сыну Давидову: помилуй меня; касаюсь одежды Его, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария над Лазарем). Читать полностью отрывок из Библии Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:39–43).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Свернуть Песнь 9 В девятой песни Андрей Критский ссылается на евангельские события, например чудесное воскрешение Христом дочери начальника синагоги Иаира. Неоднократно упоминаются мытари и грешники, с которыми беседовал Иисус, в том числе Закхей, начальник всех мытарей в Иерихоне. Он очень хотел увидеть Господа и, поскольку был мал ростом, залез для этого на дерево. Видя усердие Закхея, Христос пришел к нему домой, после чего в душе Закхея произошел переворот. Он пообещал раздать половину имения нищим, и вчетверо вознаградить тех, кого он обидел. Преподобный Андрей приводит пример Закхея — грешника, который покаялся и изменил свою жизнь. Помимо этого, в песне вновь приводится пример мытаря из притчи, и говорится об упоминавшихся выше  фарисее Симоне и блуднице, помазавшей миром Иисуса и волосами отершей его ноги. «Мытарь спасашеся, и блудница целомудрствоваше,/и фарисей хваляся осуждашеся,/ов убо, очисти мя,/ова же, помилуй мя./Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя,/и прочия безумныя глаголы» (Мытарь спасся, и блудница сделалась целомудренною, а гордый фарисей подвергся осуждению, ибо первый взывал: «Будь милостив ко мне»; другая: «Помилуй меня»; а последний тщеславно возглашал: «Боже, благодарю Тебя…» и прочие безумные речи).  «Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость оставляти грехи, юже, душе, потщися подражати» (Закхей был мытарь, однако спасся; Симон фарисей соблазнялся, а блудница получила решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; спеши, душа, и ты подражать ей). Читать полностью отрывок из Библии Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.   И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той (Мф 9:18–26).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Приятно и полезно прославлять все то, что Спаситель наш Христос, как Богочеловек, совершил ради нас, поскольку все сие исполнено чуда и изумления. И как же может быть иначе? Бог является среди людей и познается ими, всему подчиняется, как человек, исполняет заповеди закона и возвещает о сем исполнении, – дабы взамен дать и свой закон, исполненный благодати и истины. Достойно удивления и то, о чем говорит настоящее слово, то есть обрезание Христа по плоти, по прошествии восьми дней после Его безсеменного рождения. И это событие исполнено чудес и должно быть прославлено. Ибо как возможно не считать величайшим и важнейшим чудом того, что Христос исполнил закон и притом для нашего спасения? Бог принимает имя. Безвестный, во всем подобный человеку, Он посредством имени ясно познается. По нареченному Ему имени Он не только называется Сыном, подобно тому как Отец именуется Отцем вследствие того, что родил Сына, а Дух именуется Духом вследствие своего исхождения от Отца (поскольку оные Три суть един Бог и в них едино Божество), но вместе с тем неложно назван и действительно есть Сын Девы; в сем отношении Он и может быть постижим для нас и является пред нами кротким. И я, как беглец, нашедши дверь спасения открытою, дерзновенно приступаю к Господу и Создателю. Святый Лука так говорит о сем событии в своем евангелии: «Егда исполнишася осмь дний, да обрежут Его, и нарекоша имя Ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве» ( Лук. 2, 21 ). Великий Лука изъясняет здесь нам великие тайны. Поистине, его евангелие достойно Павла, который и сам похваляясь говорит о сем: «по благовествованию моему» ( 1Кор. 15, 1 ; Рим. 14, 24 ). Что же желает сказать евангелист словами: «нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве?» Это он сам изъясняет, разсказывая о явлении Деве Марии ангела, который говорит: «Се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1, 31–32 ). О том же говорит и святой Матфей, рассказывая о явлении ангела Господня во сне Иосифу ( Матф. 1, 18–21 ), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» ( Матф. 1, 22–23 ; Ис. 7, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Образ Предтечи в пророческих книгах Священного Писания Ветхого Завета Святой Иоанн Креститель был послан, чтобы при­го­то­вить людей к встрече с ожи­да­е­мым Мес­сией. Статья посвящена образу святого Иоанна в пророческих книгах Ветхого Завета, а также толкованиям этого образа у святых отцов и библеистов. Статья Святой Иоанн Предтеча является одной из самых интересных фигур в Священном Писании. Он – последний ветхозаветный пророк, хотя жил уже в Новом Завете. Об этом пишет святой Андрей Критский в одной из стихир на литии на Великой вечерне под праздник Рождества пророка Иоанна: «Пророков предел и начало апостолов…» . Его строгая подвижническая жизнь в пустыне сравнивается с жизнью пророка Илии , что особенно видно в службе праздника Рождества Иоанна Предтечи, в которой и приводятся такие яркие примеры: «В старости родиши сына той бо приидет силою Илииною» и «Иже духом и силою пришед путь Господень исправити» . Во всех четырех Евангелиях святые апостолы описывают Предтечу и его проповедь, а евангелист Марк даже с него начинает благовестие. Сам Господь наш Иисус Христос говорит, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Эти факты свидетельствуют нам о важности угодника Божьего. Православная Церковь совершает память святого Иоанна семь раз в году, отдавая должное его удивительной жизни и трудам. Образ святого пророка рассматривался еще в пророчествах книг Ветхого Завета, что вызывает интерес. Слова о Крестителе Господнем, произнесенные до его рождества угодниками Божьими, нашли отражение не только в Священном Писании Нового Завета, но и в толкованиях святых отцов, в литургической жизни нашей Православной Церкви и даже в иконописи. Пророчество о святом Иоанне в Книге пророка Исаии и его святоотеческое толкование Служение святого пророка Исаии проходило в царствование Озии, Иоатама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, то есть между 829 и 716 гг. до Рождества Христова . Именно его пророчество, помещенное в начале сороковой главы, мы рассмотрим первым. Мы находим такие удивительные слова: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3-4).

http://bogoslov.ru/article/6167241

Скачать epub pdf Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую – Ветхозаветное Писание Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши. Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, – либо падавших, но каявшихся, – или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; " ибо, – говорит Апостол, – если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» ( Евр. 2, 2–4 ). Слово, возвещенное через Ангелов, – это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33, 2 ; Гал. 3, 19 ; Деян. 7, 53 ), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, – изрекал он, – кто не исполнит всего написанного в законе " (см. Втор. 27, 26 ; Гал. 3, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Содержание Часть первая. Ветхозаветное Писание Введение в часть первую — Ветхозаветное Писание     Моисеево приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание, поведающее тебе праведныя и неправедныя, от нихже вторыя, о душе, подражала еси, а не первыя, в Бога (против Бога) согрешивши.    Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из истории ветхозаветной черты жизни праведной и грехолюбивой.    Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным книгам и довел до вавилонского плена.    Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет, путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, — либо падавших, но каявшихся, — или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души.    Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам.    Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного; «ибо, — говорит Апостол, — если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр. 2:2—4).    Слово, возвещенное через Ангелов, — это закон Моисеев, данный Богом при посредстве Ангелов (см. Втор. 33:2; Гал. 3:19; Деян. 7:53), которые, по повелению Божию, передавали Моисею многие подробности закона и истолковывали оный. Закон ветхозаветный строго карал преступников его. «Проклят всяк, — изрекал он, — кто не исполнит всего написанного в законе» (см. Втор. 27:26; Гал. 3:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Дождевому червю не нужно небо. У него лишь две функции: питание и размножение. Двумерной плоскости ему вполне достаточно для выполнения жизненной задачи. Но горе человеку, который отрекается от неба, чтобы уподобиться дождевым червям. Чем больше приобретает человек имущества, чем больше врастает в землю, тем меньше становится собственное значение его личности. Жадность порабощает. Возрастает привязанность к земле и утрачивается духовная свобода. «Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и тление истребляют и воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6, 19-21). Образ Божий дан человеку как искусному ювелиру даётся алмаз. Пока алмаз не огранён, он не отражает свет. Полированные грани превращают его в бриллиант, сияющий отражённым светом как звезда. Что такое добродетели: любовь и надежда, великодушие и мужество, терпение и целомудрие? – это полированные грани, отражающие небесный свет. Огранить алмаз – значит ограничить, отсечь лишнее. Освобождение всегда означает лишение чего-нибудь. В этом трагизм человеческой свободы и в этом её залог. В этом смысл воздержания, с которого мы начинаем подвиг покаяния. Только тот, кто ограничит себя алмазными гранями воздержания, терпения и целомудрия отразит на земле Божественный свет. 15 февраля 2010 г. На чтение Великого канона «Душа моя, душа моя, восстань, что спишь?..» (Кондак Великого канона) Кто так заботливо будит свою душу?  Может, нераскаянный грешник? Увы! Нераскаянные грешники крепко спят греховным сном. Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой? Душа моя, восстань. Что спишь? Ты спишь, а лютый ад готовит тебе вечную погибель. Ты спишь, и ангел-хранитель скорбит, не в силах разбудить тебя. Ты спишь, и Церковь понапрасну расточает то мерный звон поста, то светлый перезвон праздничных колоколов. Он не волнует тебя.    

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Гораздо больше в Писании встречается примеров противоположного свойства: Господь по Своей милости «отменяет» или «откладывает» первоначально предреченное наказание. Так, пророк Илия после казни Навуфея возвестил Ахаву: Вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою… ( 3Цар. 21:21 ), однако Ахав раскаялся и Господь впоследствии в откровении пророку Илии как бы корректирует Свои слова: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его ( 3Цар. 21:29 ). Но самый известный пример – прощение жителей Ниневии. Сначала пророк Иона безапелляционно и безоговорочно возвестил: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Однако ниневитяне покаялись и в итоге увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Ион 3:4, 10 ). И хотя ясно, что Господь здесь действует по Своей милости, все равно формально получается, что пророчество Ионы не исполнилось. Значит ли это, что Иона – лжепророк? На это факт обращали внимание уже многие древние толкователи и, что интересно, именно нежеланием Ионы показаться лжепророком объясняли его неудавшуюся попытку бегства в Фарсис. Так, в иудейской традиции бытовало предание, будто Иона уже прежде откровения о Ниневии имел репутацию лжепророка, так как он возвестил гибель жителям Иерусалима, но они раскаялись и Бог помиловал их. В результате, когда он получил повеление от Бога проповедовать в Ниневии, он решил избежать своей миссии, иначе и язычники будут считать его лжепророком 3 . Более авторитетны для нас сходные рассуждения святителя Григория Богослова : «Иона бежал, чтоб не идти к ниневитянам с печальной и необыкновенной вестью и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется через покаяние. Ибо не спасение злочестивых огорчало его, но он стыдился быть служителем лжи и как бы ревновал о достоверности пророчества, которое в нем могло подвергнуться сомнению» 4 . Весьма вероятно, с мнением святителя Григория был знаком и преподобный Андрей Критский , который в Великом каноне выразил сходную мысль: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо яко пророк Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» 5 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Впрочем, милосердие Божие не спешит оставлять человека даже в состоянии греховного падения. «Господь долготерпелив и многомилостив. . . Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:8, 13 ). Дадим ли мы возможность исполниться тому, чего хочет Сам Господь, сказавший: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 )? – Или Божественная благодать лишь на короткие мгновения осветит наше сердце и, не найдя благоприятных себе условий, вскоре снова покинет нас? Это во многом зависит от нас самих, от того, будет ли наше сердце проникнуто смирением и искренней скорбью о грехах или мы позволим себе опуститься до состояния беспечности и самодовольства. Приступая к святой Чаше, полезно осознать и то, что великая беда наша состоит не только в том, что «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). Она состоит еще и в том, что мы или вовсе не приносим или приносим слишком мало плодов добродетели, без которых немыслима подлинная христианская жизнь. «Истратив в греховной жизни все свое душевное богатство, я пуст добродетелей благочестивых»,– взывает как бы от лица каждого из нас в своем Великом каноне дивный учитель покаяния святой Андрей Критский . Вот эта пустота души, отсутствие украшающих ее добродетелей, все то, что мы должны были сделать как христиане за многие годы жизни и не сделали – может оказаться пагубнее и страшнее всего, что совершили греховного, поддавшись соблазнам и обольщениям, будучи обмануты временной греха сладостью... А между тем, сколько доброго, прекрасного мог бы сделать в своей жизни каждый из нас, или – правильнее сказать – сколько доброго и прекрасного могла бы совершить чрез нас Божественная благодать, если бы только мы раскрывали для нее свое сердце, если бы не противились ей несчетное число раз своим непослушанием, прекословием или холодным равнодушием к ее внушениям и призывам! В древности христиане имели обыкновение причащаться святых Таин ежедневно или, во всяком случае, как можно чаще. Причащались обычно все присутствовавшие при совершении Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Все силы небесные – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящих ( Евр.1:7 ), Господь охраняет чрез св. Своих ангелов избранников Своих. Ангелом Своим заповедает Он о них, сохранити их во всех путех их: на руках возмут их, да не когда преткнут они о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). Святые ангелы Божии, и по изволению Божию и по собственному их произволению, конечно, с усиленною ревностью охраняют людей в те дни, в которые церковь с особенным упованием и теплою молитвою к ним, вверяет их охранению чад своих. Потому можем ли мы сомневаться в том, что св. ангелы Божии, стоявшие на страже Божественной, в день спасения Царя нашего, были орудиями Божиими в чудесном спасении Царя? Кто из нас усомнится в том, что Господь, заповедавший ангелам своим охранять Царственных Путников на всех путях Их, сохранил Их чрез ангелов Своих и от грозившей Им смертельной опасности, что св. ангелы взяли на руки свои и избавили от сокрушения о камни Царственную Отроковицу, безвредно выброшенную из вагона на насыпь? Чествуемый ныне св. церковию св. преподобномученик Андрей Критский , претерпевший тяжкие страдания и смерть от злочестивого императора Константина Копронима за чествование св. икон и смертию своею запечатлевший свою веру в святость, богоугодность и спасительность чествования их, – утверждает нас в том св. убеждении, что, чрез посредство своего святого образа, Господь наш Иисус Христос спас Царственное Семейство, с глубокою верою чтущее как сей св. образ, так и все иконы святые. А святые мученики Косма и Дамиан, спасённые Господом от потопления в морской пучине, в которую ввергли их по приказанию мучителя Лисия, – спасением своим от потопления, убеждают нас в той истине, что тот же Господь Иисус Христос, Который спас их от потопления, спас от смерти, во время крушения поезда, и нашего Благочестивейшего Монарха и благословенное Семейство Его. Так вещают нам Господь Бог наш и сонм святых Его, ныне воспоминаемых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010