Для начинающих жизнь духовную оно на вкус бывает как чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Для тех, которых чувства уже навыком приучены к различению добра и зла, Слово Правды становится твердой пищей ( Евр. 5:14 ), способной укрепить сердца их на священные подвиги добродетели и подать твердость в борении с действующими страстями, по сказанному: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающих ми» ( Пс. 22:5 ). Усмирившим же страсти свои манна на вид представляется уже как бдолах ( Числ. 11:7 ) – та драгоценная жемчужина, за которую отдают всё, что имеют ( Мф. 13:46 ); вкусом же она становится как лепешка с медом( Исх. 16:31 ), и даже лучше меда способна услаждать душу своими смысловыми прозрениями ( Пс. 118:103 ). Синай «В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». 91 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О сверхъестественном познании Текст для рассмотрения: Исх. 19 гл. Употребляемые категории: · СИНАЙ – возвышенное состояние души · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · НАРОД – силы души и тела Как существу, пресмыкающемуся по земле, недоступно познание сокрытого во глубине морской, так и тому, кто не рожден от Духа Святаго, невозможно ведать сущее в мире духовном и познавать глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), – кроме обитающих в Самом Духе, Им живущих и Ему причастных, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Получить познания от Духа Божия возможно лишь тому, кто вышел из Египта, избавился от преследования фараонова, начал жизнь, лишенную плотских удовольствий, насладился живой водой двенадцати источников и ежедневно питается манной небесной. Таковым Господь обещает явиться в густом облаке ( Исх. 19:9 ) в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния ( Исх. 19:1 ), в день Пятидесятницы, 92 в который обыкновенно сходит Дух Святый на всякого приготовленного к этому человека ( Деян. 2:1–4 ), сообщая ему вышеестественное познание Божественных вещей ( Ин. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Впрочем, ум и совесть, просвещаемые светом Истины, в состоянии не только постоять за себя, но и защитить Лота от разрушительного действия страстей. Для этого они, ограничивая телесные органы восприятия от греховных впечатлений, сперва уводят его за Дверь, которой кто войдет, тот спасется ( Ин. 10:9 ), а затем, действием благодати Божией истребляют весь город с его окрестностями ( Быт. 19:24 ), буквально за руку выводя из греховного состояния его и жену его, и двух дочерей его ( Быт. 19:16 ). При этом они предостерегают Лота, говоря: «Не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть ( Быт. 19:17 ), ибо никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия ( Лук. 9:62 )». Когда же жена Лотова, представляющая собой совокупность плотских ощущений, все же оглядывается посредством сочувствия греху, то становится соляным столпом, т.е. получает от ума и совести горькое обличение с целью исправления, способное сохранять естествео человеческое от дальнейшего развития греховной порчи, не допуская возникновения в нем тех червей, которые живут вечно в огне неугасимом ( Мк. 9:44 ). Впрочем, хотя Лот и лишается, действием благодати, тех ощущений греховного свойства, которые являла ему его жена, однако это не избавляет его окончательно от действия опьяняющего греха, благодаря которому он, не без помощи двух своих дочерей, становится отцом Моавитян и Аммонитян ( Быт. 19:30–38 ) – этих похотений плоти и очей. И как ни один Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне ( Втор. 23:3 ), так и мирские похотения, обреченные на погибель вместе с миром сим ( 1Ин. 2:16 ), не только сами не спасаются, но и спасающимся всячески препятствуют ( Втор. 23:4 ). Измаил «Агаре древле, душе, египтяныне уподобилася еси, поработившися произволением и рождши новаго Исмаила, презорство». 40 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О презорстве Текст для рассмотрения: Быт. 16, 21 гл. Употребляемые категории:

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Вхождение же человеческого сознания в созданное духовным умозрением устроение знаменуется обильными слезами, которые идут буквально «день и ночь» ( Пс 41:4 ), по сказанному: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» ( Быт. 6:17 ). Как видим, слезы эти подаются Богом для истребления всякого вида плотского мышления, в котором заключается дух жизни по плоти, живущей единственно для земли. И льются эти слезы до тех пор, пока не истребится всякий вид греховного ощущения и мировосприятия, утвердившийся на поверхности земли ( Быт. 6:23 ), после чего слезы прекращаются, и ум, получив извещение об очищении души от греха ( Быт. 8:11 ), устрояет в сердце жертвенник Господу, принося, с помощью духовного умозрения, приятное Ему всесожжение из чистых мыслей и движений душевных ( Быт. 8:20 ). Хам «Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися». 25 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О зависимости богослужения от духовного умозрения Текст для рассмотрения: Быт. 9:18–27 Употребляемые категории: · НОЙ – духовное умозрение · СИМ – богопознание · ИАФЕТ – боголюбие · ХАМ – богослужение · ХАНААН – духовное жительство Духовное умозрение, осеняемое благодатью Божией, уподобляясь доброму земледельцу, по естественному действию своему желает возделывать землю так, чтобы чувственное созерцание зримых вещей давало плод духовный. Для этого оно насаждает виноградник ( Быт. 9:20 ), образуя в душе церковь , где лоза – Бог , а ветви – силы нашего духа. И как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и дух без Бога не может принести должного плода, состоящего во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Если же случается, что умозрение духа перестает усматривать Бога в природе, то сознание его настолько искажается, что он уподобляется человеку, которого одолело вино ( Иер. 23:9 ). Упившийся вином не знает, что говорит и что делает, а то, что говорит и делает, достойно смеха и сожаления. Не имеет он ни стыда, ни страха, ни совести, потому что ум его под действием вина омрачен и лишен здравого рассуждения. То же самое творит и упившийся разными суетными мыслями и похотью мира сего, ибо как бывает пьянство от вина – так бывает пьянство и не от вина, когда нападает дух усыпления, когда закрываются умственные очи, так что всякое пророчество, ими ранее с легкостью усматриваемое в окружающем мире, становится то же, что слова в запечатанной книге ( Ис. 29:9–11 ), когда, под действием этого духа опьянения, вся мудрость их исчезает ( Пс. 106:27 ) и они вводят человека в заблуждение во всех делах его ( Ис. 19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Сарра же не только говорит, но и самим делом показывает Аврааму, что подобную жизнь необходимо притеснять ( Быт. 16:6 ), и притеснять до тех пор, пока та, вместе со своим порождением, не удалится в пустыню страстности ( Быт. 21:14 ). Для нашей плотской жизни полезно находиться в изоляции от соблазнов мира сего, ибо только в таком случае Бог пребудет рядом с нами и даже начнет содействовать нам в нашем стремлении обучиться воинственному искусству ( Быт. 21:20 ), видя, что мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем, и что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь греховных ( 2Кор. 10:3–4 ). И вот когда презорство одного рода переменится в презорство рода другого, – а именно: из презорства всего духовного и праведного оно превратится в презорство всего греховного и плотского, – тогда Господь скажет ему: «Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу» ( Быт. 17:20 ). Поистине благословенно такое презорство, ибо только ненавидящий душу свою, в мире сем греховном утопающую, сохранит ее в жизнь вечную ( Ин. 12:25 ). Однако, чтобы эту жизнь вечную наследовать, необходимо еще заключить завет с Исааком, которого родит Сарра( Быт. 17:21 ), ибо мы дети обетования по Исааку ( Гал. 4:28 ). Исаак «Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженную Господеви, подражай его произволению». 41 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: Об умилении Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 21–27 Употребляемые категории: · АВРААМ – познание суеты земной · ИСААК – умиление · ИЗМАИЛ – жизнь плотская · АГАРЬ – похоть · РЕВЕККА – память смертная · ИАКОВ – печаль по Богу · ИСАВ – печаль по миру · ГЕРАР – жизнь плотская · КОЛОДЦЫ – источники различных умозрений Совершенное познание суетности земной и собственной греховности, в сочетании с устоявшимся ощущением бессмысленности и пагубности всех проявлений греха, при встрече с Богом порождает то «непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью пред Богом» и именуется умилением. 42 Такова тропология рождения Исаака от столетнего Авраама и заматоревшей Сарры ( Быт. 18:1–10 ). Исаак – это та радостная печаль святого умиления, которая следует за испытанием души и размышлением о грехах, возрастая от регулярного богомыслия и внимательного изучения Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Покорившись Ему, противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак. 4:7 ). Только противостойте ему твердою верою ( 1Петр. 5:9 ) и с оружием правды в правой и левой руке ( 2Кор. 6:7 ). Станьте, препоясав умственные чресла ваши истиною, прекратив тем самым брожение беспорядочных помыслов, и облекшись в броню праведности сердечных расположений, и обув ноги воли нашей в готовность жить по евангельским заповедям, что и означает благовествовать мир, а паче всего возьмите всесильную уверенность в Боге – тот щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения как соединение с Господом в Таинствах возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие, данное человекам во спасение ( Еф. 6:14–17 ). И помните, что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:4–5 ), Который есть Путь ( Ин. 14:6 ) для тех, кто идет путем духовного делания со всем усердием, терпеливо преодолевая встречающиеся на этом пути всевозможные трудности и соблазны, и одновременно Дверь ( Ин. 10:9 ), вводящая «в ведение тех, кто успешно преодолел весь путь добродетелей». 14 Вошедших же во внутреннейшее за самую завесу Слова, куда предтечею за нас вошел Иисус ( Евр. 6:19–20 ), ожидает не только утерянное наслаждение плодами Духа, но и такое созерцание, о котором свидетельствуют испытавшие его, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ). Авель «Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго». 15 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О духовном мудровании Текст для рассмотрения: Быт. Гл. 4:1–8 Употребляемые категории: · АДАМ – ум человеческий · ЕВА – органы восприятия · АВЕЛЬ – духовное мудрование · КАИН – плотское мудрование · ОВЦЫ – неразумные движения души и плоти Стремящийся к неразумным удовольствиям ум человеческий естественным образом ниспадает в неестественную ему область чувственных вещей, переходя из страны духа – в страну плоти, для возделывания той земли, из которой он когда-то был взят Духом Святым ( Быт. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И ныне: Сохраняй город Твой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою и от Тебя получает крепость и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, торжествует над врагами и держит их в подчинении. Преподобному Андрею: Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский, не переставай молиться за воспевающих тебя, чтобы избавиться от гнева, скорби, тления и бесчисленных прегрешений нам всем, искренно почитающим твою память. В среду первой седмицы Великого поста На утрени стихиры на стиховне, гл. 8 Приидите, покорим постом страсти помыслов, покроем себя духовными крыльями, чтобы с легкостью, перейдя волнующуюся бурю врага, сделаться нам достойными поклонения Кресту Сына Божия, добровольно закланного за мир и духовно праздновать воскресение из мертвых Спасителя и, взойдя на гору вместе с учениками, прославлять Человеколюбивого Сына, получившего всякую власть от Отца. Слава и ныне: «Что за зрелище, которое представляется моему взору, Владыка? Ты, державший всю тварь, повешен на древе и умираешь, Подающий жизнь всем», – с плачем говорила Всечистая Богородица, видя на кресте Того, Кто неизъяснимо воссиял из Нее, Бога и Человека. Прокимны на 6 часе 1 . Гл. 4: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим. Стих: Буду радоваться и торжествовать о Тебе ( Пс.9, 2–3 ). 2. Гл. 6: Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника. Стих: На Господа уповаю, как же вы говорите душе моей ( Пс. 10, 7.1 ). На вечерне на Господи воззвах, гл. 8 Братья, постясь телом, будем поститься и душою, нарушим всякое несправедливое обязательство, откажемся от насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость. Прокимны 1. Гл. 5: Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас от рода этого во век. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного ( Пс. 11, 8.2 ). 2. гл. 6: Посмотри и услышь меня, Господи Боже мой. Стих: Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня ( Пс. 12, 4.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Помимо этого, по убеждению все того же Андрея Критского , «под днем можно еще понимать и очевидность этого чуда [воскрешения Лазаря], которое подобно солнцу облистало омраченные сердца, и вдруг – всю Иудею…». Под мраком, по его мнению, можно понимать мрак неверия, духовной слепоты, что лежит на очах врагов Христа, предстоявших в момент совершения Господом чуда у гроба Лазаря. Они оказались свидетелями удивительного события воскрешения четверодневного мертвеца, однако не приняли Христа, но, напротив, еще более озлобились против Него, продолжая ходить во тьме (ср. Пс. 81: 5 ). Как иначе можно назвать такую вражду против Господа, если не ночью, мраком? Святитель Иоанн Златоуст в своей 62-й гомилии на Евангелие от Иоанна так поясняет слова Господа: если даже ходящий при материальном свете дня находится в относительной безопасности, потому что ясно видит перед собой дорогу и избегает различных препятствий, то тем более находится в безопасности тот, чей духовный путь освещается Самим Господом, Который ведет его ко спасению. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его ( Ин. 11: 11 ). Святитель Андрей Критский подчеркивает, что Господь произносит эти слова без малейшей доли тщеславия. Ведь Он – истинный Бог , чуждый всякого внешнего честолюбия и при этом – абсолютно всемогущий, поэтому для Него воскресить человека все равно что пробудить его от сна. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему ( Ин. 11: 12–15 ). Поначалу Господь говорит Своим ученикам о Лазаре намеренно неопределенно. Он использует слово «сон» вместо страшного «смерть». Теперь же Христос прямо и ясно свидетельствует о наступившей смерти друга. Тем самым для Господа наконец настает время отправиться в Иерусалим: и ради совершения величайшего чуда, и для Его прославления народом во время торжественного входа в Иерусалим, но более всего – ради Креста и Смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Поэтому промедление Христа никак нельзя считать признаком якобы присущего Ему равнодушия к страданиям и смерти любимого друга. Теперь обратимся более подробно – в согласии с порядком евангельского текста – к святоотеческому изложению и истолкованию обстоятельств чуда воскрешения Лазаря. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен ( Ин. 11: 1–3 ). Как отмечает святитель Петр Хрисолог , Господь получает это известие от очень близких Ему людей. Сестры Марфа и Мария в послании к Спасителю настойчиво подчеркивают именно ту духовную близость, ту сердечную привязанность, которую имели друг ко другу Христос и Лазарь. Святые отцы не устают свидетельствовать о том, что Лазарь был настоящим и очень близким другом Христа, что их тесно связывала взаимная духовная привязанность, подлинная небесная любовь. Как говорит святитель Андрей Критский , «любимый [Лазарем и Христос его] любил. И справедливо. Любящих меня, – говорит, – я люблю ( Притч. 8: 17 )». Итак, Марфа и Мария с предельной силой призывают Господа поскорее прийти к другу и помочь ему. Господь не следует их просьбе. Однако делает Он это не по равнодушию, а по еще большей любви к Лазарю, чем та, которую ожидают увидеть от Спасителя сестры болящего. Они ждут от Него лишь помощи во врачевании, но Господь готовит для возлюбленного величайшую славу воскресения. Как учит об этом святитель Петр, «говоря так, [Марфа и Мария] побуждают [Господа] проявить любовь, склоняют [Его] к состраданию. Но Христу предстояло большее дело, чем остановить болезнь – победить смерть; [потому-то Его] любовь склонилась не к тому, чтобы воздвигнуть любимого [от болезни], но чтобы возвести его из ада, приуготовив вскоре возлюбленному не исцеляющее недуг врачевание, но славу воскресения». Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий ( Ин. 11: 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ( Ин. 11: 39–40 ). Святитель Андрей Критский слегка упрекает здесь Марфу за произнесенное ею, считая эти слова свидетельством охватившего ее – перед лицом страшной картины кажущегося всесилия смерти – сомнения в силах Христа воскресить Лазаря. Ведь тело Лазаря достигло большой степени разложения, смердит. Сильный запах тления испугал ее, привел в трепет, заронил в ее душу семена неверия… Именно поэтому ответ Христа Марфе звучит с легким укором – как упрек в охвативших ее сомнениях. Согласен здесь со святителем Андреем и святитель Амфилохий, который, обращаясь к Марфе, говорит как бы от лица Христа: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ( Ин. 11: 40 )? Мне ли ты говоришь: уже смердит? Сестра твоя миро принесла Мне, а ты помрачаешь благоухание своим неверием. Хочу видеть гроб друга Моего». Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший ( Ин. 11: 41 ). У гроба Лазаря: молитва Бога Может ли Сын Божий молиться Богу, и если да, то каким образом? Казалось бы, странный вопрос! Конечно же, Бог не должен молиться! Но ведь перед воскрешением Лазаря Господь именно молился , возведя глаза к небесам и обращаясь к Богу Отцу так: Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11: 41–42). Итак, святые отцы задаются здесь вполне естественным вопросом: если Христос Сам есть истинный Бог, Сын Божий, Который по Своему Божеству абсолютно равен Богу Отцу, то зачем Ему вообще совершать молитвы? И ради чего Он поступает так именно здесь – у гроба Лазаря? Обычно наша молитва бывает обращена к Богу как к Тому, Кто бесконечно выше и могущественней, чем мы, к Тому, Кто может оказать нам Свою всемогущую и благодатную помощь. Мы молимся о том, чего не в силах достичь, чего не можем самостоятельно – без Небесного вмешательства – реализовать. Но в отличие от нас Иисус Христос – это Сын Божий, Всемогущий Господь, Который Сам обладает абсолютным Божественным всемогуществом, Который Сам всесилен. И если это так, то разве для Него может быть что-либо трудное, невыполнимое? Разве Ему бывает необходима помощь «со стороны»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Не вошла ли Она в Царствие Сына Своего еще и прежде Его проповеди о Царствии? Вот, Царствие Божие внутри Нее было (Лк.17:21)! Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: " Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал " . Слово на Благовещение.) Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом " непорочном зачатии " , то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12). Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010