Реконская Троицкая пуст., общ., в 45 в. от г. Тихвина, при р. Рекони. Основана до 1676 г.; в 1764 г. упразднена; возобновлена в 1860 г. Здесь находится древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в. Рождество-Богородицкий Антониев , 2 кл., в Новгороде, на бер. р. Волхова. Основан пр. Антонием Римлянином (см. 3 авг.). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен пр. Антонием, освящен в 1119 г. и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 г., открыто почивают мощи пр. Антония и под спудом почивают мощи свв. 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей мон. относятся: колокол (весом в 1 п. 10 ф.) и 6 мозаических икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую пр. Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие пр. Антонию. В память открытия мощей пр. Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в мон.: по окончании литургии св. мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Савво-Вишерский , зашт., общ., в 10 в. от Новгорода, на бер. р. Вишеры. Основан в 1417 г. пр. Саввой Вишерским (см. 1 окт.); в 1764 г. упразднен; в 1769 г. восстановлен. Здесь почивают под спудом мощи пр. Саввы; в приделе его имени замечательна икона, писанная после кончины преподобного; в часовне мон. хранится крест, водруженный пр. Саввой. Свято-Духов , зашт., общ., на р. Мсте, при г. Боровичах. Основан в 1327 г. Здесь хранится часть мощей св. Иакова Боровицкого (см. 23 окт.). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из мон. в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 окт. – из собора в мон. Сковородский Михаиловский , 3 кл., в 4 в. от Новгорода, на бер. р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 г. св. Моисеем (см. 25 янв.). В мон. находится древняя икона святит. Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Церковь Троицы Живоначальной из Реконьской пустыни Любытинского района. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый документ, посвященный Реконской пустыни, относится к 1686г. Это опись ,составленная попом Николаевского погоста Александром по указу Новгородского митрополита Корнилия и распоряжению архимандрита Успенского Тихвинского монастыря Макария. Троицкая церковь - постройка небольшая, строилась с 1672 по 1676 г., состоит из квадратного в плане алтаря, квадратного в плане, но несколько большего объема самой церкви и почти квадратной в плане трапезной примерно тех же размеров, что и церковь. Трапезная пристроена встык к церкви и значительно позднее. Центральный объем возвышается над двумя другими. Все они перекрыты двухскатными крышами, кровля тесовая. Редчайший случай, когда старые церкви в XIX столетии не покрывали листовым железом. Над средним объемом установлена маленькая главка. С юга при трапезной и церкви существовало крыльцо-звонница. Ко времени первого знакомства с памятником его уже не было. По врубкам на наружной поверхности западной стены в трапезной церкви реставраторам удалось расшифровать и реконструировать первоначальное крыльцо, служившее одновременно и звонницей. Оно было одновсходным, шло вдоль западной стены церкви, покоилось на бревенчатом срубе, перекрывалось асимметричной двухскатной крышей, конек которой был резко сдвинут влево (к северу) относительно дверного проема. Лестница вела с юга. Над площадкой, на балках - брусьях верхней обвязки (они же мауэрлаты) висели колокола и било. Несмотря на утраты всего оборудования в интерьере, крыльца-звонницы и незначительные искажения XIXb. (растеска старых и прорубка новых окон) церковь по сравнению с другими культовыми постройками из дерева наиболее полно сохранила свои старые формы. Это значительно облегчило разработку проекта реставрации. Он составлялся в одном варианте: с учетом сохранения паперти, появившейся в последней четверти 18 в., пристройке, сделанной в старых традициях, не искажающих, а обогащающих архитектурный облик памятника. Перевезена в Витославлицы в 1979 году. По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05858

Актуальность - февраль 2016 г. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Реконская Троицкая пустынь, общежительная, в 45 верстах от города Тихвина, при реке Рекони. Основана до 1676 года; в 1764 году упразднена; возобновлена в 1860 году. Здесь находится древняя чудотворная икона Святой Троицы, известная с XIII века. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Тайны Рёконской пустыни Есть в России затерянные уголки, добраться до которых очень трудно. В незапамятные времена многие здешние земли облюбовали для себя монахи с тем, чтобы уйти подальше от суетного мира. Рёконьская пустынь относится к таким святым местам - огромный монастырь, спрятавшийся среди непроходимых болот и лесов... Загадочный странник История Рёконьской пустыни, расположенной в глухомани Любытинского района Новгородской области, началась в стародавние времена. Согласно дошедшим до нас легендам, в XIII веке на берегу маленькой реки Рёконьки нашли икону Святой Живоначальной Троицы, лежащую на гранитном валуне. В память об этом чудесном явлении здесь был устроен скит, где поселились первые монахи. Трудно сказать, когда конкретно основана пустынь. Первые документальные свидетельства о ней относятся к 1680 году, когда царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю 1800 десятин земли. В те времена пустынь не отличалась богатством. Согласно описи 1686 года, в ней имелись Троицкая деревянная церковь (в 1979 году она была перевезена в Новгородский музей деревянного зодчества) и «две кельи да конюшен, коровен двор, ограда, двои ворота, одни святые воротцы покрыты тесом, другие простые». К 1764 году пустынь пришла в полный упадок и была упразднена вместе с сотнями других захиревших обителей. В документах 1768 года имеется упоминание о состоянии церковных построек: «все сие строение самое ветхое». Своим возрождением Рёконь обязана загадочному страннику, известному под именем Андрея Ивановича Шапошникова. В 1812 году он появился в заброшенной пустыни и поселился в ней. Его настоящего имени и возраста никто не знал...

http://sobory.ru/article/?object=01581

В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей. В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь , обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия . 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы. 15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский , профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский , среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов , Л. А. Мацулевич , Н. П. Сычёв , П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря , Сковородского мон-ря , Реконской пуст . В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь ), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Описание церкви 1835 года: " Церковь во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского каменная, длиной с колокольнею 18 сажень, шириною 6 сажень и вышиною до кровли 3 сажени, на каменном фундаменте, стены кирпичные и обштукатурены. Фасад церкви в римском стиле; купола выкрашены зеленою масляною краской; кресты на церкви железные, окрашены желтой краскою; главный вход в церковь украшен греческим портиком; вышина колокольни 16 сажень... " В описи есть подробное описание10 колоколов церкви, алтаря, иконостаса, паникадил и прочей церковной утвари. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-1875 г.г. была вызвана необходимостью увеличить площадь церкви в связи с ростом населения Усть-Ижоры. Церковь перестраивалась на добровольные пожертвования. Автором проекта перестройки был известный мастер в областицерковной архитектуры Михаил Арефьевич Щурупов (а также автор проекта каменной часовни 1889 года на " холерном " кладбище в Усть-Ижоре). Церковь была увеличина за счет двух приделов в ширину, деревянный купол заменен на деревянный же большего размера. Колокольня, портик главного входа и алтарный выступ остались прежними (колокольня и вход - 1835 г., алтарная часть - от 1798 г.). Архитектор М.А. Щурупов: питомец Академии художеств, изучавший в течение 15 лет архитектуру и скульптуру в Италии, академик, профессор архитектуры, принимал участие в реставрации Софийского собора в Киеве. Его основные постройки: церковь Бориса и Глеба (не сохранилась), церковь Смоленской Божьей матери за Невской заставой (не сохранилась), Никольский собор в Новой Ладоге, церкви в селах Немятове, Помялове, в Кобоне, Единоверческая церковь в Торжке, собор в Реконской пустыне Новгородской губернии, Собор в русском ските на Афоне, Православный собор Воскресения Господня в Тосно и другие. Известно описание церкви 1875 года в " Главной церковной и розничной описи Александро-Невской церкви в селе Усть-Ижора " : " Церковь каменная с такою же колокольнею с двумя приделами: правым в честь рождества Иоанна Предтечи и левым в честь святителя архиепископа Николая, Мир Ликийских чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00481

В периоды относительного внешнего спокойствия, когда все как бы возвращалось на свои места, злоба сменялась любовью и сочувствием, покоя внутреннего не было, поскольку душа не могла оправиться так быстро от жестоких ударов, менялся сам ее характер и восприятие жизни: «Но вот наконец миновала буря: возвратилась мне всеобщая ласка, любовь, сочувствие, все познали, что гнали меня напрасно, что одна злая зависть хотела погубить меня и т.д. Но душа моя, глубоко потрясенная, не могла успокоиться. Вместо прежней моей общительности, простоты, веселости, я стала недоверчивой, печальной, подозрительной. Я не могла не сознавать, на опыте то изведав, что эта любовь и ласки так же скоро могут смениться злобой и ядовитыми насмешками, как скоро сменяются час за часом. Одним словом, мое прежнее состояние духа не возвращалось ко мне; я даже с пренебрежением удалялась от них, а в душе продолжала томиться, мысленно спрашивая себя: «Если нет в монастыре искренней любви, этой основы не только иночества, но и христианства, то, значит, нет и спасения, а если нет сего, то для чего же мы живем здесь» . Апогеем всех переживаемых скорбей и искушений в этом монастыре стало событие, из-за которого будущая игумения Таисия вынуждена была покинуть свой первый монастырь, который, несмотря на все переживаемые скорби, был очень дорог и мил ее сердцу. В монастырь пожелала вступить довольно состоятельная женщина, которая «давала» за келью, в которой жила инокиня Аркадия, 800 рублей, что было, как выразилась игумения, хорошим «куском» для монастыря. Вот как она описывает в своих «Записках» это обстоятельство: «Однажды меня позвали к матушке игумении, которая и говорит мне: «Вот Любушкина мать (Авдотья Игнатьевна) желает поступить в монастырь, так как и отец Любушки поступает тоже в Реконскую Пустынь (в сорока верстах от Тихвина), она желает занять именно вашу келью, в которой вы живете, и вносит за нее вкладу 800 рублей; что вы на это скажете?» Такая неожиданность привела меня в совершенное замешательство; я молчала. Она повторила свои слова, прибавив, что 800 р. — «кусок» для монастыря. Видя, что ей угодно, чтобы я освободила келью для вновь вступающей женщины, я не нашла другого ответа, как сказать: «Благословите, я уйду из кельи, но куда мне перейти?» Я знала, что кроме одной, в нижнем этаже большого каменного корпуса, кельи, не было ни одной свободной, но не предполагала, что матушка игумения решилась предложить мне ее, так как она была чрезмерно сырая, в нее ежегодно весной подходила вода, а так как она была внизу и почти в углу, то сырость там была постоянная. Каково же было мое удивление и обида, когда именно на эту келью указала мне матушка игумения! »

http://bogoslov.ru/article/4401786

Рденская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Псковской Епархии, а прежде Новгородской, в Холмском уезде при озере Рденском, от Новгорода к югу в 160 вёрстах. До Штатов 1764 года было крестьян за этим монастырём 122, а с приписными – 301 душа, земли пахотной 76 десятин, приписные же монастыри Хвоинский и Троицкий; а по Штатам упразднён. Настоятельство было Строительское. Она именовалась и Орденской пустынью. Рдищевский или Ржищевский Преображенский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Киевской Епархии, а писался в Воеводстве Киевском, в Панстве Рейментара Ворониса, на правом берегу реки Днепра, от Киева к юго-западу в 55 вёрстах вниз по течению реки Днепра, от Переяславля к юго-западу в 35 вёрстах. Здания в этой обители ныне все деревянные следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, построена в 1748 году иждивением Стольника Симеона Головинского; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Святых великомучениц Варвары и Екатерины тёплая, построена в 1788 году; 3) КОЛОКОЛЬНЯ в 1794 году; 4) КЕЛЬИ и СЛУЖБЫ. До упразднения Киевомежигорского монастыря принадлежал он к сему как приписной; содержание же получает, от доброхотного подаяния и от угодий. Рекомская или Реконская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Тихвинском уезде при речке Рекоме, расстоянием Тихвина к юго-западу в 40, от Новгорода в 200 вёрстах. До Штатов 1764 года было за этой пустынью 13 душ крестьян, и принадлежала она к большему Тихвину монастырю; а по Штатам обращена в приходскую церковь , которая и доныне существует во имя Св. Троицы, но уже очень ветхая. При ней священник с причтом. Земли 1.000 десятин, а приходских дворов не имеется. Ржаницына Спасская или Преображенская пустынь Мужская, упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии, в Тотемском уезде, от Вологды к северо-востоку в 80 вёрстах, а от Шуйского городка вверх по реке Шуе в десяти вёрстах. Когда и кем строена, неизвестно; а здания были деревянные. По упразднению церковь обращена в приходскую ближнего Преображенского погоста, и определён священник с причтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Она часто вспоминала, что муж ее, уже престарелый, очень желает и сам поступить в монастырь, к чему и ее склоняет. Однажды меня позвали к матушке игумений, которая и говорит мне: «Вот Любушкина мать (Авдотья Игнатьевна) желает поступить в монастырь, так как и отец Любушки поступает тоже в Реконскую Пустынь (в сорока верстах от Тихвина), она желает занять именно вашу келью, в которой вы живете, и вносит за нее вкладу 800 рублей; что вы на это скажете?» Такая неожиданность привела меня в совершенное замешательство; я молчала. Она повторила свои слова, прибавив, что 800 р. – «кусок» для монастыря. Видя, что ей угодно, чтобы я освободила келью для вновь вступающей женщины, я не нашла другого ответа, как сказать: «Благословите, я уйду из кельи, но куда мне перейти?» Я знала, что кроме одной, в нижнем этаже большого каменного корпуса, кельи, не было ни одной свободной, но не предполагала, что матушка игумения решилась предложить мне ее, так как она была чрезмерно сырая, в нее ежегодно весной подходила вода, а так как она была внизу и почти в углу, то сырость там была постоянная. Каково же было мое удивление и обида, когда именно на эту келью указала мне матушка игумения! Я едва устояла на ногах и поспешила удалиться. Все бросилось мне на ум: «Не сама ли она говорила мне, что так дорожит моими трудами? Не она ли сообщила мне, что строившие этот корпус Снетковы просили ее дать мне в нем келью? Не она ли сама не брала с меня неоднократно предлагаемых ей денег и в виде взноса, и за келью? Да не тысячи ли платились ей за мои труды, когда я занималась с детьми, и деньгами, и мукой, и другими предметами хозяйства, и лесом, и всем! – Где правда? Где человеколюбие? – Посылать в такую сырую, чуть не в подвальную келью девицу нежного, благородного воспитания!» – Такие и подобные мысли буквально физически закружили мне голову; я едва дошла до садика, разведенного против нашего дома, невольно взглянув на отворенное окно моей келейки, не могла идти далее и упала на скамейке в саду. Когда, несколько оправившись, я поднялась в свою келейку, то, сряду же бросившись перед иконами, воскликнула со слезами: «Прощай, мое сродное гнездышко, мое училище духовное, мой раек на земле, местечко первого опыта моих монашеских подвигов и молений! Какой уголок приютит теперь мое наболелое сердце?» Мне казалось, что с лишением этой кельи, я лишилась приюта и ласки всей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

О. архимандрит, может быть, сам будет писать к тебе, а отец игумен Антоний изъявляет тебе свое почтение, и наши братия, знающие тебя, о. Пафнутий, о. Амвросий, о. Иларион, Флавиан и Андрей. Мы все тебя помним и желаем, да укрепит тебя Господь на поприще твоего служения к пользе Святой Церкви и общего. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Не знаю адреса Николая Акимовича, прошу передать ему. Какие слухи есть от Дмитрия Александровича Кавелина, скоро ли они оттуда возвратятся? 2 марта 1859 г. 73 271 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший отец и благодетель, батюшка отец Макарий! Приношу вам усерднейшую благодарность за книжечки преподобного Орсисия и за просфору. И граф усерднейше благодарил вас за просфору. Золота 50 книжечек будут отправлять по почте 272 , они не поспели к отъезду А. Н. Офросимовой. Об увольнении о. Леонида протокол подписан членами Синода, и указ будет скоро послан в Иерусалим 273 . Хочется мне об этом написать о. Леониду. Он награжден набедренником. На его место назначается иеродьякон Евкарпий (из Киева), который теперь также в Иерусалиме. Мансуров здесь, привез какие-то вести, но граф его еще не видал. Дмитрий Александрович хотел выехать из Уфы на конце 3-й недели В. поста. Об о. Варфоломее я просил Петра Ивановича, который несколько сомневался в его правоте, а впрочем, обещал сам внимательно рассмотреть все дело, а о. Варфоломей другого не просит. Граф нездоров, в расслаблении и, кажется, духом падает, кажется, он был бы рад отставке, не видя пользы от своих трудов. До него дошло, что реконский пустынник 274 сказал, что в августе месяце можно ожидать особенных бедствий, если мы Господа не умилосердим молитвами. Это, кажется, совсем расстроило графа. В «Православном собеседнике» в мартовской книжке 1Кор.7:23 приведено в превратном смысле 275 . Наконец решили журнал этот подчинить московской цензуре. А между светскими у него много защитников, говорят и высоких. Был уже сделан запрос графу, зачем так поступили с «Православным собеседником».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Тихвин. Часовня Александра Невского. Реконская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:1878. Архитектор: М.А. Щурупов Ссылки:   Адрес: г. Тихвин, Советская ул., 53 Координаты: 59.647853, 33.512048 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Бывшая Реконская часовня, принадлежавшая Реконской пустыни, расположенной в 45 верстах от Тихвина (закрытой в 1921 г.). Здание, построенное в 1878 г. архитектором М.А. Щуруповым, завершалось четырехгранным шатром с луковичной главкой. Главный фасад был украшен большим аттиком в форме килевидной закомары. Часовня изуродована переделкой в 60-х годах. В последнее время (не ранее 2006 года) она частично восстановлена и вновь действует. Сейчас она называется часовней Александра Невского. Л.В. Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, издательство " Сударыня " . - 2006, с. 34 - 38 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11853

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010