Из Рекони Андрей ходил нередко в Тихвин на поклонение чудотворной иконе Царицы Небесной. Во время этих поездок он сошелся с некоторыми старцами Большого Тихвинского монастыря. Один из них, иеромонах Мартиниан, сделавшись его искренним другом, посоветовал ему принять монашество. При его содействии, Андрей был пострижен 26 августа 1822 года. Имя Андрей было ему переменено на Адриан. Затем, через десять лет, в 1832 году инок Адриан облечен был в схиму с переименованием в Амфилохия. Как монашество, так и схима долго оставались никому не известными, кроме самых близких для него лиц. Дома, и выходя куда-нибудь, он по-прежнему надевал свое мирское рубище и являлся в монашеском одеянии только вследствие каких-либо особых уважительных причин. Пятьдесят лет прожил Андрей в Реконской пустыни, и все это долгое время провел он в бичевании своей плоти, в иноческих, тяжелых трудах, в непрерывном посте и молитве и в вечной борьбе с врагами, искавшими его погибели. В самых преклонных летах (он умер 125 лет) он часто бродил по топким болотам с больной ногой, покрытой страшными ранами и, чтобы сделать путь свой более утомительным, обременял себя разными тяжестями: на голову надевал тяжелый железный обруч в воспоминание тернового венца Спасителя. На шее он носил большой камень в наказание за свои грехи, а на плечах – вериги и опоясывался ими в память уз Христовых, а на обнаженное тело надевал проволочную рубашку, которая раздирала ему кожу. Целые дни и ночи он проводил в непрерывной молитве, почти никогда не предаваясь сну и не зная никакого отдыха и покоя. Питался он крайне скудно и долгое время мог быть совершенно без нищи. Часто видели, что он ел гнилые корки хлеба или овсяное толокно, смешанное с песком или золою. Древесная кора, мох, разные травы и коренья по временам также служили ему пищей. Во время молитвы, стоя по нескольку часов на молитве на коленях, он подкладывал себе под колени крупный песок, что вызывало острую боль во всех его членах. Не раз воры нападали на его убогое жилище и похищали у него небольшие суммы денег, пожертвованные благодетелями на какое-либо богоугодное дело. Один раз злодей даже сжег его мазанку со всем домашним скарбом, и только святая икона Знамения Божией Матери дивным образом сохранилась в огне невредимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из полученной суммы 25.000 руб. зачислены в неприкосновенный капитал, а остальные 17.000 р. израсходованы на восстановление пустыни. II При окончании дела, о. Амфилохия спрашивали, не укажет ли он кого в настоятели, но он, по смирению, отказался. Тогда настоятелем был назначен из Валаама о. Даниил, имевший в Петербурге, где заведывал он Валаамской часовней, знакомства, полезные при обновлении обители. Когда о. Даниил с несколькими монахами прибыл в Реконь, о. Амфилохий не вышел к нему на встречу, а принял его, сидя в своей землянке. У о. Даниила явилась мысль, что старец недоволен его назначением, и это послужило причиною нерасположения о. Даниила к старцу. О. Амфилохий выговаривал иногда приехавшим монахам за их недостатки, это не нравилось им. Монахи же, видя, что о. Амфилохий живет своеобразно, были на него немирны. От неудовольствий их о. Амфилохий ушел за 3 версты от монастыря, и поселился в землянке (теперь там стоит скит); стечение народа к старцу становилось все значительнее, и он, получая приношения, одною рукою передавал бедным то, что другою принимал от имущих. Настоятель же требовал, чтоб он все получаемое отдавал в монастырь. Старцу стали делать разные притеснения, отняли у него послушника, и выгоняли тех усердствующих богомольцев, которые желали служить ему. Наконец, благочинный Новгородских монастырей потребовал, чтоб о. Амфилохий переселился в пустынь; митрополиту Исидору были посланы о старце и его самочинии крайне неблагоприятные отзывы. В это время о. Амфилохий призвал к себе чрез богомольцев-мужиков священника, подвизавшегося в то время в одной из соседних областей, в селе, и очень чтимого народом. Ему поручил старец идти к митрополиту, объяснить его положение и хлопотать о дозволении устроить на месте землянки церковь, для образования при ней скита. Хотя священник не был еще близко известен митрополиту, но, по настоянию старца, взялся за это дело. После многих препятствий, он был допущен к митрополиту. — Какого мнения ты об о. Амфилохии? — спросил митрополит.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Самым лучшим и неоспоримым доказательством того, что о. Амфилохий, при жизни своей, обладал целебным даром от Бога, может служить необыкновенное выздоровление Тихвинской мещанки Прасковьи Васильевой. Когда о. Амфилохий жил еще в Рекони, она долго и жестоко страдала от боли в руках и ногах; наслышавшись много от других об оказываемой пм помощи в болезнях, она, в одно время вечером перед тем, как ложиться спать, взяла себе в руки бумажный портрет о. Амфилохия и как будто бы лично просила его не оставить ее, избавить ее от мучительной болезни; при чем думала и сама отправиться к нему в пустынь при первой возможности. После сего, заснувши, в тонком сне увидела старца, одетого в монашеское платье, и что он мазал ей елеем крестообразно руки и ноги; а поутру она не чувствовала уже ни малейшей боли в руках и ногах. С тех пор, пользуясь полным здоровьем, она глубоко почитает память старца за оказанную ей милость. Такое примерное исцеление заглазное объясняет вполне высокое духовное совершенство приснопамятного старца о. Амфилохия; показывает, что самое имя его, призываемое в молитве еще при жизни его, по благости Божией, освящало и благоустрояло других. Блажен, трикратно блажен тот, кто правой верой, крепкой надеждой и детской любовию к Богу приобретает себе от Него такую благодать. Опыты прозорливости о. Амфилохия На рабы моя и на рабыни моя во дни оны излию от Духа Моего и прорекут. ( Деян.2:16 . Иоил.11:28 .) Касательно прозорливости о. Амфилохия, мы представляем другим судить по следующим случаям: 1) Крестьянину деревни Знобища, в Тихвинском уезде, Петру Никифорову, бывшему у о. Амфилохия в начале Пасхи, он никак не позволял на третий день праздника идти на реку для сплава дров, говоря, что худо будет ему, если пойдет. По совету соседа своего и по расчетам житейским, Петр Никифоров нарушил приказание старца, пошел – и в следующую же ночь, по словам о. Амфилохия, постигло его наказание Божие. Когда он рядом с сыном своим Петром (15 лет) лет на берегу спать, то вдруг упало на него огромное дерево и перешибло ему кость в бедре; он чуть остался жив и с трудом привезли его домой. Но сына дерево нисколько не повредило; потому что пред той самой минутой, как упасть дереву, явился ему в тонком сне о. Амфилохий и приказал скорее перейти на другое место. Он тотчас и исполнил это и тем спасся от болезни, подобно Отуевой; а может быть и от смерти. Но добрый старец о. Амфилохий, не смотря на ослушание и упрямство Петра Никифорова, по извещению жены, тотчас сам приехал к нему в дом посетить больного, сделал ему выговор и утешил его, сказавши ему, что он не умрет от этой болезни и выздоровеет без всякого лечение. По предсказанию его, действительно, кость сама собою срослась, он встал с постели и начал ходить, только немножко прихрамывал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ты молишься Господу или Владычице, Ангелу или святому – и Господь или Владычица, Ангел или святой взирают на твое сердце, искренно ли ты, с верою ли и упованием молишься, ибо только верующий получает просимое, а неверующий, колеблющийся – нет: да не мнит, яко приимет что от Бога. Когда глаголет Творец, тогда нет места сомнению; например, Господь говорит: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя [ Мф. 26, 26, 28 ], потому что говорит Сый 76 , всё из небытия в бытие словом Создавший и словом же всесильным сохраняющий. Повеление: приимите, ядите должно быть исполнено всеми верными несколько раз в год; не исполняющие оного живота не имут в себе, но только призрак жизни. Сила Божия в немощи совершается [ 2Кор. 12, 9 ], то есть во мне; идеже бо умножился грех (то есть во мне), там преизбыточествова благодать [рус.: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать] [ Рим. 5, 20 ]. Тебе только кажется, что на столе много съестных перемен, а на самом деле немного. Святой Иоанн Постник , милостивый, Патриарх Цареградский, в шесть дней недели ничего не ел, а в воскресенье вкушал несколько овощей; творил великие чудеса. Амфилохий, реконский подвижник 77 , был прозорлив. Рассказ об опыте его прозорливости Евдокии Михайловны, жены Борович [ского] мещанина Александра Васильевича Саламанова. Три женщины; одна во что бы то ни стало решилась идти к нему пустынным местом и болотами, когда другие, устрашась трудности, сказали, что и ведь старец не Бог, можно и в ближайшую церковь ходить для богомолия и спасения души, а к старцу нет нужды ходить. Как они решились, однако, сходить, и как старец сказал им, когда они пришли к нему в келию: ведь я не Бог, зачем вы ко мне шли, можно бы и в церковь ходить для спасения души, а ко мне, убогому, зачем ходить? Как они изумились в нем дару прозорливости и просили у него прощения в своем неуважении к его великим подвигам ради Бога. Я своенравен, упрям, неуступчив, раздражителен, мстителен. Люби Бога и ближнего. Что препятствует любви? Страсти наши. Значит, чтоб любить Бога и ближнего, надо всемерно распинать страсти: самолюбие, своенравие и упрямство, злобу, зависть, блуд, любостяжание, чревоугодие, нетерпение и прочие, или всемерно вооружаться против своего многовидного самолюбия и отторгаться ежедневно самого себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сохранилось лишь неск. писем из обширной корреспонденции М. В 1866 г. в одном из писем писателю-охотнику Л. Н. Вакселю) он размышлял: «Кто кому может навязывать свой образ мыслей. Больше полумира имеют подобное тебе понятие о православной Церкви и живут с именем Христиан, особенно Лютеране. Если до сих пор никто не мог разубедиться в таких мнимо здравых положениях, то нечего тут человекам смертным делать... Нуждаюсь в Спасителе, к Которому и прибегаю молясь, моля и Угодников Его оказать мне помощь в деле спасения души, непременно бессмертной, в чем все верующие и неверующие были убеждены естественно… Червяку не до неба, даже и не до земли, а как бы только в земле скрыться. Вот и мне, червяку, пишущему эти строки, перешло уже на седьмой десяток - двух веков не проживешь, глядишь как раз уйдешь на веки невозвратимые. Тогда прощай и ты, возлюбленный мой, и все таковые. Всем не отвергающим крещения и прочих святых таинств, постановленных в православной Церкви, есть отрада - надежда на Пришедшего в мир, чтобы не погубить, а спасти грешников от погибели вечной, а отвергающим все и того не будет, так и должны погибнуть безвозвратно. Пока еще живы, надо вопить к Живому вечно, чтобы избавить от вечной смерти» (Три письма М. В. Чихачёва к Л. Н. Вакселю. 2007. С. 563-565). С архим. Аполлосом (Поповым), бывш. казначеем Сергиевой пуст., он делился мыслью о том, что «относительно Л. Н. [Вакселя] надо молиться вам совокупно, да и его убедить, чтоб он пожелал и сам помолился очень простенько: Господи, дай мне веру в Тебя истинную, не по моему разумению, а по Твоей Святой воле» (Письмо М. В. Чихачёва к архим. Аполлосу. 2007. С. 565-566). В 1860-1862 гг. в переписке с оптинским иером. Леонидом (Кавелиным) М. высоко отзывался о вышедшей из печати книге прп. Макария Оптинского: «Тут главное внимание обращено на очищение души, на усовершение и спасение внутреннего человека, от которого внешний фарисей сам собою не найдет места». Он радовался возрождению Реконской пуст. силами преимущественно Валаамской братии, но сожалел, что о. Леонид отказался подумать о настоятельстве в ней. Он приводит слова возобновителя пуст. старца Амфилохия, к-рый «скорбел о духе фарисейском братства»: «Если они жили погрешнее… лучше б было, а то как красное яблочко да только снаружи, а копни внутрь - гнилью и пустотою так и отзовется». М. отзывался о ставшем игуменом Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Иувеналии (Половцеве) (впосл. архиепископ): «Далеко пошел, да и еще может уйдет, даруй только Господи во славу Божию!» (Два письма М. В. Чихачёва. 2007. С. 560-561).

http://pravenc.ru/text/2563616.html

25) Во время болезни того же Генинга, в заведываемом им имении г. Томилова, устроена была ученым механиком мельница. По выздоровлении своем, он осмотрел ее и нашел в ней много неисправностей. Это его чрезвычайно расстроило. Но о. Амфилохий, приехав к нему в ту пору, велел ему поберечь свое здоровье и успокоиться, сказавши при том, что она сгорит. Через год механикова постройка действительно сгорела. 26) Прозорливость в о. Амфилохия видна была также, когда, по предложению Генинга, он не согласился устроить погреб при двух Реконских деревянных домах, отзываясь тем, что из домов со временем сделается церковь , для которой погреб вовсе не нужен. По утверждении здесь монастыря, в самом деле дома те обращены и переделаны в Сергие-Германский храм. 27) Когда Заозерская крестьянка Наталия Михайлова объявила б. Амфилохию свое горе, что господа насильно отдают замуж ее дочь, то старец велел ей успокоиться, немного подождать и сказал, что скоро все уладится. На другой день после этого дочь ее слегла в постель, а чрез неделю и умерла. 28) Тамошний крестьянин Григорий Алексеев говорил о себе, что он, по предсказанию о. Амфилохия, сверх всякого ожидание, никак не мог получить с своего должника денег. 29) Он же рассказывал, что старец в одно время, делая ему душеполезные наставление о жизни, очень удивил его, припомнив ему разные его погрешности и указав на самые места, где и что худое он сделал, как будто бы старец был везде с ним. 30) Один из близких к о. Амфилохию молодых людей, увлекшись в соседней деревне беседою с женщиною, был близок к грехопадению, но остановлен напавшим на него нечаянным ужасом. Потому что старец, узнав, по дару прозорливости, в каком опасном положении он находится, усердно молился за него в то время Богу. После о. Амфилохий обличил неосторожного юношу, и он сознался в своей вине. 31) Своего служку, отлучившегося в одно время самовольно и тайно на свадебное пиршество в деревню, по возвращении его оттуда, обличил и сильно бранил его за такой худой поступок. 32) П. В. С...к, значительный сенатский чиновник, находясь в скитской Реконской церкви, когда только подумал в себе приложиться к Кресту, то о. Амфилохий подошел и сказал ему: теперь не время; приложитесь после.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

к)      Некоторые, весьма значительные особы, летом, сами доходили до старца, пробираясь по болотам по грудь в воде; а некоторых, по изнеможению их, кто-нибудь доносил на плечах и, предвидя таких усердных посетителей, старец иногда встречал их еще на пути. Здесь, кроме удивительного терпение, должны изумлять каждого высокие мысли о старце и понудительная сила обстоятельств личных или семейных, по которым люди пускались в чрезвычайно трудный и опасный путь по лесу и зыбкому водянистому болоту. л)      Старец находился в большом внимании у покойного Московского Митрополита Филарета, который прислал к нему на благословение иконное изображение Ангела, благовестившего при гробе Воскресение Христово. Это изображение находится ныне на стене в часовне, устроенной над могилой о. Амфилохия. м)      В прибытие одной благочестивой посетительницы Тихвинского уезда, из села Чернецкого, Ел...ны К...ной в вечерние сумерки, о. Амфилохий встретил ее снаружи кельи и, для освещения своего жилища, взял у себя из-под ног что-то в роде навоза; потер это в руках и оно загорелось. Посетительница видела в этом особенное дело Божие за благочестивую жизнь старца. н)      Некоторые говорят, что они молитвами и благословением о. Амфилохия жили и живут благополучно. Праведности и благоугодности его пусть всякий верует, – и не постыдится. Постоянные пятидесятилетние страдания старца, ради имени Христова, не могли ли сделать его праведным и наследником великих обетований Божественного подвигоположника Христа Иисуса? о)      У некоторых сохранились в памяти разные духовные наставления и рассуждения о. Амфилохия, в простых и своеобразных его выражениях, но по сущности имеющие высокую цену. Впоследствии и они должны также сделаться общеизвестными. п)      По словам о. Амфилохия с приближенными его, в одно время, как он из дальней пустыни в монастырь прошел мимо скита не помолясь в нем пред иконою Знамение Божией Матери, нечаянно встретилась ему благообразная женщина, укорила его за это и не велела в другой раз так делать, – потом сделалась невидима. Сочтя ее за Самую Царицу Небесную, заботящуюся матерински о спасении каждого человека, о. Амфилохий после уже всегда имел для себя правилом по пути зайти в скитский храм и прочесть пред Ее образом Ей акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

р)      Когда соперники о. Амфилохия по монастырской земле восстановляли против него полицейское начальство, то оно отобрало от него вериги, посох и шапку. Все это и хранилось, как конфискованное имущество, в земском суде лет 25. А как пришло время умереть о. Амфилохию, то вздумали продать те вещи с аукциона; купил их усердный почитатель старца, тихвинский купец Парамон Афанасьев и чрез монахиню Введенского монастыря Исидору доставил их для сохранения в Реконскую пустынь пред самым погребением о. Амфилохия. с)      Святитель Христов Тихон Задонский , в честь которого устроен в скиту храм, по смерти о. Амфилохия принял его под особенный свой молитвенный покров, так что и погребение его совершилось 13 августа, когда наша церковь празднует сему Святителю. Гроб с останками старца с Березна, по топким болотам, в сопровождении иеромонаха, певцов и особых почитателей старца, накануне перенесен был в скит и поставлен в храм. В самый же праздник пред литургией о. игумен с братиею отслужил молебен Святителю, после литургии было совершено отпевание старца, искреннее прощание с ним всех служащих и народа, и, закрывши гроб, по случаю праздничного крестного хода, отнесли гроб с колокольным звоном, Св. хоругвями и иконами на могилу, приготовленную старцу рядом с алтарем древней Троицкой церкви, где о. Амфилохий от начала до конца своей пустынной жизни в Рекони любил всегда молиться Богу. О замечательных иконах и другой Святыне Реконской пустыни А. О Св. иконе Живоначальной Троицы 1) Св. Троицкая икона была главною святынею старца Амфилохия в течение всей многотрудной пятидесятилетней жизни его в Реконской пустыне и первым поводом к восстановлению иноческой обители. 2) Она сохранила о. Амфилохия среди окружающего его со всех сторон огня в 1859 году, когда сильно горели Реконские леса. Сосед и духовный друг его г. Геннинг посылал к нему тогда несколько человек крестьян, чтобы спасти его жизнь, храм и в нем всю Святую утварь. Но о. Амфилохий, среди пылающего кругом огня, стоял спокойно в храме и усердно молился перед образом Живоначальной Троицы. Присланным к нему от Геннинга не позволил ничего трогать в храме и, указывая на храмовую Троицкую икону, сказал им: смотрите, среди такого жара от огня, она мокра, точно облита водой; не велите Ив. Мих. беспокоиться обо мне и о храме. Все будет цело. Бог сохранит. Так и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Восстановитель Реконской пустыни схимонах Амфилохий I Происхождение дивного по жизни своей старца Амфилохия, восстановителя Реконской пустыни, в точности неизвестно. Есть рассказы о том, что он был сын финляндца, служившего при Рижской лютеранской церкви, и воспитан был в лютеранстве. Но, придя в возраст, познал истину православия и присоединился через Св. Миропомазание к православию. Притом указывают на нерусский акцент в речи о. Амфилохия. Однако, такое утверждение нельзя признавать неоспоримым. Люди, входившие с о. Амфилохием в близкое духовное общение, склонны думать, что он был дворянин и образован; выговор же его объясняется отсутствием зубов. Есть основания предполагать, что о. Амфилохий, родившийся около 1740 г., т. е. к началу царствования императрицы Елисаветы Петровны, долго состоял в военной службе. Затем смиряя себя, был он в деревнях у крестьян работником, пастухом, а затем убогим странником ходил по святым местам, был в Иерусалиме и во время одного из странствований, на озере Ильмене, отморозил в ступне правую ногу, болевшую у него до смерти. Вероятно, во время отечественной войны, когда, по множеству убитых, легко это было сделать, достал он себе паспорт на имя мещанина Андрея Иванова Шапошникова. Уже древним старцем 70–80 лет, будучи на богомолье в знаменитом чудотворною иконою Богоматери Тихвинском, Новгородской губернии, монастыре, — о. Амфилохий получил совет от юродивого Бориса поселиться в Рекони. По преданию, Реконская пустынь, в 45 в. от Тихвина, основана в весьма отдаленное время на том месте, где в XIII веке звероловы обрели в глуши леса на камне, у берега реки, чудотворную икону Живоначальныя Троицы. Царем Алексеем Михайловичем пустынь была жалована землею (до 2,000 дес.), но в 1762 г. была приписана к Тихвинскому монастырю; вскоре затем вовсе упразднена, а уцелевший от пустыни единственный тесный деревянный храм приписан к Озерскому церковному погосту. Никаких других построек, даже развалин, при храме не было. В сторожке жил пономарь Захаров, присматривавший за церковью; вокруг на далекое расстояние не было жилья, и повсюду сплошной почти дремучий лес и болота. Богослужение в храме совершалось очень редко причтами соседних сел, или Тихвинскими монахами.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Найдя себе спутника в одном из крестьян соседней деревни, Андрей скоро пустился в дорогу и благополучно достиг места своего назначения. Тут, под сенью вековых деревьев, в глуши дремучего леса, он увидел маленький деревянный храм Живоначальной Троицы, один только сохранившийся от прежнего древнего монастыря. При храме в виде сторожа жил пономарь Михаил Захаров со своей семьей. Постоянного священника при храме не было. Служба совершалась или монахами, приезжавшими в большие праздники из Тихвина, или священниками близ лежащих погостов, к которым храм этот был часто приписываем. Андрей выпросил у пономаря позволение жить в его доме при церкви, но, боясь быть ему в тягость, особенно при его многочисленном семействе, стал помогать своему хозяину в его домашних работах, питаясь сам подаянием соседних крестьян, а ночи проводил, обыкновенно, под открытым небом, где-нибудь в поле или в лесу, постоянно стоя на молитве. В Реконскую пустынь Андрей пришел в 1813 году семидесятилетним старцем, но еще бодрым и крепким. Пришел он в одной рубашке со старческим посохом в руке, с небольшой котомкой за плечами, в которой заключалось все его имущество. Письменного какого-нибудь вида или удостоверения о своей личности он при себе не имел и никому не хотел объяснить, откуда пришел, и кто он такой, опасаясь, чтобы его не отослали к родным, которые, как ревностные лютеране, сильно теснили его за принятие им православия. Скоро, его хозяин – пономарь, а с ним и все его семейство, стали притеснять Андрея и упрекать его в бедности, старости и убожестве; затем они начали делать ему неприятности, выгнали его из дома и не позволили даже остаться вблизи церкви и жить в шалашике. Безропотно и смиренно Андрей взял свой посох и сумку, и отправился в путь, не зная, в которую сторону направить свои шаги и где преклонить свою седую голову. Но заозерские крестьяне, не желая расстаться с таким благочестивым старцем, остановили его на дороге и предложили ему поселиться в лесу, поодаль от церкви, на сопке, называемой Крестовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010