к)      Некоторые, весьма значительные особы, летом, сами доходили до старца, пробираясь по болотам по грудь в воде; а некоторых, по изнеможению их, кто-нибудь доносил на плечах и, предвидя таких усердных посетителей, старец иногда встречал их еще на пути. Здесь, кроме удивительного терпение, должны изумлять каждого высокие мысли о старце и понудительная сила обстоятельств личных или семейных, по которым люди пускались в чрезвычайно трудный и опасный путь по лесу и зыбкому водянистому болоту. л)      Старец находился в большом внимании у покойного Московского Митрополита Филарета, который прислал к нему на благословение иконное изображение Ангела, благовестившего при гробе Воскресение Христово. Это изображение находится ныне на стене в часовне, устроенной над могилой о. Амфилохия. м)      В прибытие одной благочестивой посетительницы Тихвинского уезда, из села Чернецкого, Ел...ны К...ной в вечерние сумерки, о. Амфилохий встретил ее снаружи кельи и, для освещения своего жилища, взял у себя из-под ног что-то в роде навоза; потер это в руках и оно загорелось. Посетительница видела в этом особенное дело Божие за благочестивую жизнь старца. н)      Некоторые говорят, что они молитвами и благословением о. Амфилохия жили и живут благополучно. Праведности и благоугодности его пусть всякий верует, – и не постыдится. Постоянные пятидесятилетние страдания старца, ради имени Христова, не могли ли сделать его праведным и наследником великих обетований Божественного подвигоположника Христа Иисуса? о)      У некоторых сохранились в памяти разные духовные наставления и рассуждения о. Амфилохия, в простых и своеобразных его выражениях, но по сущности имеющие высокую цену. Впоследствии и они должны также сделаться общеизвестными. п)      По словам о. Амфилохия с приближенными его, в одно время, как он из дальней пустыни в монастырь прошел мимо скита не помолясь в нем пред иконою Знамение Божией Матери, нечаянно встретилась ему благообразная женщина, укорила его за это и не велела в другой раз так делать, – потом сделалась невидима. Сочтя ее за Самую Царицу Небесную, заботящуюся матерински о спасении каждого человека, о. Амфилохий после уже всегда имел для себя правилом по пути зайти в скитский храм и прочесть пред Ее образом Ей акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8) Тихвинского уезда, Васильевского правление, деревни Луга, крестьянка Марья Антонова, летом и осенью 1868 года, два раза была в сильной горячке. В последний раз она по две ночи, на 23 и 24 Сентября, видела во сне о. Амфилохия. Чтоб избавиться от болезни, он ей приказывал отправиться в Реконь и отслужить молебен Живоначальной Троице и его помянуть на могиле. Так как она обещалась это исполнить, то вскоре выздоровела. После она являлась в обитель, исполнила то и другое, а муж ее Василий Петров, в благодарность за жену, трудился для обители целую неделю с своею лошадью. Б. О плащанице Спасителя и Иверской иконе Божией Матери 1) Г. Геннинг свидетельствует, что незадолго до восстановления монастыря в Рекони, по случаю большего стечения народа в пустыне к празднику Троицына дня, о. Амфилохий для того, чтобы богомольцы, до приезда священника с сельского погоста, имели какое-либо благочестивое занятие, вынес для них прикладываться плащаницу Спасителя и Иверскую икону Божией Матери из старой деревянной церкви в новые дома, из коих впоследствии образовался Сергие-Германский храм. Священник, по прибытии своем, остался очень недоволен поступком старца, нашел оный самочинным и неуместным. Он велел своим причетникам с посторонними людьми внесть плащаницу с иконой опять в церковь ; но посланные, при всех усилиях, никак не могли исполнить приказание, тронуть Святыню с места и возвратились к священнику назад без всякого успеха. Уже по молитве и благословению старца внесена она была Дм. Ив., жившим долго при нем и принявшим также после иноческий сан. 2) Новгородской губернии и уезда, села Клинок крестьянина Николая Якимова жена Лукерья Ефимова, после разрешения от бремени, была вся в расслаблении в течение 9 недель, и особенно мучилась от головной боли, так что готова была лишить себя жизни. При такой болезни, она в одно время вечером мужу своему объяснила желание съездить в Реконь и отслужить молебен Иверской Царице Небесной и по о. Амфилохия панихиду. После сего на другой же день вся болезнь ее прекратилась и она, уже совершенно здоровая, с мужем своим приезжала в монастырь исполнить обет Божией Матери и старцу. В. О Тихвинской иконе Божией Матери

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впоследствии времени, по смерти уже о. Амфилохия, при существующем ныне монастырском устройстве, чрез свою икону, Св. Троица показала следующие милости к людям: 1) Крестецкого уезда, Деревского погоста, деревни Горок, у крестьянина Петра Кондратьева, сыну Александру свело ногу, и он сильно страдал от этой болезни недели три. Когда дано было обещание отслужить в Реконе молебен Живоначальной Троице, то нога вскоре сделалась здорова. Отец и сын о таковом чудесном исцелении объявили в обители, при исполнении своего обещание Живоначальной Троице. 2) Тихвинского уезда, Колодницкого погоста, деревни Михайловки, девица Агафья Матвеева, 13-ти лет, имевшая в течение года большой нарыв на шее, после обещания отслужить молебен Живоначальной Троице в Реконе, в три недели совершенно выздоровела. 3) Того же уезда и погоста и той же деревни, крестьянская дочь Мелания Колинина, 13 лет, страдала от большой опухоли в ногах. Когда сделала такое же обещание, как и Агафья Матвеева, то в две недели совсем поправилась в здоровье. Обе они приходили в обитель молиться Богу, служить благодарный молебен Живоначальной Троице и объявили о своих исцелениях. 4) Тихвинского уезда, Кожезерского погоста, деревни Чигилина крестьянин Яков Максимов, терпевший сильное расслабление в ногах, получил в них укрепление после молебна Живоначальной Троице и паннихиды по старце Амфилохии в Рекони. Чрез обещание сходить в Реконь на Богомолье и отслужить здесь Живоначальной Троице молебен, а по о. Амфилохия панихиду, получили себе здравие. 5) Тихвинского уезда, села Шижинского крестьянин Степан Павлов, мучившийся долго головною болью, перестал совершенно ее чувствовать после означенного обета. 6) Того ж уезда, деревни Батуриной крестьянская вдова Евфимия Иванова, лишившаяся зрение, стала опять хорошо видеть, после такого же обета. Павлов и Иванова лично объявили в обители о своем исцелении, когда приходили уже сюда па место помолиться Св. Троице, и на могиле старца отпеть панихиду. 7) Крестецкого уезда, Карпиногорской волости, из цыган, государственный крестьянин деревни Луки Федорковой Владимир Михайлов, 26 лет, в 1868 году, около зимнего Николина дня, две недели находился в сильном расслаблении и особенно чувствовал сильную головную боль. В то время явился ему во сне о. Амфилохий в схимническом одеянии и сказал: если хочешь быть здоров, то обещайся отслужить в Рекони молебен Живоначальной Троице и отпеть по мне панихиду. Он обещал и на другой день встал с постели совершенно здоровым. По приезде в Реконь исполнил свое обещание и об исцелении объявил в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

р)      Когда соперники о. Амфилохия по монастырской земле восстановляли против него полицейское начальство, то оно отобрало от него вериги, посох и шапку. Все это и хранилось, как конфискованное имущество, в земском суде лет 25. А как пришло время умереть о. Амфилохию, то вздумали продать те вещи с аукциона; купил их усердный почитатель старца, тихвинский купец Парамон Афанасьев и чрез монахиню Введенского монастыря Исидору доставил их для сохранения в Реконскую пустынь пред самым погребением о. Амфилохия. с)      Святитель Христов Тихон Задонский , в честь которого устроен в скиту храм, по смерти о. Амфилохия принял его под особенный свой молитвенный покров, так что и погребение его совершилось 13 августа, когда наша церковь празднует сему Святителю. Гроб с останками старца с Березна, по топким болотам, в сопровождении иеромонаха, певцов и особых почитателей старца, накануне перенесен был в скит и поставлен в храм. В самый же праздник пред литургией о. игумен с братиею отслужил молебен Святителю, после литургии было совершено отпевание старца, искреннее прощание с ним всех служащих и народа, и, закрывши гроб, по случаю праздничного крестного хода, отнесли гроб с колокольным звоном, Св. хоругвями и иконами на могилу, приготовленную старцу рядом с алтарем древней Троицкой церкви, где о. Амфилохий от начала до конца своей пустынной жизни в Рекони любил всегда молиться Богу. О замечательных иконах и другой Святыне Реконской пустыни А. О Св. иконе Живоначальной Троицы 1) Св. Троицкая икона была главною святынею старца Амфилохия в течение всей многотрудной пятидесятилетней жизни его в Реконской пустыне и первым поводом к восстановлению иноческой обители. 2) Она сохранила о. Амфилохия среди окружающего его со всех сторон огня в 1859 году, когда сильно горели Реконские леса. Сосед и духовный друг его г. Геннинг посылал к нему тогда несколько человек крестьян, чтобы спасти его жизнь, храм и в нем всю Святую утварь. Но о. Амфилохий, среди пылающего кругом огня, стоял спокойно в храме и усердно молился перед образом Живоначальной Троицы. Присланным к нему от Геннинга не позволил ничего трогать в храме и, указывая на храмовую Троицкую икону, сказал им: смотрите, среди такого жара от огня, она мокра, точно облита водой; не велите Ив. Мих. беспокоиться обо мне и о храме. Все будет цело. Бог сохранит. Так и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому повествование Аввы Дорофея вполне может покрыть недомолвки о подобных случаях с самим Великим Варсануфием, о которых он молчал. Преподобный же Авва рассказывает о себе следующее: «Проведя там (в монастыре Середа) девять лет, не знаю, сказал ли я кому-нибудь худое слово, хотя я имел послушание, – чтобы не сказал кто-нибудь, что я не имел его. И поверьте я очень помню, как один брат, идя вслед за мною от больницы до самой церкви (он, как уже было сказано, был начальником монастырской амбулатории, лучше теперь так выразиться, чем больницы, потому что там были приходящее больные из соседних сел) поносил меня, а я шел впереди его, не говоря ни слова. Когда же Авва узнал это, – не знаю, кто сказал ему о сем, – и хотел наказать брата, я пошел и пал ему в ноги говоря: «Ради Господа не наказывай его я согрешил, брат нисколько не виноват». И другой также, по искушению ли, или от простоты, Бог знает почему, не малое время каждую ночь, пускал свою воду над моей головой, так что и самая постель моя бывала омочена ею. Также и некоторые другие из братьев приходили ежедневно и вытрясали свои постилки перед моей кельей, и я видел какое множество клопов набиралось в моей келье, так что я не в силах был убивать их, ибо они были бесчисленны от жары (N.B. Следов., убивать насекомых дело среднее (μσους отв. 285, 290, 296) можно поступать и обратно, как, например, это делал известный «Реконский пустынник» (Троицк. лист. 40, дополнит. счета; в Жизнеоп. отеч. подв. благоч. 18 и 19 в.в. Изд. Аф., Пант. Мон. этого места нет. Срав. Август, Схимонах о. Амфилохий Реконский стр. 207)). Потом же когда я ложился спать, все они собирались на меня, и я засыпал (только) от сильного утомления; когда же вставал от сна, находил, что все тело мое было изъедено, однако же я никогда не сказал кому-нибудь из них: не делай этого, или зачем ты это делаешь. «И я не помню, чтобы я когда-либо произнес слово, (могущее), смутить или оскорбить брата». Преп. Аввы Дорофея Душеполезные поучения Св. Тр. Сер. Лав.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В ответ на первое я просил доложить Владыке, что если Григорий подаст ему прошение о принятии в Новогородскую епархию, я уволю без всякого неудовольствия. На второе сказал, что после произшедшего была бы с моей стороны странность, и вредный пример навязать Григорию паспорт, когда он своего начальства и знать не хочет. Дело запутано. Некто старец пустынник отыскивает землю. Григорий ведет сие дело по суду. Сему противоборствует Тихфинский игумен, которого мысли, кажется, разделяет владыка Новогородский. Между тем Т. В. думает, что дело идет по мановению свыше, и довела о нем до сведения Государыни Императрицы. Пиша к Т. Б, я предостерегал от таких людей, как Удалка, о чем и к Александру Ивановичу прежде писал. Если что слышите вы о сем деле: скажите мне. Я несколько опасаюсь, по словам игумении, чтобы мне не прислали вопроса от имени Государыни Императрицы. Более недели боровшись с простудою, имев, между прочим, больной правый глаз, и имея совет врача, сидел дома и нынешний день, благодарение Богу, я был на празднике в церкви: только гостей принять не мог. Прочитайте, что писано больным глазом и говорено 105 ; и скажите, не проговорился ли я в чем? Февраля 12-го 1856. 1088 Отцу наместнику мир много. Третьего дня явился ко мне иеродиакон Григорий: а вечером того же дня получил я письмо, которое прочтите, и возвратите мне. О. В. он говорит, что нашел его нездравомыслящим, и не входил с ним в сношение; а также и с Удалкою, который теперь живет в Коневце. Говорит, что его приглашали в Новогородскую епархию, когда жив был Тихфинский архимандрит Петр, и благоприятствовал делу о Реконской пустыни: но он Григорий не соглашался, ожидая, какой исход будет иметь дело: но потом архимандрит Димитрий стал не благоприятствовать сему делу; и мысли владыки Новогородского изменились, и Григорий тем более не захотел перейти в Новогородскую епархию. Теперь мне кажется, что Григорий не так виноват, как казалось. Он попал в руки светских людей, добрых, но незнающих порядка дел, которые обнадеживали его, выпрашивали ему отсрочки у Обер-Прокурора, и он неприметно сделался ослушником своего начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Очень благодарю за письмо и поздравление ваше; взаимно сам благоговейно поздравляю и усерднейше желаю всегда радоваться о Исполняющем всех верных своих несказанными благами — Господе Иисусе. То же молю передать и маститым старцам вашим: отцу архимандриту Моисею и отцу Макарию, некогда сожительствующему купно под руководством одного старца, вашего тезки отца Леонида. Пока мир существует, естественно одни родятся, другие умирают, в одном месте вновь начинают строить, в другом уничтожать ветхость. Вот и Рекони пал жребий возобновляться. Участие в ней принимал наш о. Моисей. Когда пришло время выбрать настоятеля, он пожелал избрать такого, который бы не желал сердечно начальствовать, а делал бы это из послушания ради любви к Богу и ближнему, мне и вздумалось ему показать на вас, как на самого в этом случае упрямого и не хотящего, а могущего с помощию Божиею дело уладить. Отец Моисей и прочие Реконские братия приняли это единодушно и никто этого не знал, кроме нас двоих. Теперь оказалось, что вы сами пожелали быть из числа многих званных, а не из числа малоизбранных для этого места. Это — ваше дело про то знать, а мне вас не учить стать, сами имеете возраст, и мы хорошо знаем, что вы не из числа ищущих что-либо, кроме милости Божией, без которой никому спастись нельзя и эту милость Господню непременно надобно приобрести, пока мы находимся на поверхности земли, а в недрах ее уже поздно — такова участь всякого человека: пожить в утробе матери не видя света, повертеться на земли при свете, худо или хорошо, и опять отправиться в утробу матери-земли, где нет света никакого, но вечная тьма и тоска. Единая безмерная милость Божия, приобретенная смирением, верою и покаянием может доставить человеку покой, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная, а как? и где? и какими путями? Это надо предоставить Всеведцу, а не нам человекам, весьма во всем ограниченным. Кстати, вспомнил про книгу: слово о смерти, если она у вас цела и не нужна, потрудитесь переслать ее ко мне — по почте или с кем-либо из верных знакомых ваших, все равно мне не к спеху. Наш отец архимандрит и братия благодарят вас за память и поздравляют, все, благодарение Создателю, здоровы, а мне все и теперь еще хворается, всю зиму и прошлое лето хворал, вид имею человека весьма здорового, но болен и говорят неисцельно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вы ходатайствовали у меня за Авеля: я ходатайствую у вас за Григория; хотя правда, что первое ходатайство лучше. Или поместить бы его опять в ските с тем, чтобы никому не жужжал в уши ни о Реконской пустыне, ни о Петербурге: или, если сие сомнительно, поместить его в Лавре до усмотрения. По всем обстоятельствам дела, мне кажется лучше, чтобы оно у нас кончилось тихо. Время покажет, возобновится ли оно, и что потому надлежит делать. Февраля 15-го 1856. Верно или неверно говорит Уфимская игумения, только она говорит, что Государыня Императрица желает видеть восстановление Реконской пустыни и учреждение в ней такого монашества, как в Гефсиманском ските. 1089 Божие благословение отцу наместнику и братии обителей. Простите меня, и благословите на поприще святого поста, да не леностию и унынием прейду, но в покаянии со вниманием и тщанием притеку в Отцу милосердия и щедрот, и благодать обращу. Господь да дарует вам внити в сие поприще с миром, проходить оное с добрым подвигом во благодати Божией и радостно достигнут светлого дня воскресения Господня. Жаль, если Григорий, не все сказал, что должно. Но не могло ли случиться, что и о нем молва сказала более, нежели что было? В Симферополе мнози ведужни, и спят мнози, человек по 100 в день. Как ни пекутся о них, но попечения, как то, при самых добрых намерениях не вполне достигают дели. К. С. М. 106 спросил приехавшаго оттуда: верно ди достигают цели попечения Государыни Императрицы. Вопрошаемый отвечал нерешительно. К. С. М. послал к Государыне Императрице 40 000 р. по завещанию покойной Княжны Елены Михайловны: но после того одну бедную вдову убитого в Севастополе оттуда к нему прислали за помощью. Согласен я сделать приношение. Но так ли, как вы писали; или взять 2 000 р. от Лавры, 1 000 р. от Чудова и 2 000 р. от Перервы? И послать ли деньги, или написать, и спросить, куда прикажут послать их. Отвечайте. Авель спешит. Февраля 23-го 1856. Мир еще неверен. А если война: то она много потребует. 1090 Отцу наместнику и братии мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пешношский-Николаевский Введенская-Макариевская-Жабынская Духов-Задугинский-Новосильский Благовещенский-Астраханский Крестовоздвиженский-Белевский Борковская – Николаевская – Троицкая-Холуйская Савво-Вишерский Варзарештский-Димитриевский Шабский или Жабский-Вознесенский Вознесенский – Троицкий – Истобинский-Соликамский Анастасиин-Богоявленский -Крестовоз-движенский Михалицкий – Рождество – Богородицкий на Молоткове Христорождественский-Спасский-Слободской Берлюковская- Николаевская Троицкий-Шенкурский Троицкий-Духов-Скопинский Каменский-Успенский Свенский-Успенский Красногорский-Богословский Филиппова-Троице – Ирапская – Красноборская Антониев-Дымский Мазаловский-Спасо-Преображенский Симонов-Успенский Троицкий-Каменецкий Куряжский-Старохарьковский-Преображенский Дерманский-Троицкий Перекомский или Перекопский-Николаевский-Розважский Вознесенский-Кременский Высокогорская-Вознесенская Богоявленский-Братский-Пинский Братский-Богоявленский-Киевский Черноостровский – Николаевский – Малоярославецкий Спасо-Каменная-Белавинская Николаевский-Староладожский Каларашевский-Успенский Белобережская-Николаевская Афанасиевский-Моложский Ондрусова или Андрусова – Николаевская Спасо-Преображенский-Рославльский Знаменский – Богородицкий – Красногорский-Елецкий Перынь-Богородицы Дивногорский-Успенский Почаевская-Успенская Успенский-Полонский Гинкульский-Параскевиевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Благовещенский-Богородицкий-Виленский Благовещенский-Супрасльский Богоявленский-Кременецкий Борисоглебский – Коложанский-Городенский Бытенский Варваринский-Пинский Загоровский-Рождество-Богородицкий Николаевский-Мелецкий Рождество-Богородицкий-Березвечский Тригорский-Спасо-Преображенский Троицкий-Виленский Успенский-Жировицкий Алексеевская-Арзамасская Ахтырский-Троицкий-Благовещенский Спасо-Евфросиниин-Полоцкий Густынский-Троицкий-Прилуцкий Святогорская-Успенская Задне-Никифоровская-Спасская – Вашезерская Казанско-Богородицкая-Жадовская Тихвинский-Новодевичий- Богородицкий-Керенский Квабтохевский-Успенский Бобренев – Рождественский – Богородицкий Нило-Сорского-Сретенская Успенский-Бахчисарайский Коже-Озерский-Богоявленский Николаевская-Надеевская Яшезерская-Благовещенская Городищенский – Рождество – Богородицкий Ивановский – Предтечевский на Кулижках Въясская-Владимирская Клименцы или Ионы Климецкого Крестовоздвиженский-ДубенскийСвятоезерский – Спасо- Преображенский-Сенегский Троицкая-Рекомская или Реконская Троицкий-Ульяновский-Стефановский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Богоявленский-Костромской Муромский или Мурманский-Успенский Ильинский – Запсковский или Иоанно-Ильинская Вознесенская-Кинешемская Козмодемьянский-Минский Спасо-Преображенский-Охорский Петропавловский-Юрьевский Чонский-Успенский-Макариев Макариев-Желтоводский-Троицкий Печенгский-Троицкий-Трифонов Межигорский-Преображенский-Спасский Теклатская-Покровская Севастианов – Спасо – Преображенский – Сохотский Шиомгвимская Бодбийский св. Нины Покровская-Кирилло-Челмогорская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«Подобного рода уверенность в целесообразности обряда жертвоприношения и боязнь кары за нарушение привлекала массы народа, приезжавшего за 60 и 100 км. Еще накануне праздника начинал стекаться народ в д. Б. Будогощь, сам же обряд совершался недалеко от деревни на берегу р. Пчёвжи. Там на небольшом холме стоит часовня, около которой жертвоприношение и совершалось. Л.Б. Панек записала предание, связанное с данной часовней: «Предание говорит, что на месте часовни когда-то появилась на дереве явленная икона Успения Божьей Матери». Первыми заметили эту икону старик со старухой, жившие на краю деревни, на другом берегу реки. На том месте, где появилась икона, впоследствии построили часовню. В настоящее время в часовне находится старый деревянный крест неизвестного происхождения и несколько совершенно новых икон, купленных на доходы от праздника. Одна икона – Успения, другая – “Жертвоприношение Авраама”. В правом углу этой иконы изображен барашек, в рогах которого нарисована ветка, означающая, что он запутался в кустах. В день праздника (1923 г., когда производилось наблюдение) на этом месте с утра были разведены костры, и на жердях повешено шесть больших котлов для варки мяса…» Ближайшими местными святынями были Свято-Троицкая Реконская пустынь на известной «паломнической трассе» Тихвин–Новгород и Большой Тихвинский монастырь с известной чудотворной иконой. Паломничество в эти места использовалось практичными крестьянами тоже отнюдь не только для поиска ответов о спасении души у монахов: «Мужики по “завету” ездили в Реконь за 40 км в монастырь или в Тихвин, где находится икона Тихвинской Божией Матери, – “пашню пахать”, а также за исцелением. Теперь в Рекони колхоз». В 1923 г. записан рассказ Ивана Алексеева из д. Язвищи, 25 км от Будогощи: «Поехал он пахать на новой норовистой лошади и вот три сохи сломал, а все лошадь не желает подчиниться; тогда он дал зарок три дня отработать в монастыре в Тихвине, где чудотворная икона Тихвинская, затем пошел домой, сделал четвертую соху. Часа через три вернулся в поле, и вдруг лошадь начала работать.

http://pravoslavie.ru/146113.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010