Второй раскол, длившийся 35 лет, получил название «схизмы Акакия». Константинопольский епископ Акакий сочувствовал монофизитам, но сохранял видимость своего православия. Он не поддерживал общения с антиохийским патриархом Петром Гнафевсом, ярым монофизитом, но общался с умеренным монофизитом Петром Монгом, александрийским папой. Именно общение с Петром Монгом и признание его епископом Александрии скомпрометировали Акакия в глазах Рима. Главным критерием православия тогда было отношение к энотикону императора Зенона. Энотикон означал фактический откат от решений Халкидонского собора, и те, кто его поддерживал, могли с полным основанием считаться монофизитами. Петр Монг энотикон поддерживал, а Акакий признавал его епископом: для Рима это было достаточно, чтобы обвинить Акакия в ереси и отлучить от Церкви. Папа Феликс II написал: «Знай, что по суду Св. Духа и апостольского авторитета ты никогда не будешь изъят из уст анафемы» (484 год). Так возник новый разрыв отношений между Римом и Константинополем. Он не был ликвидирован и после смерти Акакия, хотя его преемники Македоний и Евфимий были чистыми православными и боролись с монофизитами. В Риме считали, что преемник еретика, если он публично от него не открестился (чего в отношении Акакия сделано не было), – еретик. После прихода к власти императора Юстина монофизитство на Востоке было побеждено или, скорей, отдалилось: монофизитские провинции попросту отпали от Восточной империи и перестали быть ее частью. В 519 году послы папы Гормизды торжественно прибыли в Рим, чтобы принять покаяние Константинопольской церкви и восстановить в ней православие. Патриарх Константинопольский подписал привезенную ими унизительную грамоту, в которой среди прочего говорилось: «Нельзя пренебрегать словом Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: ты еси Петр, и на сем камне созижду Церковь мою ( Мф. 16:18 ). Эти слова подтверждаются совершением событий: потому что апостольский престол (то есть Рим) всегда хранит кафолическую веру ненарушимою. Итак мы, желая не отпадать от сей веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси». По требованию послов из диптихов вычеркнули не только Акакия, но и Македония с Евфимием. Впрочем, потом последние двое были потихоньку «восстановлены в правах» и даже причислены к лику святых. Вселенские патриархи и императоры – иконоборцы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И приимаше преподобный милостыню и глагола: приими, Господи Боже мой, милостыню от (т)верскаго архиепископа Акакия в правду и спаси его, Господи. И глаголаша преподобный подьякону Иосифу: сбудется пророчество святых отец. И тайно глаголаша ему: Иосифе! Буди верен и долготерпелив, и молчалив даже до смерти нашея. Но сын родися великому князю от законопреступныя заповеди, но будет жесток, и немилостив, и нагл, и не кроток, и много от руки его побиении будут и кровь пролиется вь его царствии много, и жития его будет много и напоследок своего жития буде царь во царстви сем. И много беседоваше с ним (л. 46 об.) о ползе душевней; и видяше на стене темницы суща написано, и уразуме силу Божию, и пониче, и умолче, и поклонися по обычаю преподобному и пойде ис темницы. И прииде ко архиепископу и поклонися ему по обычаю и поведа ему о писании ценном и премудрости его и о учении истинном. И пойде к Москве тверский архиепископ Акакий по званию великого князя, и прииде к великому князю, и поклонися по обычаю и благословение подаде ему. И по многом веселии нача глаголати тихо архиепископ Акакий к великому князю: здраствуй, великий князь Василей Иванович с сыном своим князем Иванном Васильевичем! Добро бо ти послушати слово Божие истинно и о радости наю Божие дело надлежит глаголати. Милостыни подавши нищим и убогим, и в темницах сущих посетити, но (л. 47) царствие небесное получити, а сыну своему новорожденному князю Иванну здравие подавши; истинно бо реку ти, но о едином глаголю и смиренным стопам твоим покланяюся умилно, и глаголют святии молитву сию к Богородице: подаждь утешение рабом своим, Всенепорочная, и прочая. И ты, великий государь, милосерд буди моим смиренным глаголом; подаждь малую отраду в темницы суща заключенна тяжкими оковы, и едва возмогоша дышуща усты своими, премудраго философа Максима грека , ослабу ему учини, поне малу, ради здравия своего и новорожденнаго сына своего князя Иванна. Но о едином прошу, а не о многих. – И великий князь умилися глаголом его, и даде ему на воли; но глаголаста ко архиепископу: но ослаби его от уз и в темницы седящему ему быти, дóндеже (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Люцифер Каларийский. Люцифер, епископ Каларийский, Панкратий и Иларий, священники Римской церкви, были отправлены епископом Либерием к императору Констанцию послами. Когда Люцифер отказался осуждать веру Никейскую, как об этом пишет Афанасий, он был снова отправлен в Палестину, проявив при этом удивительную твердость и решимость принять мученичество. Он написал книгу против императора Констанция, которому и послал ее для прочтения. Вскоре после этого он вернулся в Каларию при императоре Юлиане. Умер при Валентиниане. Евсевий из Сардинии. Евсевий, уроженец Сардинии, сначала причетник в Риме, а затем епископ в городе Верчелли. За веру в Христа был сослан императором Констанцием в Скифополис и затем в Каппадокию. Вернулся в церковь при императоре Юлиане и обнародовал комментарии Евсевия Кесарийского к псалмам, которые он перевел с греческого на латинский. Умер в годы правления Валентиниана и Валента. Фортунатиан. Епископ Аквилеи Фортунатиан, африканец по рождению, в царствование Констанция составил краткие комментарии к Евангелиям, разбитые на главы и написанные простым стилем. Фор- тунатиан является объектом всеобщей неприязни, потому что, когда Либерии, епископ Римский, был отправлен в ссылку за веру, Фортунатиан настойчиво убеждал его присоединиться к ереси. Акакий. Акакий, слепой на один глаз и прозванный поэтому Одноглазым, епископ церкви в Кесарии Палестинской, написал семнадцать книг об Екклесиасте и шесть на разные темы, кроме того, множество трактатов по различным вопросам. Он был столь влиятелен при императоре Констанции, что сделал епископом Рима Феликса, занявшего место Либерия. Серапион. Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу «О надписаниях псалмов» и «Полезные послания к разным лицам». При императоре Констанции был известен как исповедник. Главы 100—135 Иларий. Иларий, епископ Пуатье в Аквитании, был изгнан во Фригию синодом Безьера. Написал двенадцать книг против ариан, книгу «О Соборе» для галльских епископов, а также комментарии к псалмам: 1-му, 2-му, с 51-го до 62-го и со 118-го до конца книги. В этой работе он подражал Оригену, но добавил и новый материал. Небольшую книгу, адресованную Констанцию, он подарил императору во время его пребывания в Константинополе, еще одну книгу «О Констанции» он написал после смерти последнего. Сохранились его работы: «Против Валента и Урсация», содержащая историю Аримианского и Селевкийского Соборов, «Послание к префекту Салюсту, или Против Диоскура», а также книга гимнов и мистерий, комментарии к Матфею, еще одна небольшая изящная работа «Против Авксентия» и послания разным людям. Говорят, он писал о Песни Песней, но эта работа нам неизвестна. Умер в Пуатье в царствование Валентиниана и Валента.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3157...

Между теми, которые в 431 г. были на стороне св. Кирилла и Ефесского собора, оказались тоже свои крайние. Кирилла стали порицать за то, что он вступил в общение с восточными, которые признают два естества. Даже в том, что он принял в свое послание вероизложение восточных, усматривали осужденную Ефесским собором попытку составить новый символ веры . В своих посланиях (к Акакию мелитинскому , Валериану иконийскому, Суккенсу диокесарийскому и пресвитеру Евлогию) Кирилл разъяснял своим неумеренным приверженцам, что признавать во Христе два естества не значит еще расторгать Его личное единство. Акакий мелитинский довольно прозрачно давал Кириллу понять, что, вступая в общение с несторианствующими восточными, он нарушил постановление Ефесского собора – не дозволять никакого другого вероизложения, кроме никейского символа, – и затем стал в противоречие со своим собственным учением, выраженным в 12 анафематизмах. Кирилл отвечал, что никакого нового символа он и не ввел; но нужно же было восточным очистить себя от подозрения в несторианстве; что от своего учения он не отступил ни на иоту, потому что догматика Иоанна антиохийского, при сходстве в букве, существенно разнится от несториевой по смыслу, что, напр., Несторий учил о двух сынах, а восточные – проповедуют одного, что известные евангельские изречения Несторий приписывал отдельно Богу и отдельно человеку, против чего и направлен один из анафематизмов Кирилла; Кирилл запрещал разделять эти изречения на два лица или ипостаси, отвергать же различия качественных определений Божества и человечества одного и того же Христа Кирилл никогда и не думал, а в изложении веры Иоанна антиохийского только о последнем различии и говорится. Но весьма характерно уже то, что один из знаменитейших сподвижников Кирилла на Ефесском соборе настолько мало понимал истинный смысл его богословской оппозиции Несторию, что мог поставить Кириллу упрек за его отношение к восточным. Акакий был прав в том отношении, что воссоединение с восточными через подписание их вероизложения не было предусмотрено на соборе и доводило до кризиса известное постановление о никейском символе, доказывая непрактичность подобной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Между теми, которые в 431 г. были на стороне св. Кирилла и Ефесского собора, оказались тоже свои крайние. Кирилла стали порицать за то, что он вступил в общение с восточными, которые признают два естества. Даже в том, что он принял в свое послание вероизложение восточных, усматривали осужденную Ефесским собором попытку составить новый символ веры. В своих посланиях (к Акакию мелитинскому, Валериану иконийскому, Суккенсу диокесарийскому и пресвитеру Евлогию) Кирилл разъяснял своим неумеренным приверженцам, что признавать во Христе два естества не значит еще расторгать Его личное единство. Акакий мелитинский довольно прозрачно давал Кириллу понять, что, вступая в общение с несторианствующими восточными, он нарушил постановление Ефесского собора — не дозволять никакого другого вероизложения, кроме никейского символа, — и затем стал в противоречие со своим собственным учением, выраженным в 12 анафематизмах. Кирилл отвечал, что никакого нового символа он и не ввел; но нужно же было восточным очистить себя от подозрения в несторианстве; что от своего учения он не отступил ни на иоту, потому что догматика Иоанна антиохийского, при сходстве в букве, существенно разнится от несториевой по смыслу, что, напр., Несторий учил о двух сынах, а восточные — проповедуют одного, что известные евангельские изречения Несторий приписывал отдельно Богу и отдельно человеку, против чего и направлен один из анафематизмов Кирилла; Кирилл запрещал разделять эти изречения на два лица или ипостаси, отвергать же различия качественных определений Божества и человечества одного и того же Христа Кирилл никогда и не думал, а в изложении веры Иоанна антиохийского только о последнем различии и говорится. Но весьма характерно уже то, что один из знаменитейших сподвижников Кирилла на Ефесском соборе настолько мало истинный смысл его богословской оппозиции Несторию, что мог поставить Кириллу упрек за его отношение к восточным. Акакий был прав в том отношении, что воссоединение с восточными через подписание их вероизложения не было предусмотрено на соборе и доводило до кризиса известное постановление о никейском символе, доказывая непрактичность подобной меры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Подобное богословие вызвало возмущение большинства участников собора, которое поддержало предложение подтвердить Антиохийский символ 341 г. Но затем до участников собора довели категорическое требование импе­ратора подписать согласованную с западными 4-ю Сирмийскую формулу с включением в нее анафемы аномеям. В ответ на этот ультиматум Акакий, днем раньше отстаивавший «неподобие», провозглашает анафему аномеям и предлагает новый вариант символа, по поводу которого «епископ Помпеополиса пафлагонского Софроний громко сказал... “Если ежедневное изложение собственных помыслов будем принимать за изложение веры, то истины точной у нас не останется”» 213 . Но Акакий настаивал на собственном варианте, в основу которого было положено учение о «подобии», и после Севастийского собора он даже стал предво­дителем партии так называмых «омиев», объединившей старых ариан с оказавшимися способными к компромиссам аномеями. Когда омиусиане на продолжившихся заседаниях «спросили акакиан, в каком отношении признали они Сына подобным Отцу», те ответили: «в отношении только к воле, а не к существу» 214 . Началась бурная дискуссия, в ходе которой выявилось, что большинство соборян отвергает не только аномейство, но и формулу о «подо­бии», и комит Леон, явным образом сочувствовавший арианам, покинул собор. Когда «посланные к нему встретили в его доме сообщников Акакия и... стали... звать его в собрание, он отка­зался под тем предлогом, что собор разделился на партии, меж­ду тем как царь приказал ему присутствовать на соборе соглас­ном и полном» 215 . Продолжая заседания без комита Леона и без акакиан, Севастийский собор низложил Акакия Кесарийского, Евдоксия Анти­охийского, Урания Тирского, Феодула Керетанского, Феодосия Филадельфийского, Евагрия Митиленского, Леонтия Триполийского, Патрофила Скифопольского и Георгия, захватившего Алек­сандрийскую кафедру. Вместо Евдоксия на Антиохийскую кафе­дру был избран пресвитер Аниан, но Леон подверг его аресту и ссылке. Севастийский собор направил своих делегатов во главе с Василием Анкирским к императору, вернувшемуся с иранского фронта в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После этого собрался Поместный церковный Собор, на который счел нужным приехать и святой Кирилл Иерусалимский . Незаконный митрополит Акакий потребовал удалить его с Собора, однако большинство епископов не согласились с этим. Честные архиереи не видели за святым Кириллом никакой вины. Ведь он спас множество людей от голодной смерти! Тогда Акакий поехал в Константинополь к своему другу императору Констанцию и рассказал ему о мнимых преступлениях святого Кирилла. Император пришел в бешенство: «Да этот Кирилл – настоящий злодей! Приказываю бросить его в темницу на вечное заточение!» В каземате святитель Кирилл пробыл недолго: император Констанций умер, и гвардейцы возвели на престол нечестивого Юлиана Отступника. В первый год своего царствования он ради приобретения популярности отменил все антицерковные постановления Констанция. Оклеветанные православные епископы вышли из заточения. Святой Кирилл был возвращен на Иерусалимскую кафедру. Однако вскоре Юлиан громогласно отрекся от Христа и принялся восстанавливать язычество по всей империи. Святитель Кирилл вновь был отправлен в изгнание, и место иерусалимского архиепископа занял святой Кириак. Но уже через несколько месяцев святой Кириак был замучен по приказу Юлиана Отступника. А вслед за этим и сам нечестивый император погиб в походе против персов. Святой Кирилл вновь стал архиепископом Иерусалимским, и опять – ненадолго: новый император Валент, будучи последователем Ария, в который раз отправил святителя Кирилла в ссылку за его смелые обличения еретиков. Наконец, святой благоверный император Феодосий Великий окончательно восстановил святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре, которой он мудро управлял вплоть до своей мирной кончины в 386 году. В 381 году архиепископ Кирилл принимал участие во Втором Вселенском Соборе в Константинополе. Собор осудил еретиков и утвердил дополненный Символ веры . Святитель Кирилл также внес вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «Единую Святую Соборную». В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл Таинства Крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься: «Великое дело – предстоящее крещение. Оно – освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении все, что в действительности произошло со Спасителем, происходит и с нами, но безболезненно, без мучений. И мы в крещении делаемся причастниками страданий Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Преподобномученик Илия Ардунис. В молодости отрекался от Христа, потом девять лет был в покаянии на Афонской Горе и, не находя покоя в душе, ушел на родину и исповедал Христа там, где отрекся от Него. Турки бросили его в пламя, но огонь не коснулся Илии. Пострадал он 31 января/13 февраля 1686 года. От мощей его исходило благоухание. Преподобномученик Роман. В Солуни исповедал Христа истинным Богом. Турки подвергли его мучениям, но христиане выкупили Романа, и он жил на Афоне в посте и молитве. Позже прп. Роман ушел в Константинополь и там опять исповедал свою веру. Его били, держали сорок дней в колодце, мучили, потом отсекли голову. Пострадал прп. Роман 16/29 февраля 1694 года. Преподобный Нил Мироточивый своими подвигами превзошел даже древних подвижников. Он воспитывался дядей-монахом, ибо родители его рано умерли. Нил с дядей удалились на Афон и поселились у святых камней, где удобно было безмолвствовать. В диком месте построили храм и келлии, но прп. Нил отыскал еще более дикое и суровое место среди скал, неприступное даже для зверей, и поселился там. Он нес великие подвиги в слезах и посте, и житие его было равноангельское. Преподобный почил в 1694 году и был погребен при своей келлии. Из его мощей в изобилии истекало благовонное миро, даже до моря. Многие исцелялись его молитвами. В 1815 году был построен храм при пещере прп. Нила. Преподобномученик Никодим был родом из Албании. Увлекся чувственной жизнью и изменил вере Христовой, но Бог призвал его, и на Афоне он вспомнил райскую красоту и оплакивал себя за богоотступничество, изнуряя плоть свою. Потом Никодим ушел на родину и перед турками исповедал Христа. Его сбросили с высоты, но св. Никодим опять пришел, и его три дня мучили, а потом обезглавили. Он пострадал 11/24 июля 1722 года. Преподобный Никодим просиял в пределах ватопедских. Память его совершается 11/24 июля. Преподобный Акакий Новый. Был благочестивым юношей и любил молитву и благочестие. Ушел на Афон, где в местности Кавсокалива в безмолвии и молитве предавался подвигу. Прп. Акакий питался хлебом и водой через два, а иногда три дня. После двадцати лет своих трудов он переселился в пещеру прп. Максима Кавсокаливита и усилил подвиги, питаясь только травами. Много претерпел преподобный от демонов. Помогал братии, ибо имел дар прозорливости. Спал он всего полчаса и имя Иисусово носил в сердце своем. Отошел дух его в райские обители 12/25 апреля 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со времени построения Воскресенского монастыря (в 1656 году) до низложения Патриарха Никона (в 1666 году), управляли Воскресенскою обителью три Настоятеля: первым был Игумен Стефан, возведенный при освящении первого храма обители (деревянного) в 1657 году, 18 Октября, в сан Архимандрита; второй Архимандрит Герасим с 1659 по Декабрь 1665 года, скончался и погребен в сей обители. Место его занял Архимандрит Акакий, из Казначеев той же обители, возведен в сан Архимандрита самим Патриархом 25 Декабря, 1665 года, управлял по 1669 год, скончался и погребен в сем монастыре. Чрез год по низложении Патриарха (в 1667 году), когда Царь Алексей Михайлович, в Декабре месяце, по обычаю, приезжал на храмовой праздник Пр. Саввы Звенигородского, тогда Воскресенский Архимандрит Акакий, по чину, как было при Святейшем Патриархе, ездил в Саввин монастырь с образом и хлебом в поднос Великому Государю, при чем докладывал ему, Государю, «о чине и уставе церковном и монастырском и о звоне», что, де, в Воскресенском монастыре чин и устав церковный и монастырской звон отменны, не как в прочих обителях Московских». На это Царь Алексей Михайлович приказал Архимандриту изустно своим Государевым словом: «Как, де, было у вас при Патриархе, чин и устав монастырской и звон, так вы пойте и звоните, ничего не переменяйте!» И в то же время, из того же похода, из Саввина монастыря приезжал в обитель Воскресенскую, для соглядания строения великие каменные церкви и всего монастыря и церковного чина и монастырского, Его Царского Пресветлого Величества Духовник его, Протопоп Государев, Андрей Саввинович, и он приказывал Государским словом Архимандриту с подкреплением великим, чтобы чина и устава церковного и монастырского, как было при Святейшем Патриархе Никоне , пение, чтение и звон, так бы все творили, а ничего не изменяли 14 . Но «соглядание строения великой каменной церкви» на этот раз не имело никаких последствий: строение это остановилось тотчас же по удалении Патриарха в заточение, как по недостатку средств, так и еще более, по недостатку исполнителей 15 , и оставалось в том самом виде, как было при выезде Патриарха из обители, до конца 1678 года, в котором Воскресенский монастырь впервые удостоился Царского посещения после опалы, постигшей его, вкупе с Патриархом, и состоявшей главным образом в забвении его высокого значения, которое лежало в его основании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Спб., 1855. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1916. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Часть II. Сан-Франциско, 1969. Сергей Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. Сергиев Посад, 1908. Сергей Нилус. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Великое в малом. Записки православного. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911. Летопись Оптиной Пустыни. Подготовка текста, комментарии Р.В. Багдасарова. – Православие и русская народная культура. Книга I, M, 1993. Биографические справки о монашествующих Оптиной Пустыни составлены на основании формулярных списков, хранящихся в архиве Оптиной Пустыни (Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки): Формулярные списки монашествующих и послушников Оптиной Пустыни, 1802–1889. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 1. То же, 1890–1906. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 3. Указатель Аввакум – св.ветхозаветный пророк. VII в. до Р.Х.=ок.600 до Р.Х. Память 2 декабря. – 320. Авраам – св. праведный праотец, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник еврейского народа и израильтян. Память 21 августа, 9 октября и в Неделю свв. праотец. – 294. Авраамий – монах Калужской Тихоновой пустыни, духовный сын иеросхимонаха Ефрема, ученик старца Леонида. С 1858 г. жил на Афоне. – 117. Адриан – послушник Белобережской пустыни. – 252, 253, 254. А-ия (Аркадия) – игумения, настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря. Из рода Шаховских. – 195. Акакий – преподобный Синайский. VI в. Упоминается в «Лествице райской» св. Иоанна Лествичника . 9 лет провел в послушании у одного сурового старца, перенося от него жестокости и укоризны. Прославился своим послушанием, явив его после своей смерти, когда на вопрос, умер ли он, произнесенный над его гробницей, ответил: «Не умер, ибо невозможно умереть делателю послушания». Память 7 июля, 29 ноября и в Сырную субботу. – 37. Акакийновый преподобномученик Афонский, † 1 мая 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010