Акакий Новый, Сярский, Афонский, прмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Акакий Новый, Сярский, Афонский, прмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Акакий Новый, Сярский, Афонский, прмч. Акакий Новый, прп. Преподобный Акакий Новый принял пострижение в Свято — Троицкой обители святого Дионисия Олимпийского (память 24 января) в Загорах. Удалившись на Святую Гору Афон, преподобный по совету своего духовника, отца Галактиона, поселился в скиту святого Максима Кавсокаливского (память 13 января), который многократно являлся подвижнику. Подвиги преподобного Акакия были чрезвычайно суровы: вместо хлеба он ел сушеные травы, смешанные с толченым мрамором. На вопрос, сколько должен спать монах, преподобный отвечал, что для истинного монаха достаточно и получаса, и сам, несмотря на старость и болезни, показывал в этом пример. О смирении преподобного говорит следующий случай. Однажды, когда преподобный Акакий пришел в воскресенье в скитскую церковь, проигумен Неогрит передал ему свою трость и сказал: " Возьми, отец, жезл, и будь вождем здешней братии " . Поцеловав руку проигумена, преподобный Акакий принял жезл без всякого прекословия. Но, чтобы смирить свой помысл, он с того времени никогда не только не брал настоятельского жезла в свои руки, но и собственный, обычный в старости посох, совершенно оставил. За высокие подвиги преподобный Акакий удостоился дара непрестанной умной молитвы и Божественных откровений. Он отошел ко Господу 12 апреля 1730 года, достигнув почти столетнего возраста. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Акакий Новый, Сярский, Афонский, прмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1670

Глава VI. Монастырское кладбище XVII столетия В первое пятидесятилетие Воскресенской обители на монастырском кладбище погребались лишь Настоятели, братия и трудники сей обители. Из 11 Настоятелей, управлявших сею обителью до 1700 года, известно определенно (из монаст. Синодика 1691 года), что погребены в оной пять, а именно: Архимандрит Акакий († 1669) и Феодосий († 1680) на прежнем братском кладбище (на восточной стороне Соборной церкви, Варсонофий († 1680), Герман I († 1682) и Герман II († 1699); но известны места погребения лишь трех последних, из которых Герман I и Варсонофий погребены в церкви всех Святых, что под колокольнею, а Герман II († 1699) у восточной стены Голгофской церкви. Остальные 6 Архимандритов столетия: Стефан, Герасим, Исайя, Филофей, Никифор и Никанор, по всем вероятиям, тоже скончались в сем монастыре, а погребены на братском кладбище (на восточной стороне, за алтарем Соборного храма), которое в прошлом столетии занято все могилами мирских особ, и по тому могилы столетия составили нижний слой оного, а братское кладбище перенесено к Рождественскому Собору. В Соборном храме прежде Святейшего Патриарха Никона , возлегшего здесь на вечный покой под Голгофою, 26 Августа, 1681 года, погребены, под крыльцом Голгофской церкви, им самим: 1) Иподьякон Никита, Пострадавший за Патриарха по известному Зюзинскому делу († 1665 г.), и 2) Мастер Петр Иванов сын Заборовский († 1665 г.), много потрудившийся о украшении Соборного храма «в ценинных и иных делах немалое время», за что Патриарх также почтил его память личным участием в его погребении. Сие видно из надписания на каменной плите, вставленной в стену Голгофской церкви, приведенного нами в историческом обозрении. Против Патриаршей гробницы, в притворе церкви Михаила Архангела, погребен воспитанник Святейшего Патриарха и его жизнеописатель, крестовый Дьяк Царевен, Иван Корнилович Шушерин, скончавшийся в 1680 годах (как видно из церковных описей сих годов). Других знатных лиц, на сколько известно, в Воскресенском монастыре, в течении второй половины XVII столетия, погребено не было. Читать далее Источник: Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - IV, 768, II с., 1 л. фронт. портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ [Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция . Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского ), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.). Гимнография Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна. Иконография Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.). Ист.: BHG, N 2005-2006; Ruinart. Acta. P. 199-202; ActaSS. Mart. 1736. T. 3. Col. 903 sq.; Laty š ev. Menol. С. 298-300; SynCP. P. 564-566. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409, 429, 433, 452; Т. 2. С. 92, 93, 283; Т. 3. С. 144-145; Weber J. De actis S. Acacii. Lipsiae, 1913. P. 52-54; AnBoll. 1914. T. 33. P. 346 sq.; EC. T. 1. P. 157; Halkin F. Un ménologe de Patmos (Ms. 254) et ses légendes inédites//AnBoll. 1954. T. 72. P. 27; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 19; DHGE. T. 1. Col. 236-237. Иконогр.: Менолог. С. 194. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/63784.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [серб. Ahmohuje] (Багаш Арсений; 1-я пол. XIV в.- 1405), афонский мон., серб. книжник-переводчик. Происходил из знатной валашской семьи, жившей в обл. Враня в Юго-Вост. Сербии, его отец Балдовин Багаш был вельможей царя Стефана Душана и носил титул кнеза. Еще в молодости А. принял монашество на Афоне. В нач. 80-х гг. XIV в. (между 1382 и 1385) он совместно с др. серб. монахом - братом Вука Бранковича Герасимом возобновил заброшенный мон-рь св. Павла Ксиропотамского (см. Ксиропотам ), бывший до XVIII в. сербским. Вероятно, А. заложил также основу богатого слав. собрания б-ки обители. А. перевел на слав. язык пространное житие Григория , еп. Омиритского, и Прение его с Ерваном, что известно из послесловия писца к рукописи, написанной в 1462 г. в Ксиропотаме (Бухарест. Б-ка АН Румынии. Слав. 137 (Нямец 69). Л. 413). Перевод сохранился в большом количестве списков XIV-XVII вв., как южнослав., так и рус.: старший серб. список - мон-рь Высокие Дечаны, 98, посл. четв. XIV в.; старший рус. список (ГИМ. Син. 419, 1452 г.) переписан в Серпухове или Боровске. Открытым остается вопрос о переводе А. на слав. язык Паренесиса Ефрема Сирина и жития прп. Феодосия Великого, входящих в бухарестскую рукопись. Упоминание писцом перевода «сей книги», выполненного А., помещено в конце кодекса и может относиться как к нему целиком, так и только к житию свт. Григория; текстология Паренесиса и жития прп. Феодосия в данном списке не исследована. Необоснованно А. приписывается иногда перевод сб. «Андрианты» , выполненный в XV в. соименным ему святогорцем: ошибочность отождествления видна из того, что в послесловии к списку 1473 г. (Болгария. Нац. музей «Рыльский мон-рь». 3/6. Л. 337 об.- 338) писец ( Владислав Грамматик ) сообщает о копировании рукописи, полученной от заказчика перевода. Лит.: Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. С. 718-719; Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 149-152; Panaitescu P. P. Manuscrisele slave din Biblioteca Academiei RPR. Bucureti, 1959. Vol. 1. P. 171-172; Сп. Феудална породица Багаш из (из XIV и с почетка XV гласник. 1965. 1. С. 19-23; Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1972. Т. 1. S. 85; Стара српска Основе. Београд, 1995. С. 238-241. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/115932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТА ПЕРСЯНИН [греч. Βατς] († IV в.), прмч. (пам. 1 мая). Происходил из Персии, род. в христ. семье. Достигнув 30-летнего возраста, В. оставил родителей, жену и детей, роздал свое имущество бедным и удалился в мон-рь. Проводя жизнь в аскетических подвигах, он мечтал о мученическом венце. Когда на христиан было воздвигнуто гонение, он не стал скрываться от преследователей, как это сделали др. иноки, подвизавшиеся в обители. В. был схвачен и отдан на суд правителю Нисибина по имени Яздих. Он отказался поклониться солнцу и огню и открыто исповедал Христа истинным Богом. В. подвергли мн. пыткам и усекли мечом. Кончину В. одни исследователи относят ко времени ок. 364 г.- гонениям персид. шаха Шапура II (309-379) или же к правлению Йездигерда I (399-420), др.- к более позднему времени, к преследованиям христиан при Хосрове II Парвизе (590-628). Л. С. Тиймон обратил внимание на то, что обстоятельства кончины В. во многом сходны с житием др. персид. мученика - Клавдиана (пам. греч. 5 апр.). Он предложил отождествить этих святых, считая, что Клавдиан может быть вторым именем В. Однако для этого нет достаточных оснований, поскольку Сирский Мартиролог 412 г. называет местом мученичества Клавдиана Александрию, а Иеронимов Мартиролог - Никомидию. Ист.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 400; Mai. T. 1. P. 46, 739; SynCP. Col. 645-648; PG. 117. Col. 432; ЖСв. Май. С. 68-69. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 12. P. 363; Lantschoot van A. Bata (1)//DHGE. T. 6. Col. 1307-1308; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 737; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 79. О . В . Л . Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/149911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели), Афонский, Недостойный; груз. ], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). З. С. принадлежат циклы песнопений (стихиры, гимнографические каноны с акростихом), посвященные преподобным Илариону Грузину и Евфимию Святогорцу (Афонский сб.: НЦРГ. A 558, А 555). Первый цикл З. С. написал по благословению пресв. Иакова, подвизавшегося в Иверском монастыре на Афоне при настоятеле Георгии Олтисари , для 1-й (Михаила Дагалисонели) редакции Афонского сборника (1072-1074); второй - по поручению «христолюбивых честных отцов» для 2-й (Иоанна Таплаисдзе) редакции сборника (до 1077). М. Долакидзе, проведя сравнительный анализ песнопений З. С. и редакций Житий преподобных, считает, что гимнограф мог использовать как источник афонскую редакцию Жития прп. Илариона и ее метафрастическую редакцию, Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, принадлежащее прп. Георгию Святогорцу , а также, возможно, анонимные духовные песнопения, созданные в кругу афонских гимнографов. Гимны З. С. не получили широкого распространения в Грузии: лишь при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони) (1705-1741) они были внесены в Праздничную Минею. В 1901 г. песнопения опубликовал М. Джанашвили , в 1946 г.- С. Кубанеишвили; академические издания были подготовлены и изданы М. Долакидзе (1971, песнопения прп. Илариону) и И. Лолашвили (1978, песнопения прп. Евфимию). З. С. известен также и как каллиграф. Он переписал 2 перевода прп. Георгия Святогорца: «Студиер» (НЦРГ. А 417) и Минею на окт. (Ath. Iver. 54, 1076 г.). Ист.: Хаханашвили (Хаханов) А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с поминальниками. Тифлис, 1901; Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 260; Песнопения, написанные на имя св. Илариона Грузина: Сб./Сост.: М. Долакидзе. Тбилиси, 1971. Т. 1 (на груз. яз.); Древнегруз. лит-ра/Ред., коммент., словарь И. Лолашвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Груз. лит-ра, XI-XVIII вв. Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 236; Груз. поэзия/Ред., предисл. С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки по истории афонских культурно-просветительских очагов. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); она же. Поминальная книга Афонского груз. мон-ря. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Сулава Н. Зосим Мтацмидели//Мацне (Известия)/АН Грузии. 2001. 1-4. С. 125-133. Л. Джгамаия, Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/200063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ ВАТОПЕДСКИЙ [Паросский; греч. Ιωσαφ Βατοπαιδηνς Πριος] (2-я пол. XVIII в.), мон., переписчик певч. рукописей. Известно неск. кодексов письма И. В.: Анфология 1763 г. (Ath. Vatop. 1437), Стихирарь Германа, митр. Новых Патр, 1771 г. (Thessal. Univ. 1), вероятно, также Анфология кон. XVIII в. (Ivir. 1301). В рукописи Thessal. Univ. 1, имеющей подпись И. В. («Завершено 17 июля 1771 г. в Ватопеде» - Fol. 445v), содержатся разделенные на 3 части и написанные пятнадцатисложником «Стихи (Στχοι πολιτικο) о музыкальном искусстве и о настоящей книге, акростих которых - Иоасафа Ватопедского, паросца и грешника» (Fol. 192v, 278-278v, 445v): «Иессей богоотец имел сына Давида,/Словно лиру Святого Духа и певца./Истинно слово, где говорится, что он/При слабости тела велик был и удивителен,/Кроткий среди царей и ведущий среди псалтов,/Ближайший друг Всевышнего и пророк избранный./Видишь ли, человек, божественную и святую музыку?/Не найдется никакого другого прежде него (Давида.- Ред.) изобретателя./Не приводи мне в качестве примера Иувала, сына Ламеха,/Потому что не он изобрел божественные гимны и песни./Первым божественный Давид воспел Бога,/Ликуя, взывая, в тимпане и лице./После этого Иоанн, светоч Дамаска,/Позволь сказать, что [были еще] и Косма, отец канонов,/Иосиф Песнописец, Иоанн Кукузель,/Чтобы я перечислял всех остальных, думаю, ты не очень хочешь./Все они с мудростью и божественным духом/Музыкальными напевами воспевали Бога всяческих./Если ты опустишь всех позднейших, все же вспомни, что/Прекрасный из Новых Патр Герман, достойный удивления,/Паче всех потрудившись, даровал обильный свет,/Более всех украсив сладкозвучный Стихирарь./Его творением, друг мой, является и настоящая [книга],/А из сладостной мелодии текут мед и млеко./Иоасаф со многими трудами записал это,/Все [...] светильник [...] отеческий./Ткань [...] звуками, как нитями,/И, не говоря прочего, видна при испытании./Этот человек есть в [...]/Пожалуй, по делам для Бога - грешник./По своей родине зовется паросцем,/Живет в большом монастыре, он ватопедец./Воистину не имеет учения, в том числе и музыкального,/Трость взял в руки [...]/Этот Стихирарь, псалты мои прекрасные,/Когда возьмете в руки, пойте долгие часы./Если даже случайно найдете ошибку (ибо и он человек),/Все дайте ему прощение и таким образом хорошо поступите./Затем воздайте благодарение Богу,/Прекрасное пение подобает Богу во веки веков». Лит.: Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Χειργραφα κκλησιαστικς μουσικς, 1453-1820 Συμβολ στν ρευνα το νου λληνισμο. Αθνα, 1980. Σ. 45, 173-174. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/578122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [болг. Йосиф], болг. мон. («святой старец»), переводчик, работавший в 1-й пол. (вероятно, во 2-й четв.) XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне. Основным источником сведений об И. является запись зографского мон.-книгописца Гавриила в Триоди Постной сер. XIV в. (Sinait. slav. 23. Fol. 389), открытая и опубликованная болг. исследователем-гимнологом Г. Поповым. Запись сообщает, что И. перевел («изведе») с греческого на слав. («в наш болгарский») язык Триодь Постную и Цветную по Иерусалимскому уставу; синаксари для них были переведены в К-поле Закхеем Философом. Перевод И. (именуемый в одном из списков «правым святогорским») быстро стал распространяться в болг. и серб. традициях и к концу столетия вытеснил из обращения все предшествующие. На Руси он получил известность на рубеже XIV и XV вв. со «вторым южнославянским влиянием», возможно при посредстве митр. Киевского и всея Руси Киприана (старший датированный русский список - комплект 1403 г. (ГИМ. Усп. 6-перг., 7-перг.) - был написан по его заказу). В кон. XV в. перевод И. был положен в основу первых печатных изданий Триоди (Краков, ок. 1491; Цетине, не ранее 1495) и отразился во всей позднейшей печатной традиции этой богослужебной книги, вплоть до современной. Лит.: Попов Г. Новооткрито сведение за преводачка дейност на бълг. книжовници от Света гора през пръвата половина на XIV в.//Български език. София, 1978. 5. С. 402-410; он же. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 114-119. (КМС; Кн. 2). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/578479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНА, ДАВИД И ИОАНН [Греч. Μηνς, Δαυδ κα Ιωννης] (IV или VII в.), преподобномученики Палестинские (пам. 12 апр.). Краткие сведения о мученической кончине М., Д. и И. содержатся в визант. стишных Синаксарях (напр., в Paris. Coislin. 223, 1301 г. - SynCP. Col. 599-600), где сообщается только то, что они были пронзены стрелами, а в заголовке и в двустишии эти святые названы аввами (т. е. отцами), что свидетельствует об их незаурядном положении и авторитете среди монашествующих. Информация из стишных Синаксарей вошла в греч. печатную Минею (Венеция, 1603) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, где в комментарии высказано мнение, что святой М. жил в IV в. и был младшим современником прп. Макария Великого ( Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 216). Однако А. Мюллер в изданном им «Всеобщем Мартирологии» (1860) предположил, что М., Д. и И. были убиты арабами в Палестине, и датировал время жизни святых VII в., временем араб. завоеваний, когда мученическую смерть претерпели мн. монахи-подвижники на Св. земле. Архиеп. Сергий (Спасский) отметил, что если эта гипотеза верна, то святые были убиты после осады Иерусалима (636-637). В XIV в. при переводе стишных Синаксарей на слав. язык сведения об М., Д. и И. были внесены в стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 33), откуда они впосл. были заимствованы при составлении Великих Миней-Четьих свт. Макарием (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 423). Свт. Димитрий Ростовский в составленных им Четьих-Минеях приводит память и двустишие М., Д. и И. по ВМЧ (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 238-238 об.) и отмечает, что в печатном Прологе Д. неправильно назван Дадой (напр., в Прологе 1662 г., Л. 246). С указанием на кончину от сарацинов в Палестине память внесена в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Апр. С. 185); она присутствует и в совр. календаре РПЦ. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 105; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 335; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2007. Τ. 8. Σ. 115. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Кон. VIII в.), прмч. (пам. 1 окт.). М. был архимандритом и игуменом мон-ря Зова (Ζβη) при имп. Константине VI и его матери имп. Ирине (между 780 и 797). Когда земли, где находилась обитель, завоевал араб. эмир по имени Алим, он попытался принудить братию мон-ря к отречению от Христа и к принятию ислама. М. встал перед захватчиками и обличил их, а иноков убедил мужественно принять смерть. Воодушевленные своим игуменом 36 иноков сами склонили головы под меч. М. поступил так же. Единственный источник сведений о М.- краткое синаксарное сказание, сохранившееся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), где сказано, что мон-рь Зова располагался близ г. Севаступоль. Болландисты полагали, что Севаступоль - это Севастия Армянская, город в М. Армении (ныне Сивас, Турция). Исследователь П. Петерс выдвинул предположение, что название мон-ря Зова может быть искаженным араб. словом Sawba  , что есть не что иное, как Нисибин (город на юго-востоке Турции у границы с Сирией), который по-гречески иногда именовался Сиваполь (Σιβπολις). Ист.: SynCP. Col. 98; ActaSS. Oct. T. 1. P. 307-310; PG. 117. Col. 80-81 [Минологий Василия II]; ЖСв. Окт. С. 36; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 261-262. Лит.: Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 163. Not. 6; Sauget J.-M. Michele, archimanrita, e XXXVI monachi//BiblSS. Vol. 9. Col. 459-460; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 336; PMBZ, N 5052; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 443-444. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563568.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010