В первую ночь после пострижения Акакий удостоился Божественного видения. Так, ему казалось, будто он держал горящий светильник, который разливал свет на далекое пространство; это видение означало его будущую добродетельную жизнь, которая будет светом и примером для ревнителей, ищущих спасительного пути. Прожив некоторое время в монастырских послушаниях и в покорении себя воле настоятеля и братии, он по стремлению своему к более уединенной жизни начал часто уединяться в пустынные леса и горы, где проводил время в посте и молитве, питаясь лишь одной только травой, чрез два, а иногда и через три дня. Подобный образ жизни смущал братию, а некоторые даже думали, что он находится в прелести, почему и посоветовали ему оставить свое удаление от братства, а идти наравне с братией, ибо Бог, по Своей великой милости, и малые подвиги примет за великие; между тем как - говорили они - безвременное уединение и отшельническая жизнь многим послужила глубоким падением и погубила их навсегда. Выслушав совет благоразумных мужей, Акакий хотя и соглашался с их мнением, но любовь к отшельнической жизни влекла его к безмолвию. А потому, не желая более смущать братию, он навсегда удалился из обители и прибыл на Святую Гору. Проведя несколько дней в малой пещере близ скита Св. Анны, он пожелал видеть другие скиты и старцев, проводящих высокую подвижническую жизнь, от которых желал почерпнуть образ духовного любомудрия. И таким образом проходя по всему Афону, посещая скиты и великих старцев, он, подобно пчеле, везде собирал сладкий мед от их медоточных назиданий и образа добродетельной жизни. Вблизи Григориатской обители он обрел в одной келье двух великих старцев, у которых пожелал остаться на время, чтобы научиться деланию ложек, более же, чтобы научиться от них духовному художеству. По истечении года оставив старцев, долго искал преподобный Акакий места по сердцу со всеми условиями безмолвия и пустынной тишины, но поиски эти были неудачны, и он начал уже падать духом и смущаться. Акакий пошел к духовнику Галактиону, жившему в уединении, на Катунаки, которому открыл смущавшие его помыслы и просил его совета, как ему поступить в отношении жизни. Духовник, выслушав Акакия, посоветовал ему поселиться в местности Кавсокалива, что и исполнил преподобный, поселившись там в келье с церковью в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, где начал проводить жизнь в бдении и молитве, изнуряя плоть свою употреблением в пищу хлеба и воды, но и то через два, а иногда и три дня, большей же частью для порабощения плоти духу питался дикими травами и каштанами. И таким образом в постоянной борьбе со страстьми, диавольскими прилогами и мечтаниями он побыл в этой келье двадцать лет, занимаясь для пропитания своего деланием деревянных ложек.

http://isihazm.ru/?id=579

Затем он поселился в пещере, в которой некогда подвизался преподобный Максим Кавсокаливит. Здесь Акакий еще более усугубил труды подвижнической своей жизни: кроме постоянных трудов в бдении и молитве, холоде и наготе, он лишил себя вовсе употребления в пищу хлеба, вместо же оного сушил дикие травы и, превращая толченый мрамор в порошок, смешивал его с травами и употреблял в пищу. Впоследствии, как рассказывал об этом сам преподобный Акакий на пользу других, от употребления такой пищи у него открывалось кровохаркание. Демоны, видя усиленно вооружившегося на них подвижника Христова, и сами стали вести с ним ожесточенную войну, пугая его различными страхованиями, а иногда касались его тела, приводя оное в расслабление и изнеможение, но мужественный воин Христов все нападения вражии отражал молитвой. Наконец Господь Бог, видя подвиги и труды угодника Своего, удостоил его дара умной молитвы и Божественных откровений, сердце его сделалось жилищем Святаго Духа, и радость оного отражалась на его лице, так что вид его был подобен ангельскому и все, видевшие его, услаждались от его медоточивых бесед и ангельского лицезрения. В то время пришел к преподобному и Роман Карпонисиот, который позже пострадал за Христа, и остался при Акакии на долгое время, разделяя с ним труды подвижничества. Но так как Роман вел себя как бы совершенно не причастным настоящей жизни и непрестанно томился желанием мученического венца, то оба они, по общему совету, усугубили свой пост и молитву и стали просить от Господа откровения: угодно ли Его святой воле, дабы Роман предал себя на мученический подвиг. Господь услышал молитву рабов Своих и скоро открыл им, что Богу угодно произволение Романа и что он окончит страдальческий подвиг доблественно в посрамление врагов христианской веры. После этого откровения Роман, приняв пострижение в ангельский образ и простившись с преподобным Акакием, отправился в Константинополь, избрав оный пунктом своего страдания, а Акакий, для большего уединения и подвигов, переселился в пещеру преподобного Афанасия.

http://isihazm.ru/?id=579

Правосл. преемник Тимофея, Патриарх Иоанн I Талайя , был не в ладах с К-польским Патриархом Акакием, и тот способствовал его устранению. Талайе пришлось бежать в Рим, и на Александрийской кафедре вновь оказался Петр Монг (482). Патриарх Акакий вступил с ним в переговоры с целью выработать приемлемое для обеих сторон соглашение, в результате чего появилось подписанное имп. Зиноном и, вероятно, созданное при участии Акакия объединительное послание («Энотикон») к Александрийской Церкви. Этот документ, не столько вероучительный, сколько церковно-политический, ставил своей целью укрепление гос-ва через установление церковного мира путем нек-рых уступок монофизитскому Востоку. Петр Монг признал «Энотикон» и был принят в общение К-польским Патриархом, однако в самой Александрии у него возникли трудности: крайние монофизиты, не вполне доверявшие ему, требовали от него решительного осуждения Халкид. Собора. Принят был «Энотикон» также в Антиохии и Иерусалиме. В то же время Антиохийский патриарх Петр Гнафей (485-489), противопоставляя себя халкидонатам, ввел чтение Символа веры в чин литургии и пение монофизитского добавления к Трисвятому «Распныйся за ны» . Папа Симплиций , к к-рому уехал свергнутый правосл. Александрийский Патриарх Иоанн Талайя, узнав о восстановлении общения Патриарха Акакия с Петром Монгом, потребовал от К-поля разъяснений: Рим отказывался признавать Петра Монга из-за его общения с Петром Гнафеем. Патриарх Акакий не ответил. Новый папа Римский Феликс III отправил посольство в К-поль, но Акакию удалось привлечь послов на свою сторону, и в их присутствии имя Александрийского Патриарха Петра Монга было внесено в диптихи. Папа был разгневан, результатов посольства не признал и объявил К-польского Патриарха Акакия низложенным. В ответ Акакий вычеркнул имя папы Римского Феликса из диптихов (484). После смерти Патриарха Акакия (489) и имп. Зинона (491) новый имп. Анастасий I оказался сторонником status quo в рамках «Энотикона» и попытался провести на Римский престол своего ставленника, но это в полной мере не удалось, и Рим до конца его правления оставался верен своим требованиям открытого признания Халкид.

http://pravenc.ru/text/63764.html

Св. Кирилл потребовал высшего суда: но его силою выгнали из Иерусалима 305 . Епископ Силуан принял Кирилла в Тарсе с любовью и у народа Кирилл пробрел уважение как жизнью, так и проповедью. Акакию больно было и это. Он потребовал от Силуана прекратить связь с Кириллом, потом потребовал самого Кирилла на новый суд епископов. Но в 359 г. Собором Селевкийским осужден был Акакий как арианин, а Кириллу возвращены были права его. Между тем Акакий пред тем (в 358 г.) соединился с Евдоксием Константинопольским, открытым арианином, и в 360 г. св. Кирилл Собором Евдоксия лишен кафедры и сослан в заточение 306 . Юлиан по своим целям в 361 г. возвратил Кирилла (как и прочих бывших в изгнании епископов) пастве и открыл свою войну против Господа: Богоотступник не только позволил иудеям, но отдал приказание своему префекту восстановить Иерусалимский храм 307 . Св. Кирилл указывал слепцам на пророчества Даниила (9:26–27) и Спасителя ( Мф. 24:2 ); а в наставление векам Промысл разрушил замысл гордости сколько торжественно, столько и ужасно: огонь из оснований храма бросал камни и жег делателей суеты. Язычники трепетали и обращались во Христу; иудеи кричали: Сын Марии Бог , и однако-же многие остались с жестокосердием 308 . Император Валент еще раз (в 367 г.) изгонял исповедника из Иерусалима. Возвращенный (в 378 г.) Феодосием Великим св. Кирилл нашел в Церкви Иерусалимской раздоры и беспорядки – обыкновенные плоды преобладания неправославной власти. Он успел смирить духоборцев и даже обратил их к Св. Церкви. Но аполлинаристы коварно возмущали даже некоторых православных против св. Кирилла. Св. Григорий Нисский , посланный Собором усмирить раздор в Аравии и Палестине, с скорбью писал, что не мог вполне исполнить поручение Собора 309 . Но ум и любовь св. Кирилла успели после того примирить с ним многих 310 . На Вселенском Соборе 381 г. св. Кирилл подписал осуждение еретикам, признававшим Тварью месте в Сыном Божиим и Св. Духа. И Собор писал потом на Запад, откуда отчасти подымались неудовольствия против блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Источник Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров. Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Читайте также Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 130 043 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 марта, 2024 20 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 22 марта, 2014 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 21 марта, 2014 22 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям 9 . Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совершена святительская хиротония. Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемы 10 . Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истори 11 . Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544 12 . Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событи 13 . Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом 14 , в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Злоба Евдоксии против св. пастыря доведена была до высшей степени тем, что ей сказали, будто Иоанн в своем слове против суетных женщин имел ее в виду 1086 . И потому, когда тот, кого вызывали как подсудимого, явился (в авг. 403 г.) в столицу судьею, при том с несколькими Египетскими епископами, которых никто не звал. Севериан, Акакий Берийский, Антиох Птолемаидский, которым архиепископ столицы делал иногда замечания по долгу и в виде советов, немедленно вступила с Феофилом в сношение 1087 . Иоанн хотел принять Феофила в своем даме, хотел видеться с ним, хотел по крайней мере испросить прощение, если в чем согрешил: Феофил все отверг, и открыл роскошные пиры для знаменитостей столицы 1088 . За тем открылся Собор при Дубе, едва ли лучший Синедриона Каиафы. Здесь также, как и там, обвиняли то за то, что Иоанн милостив к грешным и язычникам, то за то, что Иоанн слишком строго судит духовенство; также осуждали за несоблюдение некоторых обрядов, и также толковали слова и действия по уставу клеветы 1089 . В судьях видна также исступленная ревность 1090 . Напрасно Собор из 40 епископов представлял Собору Феофила, что Феофил с своими епископами не имеет права судить дел не своей области. Тщетно Златоуст отвечал от себя, что готов явиться на суд, если только удалены будут враги его. Собор Дуба определил низложить Иоанна и, обвиняя его в оскорблении августейшего лица, предоставлял императору предать его казни. Император дал изволение об изгнании 1091 . Народ, узнав решение дела, толпами собрался около храма с тем, чтобы оберегать невинного пастыря своего от насилий. Когда во второй раз было прислано определение императора, св. Иоанн взошел на кафедру с превосходным словом, в котором живо изображал твердость надежд своих на Господа и любовь к своей пастве, убеждая ее пребывать в молитвах 1092 . Потом тайно от народа отдал себя в руки чиновника, которому велено было отвести его в Пренесту, что в Вифинии. Народ, узнав об удалении пастыря, пришел в сильное волнение, город наполнился резкими жалобами на неправду. В следующую ночь было сильное землетрясение и удары его особенно чувствуемы были во дворце. Испуганная императрица просила императора немедленно возвратить Златоуста, и в туже ночь письмом почтительным приглашала св. Иоанна в столицу; послы за послами спешили к Златоусту. Иоанн, остановясь в одном предместии, требовал, чтобы новый Собор рассмотрел дело его; нетерпеливый народ опять стал выражать негодование на судей, и Златоуст вступил в Константинополь, оглашаемый радостными восклицаниями паствы своей. Его неотступно умоляли преподать мир в храме и сказать поучение. Любящий пастырь много отказывался, но не мог не исполнить желаний любящих чад своих; в кратной речи, он благословлял Господа за все пути Его 1093 ; на другой день говорил другую беседу, в которой хвалил народ за постоянство в вере, прочел письмо императрицы; храм наполнился рукоплесканиями, и Златоуст должен был прекратить беседу, не кончив ее 1094 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каменный Отмицкий храм немного не достоял до своего столетия. В 1920-х гг. он был закрыт и некоторое время использовался как клуб, в нем показывали фильмы. В 1939-1940 гг. храм был разрушен, кирпич и щебень были вывезены на баржах на строительство водохранилищ на Волге. Место храма запустело. Несколько лет назад при строительстве новых домов был найден покореженный крест, сброшенный с купола церкви в Отмичах в 1939 г. По решению прихожан тверского прихода блаженной Ксении Петербуржской и местных дачников он был установлен на месте одного из престолов храма в том виде, в каком был найден, без реставрации.  По материалам сайта Прихода Ксении Петербуржской в Твери ;   и  о часовне Покровское подворье расположено в д. Отмичи, недалеко от места, где река Тьма впадает в Волгу. В древности здесь был Покровский Отмицкий, или Вотмицкий, монастырь. В 2015 году исполняется тысячелетие начала христианской истории Тверского края, связанное с д. Отмичи. Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году св. князь Глеб, направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом, незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи. Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать свв. страстотерпцев Бориса и Глеба. В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей тверской земли. Ее настоятелями были свт. Акакий Тверской, в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан Кошка, церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края. Обитель пользовалась особым вниманием тверских князей, которые строили в ней храмы и дарили земельные угодья. Во время литовского нашествия в нач. XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм – Покровский – стал приходским. Первая Литургия в завершённом храме на Отмицком монастырском подворье. 1 августа 2016 г.Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, так что к середине XIX века церковь стояла на самом обрыве. Кладбище полностью затопило. В 1860 году после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по р. Тьме, и в 1854 году уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами.

http://sobory.ru/article/?object=22859

Несмотря на все старания Витовта, Феодосий Полоцкий так и не стал митрополитом. Вероятно, в Константинополе опасались, что его поставление на митрополичий престол вызовет негативную реакцию у Василия Дмитриевича и будет чревато если не новой смутой и разделением Русской Церкви на 2 митрополии, то, по меньшей мере, ухудшением московско-византийских отношений. Все же поддержкой со стороны единоверного православного московского князя (как гарантированной почти при любых политических обстоятельствах) в Константинополе дорожили больше, чем отношениями с литовским правителем-католиком. Поскольку со стороны московского государя никаких кандидатур заявлено не было, Патриарх Константинопольский Матфей решил поставить на Русскую митрополию нейтральную, как ему представлялось, фигуру – грека Фотия, прежде на Руси не бывавшего и никак не связанного ни с Московским, ни с Литовским великими князьями. Уроженец города Монемвасии в Морее (Пелопоннес) Фотий подвизался под началом опытного старца Акакия. В 1397 г. Акакий стал митрополитом Монемвасийским, и Фотий помогал своему учителю в управлении епархией. 2 сентября 1408 г. Фотий был хиротонисан Патриархом Матфеем в митрополита Киевского и всея Руси, несмотря на то, что сам он отнюдь не стремился к этому и даже противился своему Вероятно, памятуя о конфликтных отношениях между новгородцами и митрополитом Киприаном, в Константинополе от имени императора Мануила Палеолога и Патриарха Матфея написали и направили в Великий Новгород специальную грамоту с известием о поставлении Фотия митрополитом. Новгородцев обязали признать нового Предстоятеля Русской Церкви и впредь ему подчиняться. В грамоте также говорилось о том, что Новгород должен признать за Фотием право на митрополичий суд и получение с него Новый митрополит не торопился с прибытием на Русь. Скорее всего, тому было несколько причин. Во-первых, Фотий не имел опыта архиерейского служения и должен был пройти какую-то начальную подготовку при Патриархе. Во-вторых, его поставление явилось неожиданностью не только для него самого, и теперь следовало задним числом уладить этот вопрос с великими князьями Московским и Литовским.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Онуфрию Габровскому († 4 янв. 1818) составлены иером. Онуфрием Ивиритом (изд. в 1862). Сведения о Е. Н. из Д. были почерпнуты из записанного современником страдания преподобномученика из рукописи скита св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря. В наст. время, по сведениям К. Нихоритиса, агиографические и гимнографические сочинения в честь Е. Н. из Д. Игнатия и Акакия содержатся в рукописях Ath. Pant. 292 и 875 и в Cod. 292 из Кавсокаливийского скита (синаксарное Житие, похвальное слово и общая служба). Молебный канон 3 преподобномученикам и Онуфрию Габровскому находится в одной из рукописей скита св. Иоанна Предтечи. Мон. Герасимом Микраяннанитом († 1991) написан молебный канон и акафист 4 преподобномученикам. Честная глава Е. Н. из Д. находится в рус. мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне, ее часть хранится в афонском мон-ре прп. Дионисия ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 178). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 123; Τ. 5. Σ. 16; Афонский патерик. Ч. 1. С. 265-291; Ч. 2. С. 290; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 340-370; Τ. 5. Σ. 27; Ματθαου. ΜΣ. T. 3. Σ. 330-353; Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. София, 2001. С. 258-271, 376-382. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 82, 127; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 69-70; Περαντνης Ι. Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1046; Περαντνης Ι. Λεξικν τν νεομαρτρων. Αθναι, 19902. Τ. 2. Σ. 181-184; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 146; Нихоритис К. Света Гора - Атон и българското новомъченичество. 2001. С. 58, 115-123, 157, 187. Э. П. А. Иконография В греч. иконописи Нового времени Е. Н. из Д. обычно изображают юным безбородым монахом в рясе, с пальмовой ветвью в правой руке и крестом в левой. Один из первых его образов представлен на житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818, мастер Досифей из Печской Патриархии, Сербия) из скита св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря на Афоне. На 5 клеймах справа изображены сцены из мученичества: видение креста и Богоматери; преподобномученик пишет письма братии, исповедует Христа перед тур.

http://pravenc.ru/text/187793.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010