Ο Ιωσφ (Шестое моление божественному таиннику несу. Иосиф), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ες τ το Πνεματος βθη (      ); 6 циклов стихир-подобнов (5 совпадают); неск. самогласнов; 4 седальна; светилен (в слав. Минее их 2). Последование И. Б. 8 мая включает следующие элементы: тропарь и кондак те же, что и 26 сент., канон авторства Феофана или Иоанна Монаха (в греч. Минее именно так, в славянской автор не указан; в Евергетидском Типиконе автором этого канона назван Иоанн Монах) без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ως καθαρς γαπημνος (        ); циклы стихир-подобнов, стихиры-самогласны; неск. седальнов; светилен (разные в слав. и греч. Минее). По рукописям известны песнопения И. Б., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Τν θεολγον μαθητν (Богословствующего ученика) (AHG. T. 1. P. 324-331); анонимный канон с акростихом Εαγγελιστ θεολγε, τν δν δχου (Евангелисте богослове, песнь прими) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Εχας κα πρεσβεαις σου (Молитвами и мольбами твоими) (Ibid. P. 332-339); канон с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Βροντς υς ηγασεν φωτς λγους (Громов сын воссиял света слова), 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (    ), нач.: Βροντσας τν ρρητον (Возгремев несказанное) (Ταμεον. Σ. 50); канон без акростиха плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λγος πρ ανων (Слово, прежде веков) (Ibid. P. 50-51); канон авторства Лазаря с акростихом Δχου τν μνον, παμμκαρ Ιωννη. Λαζρου (Прими песнь, всеблаженный Иоанн. Лазаря) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Δδου μοι, σωτρ μου (Дай мне, Спаситель мой) (Ibid. P. 51); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Ο ες τ δια λθν ς νθρωπος (В собственные вшедший как человек) (Ibid.); анонимный канон плагального 4-го (т.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

По рукописям известны каноны на память В. 4-го гласа, с акростихом «Πληθν γεραρω καλλινκων μαρτρων. Ιωσφ» (Множество чествую добропобедных мучеников. Иосиф); ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (      ), нач.: «Πληθς πολυριθμος σεπτν μαρτρων» (Множество многочисленное честных мучеников); 4-го гласа, творение Петра, с акростихом «Ως μνς μν τν καλν μου ποιμνα. Ο Πτρος» (              ), ирмос: «Τ δηγσαντι πλαι» (    ), нач.: «Ως παρεστς τ Τριδι λολαμπς, πντιμε» (Как предстоящий Троице всесветлой, всечестне) (Ταμεον. Σ. 33-34). Служба на литургии включает в себя прокимен 4-го гласа (Пс 15. 3, 8), апостольское чтение Евр 11. 33-12. 2 (чтение Недели всех святых), аллилуиарий 4-го гласа со стихом Пс 33. 18, 20, Евангелие общее священномученику (Лк 12. 32-40) и причастен Пс 32. 1. Евергетидский Типикон приводит чтения Евр 2. 11-18 и Лк 10. 19-21. А. А. Лукашевич Иконография В. изображается, как правило, в святительском облачении (фелонь, омофор), единолично в рост (с Евангелием руках) или в мучении (посекаемый мечом), что является более распространенным вариантом; в сцене мучения рядом с В. представлены пострадавшие с ним отроки Урван, Прилидиан, Епполоний (усечены мечом), облаченные в хитоны, в руках мученические кресты. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике В. сказано: «Старец с широкою бородою» (Ч. 3. § 8. 40), а в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 4 сент. помимо указания, что В. и с ним 3 младенца были усечены мечом, дано подробное описание их мученичества: «Св. Вавила, в архиерейском облачении, старец с широкою бородою, лежит обезглавленный; подле него три младенца на коленах преклоняют головы свои под меч палача». В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) святого указано изображать седым, «аки Григорий Богослов, в саку (саккосе), риза крещата багор, и три младенцы с ним стоят в белых портех, в руках кресты». Описание в Филимоновском сводном иконописном подлиннике XVIII в. более пространно, оно дополнено характеристикой возраста братьев-отроков, «первый отрок Урван, 12 лет, другий Прилидиан 9 лет; третий Еполоний 7 лет», и указанием изображать с ними «матерь их святую Христодулу».

http://pravenc.ru/text/153791.html

13. 2). Для сщмч. Киприана Карфагенского В. о.- праведники, исповедующие Бога даже среди пламени и огня, а их молитва - пример единодушного обращения к Богу ( Cypr. Carth. De orat. dom. 8//PL. 4. Col. 524). Они «и среди блистательных доказательств своих доблестей не переставали сохранять смирение и удовлетворять Господу» ( Cypr. Carth. De lapsis. 31//PL. 4. Col. 490). Рассказ о В. о. также цитируют Евсевий Кесарийский (Fragm. ad Dan.), свт. Афанасий Великий (Ep. pasch. X 3; Apol. contr. ar. II 71), свт. Кирилл Иерусалимский (Catech. II 18; IX 3), свт. Амвросий Медиоланский (In Luc. VII), Сульпиций Север (Chron. 2. 5. 3), свт. Иоанн Златоуст (De incompreh. V 7; In Is. VI; Ad popul. Antioch. Hom. IV, De Incarn. VI), Руфин Аквилейский (Apol. in Hieron. lib. II), блж. Феодорит Кирский (In Dan.; Ep. 146), свт. Епифаний Кипрский (Ancor. 24. 1; 25. 3-6; 117. 7) и др. Память В. о. В древней Церкви В. о. почитались как мученики. Известны проповеди IV-V вв. на память В. о. Псевдо-Златоуста (PG. 56. Col. 593-600), свт. Кирилла Александрийского (PG. 77. Col. 1117), Феофила Александрийского (ркп. Vat. Copt. 62, 7; изд.: Homélies coptes de la Vaticane/Ed. H. de Vis. Copenhagen, 1922. Vol. 2. P. 121-157). В визант. традиции по крайней мере уже с V-VI вв. празднование в честь прор. Даниила и В. о. было связано с предрождественским циклом, поскольку чудесное спасение отроков понималось как прообраз Воплощения Сына Божия от Приснодевы Марии. Первоначально воспоминание В. о. совершалось в воскресенье (или за два воскресенья) перед Рождеством Христовым. Только в послеиконоборческую эпоху память В. о. была закреплена за 17 дек. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 386; но встречаются и др. даты - напр., 19 дек. (ркп. Sinait. gr. 591 - Ταμεον. Σ. 129)). В др. литургических традициях (лат., копт., груз.) памяти прор. Даниила и В. о. приходятся на 24 апр., 4 мая, 25 авг., 28 нояб., 11 дек., 16 дек., иногда разделены и не связаны с Рождеством Христовым ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т.

http://pravenc.ru/text/153809.html

Σ. 323), первомч. архидиак. Стефану (27 дек.- см.: Ibid. Σ. 438-439; Там же. С. 418-419), 14 тыс. мученикам-младенцам, избиенным от Ирода (29 дек.- см.: Ibid. Σ. 459; Там же. С. 446), прп. Ефрему Сирину (28 янв.- см.: Μηναον. Ιανουριος. Σ. 420; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 413), на Сретение Господне (1 февр.- см.: Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 9; Минея (МП). Февр. Ч. 1. С. 4), 40 мученикам Севастийским (9 марта - см.: Μηναον. Μρτιος. Σ. 78), вмч. Прокопию (8 июля - см.: Μηναον. Ιολιος. Σ. 78; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 463), мц. Христине (24 июля - Ibid. Σ. 215). В рукописях сохранились составленные К. каноны: на Пасху, на Фомину неделю, на Лазареву субботу, на Благовещение и Успение Пресв. Богородицы, на Крестовоздвижение, св. апостолам, ап. Иоанну Богослову, прмц. Фекле, вмч. Димитрию Солунскому, свт. Николаю Чудотворцу, на Рождество и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, св. Бесплотным силам, вмч. Феодору, на Воскресение и всем святым (см.: Ερμολγιον/Εκδ. μητρ. Σωφρνιος (Εστρατιδης). Chennevières-sur-Marne, 1932 . Σ. 24-26, 40-41, 47-50, 62-63, 111-115, 127-129, 151-152, 156-157, 185-187, 210-215, 251-252), мученикам Акепсиму, Иосифу и Аифалу (Ταμεον. Σ. 76), прп. Алипию Столпнику (Ibid. Σ. 106). Основная особенность канонов К.- уникальность ирмосов. Сохранились каноны К. как со 2-й песнью, так и без нее; известны каноны К. на все 8 гласов, кроме 3-го; гимнограф не пренебрегал акростихами, причем в богородичнах мог помещать свое имя - Κυπριανς (Киприан) или Κυπριανο (Киприаново). Лит.: Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 248-249; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 23; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κυπριανς Μοναχς//Να Σιν. Ιερουσαλμ, 1935. Τ. 30. Σ. 689-697; 1936. Τ. 31. Σ. 3-10; Schir ó G. Lineamenti storici sulla genesi e lo sviluppo del syntomon//BollGrot. 1949. Vol. 3. P. 133-152, 195-217; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 119-122; Sz ö verffy. Hymnography. 1979. Vol. 2. P. 18 [Библиогр.]; Arata M. C. Some Notes on the Cyprian the Hymnographer//Studies in Eastern Chant/Ed. D. Conomos. N. Y., 1990. Vol. 5. P. 123-136. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1684744.html

Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 3-го гласа Ως φωστρα δυτον (      ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τ φαιδρν μν, παμμκαρ, σν θαυμτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Τν φωσφρον κα φωτοειδ (      ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом Ιλαρωνος τ σεπτν κδος τν μοναζντων στψωμεν πληθς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λμψον μοι ορανθεν, Χριστ, τ θεν σου φς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεον. Σ. 62-63); кондак Ιερς π βρφους (Священно с младенчества...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255). Е. Е. Макаров Иконография И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».

http://pravenc.ru/text/389213.html

Последование А., помещенное в печатных греч. Минеях, отличается от последования слав. Миней. Все гимнографические тексты обоих последований известны уже по рукописным Минеям как студийской (напр., ГИМ. Син. 160. Л. 151-157об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.). Общий для обоих последований канон 2-го гласа с акростихом «Τν σν νμοις μοι πλουσαν χριν μκαρ» (Богатую твою благодать подай мне, блаженне) атрибутируется песнописцу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Известны 3 корпуса стихир на Господи воззвах 4-го гласа. Самый распространенный, вписанный в большинство рукописей (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 83об.- 85об., XII в.), вошел в рус. печатные Минеи, 2-й зафиксирован в греч. печатных Минеях (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 197), 3-й встречается лишь в нек-рых студийских рукописных кодексах (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 89об.- 91, XII в.). Кондак с икосом 2-го гласа А. совр. Миней появляется в книгах, расположенных по Студийскому уставу (напр., РНБ. Греч. 551. Л. 96, XII в.). По греч. рукописям визант. периода известны еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- 2 анонимных 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, а также канон Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа; имя гимнографа вписано в тропари 9-й песни (Ταμεον. Ν 115-117. Σ. 61). Нек-рые тропари последнего канона совпадают с тропарями канона вмч. Георгия Победоносца (AHG. T. 8. P. 430). А. Ю. Никифорова Вмч. Артемий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Иконография. Традиционно изображается воином в доспехах и гиматии, с длинными волосами и раздвоенной бородой средней длины. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § X. 7; § XXII. 20), сказано, что А. «видом подобен Христу», «молодой, с бородою едва показавшейся, был усечен мечом»; в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в.: «сед, власы велики, с ушей, брада менши Богослова, на конец проста, вооружен, приволока киноварь, обвязан на правое плече на левую руку, испод лазорь, нагавицы багор, на левой руке щит, из-за щита виден меч в ножнах, в правой руке свиток простерт, а в нем написано: «Боже от Бога, Едине от Единаго, Царь от Царя венчав, иже Тебе ради благочестне страждущи»» (С. 40).

http://pravenc.ru/text/76372.html

Достоверными свидетельствами празднования О. Г. на Востоке, вероятно, являются, во-первых, груз. версия иерусалимского Лекционария V-VIII вв., где 1 янв. отмечено начало года, О. Г. и память свт. Василия Великого (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 17); во-вторых, гомилия и канон прп. Андрея , архиеп. Критского († 740), приуроченные к 1 янв. (Homilia in circumcisionem et in s. Basilium//PG. Vol. 97. Col. 913-932; общий канон О. Г. и свт. Василию известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 141). На Западе 1-е достоверное сообщение о празднике О. Г. восходит ко 2-му Турскому Собору 567 г. В 17(18)-м каноне этого Собора предписывается во время январских календ совершать литании с псалмопением и служить мессу в честь О. Г. (circumcissionis missa Deo propitio celebretur - см.: Concilia Galliae A. 511 - A. 695//CCSL. T. 148A. P. 182). Помимо этого в первые 3 дня январских календ назначается пост, хотя период от Рождества до Богоявления считается праздничным: очевидно, что это указание носило дисциплинарный характер и имело целью предостеречь христиан от участия в торжествах по случаю празднования языческого Нового года. Праздник О. Г., возможно, был установлен с той же целью: чтобы противопоставить языческим торжествам торжество христианское. Весьма вероятно, что праздник О. Г. зародился именно в Галлии, поскольку в Готском Миссале кон. VII - нач. VIII в. на 8-й день по Рождестве Христовом помещена месса в честь О. Г. (см.: Missale Gothicum//CCSL. 159D. P. 370-375), а в рим. источниках того же периода говорится лишь об октаве (8-й день) Рождества Христова (Octava Domini) и о празднике против идолов (Prohibendum ab idolis) (напр., см. в Геласия Сакраментарии - The Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 9-10). Впосл. праздник распространился в Италии, Испании и среди кельтов. В рим. календаре О. Г. закрепилось лишь в нач. IX в. (подробнее об истории О. Г. на Западе см.: Cabrol F. Circoncision (Fete de la)//DACL. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1717-1728). В православном богослужении

http://pravenc.ru/text/2578083.html

П., память к-рого совершается в дни Рождественского поста, помещено неск. стихир предпразднства Рождества Христова, не указываемых в памятниках студийской традиции. Иерусалимские Минеи содержат также 2-й канон А. П. и канон Божией Матери 1-го гласа, анонимные, без акростиха. В Типиконе Великой ц., студийских и иерусалимских Типиконах, следующих к-польской системе литургийных чтений, на литургии, как и в наст. время, указаны прокимен , апостольское чтение, аллилуиарий и причастен общие апостолу, евангельское чтение - особое, о призвании А. П. Господом (Ин 1. 35-51); Типикон Великой ц. указывает чтение из Мф 4. 18-23. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в. Согласно Иерусалимскому Канонарю VII в. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 54, 111, 121, 124, 136) память А. П. совершалась 5 раз в год: 2 окт. (вместе с апостолами Петром, Павлом, Филиппом, Фомой), 5 марта, 29 апр. и 22 июля (положение мощей), а также 18 авг. (вместе с пресв. Савином). Под 29 апр. указываются чтения А. П.: 1 Кор 12. 7-11 (?) и Ин 1. 29-42. Из рукописей христ. Востока XI-XIV вв. известны 4 канона, не вошедших в печатную Минею, гимнографов Германа, Георгия, Андрея и анонимный (Ταμεον. Ν 297-300. Σ. 110-111). В серб. служебной Минее (Афон, Зографский мон-рь, 53 (88), 1-я пол. XIII в.) помещен канон А. П. 4-го гласа, написанный св. Наумом Охридским († 910), с акростихом: «            » ( Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. 12. С. 3-19). Тропарь А. П. 3-го гласа, обозначенный в Типиконе Великой ц. «Τς νοητς θαλσσης τος νθρωποβρους χθας σαγνευσας» ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 116) и переведенный на слав. язык в составе Пролога 1-й редакции - «              » (РНБ. Соф. 1324. Л. 74об.- 75, кон. XII - нач. XIII в.),- не вошел в печатные богослужебные книги. В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист А. П. ( Пономарев С. И. Акафисты: (Библиогр. заметки). СПб., 1890. С. 11; Акафистник. М., 1994. Т. 1. С. 117-125). В гимнографических текстах (Минея (СТ). Ноябрь. Л. 282-294 об.) А. П. называется сродником ап. Петра, учеником св. Иоанна Предтечи, впосл. сделавшимся учеником Господа Иисуса Христа. Обыгрывается значение имени Андрей (греч.- мужественный): «        » (кондак). Описывается призвание А. П. Петра: «                          » (тропарь 4-й песни 2-го канона), апостольская проповедь А. П., особенно среди язычников. Описывается смерть А. П. на кресте: «              » (тропарь 8-й песни 2-го канона А. П.), отмечаемая и в эпиграмме на апостолов Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.). Упоминаются исцеления по молитве А. П. и чудеса от его честных мощей. А. П. назван небесным покровителем г. Патры: «                » (4-я стихира на Хвалитех).

http://pravenc.ru/text/115300.html

В 1997 г. греч. исследователь И. Бакос опубликовал сохранившийся в единственной рукописи (Sinait. gr. 607. Fol. 115r - 118v) канон прп. Евстратию, еп. Салегийскому, в акростихе к-рого читается имя автора - Мефодий, а также анонимные стихиры этому святому (Ibid. Fol. 114v - 115r; Μπ κος Ηλ. Μεθοδου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως κανν κα στιχηρ στν σιον Εστρτιον τν Θαυμαστουργν//Επιστημονικ Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το πανεπιστημου Αθηνν, 1997. Ν 32. Σ. 587-618, текст: 596-614). По мнению издателя, Евстратий Салегийский, несмотря на значительные расхождения сведений, сохранившихся в каноне, с житийной традицией (напр., день памяти (в каноне - 29 марта)), может быть отождествлен с Е. Т. Автором канона и стихир, считает издатель, является патриарх Мефодий. И канон, и стихиры написаны высоким стилем, однако с содержательной стороны они малоинформативны; отсутствие подробностей из жизни святого не позволяет утверждать, что в этих памятниках идет речь именно о Е. Т. Авторство патриарха Мефодия также весьма сомнительно: канон мог быть составлен только после кончины Е. Т., т. е. не раньше посл. четв. IX в., в то время как Мефодий скончался 14 июня 847 г. (подробнее см.: Παναγιωτπουλος Ιω. Ο Οκουμενικς Πατριρχης Μεθδιος Α Ομολογητς (843-847) κα τ ργο το. Αθναι, 2003. Σ. 489-496). Ист.: Mansi. T. 13. Col. 152E; Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho//ActaSS. Nov. T. 2. Col. 384-435; Vita S. Ioannicii auctore Sabba Monacho//Ibid. Col. 332-383; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 52-54; Vita Eustratii/Ed. А. Papadopoulos-Kerameus//Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Brux., 1963. T. 4. P. 367-400 [текст Жития]; T. 5. P. 408-410 [эмендации и коммент.]; The Life of Michael the Synkellos/Text, transl., comment. M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102; Efthymiadis St. Hagiographica varia (9th to 10th c.)//JÖB. 1998. Bd. 48. S. 41-48. S. 43 [эмендации к BHG, N 645]; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 288-289. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 17-18; Dobsch ü tz E., von. Methodios und die Studiten//BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Εστρτιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1098-1099; Burchi P. Eustrazio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. P. 313; Mango C. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians//Okeanos: Essays presented to I. Ševchenko on his 60th Birthday/Ed. C. Mango and O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS); Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 153; Auz é py M.-F. L " Hagiographie et L " Iconoclasme Byzantin: Le cas de la Vie d " Étienne le Jeune. Aldershot, 1999. P. 191, 194-195; Каждан А. П. История визант. литературы (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 431; PMBZ, N 1824; Ταμεον. P. 182, N 548.

http://pravenc.ru/text/187526.html

1968). Произведения Н. С.- одного из самых плодовитых мелургов своего времени, охватывают почти полный цикл матим и опубликованы в 8 книгах, к-рые с т. зр. жанров и содержания песнопений разделяются на 3 группы: 1) Аколуфии (последования) всенощного бдения (Νον ταμεον μουσικς Ανθολογας. 1862, 1864, 1867); 2) Доксастарий (2 тома славников на праздники годового круга (1873, 1879) и 1 том Триоди и Пентикостария (1857)); 3) Анастасиматарий (пространный и краткий, издан в 2 томах после смерти Н. С. его внуком, Николаосом Вландиадисом (1899)). Н. С. принадлежат 2 «экзегезиса» (осмогласник Петра Берекета «Богородице Дево, радуйся» - «экзегезис» согласно традиции протопсалта Мануила, записанный с голоса Петра Святогробца, и цикл херувимских на все гласы протопсалта Константина), а также изоритмические краткие редакции песнопений («Свыше пророцы» прп. Иоанна Кукузеля и «Препояши меч твой» протопсалта Григория, оба - на глас βαρς). В певч. кругах обсуждался вопрос об утверждении муз. произведений Н. С. К-польской Патриархией. Историки отмечали, что «музыкальные произведения Николая не получили одобрения Великой Церкви, поскольку представляли собой отклонения от древних церковных мелодий» ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 356); эта т. зр. до недавнего времени была преобладающей, не будучи, однако, подкреплена вескими доказательствами. В более поздних исследованиях этот факт объясняется интересами издателей или личными пристрастиями и соперничеством: «Николай, понимая, что Церковь через тексты и мелодии песнопений учит верующих и побуждает их к духовному росту, писал музыку для песнопений в соответствии с их высоким смыслом и первый из мелургов прошлого, применяя определенные новаторские приемы, смог искусно подчинить напев содержанию церковных текстов и передать их высокий смысл с помощью музыки. Музыканты того времени, особенно в Константинополе, возможно, из зависти к музыкальным произведениям... смирнского протопсалта, посчитав его творчество новшеством, поспешили охарактеризовать его произведения как отклоняющиеся от серьезного древнего музыкального искусства, неритмичные и т.

http://pravenc.ru/text/2700323.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010