( Arranz. Typicon. P. 76); древние списки Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. C. 36), первый печатный рус. Типикон 1610 г., употребляемый ныне в РПЦ Типикон (Т. 1. С. 338-339) указывают совершение в день памяти А. У. будничной службы без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ) в соединении с предпразднством Рождества Христова. Последование А. У. с момента своего появления в богослужебных книгах претерпело нек-рые изменения. Тропарь 4-го гласа «    », указанный в Минеях, принятых ныне в РПЦ, содержится уже в Типиконе Великой ц. В Минеях, изданных Синодальной типографией (1895), а также в принятом ныне в РПЦ Типиконе указывается общий тропарь 4-го гласа мученице «      ». Канон А. У. прп. Иосифа Песнописца 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих «Υμν σε μρτυς Αναστασα πθ. Ο Ιωσφ» - Пою тебя, мученица Анастасия, любовью. Иосиф) содержится уже в студийских Минеях (напр., ГИМ. Син. 162. Л. 187, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 39.). В печатных греч. Минеях кроме упомянутого канона Иосифа приводится и др. канон А. У. (акростих «Τος εκλεες σου, μρτυς, ανσω πνους γ Ιωσφ» - Я, Иосиф, восхвалю твои, мученица, славные подвиги), корпус седальнов и стихир отличается от содержащихся в слав. печатных Минеях. В рукописях (Ταμεον. Ν 368. Σ. 130-131) сохранилось последование А. У. с каноном Иосифа Песнописца 1-го гласа (акростих «Τος παμφαες σου, μρτυς, ανσω πνους, γ νν Ιωσφ» - Всесияющие твои, мученице, восхвалю страдания ныне я, Иосиф), отличное от помещенных в печатных богослужебных книгах. Ист.: BHG, N 81-83b; BHL, N 401; SynCP. Col. 333, 133, 171; MartHieron. P. 97; ActaSS. Oct. T. 12. P. 513-529; PG. 86. Col. 216 [свидетельство Феодора Анагноста]; Ibid. 116. Col. 573-609 [житие Симеона Метафраста]; Suda. s. v. Χρυσγονος [переписка Анастасии и Хрисогона]; Глинка, Евдокия. Житие св. великомученицы Анастасии, проименованной Узорешительницею. М., 1863; ЖСв. Дек. С. 595-614; Архангельское Евангелие 1092 г.

http://pravenc.ru/text/114938.html

Последование Г. по совр. печатным Минеям включает общий тропарь святителям, кондак (греч. Минея указывает кондак 3-го гласа Ωσπερ μγας λιος (      ), слав. Минея - кондак 4-го гласа       (в Минее (МП) приводится и др. кондак, 8-го гласа:      )); канон Иосифа (указан уже в Евергетидском Типиконе), 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν θαυματουργν Γρηγριον θαυμσω (      ), ирмос: Τ συντρψαντι πολμους ν βραχονι ατο (        ), нач. 1-го тропаря: Τας το Πνεματος κτσι (      ); цикл из 3 стихир-подобнов, седален и светилен. По рукописям известен также канон Г., составленный Георгием, 4-го гласа, имеющий 2-ю песнь, с акростихом Τν θαυμτων, πτερ, σ θησαυρν σβω (Тебя, отче, сокровище чудес, почитаю) и именем автора в богородичнах, ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач. 1-го тропаря: Τ αγλη τν ντολν σου, Κριε (Сиянием заповедей Твоих, Господи) (Ταμεον. Σ. 102). диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Свт. Григорий, еп. Акрагантский. Роспись ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике Г. сказано: «Старец с короткою бородою» (Ч. 3. § 8. 20). Более подробное описание с нек-рыми отличиями дают рус. иконописные подлинники XVIII в.: «Власы с ушей мало прошли, брада подоле Богословли, риза кресты лазоревы, испод набело вохра, Евангелие держит обема рукама и амфор» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 51), имел «браду Афанасиеву» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусова говорится, что «старец римского типа, очень кроток, умен, лицом красив, но очень худощав от поста, сед, волосы немного ниже ушей, борода большая, продолговатая; в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83). Начиная с X в. образ святого встречается в храмовой декорации в пространстве вимы мн. церквей: в Новой Токалы-килисе в Каппадокии (кон. X в.); Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) - рядом с Г., в алтарной нише, под образом Богоматери «Оранты», представлены изображения еще 3 святителей Григориев - Богослова, Чудотворца, Нисского; Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Дафни (ок. 1100) - в диаконнике вместе со святителями Григорием Чудотворцем и Николаем Мирликийским; прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296); св. Иоанна на Патмосе (XIII в.) и св. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319) - вместе с Григорием Великим; вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в медальоне на юго-вост. пилоне в виме, рядом с 3 др. святителями Григориями - Чудотворцем, Нисским и неизвестным (атрибуция И. Я. Качаловой).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Последование Д. С. 26 июня, помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа Εν σο πτερ κριβς (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский»       с икосом; канон 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, творение Иосифа, акростих: Υμν μκαρ σου τν βον θεοις λγοις. Ιωσφ (            .  ), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Υμνοις τν φωτοφρον, κα θεαν μνμην σου (            ); стихиры; седален и светилен. В рукописях встречается иной канон Д. С., 4-го гласа, акростих: Δαυδ γεραρω τν βον τν φωσφρον. Ιωσφ (Давида почитаю светоносную жизнь. Иосифовы), ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Δυνμει το Πνεματος τ σθενς μου ωννμενος (Силой Духа безвольное мое укрепляя) (Ταμεον. Σ. 227). А . А . Лукашевич Иконография Д. С., как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: «Старец с длинными волосами и с бородою до ступней». Одно из ранних сохранившихся изображений Д. С.- найденный в Фессалонике в 1944 г. рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике). Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура Д. с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи сев.-зап. части парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321): полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., мон-рь Ватопед), в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Е. Е. Макаров Гимнография В различных редакциях Студийского устава память И. П. не отмечается, впрочем Студийско-Алексиевский Типикон особого состава (ГИМ. Син. 333) содержит память И. П. под 4 апр. В слав. месяцесловах студийской эпохи память И. П. может отмечаться 2 или 4 апр. ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 306, 309). В древних редакциях Иерусалимского устава память И. П. отмечается 4 апр.; богослужебные указания в этот день, как правило, отсутствуют. В ряде списков греч. Минеи XIV в. 4 апр. соединяются последования прп. Георгия Малеина и И. П.; в честь И. П. поются канон, 3 стихиры на «Господи, воззвах», седален. Однако начиная с печатных изданий греч. Минеи XVI в. (напр., Венеция, 1569) 4 апр. служба И. П. в них не назначается. В слав. Минеях, рукописных и печатных, 4 апр. отмечены последования И. П. и прп. Георгия Малеина, с XV-XVI вв. фиксируется кондак И. П. 4-го гласа (напр., см.: РГБ. Троиц. 547, 1509 г. Л. 25). Последование И. П., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на Крест»       (см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 251); канон (греч. оригинал канона сохр. в рукописях; см.: AHG. T. 8. P. 87-96) 2-го гласа с ирмосом: Δετε λαο, σωμεν σμα Χριστ τ Θε (            ), нач.: Αισματικς τν μνογρφον τιμσωμεν (      ); цикл стихир-подобнов, седален. В рукописях сохранились и др. песнопения в честь И. П.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Ως ν περ πεζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τος ορανους θαλμους (Небесные чертоги) (Ταμεον. Σ. 185-186); 2 канона авторства Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского, и ряд др. песнопений ( Τωμαδκης Ε. Ι. Ιωσφ Υμνογρφος. Αθναι, 1971. Σ. 100-102, 243-272); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь» «Песнослове, и святых всех мудро благовещателными похвалении...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (отд. паг.)); кондак 4-го гласа Ωφθης προς, συχος κα ταπεινφρων (Явился тихий, кроткий и смиренный...) с икосом (AHG. T. 8. P. 92-93); седален (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/673697.html

Под 27 янв. в рукописях встречаются: канон 4-го гласа, творение Андрея, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Εδειξας Θες μετανοας δηϒν (Показал, Боже, покаяния наставника), со 2-й песнью; канон 4-го гласа с именем автора («смиренного Георгия») в троичнах и богородичнах, ирмос: Χρος ες παξ εδεν (Место сразу явилось; в слав. печатном Ирмологии этих ирмосов нет; см. также: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολϒιον. Σ. 110, ирмосы канона на память И. З. авторства Георгия Сикелиота), нач.: Ρσιον αχμηρν ασθσεων δδου μοι (Избавление от нечистых чувств подай мне); канон авторства Иосифа плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Εκτη δησις τ Χρυσοστμ πρπει Ιωσφ (Шестое моление Златоусту подобает. Иосиф), ирмос: Κματι θαλσσης τν κρψαντα πλαι (        ), нач.: Εκ τν ναϒκν με το βου, παμμκαρ (От бедствий меня жизни, всеблаженне); анонимный канон 1-го гласа, ирмос: Αισωμεν πντες λαο (      ), нач.: Χρσεον στμα Χριστο, εροφντα (Златые уста Христовы, священне); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Πατρων ορανων κλος νεδεσω, πατριαρχν, προφητν, ποστλων, δδεκα σριθμος (Отцов небесных слава явился, патриархов, пророков, апостолов, двенадцати равночисленных), ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Ποα ϒλσσα, ποος νος ποον στμα ξως φρσει (Какой язык, какой ум или какие уста достойно выразят) со 2-й песнью; анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υϒρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Εδθη τος πρασιν ληθς διδσκαλος (Дался концам истинный учитель) (AHG. T. 5. P. 387-512); канон 4-го гласа с акростихом Πηϒς εσεβος εθρον εφημ, πτερ (Источника благочестиваго течение прославляю, отче), с именем автора (Георгия) в богородичнах, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Πελϒους το Πνεματος χριν ντλσας ναον (Пучины Духа благодать зачерпнул неиссякаемую); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν, λαο (      ), нач.: ετε, συνελθντες ο πιστο, νθως εφημσωμεν Ιωννην (Приидите, собравшись, вернии, боговдохновенно да восхвалим Иоанна) (Ταμεον. Σ. 159).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Канон в честь 12 апостолов Η δωδεκπυρσος χορεα κα σμπνοια (Дванадесятоогненный лик и согласие) (акростих Ηλιο μελδημα - Илии пение), к-рый Питра и К. Эмеро приписывали И., по мнению митр. Софрония (Евстратиадиса) , может принадлежать не ему, а мон. Илии Сицилийскому (AHG. Vol. 10. P. 283-309, 409-420). Митр. Софроний считал, что в акростихах канонов И. употреблял для своего имени форму родительного падежа Ηλα, а Илия Сицилийский - Ηλιο ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936. Σ. 277-280). Исходя из этого критерия, можно отнести к творчеству И., напр., канон мученикам диак. Роману и отроку Варулу (акростих Ανος Ηλα ες Ρωμανν κα νηπον - Песнь Илии Роману и отроку; ркп. Ath. Laur. B. 21. Fol. 123 sqq., XI в.; см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης) . 1939). Всего митр. Софроний атрибутирует И. 144 ирмоса следующих канонов: 1-го гласа - 3 на Пасху, 1 в честь прп. Феодора Сикеота и 2 воскресных, 2-го гласа - 1, 3-го гласа - 1 воскресный, 5-го гласа - 1 и 8-го гласа - 4, из к-рых 2 воскресных, а 1 встречается также под именем свт. Андрея Критского, а также 4 канона Триоди, канон Минеи, 3 самогласна и тропарь в честь имп. Никифора I (802-811). Однако, если последняя атрибуция верна, автором может быть только Илия III (IV) (ок. 880 - ок. 907). Два канона, надписанные именем патриарха Илии, изданы в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» по рукописи Ath. Ivir. gr. 470, датируемой ок. XII в.: воскресный канон 5-го гласа Ατριπτον δν πεζεσας Ισραλ (Пешешествуяй Израиль непроходимую стезю) и канон Успению Пресв. Богородицы Αλμυρα θαντ κλυψε (Соленою смертию покры) 7-го гласа. Изд.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XXXIV-XXXV, LXXVII, 289-292, 293, 296, 491, 507, 547, 568, 683; idem. Hymnographie de l " Église grecque. R., 1867. P. 84; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. Σ. 15-16, 21-24, 27-29, 54-55, 88-89, 128, 142-143, 238-243. (Αγιορειτικ Βιβλιοθκη; 9); idem. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 414-415; The Hymns of the Hirmologium. Copenhagen, 1952. Pt. 1. P. 208-211, 311-313. (MMB. Transcripta; Vol. 6); 1956. Pt. 3. Sec. 2. P. 41-45, 83-85. (MMB. Transcripta; Vol. 8).

http://pravenc.ru/text/389383.html

Следует отметить ещё два момента. Во-первых, в отношении теории (но не практики, как мы увидим ниже) вопроса о преложении частиц греческая православная традиция, начиная с полно представленного диаконом Михаилом Асмусом блж. Симеона Солунского , однозначно высказывается в пользу освящения поминальных частиц при совершении таинства Евхаристии, но против их преложения в Тело Христово. Об этом говорят митрополит Филадельфийский Гавриил (Севирос; конец XVI – начало XVII bb.) в труде «О частицах», Феофил, епископ Кампанийский (вторая половина XVIII b.), в «Сокровищнице Православия» («Ταμεον ρθοδοξας») и, в конце XVIII b., прп. Никодим и Агапий Святогорцы в «Пидалионе» (цитаты см. в: Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 91 и Асмус М., диак. Понимание поминальных частиц. С. 68). Во-вторых, принятие идеи о преложении частиц отправляет в архив учение ап. Павла об одном, единственном, хлебе («ες ρτος»), «егоже ломим», который есть «общение Тела Христова» и приобщаясь которому, Церковь становится «единым телом» (см. 1Кор.10:16–17 ). 879  Например, «уставом» в рук. ГИМ Син. греч. 275 (381), датируемом между 1289 и 1311 гг. (см. Красносельцев. Материалы. С. 28), и «уставом» XV–XVI bb. в рук. Св. Савва 305/С.-Петербург 423 (см. там же. С. 92). 884  См., к примеру, БЛ Д. Дуки 1526 (первопечатное издание), БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «πρτη κδοσις»), БЛ А. Вортоли 1775 и др.; ЕВХ 1545, ЕВХ 1566, ЕВХ А. Пинелло 1620, ЕВХ Н. Сарос 1692 и др. Издания «Толковая литургия» вовсе не упоминают о прощении. 891  Л. 514. Этот «устав» был издан в: Taft. The Pontifical Liturgy. Указанный лист напечатан на с. 300. 895  Илитарий библиотеки Эсфигменова монастыря 1306 г. См. Дмитриевский . Описание. Т. 2. С. 268. 896  См. Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 140–141 и Φουντολης. Απαντσεις, τ. Β´. Σ. 248–249. 905  Например, БЛ Калам. 1870 (с. 23) и БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас) (с. 127–129). Последнее из этих изданий опускает характерное для греческого чина повторение молитвы «Вечери Твоея тайныя...» в конце подготовительных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 3 рукописях из коллекций мон-ря во имя Пресв. Богородицы на о-ве Патмос, мон-ря во имя вмц. Екатерины на Синае и Ватикана дошел канон, нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ τν ερρχην θλητν (Провозглашенному в мире священным борцом...) с ирмосом Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ) и со 2-й песнью. В рукописи из коллекции метеорского Преображенского мон-ря сохранился канон, нач.: Τν κλσιν κα ζλον πεπλουτηκς (Восхвалением и ревностью разбогатев...) с ирмосом Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ) и с акростихом [Ιω]σφ (Иосиф - имя автора канона) в 9-й песни. В парижской рукописи дошел канон, нач.: Τν ερν τς ληθεας κρυκα (Истины священного глашатая...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε. В рукописи из коллекции афонской Великой Лавры сохранился канон, нач.: Χαροις, ερομρτυς, π γς βισας ς σματος (Радуйся, священномучениче, на земле живущий как бестелесный...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ и с акростихом Χαροις, Πτρε πνσοφε, ερομρτυς (Радуйся, Петре премудрый, священномучениче) (Ταμεον. Σ. 105-106. N 273-277). Н. Н. Крашенинникова Иконография Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Самый ранний сохранившийся образ П. представлен на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705-706). П. включен в состав 22 святых, изображенных фронтально в рост по сторонам тронного образа Спасителя, и идентифицируется благодаря указанию справа от нимба имени ΠΕΤΡΟΣ (вертикально) и частично сохранившейся при нем надписи «...ΑΝΔ» (горизонтально), вероятно фрагмента сокращенного слова «ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣ». П. находится в группе св. отцов вост. ветви христ. Церкви - справа от трона Спасителя (слева - особо чтимые в Риме и в Италии святые зап. ветви) - и занимает место вслед за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Назианзиным, Василием Великим и перед святителями Кириллом Александрийским, Епифанием Кипрским, Афанасием Александрийским, Николаем Мирликийским.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Помимо этих циклов канонов и канонов, помещенных в печатных Минеях, по рукописям известны еще 15 канонов Д. С. на различные гласы, 10 из к-рых не изданы (см.: AHG. T. 2. P. 294-312; Ταμεον. Σ. 68-73). 1-го гласа: с акростихом: Κλος μγιστον ερες θλσας, μκαρ. Νικολου (Подвизавшись, ты славу великую нашел, блаженне. [Творение] Николая), 1-й ирмос: Ωιδν πινκιον (    ), нач.: Καρδας τ μματα ρα ες ψος (Сердца очи я возвысил на высоту). 2-го гласа: ямбический канон авторства Евгения, с продолжительным акростихом, проходящим через отдельные строки тропарей (нач.: Τν γθεν πρς δματα - Того, кто земли к жилищу), 1-й ирмос: Στεβει θαλσσης κυματομενον σλον (        ), нач.: Τμνει θαλσσας Ισραλ τ φυγδι (Рассекает море Израиль бегством). 3-го гласа: возможно, авторства Феофана, без акростиха, 1-й ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τν λογικν φωστρα τς εσεβεας (Мысленное светило благочестия). 4-го гласа: анонимный, с акростихом: Δημητρου με τ σθνος φυλατττω (Димитрия крепость, меня сохрани), 1-й ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Δοξσας τος τς σαρκς σου μλεσι (Прославил подвигами плоти твоей); авторства Амфилохия, с акростихом: Αμφιλοχου δδεξο δησιν, μυροχεμον (Амфилохия приими моление, мира сосуд), 1-й ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ανσωμεν παντες μνοις νθοις Δημτριον (Да восхвалим все Димитрия песньми боговдохновенными); анонимный, известный по слав. Минеям XI-XVI вв. и неизвестный по греч. рукописям, авторство к-рого исследователи приписывают св. равноап. архиеп. Мефодию либо одному из его учеников (см.: Matejko L. ivot sredovékeho textu: O tzv. Metodovom kanone sv. Dimitrovi Solúnskemu. Bratislava, 2005). 1-й ирмос:      :, нач.:               (см.: Ягич. Минеи. С. 186-190; Воронов А. Древне-славянский канон св. Димитрию Солунскому//ТКДА. 1878. Т. 4). 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа: авторства Максима Плануды, с акростихом: Αθλοφρου Δημτριον σμασι Μξιμος μν (Страстотерпца Димитрия песньми я, Максим, пою), 1-й ирмос: Τ σωτρι Θε (    ), нач.: Αγαθν τ πηγ παρεστηκς (Благих источнику представший); анонимный, без акростиха, 1-й ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Πτερ, Υ κα Πνεμα, Τρις, μονς, Θες (Отче, Сыне и Дýше, Троица, Единица, Боже).

http://pravenc.ru/text/178231.html

Коминис, подготовивший издание этого канона (AHG. T. 4. P. 52-75 5)), предположил, что его автором является прп. Андрей , архиеп. Критский, а богородичны были добавлены позднее, чем и объясняется содержащийся в них акростих с именем другого автора (Ibid. P. 789). Кроме Иосифова осмогласного цикла канонов Н. сохранились еще 2 венка канонов Мирликийскому святителю: авторства свт. Фотия, патриарха К-польского (изд.: Στρατηγπουλος. 2009), и Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (изд.: Παναγιτου. 2009). Всего же только в визант. эпоху было написано более 50 канонов Н., древнейшими из к-рых являются канон 1-го гласа с ирмосом Δι στλου πυρς (    ), канон авторства Феофана 2-го гласа, и никольский цикл прп. Иосифа. Имена проч. визант. авторов канонов Н.: свт. Георгий , еп. Никомидийский , Николай (возможно, патриарх К-польский Николай Мистик), др. Николай, Никита Стифат, др. Никита, Иоанн Ставракий, Мануил Фил, Иосиф Апросский, патриархи К-польские Исидор Вухир и свт. Филофей Коккин, свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский; еще более 10 канонов не надписаны. Какие-то из этих канонов изначально предполагалось исполнять за богослужением, др. составлялись в качестве личного приношения Н. того или иного автора. Помимо канонов утрени создавались и молебные (παρακλητικο) каноны Н.: известны визант. молебные каноны авторства некоего Василия, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа (не издан; см.: Ταμεον. Ν 324), и анонимный, составленный по образцу малого молебного канона Божией Матери, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (изд.: Желтов. 2010. С. 218-221). Каноны Н. продолжали составляться в поствизант. эпоху; в частности, для службы 6 дек. свой канон предложил прот. Николай Малакса, автор получившего большую известность небольшого сочинения об именословном перстосложении (канон сохр. в ркп. Marc. gr. II 140. Fol. 60-61 об.; не издан); а новые молебные каноны Н., неоднократно издававшиеся в составе брошюр-«аколуфий», были созданы еп. Аргиропольским Серафимом и Николаем Анагностом Калогером (подробную информацию об известных в наст.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010