Панахранта. м. Лива. м. Хоры, м. свв. Сергия и Вакха, м. Мурелея, ц. св. Ирины, м. Студийский или св. Иоанна Крестителя, ц. св. Феклы, храм св. Николая, м. Гастрии, ц. св. Анастасии Фармаколитрии, ц. Богоматери в Сигме и пр. (Πασπτης, 298–405). 97 А. А. Шахматов, Путешествие М. Г. Мисюря Мунехина на Восток и хронограф редакции 1612 г., стр. 19, 21. П. 1899. 98 X. М. Лопарев, Хождение Трифона Коробейникова (1593–1594 г.). «Пра­вославный Палестинский Сборник», вып. 27 (=т. IX, в. 3), отр. 91–94. П. 1889. 99 Таким образом, вселенская патриархия в 1593 г. – по сообщению Коробейникова, – помещалась в женском монастыре св. Иоанна Предтечи, «именовав­шемся Петра» (Σιδερδης, 30 γ). А. И. Пападолуло-Керамевс, имея в виду это сообщение, также высказал мнение, что в 1593 г. патриарху Иеремии был предо­ставлен, «как уединенная патриархия, женский монастырь Иоанна Предтечи» (λ. λθεια, 1900 [XX] 524). – Но, несомненно, Коробейников был введен в за­блуждение близостью к монастырю Петры храма Богоматери во Влах-серае, где фактически в 1593 г. помещалась патриархия, – так как в специальных источ­никах не сохранилось сведений о том, что патриархия когда либо находилась в монастыре Иоанна Предтечи Петры, да и смысл сообщения самого Коробейникова об этом монастыре, где находился один священник, игумения и 28 стариц, не соответствует предварительному его заявлению, что монастырь «ныне дан патриарху в старее патриархии место» (ср. Γεδεν, λησαι βυζαντινα ξαριβομεναι, σ. 61–67. К. 1900). 100 В списке церквей Константинополя от 1669 г., который опубликовал Thomas Smith, сообщается: «Ecclesia prope portam Tormentariam γου Δημητρου sancti Demetrii, in platea, qnae Σαρμοσκιον dicitur» (De graecae ecclesiae hodierno statu epistola, p. 37. Trajecti 1698). – По-видимому, «Тамунарий» Трифона·Коробей­никова имеет аналогию с отмеченною «porta Tormentaria». 101 Ср. «Монастыри константинопольские в 1582 г.» (по русским известиям) [Чтения Общ. Истории в Древн. Российских, 1897, 3, стр. 22]. 102 Вместо столичного монастыря св. Георгия, Коробейников, дал государеву милостыню монастырю св. Иоанна Предтечи близ Созополя, где некогда состоялось пострижение в иночество современного константинопольского патриарха Иеремии II и где в среде братства в 1593 г. было 130 старцев. Кроме того, царская мило­стыня была дана монастырям Богородицы и св. Николая в Мавромоле, Успения

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

8 . C. E. Zachariae v. Lingenthal, Jus graeco-romanum: Pars I. Practica ex actis Eusthathii romani; P. II. Synopsis minor, et Ecloga legum in epitome expositarum; P. IIU. Novellae constitutiones imperatorum post Justinianum, quae supersunt collatae et ordine chronologico digestae; P. IV. Ecloga privata aucta, Ecloga ad Prochiron mutata et Epanagoge aucta; P. V. Synopsis Basilicorum; P. VI. Prochiron auctum. Lipsiae, 1856–1877 666 . 9 . Patrologiae cursus completus... Accurante P. J. Migne. Series graeca. Tom. CIV et CXXXVII (Patrologiae graccae, latine tantum editae. Tom. LIV et LXVIII) 667 . 10 . Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta jussu Pii I Χ Pont. Max., curante I. B. Pitra S. R. E. Card. Romae. Tom. I, 1864. Tom. II, 1868 668 . 11 . Правила святых Апостолов, святых соборов, Вселенских и поместных и святых отец с толкованиями. Москва, 1876 и сл. 669 . Кроме упомянутых изданий важны еще три новейших издания, в которых содержатся, главным образом, определения Константинопольского патриаршего синода, а именно: 1 . Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana, collecta ediderunt Franc. Miklosich et Jos. Müller. Vol. I et II (Vindobonae. 1860, 1862): Acta patriarchatus constantinopolitani MCCCXV-MCCCCII. Vol. VI. et V (Vindob, 1871, 1887): Acta et diplomata monasterorium et ecclesiarum orientis. 2 . Μεσαιωικ Βιβλιοθκη πιστασ Κ. Ν. Σθα. Шесть томов, из которых четвертый напечатан в Афинах (1876 г.), а остальные в Венеции (1872–1877). 3 . Κανονικα διατξεις, πιστλα, λσεις, θεσπσματα τν γιωττων πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως π Γρηγορου το θεολγου μχρι Διονυσνυ το π δριανo υπλεως πισατασ Μανουλ. ω. Γεδεν. Издание начато в 1888 г. в Константинополе, где окончен первый том, а в начале 1889 г. начато печатание второго тома и издание продолжено. 41 Puchta, Cursus der Institute I, 30. – Savigny, System des heutigen röm. Rechts, I, 11 fg. 43 Соколов усвоил в своей книге деление архив. Иоанна, но и сам должен был признать, что оно поставило его в неудобное положение. Си. вышеупомянутый его труд, стр. 66, прим. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

е. новый Вселенский Собор (см. ст. Всеправославный Собор ). Напр., К-польский патриарх Гавриил III (1702-1707), подвергая критике запрет брака в 6-й степени свойства и соответственно разрешая такой брак, не оформляет это мнение в виде синодального законодательного акта, отменяющего прежний порядок, но, отождествляя свою И. со снисхождением, адресует дозволение только подателям прошения как привилегию ( Γεδεν. 1889. Τ. 2. Σ. 411). Особенности функционирования И. Применять И. имеют право только «служители Христовы и домостроители Божиих Таин» (свт. Евлогий Александрийский в передаче свт. Фотия, патриарха К-польского: Phot. Bibl. Cod. 227//PG. 103. Col. 953), т. е. правосл. архиереи, индивидуально или на Соборах. Правом И. пользуется всякая компетентная церковная власть (право применять И. в сфере церковных интересов имели и императоры); пресвитер использует И. только по делегированному праву и ограниченно: при исповеди и в вопросах душепопечения (напр., вопрос индивидуального поста), служения литургии в экстренных случаях вне храма (если имеет заранее согласие епископа) и т. д. «Икономия только тогда используется правильным образом, когда не повреждается учение благочестия» (свт. Евлогий Александрийский в передаче свт. Фотия, патриарха К-польского: Ibidem), т. е. не касается догматического учения Церкви. Прп. Феодор Студит различал И. временную (μχρι καιρο) и постоянную (διηνεκς): «Имеет постоянную силу позволение, данное св. Афанасием италийцам,- употреблять выражение πρσωπα вместо ποστσεις. А на время, например, распоряжение апостола касательно обрезания или Василия Великого - касательно Святого Духа...» ( Theod. Stud. Ep. 49//PG. 99. Col. 1088). Очевидно, временный характер будет иметь И., создающая сингулярное право, а постоянный - применяемая в случае умеренного или широкого реформирования действующего правопорядка, проводимого с опорой на нее. К созданию сингулярного права относится различение И. ретроактивной (post factum), когда ее применение следует за правонарушением, и превентивной (ad faciendum), когда она вызывает соответствующую реакцию компетентной власти во избежание неблагоприятного события, ожидаемого в будущем.

http://pravenc.ru/text/389060.html

крестом и св. иконами, в присутствии около 50-ти тысяч народа, собравшегося из разных губерний, предоставляло собой торжественнейшее зрелище. 1674 См. Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях, извлечённое из актов и донесений, имеющихся в святейшем Синоде, напечатанное по определению святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в типографии святейшего Синода, 1833 года. 1676 См. Описание Киево-печерской Лавры (митр. Евгения), глл. XII, § 4, и XVII. – Относительно канонизаций Киево-печерских святых не имеется почти что никаких сведений. В описании Киево-печерской Лавры читаем об этом только следующее: «Канон или Правило молебное преподобным отцем печерским и всем святым в Малой России просиявшим сочинено Мелетием Сиригом, иеромонахом и протосинкеллом Константинопольския великия церкви, приезжавшим из Молдавии в Киев в1647 г. Особенные же службы (некоторым) преподобным, в ближней и дальней пещерах почивающим, сочинены уже в последующие времена лаврскими учёными», – гл. XIV fin… 1678 См. брошюру протоиерея Иоанна Поспелова: «Блаженный Симон Юрьевецкий Христа ради юродивый», напечатанную в Костроме, в 1877-м году, стрр. 16–18. 1687 Кроме тех источников, которые были нами перечислены и оценены в особой главе, более или менее существенную помощь при написании нами настоящего очерка, будут оказывать нам следующие авторы и их сочинения: 1) Μανουλ Γεδεν. Πατριαρχικο Πνακες (Константинополь, 1890). Это заглавие греческий автор затем поясняет так: «историко-биографические сведения о патриархах константинопольских, начиная от Андрея Первозванного до Иоакима III или фессалоникийского (36 – 1884 г.). Где и какое получил образование автор Мануил Гедеон, к сожалению, мы не имеем сведений. Знаем только, как свидетельствует сам автор, что волею патриарха константинопольского Иоакима III (1878–1884 г.), 1-го мая 1883 года он назначен редактором основывавшегося официального патриаршего журнала (посвящённого, кроме официальных известий, и науке) под заглавием ,,Εκκλεσιαστικ Αλθεια»·, поручая редакторство этого журнала Гедеону, патриарх, кроме того, возложил на него обязанность составить и издать исторический каталог (или списки) всех патриархов константинопольских (σελ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

662 κ των καννων των αγων πατρων περ ψευδοκατηγρων//Бенешевич-1906. С. 61. Schwartz Ed. Die Kanonessamlungen der alten Reichskirche//Gesammelte Schriften. Berlin, 1960. Bd. 4. S. 184. Текст 21 прав.: Γεδεν M. Op. cit. P. 373– 374. 668 Св. Григорий Назианзин называет св. Василия Великого , епископа Кесарийского, νδρα Ιερα (Epistula XVI, 8, PG 37, 52A). 39 прав. Карфагенского Собора воспрещается первосвятителю именовать себя princeps sacerdotum, или в греческом переводе ξαρχον των Ιερων, то есть, здесь, «главой епископов» (СС. Р. 85). Юстиниан заявляет, что папа Римский стоит во главе πντων των γιωττων του Θεο ιερων [всех святейших Божиих иереев] (CJ I, 1, 7//CJC II. P. 8. Ср.: Novella CXXXI, 2//CJC III. P. 655). 670 СТ XVI, 2, 12. Р. 838. Это изъятие, отмененное императором Юлианом, было восстановлено Валентинианом I; см.: Ambrosius Mediolanensis. Epistula XXI, 2, PL 16, 1003AB. По поводу этого закона см.: Martin Kl. M. Constance II, Athanase et Г Edit d " Arles//Politique et theologie chez Athanase d " Alexandrie. Paris, 1974. P. 63–91. 671 Лаод. правв. 7 и 8; Вас. Вел. правв. 1 и 47; Конст. прав. 7//Бенешевич-1906. С. 268–269, 461–465, 492–493, 100–101. 673 ...Nullum schisma non sibi aliquam confingit haeresim, ut recte ab Ecclesia recessisse videatur (Hieronymus Stridonensis. Commentana in Epistulam ad Titum, 3, PL 26, 598A). 675 Там же. См. нашу статью: Les sources canoniques de saint Basile//Messager, 44. 1963. P. 210–217, особ. 212. 677 Ср.: Халк. прав. 21//Бенешевич-1906. С. 122. Там вновь говорится о необходимости расследования относительно личности выступающих с обвинениями против епископа. См. также: Апост. прав. 74. Там же. С. 77–78; Карф. правв. 8, 19, 128–130//СС. Op. cit. С. 103, 106–107, 230–231. 679 Muller К. Kanon 2 und 6 von Konstantinopol 381 und 382//Festgabe fur Adolf Julicher. Tubingen, 1927. S. 190–202. 683 Именно это справедливо отмечает Саймондс: «Но поскольку император был против него, нельзя было надеяться, что такой Собор отнесется к нему по справедливости. Поэтому он обратился на Запад...» (Symonds Я. Е. The Church Universal and the See of Rome. London, 1939. P. 94–95).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Весь эпизод о мощах св. ап. Варфоломея Хр. Лопарев считает в Малом житии не на своем месте и относит его к более раннейшему времени (см.: Византийский Временник. Т. XVIII. C. 3, 4). Он говорит, что преподобный Иосиф, живя в Фессалоникийских пределах, вместе с Григорием воздвиг храм во имя Апостола Варфоломея, куда и положил мощи апостола, которые он получил от одного преподобного и высокопоставленного мужа. Следовательно, храм был, по мнению Хр. Лопарева, в Фессалии и, очевидно, построен еще в то время, когда Иосиф подвизался в Солунском монастыре Латома и познакомился ближе с преподобным Григорием, а самые частицы мощей Апостола он мог получить еще у себя на родине, так как рака с останками Апостола находилась недалеко от Сицилии на острове Липаре. Хр. Лопарева как будто смущает хронология: мощи св. апостола Варфоломея были на острове Липаре. Хр. Лопарева как будто смущает хронология: мощи св. апостола Варфоломея были на острове Липаре до 839 г., а в этом году они уже были перенесены в Беневент. Следовательно, св. Иосиф, по Лопареву, не мог получить эти мощи в 842–843 гг., когда он возвращался из Крита. Предположение Хр. Лопарева, что св. Иосиф получил часть мощей еще у себя на родине, до перехода на Балканский полуостров, идет вразрез с обоими житиями св. Иосифа. Здесь ясно сказано, что он получил мощи от одного боголюбца (по Афонской рукописи 769 – παρ νδρ ψηλοττου; в Большом житии – παρ τιν θεου νδρ), когда проживал в Фессалийских пределах. А этот ψηλτατο νρ мог получить мощи св. ап. Варфоломея ранее перенесения их в Беневент, до времени хранить у себя, а потом дать их (или все, или только часть) св. Иосифу во вторичное посещение им Фессалии по возвращении из Критского плена. Грек Мануил Γεδεν тоже считает, что Иосиф построил храм апостолу в Фессалийских пределах, но только указывает другое время обретения мощей Иосифом, именно он говорит, что после освобождения из Критского заключения Иосиф, проходя чрез Солунь, где, обретши мощи св. апостола Варфоломея, воздвиг там же, т.е. в Солуни, храм во имя этого Апостола. (См.: Βυζαντινν ορτολγιον, σελ. 88: διελθν δι Θεσσαλονκη που λεψανον κτησμενο το γου ποστλου Βαρθολομαου, γειρεν ατθι ναν ν νματι το ποστλου τοτου).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ II [Греч. Πασιος Β] ( осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752). Патриаршество П. пришлось на эпоху глубокого кризиса Константинопольской Православной Церкви: долги Вселенского Патриархата росли, внутрицерковные группировки боролись друг с другом и использовали в этой борьбе тур. власти, занять К-польский престол можно было благодаря взятке. П. происходил из Кесарии Каппадокийской, носил фамилию Киомурцоглу (Κιουμουρτζγλου). Возможно, какое-то время в молодости П. провел в столице, греч. историк А. Комнин-Ипсиланти называет его выходцем из К-поля ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). До вступления на К-польский престол П. был митрополитом Никомидийским (по крайней мере с 1721). Первое избрание П. было связано с действиями сил, оппозиционных патриарху Иеремии III , к-рый к тому времени занимал К-польскую кафедру уже 10 лет. Первым претендентом на престол был Каллиник III , но он скончался на следующий день после избрания (19 нояб. 1726). В период 1-го Патриаршества П. активно взаимодействовал с вост. Патриархатами. В февр. 1727 г. в К-поле состоялся Собор под председательством П., в котором приняли участие патриарх Антиохийский Сильвестр (1724-1766) и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (1707-1731). Поводом к созыву Собора стала деятельность католич. миссионеров в Сирии. По итогам заседаний Собора было составлено (возможно, лично Хрисанфом Нотарой) «Краткое изложение священных правил и учения Восточной Церкви» в 16 пунктах (Τ δογματικ κα συμβολικ. 1968. Σ. 940-950). В авг. 1728 г. П. по просьбе патриарха Хрисанфа Нотары разослал соборное окружное послание с призывом жертвовать средства на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). В 1727 г. П. издал призыв жертвовать средства на восстановление мон-ря в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник», начатое митр. Деркским и Неохорийским Никодимом ( Εγνιος. 1886. Σ. 225-228). В том же году П. издал документ об учреждении при Патриархате муз. школы ( Γεδεν. 1887-1888).

http://pravenc.ru/text/2578679.html

За успешным вступлением в К-поль Иоанна V (22 нояб. 1354) последовали отречение Иоанна Кантакузина от престола и поступление его в Манганский мон-рь (10 дек. 1354). Водворение на византийский престол Иоанна V и удаление Матфея Кантакузина имели последствием возвращение К. в 1355 г. на К-польскую кафедру, на к-рой он оставался до конца своих дней. В 1363 г. К. отправился в Серры для встречи с вдовой Стефана Душана. По повелению Иоанна V он выступил посредником в деле о заключении мира с сербами и должен был договориться о военной помощи последних в борьбе против турок. Однако в кон. июля или в авг. 1364 г. (или 1363) К. скончался ( Γνης. 1980. Σ. 100-106; Podskalsky. 2000. S. 198, 298-299, Anm. 1311; о др. датировках см.: Δελικρη. 2004. Σ. 40-41). В Житии прп. Максима Кавсокаливита рассказывается, что по пути в Сербию К. посетил на Афоне св. Максима, который предсказал ему скорую кончину (см.: Halkin. 1936. P. 48. 6-10; ср.: Ibid. P. 94. 14-29). К. умер в Серрах, возможно от моровой язвы, эпидемия к-рой свирепствовала в то время. Высказывалось также мнение, что К. был отравлен сербами (см., напр.: Κουρλας. 1929. Σ. 123), но Иоанн Кантакузин не считал эти слухи соответствующими действительности ( Cantacus. Hist. 4. 50. T. 3. P. 360. 21 - 361. 23). К. был погребен в присутствии афонских монахов в кафедральном соборе Серр (Ibid. T. 3. P. 361. 24 - 362. 7; Мошин. 1946. С. 206). Возможно, место захоронения К. находилось в парекклисионе, прилегающем к сев.-зап. углу нартекса храма св. Феодоров (Серрской старой митрополии) (см.: Καφταντζς. 1993). Не исключено, что этот парекклисион был возведен как своего рода усыпальница К. (см.: Δελικρη. 2004. Σ. 44). Вскоре К. стал почитаться во святых, память его совершается 20 июня ( Γεδεν Μ. Ι. Βυζαντινν Εορτολγιον. Κωνσταντινοπολις, 1899. Σ. 116). К. был ревностным пастырем, радевшим о нравственном совершенствовании клира и церковного народа. В дек. 1350 г. К. избрал из числа к-польских священников наиболее благоговейных и опытных и особым постановлением назначил их в качестве экзархов в каждый приход, с тем чтобы они наблюдали за остальными клириками и давали наставления и указания (см.: Miklosich, M ü ller.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

Конфликты И. с греч. знатью (в т. ч. с архонтом Михаилом Кантакузином) и церковными иерархами привели к низложению И. 15 янв. 1565 г. (по др. данным, 8 янв.- ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 79) по инициативе И. в К-поле для решения текущих церковных вопросов был созван Собор. Однако участники Собора (52 иерарха) обвинили И. в симонии , распродаже церковного имущества и совершении незаконных рукоположений и низложили его. И. был сослан на Афон, его имущество конфисковано. Позже он вернулся в Адрианополь, откуда писал великому ритору Великой ц. послания с просьбой устроить новое разбирательство его дела в присутствии вост. патриархов ( Crusius M. Turcograeciae libri octo. Lib. 4. Basileae, 1584. P. 290-291). И. продолжали поддерживать Иоанн и Феодосий Зигомалы. Последний осуждал хрониста Мануила Малакса за то, что тот включил в свое сочинение постановление Собора, низложившего И. (Ibid. Lib. 1. P. 96). Точная дата кончины И. неизвестна. Ист.: Historia politica et patriarchica Constantinopoleos/Rec. I. Bekker. Bonnae, 1849. P. 179-189; Соборная грамота духовенства православной Восточной Церкви, утверждающая сан царя за вел. кн. Иоанном IV Васильевичем, 1561 г./Изд. кн. М. А. Оболенским. М., 1850; Analecta byzantino-russica/Ed. V. Regel. Petropoli, 1891. P. LI-XCVIII, 72-85; РИБ. Т. 22. Кн. 2. С. 67-74; Россия и греч. мир в XVI в./Подгот.: С. М. Каштанов. М., 2004. T. 1. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 71-122; Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 510-515; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142. С. 26-33; Benz E. Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der östlich-orthodoxen Kirche. Marburg, 1949. S. 71-73, 94-128; ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 78-79; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968. P. 198, 246-247, 330; Фонкич Б. Л. Из истории утверждения царского титула Ивана IV: Соборная грамота 1560 г.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 247-251; Βακαλπουλος Α. Ε. Ιστορα το νου λληνισμο. Θεσσαλονκη, 19762. Τ. 2. Σ. 302-303; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 21-22; Fedalto. Hierarchia. 1988. T. 1. P. 10; DHGE. 2000. T. 27. P. 1389-1390.

http://pravenc.ru/text/578118.html

Ср. F. Chalandon. Essai sur le régne d’Alexis Comnéne, Paris, 1900, p. 52. 138 Письмо Алексея Комнина к Роберту Фландрскому, датируемое учеными различно, в том виде, в каком оно известно в науке, несомненно подложно. F Chalandon, op. cit., pp. 326–338. K. Παπαρρηλοπουλου στρια τ. λ. θν. 1871, IV, 488–492. Ср. А. Катанский , История попыток к соединению церквей, 1868, стрн. 48 (примеч. 3). В. Г. Васильевский , Византия и печенеги, в Журн. Мин. Нар. Просв. 1872, дек., стрн. 316–328. 141 Norden, ор. cit., 48., 48 Anmerk. 2. – R. Röhricht, Gesch. d. ersten Kreuzzuges, 1901, s. 17–18. 143 Ш. Диль, Византийские портреты, ч. II, стрн. 3. Перев. Е. Киричинского . Ср. Norden, op. cit., Anmer. 2. 147 Сохранилась до нашего времени речь Хрисолона de Spiritu Sancto, обращенная к Алексею Комнину. Migne Patr. gr. t. 127, 911–920. 155 I. Zonarae Annal. XVIII, 21. Migne, Patr. gr. t. 135. col. 297. νονιμου Σνοψις χρονικ, ν Μεσαιωνικ Βιβλ. το κ. Ζαθσ , τ. 7, σελ. 182. Μ. Γεδεων, Πατριαρχικο πνακες, σ. 335. 169 Своей законодательной властью Алексей воспользовался в такой широкой степени, что вполне справедливо можно сравнивать его о знаменитым Юстинианом. Ср. А.П. Лебедев , цит. с. 223. – Патр. Иоанн, по сообщению Никифора Каллиста, установил торжественное празднование памяти «благочестивого» царя Юстиниана I – 2-го августа, – не находится и это обстоятельство в связи с особенным уважением имп. Алексея к этому великому законодателю? Μ. Γεδεν, op. cit., 348. 173 В письмах бл. Феофилакта Болгарского имеются многочисленные данные, проливающие свет на то, как чиновники государственные, под предлогом внимательного наблюдения, чтобы Церковь пользовалась в отношении повинностей разными привилегиями не свыше той нормы, какая предоставлена была ей законами, в действительности стремилась к сокращению этих привилегий. Ф.И. Успенский, Образование второго болгарского царства, Одесса, 1879, стрн. 21– 30. 179 A. Ferradon. Des biens des monastères à Byzance. 1896, p. 153–4. Ср. П.Я. Яковенко, К истории иммунитета в Византии, 1908, стрн. 19–28. 189 Очерки по истории византийской образованности, 1892, стрн. 149 и дал. – Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, в вестях русск. археол. инстит. в К-поль, П, 1897, стр. 1–66. Ср. Дим. Брянцев, Иоанн Итал и его богословско-философские взгляды, 1905, Харьков 191 Сведения о Ниле у Анны Комн. Alex. X, Migne, 697–701. Ср. Ф.И. Успенский, Очерки, стрн. 189–191. Читать далее Источник: Труды Киевской Духовной Академии Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010