История РЦ. Кн. 6 (по указ.); Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 129, 136, 149, 189-231, 237-241, 250-260; Vogüé E.-M., de. De Byzance à Moscou: Les voyages d " un patriarche//Revue des deux Mondes. 1879. T. 14. N 3. P. 5-35; Малышевский И. Патр. Иеремия II и кн. К. Острожский//ТКДА. 1886. 1. С. 68-82; Γεδεν. Πνακες. Σ. 518-536; Μυστακδης Β. Ο Πατριρχης Ιερεμας Β Τρανς κα πρωσοποϒραφα ατο//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1894. Τ. 14. Σ. 283-285; Ο Πατριρχης Ιερεμας Β Τρανς κα α πρς τος Διαμαρτυρομνους σχσεις κατ τν ιστ ανα//Ibid. Σ. 300-320; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Πατριαρχικο κατλογοι (1453-1636)//BZ. 1899. Bd. 8. S. 392-401; Шпаков А. Я. Государство и Церковь в их взаимных отношениях в Моск. гос-ве: Царствование Федора Ивановича; Учреждение патриаршества в России. Од., 1912; Florovsky G. An Early Ecumenical Correspondence: Patriarch Jeremias II and the Lutheran Divines//World Lutheranism of Today: A Tribute to A. Nygren. Stockholm, 1950. P. 98-110; Καρμρις Ι. Ιερεμας Β//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 780-784; Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study of the Patriarchate of Constantinople from the Eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. L., 1968 (рус. пер.: Рансимен С. Великая Церковь в пленении: История Греч. Церкви от падения К-поля в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 253-257, 259-262, 335-337); idem. Patriarch Jeremias II and the Patriarchate of Moscow//Aksum-Thyateira: A FS for Archbp. Methodios of Thyateira and Great Britain. L., 1985. P. 235-240; Фонкич Б. Л. Из истории учреждения патриаршества в России: Соборные грамоты 1590 и 1593 гг.//Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 251-260; он же. Акт К-польского Собора 1593 г. об основании Моск. Патриархата//Cyrillomethodianum. Thessal., 1987. Vol. 11. P. 9-31; Tillyrides A. Jeremias II Tranos, Patriarch of Constantinople (1536-1595)//ΕΘ. 1977. Τ. 59. Σ. 242-265; idem. An Unpublished Letter of Jeremias II, Patriarch of Constantinople//Θεολογα.

http://pravenc.ru/text/293660.html

В девятой песни, напротив, Она именуется Богородицей дважды: первый раз в ирмосе — «устне же верных, Богородице, немолчно глас Ангела воспевающее…», а второй раз — во втором тропаре (о Купине Неопалимой говорится, что она «яко Богородицей наречется» — «ς Θεοτκ λεχθεη»), а также называется Родительницей Бога — Γενντριαν Θεους (шестая строфа). Скорее всего, однопеснец восполняется до двупеснца приблизительно в то же время, что и двупеснец, — во второй трети — середине V века. Содержание девятой песни БК не противится этому. Напротив, прообразовательная типология Богородицы и догматическая терминология, представленная в девятой песни, не выходит за пределы V века. Для примера рассмотрим хотя бы начало шестой строфы c соответствующими параллелями из святоотеческой письменности V — начала VI века. Δανιλ σε ρος καλεις νοητν... Даниил Тебя горой зовет мысленной Сравним с изречением Хрисиппа (V в.): «Χαιρε το ορος οθεν ο ακρογωνιαος ανευ χειρων απετμηθη λθος» — «Радуйся, Гора, от Которой без рук отсекся камень» ( Chrysippus . Encomium in Mariam Deiparam I ). Γενντριαν Θεους Ησαας Родительницей Бога Исаия Это выражение присутствует в актах собора 536 года: «ν τερος μ θλων τν παρθνον Μαραν θεο εναι γενντριαν…» — «иной не желает сказать, что Дева Мария есть Родительница Бога» (Vere Dei Genitrix est. Hormisda. Epistula clero ). Βλπει δ ς πκον Γεδεν. Созерцает, как руно Гедеон Сравним с фрагментом на 71-й псалом из Исихия Иерусалимского: «τν κνωσιν τους Μονογενους τν ες τν Θεοτκον… λγει πκον δ ατης τν γαστρα… κλεσεν» — «говорит об истощании Единородного в Богородице… называет руном Ее чрево» . Девятая песнь канона была дописана, когда праздник Благовещения получил особое значение после победы Православия над несторианами Из этих примеров, как и из других , мы можем сделать вывод о том, что после 431 года вводится песнь Богородицы «Величит», и, по-видимому, вскоре после этого события неизвестный автор пишет строфы современной девятой песни Благовещенского канона, подражая образцу восьмой песни, и увеличивает однопеснец до двупеснца. Очевидно, это событие связано с приданием празднику Благовещения особого значения, что в свою очередь связано с победой Православия над несторианами на Эфесском Соборе.

http://pravoslavie.ru/78459.html

1131 Благодаря своему положению, господари могли быть и очень опасными для патриарха. Известен, наприм., такой факт: по проискам двух господарей Молдавии и Валахии был казнен турками патриарх константинопольский Парфений II (в сред. XVII в.). Γεδεν. Πατρ. πνκες, σελ. 577. 1132 Да мало ли и других каких неприятностей мог наделать ему патриарх константинопольский, напр. мог поссорить его с господарями, как и случилось (Муравьев История св. Града, II, 302); а ведь господари были лицами, «благоприятствовавшими Св. Гробу»; далее: мог запереть у него его домовую церковь на свято-гробском подворье в Константинополе, как это опять-таки бывало (ibid.). 1133 Автор брошюры «Св. Земля и Православное Импер. Палестинское общество» г. М. Соловьев замечает, что «многие из иерусалимских патриархов (в XVII и XVIII вв.) совсем не бывали в Иерусалиме, переселившись в столицу», т. е. Константинополь (стр. 77. М. 1891). Проверить это известие, к сожалению, мы можем только впоследствии. 1134 А что доходы со свято-гробских и афонских имуществ в теперешней Румынии часто шли совсем не на дело, относительно этого вот что говорится в одном компетентном русском издании: «Обширные материальные средства восточных патриархий, приходившие из Румынии, употреблялись не по назначению, и потому попущением Божиим излишние богатства были отняты у тех, которые зарывали в землю данный им талант» (Сообщения Правосл. Палестинского Общества, т. IV, 82, Петерб., 1893). 1135 В «Сообщениях православного Палестинского Общества» мы встретили заметку под заглавием «Румынские церковные имущества» (т. IV. стр. 695–7. Петербург, 1893), в которой между прочим сказано: «в сороковых годах преосвящ. Порфирий (Успенский) предвидел и вполне оправдывал (курсив не наш) конфискацию румынских монастырских (т. е. свято-гробских и афонских) земель, которая совершилась позже». Заметка эта казалась очень ценной для нас, потому что она еще раз должна была удостоверять, что приобретение этих земель известными собственниками было не совсем чисто (ибо только убедительным указанием на такое обстоятельство можно бы вполне оправдывать их конфискацию).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. 739; GeorgiusMonachus. P. 902; Ephraemius. P. 402); Никифор//(1260–1261) – сначала архидиакон Большого дворца, а потом митрополит Ефесский (Acropolites. Р. 177; Pachymeres. Т. I. Р. 117; Gregoras. Т. I. Р. 80; Ephraemius. P. 412); Герман III (5 июня-14 сент. 1267) – митрополит Адрианопольский (Pachymeres. Т. I. Р. 278; Gregoras. Т. I. Р. 95; Ephraemius. P. 412); Макарий (1376–1379 и 30 июля 1390–1391) – митрополит Севастийский ( Γεδεν. Σ. 439); Иосиф II (21 мая 1416–10 июня 1439) – митрополит Ефесский (Phrantzes. P. 108–109); Митрофан//(4 мая 1440–1 авг. 1443) – митрополит Кизикский (Phrantzes. P. 192). 173 Таковы: Фотий (25 дек. 857–25 сент. 867 и 878-дек.886) – протоасикрит – primus in senatu (Cedrenus. Т. II. P. 172; Zonaras. Т. IV. P. 15; Leo Grammaticus. P. 240); Сисиний II (995–998) – магистр по достоинству, весьма сведущий во врачебном искусстве (Cedrenus. Т. II. Р. 448; Zonaras. Т. IV. Р. 118; Ephraemius. Р. 403; Joel. Chronographia. Bonnae, 1836. P. 60); Константин III Лихуд [февр. 1059–2 авг. 1063] – первый министр императора Исаака Комнина, в чине протопроедра (Psellus. The history/Ed. Sathas С. London, 1899. P. 220; Ср.: Μεσ. Βιβλ. Τ. IV. Σ. 408–409; Attaliota. Historia. Bonnae, 1853. P. 66; Glycas. P. 602; Ephraemius. P. 404); Иоанн XIII Глина (1315–1320) – логофет дрома (Gregoras. Т. I. P. 270; Phrantzes. P. 31; Ephraemius. P. 416). 174 Для примера можно указать на замечательных по жизни и деятельности митрополитов – Иоанна Мавропода (Евхаитского), Михаила Акомината (Афинского), Евстафия (Фессалоникийского), Николая (Ефесского) (XIII в.), Иоанна (Ираклийского) (Gregoras. Т. I. Р. 429), Григория Паламу и Симеона (Фессалоникийских). 176 Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины К до начала XIII в. Казань, 1894. С. 421 и сл 177 Подробности: Schneider. Der hi. Theodor von Studion, sein Leben und Werken. Munster, 1900. S. 39 squ. 179 Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. XV. C. 160 C. Ср.: Βαλττας. Σ. 34 183 Ρλλης και Ποτλς.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Епископы Китийские: прав. Лазарь (45/46-63), сщмч. Ферапонт (III или IV в.), Мнемий или Мнемоний (упом. в 381), свт. или сщмч. Исаак (Исаакий) (нач. V в.), Феодосий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Сергий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Леонтий (VII в.), Нарс (Марс?) (VII в.?), Феодор (упом. в 655), Тихон (упом. в 680), Феодор (упом. в 787), Иеремия (упом. в 1600 и 1601). Епископы Лимасольские, Амафунтские и Курийские (в состав епархии к-рых входила территория Китийской епископии): Герман Кускунарис (1572-1580), Иоаким (между 1580 и 1600), Иаков (упом. в 1609), Леонтий I (упом. в 1630 и 1634), Парфений (упом. в 1642 и 1662), Герасим (упом. в 1668). Митрополиты Китийские (по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса)): Косма Маврудис (1674-1676), Варнава (1676-1679), Иоанникий I (1679/80-1704), Иоанникий II (1704-1709), Сильвестр (1709-1718; впосл. архиепископ Кипрский), Дионисий (1718-1726), Иоанникий III (1727-1737), Макарий I (1737-1776), Мелетий I (1776-1797), Хрисанф (1797-1810), Мелетий II (1810-1821), Леонтий II (1821-1837), Дамаскин (1837-1846; ранее архиепископ Кипрский), Мелетий III (Модинос; 1846-1864), Варфоломей (1864-1866), Киприан (Икономидис; 1868-1886), Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1889-1890), Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. архиеп. Кипрский Кирилл II), Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II), Никодим (Милонас; 1918-1937), вдовство кафедры (1937-1948), Макарий (Мускос; 1948-1950; впосл. Кипрский архиеп. Макарий III), Анфим (Махериотис; 1951-1973), Хризостом (Махериотис; с 1973 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 1055-1058; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1912. Τ. 9; Κρρης Κ. Π. Κιτου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 591-598; Παπαγεωργου Α. Λρνακα επαρχα: Εκκλησιαστικ αρχιτεκτονικ//ΜΚΕ. 1987. Τ. 7. Σ. 252-254; Παυλδης Α. Κιτου επισκοπ//Ibid. Σ. 123-125; Χρστου Δ., Παυλδης Α. Κτιον//Ibid. Σ. 114-122; Fedalto. Hierarchia. P. 881; Μαραθετης Θ., Παυλδης Α. Λρνακα πλη//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 254-276; Karageorghis V. The Cyprus: Ancient Monuments. Nicosia, 1989. P. 52-55; Baker D. W. Kittim//ABD. 1992. Vol. 4. P. 93; Σωφρνιος (Μιχαηλδης), ερομν. Ιστορα τς κατ Κιτου Εκκλησας. Λρνακα, 1992; Αγθωνος Π. Σ. Ο Αγιος Λζαρος Τετραμερος. Λευκωσα, 1997; Χοτζκογλου Χ. Ο Αγιος Λζαρος, ο μαρτυρες γι τν βο το κα σχση το μ τ Κτιον//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 2002. Τ. 66. Σ. 33-42; Χαρτων Σταυροβουνιτης. μον. Μερικ ναθερηση το ν χρσει καταλγου πισκπων τς πισκοπς Κιτου: Προσθκες κα εσηγσεις//Ibid. 2005. Τ. 67/68. Σ. 147-176; idem. Αγιος Ισακ πσκοπος Κιτου θαυματουργς//Ibid. 2008. Τ. 72. Σ. 75-84; Εκκλησα τς Κπρου: Διοκητικ συγκρτησις τς Εκκλησας Κπρου κα τν λοιπν Ορθοδξων Εκκλησιν: Ετος 2013. Λευκωσα, 2012. Σ. 88-97; http://imkitiou.org [офиц. сайт К. м.].

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/?id=748

Нифонта (изд. Монастыря св. Дионисия): γιος Νφων πατριρχης Κωνσταντινουπλεως. ερ Μον Διονυσου. γιον ρος, 1990. Σ. 31; Τσιλιγιννη Κ. Τ ξ γνωστ πιγρμματα το γου Μαξμου το Γραικο. γιον ρος, 1994. Σ. 34–35. В кириаконе ватопедского скита св. Димитрия есть фреска, изображающая св. Никона со своими учениками Макарием и Иоасафом. 694 Захария был ватопедским монахом (см.: Χρυσοχοδη К. Παραδσεις κα πραγματικτητα στ γιον ρος στ τλη το 15ου κα στς ρχς το 16ου α.//θωνικ Σμμεικτα. θνα, 1997. Τ. 4. Σ. 131), и потому, когда он стал епископом Ахридским, св. Нифонт взял у него благословение идти на Афон. Первый монастырь, в котором остановился Нифонт, был Ватопед, видимо, по указанию его Старца. Захария был духовником известного героя Георгия Кастриоти (Скедербеи) (см.: Γεδεν Μ. θως. ν Κωνσταντινουπλει, 1885. Σ. 204). 696 См.: Χρστου Π. δοιπορικ στ γιον ρος. Θεσσαλονκη, 1989. Σ. 58. Ср.: Прп. Максим Грек . Слово 34//Творения прп. Максима Грека . Казань, 1862. Т. 3. С. 243–245 (на русском языке), где он, описывая Старцу Вассиану образ жизни на Святой Горе, разделяет жизнь в Ватопеде и Лавре св. Афанасия на общежительную и идиоритмическую. 697 См.: Θεοφλου προηγουμνου Βατοπαιδινο. Χρονικν περ τς ερς κα Σεβασμας Μεγστης Μονς Βατοπαιδου γου ρους//Μακεδονικ, Θεσσαλονκη,1972. Τ. 12. Σ. 114–115. 701 Ватопедский монах патриарх Максим IV занимал патриарший престол с 1491 по 1497 г., а св. Нифонт в первое правление – с 1486 по 1489 г. и во второе – с 1497 по 1498 г. 704 Мы впервые заявляем, что перепись второй части кодекса 1207 принадлежит прп. Максиму. Если он, когда был в Италии, переписывал различные рукописи, как, например, Геологию по заказу Иоанна Ласкариса, то не логично ли было заниматься в качестве послушания переписыванием в монастыре литургических и святоотеческих текстов? В конце кодекса он пишет: «Богу вышнему слава, давшему доброе начало и конец. Слава Тебе, Боже наш, и паки реку, слава Тебе. Год 1508». Свое имя он не ставит, или потому, что не состоялся еще тогда его постриг, или по смирению, или потому, что не имел на это благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И каким величием, с другой стороны, сияет священная особа православного первоиерарха, смело и решительно говорившего правду пред лицом самозваных судей, энергично защищавшего нрава свои и церкви пред теми, кои по самому положению должны быть представителями правды и законности. Но тщетно красноречие патриарха, напрасна священная его ревность о благе церкви. Он унижен до конца. В своем письменном отречении от престола патриарх, воздавая султану бесчисленные благодарности за его милости, заявляет, что отказывается добровольно и с радостью (οκειοθελς κα εαρστως), принимает решение султана вполне благопослушно и с признательностью ( λαν επειθς κα εγνωμνως) 186 . Такова правда турецкого режима... 1 Составлен преимущественно по рукописным материалам, извлеченным их официальных кодексов Патриаршего архива в Константинополе. 2 κκλησιαστικ λθεια, 1881 (Ι), 3, ς. 52–53; Μαθς, Κατλογος, 296; Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, 692–693; ριστοκλς, Κωνσταντου А» то π Σιναου πατριρχου βιογραφα κτλ., 62. 6 Πρς ξακρβωσιν то πικρατοντος ατθι ραγιαδικο φρονματος τν μοναχν. Κ.Π.Α. XVIII, 111. 16 23 мая 1839 г. патриарх писал ираклийскому архиерею Дионисию и прокритам Мириофита, чтобы они прислали семь здоровых юношей для царского адмиралтейства. – Там же, 122. 30 Τ ωανννων ωαννικ• πμπεται ατ τ σον το πομνματος το κατατσσοντος ν τος γοις τν νεομρτυρα Γεργιον, καταστρεπτον ν τ μητροπολιτικ κδικι, λλ μ δημοσευτον ν τ «εταρΧ, πανηγυριστον δ τ 17– »ιανουαρου, «εν ορτ το γου »Αντωνου, πως μ φαν τος ξωτερικος, τι δ ατν τησα πανγυρις. – К. Π. Α., XIX, 178.– Несколько раньше (27 апреля 1838 г.) патриарх особой грамотой подтвердил, что грече­ская церковь ежегодно 27 июля празднует память св. великомученика и целителя Пантелеймона, – Γ ε δ ε ν, К. Δ., II, 218–219. 32 К. Π . Α ., XIX. 159 (письмо патриарха от 28 августа 1839 г. мивимнскому митрополиту о присылке пожертвованных плодов). 36 Там же. 187 (отлучение некоторых жителей Мифимвы и Корицы в 1839 г.), 196 (отлучение расхитителей имущества сирот в Редесто).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

«Краткое изложение священной и светской истории» (Η Επιτομ τς εροκοσμικς στορας; 50-е гг. XVII в.) впервые был опубликован в 1677 г. в Венеции и впосл. неоднократно переиздавался. Он состоит из 5 разделов: 1-й посвящен жизнеописанию прор. Моисея , 2-й и 3-й - Синаю и мон-рю вмц. Екатерины, 4-й - доосманскому Египту, 5-й - Египту под властью султана Селима I (с 1517) (обзор сочинения и источников см.: Μανοσακας. 1947). Н. также принадлежит авторство не менее 45 гомилий, в т. ч. в честь хиосского врача и богослова Георгия Корессия ( после 1659/60; произнесена предположительно в авг. 1665; изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1889) и по случаю посещения Иерусалима митр. Дионисием Вардалисом на Богоявление (1670; изд.: Idem. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 1-14). Соч.: Πρς τς προσκομισθεσας θσεις παρ τν ν Ιεροσολμοις φρατρων δι Πτρου το ατν μαστορος περ τς ρχς το ππα ντιρρσις. Ισιο, 1682; De artibus quibus missionarii latini, praecipue in Terra Sancta degentes, ad subvertendem Graecorum fidem utuntur, et de quamplurimis Ecclesiae Romanae erroribus et coruptelis libri tres. L., 1729; Η Επιτομ τς εροκοσμικς στορας/Εκδ. Μ. Ι. Μανοσακας. Αθναι, 1980; Νεκταρου πατριρχου Ιεροσολμων ατγραφοι πντε πστολαι/Εκδ. Μ. Ι. Γεδεν. Κωνσταντινοπολις, 1913; Παπαδπουλος-Κεραμες Α., ed. Εγκμιον ες Γεργιον τν Κορρσιον//ΔΙΕΕ. 1889. Τ. 3. Σ. 521-528; idem. Ανλεκτα. Τ. 3. Σ. 61-67; Τ. 4. Σ. 1-14; Renaudot E., ed. Gennadii patriarchae Constantinopolitani Homiliae de sacramento Eucharistiae. Meletii Alexandrini, Nectarii Hierosolymitani, Meletii Syrigi, et aliorum de eodem argumento opuscula. P., 1709. P. 163-186; Perpétuité de la foi de l " Église catholique sur l " Eucharistie/Éd. J.-P. Migne. P., 1841. T. 2. P. 1179-1184; Σπυριδκης Γ., ed. Νεκταρου πατριρχου Ιεροσολμων Ανκδοτα//Να Σιν. Ιεροσλυμα, 1905. Τ. 2. Σ. 900-911; 1906. Τ. 3. Σ. 266-280, 636-646; Кузенков П. В., Зубов Д. В. Грамота Иерусалимского Патриарха Нектария к царю Алексею Михайловичу с просьбой о помощи монастырям Афона (апрель 1664 г.)//Афонское наследие: Науч.

http://pravenc.ru/text/2564876.html

Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 г. в Александрии службу в честь К., к-рую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя К. было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец К., Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в ц. Пресв. Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин К. удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время К. составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора К. скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав К. в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся» ( Τζεδκης. 1965. Σ. 388). К. раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 г. И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в к-ром указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора - 798 ( Γεδεν. Εορτολγιον. 1899. Σ. 218). Согласно др. позднему преданию, незадолго до смерти К. покинула свой мон-рь в К-поле и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении К. Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 авг.), которые жили ранее рубежа X и XI вв., когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником . В наст. время день памяти К. отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви К. также считается покровительницей поэтов и гимнографов. Лит.: Τζεδκης Θ. Κασιαν//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389; Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Στεργου Α. Κασσιαν: ο μθος και η αλθεια. Θεσσαλονκη, 1986; eadem. Βυζαντινς αρχντισσες. Αθνα, 2003; Κασσιαν, η βυζαντιν αρχντισσα και ποιτρια. Καβλα, 19953; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 248; Μαυριγιαννκης Ν. Γ. Κασσιαν, η επιφανς Μελωδς του Βυζαντου. Αθνα, 2005; Νεκτριος (Ζιμπολας), ρχιμ. Η Ισαπστολος Μαρα Μαγδαλην κα βυζαντιν Υμνογρφος Κασσιαν. Αθνα, 2009; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 124-125; Σταματλος Ι. Σ. Πρεσβευτα γιοι. Προστται γιοι. Αθνα, 2011. Σ. 28.

http://pravenc.ru/text/1681291.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010