Ходаков Игорь Михайлович, кандидат исторических наук Мотыка Илья Игоревич, кандидат исторических наук Сергеев Сергей Михайлович, кандидат исторических наук Тарутин Павел Вячеславович, главный специалист Российского государственного военного архива, историк-архивист Кублановский Илья Юрьевич, ведущий специалист Российского государственного военного архива Залесский Константин Александрович, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Катасонов Валентин Юрьевич, доктор экономических наук, профессор МГИМО МИД РФ Большаков Владимир Ильич, доктор философских наук, проректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Чаковская Лидия Сергеевна, кандидат философских наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова Мартынов Андрей Викторович, кандидат философских наук, докторант кафедры истории и теории культуры РГГУ Гарькавый Игорь Владимирович, историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Соседов Евгений Валерьевич, юрист, лауреат Высшей юридической премии «Фемида», заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Энгельгардт Георгий Николаевич, историк, сотрудник Института Славяноведения РАН Серегина Анна Алексеевна, историк, заместитель начальника отдела экспертизы Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Кудря Дмитрий Петрович, историк, бывший старший научный сотрудник Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Грибков Иван Владимирович, историк, аспирант кафедры Источниковедения РГГУ Пыльцин Юрий Сергеевич, историк, аспирант исторического факультета Уральского федерального университета Аверьянов Алексей Алексеевич, адвокат Московской городской коллегии адвокатов Кублановский Юрий Михайлович, выпускник исторического факультета МГУ, член Патриаршего совета по культуре Самохвалов Сергей Викторович, историк, юрист 2 класса, член Союза юристов Москвы Завольский Дометий Валерьевич, историк-архивист Буранов Никита Романович, магистр истории, учитель истории

http://radonezh.ru/analytics/aktivnaya-r...

Злой человек хуже беса; и бесу того не выдумать, что злой человек замыслит; а ты прав пред Богом и пред людьми; ведь тебе без нас нельзя было ничего замыслить, ни сделать, а мы все знаем твою истинную любовь ко всей братье; пошли сказать им, что ты крест целуешь, но чтоб они выдали тех, кто вас ссорит». Давыд не согласился выдать Бориславичей. «Кто же мне тогда что-нибудь скажет после, если я этих выдам», – говорил он. Несмотря на то, Мстислав целовал крест, и Ростиславичи оба поцеловали; однако сердце их не было право с ним, прибавляет летописец. В то же самое время Владимир Андреевич начал припрашивать волости у Мстислава; тот понял, что Владимир припрашивает нарочно, чтоб иметь только случай к ссоре, и послал сказать ему: «Брат Владимир! Давно ли ты крест целовал ко мне и волость взял?» Владимир в сердцах уехал в свой Дорогобуж. Этим всеобщим нерасположением южных князей к Мстиславу воспользовался Андрей Боголюбский, чтоб предъявить права свои на старшинство и на Киев: он так же не любил Мстислава, как отец его Юрий не любил отца Мстиславова Изяслава, и точно так же, как прежде отец его, начал открытую войну, удостоверившись, что найдет союзников на юге. Ждали только повода; повод открылся, когда Мстислав исполнил просьбу новгородцев и отправил к ним на княжение сына своего Романа; тогда все братья стали сноситься друг с другом и утвердились крестом на Мстислава, объявивши старшим в роде Андрея Юрьевича. Боголюбский выслал сына своего Мстислава и воеводу Бориса Жидиславича с ростовцами, владимирцами, суздальцами; к этому ополчению присоединилось 11 князей: Глеб Юрьевич из Переяславля, Роман из Смоленска, Владимир Андреевич из Дорогобужа, Рюрик Ростиславич из Овруча, братья его – Давыд и Мстислав из Вышгорода, северские – Олег Святославич с братом Игорем, наконец, младший брат Боголюбского, знаменитый впоследствии Всеволод Юрьевич и племянник от старшего брата, Мстислав Ростиславич. Не пошел Святослав Всеволодович черниговский, не желая, как видно, отнимать Киев у Мстислава в пользу князя, старшинства которого не мог он признать; не пошел и один из родных братьев Боголюбского – Михаил Юрьевич; его Мстислав отправил с черными клобуками в Новгород на помощь сыну своему Роману; но Ростиславичи – Рюрик и Давыд, узнавши, что рать Боголюбского и родного брата их Романа уже приближается, послали в погоню за Михаилом и схватили его недалеко от Мозыря благодаря измене черных клобуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Ирина Владимировна Ушакова, заместитель главного редактора газеты «Слово», член Союза писателей России из Москвы привела в пример ситуацию, складывающуюся сегодня на её малой родине – в п. Оленино Тверской области. По её мнению, сегодня происходит трагедия вымирания русских деревень, из которых всегда в истории выходили талантливые полководцы, ученые, писатели, поэты, педагоги... В противовес умиранию деревни идёт жуткая урбанизания страны. Павел Вячеславович Тихомиров, писатель, публицист из города Новозыбков, руководитель отделения «Русского Собрания» в Брянской области, призвал ставить достижимые задачи. По его мнению, сейчас важно не допустить общими усилиями вымирания хотя бы малых городов, а не ставить задачу возрождения деревни. Если будут развиваться и жить они – вокруг них сформируются и вновь обрастут людьми и сельские территории. Для этого нужны, в первую очередь, производства на периферии. Олег Юрьевич Кассин, председатель общественного движения «Народный Собор» из Москвы, является активным участником калязинских конференций «Русского Собрания». Накануне конференции движение отметило своё 18-летие. Олег Юрьевич заявил, что он с большим интересом послушал выступления людей, которые работают на местах, почерпнул для себя немало важной информации, которую еще будет анализировать и изучать в плане проблематики местного самоуправления. Он образно сравнил местную власть с самым главным уровнем иммунной системы нашего общества. И если на этот организм влияют глобальные разрушительные процессы, то именно этот уровень болевым сигналом даёт понять, что что-то не так. Сигнал этот посылается в мозг – в федеральный центр. Поэтому нужны такие встречи, конференции, обращения на самый верх по всем направлениям, чтобы федеральный центр озаботился важнейшим вопросом – укреплением и развитием не только мегаполисов, но именно России изнутри, её души, глубинки. Андрей Евгеньевич Самохин, публицист, член Союза писателей России из Москвы согласился с доводами всех выступающих и отметил, что в резолюции нужно отразить необходимость принятия именно поправок в основной закон страны, чтобы роль местного самоуправления и идеология государства в нём четко просматривалась. Все перемены должны идти мирным путем, который в общем-то уже начат. Проводимая Россией СВО пробудила в обществе небывалую силу с низов – это люди подвижники, волонтеры, добровольцы, вставшие на защиту Отечества, на помощь нуждающимся и воинам. На этих людей государство и должно делать ставку, использовать эту волну во благо стране. Русский народ всегда сплачивался и объединялся в периоды смут.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/12/uk...

Елена Зелинская: Именно это было у меня на языке, что Вашему герою как раз не удалось, что он в каком-то смысле герой-неудачник. Андрей Кравчук: Но он, наверное, последний для меня романтический герой уходящего времени, уходящего века, уходящей истории. Елена Зелинская: Чем он так лично вас зацепил? Для меня, например, если выстраивать ряд героев белой армии, для меня, наверное, такой фигурой стал бы барон Врангель. Он точно так же, трагическая фигура, человек, который завершил эпопею поражения, уведя эскадру к турецким берегам. Трагическая фигура, благородная фигура, романтическая. Чем вас так зацепил образ Колчака? Андрей Кравчук: Очень многие личности в период революции всплыли, благодаря революции. Не потому что они сами по себе кем-то были. Было большое количество самых разных людей, но революция, так или иначе, вдруг выявила совершенно неожиданно… Какие-то дрожжи или еще что-то так забурлило, что вдруг стали появляться совершенно неожиданные фигуры. Их время или их значимость как раз определялась коротким таким смутным, страшным, неопределенным временем, когда все ценности порушились, все полетело в тартарары. Убийство стало чем-то повседневным. Если вспомнить воспоминания Шкловского, как он описывал русскую армию, которая базировалась на юге Персии или еще откуда-то, возвращалась, то это люди уже были, вообще без моральных устоев, без всего. Все рухнуло, рухнули какие-то идеалы нравственные. В этом времени, конечно, и к власти пришли, и известны стали какие-то специальные люди, наверное, так можно сказать, у которых какие-то сохраненные качества были в противовес либо засверкали неожиданно. А Колчак – это была фигура, он вырос, сформировался и так далее полностью в идеалах всех предыдущих. С романтическим отношением к жизни. Был замечательный фильм «Земля Санникова» – в какой-то мере это та самая экспедиция, в которой Колчак получил хронический бронхит. Елена Зелинская: Я никогда об этом не слышала. Андрей Кравчук: Пропал же барон Толль. Он был вместе с ним в первой экспедиции, в которой пропал Толль. Колчак тогда вернулся. Толль ушел вперед. Они действительно землю Санникова недалеко видели. Была организована вторая экспедиция, которую уже  возглавил непосредственно Колчак. Они на трех лодках шли. Они дошли до того места. Я забыл, как назывался этот остров, куда дошел Толль. Они его не нашли, скорее всего, он погиб. И там он простудился, он провалился с головой под лёд. Его вытащил матрос, как звали его, не помню фамилию, и пешком прошли до лагеря.

http://pravmir.ru/andrej-kravchuk-v-pois...

Елена Зелинская: В какой-то момент оказалось, что Россия никому уже и не нужна. Андрей Кравчук: В общем, да. Нет, нужна была тем, кто воевал внутри. Елена Зелинская: Да, кроме тех, кто конкретно… Андрей Кравчук: Там был Ленин и его команда. Дальше против него были разрозненные группировки: Колчак, Деникин, еще кто-то по ходу дела возникал. Но они не смогли двигаться единым фронтом. А красные правильно распределяли главные усилия. То есть надо было вначале этого, пускай двигается. Этого разбить, потом этого разбить. Елена Зелинская: Значительно более сложная история даже в коротком нашем с Вами разговоре, чем то, что… Те идеологемы, которые нам вкладывали еще в школе. Понятно, почему, это даже не интересно обсуждать. Важно, мне кажется, то, что когда Ваш фильм вышел, то он попал как раз в такую самую острую точку, в болевую точку. Это сейчас мы с Вами, спустя сколько лет после выхода вашего фильма уже? Андрей Кравчук: Четыре-пять. В 2008 году вышел. Четыре года.   Елена Зелинская: Четыре-пять лет, за эти годы, смотрите, мы уже обсуждаем эту тему как данность. А ведь еще пять, я не говорю десять лет, это была больная точка. Нужно было заново доказывать и объяснять, что наша история не была плоской, как ее рисовали на контурных картах у нас в школе. Не так все было плоско. Мне кажется, что этот спор, та дискуссия, которая возникла вокруг вашего фильма в момент его выхода, разные же были точки зрения, так ведь? Как бы стал не то, что поворотной точкой, не только… Нельзя, так слишком было сказать. Но какую-то очень такую заметную веху эта дискуссия, даже не сам фильм, а дискуссия вокруг него вбила в наше сознание. И после Вашего фильма уже невозможно говорить о героях Белого движения в тех выражениях, в которых нас учили в советской школе. Как минимум, как о трагических фигурах, как должное, как о героях. Я думаю, что не только нам с вами в разговоре, а сейчас очень многим предстоит заново этот путь пройти вместе с Белой армией. Смотрите, когда мы действительно были подростками, нам хорошо и довольно подробно при всем при том рассказывали историю Второй мировой войны.

http://pravmir.ru/andrej-kravchuk-v-pois...

Со 2-й пол. II тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В К.-Ч. открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII вв. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV вв. до Р. Х.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.) в предгорных районах К.-Ч. появились поселения аланов и меотов. После гуннского нашествия, с кон. IV в., аланы заняли также горные ущелья. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V в.), хазары (с VII в.), в Х в. здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI в.- кипчаки. В VII-IX вв. территория К.-Ч. входила в состав Хазарского каганата, с кон. IX до кон. XIV в.- в состав Аланского гос-ва. Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII вв. Аланское гос-во достигло расцвета. Араб. географ Х в. аль- Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С сер. VII в. из-за арабо-визант. войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана: из Ср. Азии через плато Устюрт и Сев. Прикаспий караваны направлялись в степи Предкавказья и через них по долинам рек Алании (Б. Лаба, Б. Зеленчук, Теберда) к перевалам Санчаро, Клухорский в Абхазию, через порты к-рой попадали в черноморские владения Византии. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и рус. правителями заключались династические браки: рус. князья св. Андрей Юрьевич Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк, св. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо были женаты на «ясках» (в рус. летописях аланы называются «асами» («ясами»)). На территории К.-Ч. (в Н. Архызе, на городище Адиюх на окраине Карачаевска) найдено неск. древнерус. крестов-энколпионов, в Аланию эти кресты попали предположительно в XI-XII вв., в период наиболее активного развития русско-аланских отношений.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Брат Андрея Глеб Юрьевич, посаженный в Киеве князем, не долго княжил в униженной столице, – он скоропостижно скончался и его место, без разрешения Боголюбского, занял Владимир Мстиславич, князь Дорогобужский дядя Смоленских князей Ростиславичей, но Андрей властно приказал ему немедленно выехать из Киева и отдал Киев Роману Ростиславичу, князю крот­кому и покорному воле его, послав сказать Ростиславичам: «вы нарекли меня отцом, и я хочу вам добра; я даю Киев Роману, вашему брату». И по слову Андрея Роман сделался князем Киевским. Но не прошло и года, как между Ростиславичами и Боголюбским произо­шли недоразумения. До князя Андрея дошел слух, что брат его Глеб умер не своею смертью , а был изведен Невскими боярами. Молва, по всей вероятности близ­кая к истине, указывала даже и виновников этой на­сильственной смерти Глеба – какого-то боярина Григория, Степанца и Олексу Святославича. Андрей решил не­медленно наказать убийц брата и потребовал от Романа выдачи их. Нерешительный Роман, встретив силь­ную оппозицию в среде местных бояр, защищавших без сомнения своих друзей, не исполнил воли Андрее­вой и дал возможность скрыться подозреваемым в преступлении боярам. Этот поступок Романа, мирволившего местным боярам, вызвал сильное неудоволь­ствие в Андрее, который увидал, что на Романа и Ростиславичей полагаться нельзя. Он послал сказать им свое властное слово: «ты, Роман, не ходишь в моей воле с братиею своею, иди же из Киева, а Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода. Ступайте в Смоленск и там делитесь между собою. Киев я отдаю брату Михаилу». «Так был силен Андрей», замечает по этому поводу историк, 80 что одного своего слова считал достаточным, дабы выслать многих князей из их княжеств и произвести совершенно новое между ними размещение». И действительно, Роман беспрекословно повиновался ему и уехал из Киева в Смоленск, но другие Ростиславичи обиделись, – они хотели оправдаться перед Андреем и отправили с этою целью послов к нему; но не дождавшись ответа, они попытались силою за­владеть Киевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алекс 24 ноября 2018, 15:30 Жалко людей для которых воспоминания о комсомоле, это всё что можно вспомнить о молодости)). Я помню комсомол лишь как занудную, ни кому не нужную обязаловку. Пустую, унылую казенщину. Какая же унылая должна быть жизнь у человека, чтобы эта формалистика стала " светлым воспоминанием молодости " . Кира 24 ноября 2018, 13:03 Катерина, верно: решение о коллективизации было изначально ошибочным. Но нужно помнить и о том, что большинство раскулаченных попало в эти списки по доносу соседей. И арестовывались очень многие по тем же доносам соседей, сослуживцев, порой, друзей и родственников. А доносили из личной мести либо выгоды своей ради. Так что дело здесь не только в Сталине, к сожалению. Андрей Горбачев 24 ноября 2018, 11:43 Галина 23 ноября 2018, 13:19 " Андрею Горбачеву. Нет, я не аскетичная, а просто, простите,уже не молодая, кое-что повидавшая женщина из семьи репрессированных " . Галина, простите если Вас обидел. Но Вы сама понимаете, что проблема есть. И комментарии к " Улову " - очередное тому свидетельство. С уважением... Андрей Горбачев 24 ноября 2018, 11:15 Роман Синельников 15 ноября 2018, 01:21: " Через год с небольшим, летом 1991 года, всё тот же горком стал центром распространения современного перевода Нового Завета " . Теперь понятно, почему ВЛКСМ развалился в 1991 г. Не зря коммунисты так боялись распространения Библии. Андрей Горбачев 24 ноября 2018, 11:10 Андрей Юрьевич, Вы меня не так поняли. Я своим детям запретил участвовать в комсомольском празднике, а на репетициях они сидели в сторонке от поющих. Мне «за державу обидно» и страшно за будущее нашего народа. То, что Вы пытаетесь представить комсомол 70-80-х чуждым антирелигиозной позиции КПСС, выглядит, простите меня, простым капризом. А празднование 100-летия ВЛКСМ включает в себя почитание комсомольцев всех этапов, в том числе тех, кто своими жизненными принципами считали блуд, насилие, борьбу с религией. Да и сам термин «ленинский» ёмко определяет характер этого движения. Конечно, и на помойке иногда оказываются неплохие продукты, но помойка при этом остается помойкой. С уважением...

http://pravoslavie.ru/117237.html

Это какие-то качества, которые очень важны. Мы говорим о ценностях. Здесь история про человека… Елена Зелинская: Давайте мы, наконец, назовем этого человека. Андрей Кравчук: Владимир, князь Владимир. Елена Зелинская: Князь Владимир. Андрей Кравчук: Да. Но мы берем его до его канонического момента. То есть, если взять и почитать о нем до того, как пришел к Крещению, то это история злодея. Просто был обычный молодой человек с не очень хорошим происхождением. У него папа князь, а мама ключница, практически рабыня. И в какой-то момент, видимо, она сказала папе Святославу: «У нас ребенок. Что делать будем?» – «Да, нехай, мой будет» – согласен. Бабушка Ольга, первая христианка, сразу же мамашу куда-то выслала и сама воспитывала. Мальчик почти детдомовский. На самом деле для меня тоже это такая вещь, понятная. Началась тоже почти гражданская война, в которой он, чтобы выжить, чтобы решить свои проблемы и так далее, на наших глазах начинает превращаться в злодея. И его путь – удивительный путь. Мы заканчиваем эту историю, когда он решил принять Крещение. Что с ним произошло? Почему это произошло? По сути, это почти, как сейчас говорят, «action and danger» -приключения, война, непрерывные события. Он уже… любовь и так далее. Запутанный человек, но он живет в мире, где нет никаких ценностей, где цель и средства, а цель достигается любыми средствами. Там был один американский артист, я уже не помню его фамилию, который всю жизнь играет злодеев. Ему однажды в интервью задали вопрос: «Вам не неприятно играть злодеев?» Он говорит: «Я не играю злодеев». – «А что?» – «Я играю человека, который добивается своих целей любым способом». Елена Зелинская: Но это и есть злодейство, в сущности. Андрей Кравчук: Нет, это формулировка: «Бизнес. Ничего личного». Она сейчас имеет такую, более сглаженную форму. И люди, про которых мы говорим, которыми сейчас занимаемся и так далее, они и живут примерно по этим же правилам. Это мир язычества, где никому не молятся, а со всеми договариваются. Пантеоны, как сейчас Совет министров.

http://pravmir.ru/andrej-kravchuk-v-pois...

Это была ситуация, скажем, Византийского государства, как ни странно. Они были на то время самые богатые, великолепные, они впитали в себя все, что было из греко-римской культуры, еще стали создавать свою православную. Рим пал в V веке, а Византия просуществовала еще тысячу лет. И все основные… Елена Зелинская: Хищники? Андрей Кравчук: А вокруг все стояли в слюнях просто. Князь Олег наш, помните, прибил щит к вратам Царьграда – это было высшее достижение. Он не взял этот город. Он их испугал, придя на лодках, они с ним договорились, в общем, выплатили ему деньги, он ушел, себе поставил красные, алые паруса, судя по летописи, как в этом красном пиджаке вернулся на родину. Богатый, хорошо. Спросил: «Можно я щит прибью?» – «Бей, конечно». Щит прибил, они город сохранили, все отлично. А у нас это был очень важный факт истории. Они были настолько богатые и великолепные, что все хотели их ограбить. Елена Зелинская: В новостях – это я из Вас все секреты выпытываю – мелькнуло, что вы присматривали, рассматривали в качестве возможности Калужскую область. Чем вам приглянулась, как вариант, Калужская область? Андрей Кравчук: Там речка широкая красивая, есть возможность. Нам же для фильма надо строить, много, чего строить, поэтому помимо… Елена Зелинская: По существу, будете заново Киевскую Русь строить? Андрей Кравчук: Нет, всю мы не построим, бессмысленная затея. Просто это надо иметь бюджет, соответствующий государству. Мы думали, и пока мы рассматривали большое количество объектов и там, казалось, что можно строить. В каждом месте есть свои плюсы и свои минусы. Есть места просто, ух! Есть, что понимаешь, что, да, только здесь это может быть, и здесь это будет то самое, о чем ты мечтаешь. Есть места, такие, с компромиссами, как мне один знакомый художник говорил — «с прищуром». Если посмотришь так. В частности, была Калужская область. Мы даже встречались с губернатором, рассказывали ему про наш проект и показывали то, что мы делали. Но это все тяжело. Сейчас очень тяжело делается, потому что киноиндустрия, во всяком случае — наша, не очень готова для такого проекта, такой сложности задач, потому что ничего нет практически, все надо создавать, создавать мир и не попадать, знаете, в общие места. Самое страшное в интерпретации или, когда ты говоришь, берешь какую-то историческую тему, самое страшное — впасть в учебник истории или в этнографический музей. Я с детства… Я понимаю их ценность, я их люблю, хожу, заставляю себя, а в детстве это было всегда такое мучение некоторое.

http://pravmir.ru/andrej-kravchuk-v-pois...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010