Приближается праздник Пятидесятницы, или, как его больше знают в народе, День Святой Троицы. В субботу перед Троицей в церковном календаре есть еще одна дата –Троицкая родительская суббота. В этот день помянуть своих усопших пойдут многие люди. В том числе придут те, кто «от кого-то в народе слышали», что родительская суббота перед Троицей – это единственный день, когда Церковь молится за самоубийц. И, как показывает опыт, таких людей достаточно много. Кстати, многие с явной обидой, а иногда и агрессией, воспринимают отказ принять «записку» с именем самоубийцы. Откуда пошло Да, есть такое суеверие, что на Троицкую родительскую субботу поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц. Сложно сказать откуда произошло то или иное конкретное суеверие. Читаешь сайты с разными «полезными» и «духовными» советами и просто поражаешься неистощимости народной фантазии. Нельзя точно сказать откуда произошло то или иное суеверие, но можно предположить. Само богослужение Троицкой родительской субботы подразумевает, что мы «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших» . Выдающийся литургист и подвижник благочестия святитель Афанасий (Сахаров) в своей фундаментальной работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» пишет, что День Святой Троицы – это особый день церковного календаря: «Церковь возносит усиленное просительное моление о своих живущих на земле чадах, о прощении грехов их, об очищении их действием Святаго Духа, о принятии их коленопреклоненных молений, с этого дня после продолжительного перерыва возобновляемых. Совершая такое нарочитое моление о живых, Святая Церковь не могла забыть об усопших. Посему в сей всесовершенный и спасительный праздник она трогательно и умилительно сплетает воедино и приносит общие умилостивления молитвенные и о живых, и вместе об умерших, и даже о держимых в аде» . И, действительно, это особый день, но даже в такой особый день Церковь все равно не молится за самоубийц. На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о тех, кто «самовольно живот свой оставивших». Рискну предположить, что народное сознание «домыслило» сюда еще и эту категорию.

http://pravoslavie.ru/103944.html

     События, предваряющие Страшный Суд Блаженный Августин говорит, что «время, которое лежит между смертью человека и конечным воскресением, держит души в тайных вместилищах, в соответствии с тем, чего каждая душа достойна: покоя или страдания» . Следовательно, последующие за всеобщим воскресением события, равно как и само воскресение, для одних усиливают блаженство и наслаждение, для других муку и страдание. Свой «ад» или «рай» мы созидаем своими благими или нечестивыми деяниями При этом мы не должны забывать, что свой «ад» или «рай» мы созидаем уже в нашей земной жизни своими благими или нечестивыми деяниями, спасаясь верою во Иисуса Христа как в Сына Божия и упованием на чудо Его спасительного Воскресения. Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9). Этими словами «Павел дает... символ, в который вы должны верить и который надо исповедовать, чтобы спастись» . Но! Общеизвестно, что «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Дела-то и последуют за нами в вечность, будущность которой мы и созидаем ими (добрыми или злыми), еще живя на земле. И если мы не примирились с Богом Отцом в Его Сыне Господе Иисусе Христе, то все то дурное, что мы сотворили во дни земной жизни, последует за нами в вечность. «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня» (Пс. 39, 13). Блаженный Иероним предлагает следующую картину предваряющих Страшный Суд событий: «Иероним перечисляет следующие пятнадцать признаков или знамений, предшествующих Суду. В первый день все моря поднимутся на пятнадцать локтей выше гор, на второй день все воды настолько погрузятся в пучины, что едва ли будут видимы, на третий день они будут восстановлены в их прежнее состояние, на четвертый день все большие рыбы и другие твари, движущиеся в водах, соберутся вместе и, подняв свои головы над поверхностью моря, будут издавать друг на друга злобное рычание, на пятый день все птицы соберутся вместе в полях с воплями друг к другу, не прикасаясь к пище и воде, на шестой день огненные реки поднимутся к небесному своду стремительно, несясь с запада на восток, на седьмой день все небесные светила, т.

http://pravoslavie.ru/114968.html

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды ( Мф. 5:6 ). И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего ( Пс. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

В иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в арм. переводе, отмечены особые собрания и чтения на протяжении 8 дней праздника Богоявления, от 6 до 13 янв. ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 223). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, относящемся к VI-VIII вв., особо выделено богослужение 8-го дня после Богоявления и Обновления (соответственно 13 янв. и 20 сент.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. Pt. P. 26; Pt. 2. P. 27 (N 136); T. 2. Pt. 1. P. 47; Pt. 2. P. 39 (N 1254)). В древнейшем Иадгари (Тропологии) VII-VIII вв. (гимнографическом приложении к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемся только в груз. переводе) помещены песнопения на 8 дней после праздника Богоявления и перечень прокимнов на тот же период после Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 67-73, 314). В новой редакции Тропология IX-X вв. (новом Иадгари) последний день празднования Богоявления и Обновления обозначается термином / (мсгепси/мзгепси - груз. «седмица») и ставится на 13 янв. и 19 сент. соответственно. Кроме того, в этих груз. сборниках отмечается празднование в честь прп. Саввы Освященного 8 и 12 дек., т. е. на 4-й и 8-й день после 5 дек., основного дня его памяти (см.: Sinait. iber. 1, 65 и др.; Описание груз. рукописей: Синайская колл. Тб., 1978. Т. 1. С. 17, 214, 223 и др. (на груз. яз.)). В греч. Тропологии 8-й день Богоявления обозначается как «день восьмой св. Богоявлений. Исполнение (πλρομα) праздника» ( Никифорова А. Ю. Из истории Минеи в Византии. М., 2012. С. 201). Согласно указаниям Тропология, на каждый день празднования Богоявления, включая 8-й день, полагался особый канон праздника, глас которого обычно совпадал с номером дня (Sinait. gr. ΝΕ. ΜΓ. 5, VIII-IX вв.; Никифорова А. Ю. Из истории Минеи. М., 2012. С. 198-201). Такая практика иногда проявляется и в более поздний период господства Студийского и Иерусалимского уставов: в нек-рых Минеях расширенного состава помещаются особые каноны на каждый день попразднства (Там же. С. 142; см. также: под 7-14 янв. в Минее 1049 г.- Sinait. gr. 595. Fol. 18-38; под 16-23 авг. в Минее XI в.- Sinait. gr. 631. Fol. 52-98).

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

В кругу церковного года 8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы 1 «Сей день Господень, радуйтеся людие...» Что это за день? Почему люди должны радоваться? Представим, что ночью на море была буря. Люди терпели бедствие. Волны готовы были поглотить плывущих по морю. Но к этому бедствию прибавилось и другое: люди потеряли дорогу, они не знали, где берег, куда плыть, где спасение. И вдруг увидели свет маяка – там берег, там спасение! Рождество Пресвятой Богородицы было именно этим светом для рода человеческого. Среди ветхозаветной тьмы загорелась звездочка, за которой вскоре появится солнце Правды – Христос Спаситель. Вот почему говорится: «Сей день Господень, радуйтеся людие...» И эта звездочка осталась для людей Звездой путеводной в Новом Завете. Плывем мы по морю житейскому – море бурное, грозное, готовое поглотить каждого из нас. Надо помнить Пречистую – Она укажет, как жить, куда направлять корабль своей жизни. Она путь чистоты, смирения, кротости, терпения, любви и веры. Пресвятая Богородица, спаси нас! 2 Пресвятая Дева Мария родилась от престарелых супругов Иоакима и Анны. Она происходила от царского рода, а по матери – от архиерейского. День Ее Рождества является начальным праздником для всех новозаветных праздников – на земле родилась Та, через Которую придет Христос Спаситель. Люди празднуют дни рождения своих родных и близких, а также дни рождения знаменитых людей. Кто же из рожденных на земле может быть знаменитее Матери Христа Спасителя! Кто из близких и родных, сегодня живых, а завтра умерших, может быть ближе и роднее нам, чем Дева Мария, Матерь Божия, Заступница усердная рода христианского! Но празднуем мы день Рождества Пречистой не только как родной нам и близкой, не только как знаменитой. Мы празднуем день Ее Рождества и как самой чистой, кроткой, многомилостивой, любвеобильной. В день рождения мы обычно приносим родному и близкому человеку подарок. Какой же подарок можем мы принести Пречистой сегодня? Свечку, молитву, особенно молитву сердечную, а главное – память о Ней и подражание Ей в нашей жизни. Подражание Ее чистоте, Ее кротости, Ее любви и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В это время Мемориальный садик Музея посетил глава администрации Кронштадтского района Андрей Николаевич Кононов и возложил первые цветы к памятнику. После Литургии из всех храмов Кронштадта потянулись многочисленные паломники, которых не испугал в этот день сильный мороз. Паломников на автобусах было так много, что приходилось их разделять на группы, а у входа подчас возникала очередь. Для сестер это была немалая нагрузка. В этот день приехала послужить в Квартире большая часть сестричества. Но сказывался большой организаторский опыт сестер и все прошло прекрасно. В прихожей зале Музея на первом этаже гостей о.Иоанна сёстры встречали чаем с пирожками: чай безплатно, пирожки за небольшое пожертвование. Затем паломники проходили в мемориальную часть Музея, где им проводили экскурсии. Особенно потрудилась инокиня Аркадия, которая провела в этот день более 10-ти экскурсий. В этот день приходилось говорить кратко, но ёмко, чтобы не возникало «пробок» в комнатах Квартиры. Некоторые паломники потом делились впечатлениями и говорили, что несмотря на тесноту, никто не был в обиде, и многие переживали благодатные слёзы в тех стенах, где преставился Дорогой Батюшка. В общей сложности в этот день в Мемориальной Квартире побывало почти 10 священников и не менее 300 паломников. Только после четырех часов дня поток схлынул и мне, наконец-то, удалось послужить молебен Дорогому Батюшке. Как раз в это время в Музей пришел игумен Киприан (Ященко), насельник Троице-Сергиевой лавры, известный подвижник и просветитель, который каждый год в этот день (в течение почти 15 лет) приезжает в Кронштадт, чтобы помолиться Всероссийскому Пастырю. Мы вместе с о.Киприаном по его выбору пропели акафист св.Иоанну Кронштадтскому, составленный покойным протоиереем Николаем Беляевым (память которого будет буквально через полторы недели - 12 января). О.Киприан привёз с собой частицу мощей прп.Паисия Святогорца, и мы соединили воедину молитвы св.Иоанну и прп.Паисию. Потом мне удалось лично тепло пообщаться с глубоким почитателем св.Иоанна Кронштадтского.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/04/mn...

Вениамин (Федченков) в этой книге проникновенно пишет о празднике Благовещенья. Кроме собственно толкования праздника здесь содержатся и богословские замечания. «Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий-либо день случится» в посту. Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего… Но что является особым исключением для этого праздника — зажжение свечей пред 9-й песнью канона, как и на полиелее. Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение… Звон — «во вся тяжкая». Так радуется Церковь!» Группа Вконтакте Facebook группа Благовещение Раздел I. Мысли на праздник РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Видовдан: торжество скорби В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. 29 июня, 2010 В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. — 28 июня сербы отмечают Видовдан — день Косовской битвы — главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Правмир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и  о современном положении дел в Косово. — Для начала хотелось бы сказать о самом названии — Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает. На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня — это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски — Видовдан — буквально день Вита. Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее. Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой , эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях. Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно. Литургия в Грачанице С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия — поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов — день гибели земного «Сербского царства».

http://pravmir.ru/vidovdan-torzhestvo-sk...

Глава 27. Поражение дракона и спасение Израиля 1. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори). В «тот день», когда Господь будет уничтожать всякое зло в мире, в особенности язычество, столь вредное и враждебное церкви истинно-верующей, в это время Он наведет свой меч и на дракона. Этот меч Господа свят, потому что служит верным оружием святой правды Божией; он велик – соответствует величию могущества десницы Божией и действует страшно и убийственно; он крепок – назначенный для сильного врага, он не переломится при ударе ни о какую броню и непременно поразит свою жертву. Этот враг Бога и Его народа есть дракон. Этот злой дракон есть бегущий, а не ползущий, он быстро стремится к своей добычи и с налёту нападает на нее; змей лукавый извивающийся кольцами, бросающийся в стороны и вообще хитрый; он живет в море (точнее при море) и здесь, близь берегов, в густой траве, среди болотистых отмелей он недоступен бывает для охотников. Этот страшный дракон есть, прежде всего, царь Египетский, злейший враг Израиля, стоящий во главе огромного войска, охраняемого боевыми колесницами, как бы крыльями, живущий в низменной части Египта, среди болотистых берегов Нила (ср.гл.30). Но образ дракона, как врага Божия, напоминает древнего змея – дьявола, который, как виновник лжи и всякого зла на земле, был так силен в мире языческом и сделал столько зла для ветхозаветной церкви Божией, доколе не поразил его мечем своего слова Искупитель (ср. Ис.2:1–4 ). 2. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: (В той день виноград добрый, желание пети над ним). Тот день, когда Господь поразит «дракона при море» – царя Египетского, будет радостным временем для народа Еврейского, как бы день доброго урожая винограда, при сборе которого обыкновенно пелись веселые песни. Бесчисленные трупы падших врагов облитые кровью, вот этот виноград! Над ним воспоет народ Божий торжественно хвалебную песнь Господу-Победителю (гл.26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010