255. Беседа в день отдания Пасхи и принесения камня Гроба Господня (Напечатана 705 в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешним днем заключая радостные дни праздника Воскресения Христова, как разстанемся мы с ними? В каких мыслях? В каких чувствованиях? – Благословим Господа Воскресшаго, даровавшаго нам участие в радости Его Воскресения. Предадим Ему наши надежды, еще встретить сию радость, в продолжении нашего странствования на земле. Наипаче же призовем верною надежду, и за пределом сего странствования найти для себя светлую область Воскресшаго, и там истее причащатися Его, в невечернем дни царствия Его. Признаем великодаровитую благость Христа и Церкви в том, что дано нам обильно наслаждаться праздничною радостию Воскресения Христова. Это дар Церкви: поелику она так учредила; и вместе дар самого Христа Господа: поелику Он дал основание учреждению Церкви. Церковь помнит и держит правило, изреченное Христом Господом для Его последователей: «не могут сынове брачнии плакати и поститися, елико время с ними есть жених» ( Mamф. IX. 15 ); и с того мгновения, когда яко «жених» от чертога, изшел Христос от гроба, «сынове брачнии», то есть, прилепившиеся к Воскресшему верою и любовию, во все дни, в которые Он не «отъят» от них, но продолжает приближаться к ним на земле в Своем прославленном теле, еще не вознесенном на небо, не постятся строгим постом, не преклоняют колен, и дни креста услаждают радостию Воскресения, и во дни делания непрерывно видят зарю праздника. В самый день Воскресения Своего, в первый день седмицы, явился воскресший Господь собранным Апостолам Своим, и по исполнении седмицы, вновь явился им в тот же день: посему сии «сынове брачнии» уразумели, что в сей день особенно благоволит приближаться к ним Небесный «Жених»; и потому сей день седмицы нарекли «днем Господним» 706 , и, по внушению Духа Святаго, освятили его для Церкви, как день воскресения и радости, на все седмицы года и на все времена. Если таким образом учреждения Церкви показывают, как вожделенна для нея близость воскресшаго Христа и прославленнаго тела Его, поколику она проявляется во времени: то, по соответствию с сим, не удивительно, если для верующих вожделенна также Его близость, поколику ознаменовывается в отношении к месту. Итак, понятна ревность святой равноапостольной Елены, употребившей необыкновенныя усилия, чтобы найти крест, который освятился прикосновением тела распятаго на нем Христа и кровию, от Его язв излиянною; чтобы открыть погребенный тогда в земле гроб, в котором погребено было тело распятаго и умершаго за нас Христа, и из котораго оно воскресло в славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

324. Беседа в третий день Пасхи и в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Говорена в Чудовом мон. апр. 17-го; напечатана в Твор. Св. Отц. 1856 г. и в собр. 1861 г.) 1856 год После того, как о воскресении Христовом Евангелие возвестило нам еще в навечерии праздника, в два дня праздника мы слышали евангельский глас сына Громова, поистине, подобно грому, крепкий, подобно молнии, светлый. То возводил он нас превыше небес, и превыше времен, к созерцанию Божества Христова: «в начале бе Слово; – Бог бе слово» ( Ин.1:1 ). То на земле, устами большего из рожденных женами провозглашал вечность Христа и Его безмерное величие: «Той есть грядый по мне, Иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его» ( Uoah. I. 27 ). Ныне святая Церковь , оставя Евангелиста Иоанна, призвала Евангелиста Луку, чтобы он возвратил нас ко дню воскресения Христова, и в своем повествовании дал нам видеть некоторые в тот день действия учеников Христовых и явление Господа воскресшего. Нет ли в сем церковном распоряжении особенного намерения? – Думаю, есть то намерение, чтобы наши мысли, которые с течением дней праздника могли более или менее рассеяться, вновь собрать к существенному предмету праздника, и чтобы указанием на происходившее в первоначальный день Пасхи Христовой подать наставление нам, что может и должно быть во дни возобновляемой настоящим торжеством Пасхи Христовой. В самый день воскресения Христова, пред вечером, два ученика Христовых, Клеопа, наименованный в Евангелии, и другой, по преданию, Лука, писатель Евангелия (умолчавший о своем имени по смирению), идут из Иерусалима в недальнее селение Еммаус, не знаем, по какой надобности, но конечно не без надобности, в такой день, в который оставаться в Иерусалиме было весьма любопытно, хотя не для всех безопасно. Идут, и разговаривают. О чем? О надобности ли, для которой идут? Или о разных предметах, случайно попадающих на ум и на язык? – Нет. Их разговор не легкомысленный, не празднословный. «Та беседоваста к себе о всех сих приключшихся» ( Лк. 24:14 ). Они беседовали между собою о страдании Христа, о Его распятии, о Его погребении, наконец о Его воскресении, которому любящее Христа сердце их желало бы верить, но которому нераскрытое разумение их еще боялось верить. Сомнение не удалило их от Христа, к Которому влекла их любовь; и страх врагов его не воспрепятствовал им исповедать Его, как чаемого Спасителя, нечаянному неизвестному спутнику: «надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля» ( Лyk. XXIV. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устинова И. А. Делопроизводственные документы Патриарших приказов 1-й по-ловины XVII в.: Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г. Часть 3. Продолжение. Начало: Вестник церковной истории. 2014. 1/2(33/34). С. 3/4(35/36). С. 31-71 Приходная книга Патриаршего Казенного приказа 1640/41 г.   (Л. 335) Нижней Новгород Церковь Преображение Спасово внутри городе соборная. Дани девять алтын три деньги, десятильничих и заезда два алтына. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь архангела Михаила соборная. Дани рубль дватцать алтын пять денег, десятильничих и заезда пять алтын. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. Церковь Петра митрополита внутри городе. Дани дватцать алтын пять денег, десятильничих два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил десятильник Василей Потапов. (Л. 335 об.) Церковь Семион Столпник в монастыре в особняке внутригороде Дани тритцать один алтын, десятильничих и заезда два алтына три деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Сшествие Святого Духа в монастыре в особняке внутригороде. Дани шесть алтын четыре деньги, десятильничих и заезда пять денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Воскресение Христово внутри ж городе. Дани четыре алтына три деньги, десятильничих и заезда четыре деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь святые мученицы Варвары на посаде. Дани (Л. 336) семнатцать алтын пять денег, десятильничих и заезда два алтына две деньги. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов. Церковь Афонасия и Кирила, Александрейских чюдотворцов, на посаде. Дани шесть алтын две деньги, десятильничих и заезда шесть денег. И марта в 30 день те деньги взято. Платил Василей Потапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49219.html 09 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Рождество: календарный вопрос Источник:  http://www.taday.ru/text/28091.html Татьянин день Праздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник и до 4 столетия существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви, и в самом богослужении праздника Рождества Христова. раздник Рождества Христова – древнейший христианский праздник, и до 4 столетия он существовал неразрывно с другим христианским праздником – Крещения Господня под общим наименованием Богоявления. Главное событие, вспоминаемое христианами в этот день, – пришествие Бога во плоти, превышающее разумение, Христа-человека как главного в этом событии. Это отражается и в богословском толковании этого дня Отцами Церкви и в самом богослужении праздника Рождества Христова. Пришествие Бога во плоти исторически было явлено со всей очевидностью в двух событиях: в рождении Богомладенца Иисуса и Крещения Спасителя Иоанном на Иордане. Поэтому оба эти события праздновались в один день. Первоначальным основанием для празднования 6 января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос – по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой день первого месяца года, которому соответствовало 6 января. Но в середине 4-го столетия Папа Римский Юлий I установил праздновать Рождество 25 декабря, с тем чтобы противостоять языческому культу солнца и предохранить христиан того времени от участия в достаточно разнузданных увеселениях народа, которые были широко распространены. Примерно с 337 года в Константинополе, а за ним и в других частях христианского Востока Рождество начали праздновать 25 декабря. По мысли святых Отцов 3-4 столетия этот день более всего соответствует дню рождения Иисуса Христа. Кроме того, 25 декабря – это еще и зимний солнцеворот: после самых длинных ночей в году день становился длиннее, а ночь короче. То есть после самых темных дней года наступает перелом – умаление тьмы и прибавление света, что так естественно сочеталось с пониманием того, что принесло в жизнь человеческого рода Боговоплощение.

http://religare.ru/2_49219_1_21.html

Время совершения литургии в 1-й день Пасхи «Последование литургии бывает порану», замечает наш Типикон о времени совершения литургии в первый день Пасхи. Выражение это вполне можно поставить в параллель с другими местами того же Типикона. «В сий (или сей) день бывает литургия порану, говорится в Типиконе о литургии в день Рождества Христова и в день Богоявления Господня, труда ради бденнаго» (л. 153 и 170 об.). Но как ни тождественны по-видимому эти места Типикона, как ни сходны по своим даже слововыражениям, тем не менее действующая ныне практика нашей церкви показывает, что им не придается везде одинакового значения. Литургия на Рождество и Богоявление действительно начинается раньше обыкновенного времени, чем это делается в простые будничные и другие праздничные дни. Так поступают священники сельских приходов и в первый день Пасхи 1 , давая своим прихожанам некоторое время после утрени на отдых. Но в приходах городских почти повсеместно вошло в обычай начинать литургию непосредственно, не расходясь, после утрени. Некоторые, забывая о вышеуказанном сходстве выражений Типикона относительно времени совершения литургии на Пасху и в некоторые другие дни, стараются подыскать основания для этого неуказаннаго в Уставе обычая. «Так как пост Великой субботы, по древним церковным правилам, должно оканчивать в полночь (Трул. соб. прав. 89 сн. Дионис. архиеп. Александр. прав. 1. Книга Правил св. апостолов, св. соборов и св. отец. М. 1872 стр. 443) до куроглашения (Типик. послед. велик. субб.), – говорит о. Никольский, – то посему литургия в день Пасхи совершается в самые ранние часы» 2 . На это нужно заметить, что и другие посты, по установившемуся преданию св. Церкви, оканчиваются тоже полночью и если говорится о посте св. Четыредесятницы в 89 правиле Трульского собора и 1 правиле Дионисия Александрийского , то это не то значит, что другие посты оканчиваются в иное время, а только то, что об этом именно посте подымались споры очень часто в древне-церковной практике и были даже рассуждения о нем на соборе Трульском, о других же постах не было и речи 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Глава 28 Зач. 115-е. Воскресение Господа Иисуса Христа. Путешествие мироносиц ко гробу Христову. Подкуп стражи при гробе Христовом Иудеями. Читается в великую субботу на литургии. 1. Въ вечеръ же сббтный вечери же свитающи во сббтъ, магдалина и дрга видти гробъ. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. В вечер субботний (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем после смерти Христовой. Суббота, это седьмой и последний день недели у Евреев, день праздничный (4-я зап.). На рассвете первого дня недели (свитающи во едину от суббот), т. е. новой недели, дня, который со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресным. Господь имел воскреснуть в третий день по смерти. Так пророчески было представлено прор. Ионою; так неоднократно предсказывал Сам Господь Своим апостолам; так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном; вечер четверга и день пятка, вот сутки, по еврейскому счету. Ночь пятка и день субботний другие сутки. Субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают утром, после полуночи. (Амврос. Медиол.) Мария Магдалина и другая Мария, это те самые жены, о которых говорилось выше. Мария Магдалина, одна из учениц Христовых, и Мария – Пресвятая Матерь Его (27 гл. 56 и 61 ст.). Они первые пришли на гроб Христов, первые и увидели Его воскресшего (9 ст.). «Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною», пишется в синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил, воскреснув из мертвых. «Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу И. Христу, и сердце её более других было поражено невыносимою сердечною скорбию, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рожденного и воспитанного, и связанного с Нею самыми тесными кровными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

День святого Трифона В нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон. 13 февраля, 2013 В нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон. Содержание статьи Светские праздники мы воспринимаем по-разному: кто-то радуется возможности сделать ближним что-то приятное, остаться в общем русле праздника и посочувствовать торжествам, кто-то подмечает, как многие праздники стали настоящим коммерческим культом, поднимающим продажи крыс, запредельно дорогих роз и всевозможных сердечек. Кто-то ломает голову, пытаясь оградить детей от того, что спешат устроить в школах не разобравшиеся во всех заграничных праздниках учителя, принуждая детей чуть не с первого класса подыскивать себе возлюбленных для поздравлений, кто-то и не помнит этих светских дат. День святого Трифона В мире сегодня день святого Валентина, ставший, после процесса политкорректных замен просто Валентиновым днем. Такая популярность праздника для нас должна иметь одно ясное следствие, говорил американский священник о. Джон Бокман, видя то, во что вылился сегодня день св. Валентина, мы, православные, просто обязаны почитать его память, вспоминая о том, что он претерпел страдания за Христа и отдал жизнь свою за Него. Мы должны помнить его не как организатора свадеб и сводника, что, кстати, не находит подтверждения ни в одном житии обоих известных нам мучеников, а как мученика Христова. Моли Бога о нас, святый мучениче Валентине! Но в нашем календаре сегодня совсем другая дата – день памяти святого, особенно любимого на Руси и известного своей скорой помощью и ответом на наши молитвы. Святой мученик Трифон. Это его на многих иконах изображают с соколом, существует мнение, что именно он первоначально изображался на гербе Москвы. Как происходит так, что святой, родившийся и умерший в далекой стране, где и название сейчас другое и сотни лет с тех пор прошли, оказывается столько почитаем?

http://pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? 1 ноября, 2016 Один из самых болезненных вопросов в такие дни – можно ли поминать тех, кто умер некрещеным? Димитриевская родительская суббота — 2 ноября в 2024 году. Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота в 2024 году — 2 ноября   Подходит старушка, приехала  в собор из деревни: — Батюшка, вот сестра-покойница  что-то нехорошо  снится… Это к чему, молиться за упокой надо? — Надо, матушка… — Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть  сестру-то… Димитриевская родительская суббота  — поминальная  суббота перед  днем памяти великомученика  Димитрия Солунского (26 октября  по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате:  где 7 ноября – «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним – и Димитриевская… Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой :  дескать,  благоверный князь Димитрий Донской  просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище… Правда, в «Православной энциклопедии»  мы читаем, что слова из  Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16  века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» – не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших  не сразу стала церковной. Тем не менее тысячи  россиян   заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на  канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких.  Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение…

http://pravmir.ru/dimitrievskaya-roditel...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Невозможно одним росчерком пера перечеркнуть 70-летнюю традицию» Известные пастыри неоднозначно высказались об инициативе архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки перенести Женский день с 8 марта на день святых Жен-мироносиц 19.12.2014 319 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к Петру Порошенко с просьбой перенести празднование в стране женского дня с 8 марта на день святых Жен-мироносиц. «Как бы вы прокомментировали призыв архиепископа Луки? Следует ли вообще ломать традиции, подобные празднованию 8 марта?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве , сказал: «Я бы осторожно отнесся к такой идее, потому что празднование 8 марта - традиция мирская, она напрямую не соотносится с церковными традициями. По-моему, единственный недостаток этого праздника – что он часто выпадает на Великий пост». «А чтобы ставить вопрос о замене и перенесении праздника, надо шире популяризировать в светском обществе само церковное празднование того же Дня святых Жен-мироносиц, - предлагает отец Андрей. - Только этот день переходящий, он отсчитывается от Пасхи. Человеку светскому будет трудно ориентироваться каждый раз на другое число. Если бы это был определенный день в календаре, еще можно было бы ставить вопрос о замене». «Короче говоря, предлагая такие радикальные перемены, надо чтобы не только церковное, но и светское общество дозрело до этого, - уверен он. - А так неверующие примут в штыки такую инициативу. Надо же, чтобы праздник пользовался поддержкой общества, а не навязывался сверху, да еще с подачи Церкви. А так у критиков Церкви только появится дополнительной аргумент: вот, мол, снова нам что-то навязывают. Для нападок на Церковь и других поводов хватает». Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине , считает, что «не столь уж и укоренен в народе праздник 8 марта. День святых Жен-мироносиц вполне подходит, и я знаю, что многие батюшки поздравляют в этот день прихожанок с православным праздником. Ничего революционного в замене дня 8 марта на День святых Жен-мироносиц я не вижу».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/19/ne...

Мониторинг СМИ 1 июня без абортов: в Воронеже запрещены аборты в государственных клиниках в День защиты детей 15.06.2016 12:48 Опыт предотвращения абортов и помощи женщинам в трудной жизненной ситуации обсудили участники профильной секции VII Межрегиональной конференции по церковному социальному служению По распоряжению главного врача - гинеколога Воронежской области во всех государственных медучреждениях региона ежегодно не совершаются аборты в День защиты детей, 1 июня. Акция «Подумай сердцем, не делай аборт» проводится уже не первый год. Подобный опыт распространен и в Смоленской области, где аборты не совершаются в государственных клиниках в течение 5 дней в году. «На входе во все профильные медицинские учреждения региона в день акции размещаются специальные плакаты. «Подумай сердцем, не делай аборт» - это хороший посыл, чтобы матери одумались и не совершали детоубийства», - рассказал участникам конференции протоиерей Алексий Спицын. Он отметил, что епархия активно участвует в организации предабортного консультирования в женских консультациях и материально помогает женщинам в трудной жизненной ситуации, в том числе обеспечивает жильем тех женщин,  которые находятся на грани аборта и которым негде жить. В ближайшее время в епархии будет открыто отдельное здание приюта для мам, где смогут одновременно разместиться 8 женщин: до сих пор женщины жили на съемных квартирах, которые для них снимала епархия. Дни без абортов законодательно учреждены и в Смоленской области, отметила руководитель «Смоленского дома для мамы» Татьяна Степанова. «Ежегодно в день Рождества Христова сотрудники медицинских организаций Смоленска по собственной инициативе не совершали аборты. Мы в епархии об этом узнали и предложили развить эту идею, обсудили этот вопрос на Координационном совете по вопросам семьи при губернаторе области, и в настоящее время по распоряжению руководства области аборты не совершаются в дни Пасхи, Рождества, Крещения Господня, в день памяти благоверных Петра и Февронии и в День защиты детей», - сказала Татьяна Степанова. В этом году аборты не совершаются также в день Архангела Михаила, небесного покровителя «Смоленского дома для мамы», добавила она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010