Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий: «Китайцы, приезжающие в Россию – люди очень трудолюбивые, дружные, любящие свое отечество. Китай, имеется в виду…» Источник: «Православная газета», Екатеринбург – Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня у нас специальный выпуск программы «Архипастырь»: мы беседуем с епископом Читинским и Забайкальским Евстафием. Здравствуйте, Владыка, благословите наших зрителей. – Господь всех вас благословит. – 3 октября Церковь совершает память великомученика Евстафия. И это день тезоименитства Владыки. Ваше Преосвященство, позвольте поздравить Вас с днем тезоименитства, с именинами и пожелать преизобильных милостей Божиих в Вашем архипастырском служении. Первый вопрос связан именно с этим днем, с именинами. Что такое именины? Как определить день именин человеку? Как праздновать этот день правильно? И вообще, каково духовное значение этого дня? – Именины – это день прославления святого, в честь которого назван человек. И, конечно, этот день весьма и весьма важен для православного человека, потому что к небесному покровителю каждый христианин, по совету Церкви, должен обращаться ежедневно. Когда у нас много помощников, добрых советчиков, конечно же, жизнь проходит полноценнее, правильнее. Поэтому день тезоименитства – день святого нашего покровителя – особо важен для человека, который его отмечает. Как его правильно отмечать? У христиан уже сложилась добрая традиция посвятить этот день сугубо своему святому: присутствовать за вечерним богослужением, за Литургией желательно, очень желательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, предварительно, конечно, подготовившись к этому дню. И день, конечно же, провести в добром воспоминании жития святого, а если есть возможность – прочесть его заново. Это будет только радостью для человека, а также снисканием особого благоволения со стороны святого, в честь которого мы названы, нашего покровителя. Это наш второй покровитель и помощник после ангела-хранителя, который даруется каждому христианину в момент принятия им Крещения. И когда человек регулярно помнит об этом, то он не только в день памяти своего святого, но и ежедневно обращается к нему в молитвах. А Церковь нам рекомендует в молитвословиях утренних и вечерних обращаться к святому, которого мы избрали себе в качестве покровителя. Мы просим его молитвенной помощи и заступничества в нашей земной жизни и во всех наших жизненных делах.

http://pravoslavie.ru/37052.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный государственный праздник Ко дню народного единства 02.11.2016 963 Время на чтение 5 минут 4 ноября (по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, разбив поляков, с иконой Казанской Божией Матери вошли в Китай-город. Оккупанты укрылись в Кремле, однако уже на другой день, видя, что сопротивление бесполезно, подписали капитуляцию, и древняя первопрестольная столица Святой Руси была полностью освобождена от захватчиков. В честь этой Великой победы русского народа над польско-литовскими интервентами в 1630-е годы на Красной площади был построен Казанский собор. А в 1649 году царь Алексей Михайлович Романов распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, в день ее явления в граде Казани (21 июля по новому стилю), но и 22 октября (4 ноября по новому стилю). Больше того, по этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобрел статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. И только в 2004 году этот день снова стал государственным праздником - Днем народного единства. День народного единства как нельзя лучше соответствует своему названию и является большим государственным праздником. Прежний же, самый главный праздник страны Советов - « день 7 ноября - красный день календаря» (день Октябрьской революции) - трудно назвать днём примирения и согласия, наоборот он стал черным в истории нашего Отечества и последним днем великой Российской империи. Этот день принес нашему народу неописуемые горе и страдания, привел к Гражданской войне, к гибели многих миллионов наших сограждан. День же 4 ноября, ставшим днем празднования Казанской Божией Матери, принес в 1612 году освобождение Москвы от иноземных захватчиков, объединил народ и прекратил братоубийственное кровопролитие Смутного времени. Божия Матерь, ее святой чудотворный образ, явленный в городе Казани в 1579 году, безусловно, были главными виновниками победы в войне 1612 года, как и в последующих войнах нашей страны с иноземными захватчиками.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Скачать epub pdf Слово на день Св. Пасхи С ей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117:24 ). И кто может не радоваться при исполнении того великого обетования Божия, события которого все благочестивые, начиная от первозданного, восхотеша видети, и не видеша ( Матф. 13:17 )! Если праотец наш Авраам, еще в отдаленнейшей будущности, узрев очами веры зарю сего великого дня, возрадовался радостию великою ( Иоан. 8:56 ): то мы ли, видя не зарю только, но уже светозарный день в полном его блеске и величии, не возрадуемся и не возвеселимся? Если Богоотец Давид, по выражению Писания, от душевного восторга, играл и скакал пред сенным ковчегом, сокрывавшим в себе тайну настоящей нашей радости: то мы ли, людие Божии святии, событие сей тайны зряще, в сей день не возвеселимся и не возрадуемся? Сей день есть день свободы нашей от поносного рабства духовному фараону: Ныне паки отверсты для нас врата в землю, кипящую истинным млеком и медом ( Исх. 3:8 ), в страну вечной радости и мира ( Рим. 14:17 ). Велик для нас, слушатели-христиане, день сей! Возрадуемся убо и возвеселимся в онь. Ныне все – и небо и земля и преисподняя, днесь всяка плоть и всяка тварь, исполнившись света воскресения Господня, веселится и радуется, яко Христос воскресе. Сама свыше озаренная св. Церковь , празднуя светоносный день сей, приглашает всякое создание к веселию и радости. Небеса убо достойна да веселятся, взывает она, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый; Христос бо воста, веселие вечноеûКан. Пасх. п. 1, троп. 2.. И сей глас Церкви, призывающий нас ликовствовать с нею в светоносный день сей, кажется, не оставлен нами без исполнения. Мы все подлинно празднуем Пасху Господню, и, как кажется, празднуем торжественно. Но каково наше празднование? Ибо и празднества от празднеств отличаются, и иногда так много и резко, что при однех из них остается только имя и внешний вид, самая сущность и цель совсем исчезают; а другия, быв в существе и форме обезображены и искажены, нисходят даже на степень низшую самых будней.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы 19 Сей день Господень; радуйтеся людие. Так воспевает ныне святая Церковь , прославляя Рождество Пресвятой Богородицы. Совершая празднественно воспоминание сего великого события, она не хочет, чтобы кто из нас, христиане, оставался без участия в торжестве; называет настоящий праздник днем Господним, и всех приглашает к радости. Сей день Господень, радуйтеся людие. Каждый день есть день Господень, – ибо кто сотворил время, тот сотворил и день. Но есть дни, которые ознаменованы важными событиями христианской веры, есть дни, которые освящены особенными милостями Божиими к человеку: эти дни преимущественно называются днями Господними. Таков настоящий день. Ибо кто рождается ныне? Та Жена, о Которой еще в раю было возвещено: семя жены сотрет главу змия. Та Дева, о Которой предрек один из Пророков так: се дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф. 1:23 ). Не Господень ли ныне день? И не обязаны ли мы воспоминать о нем с чувством особенного благоговения? Для чего рождается? Дабы быть Материю Сына Божия, силою Коего все живет, движется и существует, Материю нашего Спасителя, кровь Которого искупляет нас от греха, проклятия и вечной смерти, Материю всех верующих и первою ходатаицею о нашем спасении. Не Господень ли ныне день? И не должны ли мы радоваться и торжествовать? Спаситель мира, как Бог Всесильный, мог сойти с неба на землю и прежде рождения Девы Марии. Он сошел однако же не прежде и не после, как когда произошла на свет Мария, и явилась способною принять Его. Очевидно, что рождество Богоматери связано с рождеством Христовым особенным таинственным действием промышления Божия. Не Господень ли ныне день? И не должно ли смотреть на настоящее торжество как на событие, имеющее величайшую важность в Царстве Христовом. Пойдем мысленно за рожденною ныне Мариею по путям жизни Ее и извлечем из оной важнейшие черты для назидания ума и сердца. Св. Дева Мария произошла на свет от престарелых родителей, св. праведных Иоакима и Анны. Предание Церкви говорит, что Иоаким и Анна были приготовлены к рождению дщери многими испытаниями их смирения и преданности воле Божией, тяжко скорбели и плакали, страдая от поношения и укоризн за бесчадие, долго молились о разрешении уз естественного неплодства и постились, обещая посвятить будущий дар на служение Богу. Так, поистине, и долженствовало быть – у родителей Девы – Матери Сына Божия. Промысл Божий вел Иоакима и Анну к рождению Марии путем очищения чрез скорби и страдания и путем усовершения, научая их смирению и преданности судьбам Всевышнего. Но все это происходило без нарушения свободы, в естественном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий деньдень рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

Часть II. Заметки Январь 1 Свидетельства о праздновании восточными христианами Обрезанию по плоти Господа восходят в 4 веку (см. Дни Богослуж. Дебольского I. стр. 33). Пустынник востока Алмахий, явившись в Рим на бой гладиаторский 1 янв. 404 года, сказал: сегодня 8 день Господа, перестаньте от служб идольских, и убит на арене гладиаторами. Это было причиною, почему император Гонорий запретил сии зрелища. И на Западе сей день чтился не позднее 4 века; в 5 веке есть слово на сей день Зенона веронийского. В 45 году до Р. X. римляне стали праздновать новолетие 1 января вместо 1 марта, предаваясь в сей день роскоши, сладострастию и разным бесчинствам; посему христиане долго не святили день сей, как день новолетия, а дни новолетия у христиан были различны по различию стран и времен: праздновали новолетие то 1 марта, то 1 и 23 сентября, то 25 марта – день Благовещения, то 25 декабря – день Р. X. В 594 году Карл IX, король французский, установил начинать год с 1 января. В том же веке стали праздновать в сей день новолетие в Испании и Португалии; в конце века папа Иннокентий XII в Риме и в 1700 году Петр I в России последовали прочим странам (Дебольск. 1, 465. Real – Encyklop. Herzog. XVIII. 483). По сказанию западных писателей св. тело Василия В. перенесено во Фландрию крестоносцами в 1099 году, глава же его, по свидетельству Иоанна Комнена, хранилась в афонской лавре св. Афанасия (Kal. univ. eccl. Assemani р. 7. 8). Но иеродиакон Зосима в 1420 году видел главу его в Царьграде в монастыре Панохран (Пречистой Богородицы). Сахар. Т. II. Сказания. В некоторых древних римских мартирологах память св. Василия В. 14 июня. Одни полагают, что это день посвящения его во епископа, другие не находят основания сему мнению в истории святого. (См. примеч. к Узуарду). Жизнь его в Душепол. чтении 1864 года. 2 Достовернейшими сведениями о папе Сильвестре считаются следующие: Св. папа Сильвестр родился в Риме от Руфина и Иусты; рано он лишился отца и добродетельная мать отдала его на воспитание ученому и благочестивому пресвитеру Харитию или Карипу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3-е Святого пророка Софонии Софония, из колена Симеонова, живший в VII веке до Рождества Христова, современник пророка Иеремии и пророчицы Олдамы, жил при царе Иосии и, проповедуя покаяние народу Иудейскому, способствовал благочестивому царю в его стараниях об истреблении идолопоклонства. Удостоенный Божественных откровений, он пророчествовал о бедствиях, предстоящих жителям Иудеи и соседних с нею: Газы, Аскалона, Крита, Моавитянам, Аммонитянам и в особенности Ниневитянам: «И простру руку Мою на них, – возвещает он народу открытое ему Духом Божиим, – истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые отступили от Господа, не искали Господа и не вопрошали о Нем. И накажу тех, которые говорят в сердце своем: не делает Господь ни добра, ни зла». «Близок великий день Господа, близок… уже слышен голос дня Господа; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…» «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля; ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришёл на вас пламенный гнев Господень…» «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». И назвав народы и города, подлежащие каре Господней, пророк продолжает от имени Господа: «Остаток народа Моего возьмёт их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие. Это им за высокомерие их, за то, что издевались и величались над народом Господа Саваофа». «Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов». «И прострёт Он руку Свою на север и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. И покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в её резных украшениях. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своём: “Я, и нет иного, кроме меня”. И вот, он стал развалиною, логовищем зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет и махнёт рукою…»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

6 мая 2011 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе. По окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Сердечно благодарю Вас, отец Серафим! Дорогие отцы, братия и сестры! Уважаемый Алексей Олегович! Радуюсь, что Господь привел меня в великий день празднования памяти святого великомученика и Победоносца Георгия сюда, на Поклонную гору, на святое место нашей столицы и всего Отечества. Неслучайно здесь воздвигнут храм в честь Георгия Победоносца, потому что именно в день его памяти закончилась Великая Отечественная война. Именно в день его памяти прозвучал последний выстрел, и более не было военных действий. Поэтому хронологически, исторически это и есть день Победы, и это неслучайно, потому что, несомненно, Георгий Победоносец был покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом. Как Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, Георгий был слабее змия, так и наша армия была слабее армии врага. Но победа, если Бог приклоняет милость Свою, не на той стороне, где сила, а на той, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова мы должны очень хорошо помнить и никогда не опираться на силу для злых дел. Какими бы мощными ни казались усилия людей, творящих злое, эти усилия всегда будут посрамлены, а человек, совершающий злое, будет наказан, потому что Бог присутствует в мире сем не только Своею любовью, поддерживая все творение, но и Своею справедливостью, творя Свой суд над людьми не только в день второго Его и славного пришествия, но и в каждый день человеческой истории. Вся человеческая история — это свидетельство о справедливом Божием суде. Именно такая точка зрения на историю и подобает верующему человеку, который должен быть способен видеть руку Божию в человеческой истории. Вот такой рукой Божией и был посрамлен страшный, во много крат превосходящий нас по силе противник, и подобно змию, поверженному копием святого Георгия, этот враг был распластан. Символом этого поражения был исторический парад Победы на Красной площади, когда знамена, под которыми топтали русскую землю иноземные захватчики, были повержены.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-den-pa...

XX. Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и в день двадцати пятилетия Его царствования (19-го февраля 1880 года) 32 О молитве Господу Богу за благодеяния, излитые им на Августейшую Семью и на наше дорогое отечество День восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича празднуем, возлюбленные юноши! Как верноподданные Государю и истинные сыны России мы ежегодно совершаем это торжество. Ежегодно в день восшествия Государя нашего на престол мы славословим и благодарим Господа Бога за то, что Он – премудрый Мироправитель – бдительно хранит престол Русского царства, вручая его законному наследнику и верному сыну церкви православной, что в лице Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича, Он – всеблагой – даровал нам Царя кроткого, любвеобильного, Царя – Освободителя и Преобразователя, словом, Царя – истинного Отца отечества, и что Он – всемогущий, хранит драгоценную жизнь нашего возлюбленного Монарха в здравии и благополучии, и спасает её от угрожающих опасностей. И ежегодно молим в сей день Господа Бога, особенной нашей молитвой, о том, чтобы Он – милостивый, продлил свою милость на нас и на будущее время на многая лета, сохранил Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и весь Царствующий Дом Его в нерушимом здравии и благоденствии, укрепил Его силы, умудрил Его и наставил непоползновенно проходить высокое своё служение на счастье своих подданных, на славу нашего любезного отечества, и на страх врагам нашим. Такова, любезные юноши, ежегодная наша молитва в день восшествия Государя Императора на престол за Царя и Отечество! Но в нынешний год и в настоящий день наша молитва , юноши, как верноподданных Государя и истинных сынов России, должна быть особенно усердная; ныне исполнилось двадцать пять лет славного царствования нашего великого Государя; поэтому наш священный долг вознести ныне к Господу Богу самые тёплые молитвы за все те благодеяния, которые Он излиял обильно на Благочестивейшего Государя нашего, на Его Августейший дом и на всё наше дорогое отечество, в продолжение двадцатипятилетнего славного Его царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010