47) См. выше прим. 24. 48) " Подлинные " (authenticae) - вряд ли подлинные греческие автографы; скорее всего, просто тексты, свободные от еретических искажений (ср. Единобр. 11). 49) Ахайя - область на севере Пелопоннеса. Во времена Римской империи - провинция с центром в Коринфе, включавшая всю Грецию. 50) Согласно преданию, Петр был распят в Риме вниз головой, а Павел обезглавлен там же; их смерть относят к 65 году (Нероновы гонения против христиан). Это предание, оформившееся во II веке, Евсевием (Церковная история II 25) преподносится как нечто давно и хорошо известное. Версия о том, что ап. Иоанн перед ссылкой на о.Патмос был погружен в кипящее масло, принадлежит, видимо, самому Тертуллиану. 51) См. 1 Тим. 5,21; 6,13; 2 Тим. 2,14; 4,1-4. 52) Маркион исключил из Н.3. часть Ев. от Луки, " Деяния " , " Откровение " и часть Посланий ап. Павла. В. 3. он отвергал полностью. 53) Осидий Гета - лицо неизвестное. " Лоскутная " трагедия " Медея " (461-й стих) сохранилась в средневековых рукописях, но без имени автора. 54) Pinax (Tabula) Cebetis - аллегорическое сочинение в форме диалога, приписываемое ученику пифагорейца Филолая и впоследствии слушателю Сократа Кебету Фиванскому (см. Диоген Лаэртский II 125). Настоящее время создания - не ранее 1 в. В диалоге заметно влияние кинических, стоических и пифагорейских идей. 55) Cento (от греч. ε) - лоскутное покрывало, нищенский плащ. 56) Ср. Крещ. 5. 57) Культ Митры, распространившийся в империи в первые века, испытал влияние гностицизма, а в некоторых элементах напоминал христианский культ. 58) Sub gladio redimit coronam. Смысл неясен; возможно, имитация христианского мученичества. 59) См. Жен. I 7. 60) См. прим. 152 к трактату " К язычникам " . 61) Оглашенный " (от греч. ε, " оглашать " , " наставлять " ) - человек, готовящийся к принятию крещения; он мог присутствовать вместе с " верными " (крещеными) при всех таинствах, кроме Литургии, или Евхаристии. 62) Здесь и ниже сказано иронически. 63) Нижеследующий абзац иногда присоединяется к гл. 44, но обычно выделяется в отдельную 45 гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Завтракаем втроем – с маленькой Верушей – в Altitude . Все тот же праздник. Вид на раскаленный, расплавленный город. Вечером молебен, " трапеза " , все " как полагается " . Во время молебна, стоя в церкви, слушая хор, молитвы, глядя на иконостас, на вечерние лучи сквозь цветные стекла, думал: Церковь – это, прежде всего, поток , непрерванность потока, звука, мелодии. Можно и нужно восставать против обессмысливания их в восприятии, сознании, благочестии, но – не будь этого потока и этой непрерванности, не было бы того, " во имя чего " можно и нужно восставать… Думал об этом, прочтя днем несколько страничек Foucault, на которых (как, впрочем, и у Morin " Le paradigme perdu " , и у Levi-Strauss и др.) все как будто всегда начинается с какой-то tabula rasa. В том, следовательно, смысл этого " потока " Церкви, что в нем всегда можно найти " образ неизреченной славы " , ту трансцендентную реальность , вне которой человек все равно " разваливается " , сколько бы Кантов ни появлялось… Пускай этот поток загрязняется – языческим благочестием, приходскими комитетами, узким " богословием " , ни истина, ни сила потока от этого не уменьшаются. " Всякий, кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет… " . Чувство благодарности, радости и твердости от этого. В Labelle приехали уже в первом часу ночи. Все время грозы, духота. Дом чистенький и бесконечно приветливый, каким мы его оставили. Сегодня с утра разложились, я расставил книги, " организовал " ящики стола и вот пишу. Льяна пошла спать в маленький дом. За окнами дождь и все время грохочущий то близко, то далеко гром. Перед глазами на стене: о.Киприан, читающий на фоне солнечной листвы, пасхальное евангелие у Кламарской церкви, о.М.Осоргин, бегущий по [улице] rue de l " Union, Карташев, о.Н.Афанасьев, милый Карпович. Четверг, 17 июня 1976 С утра – райская, " северная " погода. Чувство огромного счастья просто от того, что здесь. Убирал церковь и, убрав, все как-то не мог уйти… Вот оно, настоящее temps immobile , то есть проблеск вечности…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Что было и что должно быть в России Моя цель в данном случае не теоретическая, а практическая. Не бесстрастное описание исторического прошлого и не отвлеченная формула идеальной нормы церковно-государственных взаимоотношений. Мы поставлены перед совершенно практическим и очередным жизненным вопросом: как нам начать устраивать отношения отныне внутренне свободной русской церкви к будущему национальному русскому государству? Катастрофа большевизма разрушила до основания старую государственность и все прежние формы ее связи с церковью. Может быть, никогда еще в истории не бывало столь преднамеренно преследуемого, глубокого и генерального истребления старого социального и политического строя. Конечно, инерция истории велика, и наши потомки увидят, как многое прежнее оживет и воскреснет. Но в ближайшем будущем нужно считаться почти с tabula rasa, с голым, диким полем, на котором можно начать строить новое здание отношений церкви и государства. И вот тут на нас падает страшная ответственность: избежать роковых ошибок в плане этой постройки. Взять правильный и удачный курс, может быть, снова на целые века. Во всяком случае, всем надо знать, каков может и должен быть тип отношений государства и церкви в свободной, воскресшей России. Ценность этого вопроса для нас не ограничивается русской средой. Мы не скрываем нашего убеждения, что мы сознаем себя самой большой и самой значительной по нашим творческим возможностям из всех православных восточных церквей. Те богословские и жизненные задачи, которые мы решаем и будем решать, – мы знаем – будут иметь определяющее, руководящее значение для всего восточного православия, а следовательно, для всей вселенской церкви. Таким образом, наш частный и местный вопрос вырастает в вопрос общецерковный, кафолический. В этом кафолическом свете мы его и рассмотрим. То, что церковь есть «царство не от мира сего», предопределяет ее «неслиянность» по природе с государством, как души с телом, но и какую-то «нераздельность», по аналогии с халкидонской формулой о двух природах во Христе, ибо «царство не от мира сего» все-таки живет и воплощается в мире сем. Так разрешение вопроса упирается в антиномию, т. е. отсылает нас к решению практическому, прагматическому, до некоторой степени релятивистическому.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

The Early Byzantine and medieval Bulgarian city of Missionis/Krum’s Fortress is currently beingexcavated by a total of 30 archaeologists and workers with funding totaling BGN 50,000 (app. EUR 26,000) of which BGN 30,000 have been provided by Targovishte Municipality, and the rest – byprivate donors. “This year we haven’t received any government funding. That is why the funding that we are operating with is still rather decent. There are still some people who cherish the archaeological monuments and help us,” Konakliev notes. Another view of the 14th century lead cross reliquary and 10th-11th century lead icon of Virgin Mary found in the medieval Bulgarian city of Missionis/Krum’s Fortress near the city of Targovishte. Photo: Forte Radio      Background Infonotes: The Early Byzantine and medieval Bulgarian fortress of Missionis, also known as Krumovo Kale (Krum’s Fortress) is located 7 km southwest of the northeastern Bulgarian city of Targovishte.The fortress has an area of 25 decares (app. 6 acres), while the medieval city itself covered an area of 150-200 decares (up to 50 acres). The eastern section of the fortress wall has a gate with two towers. The Missionis/Krum’s Fortress was built in the 6th century AD, during the reign of Byzantine Emperor Justinian I the Great (r. 527-565 AD) as part of Byzantium’s fortifications in today’s Northern Bulgaria designed to stop the barbarian invasions of the Slavs, Ancient Bulgars, and Goths. The fortress was destroyed by the barbarians in the 6th century AD. During the First Bulgarian Empire (632/680-1018 AD), in the 9th century AD an Ancient Bulgar settlement emerged on top of its ruins. At the time of the Second Bulgarian Empire (1185-1396 AD), the fortress wall was rebuilt of stones and mortar as part of fortification system defending the then Bulgarian capital Tarnovgrad (today’s Veliko Tarnovo). A lot of information about the medieval city of Missionis/Krum’s Fortress is found in the Tabula Rogeriana, the work of Arab geographer Muhammad Al-Idrisi, completed in the court of Norman King Roger II in Sicily in 1153 AD.

http://pravoslavie.ru/81319.html

Mr. Pärt, whose work ranges from choral to orchestral to solo instrumental compositions, has for the past three years been the most performed of any living composer. Born in 1935 in Paide, Estonia, Mr. Pärt first began composing using a variety of neo-classical styles as part of the “Soviet Avant-garde” movement. He worked as director and composer in residence for Estonian Radio from 1958 through 1967, produced nearly 50 film scores, and wrote Estonia’s very first 12-tone composition, Nekrolog , in 1960. But in the late 1960s, following the ban of his work Credo by Soviet officials, the search for his own voice drove Mr. Pärt into near-withdrawal for eight years during which he studied Gregorian chant. In this time he created a new compositional principle he called “tintinnabuli” (Latin for “little bells”), a method that keeps sound structure to its bare essentials. It is a musical style that first emerged in 1976, and has defined Mr. Pärt’s music to this day. The power and purity of Mr. Pärt’s music was introduced to the Western world 30 years ago when Manfred Eicher launched ECM’s New Series with the recording of Tabula Rasa . ECM has since released more than 40 of Mr. Pärt’s compositions on 14 recordings. Between 1989 and 2011, Mr. Pärt was nominated for eight Grammy Awards, most of which were for Best Classical Contemporary Composition. In 1996, he was awarded honorary membership in the American Academy of Arts and Letters and was named Musical America’s Composer of the Year in 2005. Mr. Pärt is also currently a member of the Pontifical Council for Culture at the Vatican. The International Arvo Pärt Centre, built close to Mr. Pärt’s hometown, was founded in 2010 and is slated to include a research institute, a publishing house, and an archive of Mr. Pärt’s works. Developed by Saint Vladimir’s Seminary faculty members Dr. Nicholas Reeves and Dr. Peter Bouteneff, The Arvo Pärt Project was inaugurated in 2011 to explore the spiritual roots of Mr. Pärt’s music. Collaborative efforts with Mr. Pärt being explored include these concerts and lectures, planned publications devoted to Mr. Pärt’s personal spiritual narrative, and a long-term academic partnership between the Arvo Pärt Centre in Estonia and Saint Vladimir’s Seminary.

http://pravmir.com/svots-arvo-part-proje...

166 . Basilius Magnus. Opera omnia quae exstant, vel quae ejus nomine circumrerentur, ad mss. codices. Parisiis, 1721–1730. 3 v. 167 . Bayer C. S. De Russorum prima expeditione Constantonipolitana/Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1738. T. 6. P. 365–391. 168 . Bayer С. S. Origines Russicae/Commentarii Academiae scientiarum Imperialis Petropolitanae. Petropoli, 1741. Т. 8. Р. 388–436. 169 . Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum 170 . Bergier N. S. Dictionnaire de theologie. 171 . Bouquet M. Annales Francorum Fuldenses/Recueil des historiens des Gaules et de la France. Paris, 1738–1904. 24 v. 172 . Breviarium Romanum. 173 . Broniowski M. Tartariae descriptio cum tabula geographica ejusdem Chersonesus Tauricae/Ed. Elzevir. S. 1. 1630. 174 . Cave W. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria, a Christo nato usque ad saeculum XIV. facili methodo digesta/Accedunt scriptores gentiles; Additur... conciliorum omnium notitia. Coloniae Allobrogum, 1720. 175 . Ceillier R. Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques, qui contient leur vie, le catalogue, la critique, le jugement, la chronologie, l’analyse et le denomrement des differentes editions des leurs ouvrages. Paris, 1729–1763. 23 v. 176 . Cellarius Ch. Geographia antiqua et nova. 177 . Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae. Olomucii, 1836– 1903.13 v. 178 . Codinus С. Curopalata. De officiis magnae ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. Parisiis, 1648. 179 . Conciliorum omnium generalium et principalium collectio regia. Parisiis, 1644. 37 v. 180 . Conciliorum omnium, tarn generalium, quam provincialium, quae iam inde ab apostolorum temporibus, hactenus legitime celebrata haberi potuerunt; volumina quinque. Venetiis, 1585. 5 v. 181 . Constantlnus VII, Porphyrogeneius. De administrando imperio/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729– 1733. 30 v. 182 . Constantinus VII, Porphyrogenetus. De cerimoniis aulae byzantinae libri II graece et latine e recensione J. J. Reiskii/Constantini Porphyrogeneti Opera. Bonnae, 1829–1840. 3 v./Corpus scriptorum historiae byzantinae. Bonnae, 1828–1897. 50 v.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XLV. Qui autem miserit per neglectum in sacrificium, quadraginta diebus paeniteat. XLVI. Sacerdos qui offert et cecidorit de manibus ejus Eucharistia in terra, et non invenerit eam, scopa munda scopet et comburat igne, et abscondat cineres ejus sub altare in terra, et dimidium annum paeniteat. Si autem invenerit locum, similiter faciat, et paeniteat quad­raginta diebus. Si autem usque ad altare ceciderit, uno die paeniteat. Si vero declinaverit in terra, lingua sua lingat. Si fuerit tabula, radat. Si non fuerit, mittat tabulam, ut non conculcetur sanguis Christi, quadraginta diebus. Si autem super altare ceciderit stilla, sorbeat illam, et tres dies paeniteat. Si exegerit per linteum ad aliuin, sex diebus paeniteat in pane; et si ad tertium, septem diebus paeniteat; ita ut ponat calicem sub linteamina, effundat aquam tribus vicibus et libat. Si quando infert calicem, et effuderit in terram, decem diebus pae­niteat in pane et aqua. XLVII. Si tutoaverit sacerdos super oratione dominica, die uno in pane et aqua. Qui autem communicaverit inconsius, septem diebus poeniteat. Qui per ignorantiam communicaverit, sex diebus paeniteat 591 3). Oratio super poenitentem. Deum omnipotentem ac misericordem, qui non vult mortem peccatorum, sed ut convertaniur et vivant, fratres carissimi, deprecemur: ut ad veniam rectam famu­lus tuus ill, misericordiae veniam propiciatus indulgeat, si qua sunt culparum suarum omnium vulnera, quae post sacri lavacri undam contraxit, ita in hac publica confessione delicta sanentur, ut nulla cicatricum signa remaneant. Per Dominum nostrum. Item alia. Salvator Redemptorque noster, qui non solum poenitentibus, sed etiam omnes qui nec ante venire cupiunt, veniam propitius et miserator indulges, supplices quae- sumus: ut hunc famulum tuum ill, ad corporis et san­guinis tui communionis, indulta venia, caelestem benedictionem perducat. Per (Dominum). 1 Poenit. Merseburg a. по изд. Вассершлебена. 2 Стр. 110, 112 и 124 назв. моего исследов. 3 Прилож. I к н. с. стр. XVIII и XXVUU.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

10 Martigny, 641–642 рр.; Ioannis Ciampini Vetera Monimenta, pars prima, Romae, 1690, 212 p.: «tabula Abraham refert, quum tres Angelos excepit hospitio, et tres videns unum adoravit, in quo Trinitatis augustissimae latet mysterium»; pars secunda. 1699, 70 p. 13 «Византийские церкви и памятники Константинополя» в «Трудах VI Археологического Съезда в Одессе (1884 г.)», том 3-й, Одесса, 1887 г., 116 стр. 16 Н. Кондаков. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876 г., 227–228, 239, 241 и 244 стр. 17 Описание коллекции Русских икон, приобретённой церковно-археологическим Обществом для церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии в 1875 году у Сорокина, иеромонаха Христофора (Смирнова). Выпуск 1-й, Киев, 1883 г., 3–9 стр. 18 Migne, Tomus CLVII, 1866, 609 col.; D. A. Banduri, Imperium orientale sive Antiquitates Constantinopolitanae, t. 1, Parisiis, 1711, 407 p.; t. 2, 639 p. 25 Προοπου ρτορος το αισαρως περ τν το δεσπτου ουστινινου τισμτων, Venetiis, 1729. 27 На современном востоке нам известны четыре Троицких монастыря – три в Румелии и один на о. Халки, – и одна Троицкая церковь в Афинах. См. иеромонаха Антония «Путеводитель по Константинополю», Одесса, 1884 г., 150 и 153 стр., и архимандрита Антонина «Из Румелии», Спб., 1886 г. 128, 198, 336, 339 и 469 стр. 28 Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского, «Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви». Спб., 1860. 36 Летопись по Ипатскому списку, изд. Археограф. Коммиссии, Спб., 1871, 216 стр. Ср. Летопись по Лаврентиевскому списку, изд. Археограф. Ком., Спб., 1872, 289 стр. 39 История Русской Церкви, Макария, митрополита Московского, т. IV, Спб., 1886, 172 стр.; Географический словарь западно-славянских и юго-славянских земель и прилежащих стран, составленный Яковом Головацким, Вильна, 1884 г., 260 стр. 45 В Псалтири с восследованием XVI в. из собрания Ундольского 51; в Обиходнике начала XVII в. (У. 147) и Московского Публичного Музея 342; в Румянцевском 449) Уставе 1608 г., – в последних Троицыным днём назван даже понедельник Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Все это склоняет нас понимать вместе с Преосв. Иннокентием (Цит. соч., стр. 141) слова Апостола: я боролся со зверями в Ефесе – в смысле метафорическом. Так его толкуют: св. Иоанн Златоуст , бл. Иероним, блаж. Феофилакт Болгарский и дрр. К тому же и самые отношения к св. Апостолу Павлу ефесской аристократии и начальников, которые можно назвать хорошими, никак не дают оснований предполагать, чтобы они допустили св. Апостолу быть подвергнутым такой позорной казни. 3599 Renan (Op. cit. S. 377) совершенно безосновательно и бесцельно для уяснения дела предполагает, что будто Тит вышел из Ефеса чуть не одновременно с Ап. Павлом, но только направился к Троаде морем, тогда как Апостол пошел сухим путем и потому Апостол и надеялся встретить Тита в Троаде. 3600 Riehm. Handwört. B. II, S. 1688. – Cf. Mannert. Geographie. Tabula: Asia Minor, Syria, Mesopotamia. 3601 Ptolemaeus. V. 2, § 4. – Страбон. География. XIII, 1, § 26; 2, § 33. – Plinius. H. N. XXXVI, 25. 3610 Блаж. Феодорит. Цит. том твор. Стрр. 312:313. – Ср. Бл. Феофилакт. Толков. на Послания к Коринфянам. Казань. 1867. Стр. 261. 3629 Св. Иоанн Златоуст . Цит. твор. Тоже на этот стих. – Ср. Бл. Феодорит. Цит. том творр. Стр. 337. – Утверждение Renan’a (Op. cit., S. 378), что «те тяжелые скорби и огорчения, которые снедали его (Ап. Павла), конечно, шли не от македонских церквей» – не основательно. 3659 С X главы Апостол почти исключительно пишет против этих лжеучителей. Такое различие в содержании Послания (от I гл. до X и от X до конца), как известно, дало повод некоторым толкователям (каковы: Semmler, Weber и дрр.) делить это Послание на несколько отдельных. 3683 Каковы: 44. 106. 108. 133. h-scr (δι Ττου, Βαρνβα κα Λουκ). Euthal-cod (δι Ττου κα Λουκ). Syr-t (missa per Titum et Lucam). Cop. (missa per Titum et Lucam). S (δι Ττου κα Λουκ). 3723 Подробных замечании о составе Послания мы не делаем, ибо это в нашу задачу не входит; к тому же Послание к римлянам в этом отношении нуждается в полном и всестороннем уяснении многих весьма важных вопросов (особенно о конце его). 3750 Деян.20:6 . – Почти все толкователи книги Деяний под μς 20:5 и μες разумеют только Ап. Павла и св. Луку. Они полагают, что Дееписатель во время второго путешествия Апостола остался в Филиппах ( Деян.16:40 ), продолжая жить там до описываемого времени (20:6), когда снова присоединился к Апостолу. Выше (стрр. 107–109) мы изложили свои основания, по которым мы не хотим разделять этого мнения. По нашему мнению, св. Лука от Деян. 18до 20жил в Ефесе; отсюда пошел с Апостолом в Македонию; отсюда вместе с Титом и Варнавой носил 2-е Послание в Коринф; вероятно, там дождался Апостола и оттуда вместе с ним и другими, не упомянутыми в Деян. 20:4 спутниками, пошел с Апостолом в Македонию и дальше. Под μς и μες (20:5:6) мы разумеем не упомянутых в 20:4 спутников, в числе коих был и св. Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Христос уничиженное тело (свое?) преобразует ( μεταμορφι) (так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Филип. 3, 21 ). Об образе и преображении говорит и великий тайновидец Макарий: «Движения вследствие подвига, призводимые Божественным Духом, делают сердце тихостным; нас же преобразуют зарею божественного Света и дают нам образ» 718 . В древнецерковной литературе встречаются применительно к внутреннему Слову и обозначения: плод, рождение, младенчество, но не в прямом, а переносном смысле, как например, у Исаака: «Доныне служит миру сокровенное твое, а внутренний человек еще бесплоден, потому что плод его начинается слезами… Тогда начинает источать слезы, потому что приблизилось рождение духовного младенца. Общая всех матерь, благодать, вожделевает таинственно в душе на свет будущего века произвести божественный образ… Но кто в действительности и точности нашел истинное значение сих образов, тот нашел оное в безмолвии» 719 . Таким образом, плод, рождение и младенчество Слова – только образы, и мистерии Слова открываются в «безмолвии» ума, а не в его спекуляциях. «Бог благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы благовествовал Его язычникам; я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» ( Гал. 1, 15–16 ). Спекуляция на почве мистического переживания есть «совет» с плотью и кровью; Генрих Зейзе (Сузо), Руисбрек и отчасти Яков Беме избежали этого благодаря Божественному Эросу. 22 Антропогония – происхождение человека. Становление это можно рассматривать в двух аспектах: по горизонтали-становление человека во времени как ряд каузально связанных событий, и по вертикали – вневременное становление смысла, раскрываемого во времени. 24 Является «Завещание Гермеса Трисмегиста», известное под названиями Изумрудная скрижаль или «Изумрудная таблица» (лат. Tabula smaragdina). Согласно легенде, этот документ был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в недрах египетского храма. 25 Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе в 553 г. На Соборе учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010