Рис. 8. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица трех названных монахов или паломников Рис. 9. Дейр-Айн-Абата, обращение ко святому Лоту по-гречески от лица строителей храма В 1991 году раскопки, проводимые непосредственно к северу от водохранилища, обнаружили храмовую трехапсидную базилику. Здание особенно хорошо сохранилось напротив восточного склона горы, где оно все еще возвышается над карнизом в том месте, где начиналась сводчатая крыша (рис. 10). Две упавшие и сохранившиеся до сего дня колонны предоставили жизненно важную информацию о точной высоте крыши. Полные раскопки и планировка пяти разрозненных слоев рухнувших деталей каменной архитектуры позволили произвести точную реконструкцию церкви (рис. 11). Характер обрушения и отсутствие на полу церкви многих объектов позволили сделать вывод, что храм был «мирно» заброшен и не пострадал ни от землетрясений, ни от захватчиков. Рис. 10. Вид на базилику святого Лота с северо-запада Рис. 11. Реконструкция базилики святого Лота Базилика была вымощена четырьмя мозаичными панно (рис. 12), три из которых имели греческие надписи. Первое панно (из северного прохода, ведущего к Пещере), было украшено геометрическим узором из ступенчатых квадратов, алмазов и свечей. В его восточном конце перед входом в Пещеру имелась четырехстрочная надпись, обрамленная tabula ansata ( tabula ansata — вотивная (обетная) табличка с «ласточкиными хвостами» по бокам — Прим. перев. ) с именами епископа Иакова и игумена Созомена и указанием даты постройки (апрель 605/607 года). С технической точки зрения это панно было наивысшего качества среди найденных в этом месте. Рис. 12. Вид с высоты птичьего полета на базилику святого Лота, показывающий мозаичные покрытия Мозаичный пол с tabula ansata перед входом в Пещеру Лота в северном приделе базилики святого Лота Следом были раскрыты еще два мозаичных пола, относящихся, скорее всего, к тому же началу VII века. Один из них находился сразу после входа в пещеру и состоял из разноцветных беспорядочно расположенных мозаичных кубов, напоминающих естественный скальный конгломерат пещеры. Второй пол находится в алтаре храма и украшен типичными раннехристианскими византийскими мотивами, такими как птицы, ягненок и павлин, каждый — в окружении виноградных лоз. В центре, на том месте, где когда-то стоял алтарь, находится стилизованное изображение Чаши, а под ним — крест в круге надписью на греческом «ΤΕΛΟΣ ΚΑΛΟΝ (дословно: добрый конец, добрая кончина)». Что можно истолковать как пожелание, чтобы последние наши дни на земле были хорошими (Здесь сложно согласиться с автором, поскольку «τλος καλν» означает добрую христианскую кончину, а не «хорошие последние дни на земле». См. часть просительной ектеньи о «христианской кончине (Χριστιαν τ τλη) живота нашего» — Прим. перев. ).

http://pravoslavie.ru/126754.html

В противоположность изображениям, описанным ранее, она занимает всю поверхность креста. В центре крест, укреплённый на горе Голгофа, на которой был распят Христос. Под подножием видны гвозди, вогнанные в основание креста, а под горой – череп Адама. Христос одет в длинную одежду без рукавов – colobiom с клавами. Его голова с крещатым нимбом склонена к правому плечу. Справа от Христа, на горизонтальной ветви креста, представлена Богоматерь анфас, слева – Иоанн с Евангелием в руках, в трёхчетвертном повороте к Христу. На краях верхнего конца креста видны Солнце и Луна. На tabula ansata читаются инициалы IC ХС . Под руками Распятого греческие надписи. Возле Богоматери ΙΔEΟΥ[I]OC[C]ΟΥ , что в переводе означает «вот твой сын», в то время как возле Иоанна: ΙΔΟΥ Н МН [TH]P[CΟΥ] «вот твоя Мать». По обеим сторонам горы Голгофа помещена вертикальная надпись ТОПОС KPANI – «Место Лобное». Интересно отметить, что поверхность этого креста проткнута в пяти местах (по контурам креста Христа) на теле Христа, на его руках, в двух местах над головой. Тот факт, что отверстия следуют очертаниям креста, свидетельствует, что реликварий содержал части Святого Креста. На обороте внутреннего креста представлена композиция, встречающаяся обычно в абсидах церквей, – Богоматерь с Младенцем Иисусом и отцы Церкви – литургисты (рис. 15). Большая часть вертикальной ветви креста занята фигурой Богоматери, типа Nicopea. Она изображена в рост, анфас, стоящей на богато украшенном подножии. По сравнению с другими фигурами фигура Богоматери отличается тонкостью и элегантностью. Её лицо имеет очертания удлинённого овала. Дугообразные брови, длинный прямой нос. округлые глаза и маленький рот хорошо нарисованы. Мафорий падает складками с двух сторон длинного хитона. Богоматерь держит перед собой Младенца, благословляющего правой рукой. Её правая рука лежит на правом плече Христа, а левая возле Его левой ноги. По сторонам Богоматери, на горизонтальной ветви креста, читается по вертикали: Н ΑΓΙΑ ΘЕОТ[ОКОС] Ветви креста заняты бюстами четырёх отцов Церкви, помещёнными в круглых медальонах диаметром 7 мм. На омофорах видны кресты, изображённые четырьмя гравированными точками. Правой рукой они поддерживают закрытое Евангелие, которое покоится на левой руке, покрытой омофором. Надписи сообщают их имена: вверху ХРУСОСТОМ(ОС) – Иоанн Златоуст , внизу ГРНГОР (IOC) Григорий Богослов , налево – NICOLA (ОС) ? – Николай Чудотворец, справа ВАСНΛН(ОС) – Василий Кесарийский . Для того чтобы поместить эти надписи, гравёр умело использовал места снаружи и внутри медальонов, но, так как места не хватило, ему пришлось прибегнуть к сокращениям.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Единственной масштабной постройкой VI в. в И. стала Новая церковь Богородицы (Неа-Экклесия). В 531 г., после подавления восстания самаритян в Палестине, св. Савва Освященный, духовный наставник палестинского монашества того времени, совершил поездку в К-поль, где был принят имп. Юстинианом и получил от него средства на восстановление пострадавших святынь, в т. ч. базилики Рождества в Вифлееме, а также на завершение строительства большой базилики Богородицы в центре И. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 173-179, 187-188). Храм, получивший наименование «Новая церковь», был освящен 20 нояб. 543 г. Кирилл Скифопольский в Житии св. Саввы указывает, что строительство базилики было начато задолго до 531 г., в период Патриаршества в И. Илии II (494-516). Сведений об имп. поддержке этого проекта до Юстиниана нет, но можно предполагать, что столь масштабный замысел не мог возникнуть без участия высшей власти. Базилика, вероятно, закладывалась с одобрения имп. Анастасия I (491-518), но более поздние источники предпочли умолчать об участии императора-монофизита в ее создании. Процесс строительства подробно описан Прокопием Кесарийским в соч. «О постройках Юстиниана» ( Procop. De aedificiis. V 6). Храм был разрушен землетрясением 749 г. Его фрагменты раскрыты Авигадом (1970-1982) на территории совр. Еврейского квартала, близ Сионских ворот. Подземная часть в виде просторных цистерн с арочными сводами была исследована еще в сер. XIX в., но на тот момент не была отождествлена с постройкой Юстиниана. Храм был идентифицирован по греч. рельефной надписи в tabula ansata (рамке для важного текста с 2 треугольниками по торцам), найденной внутри цистерны. В ней упоминались имя императора и дата возведения: «Вот еще одна из построек, свершенных нашим благочестивейшим императором Флавием Юстинианом, надзором и заботой Константина, священнейшего епископа и игумена, в 13-й год индикта». Храм был очень велик, превосходя по размерам все предшествующие постройки И., в т. ч. храм Гроба Господня, и был центром большого ранневизант. комплекса. По приблизительным подсчетам, размер храма составлял 115×57 м при толщине стен от 5 до 6,5 м. Храм был 5-нефным (или 3-нефным с 2 галереями), с 3 полукруглыми апсидами; большая, центральная (диаметр 5 м), выступала за пределы вост. стены и была снаружи граненой. Особенности архитектуры Новой базилики сближают ее с к-польской ц. св. Полиевкта (524-527, не сохр.); в обеих упомянутых постройках присутствуют характерные для Сирии и М. Азии приемы (пастофории с апсидами, напоминающими ниши, бутовая кладка стен). Квадры внешней облицовки обработаны рустом, что типично для Палестины со времен Ирода; вторично были использованы квадры и колонны от храма эпохи Ирода. Цистерны частично выложены в технике opus mixtum (ряды плинфы чередовались с камнем), что говорит о связи с к-польской школой.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Участок севернее Дамасских ворот, где была построена базилика св. Стефана, до V в. использовался для захоронений. С сер. V до кон. IX в. этот район застраивается очень плотно. Здесь, рядом с развалинами Третьей стены, в 90-х гг. XX в. под рук. В. Цафериса и Д. Адмита было открыто 4 мон-ря. Самый крупный из комплексов был вытянут в длину более чем на 115 м и помимо монастырских строений включал странноприимный дом. В центральной части находился открытый двор, окруженный со всех сторон комнатами. Большая часть была предназначена для размещения паломников; имелись кухня, пекарня и скрипторий. Монастырские кельи выстроены к югу от двора; среди них найдена часовня, украшенная напольной мозаикой (открыта Д. С. Барамки в 1930). Др. мон-рь занимал также большую территорию (40×40 м). Полы почти всех комнат украшали мозаики с геометрическими узорами. Водоснабжение обеспечивали неск. оштукатуренных изнутри цистерн, заполнявшихся дождевой водой через систему труб. Планировка 3-го мон-ря до деталей повторяет предыдущие. Его небольшой однонефный храм (18×5,6 м) с единственной апсидой украшали напольные мозаики, среди узоров к-рых обнаружена греч. надпись в tabula ansata: «Во дни Сильвания, боговозлюбленного диакона и главы монастыря, сделано это (т. е. мозаика), и апсида, и пристройка к церкви …кубитов длины и 6 кубитов высоты. Вспомяни меня, о Господи, во Царствии Твоем». Вима поднята над уровнем пола на 20 см; ее поверхность в отличие от помещения храма выложена мраморными плитками - параллельными и диагональными рядами (opus sectile). В помещениях, где располагались монашеские кельи, сохранились надписи на арм. языке («Эвстат, иерей, выложил эту мозаику. Входящий, помяни меня и моего брата Луку во Христе»). Среди погребенных в криптах был, как гласит надпись на камне, «Петр из Содка». На территории 4-го мон-ря в 1894 г. был открыт небольшой храм (6,3×3,9 м, апсида к востоку) с мозаикой (т. н. мозаика с птицами, предположительно VI в.; остается in situ). На ней изображены птицы среди лоз винограда; надпись: «В память и во спасение армян, чьи имена Ты лишь, Господи, веси». Подобные находки позволяют сделать вывод, что этот район И. был населен монахами большей частью арм. происхождения. При исследовании района за 3-й стеной была также найдена знаменитая мозаика Орфея (2-я пол. VI в.; 3,2×5,7 м; Стамбул, Археологический музей). На ней изображен Орфей, музицирующий в окружении животных, у его ног изображены кентавр и сатир (Пан?), ниже 2 жен. фигуры с подписями: «Феодосия» и «Георгия»; в самом низу в плетеном орнаменте - 2 охотника с копьями, лев и леопард. На участке Шведской школы открыты 2 стены и пол погребальной часовни с орнаментами и надписью, упоминающей Анатолию из Арабисса, возможно сестру имп. Маврикия (582-602).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Базилика была построена с использованием известняковых блоков из эллинистических и рим. построек в той же технике, в которой, видимо, было возведено и прежнее святилище. Колонны наоса опираются на аттические базы, в атриуме - на пьедесталы с имитированной известью профилировкой. Капители представляли собой грубое воспроизведение капителей ионического ордера с минимальным набором элементов: волюты с простыми глазками, балюстры, стянутые наподобие перевязанных свитков. Капители разнородны и предположительно взяты из нескольких более ранних построек. Также из сполиев сделаны дверные проемы. По всему храму встречаются различные мелкие детали, принадлежавшие зданиям как дорического, так и ионического ордеров. Подобные вкрапления отражают позднеантичную традицию украшения построек древними фрагментами. Полы в храме, в т. ч. боковые портики атриума, и полы в галерее над нефами украшались мозаиками, близкими по стилю к мозаикам в баптистерии юго-вост. церкви в И. и церкви в Курси. Покрытие пола в юж. нефе включало 2 греч. посвятительные надписи в честь представителей местной общины с указанием пожертвованных сумм: в надписи между 4-й и 5-й колоннами указано жен. имя (Гелиодора), муж. имя (Петрос) помещено в tabula ansata (лат. дощечка с ручками) в вост. конце нефа. Серый базальтовый цвет стен, колонн и капителей был тщательно скрыт плотной штукатурной обмазкой, расписанной цветочными и орнаментальными мотивами. В целом в интерьере использовались светлые, пастельные цвета (преобладали красный, голубой, зеленый и желтый); их оттенки гармонировали с мраморными деталями, мозаиками, росписями по белому фону. План сев.-вост. базилики находилась в 50 м к востоку от сев.-западной. Ее фрагменты были хорошо видны на поверхности до начала раскопок (2002, ун-т Конкордия, Сент-Пол (шт. Миннесота, США), М. Шулер), по качеству строительства она уступает всем предшествующим постройкам. Храм был сложен из плохо обработанных камней базальта и известняка, промежутки между которыми забиты щебнем.

http://pravenc.ru/text/673805.html

Л. К. Хорвиц с коллегами исследовали кости животных, найденных в Хорват-Сумаке в римско-визант. слое. Их заключения помогают восстановить и общую картину жизни данного периода на горе К. В различных постройках поселения - в синагоге, в домах, в мастерских, в оливковых прессах - были обнаружены кости животных, на этом основании авторы делают выводы о том, что экономика Хорват-Сумаки базировалась на мелком животноводстве. Охота не играла решающей роли: костей диких животных немного. Возможно даже, что эти кости не имеют отношения к римско-визант. периоду и попали сюда случайно, но так или иначе, они свидетельствуют о лесах, окружавших Хорват-Сумаку. В визант. период появляются верблюды и ослы, которых использовали только в качестве вьючных животных (на костях нет следов от ножей). Т. о., экономика Хорват-Сумаки была частью «традиционного ближневосточного хозяйства», которое основывалось на земледелии и скотоводстве. Синагога в Хирбет-Дубил, или Давела ( Chiat. 1979. Vol. 1. P. 385). Руины синагоги находятся в 500 м на юг от Далият-эль-Кармель и в 20 км на юго-восток от Хайфы. В ходе исследований открыты цистерны, мозаичное панно, фрагменты колонн и греч. надписи с упоминанием шейха Аззама, к-рый владел этой землей (7 строк, помещена в tabula ansata, украшена крестом). В 1884 г. Л. Олифант опубликовал отчет о найденных здесь 2 дверных перекладинах. На одной из них - стилизованная розетта в центре, на другой - орел, неизвестный объект и венок, фланкируемый розеттами и деревьями. Олифант не был уверен, что они принадлежали синагоге, хотя параллели с др. синагогами Сев. Палестины (напр., в Капернауме ) делают это вполне вероятным. Лит.: Conder C. R., Kitchener H. H. Survey of Western Palestine. L., 1881. Vol. 1. P. 318-320; Oliphant L. The Khurbets of Carmel//PEQ. 1884. Vol. 16. N 1. P. 30-44; M ü linen E., von. Beitrüge zur Kenntnis des Karmels//ZDPV. 1907. Bd. 30. S. 117-207; 1908. Bd. 31. P. 1-258; Kohl H., Watzinger C. Antike Synagogen in Galilaea. Lpz., 1916; Avi-Yonah M., Makhouly N.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

План синагоги базиликальный, зал прямоугольной формы (по внешнему периметру - 23,8×14,8 м, по внутреннему - 18,4×13,8 м) делится на 3 нефа 2 рядами колонн (по 4 опоры в каждой). Фусты колонн разные по диаметру, отличаются друг от друга и интерколумнии. Расположение колонн довольно странное: они пересекают поперечное пространство синагоги в его вост. части, оставляя зап. пространство широким и открытым, что явилось, видимо, результатом перестройки. Кладка в интерьере синагоги была покрыта белой штукатуркой, в то время как в экстерьере каменная фактура темного базальта оставалась открытой, что создавало красивый контраст (как и в Бараме). Среди деталей архитектурного декора найдены ионические капители колонн в интерьере, коринфские капители пилястр в экстерьере, геометрический мотив из 3 рядов меандра, к-рый аналогичен скульптурному украшению в синагогах в Бараме, Набехе и, судя по всему, в христ. базилике в Канавате (Канафе, Сирия) (над центральным дверным проемом). Это может свидетельствовать об участии группы мастеров одной архитектурной мастерской или школы, чьи приемы не встречаются в др. памятниках. Также найдены рельефные фигуры 2 львов, к-рые фланкируют вазон на одной из дверных перемычек, 2 др. перемычки, рельефная менора на фасадной стене, осколок раковины-конхи, фрагменты евр. текста в tabula ansata (на «доске с ручками»). Не все рельефы сохранились: напр., утрачен известный только по описаниям XIX в. фрагмент рельефа с изображением орла (очевидно, увенчивал перемычку центрального дверного проема). Нек-рое число черепиц свидетельствует о том, что они покрывали крышу синагоги. Синагога построена во 2-й пол. III в. в поселении, существовавшем уже в I-II вв. (найдено неск. монет III в., фрагменты вост. рельефной керамики «терра сигиллата» и обломок светильника времени Ирода Великого ). Здание было разрушено на рубеже IV и V вв., как считают нек-рые историки, христианами. Однако вероятность этого в Сев. Израиле, где преобладало иудейское население, мала. Синагогу могли разрушить вандалы, к-рые дошли до этого региона, находящегося недалеко от побережья, где есть много следов их погромов V в., напр. в Тель-Шикмоне. Постройка была восстановлена в тех же размерах в V-VII вв. с использованием многих прежних деталей, но уже не иудеями, а христианами: найдены крест и фрагменты сосудов с изображением святых в нимбах. Также заметно изменилась экономика Хорват-Сумаки (и в целом К.). Так, напр., свиные кости, число к-рых увеличилось с 1 до 4%, были обнаружены даже в синагоге. Окончательно поселение было разрушено в VII в.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

стену, отделяющую трансепт от базилики). Кроме того, по образцу колонн базилики было поставлено шесть колонн по бокам главного алтаря в центральной апсиде. Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом), добывавшегося в каменоломнях в окрестностях Вифлеема. Тщательно отшлифованный, этот камень весьма походит на мрамор, что многих паломников вводило в заблуждение, отраженное в их отчетах и различных итинерариях. Капители всех колонн сходны, выполнены в позднекоринфском стиле и относятся к VI веку. К тому же времени относятся и сохранившиеся деревянные балки архитрава, покрытые резьбой. В древности колонны центрального нефа поддерживали арки, однако впоследствии последние были заложены. Изначально здание базилики было двусветным: центральный неф, возвышаясь над боковыми (т.н. клеристорий), освещается двадцатью окнами, по десяти в южной и северной стенах. В древности в нижнем ярусе – в стенах крайних боковых нефов было еще по одиннадцать окон, однако ныне эти 22 окна заложены (согласно Харви). В крайнем южном нефе базилики сегодня находится крестильная купель, вытесанная из одной глыбы камня красноватого цвета, похожего на камень колонн, разделяющих нефы. Снаружи купель представляет собой восьмигранник, изнутри же имеет форму квадрифолия. На одной из наружных граней купели видно рельефное изображение креста, под которым была надпись по-гречески, помещенная в характерную рамку в форме «ушастой дщицы» (tabula ansata). Надпись гласила: «Вечная память, покой и прощение грехов [жертвователям], чьи имена ведомы Господу». Купель относится к VI веку, она служила для крещения как младенцев, так и новообращенных христиан. Воду для крещения привозили из Иордана. К северу от главного алтаря церкви при раскопках 1934 г. было обнаружено заложенное квадратное отверстие, ведшее в древнюю водяную цистерну, а вокруг – остатки возвышавшейся над ним крещальни. Как предполагают, здесь было первоначальное местоположение купели. Следует отметить, что в Иерусалиме и окрестностях известны еще две подобные купели VI века, только без посвятительных надписей.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Территория западнее Старого города, за Яффскими воротами, начала использоваться в ранневизант. эпоху в связи с активизацией паломничеств. Здесь открыта улица, ведущая к воротам и застроенная по обеим сторонам домами, к-рые террасами спускаются от города (вдоль ее юж. стороны был выстроен навес, а на северную падала тень от домов). Дома разделены на небольшие равные помещения, возможно лавки. Под кладками раннеисламского времени открыты фрагменты бани, которую снабжал водой подходивший сюда акведук; его канал (глубина 0,7 м, ширина 0,4 м) функционировал с ранневизант. времени до кон. XIX в. Еще одна улица шла к северо-западу от ворот; находки показывают, что по ней пролегал паломнический путь. Здание с продолговатым планом, открытое на этой улице, могло служить странноприимным домом: его мозаичный пол украшали греч. цитаты из псалмов. Субструкции бассейнов Овчей купели (Вифезды). Фотография. 2008 г. Субструкции бассейнов Овчей купели (Вифезды). Фотография. 2008 г. Западнее Яффских ворот обнаружено кладбище ранневизант. периода с необычными для И. простыми могилами. Среди них выделяется гробница 10 - массовое захоронение жертв персид. нашествия ( Maeir A. M. The Excavations at Mamila: Phase 1 (1989)//Ancient Jerusalem Revealed/Ed. H. Geva. Jerusalem, 1994. P. 299-305; Reich. 1994). Погребальная пещера с небольшой капеллой перед фасадом наполнена костями. Маленькая апсида капеллы украшена плохо сохранившейся фреской «Благовещения»; мозаика пола имеет поминальную греч. надпись в tabula ansata в память о тех, «имена коих Ты, Господи, веси». Все погребенные были христианами: среди костей встречаются каменные и металлические крестики и до 130 монет (позднейшая - ауреус времени визант. имп. Фоки, 602-610). Антропологическая экспертиза показала, что похоронены в основном молодые люди, причем женщин вдвое больше, чем мужчин. Вероятно, это захоронение у пруда Мамилла - одно из 35 мест, где хоронили погибших, известное из рассказа Антиоха Стратига (см. выше). Ж. Т. Милик ( Milik J. T. La Topographie de Jerusalem vers la fin de l " epoque Byzantine//MUB. 1960/1961. Vol. 37. P. 127-189) реконструировал список, включавший 35 мест захоронений, как хорошо известных (у Новой базилики, Сионских ворот), так и неидентифицируемых («Серапион», «Золотой город» и т. п.). В различных сохранившихся версиях сочинения Антиоха Стратига указывается, что в захоронении у пруда Мамилла было погребено от 4518 до 24 528 чел. Вскоре после освобождения города над местом погребения была поставлена небольшая часовня, ее маленькая апсида была украшена плохо сохранившейся фреской («Благовещение»?). В окрестностях И. известно не менее 7 мест массовых захоронений - у пруда Мамилла и к югу от Яффских ворот, братские могилы на протестант. кладбище на горе Сион, между могилой Давида и греч. правосл. кладбищем (упом. у Антиоха Стратига как захоронение «у ворот Сиона», открыты в XIX в.), 2 места на обычном кладбище ранневизант. эпохи у Дамасских ворот.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Неудивительно, поэтому, что верующие, на берегах Нила, изображали «crux ansata» 367 на своих памятниках и придавали орудию искупления эту форму. Подобное заимствование эмблем прежнего верования, для выражения новых идей, не раз встречается в христианском символизме. Мы, в самом деле, находим фигуру креста с ручкой, возле египетских и нубийских христианских надписей, отдельно, но в таких местах, где, обыкновенно, стоит крест греческой формы, или в соединении с последним. «Сгих ansata» сопровождает, иногда, и официальные эпиграфические памятники; так, например, этот знак виден возле надписи, сделанной по случаю превращения храма Изиды в христианскую церковь , в царствование Юстиниана. Употребляли ли, христиане, египетский крест до того, как они увидели его на стенах Серапеума? На подобный вопрос можно отвечать скорее утвердительно, чем отрицательно. Много надписей, отмеченных им, принадлежат к годам, следовавшим за этим событием, но есть эпиграфические памятники с «сгих ansata», имеющие характер эпитафий первых веков распространения новой религии, время которых, однако, нельзя положительно определить. Что касается до появления монограмм Христа на монетах римских императоров, то вот, что можно сказать об этом предмете. Когда Константин вошел, торжествующим, в Рим, победив 27 октября 312 года Максенция, то не сейчас же прекратил изображения языческих богов на своих монетах 372 . Мифологические сюжеты представлялись на них все время, когда этот император разделял власть с Лицинием, но, лишь только, вследствие поражения и смерти последнего, в 324-м году, Константин сделался единственным правителем и главою империи, он заменил на своих медалях богов классического мира, аллегорическими фигурами, которые напоминали его победы или гражданские деяния, иногда, и знаками христианской веры. После перенесения столицы империи в Византию, на монетах и медалях Константина и его сыновей, христианские символы встречаются гораздо чаще, чем прежде. Но трудно определить, в какое, именно, время, каждый из знаков новой религии начинает появляться на этих памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010