Но вот, казалось бы уже не далекая древность, а ХХ век, 1917 год. В России революция, крушение Российской империи, наступает Русское лихолетье. Задумаемся над словами  Федора Ивановича Тютчева: « Пропаганда католическая и пропаганда революционная, друг другу противоположные, но соединённые в одном общем чувстве ненависти к России». После гибели Российской империи к власти в нашей стране приходят безбожники, начинаются невиданные гонения на Православную Церковь. И как же ведет себя " церковь-сестра " , как называют католический Рим экуменисты?  Ватикан радуется возможности договориться с большевиками, и  заместить на Русской земле собой Православие. Об этом в своём воззвании 1 июля 1923 года написал патриарх Тихон: «Пользуясь происходящей у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в Российской православной церкви католицизм». Бенедиктинский монах Хризостом Бауер озвучивает мысли латинского Рима : «Большевики умерщвляют священников, оскверняют храмы и святыни, разрушают монастыри. Но не в этом ли как раз заключается религиозная миссия безрелигиозного большевизма, что он обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли, делает, так сказать, “чистый стол” (tabula rasa), и этим даёт возможность духовному воссозданию». В одном из католических органов печати пишут не менее откровенно: «Большевизм создаёт возможность обращения в католичество неподвижной России». Но Православная Церковь переживает невиданные гонения, и Русская земля омыта кровью новомучеников и исповедников, засвидетельствовавших верность России Христу Спасителю.   Недавно нынешний  папа римский Франциск сделал громкое заявление, объявил украинский народ народом-мучеником, который мучают русские агрессоры,  и,  по словам понтифика, при этом особенную жестокость  проявляют буряты и чеченцы. Сложно удивляться тому, что римский первосвященник не высказывал сочувствия мирным жителям Донбасса, не желал знать про Аллею Ангелов, убитых детей Донбасса. Франциск, по-видимому, не считает их мучениками. И это не удивительно. Вспомним, как Ватикан благословлял хорватских нацистов-усташей во время Второй мировой войны. А ведь хорватские усташи и бандеровцы – близнецы-братья.   

http://radonezh.ru/2022/12/15/hhi-vek-pr...

И я видел, как они отложили меч, который был дан им и который они принесли в дом и запечатали в присутствии Господа. Все овцы были заключены в этом доме, который едва мог вместить их; их глаза были открыты, и они созерцали Благого (Bonum), и не было между ними ни одной, которая не смотрела бы на него. Я видел, что дом большой, пространный и полон населения. И вот родился белый телец (vitulus albus natus est), который имел большие рога, и все звери земные и все птицы небесные поклонялись ему и умоляли его непрестанно. И тогда я увидел, что природа их изменилась, и они сделались белыми тельцами. И первый из них (т. е. телец, который родился белым) сделался Словом (Verbum) и Слово (Verbum) сделалось великим животным; 414 на голове у него были большие черные рога. И Господь овец возрадовался при виде всех этих тельцов. После этого я пробудился, но сохранил в памяти все, что видел. Таково видение, которое я видел во сне. Пробудившись я прославил Господа славы и воздал Ему хвалу. Я пролил слезы, которые не переставали течь, и я не мог воздержаться от них при представлении того, что я видел, потому что все это будет и исполнится» (глав. 88–89). Главы 90–105 (у Дильмана 91–108) составляют последнюю пятую часть книги Еноха. В них содержатся наставления Еноха сыну своему Мафусалу и всему его потомству в праведной жизни и предсказания о будущих событиях. «И ныне, сын мой Мафусал, говорит Енох, призови ко мне всех своих братьев и собери ко мне всех детей своей матери. Внутренний голос и дух возбуждают меня сказать вам, что случится с вами в будущие времена». Сначала Енох дает собравшимся к нему детям общие наставления ходить в правде и никогда не уклоняться от неё (глав. 90–91); а потом краткие предсказания о том, что должно случиться после него до кончины мира и до начала царства Мессии. Начиная говорить об этом, он замечает: «из всего, что мне было открыто, из небесного видения и голоса ангелов я получил познание и приобрел разумение из небесной скрижали (e coeli tabula)». Следующие за тем предсказания, впрочем, не заключают в себе ничего особенного и содержат краткое повторение уже прежде сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вот и все, что сохранилось на успенских фресках от картины страшного суда. Но это только одна ее половина, другая же с изображением суда над грешниками и адских мучений, которая должна была находиться на левой стороне западной стены, исчезла без следа, и осталась на этом месте ничем не заполненная tabula rasa. К счастью, мы имеем возможность воспроизвести содержание этой части картины по сохранившимся древнейшим стенописям, первое место между которыми должна занять стенопись Нередицкой церкви. Ее живопись сохранилась цельнее и лучше владимирских фресок и знакомит нас с пошибом и иконографической стороной нашей древнейшей иконописи гораздо лучше, чем эти последние. Замечательно здесь изображение адских мучений: вместо тех ужасающих картин, на которых упражняли свои кист наши и греческие иконописцы, следуя указаниям подлинника, мы видим здесь схематически прием, чуждый всякой наглядности и художественного значения. Именно, разные роды мучений отмечаются здесь надписями (огонь, смола, скрежет зубовный) над четвероугольными клеточками, где нарисованы по четыре головы. Это весьма оригинальный прием, с которым нам не приходилось встречаться в живописи западной и восточной, ни в описаниях этого сюжета по подлинникам. Вообще же из сравнения изображений страшного суда по сохранившимся его фрагментам в церквах Владимирских и Новгородских, нельзя не заметить, что общая композиция их была одна и та же, но в деталях, постановке лиц и костюмировке едва ли не каждая сцена имела свои особенности. Видно, что иконописцы имели в виду общий план картины и его развитие в отдельных сценах, но не шаблонный обращик вроде описаний подлинника, где была определена не только последовательность сцен, но и обработка деталей. В Дмитровском соборе ведение в рай праведников и собор апостолов пишутся иначе, чем в Успенском, Спасонередицкие фрески отличаются еще более, а страшный суд в Троицком соборе (Сергиевой Лавры) и Московском Успенском соборе представляет таких отличий еще более. Если пойдем дальше и взглянем в лицевые псалтири, то увидим еще много нового, но это новое создается на общей старой основе и представляет осмысление готового сюжета на основании современных живописцу понятий. Возьмем хоть такую незначительную деталь, как рисунок райской двери: каким изменениям подвергалась она в памятниках церковного искусства в разные эпохи и у разных народов? В лицевой рукописи книги Бытия или генезис, из Венской библиотеки, дверь райская изображается в четвероугольной, довольно глубокой раме, с двумя створами, составленными из поперечных наискось положенных филенок, а херувим в виде юноши с крыльями стоит около двери; огненное оружие – в виде двух пылающих колес преграждает путь к двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

That Jesus was crucified with two others is not surprising, 10104 given the propaganda value of public executions during festivals, when Jerusalem " s crowds were the highest. 10105 The later mishnaic rule against executing two persons on a day contradicted earlier practices by those in power (m. Sanh. 6:4) and would have had no effect on the Romans, in any case. 10106 2. The Titulus (19:19–22) The charge posted above Jesus» head (19:19–22) 10107 reveals the irony of the situation: Jesus is executed for being king of Israel, though the leaders of his own people reject his kingship. They might have preferred the charge of ληστς, a social bandit or revolutionary (which he applied to them, 10:8–10), but they themselves had supplied the wording for the treason charge «king of the Jews» (18:33–35), and now they cannot dismiss it. 10108 Yet for all the chargés irony, it is historically quite probable. 10109 Jesus» triumphal entry (12:13) marked him as a royal aspirant; the priestly aristocracy would arrest, and the Romans execute, anyone who offered the slightest grounds for suspicion of treason against Rome. The title is not a traditional Christian confession, and Romans crucified many self-proclaimed kings and their followers under the Lex Iulia de maiestate (Josephus Ant. 17.285, 295). 10110 Other Jewish rebels apparently hoped for kingship (Josephus War 2.443–444; Ant. 17.285), 10111 but unless they desired repression, Christians would have hardly invented the claim that Jesus was crucified on these grounds (cf. Acts 17:7). 10112 A further datum supports the plausibility of the posted charge: on other known occasions, a member of the execution squad would carry in front of or beside the condemned a small tablet (tabula) declaring the charge (titulus), the cause of execution (causa poenae), which at times he might later post on the cross. 10113 That Matthew and Luke (perhaps Q; «this is») and Matthew and John («Jesus») share some common elements against Mark suggests the prominence of this memory in the common passion tradition. That 19uses the Greek ττλος, transliterating the Latin titulus, probably suggests earlier tradition as wel1. 10114

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Есть ли явная польза в этом страдании? Кажется, никто не решится это утвердить. Прибавь ещё следующее. Община хлебопашественная очевидно всех легче устраивается и, по-видимому, всех полезнее; Россия же земля, и теперь, и надолго, по преимуществу хлебопашественная. Далее: общинное устройство, будучи ограничено, заменится у нас по необходимости расширением административности. Тебе известна более чем многим вся мерзость административности в России. Пошатавшись по Святой Руси и наглядевшись на все её слои, ты знаешь, как хороша наша чиновность от грошовой уездной до миллионной столичной. Я думаю, что даже Киселёвщина не столько ещё ужасна для народа увеличением податей (хотя и это бедствие немалое и следствие усиленной административности), сколько размножением чиновничества, которое народ так верно и живописно называет крапивным семенем. Наконец, и это всего важнее, всякое государство или общество гражданское состоит из двух начал: из живого исторического, в котором заключается вся жизненность общества, и из рассудочного, умозрительного, которое само по себе ничего создать не может, но мало-помалу приводит в порядок, иногда отстраняет, иногда развивает основное, т. е. живое начало. Это Англичане назвали, впрочем, без сознания, ториизмом и вигизмом. Беда, когда земля делает из себя tabula rasa и выкидывает все корни и отпрыски своего исторического дерева: она приходит к тому неисцелимому шатанию, к которому пришла Франция, дающая теперь всему миру великий, но мало понимаемый урок. Беда и то, когда начало умозрительное вздумает создавать. Эта работа постоянного умничанья идёт у нас со времён Петра безостановочно и безошибочно. Какого она вздора насоздала! Теперь оглянись у нас, и ты увидишь, что всё у нас ново и безкоренно: мы с тобою, т. е. дворяне, цехи, городовое устройство, чиновничество во всех его разветвлениях, выборы наши, просвещение наше с его прививным характером, наши привычки, всё от альфы до омеги. Корень и основа – Кремль, Киев, Саровская пустынь, народный быт с его песнями и обрядами, и по преимуществу община сельская.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Goldschmidt 1925 – Goldschmidt E. D. Studia Aeschinea. Diss. Berlin, 1925. Goth. – Bellum Gothicum (Procopii). Griechische Städte 1961 – Griechische Städte und einheimische Völker des Schwarzmeergebietes/Hrsg, von J. Irmscher imd D. B. Schelov. Berlin, 1961. Grilli 1979 – Grilli A. Mela I, 102 e la descrizione del Mar Nero//RFIC. 107. 1979. P. 179–181. Gross 1913 – Gross H. Zur Entstehungs-Geschichte der Tabula Peutingeriana. Bonn, 1913. Güngerich 1950 – Güngerich R. Die Küstenbeschreibung in der griechischen Literatur. Münster, 1950 (Orbis antiquus. 4). Hall 1987 – Hall E. M. The Geography of Euripides’ Iphigeneia among the Taurians//American Journal of Philology. 108. 1987. P. 427–433. Hammer-Jensen 1915 – Hammer-Jensen I. Das sogenannte IV. Buch der Meteorologie Aristoteles//Hermes. 50. 1915. S. 113–136. Hannak 1869 – Hannak E. Appianus und seine Quellen. Wien, 1869. Harmatta 1941 – Harmatta J. Quellenstudien zu den Skythika des Herodot. Budapest, 1941. Harmatta 1970 – Harmatta J. Studies in the History and Language of the Sarmatians. Szeged, 1970. Harmatta 1955/1956 – Harmatta J. Sur l’origin du mythe des Hyperboréens//AAAH. 3. Budapest, 1955/1956. P. 57–66. Harris 1983 – Harris E. M. The Political Carreer of Aeschines. Diss. Cambridge (Mass.), 1983. Hartinger 1992 – Hartinger G. Die Periplusliteratur: Untersuchungen zu Inhalt, Sprache und Funktion der überlieferten Texte. Diss. Salzburg. 1992. Hecat. – Hecataeus Milesius. Descriptio terrae. Heftner 1995 – Heftner H. Plutarch und der Aufstieg des Pompeius. Frankfurt am Main, 1995. Heinze 1957 – Heinze R. Vergils epische Technik. Leipzig, 1957 (Nachdruck der Ausg. 1914). Her. – Herodotus. Historiae. Hérodote 1988 – Hérodote et les peuples non grecs (Entretiens 35). Génève, 1988. Hesych. – Hesychius. Lexicon. Hirzel 1912 – Hirzel R. Plutarch. Leipzig, 1912. Hist. Lang. – Historia Langobardorum (Pauli Diaconi). Hist, plant. – Historia plantarum (Theophrasti). Hornblower 1987 – Hornblower S. Thucydides. London, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это удивительное явление следует причислить поистине к знамениям нашего времени, а оно заметно повсюду, хотя не всюду в одинаковой мере и степени: в любом правлении, в любом совещательном собрании или комитете. Разумеется, всего явственнее выражается оно там, где менее заложено в прошедшей истории твердых учреждений, где нет старинной, веками утвердившейся школы и дисциплины, где жизнь общественная в историческом своем развитии не выработала определенных разрядов, стенок и клеточек, полагающих преграду вольному устройству быта и порыву мысли и желания. Где шире и вольнее историческое и экономическое поле, там есть где разгуляться каким-угодно преобразовательным фантазиям, там нет иногда и борьбы, нет и затруднительного расчета с утвердившимися идеями, интересами и партиями, но полная свобода широкому размаху руки, натиску груди, быстрому налету первого наездника... А наряду с этим явлением, происходящим на вершинах, совершается другое подобное же движение из долин, ущелий и пропастей земных. Оно также преобразовательное, но в ином, совсем уже безусловном смысле. Массы людей, недовольных своим положением, недовольных тем или другим состоянием общественным, и ослепленных или диким инстинктом животной природы, или идеалом, созданным фантазией узкой мысли, отрицая всю существующую, выработанную историей экономию общественных учреждений, отрицая и церковь , и государство, и семью, и собственность, стремится к осуществлению дикого своего идеала на земле. И эти люди требуют, чтобы проповедуемое ими преобразование началось с начала, т. е. на ровном поле, tabula rasa, которое хотят они прежде всего расчистить на обломках существующих учреждений. Это враги цивилизации,– вопиют по всей Европе государственные люди, и во имя цивилизации вооружаются против массы непризнанных преобразователей. Но не время ли им самим, защитникам существующего порядка, подумать о том, что сами они первые стремятся иногда слишком легкомысленно налагать смелую руку на существующее, разрушать старые здания и строить на место их новые, сами они слишком беззаботно и самоуверенно спешат осуждать утвердившиеся порядки и разрушать предания и обычаи, созданные народным духом и историей; сами они, строя громаду новых законов, которые прошли мимо жизни и с которыми жизнь не может справиться, насилуют в сущности те самые условия действительной жизни, которые отрицает решительно масса отъявленных врагов цивилизации. Борьба с ними может быть успешна лишь во имя жизненных начал и на почве здоровой действительности...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Как сообщает нам аббат Одо в своем житии свят. Григория (гл. 12-я), усердием последнего, когда реставрировалась главная базилика Тура (не та, где пребывали мощи свят. Мартина), “стены ее расписаны изображениями подвигов самого Мартина”. У нас оказался в наличии список этих иконописных сцен из поэмы Фортуната, описывающей базилику (“Carmine”, X, 6). Это: (1) свят. Мартин, исцеляющий прокаженного поцелуем; (2) он раздирает свой плащ и отдает половину нищему; (3) он отдает свою тунику; (4) Мартин воскрешает троих мертвых; (5) осенив себя крестным знамением, он не дает упасть на себя сосне; (6) большая колонна, упавшая с неба, сокрушает идолов; (7) свят. Мартин изобличает псевдомученика. Мы можем лишь сожалеть об утрате такого памятника православного христианского искусства, одного из многих иных в Галлии VI века, подобных которым уже нельзя было видеть в позднейшие столетия на Западе (где постепенно был утерян римско-византийский стиль), но мы можем получить общее представление о том, как он выглядел, в современных базиликах Равенны с их мозаичными иконами. Одна из этих базилик была действительно первоначально посвящена свят. Мартину Турскому, позднее переосвятили свят. Аполлинарию Нуово. В то время существовали иконы также и на отдельных досках. В истории Беды отмечается, что свят. Августин Кентерберийский и его спутники, высадившись в Британии в 597 году, пришли к королю Этельберту Кентскому, “неся серебряный крест как свое знамя и образ Господа Спаса нашего, написанный на доске” (“Церковная история Англии”, книга 1, гл. 25). В “Житии Отцов” мы читаем об “иконах (латинское iconicas) апостолов и других святых в часовне преп. Бракхио. Следует отметить, что часовни и маленькие сельские церкви в Галлии, конечно, строились не в стиле базилик, и сооружались обычно не из камня, а из дерева, и иконы в них были написаны на досках и укреплялись на стенах. Самое подробное упоминание об этих написанных на досках иконах VI века есть в “Славе мучеников” свят. Григория (гл. 22-я), где мы читаем в рассказе “о еврее, который украл икону (латинское iconica или, в одной рукописи, icona) и проткнул ее”, следующее, что является также впечатляющим свидетельством подлинно православной природы Галльской Церкви того времени в противопоставление иконоборчеству, охватившему часть Галлии (а также христианский Восток) в век Карла Великого. Вот слова свят. Григория: “Вера, которая до сих дней сохранилась чистой у нас, побуждает нас любить Христа такой любовью, что верующие, хранящие запечатленным в сердцах своих закон Его, желают также иметь написанный образ Его (в память о Его добродетели) на досках, которые они вешают в своих церквях и в домах своих... Еврей, который часто видел в церкви такой образ, написанный на доске (латинское imaginem in tabula pictam), прикрепленный к стене, сказал себе: “Смотри, вот совратитель, который нас унизил...”

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

SchilMetrol E.Schilbach, Byzantinische Metrologie. München 1970. SchreinHaus P.Schreiner, Das Haus in Byzanz nach den schriftlichen Quellen, in: Haus und Hof in ur- und frühgeschiehtlicher Zeit, hrsg. v. H.Beck und H.Steuer. Göttingen 1997, 277–320. SchreinLex P.Schreiner, Slavische Lexik bei byzantinischen Autoren, in: Festschrift Н. Bräuer. Köln 1986, 479–490. Shipp G.Shipp, Modern Greek evidence for the Ancient Greek vocabulary. Sydney 1979. SkubOl E.Skubaras, Olympiotissa. Athen 1907. Somav A. da Somavera, Tesoro della lingua greca volgare ed italiana. Paris 1709. Somol J.Rodriguez Somolinos, Notas lexicograficas. Emerita 56(1988) 233–244. Sonderkamp J.A.M.Sonderkamp, Untersuchungen zur Überlieferung der Schriften des Theophanes Chrysobalantes (sog. Theophanes Nonnos). Bonn 1987. Soph E.[Apostolides] Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Cambridge Mass. 1887. SpeckEndyte P.Speck, Die νδυτ. JÖBG 15 (1966) 323–375. Stam I.Stamatakos, Λεξικν τς νας ελληνικς γλσσης I–III Athen 1952–1955. StudLex E.Trapp [et al.], Studien zur byzantinischen Lexikographie. Wien 1988. SvorSyn N.G.Svoronos, Recherches sur la tradition juridique à Byzance: la Synopsis major des Basiliques et ses appendices. Paris 1964. Tgl Thesaurus graecae linguae I–VIII. Paris 1831–1865. TIB Tabula Imperii Byzantini. I– . Wien 1976–. TinnFisch F.Tinnefeld, Zur kulinarischen Qualität byzantinischer Speisefische. Studien in the Mediterranean World Past and Present II (Tokyo 1988) 155–176. TLG Thesaurus Linguae Graecae. CD-ROM D. E. University of California 1992, 2000. TLL Thesaurus Linguae Latinae. I–. Leipzig 1900– . TomadHor N.Tomadakes, κ τς κκλησιαστικς ρολογας. ΕΕΦΣΠΑ 24 (1973–1974) 309–313. Tougard A.Tougard, Quid ad profanos mores diguoscendos augendaque lexica conferant Aeta Sanetorum Graeca Bollandiana. Paris 1874. TrappEta E.Trapp unter Mitarb. v. W.Hörandner u. J.Diethart, Specimen eines Handlexikons zur mittelbyzantinischen Literatur, Buchstabe Eta. JÖB 35 (1985) 149–170.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

История унии - это жестокое наступление католицизма на православие, где хороши были любые средства. Бенедиктинец Х. Бауэр умилялся в 1930 году: " Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри... Но не в этом ли... религиозная миссия безрелигиозного большевизма, что он обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли, делает tabula rasa и этим дает возможность к духовному воссозданию? " Русская Православная Церковь испытала это с начала гонений. В заявлении митрополита Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Русской Православной Церкви от 10.6.1922 г. говорилось: " Обратиться... с воззванием... против чинимых над Святейшим Патриархом Тихоном насилий - ко всем главам Православных и инославных Церквей, кроме Папы Римского, о котором имеются точные сведения, что он не только вступил в соглашение с христопродавцами большевиками, но старается использовать гонения на Русскую Православную Церковь и ее главу в корыстных целях воинствующего католицизма " . Через триста лет после Папы Урбана VIII митрополит-униат Андрей Шептицкий, бывший австрийский офицер (благословлявший С. Бандеру и эсэсовскую дивизию " Галичина " ), обращался в 1929г. к духовенству: " многим из нас Бог еще окажет милость проповедывать в церквах Большой Украины... по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск " . Сегодня униатство - провозглашаемое устами лидера УНА-УНСО и депутата Д.Корчинского " воинствующей крестоносной церковью Европы " , видит врага, как и три века назад в православии и общерусском мировоззрении малороссов и белорусов. Результатом трехвековых усилий стало трагическое напряжение и раздвоение украинского самосознания, комплекс культурной неполноценности украинской интеллигенции, о котором писал еще Н.Трубецкой, и который стал главным инструментом втягивания колыбели русского православия в орбиту Запада. Отречение от общеправославной судьбы позволяет обосновывать историческую логику ориентированного стратегически и духовно на Запад развития Украины. За членство в НАТО ратуют все униатские лидеры УНА-УНСО, все поют гимн предателю Мазепе, союзнику геополитического противника Петра I. Но осуществить полное геополитическое и духовное разъединение русских и украинцев - эту давнюю цель, не раз откровенно сформулированную З.Бжезинским, можно лишь вытеснив Россию из Крыма и Севастополя.

http://pravoslavie.ru/analit/global/mosk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010