Трудно сказать, существовал ли и у других народов древнего мира этот символ. Мы находим его на предметах, открытых вне Египта, несомненно, однако, египетского происхождения. Он также встречается, но гораздо реже, чем в Египте, на памятниках ассирийских и персидских, притом, обыкновенно, вместе с другими египетскими иероглифами, так что в этом нельзя не видеть заимствование. Знаки, очень походящие на «сгих ansata» и имеющие форму греческого или латинского креста, – вертикальный брус которого, наверху, кончается кольцом, более или менее значительных размеров, – являются на памятниках персидских, финикийских, так, например, на вазах, на монетах, вместе с другими символическими фигурами и на таких местах, где Египтяне изображали крест с ручкой. Надо, также, заметить, что этот последний – есть ни что иное, как греческий «тау» – Т –  с прибавлением наверху ушка, круглой или овальной формы. Знак, имеющий вид Т, был, как мы уже сказали выше, символ счастья, жизни, спасения у Финикиян, Сириян, вообще, у семитических народов и его нередко находишь на их памятниках. Он является, например, надетый, как амулет, на шее взрослых и детей, в египетских барельефах, времен царя Рамзеса II-ro, изображающих покоренные народы Азии 365 . Факт существования в глубокой древности у семитических народов и, потому, у Евреев, фигуры благоприятного значения, приближающейся своей формой к букве «тау», дает некоторое право видеть в знаке, названном пророком Иезекиилем ( Иез. 9:4 ) «тау» – Т. Очень вероятно, что верующие Египта, встречая всюду – на стенах языческих храмов, в руках изображений богов, в священном письме и, вообще, на памятниках и предметах различного рода, знаки, напоминающие крест, на котором был распят Сын Божий, приняли это за пророчество будущего пришествия Спасителя, искупления Им грехов рода человеческого на кресте, и торжества Его веры. Когда христиане в 391 г. в царствование Феодосия Великого, вломились в александрийский Серапеум 366 , то увидели на стенах этого языческого храма фигуру, очень часто повторяющуюся, означавшую в священном письме Египтян, жизнь, владычество, и объяснили ее, вследствие сходства с крестом, как символ жизни, но жизни будущей, как иероглиф Христа, начало и сущность всякой власти, как символ Его учения, настоящий источник жизни, знак, по мнению христиан Египта, бессознательно повторяемый их предками многие века, в свидетельство достоверности христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лукою, какова была ее действительная судьба, что с нею сталось, — решить трудно. Исторический путь, каким можно было бы дойти до этой драгоценной святыни и едва ли не самого замечательного памятника христианской живописи, если не совсем потерян, то, во всяком случае, весьма затруден множеством разноречивых и сбивчивых указаний касательно ее местонахождения. Изображения креста в дохристианское время Художественная история креста начинается далеко за пределами христианской эры и открывается целым рядом аналогических знаков в символике индусов, египтян, вавилонян, этрусков и в орнаментации народов классического мира. Как украшение, как символ и известный мифологический атрибут, крест принадлежал к числу широко распространенных знаков и нередко связывался с религиозными представлениями архаического мира. У индусов часто встречается загадочный знак или в виде перпендикулярной черты, перечеркнутой горизонтальной линией на подобие печатного г или латинского s, или в виде четырех гамм, соединенных между собою концами, или положенных одна на другую крест-накрест. Варианты этой фигуры разнообразны, но все они не выходят из общей схемы креста и в науке известны с техническим именем свастики, или священного креста индусов (crux gammata). В Египте приложение этого знака было еще обширнее; он является здесь в виде креста с ручкой (crux ansata), имеющего такую форму: горизонтальная черта, имеющая над собою непосредственно кружок, перечеркнута сверху вниз перпендикулярной линией — фигура очень похожая на знак планеты Венеры, где верхний кружок объясняют в смысле круглого зеркала богини, а нижнюю черту — в значении ручки к нему. Египетские цари и царицы нередко изображаются с таким знаком; они держат его за ручку вроде того, как ап. Петр — ключ. Египетские амулеты, представляющие жука с распущенными крыльями, принадлежат к той же категории знаков. На одном египетском памятнике, относимом знатоками древности к 15 столетию до Р. X., крест представлен в круге, без всякой головки; иногда перпендикулярный отрог креста соединялся с изображением змеи, как бы служившей для него точкой опоры. У вавилонян подобный же знак встречается как застежка на груди царей. На одном ассирийском памятнике, открытом в Корсабаде, представлен человек с орлиной головой, с кольцом в одной руке и крестом в другой. К области той же символической фигуры нужно отнести и букву may (Τ), древнейшее начертание которой известно из финикийских и еврейских алфавитов и имеет вид то андреевского, то прямолинейного креста, а иногда и теперешней греческой буквы may. Сочетания и формы рассматриваемого знака, встречающиеся у других народов, примыкают к основной, сейчас описанной форме, как разновидности одного общего прототипа, из которого они выходят и развиваются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Якорь и рыбы изображались на геммах, даты которых можно определить по археологическому контексту могил. Две таких геммы были найдены в Восточном Крыму: одна – в Китее (3 в.) и другая – вс. Ново–Отрадном на Боспоре (2–я пол. 2 – 1–я пол. 3 в.). Обе крымские геммы публикуют основанием якоря вверх и считают их изображением креста 1529 . В действительности же это типичные примеры особой формы «якоря, похожего на крест» (рис. 34), на которую обратил внимание еще Ф.Й. Дёльгер 1530 . Формы креста чрезвычайно разнообразны, основные типы могут комбинироваться друг с другом или усложняться деталями 1531 . Из основных форм можно указать: 1) «греческий» крест с равными концами; «латинский» крест с удлиненной нижней ветвью (crux immissa); 2) косой (в русской традиции – Андреевский) крест (crux decussata), который распространился в Средние века; 3) крест в форме греческой буквы «Тау» (crux commissa); 4) четырехконечный крест, часто с удлиненной нижней ветвью, с расширениями на концах ветвей, в виде треугольников («croix pattde», рис. 35) – эта форма с к. 4 в. чаще встречается на Востоке; 5) «греческий» крест с сильно расширенными концами – «мальтийский» (рис. 36; впоследствии он был использован как герб Мальтийского ордена); 6) крест с поперечными перекладинами на концах, который встречается в греческих папирусах и на монетах первых веков н.э.; 7) крест типа «анх» (crux ansata, рис. 37) воспроизводит египетский иероглиф со значением «жизнь», как христианский символ распространен в коптском Египте со 2–й пол. 4 в.; 8) крест с ветвями в форме трубочек, преобладает в Египте. Отметим также некоторые специфические формы крестов. Крест палестинского происхождения – со «слезками» на концах, часто на ступенчатом постаменте, воспроизводит Голгофский крест, воздвигнутый Феодосием II. Такой крест изображается покрытым драгоценными камнями (crux gemmata, рис. 38), встречается на римских саркофагах с 4 в. и позже воспроизводится многократно. Крест процветший (crux florida) символизирует «древо жизни», рай, – эта форма известна с конца 5 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кохлиа – дословно с греч. «улитка», крытая винтовая лестница. Кратер – большая открытая чаша с двумя ручками, использовалась для смешивания вина с водой. Древние греки и византийцы пили вино, как правило, разбавленное теплой водой. В церковном обиходе такой сосуд играл роль красовулия (см. церковная утварь), необходимого во время совершения таинства Причащения. Кратима – появившийся с XIII в. жанр в творчестве византийских мелургов; мелодия, которая распевается на серию слогов и иногда подражает звучанию музыкальных инструментов. Краутхаймер Роберт – классик истории византийской архитектуры и искусства. Особого внимания заслуживает его неоднократно переиздававшаяся в 70–80-е гг. ХХ в. книга «Раннее христианство и византийская архитектура». Кремация – трупосожжение; как способ погребения была распространена в греко-римском обществе, где только умерших детей хоронили в земле. Все меньше применялся уже со II в. н. э., а к концу IV-V вв. стал весьма редким в Византии, будучи окончательно вытеснен ингумацией, получившей распространение у христиан. Креофаг – «мясоед», вторая неделя Апокрии – византийской «масленницы». Крепиды – обувь типа сандалий с толстой подошвой и легким дырчатым верхом. Крест (лат. crux) – долгое время являлся у разных народов элементом орнамента или магическим знаком, символом счастья или, напротив, смерти. Как символ жизни или животворящих сил, солнца, ветра изображался в виде К. в круге или в виде свастики (гаммированный К. – crux gammata). Древнеегипетский К. с круглым ушком – иероглиф, обозначавший понятие «жизнь» (так называемый crux ansata). К. в виде древнееврейской буквы Т («тау», последняя буква древнееврейского алфавита) считался знаком Бога и причастности к нему (он же – антониевский К. в христианстве). К. процветший – декоративный мотив с побегами у основания К. В христианстве К. получил совершенно новый смысл – он стал символом вечной жизни и избавления от страданий, но до конца античности сосуществовал с языческими и иудейскими К., у каждого из которых было свое символическое значение Как самостоятельный тип, К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эра Мессии провозвещается Духом Господа Бога (Яхве) (Ис 61:1) и как эра исключительных даров Духа. Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоил 2:28). Дары Духа даруются Мессии как праведнику: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11:2–3). Образ самого Мессии мыслится как вечный. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное , которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис 53:2–11), понесёт на Себе грех многих и за преступников сделается ходатаем (ср. Ис 53:12). Мессия принесёт победу. Потому что победа от Господа (см. Притч 21:31; 1 Пар 29:11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени; наступление в мире окончательной победы Господней; раздаяние праведникам трофеев этой победы, — даров Духа Господа Бога (Яхве). Осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновид­нос­тей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, crux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, crux quadrata). Евангельская фраза ™p£nw tÁj kefalÁj — super caput eius — над головою Его (Мф 27:37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

362 Крест равносторонний, называемый греческим, появляется в начале надгробных надписей на Востоке, особенно, в Египте, уже в 4-м веке; на Западе – столетием позже. Удаление от изображения креста, причину которого мы описали выше, было, как кажется, сильнее в Риме и Италии, чем в Африке, Египте и Сирии. 363 По мнению, впрочем, не получившему авторитета некоторых археологов, это был ключ реки Нил, оплодотворяющей земли Египта. 365 Подобное графическое сходство между знаками священного характера, у Египтян и Семитов, обладавшими, приблизительно, одним и тем же символическим значением, может служить доказательством, что эти народы – отросли, как предполагают, одного корня – имели, в отдаленные времена, первоначально, общий источник религиозных идей. 366 Это сопровождалось большим истреблением языческих, религиозных памятников во всем Египте. Около сорока тысяч изображений богов было разбито, и множество храмов разрушено. 367 Он встречается, также, в руках символических фигур, на гностических резных камнях. (Dictionnaire des anmiquimes Grecques et Romaines. Ch. Daremberg и Edm, Saglio. р. 10). 368 На обломке глиняной вазы, открытой в Египте, монограмматический крест стоит в начале надписи на греческом языке, тогда как «тау Т», помещен в конце ее; обо знака сделаны больших размеров, чем буквы текста. Памятник этот следует отнести к первым векам христианства. (Observations sur quelques fragments de poterie antique provenant d’Egypte et qui portent des inscriptions grecques par mr. Egger; extrait du Tome XXI des Mem. de 1’Academ. des Inser. et Belles-Lettres). 369 На колоссальном саркофаге из красного граната, находящемся в небольшом музее, при древней церкви св. Ирины в Костантинополе, превращенной теперь в арсенал, я видел, приблизительно, следующую фигуру, которую повторяю с памяти, так как мне не позволено было турецкими стражами скопировать ее, ни даже останавливаться долго перед предметами этого интересного собрания христианских древностей Востока. По всей вероятности, тут мы видим очень редкое соединение «crux ansata» с монограммой Константиновской, и саркофаг должен быть египетского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я помню, как Общество Сторожевой башни приобрело в Куинсе (район в Нью–Йорке) бывший кинотеатр для использования его в качестве Зала Конгрессов. Этот театр был отделан в египетских мотивах. Снаружи над навесом кафельной плиткой были выложены крупные фигуры египетских богов и богинь, одна из которых даже держала в руках египетский символ Анкх (тау–крест, crux ansata ). Внутри здания изображались другие предметы, например цветы лотоса, имевшие для египтян религиозное значение. Когда Общество проводило ремонт здания, эти атрибуты были оставлены без изменения. Несколько лет спустя наша подруга из Доминиканской Республики присутствовала в этом Зале на выпускной церемонии очередного класса школы Галаад и была шокирована языческими символами. В беспокойстве обратившись ко мне, она сказала, что не знала бы значения всех этих изображений, если бы не прочитала о них в нашей же литературе 296 . Она не могла согласовать недвусмысленные отрицательные высказывания из литературы Свидетелей Иеговы с такой очевидной терпимостью. Я чувствовал необходимость написать об этом президенту Норру, указав, что беспокоился больше за нее (и других Свидетелей, у которых могло возникнуть подобное непонимание). Норр пришел ко мне в кабинет и высказал свои возражения. По его словам, это были простые украшения и что, по его мнению, увидев на стенах изображения лотосов, люди не станут вкладывать в это сексуальный смысл. Он спросил меня, не отказаться ли нам тогда от использования католических изданий Библии из–за того, что у них на обложке изображен крест. Я ответил, что я лично не придавал таким вещам слишком большого значения, но что, на мой взгляд, мы должны быть внимательными к тому, чтобы не претыкать других, и что если мы задаем для людей определенный стандарт, то у них есть право ожидать, что мы и сами будем жить по нему. Некоторое время спустя изображения богов и богинь были закрашены краской. Украшения же внутри здания остались почти без изменения. Не так давно организация приобрела в Бруклине гостиницу «Боссерт» – снаружи ее украшают горгульи. И их организация считает обычным элементом декорации, не придавая им никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Крещение Господне. Роспись катакомб святых Марцеллина и Петра в Риме. 1-я пол. IV в. Сцена Крещения в росписи римских катакомб Марцеллина и Петра (первая половина IV в.) частично утрачена. От фигуры св. Иоанна Крестителя, стоящего справа от обнажённого отрока Христа, сохранилась только возложенная на Его голову правая рука. Выше изображён голубь, от клюва которого на Спасителя падают струи воды (лучи?), намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, принёсшем Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (ср. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчёркивает тему очищающего воздействия воды, многообразно варьируемую в чтениях и песнопениях праздника. Ветвь — знак мира, дарованного Богом человечеству в крещении, как аналогия с голубем Ноя, использованная Тертуллианом, упоминается позднее в связи с крещением свт. Иоанном Златоустом, свт. Григорием Богословом, прп. Иоанном Дамаскином. Композиции, аналогичные фрескам катакомб, во множестве встречаются на рельефах саркофагов, на которых вода Иордана показана вытекающей из скалы. Иногда в сцену Крещения на саркофагах включали мужскую фигуру со свитком в руках; исследователи считают, что это Исаия, пророчество которого упоминают евангелисты . Наряду с историческими изображениями Крещения Господня встречаются и символические. Так, на саркофаге Юния Басса (359, музей «Сокровищница Св. Петра», Ватикан) над арочным обрамлением композиций нижнего ряда имеется сцена с двумя агнцами — один лежит, другой сверху касается его головы копытцем . Другой пример — мозаика купели баптистерия из Келибии (IV в., Музей Бардо, Тунис), обрамленной латинскими надписями. На стенке трёхступенчатой крестообразной в плане купели изображён голубь Святого Духа, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» — распространённый мотив святоотеческой проповеди на Крещение, именуемое «праздником светов» или «просвещением». Под голубем помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» (сгих ansata), фланкированная буквами α и ω, ниже — изображение большой рыбы, символизирующей Спасителя.

http://bogoslov.ru/article/6172058

Крест. Рельеф алтарной преграды из церкви в Хирбет-Бата. VI в. (Музей Израиля, Иерусалим) Крест. Рельеф алтарной преграды из церкви в Хирбет-Бата. VI в. (Музей Израиля, Иерусалим) Среди латинских выделяются К., восходящие к дохрист. религ. символике: crux ansata (К.-якорь с небольшим кругом на верхнем конце); crux gammata (свастика, Гаммадион); crux comissa (также К. св. Антония) в форме буквы Т, «тау» - символа спасения, известного уже в ВЗ (возможно, древнейшая раннехрист. форма, вновь вошедшая в европ. иконографию с XIII в.); крест ап. Петра (поперечная бaлka-pamibulum расположена в нижней части); К., вписанный в круг. Мн. формы К. в европ. традиции стали геральдическими символами, связанными с регионами или династиями: мальтийский (иоаннитский) - с засечками на концах; бургундский (также Андреевский) - в форме буквы Х; анжуйский (лотарингский) - с дополнительной перекладиной; папский - с перекладинами для таблички с надписью-титлом (titulus) и подставкой для ног (suppendaneum). Разные геральдические формы К. широко используются в европ. эмблематике (наградные знаки, памятные медали и др.). В средневековье и Новое время К. был также включен в состав бесчисленных знаковых и аллегорических фигур: К. и шар (обычно К. на шаре) - верховная власть, империя, торжество духовного начала; К. и якорь, К. и сердце - вера, надежда, милосердие; К. и голубь - освящение К. Св. Духом; К. с покрывалом - Христос, пребывающий во гробе; иерусалимский К.- преданность, и мн. др. К. греч. формы могут включать до 3 перекладин, из к-рых нижняя всегда ставится косо; 6-конечную форму иногда называют двойным К. К. очевидно антропоморфен, как человек с распростертыми руками, что воспринято фольклором, мифологическими и религ. сюжетами. В рус. низовой традиции слово «крест» отождествлено с именем Христос и с обозначением верующих во Христа - христьяне/крестьяне, то, из чего сделан К., служит символом всеобщности. Так, согласно апокрифам, К., на к-ром распяли Христа, был сделан из деревьев 4 стран света - кедра, кипариса, оливы и пальмы. К. в храмовой декорации

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Вышеупомянутая статья была опубликована в специальном выпуске Общества «INTERNATIONAL BIBLE STUDENTS ASSOCIATION, Brooklyn, New York, U.S.A» (которая, в свою очередь, является дочерней организацией главной корпорации «Свидетелей Иеговы» WATCH TOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY OF PENNSYLVANIA) под названием «Беседа пастора Рассела – «Храм Бога» на страницах 120–127 выпуска. Вы можете сами ознакомиться с этой статьёй, материал взят с сайта – http://www.exjws.net/museum/masonryhtm. Уже неоднократно говорилось о том, что для «украшения» своих публикаций Ч. Т. Рассел использовал масонские символы. Однако для украшения ли? Очевидным представляется тот факт, что он использовал ту символику масонов, на которую имел право, как её правообладатель. Но это всё-таки не единственная причина. Возможно, банальное «нарушение авторских прав», как сказали бы юристы сегодня. Итак, посмотрим некоторые образцы таких украшательств, а, может быть, и законного использования. Например, на обложке журнала«Сторожевая Башня» с 1891 по 1931 гг. присутствовал символ «крест и корона» (книга «Возвещатели Царства», стр. 200). Например, на обложке журнала за 1928 год – в левом верхнем углу крест и корона. ... Вот изображение этого знака, или броши (так о нём говорилось в Сторожевой Башне за 01.01.2000 г., стр.9, авт.), взятое из книги «Возвещатели», страница 200. Сравните теперь эту «брошку» с нагрудным знаком масонов из Техаса. Идентичность совершенная. Не может быть и речи о случайном совпадении или каком-то «украшательстве». Некоторые могут прийти к следующему выводу: и «Свидетели Иеговы», и масоны Техаса принадлежали к одной и той же организации! Как признаются сами же масоны, этот символ (крест и корона) принадлежит масонам Йоркского и Шотландского обрядов рыцарей тамплиеров – (http://www. ): «The Cross and Crown may be said to be confined almost exclusively to the historical degrees in Masonry as exemplified in the various orders of knighthood of York and Scottish rites. In Gaul we find the cross to have been a solar symbol when it had equal arms and angles; to the Phoenicians it was an instrument of sacrifice to their God, Baal; and to the Egyptians, the crux ansata was his symbol of eternal life.» (Ray V. Denslow, Masonic Portraits, Transactions of this Missouri Lodge of Research, vol. #29, p. 7 – emphasis in the original).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010