Но в 1254 году Даниил уже принимает участие в Прусском крестовом походе. Это было исторически первым случаем, когда русский князь становился участником официально провозглашенного крестового похода. Такое включение в число участников означало, по оценке А.В. Майорова, признание Даниила в качестве одного из европейских католических государей 268 . В 1254–1255 годах Даниил действовал против монголов, очистив от них территории Понизовья и Киевской земли. Далее он намеревался идти на Киев, принадлежащий, согласно ярлыку, Александру Невскому. Два выдающихся полководца средневековой Руси – Александр и Даниил – могли столкнуться в прямом противостоянии 269 . Этого не произошло. Розыгрыш карты Даниила в политике Рима был снят с повестки после смерти в 1254 году папы Иннокентия IV, с которым и связывались соответствующие замыслы. Новый папа Александр VI предпочел сделать ставку в регионе на Литву. В 1255 году он предоставил Миндовгу дозволение воевать в землях Даниила Галицкого. Такое решение Рима было воспринято Даниилом как предательство. Отношения с папским престолом были фактически разорваны. Далее Даниил действовал уже на стороне монголов против Литвы и Польши. Его политические ориентиры оказались к концу жизни изменены на противоположные. Такой реверс в политике Даниила и может служить главным ответом о правильности избранных им стратагем 270 . Куремсина рать Политическая ситуация осложнялась во времена Александра Невского существованием различных акторов политики, не сводимых к политике государств и государственных образований. Они могли действовать самостоятельно, руководствуясь собственными интересами. К таким субъектам политики относился, к примеру, беклярбек Куремса. От его имени пошло наименование «Куремсина рать» (1252–1255) 271 . Обычно она рассматривается в едином ряду с Неврюевой ратью. Но в действительности Неврюева рать была санкционирована на уровне правителя улуса Джучи Берке, тогда как Куремса может и согласовывал в целом свои шаги, но действовал преимущественно от собственного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викарная кафедра: Инсарская. 1919 Первомайская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Первомайск (Николаевская область УССР). Одесское викариатство. Упразднена в 1937 г. 1923 23.09(06.10)1937 Перемышльская Основана в 1026 г. (или – в 1087 г.) Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Находилась в канонической юрисдикции Галичской митрополии в 1303–1308, 1338 (по др., 1345)–1347, 1371–1391 гг. Кафедра правящих епископов пребывала (Н.Д. Иерархия... С. 343, 346; Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 1. С. 186): В 1220–1254 гг. – в Перемышле; в 1254–1451 гг. – в Самборе 3361 ; в 1451–1500 гг. – в Перемышле, паки; в 1254–1552 гг. – в Самборе, паки; в 1662–1680 гг. – в Саноце; в 1680–1692 гг. – в Перемышле, паки. Отпала в унию в 1691 (по др., 1692) г. Именовалась: с 1220 г. – Перемышльская и Червенская; с 1241 г. – Перемышльская и Самборская; с 1347 г. – Перемышльская и Самборская, паки; с 06.1662 – Перемышльская, Самборская и Саноцкая; с 11.1680 – Перемышльская и Самборская, в 3-й раз. имен епископов не сохранилось Авраамий Иеремия(1282) Сергий Мемнон Евфимий Георгий (1315) Иоаким 05.1328 Марк (1341) Кирилл Волошин (1353) Иларион Василий(1375) Иларион IV Афанасий (1407) Геласий Афанасий II Драгоевский-Корчан Антоний II Иоанникий Иоанн Бирецкий (1462) Иоанникий II Иванка Иоанникий III (1491) Антоний III (1499) Антоний Оники Иоаким II Лаврентий Терлецкий (1535) 02.1591 Арсений II Брылинский 08.1591 01.1610 Михаил Копыстенский 20.05.1610 06.10.1620 08.1628 1645 (1650?) 27.06.1662 27.06.1662 Георгий II Гошовский 21.11.1680 21.11.1680 Переславль-Залесская Встречаются сведения о существовании кафедры еще в начале XIII в. Основана (номинально) 05.03.1721. Именование – по г. Переславль-Залесский (ныне – Владимирская область 3379 ). Упразднена 15.01.1727. Возобновлена 16.07.1744 как самостоятельная (выделена из Ростовской епархии). Упразднена 06.05.1788 (присоединена к Владимиро-Суздальской епархии). Возобновлена в 1902 г. Владимирское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При коронации Фридриха II папа Гонорий получил в свои руки договор, подтверждавший все ранее сделанные дарственные акты Оттона и Фридриха. За папой было признано владение Церковной областью и имениями Матильды. Церкви давалась полная свобода, все изданные князьями или городами статуты против духовенства и его имущества объявлялись еретическими (в то время догматическая ересь не отделялась от политической, и церковь прямо считала ересью любые действия против свободы духовенства и его имущества), была признана свобода духовенства от податей, а еретики были поставлены вне закона. В 1254 г. Иннокентий IV (1243–1254) реанимировал и усовершенствовал концепцию Гильдебранда: в том, что касается светских владений, папство не зависит даже от Константина с его «даром», потому что апостол Петр получил их непосредственно от Бога. 5. Концепция синэргии. II Лионский собор и его последствия В то же время философия и богословие своего времени придерживались идеи о своеобразной синэргии империи и церкви, составлявших единую организованную социальную систему, обеспечивающую внутреннее единство всего общества. Без империи образовывался правовой вакуум, церковь лишалась опоры, a Церковное государство – правовой поддержки. Идею о церковно-государственной синэргии формулирует папа Григорий X в письме к императору Рудольфу I Габсбургу (1273–1291). Это письмо было написано после завершения окончательного разгрома папством дома Гогенштауфенов, на завершающей стадии которого империя оказалась без императора, а христианский мир – без папы. Борьба папства с империей закончилась – борцы умерли, и новый папа, избранный после почти трехлетнего периода sede vacante, писал императору, избранному от безысходности после долгого междуцарствия (1254–1273), о том, что в духовной области – церковь , а в мирской жизни – империя являются высшей властью: «Их деятельность различного рода, но одна конечная цель связывает их неразрывно. Необходимость их единения доказывается теми бедствиями, которые возникают, когда одна остается без другой. Когда Святой престол пуст, империи не хватает того, кто ведет к спасению, а когда пуст императорский трон, у церкви нет защиты от ее гонителей. Императоры и короли должны прилагать старание к защите свобод и прав церкви и не отнимать у нее временных благ. Обязанность правителей церкви – сохранять за королями их власть в полной неприкосновенности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Агафангел (Саввин), митр. Одесский и Измаильский 932, 1050, 1089, 2091 Агеева Е. А. 749, 1198 Агеева К. В. 422 Агния (Стародубцева А. В.), 1020 Адам, ветх. праотец 223, 1419 Адриан (Ангелов), келарь 1360 Адриан Кентерберийский, (Сур., свт.) 1253 Азовкин С. см. Паисий (Азовкин), иером. Айдан Линдисфарнский, (Сур., свт.) 1253 Аксаков К. С. 2469, 2916, 3194 Аксючиц В. В. 1570, 1575, 2854 Алабин Л. Н. 1616 Албаний Уэльский, (Сур., мч.) 1253 Алдошина Н. Е. 2551 Александр I, импер. 2914 Александр II, импер. 743 Александр (Могилев), архиеп. Костромской и Галичский 1055, 2041 Александр Свирский , игум., прп. 1242, 1273 Александр (Тимофеев), архиеп. Саратовский и Вольский 902 Александр (Федоров), игум. 1656 Александр Хотовицкий, протопр., сщмч. 1247 Александров Б. М. 192 Алексеев А. А. 31, 45, 64, 74, 183, 240 Алексеев А. И. 737 Алексеева А. С. 3134 Алексеева Л. 2399 Алексей Михайлович, царь 732 Алексий, митр. всея Руси, свт. 695, 1274 Алексий, человек Божий, прп. 1262, 3041 Алексий I (Симанский), патр. Московский и всея Руси 546 , 549, 592, 597, 893, 907, 962–967, 2300–2307 Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси 585, 587 , 598,770, 927, 933, 949, 968, 969–972, 1037, 1047, 1051–1053, 1056, 1093–1096, 1100, 1103, 1104, 1108, 1110, 1111, 1118, 1203, 1542, 1576, 1577, 1657, 2070, 2287, 2572, 2642, 2679, 2680, 2709, 2783, 2807, 3135 Алексий Бортсурманский (Гнеушев), иерей, св. прав. 1254 Алексий (Виноградов) , иером. 103 Алексий Зосимовский (Соловьев) , иеросхим., прп. 1254, 2293 Алексий (Кутепов), архиеп. Тульский и Белевский 1296 Алексий (Макринов), иером. 98 Алексий Медведков, (КНП, св. прав.) 1183 Алексий Мечев , прот., прав. 1254, 1303 Алексий (Поликарпов), архим. 2135 Альфред Великий, король, (Сур., св.) 1253 Амвросий (Ключарев) , архиеп. Харьковский и Ахтырский 789, 790, 3122 Амвросий Медиоланский , еп., свт. 399, 400, 2577 Амвросий Оптинский (Гренков) , иеросхим., прп. 1246, 1304, 2570 Аммон Нитрийский, Египетский, прп. 282, 283, 401 Амфилохий Иконийский , еп., свт. 402

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1254 г. получил вернувшийся из Австрии кн. Роман Данилович. По сообщению галицко-волынского летописца, в 1254 г. Роману Даниловичу передал свое княжество с центром в Новгородке (совр. Новогрудок Гродненской обл.) Войшелк , сын Миндовга, принявший монашество. В 1265-1266 гг. младший сын Даниила Шварн вместе со своим дядей Васильком участвовал в борьбе за литов. великокняжеский стол на стороне Войшелка. Став вел. князем, Войшелк сделал Шварна своим соправителем, а Василька назвал «отцом» и «господином», т. е. сюзереном. Однако наметившаяся было династическая перспектива создания объединенного Галицко-Волынско-Литовского княжества пресеклась ок. 1269 г. в связи со смертью Шварна Даниловича. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Успенская церковь, 1572–1631 гг. (справа), часовня Трех святителей во Львове. Акварель. Худож. Г. К. Лукомский. 1915 г. Галицко-волынским князьям удавалось сохранить контроль (по крайней мере до появления Бурундая в кон. 50-х гг.) и в особо подударных со стороны степи областях - Болоховской вол. (в верховьях Случи) и днестровском Понизье. Зимой 1254/55 г. в ответ на нападение Куремсы Даниил и Василько предприняли военные акции в Болоховской земле, в верховьях Юж. Буга и др. областях, подвластных татарам. Об относительной прочности ситуации в Галицко-Волынском княжестве говорят и общерус. амбиции Даниила - восшествие его ставленника Кирилла (к-рого с известной долей вероятности отождествляют с одноименным «печатником» Даниила), в 1246/47 г. хиротонисанного на Киевский митрополичий стол. До 1250 г. митр. св. Кирилл II , в т. ч. и во время пребывания во Владимиро-Суздальской Руси, действовал, похоже, в интересах Даниила Романовича (именно свт. Кирилл венчал вел. кн. Андрея Ярославича с дочерью кн. Даниила). После смерти в 1264 г. Даниила, а вскоре, в 1269 г., и Василька Романовичей политическая структура Галицко-Волынского княжества мало переменилась. Галицкие владения Даниила достались его старшему сыну Льву (Роман Данилович умер еще при жизни отца), в 1268 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

19 авг. 1247 г. бреве «Quanto studiosius» ( Potthast. RPR, N 12653) папа наделил членов ордена правом самостоятельно выбирать синдиков, ведавших хозяйственными делами мон-рей и могущих приобретать, продавать или обменивать вещи, к-рые были переданы или уступлены ордену (прежде синдики назначались папой Римским). Бреве стало причиной ожесточенных споров среди францисканцев. На генеральном капитуле в Меце (1254) по настоянию главы ордена Иоанна Пармского было решено отказаться от этой привилегии, а также признать недействительными те положения послания «Ordinem vestrum», к-рые не соответствовали постановлению «Quo elongati». При И. представители францисканского ордена стали занимать епископские кафедры в Италии и за ее пределами: в 1241 г. францисканец Леоне да Перего стал архиепископом Миланским, в 1247 г. францисканец Эд Риго был избран на Руанскую кафедру. В последний год понтификата И. отношения с нищенствующими орденами резко ухудшились из-за конфликтной ситуации с францисканскими и доминиканскими преподавателями Сорбонны. В апр. 1253 г. ун-т постановил, что в коллегию магистров может быть принят только тот, кто поклянется точно исполнять предписания университетского устава, против чего выступили 2 профессора, члены ордена доминиканцев, отказавшиеся принести клятву. Представители францисканцев и доминиканцев обратились с жалобой к И., к-рый в июле 1253 г. приказал парижским магистрам принимать в коллегию миноритов и доминиканцев. В 1254 г. магистры во главе с прокуратором Сорбонны Вильгельмом из Сент-Амура , воспользовавшись скандалом с трактатом «Введение в Вечное Евангелие» францисканца Герарда из Борго-Сан-Доннино, разделявшего популярные среди членов этого ордена идеи Иоахима Флорского , смогли скомпрометировать в глазах папы нищенствующие ордены, обвинив их в распространении ереси. 4 июля 1254 г. И. подтвердил изданные магистрами статуты против францисканцев и доминиканцев, а буллой «Etsi animarum» ( Potthast. RPR, N 15562) от 20 нояб. того же года сократил их привилегии, запретив им привлекать на свои воскресные службы верующих из приходов, отпускать грехи и хоронить мирян на своих кладбищах.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Внезапная смерть юного царя болгар Каллимана, сына и преемника Иоанна Асеня, представила Ватацу удобный случай, чтобы отнять у болгар Серры, Меленик, Стенимах и всю северную Македонию. Когда затем Ватац вторично появился под стенами Солуня, Димитрий сдался, не медля. Триумфатором вернулся в декабре 1246 года Иоанн III в Никею, а в 1247 г. он отнял у латинян Визию и Цурул. В главных чертах реставрация империи ромеев совершилась. В то же время этот воин-герой без устали работал и над внутренним подъёмом своего государства: он поощрял земледелие, которым с любовью и знанием занимался и сам; он регулировал финансы, защищал и поддерживал торговлю и греческую шёлковую промышленность. Плохие отношения были у императора только с ненавистными итальянскими купцами, но без них греки не могли уже больше обойтись. По наущению старого Феодора Дуки Ангела, последний независимый греческий деспот, Михаил Эпирский, объявил себя в 1253 г. противником Ватаца. Невзирая на храброе сопротивление в Фессалии и Южной Македонии, император неудержимо двигался вперёд. В 1254 г. пала важная Кастория, вскоре за тем и господствующий над горными проходами в Албанию Деавол (Девол). Албанцы взбунтовались. Тогда Михаил в 1254 году должен был признать верховенство могучего императора Никеи, а старый интриган Феодор отправился в монастырь. На обратном пути с эпиротской войны настигла могучего императора смерть у Нимфея близ Эфеса, 30 октября 1254 года. Ему наследовал его способный сын Феодор II Ласкарь, который в управлении государством держался, безусловно, славных традиций своего отца, а именно создал, не угнетая тяжёлыми налогами, цветущие финансы, и выказывал себя в то же время другом учёного образования. Несмотря на болезненность, он был отличным воином. Болгарский царь Михаил Асень, мечтавший о реванше за завоевания Ватаца, вновь овладел замками родопских гор и Верхней Македонии. В 1255 г. Феодор выступил в поход против него. Поражение своего генерала Алексея при Серрах Феодор вполне загладил блестящей победой в Рупелийском проходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

53 Грамота у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, I, LII, p. 57 (тут же, – LXV, р, 58, грамота папы к королю Иоанну, т. е. к брату Даниилу Васильку Романовичу, имевшему другое имя Иоанна). 62 Грамотой от Декабря 1247 г. папа признал законным брак Василька Романовича на неизвестной нам Дубравке, с которой он находился в третьей степени родства, – у Тургенев, ibid LXXVI, р. 67. Сделал ли это папа по просьбе князя, или без просьбы в предупредительно-нарочитое изъявление своею к нему благоволения, из грамоты не видно (Если предполагать, что княгиня была католичка, родственница матери Данииловой и Васильковой, то вероятно будет думать, что испрошено было у папы признание по ее именно желанию). 66 Отец Даниилов Роман Мстиславич женат был дважды. В первый раз – на дочери Рюрика Ростиславича, которую отпустил или прогнал от себя в 1197-м году. Кто была его вторая жена, от которой Даниил и Василько, остается нам неизвестным, но что она была католичка, следует заключать из того, что она приходилась ятровью (снохой) королям Венгерскому и Польскому, – Ипатск. лет., стрр. 480 fin. и 481 fin. 68 Ипатск. летоп. под 1255 г. Даниил короновался, как дает знать летопись, еще при жизни Иннокентия, следов. не в 1255 г., к которому она относит коронацию, а не позднее 1254 г., в котором умер Иннокентии (в Декабре). По летописи, коронация имела место спустя более или менее непродолжительное время после помянутого похода Даниила с Польским королем, а этот поход совершен был летом 1253 г. (Feschichte von Ungarn. Феслера в обработке Клейна, I, 69 Так располагают вас думать слова Ипатской летописи, которая говорит: «Некентий бо (папа) кльняше тех хулящим (sic) веру Грецкую правоверную, я хотящу ему сбор творити о правой вере о воединеньи церькви», – под 1255 г., 2 изд. стр. 548 fin. 72 Если не в 1254-м, то в 1255-м году митрополит действительно находился в северной, Владимирской, Руси. 73 По свидетельству Ипатской летописи, Даниил коронован был королевским венцом от папского легата при участии всех своих епископов, – под 1255-м году, 2 изд, стр. 548 fin. Не говоря о митрополите, летопись как будто дает знать, что он ненамеренно или намеренно отсутствовал, а что касается до епископов, то одни могли быть побуждены к сослужению с легатом приказанием великого князя, другие сами но себе могли быть сколько же свободномыслящими, как и он.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Такую же попытку встречаем мы и в 1254 г. По ходатайству дочери греческого императора, королевы венгерской Марии, и францисканцев, бывших послами на Востоке и действовавших по наказу папы, были отправлены императором Иоанном в Риме к папе Иннокентию IV архиепископы Сардийский Андроник и Кизичский Григорий для договоров о соединении Церквей. Они уступали папе все, что только могло согласоваться со Священным Писанием и соборными постановлениями относительно его первенства; себе же требовали возвращения Константинополя как патриаршего престола, на котором опять мог бы водвориться восточный Патриарх с присвоенными ему преимуществами, и удаления Патриарха латинского. За эту же уступку они потребовали также от папы, чтобы тот не оказывал помощи латинскому императору Балдуину в борьбе с греческим императором. На эти предложения папа ответил, что на Вселенском Соборе будет рассмотрено дело обоих государей — Иоанна и Балдуина, и тогда решится вопрос, кому из них должен принадлежать Константинополь; если же этот престольный город достанется грекам, то ничто не помешает пребыванию в нем двух Патриархов, ибо у каждого из них есть там свое стадо. Чтобы задобрить греческих посланцев, папа одарил их богатыми дарами и пообещал Константинопольской патриархии даровать множество привилегий. Таким образом, папа как будто и уступал Константинопольскому Патриарху часть власти, законно ему принадлежащей, но у него же похищенной. Странным также является признание папой права на совместительство двух Патриархов вопреки всяким каноническим нормам. Смерть папы и императора, последовавшая в том же 1254 г., прервала дальнейшие сношения по унийному вопросу. Глава IV ИМПЕРАТОР МИХАИЛ ПАЛЕОЛОГ И ЕГО НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПОПЫТКИ К ВОССОЕДИНЕНИЮ После смерти греческого императора Иоанна Ватакиса престолом его малолетнего сына незаконно овладел Михаил Палеолог. Дабы лишить своего соперника возможности возвратить отнятый престол, Палеолог ослепил его, за что и был подвергнут Патриархом Арсением церковному отлучению. То же подтвердил и преемник Арсения Герман, и только пять лет спустя духовник его Иосиф, поставленный на престол патриарший, после многих совещаний снял с него отлучение. Такая твердость Патриархов по отношению к Палеологу вызвала в последнем ненависть не только к ним, но и к самой Церкви. Проявленная жестокость Палеолога к своему сопернику свидетельствует о его зверском и необузданном характере, готовом при достижении известных целей руководствоваться не общим благом, а личными интересами, проявление коих он впоследствии обнаружил и при своих попытках к воссоединению Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010