Кроме того, Филу принадлежат стихи с тематикой другого рода. У него можно найти темы и штампы продромовского круга – мотивы условного попрошайничества: Державный повелитель, обносился я! Хитон поистрепался, продырявился, И ворс на львиной шкуре, тонко стриженый, Весь вылез от мороза и попортился. И вот, нуждаясь страшно в одеянии, К тебе я припадаю!.. ИЗ ПОЭМЫ «О СВОЙСТВАХ ЖИВОТНЫХ» 446 Как молвят, изо всех животных злейшее Живет в земле Ливийской и имеет вид Весьма похожий на быка свирепого. Глядит оно, как будто разъяренный лев, Из–под бровей густых и нависающих. А глаз его по мере меньше бычьего, Налит густою кровью и притом вовек Не взглянет прямо, в землю потупляяся: Отсюда и прозванье катоблепово. С макушки зверя волосы обильные Нисходят гребнем и на лоб спускаются, И с конской гривой сходствуют. Великий страх Тому, кто с этим дивом повстречается! Зверь кормится корнями ядовитыми, Которых больше ни одно животное В рот не возьмет, а коль возьмет – отравится. Избычившись и в землю взор уставивши, Он распускает гриву и вздымает шерсть, Как будто вепрь, свирепо ощетинившись. И если рот его приоткрывается, Из недр гортани мерзостный исходит дух, Отравного зловония исполненный. Тот, на кого повеет дуновением, Лишится языка незамедлительно И навзничь в корчах яростных повергнется. Николай Ириник (XIII в.) Биографические сведения о Николае Иринике крайне скудны. Известно только, что он жил в Никейской империи в XIII в., был хартофилаком, т. е. хранителем архивных материалов, скорее всего, при царском дворе. Из произведений Николая Ириника известно одно стихотворение, написанное так называемым политическим стихом, по поводу бракосочетания никейского императора Uoahha III Дуки Ватаца (1222–1254) с дочерью императора Священной Римской империи и короля Сицилии Фридриха II Гогенштауфена, состоявшегося около 1244 г. В стихотворении раскрывается незаурядный талант автора. С большим поэтическим воодушевлением Николай Ириник рисует торжественный обряд венчания; поэтические образы–аллегории жениха и невесты, многочисленные сравнения, повторы, анафоры свидетельствуют о том, что автор знал и любил народные свадебные песни, в духе которых и написал свое стихотворение. В рукописи стихи названы четверостишиями, хотя первая часть (48 стихов) состоит из шести строф по восемь стихов; но поскольку два первых стиха и два последних повторяются, такое название справедливо. Каждая из последующих частей (всего восемь, около 120 стихов) представляет собой одну строфу с разным количеством строк, в которых повторяющихся стихов нет. Первую часть стихотворения исполняли два хора в церкви, остальные части – те же два хора при выходе свадебной процессии из церкви. КРАСНОРЕЧИВЕЙШЕГО ХАРТОФИЛАКА ГОСПОДИНА НИКОЛАЯ ИРИНИКА TETPACTUXI ПО СЛУЧАЮ БРАКОСОЧЕТАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕГО, БОГОМ ПОСТАВЛЕННОГО, ВЕЛИКОГО ЦАРЯ ИОАННА ДУКИ И БЛАГОРОДНЕЙШЕЙ ЦАРИЦЫ АННЫ, БЕЗ ДВУХ ПЕРВЫХ СТИХОВ, ПРОИЗНЕСЕННЫХ ВСЛУХ И ПОВТОРЕННЫХ В КОНЦЕ 447

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мануил II (1244–1255) до патриаршества состоял в клире Большого царского дворца и был протопресвитером императора Uoahha III Дуки Ватаци (1222–1254). Георгий Акрополит говорит о нём следующее: «Кормилом патриаршества правил Мануил, муж благочестивой жизни и почтенной деятельности, хотя и имел жену (т. е. до патриаршества принадлежал к “белому духовенству”), вообще неопытный в науках, так что не мог разъяснить смысл того, что он читал ( οδ ν νεγνωσκεν νελττων τν ννοιαν)». 136 Свидетельство Акрополита о недостаточном образовании Мануила II, однако, не подтверждается другими историческими данными. Так, Никифор Каллист говорит, что Мануил постоянно занимался внешними науками и отличался большими в них познаниями. 137 Затем, в патриаршество Мануила возникла новая попытка к соединению Церквей, причём патриарх Мануил обнаружил горячую ревность в защиту Православия и соглашался на унию с Римом лишь при том обязательном условии, если папа Иннокентий IV откажется от догматического и иных заблуждений Римской церкви. В таком именно смысле была патриархом дана инструкция епископам Андронику Сардскому и Георгию Кизическому, отправленным из Никеи в Рим для переговоров с папой Иннокентием IV. Разумеется, патриарх должен был хорошо ориентироваться в круге пререкаемых вопросов и понимать все тонкости богословствующей мысли по вопросам о Filioque, опресноках, безбрачии духовенства и др., так что суждение Акрополита, с этой точки зрения, представляется трудноприемлемым. 138 Далее, на одном из соборов, состоявшихся при Мануиле II, было рассмотрено и решено, под руководством патриарха, несколько канонических и литургических вопросов. Патриарх внёс на обсуждение синода вопросы, предложенные Диррахийским митрополитом Романом, которому их представил епископ Веллы. Один вопрос касается брачного развода и состоит в следующем. Некоторые мужья по ненависти к своим жёнам или по какой-либо иной причине оставляют их и живут в другом месте, а жёны остаются без них в продолжение пяти или даже более лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Михаил Палеолог — Михаил VIII Палеолог (ок. 1224-1282), византийский император с 1261 г., сначала военачальник никейского императора Феодора II Ласкариса (1222-1259), затем занял его трон. В 1261 г. вступил в Константинополь, восстановив Византийскую империю, и заставил бежать последнего императора Латинского Балдуина II. Манфред Сицилийский — Манфред Гогенштауфен (1231-1266), внебрачный сын Фридриха II, узаконенный императором. После смерти своего брата Конрада IV (1254 г.) — регент Сицилии. Во главе мусульманского войска победил папу Иннокентия IV. В 1258 г. возложил на себя корону Сицилии. Покровительствовал поэтам и ученым. Погиб в битве при Беневенте, потерпев поражение от Карла Анжуйского (см. прим. 15), союзника папы и будущего сицилийского короля. Его вдова Елена Ангел, дочь князя Эпира Михаила II Ангела, и их дети были захвачены анжуйцами и всю жизнь провели в тюрьме. В 1268 г. младшему брату Людовика IX Святого графу Карлу Анжуйскому удалось завладеть Неаполем и Сицилией, где ранее правили Гогенштауфены, и основать Анжуйскую династию (1268-1442). Эмир: эмиром Туниса был в это время Абу-абд-аллах ал-Мостансер (1249-1277). Тристан (ум. 1270 г.) — сын Людовика IX Святого и Маргариты Прованской, граф де Валуа. Филипп — старший сын Людовика IX Филипп (1245-1285), будущий король Филипп III Смелый (с 1270 г.). Эдуард Английский — Эдуард (1239-1307), сын Генриха III Плантагенета, будущий король Эдуард I (с 1271 г.). Калаун — Мансур Сайф ад-Дин Калаун, египетский султан из династии Бахри (1280-1290). Прославился победоносными походами против крестоносцев и монголов. Граф Триполи: речь идет о Боэмунде VII (ум. в 1287 г.) из антиохийской династии, бездетном сыне Боэмунда VI и последнем христианском государе в Сирии (граф с 1274 г.). Король Кипрский Генрих — Генрих II Лузиньян (1271-1324), сын Гуго III, последний иерусалимский король (1286-1291), еще располагавший некоторыми землями в Палестине (Акрой, в частности). После 1291 г. титул королей Иерусалимских становится фикцией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Неудивительно, что это было предопределено именно политическими обстоятельствами. Болгарский царь Иоанн (или Иван) Асень II (1218–1241) унаследовал мечту царя Симеона стать императором Константинополя. Ему удалось подавить соперников и врагов. В 1230 году в битве при Клокотнице он разбил и взял в плен правителя Эпира Феодора, присвоившего императорский титул после взятия Фессалоник. Охрид и его архиепископия оказались во власти Иоанна Асеня, и он принял титул императора болгар и греков. Вдобавок он занял часть территорий Сербии и Венгрии. Но его замысел выдать свою дочь замуж за юного латинского императора Балдуина II и в результате стать регентом в подвластном латинянам Константинополе встретил неодобрение у латинского духовенства. Это служит четким подтверждением эфемерности тогдашнего союза Болгарии с Римом. Тогда Иван Асень II заключил соглашение с греческим императором Никеи Иоанном III Дукой Ватацесом (1222–1254). В Лампсаке было совершено торжественное бракосочетание между детьми обоих монархов, а Константинопольская церковь признала за Иоахимом Тырновским патриарший титул (1235). В болгарских источниках говорится также, что царь просил и остальных восточных патриархов признать Болгарский патриархат как равный им. Получив от них положительные ответы, Вселенский патриарх Герман II и члены его синода подписали официальный акт об учреждении патриархата в Тырново 542 . Территория нового патриархата совпадала с границами Второго Болгарского царства – в 1235 году она включала все епархии от низовьев Дуная до Македонии и от Белграда до Фракии. Однако не вполне ясно, как распределялась юрисдикция между Тырново и Охридом. До нас дошли имена шестнадцати сменявших друг друга патриархов Тырново 543 . На протяжении длительного царствования Ивана Александра (1331–1371) Болгария, поддерживавшая тесные интеллектуальные контакты с Византией, переживала всплеск возрождения культуры и письменности. И хотя фактическая территория Болгарского патриархата уменьшилась в результате нападений со стороны Сербии, этот регион стал тем источником, откуда во все православные славянские государства начало распространяться духовное течение, известное как исихазм – о нем будет подробно рассказано в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Но Феодор должен был отказаться от дальнейших успехов в борьбе против латинян, так как ему самому стала грозить суровая опасность с севера в лице Иоанна-Асеня II Болгарского, также имевшего виды на Константинополь. 487 См.: E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. II. Geschichte des lateinischen Kaiserreiches von Konstantinopel. Hamburg, 1905, S. 102–114. После появления книги Герланда перестала представлять интерес следующая работа – L. Neuhaus. Die Reichsverwesenschaft und Politik des Grafen Heinrich von Anjou, des zweiten Kaisers im Lateinerreiche zu Byzanz. Leipzig, 1904. 489 См.: G. de Jerphamon. Les Inscriptions cappadociennes et l " histoire de l " empire grec de Nicée. – Orientalia Christiana Periodica, vol. I, 1936, pp. 242–243; P. Wittek. Das Fürstentum Mentesche. Studie zur Geschichte Westkleinasiens im 13–15. Jahrhundert. Istambul, 1934, S. 1–23; M. F. Koprulu. Les Origines de l " Empire Ottoman. Paris, 1935, pp. 35–37; P. Wittek. The Rise of the Ottoman Empire. London, 1938, pp. 16–32. 497 Recueil des historiens des Gaules et de la France, nouvelle édition, t. XVIII, Paris, 1879, pp. 530–533. 498 См.: M. P. Lauer. Une Lettre inédite d " Henri Ier, d " Angre, empereur de Constantinople, aux prelats italiens (1213?). – Melanges offerts à M. Gustave Schlumberger, t. I. Paris, 1924, p. 201. Не понимаю, почему Лауер датирует это письмо Генриха, отправленное 13 января 1212 года, 1213 годом. 499 См.: A. Gardner. The Lascarids of Nicaea, pp. 85–86; Idem. Geschichte der Frankenherrschaft in Griechenland. Bd. II, S. 218–219. Иногда (см.: N. Iorga. Geschichte des Osmanischen Reiches. Bd. I. Gotha, 1908, S. 120; E. Gerland. Geschichte der Frankenherrschaft... S. 246) встречается утверждение, что политика Феодора I была успешной на юге Малой Азии, где он захватил город Атталию на Средиземноморском побережье. Однако это ошибка, основанная на неточности датировки одной надписи, найденной в Атталии, которая относится собственно к 915–916 гг. См. по этому вопросу: H. Grégoire. Recueil des inscriptions grecques chretiennes d " Asie Mineure, vol. I. Paris, 1922, p. 104; A. A. Vasiliev. Byzantium and the arabs, vol. II. Bruxelles, 1950, p. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Окончательный разрыв случился в 1235 г. в правление болгарского царя Ивана Асеня II (1218–1241), захватившего Эпир с Охридской архиепископией, часть территории Сербии и Венгрии. Претензии Иоанна Асеня II на династический союз с латинским императором Балдуином II (в целях добиться регентства в Константинополе) не были, однако, одобрены латинским духовенством, и в итоге он заключил союз с никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем (1221/2–1254). В 1235 г. дети монархов торжественно сочетались браком, а Константинопольская церковь на соборе в Лампсаке признала за тырновским архиепископом Иоакимом I (1205–1246) патриарший титул. Как гласят болгарские источники, царь просил всех восточных патриархов признать Болгарский Патриархат равным им и получил на сей счет положительные ответы, на основании коих Вселенский патриарх Герман II (1222–1240) с синодом даровали томос об учреждении в Тырново Патриархата, юрисдикция которого совпадала с границами Второго Болгарского царства. Как распределились полномочия между Тырново и Охридом – неясно. Однако безуспешные попытки вернуться к унии имели место и позднее. Так, в правление императора Михаила Палеолога, под предлогом Лионской унии 1274 г., тырновский патриарх Иоаким III вместе с латинствующим константинопольским патриархом Иоанном Векком выразили готовность к признанию папского примата, а в 1365–1366 гг. венгерский король Людовик Великий, захватив приграничный г. Видин, потребовал от болгарского царя Ивана Страцимира (1363–1365, 1370–1396) и тысяч болгар перейти в католичество через повторное крещение. Благодаря тырновскому патриарху Евфимию I (1325) и его духовному кругу (Григорию Цамблаку, Иоасафу Бдинскому, Константину Костенецкому) болгарское богословие и книжность вступили в период наивысшего расцвета, кульминация которого пришлась на царствование Ивана Александра (1331–1371). Кроме того, XIV в. стал временем подъема церковного искусства, благодаря влиянию исихазма получившего новый импульс к развитию. В это время отношения Тырново и Константинополя вступили в период новых осложнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особый канон был возложен тем же патриархом и на некоего Дуку Диасорина, который в юности умертвил десять человек и за это был подвергнут епитимии со стороны патриарха Нила (1380–1388); исполнив возложенные на него каноны и епитимии ( καννας κα πιτμια), Дука, однако, не успокоился и обратился к патриарху Матфею с новым раскаянием и просьбой о помиловании и прощении. Патриарх повелел ему совершать (т. е. заказывать в церкви. – Ред.) литургии и панихиды, помогать родственникам убитых и вообще бедным, вести жизнь добродетельную и богоугодную и т. п. 1 В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было и право ходатайства перед императорами о смягчении участи виновных, иначе – право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. При императоре Никифоре Вотаниате патриаршее право печалования за осуждённых и ссыльных преступников было до известной степени урегулировано специальным постановлением (1079г.), в силу которого Константинопольский патриарх получал возможность три раза в год напоминать царю о подвергнутых наказанию по суду и просить о смягчении их участи или о полном освобождении. Это троекратное, в течение года, обращение к царю не исключало ходатайств патриарха и в частных случаях, в пользу того или иного осуждённого. Патриархи высоко ценили право печалования и пользовались им в широкой степени, как, например, патриархи – Иоанн Ксифилин (1064–1075), Иосиф I (1268–1275), Иоанн Векк (1275–1282). Иногда патриархи обнаруживали особое дерзновение в своих ходатайствах перед императорами. Историк Георгий Пахимер рассказывает такой факт патриаршего печалования. В царствование императора Иоанна Ватаци (1222–1254) был заподозрен в стремлении к царской власти его родственник, Михаил Палеолог. Царь, разгневавшись, приказал схватить его и заключить в тюрьму. Между тем, Михаил говорил всем, что он невинно содержится в оковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Остальные три Патриарха Востока, находясь под игом магометан и латинян и имея в своем управлении небольшую паству, принимали меньшее участие в общецерковных делах и пользовались меньшим авторитетом сравнительно с Патриархом Константинопольским. Но авторитет его не был таким подавляющим на Востоке, как авторитет Римского папы на Западе. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский не находились в подчиненном положении к Патриарху Константинопольскому. Взаимоотношения всех восточных Патриархов представляли собой союз равных по достоинству и власти иерархов. Константинопольский Патриарх, вследствие чисто исторического стечения обстоятельств, был только первым между равными. История попыток к соединению Церквей вполне подтверждает это. Константинопольские императоры и Патриархи, как скоро переговоры о соединении Церквей принимали серьезный характер, всегда приглашали к участию других восточных Патриархов. Так, когда в первой половине XIII века шли переговоры латинян с Никейским императором Иоанном III Дукой (1222–1254 гг.) и Патриархом Германом, последний определенно сказал папским легатам, что без консультации восточных Патриархов не может принимать окончательное решение. Во время Лионской унии 1274 года император Михаил VIII Палеолог (1224–1282 гг., император – 1261–1282 гг.) предпринимал дипломатические усилия к тому, чтобы получить согласие на унию от Александрийского Патриарха Афанасия III, проживавшего в то время в Константинополе, а на Флорентийском Соборе восточные Патриархи в лице своих уполномоченных принимали самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о соединении Церквей. Каждый Патриарх, при содействии разных должностных лиц и учреждений, находившихся в его ведении, управлял своей Церковью вполне самостоятельно и независимо один от другого, соблюдая одновременно принцип соборного управления Церковью. Для третьего периода истории Церкви характерен созыв Поместных Соборов , так как вопросы веры были уже определены на Вселенских Соборах. Поместные Соборы были двоякого рода: частные , состоявшие из одного какого-либо Патриарха с подчиненными ему митрополитами и епископами, и общие , в которых принимали участие все или некоторые Патриархи сами лично или через своих уполномоченных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По смерти Феодора Ласкаря за неимением прямого наследника (малолетний сын от армянки был устранен самим отцом) и несмотря на наличность взрослых братьев, Алексея и Исаака, престол перешел – и, по-видимому, беспрепятственно – к зятю Ласкаря, протовестиарию Иоанну Дуке Ватаци, родом из фракийских архонтов из Дидимотиха (Димотики), внуку прославленного в боях губернатора фемы Фракисийской в М. Азии. В сказании, составленном в XIV в., Ватаци называется Иоанном Фракийцем. При занятии им престола большую роль сыграла его супруга Ирина, унаследовавшая энергию и честолюбие ее отца Феодора Ласкаря. Без замедления Ватаци был помазан на царство патриархом Мануилом. Продолжительное, свыше 30 лет (12221254), правление Ватаци доставило Никейскому царству большое благополучие и силу. По природе он был расчетлив, обладал упорством и осторожностью, особенно в военных делах, – качествами самыми необходимыми для укрепления юных государств. Хозяином он был превосходным, накопил большие богатства, вел постоянные войны при помощи наемников, и притом не разорил народ, но облегчил его судьбу, обеспечив порядок и безопасность и защищая от произвола властелей. По отношению к Церкви царь Иоанн мог быть и был весьма щедрым. В памяти народа и Церкви он остался с ореолом святого царя, отца и устроителя государства. Сохранилась даже посвященная его памяти церковная служба с кратким житием, изобилующим, впрочем, историческими неточностями. Святостью жизни Ватаци, однако, не отличался. Его главными достоинствами были, как сказано, цепкое упорство, система и осторожность. Приближенный к нему Акрополит дает своему государю следующую характеристику: «Он умел искусно находить способы сохранить свое, чем дорожил, и в то же время справиться с враждебным ему, чтобы этими двумя способами соблюсти свои интересы». Хотя Ватаци отнюдь не любил подвергать себя и свое государство риску сражений и прежде всего имел в виду культурные задачи и успехи своей страны, он должен был вести войну и лично быть в походах в течение всего своего долгого правления. Умело пользуясь политическими обстоятельствами и силами своего народа, он достиг крупных успехов и смог избегнуть крупных катастроф.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Предпринимал Иннокентий и практические шаги для присоединения к Риму Русской церковной иерархии в Галицком княжестве. Это казалось реальным во время недолгой оккупации княжества венграми в 1214–1215 годах. Стратегическая линия католического продвижения на восток была сохранена и при следующем папе Гонории III. Папу удивляло упорство русских в их приверженности Православию. В булле 1222 года, адресованной властям Ливонии, он писал, что проживающие на ливонских землях русские гнушаются латинского обряда. Отсюда требование понтифика: «принуждать русских соблюдать закон латинский» 106 . «Всем королям России» – с такой адресацией рассылалась булла Гонория III 1227 года. Побудительным мотивом к ее написанию стала просьба Новгорода, направленная через папского легата Вильгельма Моденского, о заключении мира с крестоносцами. Папа приписывал русским большее – намерение «принять спасительное учение» Римской Церкви и «совершенно отречься от всех заблуждений» Православия 107 . Особенно интенсивной папская пропаганда наступления на русском направлении стала при папе Григории IX (ок. 1170–1241). Именно при нем состоялась битва на реке Неве (1240). И именно при нем завязался конфликт между Новгородом и Ливонским орденом за Псков. Само же Ледовое побоище произошло в период, когда Григорий IX, а в скором времени и Целестин IV ушли из жизни, а новый папа Иннокентий IV еще не был избран. При Иннокентии IV (ок. 1195–1254) меняется тактика папства в политике на русском направлении. После побед Александра Невского на Неве и Чудском озере пришло понимание, что тактика лобового удара не работает. Предпринимаются попытки добиться результатов дипломатическими усилиями. Именно к этому периоду относятся два папских послания Александру Невскому. Традиционно послания датируются 1248 годом. Второе послание либо, как считают исследователи, было направлено вдогонку за первым, либо стало ответом на ответ Александра. В любом случае можно зафиксировать, что после периода относительного бездействия на русском направлении 1242–1248 годов, с конца 40-х годов XIII века начинается дипломатический период. Смысл обоих посланий папы состоял в мотивировании Александра Невского к принятию католицизма. Предполагалось, что вслед за князем латинскую веру примет и весь русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010