Литературным же языком того времени был язык классических авторов. Увлечение образованных слоев империи древнегреческим языком сочеталось с повышением интереса к античной истории, культуре, литературе. Это выражалось в усиленном чтении античных, авторов, в составлении к ним комментариев, в переводе латинских авторов на греческий язык и греческих на латинский. Многие писатели старались подражать стилю древнегреческих авторов: например, Геродоту и Фукидиду подражал Лаоник Халкокондил в своей «Истории», его современник Критовул – Фукидиду. Причина повышенного по сравнению с прежними веками интереса к античности заключалась в первый период (1204– 1261 гг.) в стремлении греков духовно противопоставить себя латинским завоевателям. Во второй период (1261–1453 гг.) духовное тяготение к далекому прошлому Греции выражалось в восстановлении Византийской империи в границах древнего эллинского государства. Теперь Византия была заселена только греками (напомним, что в IV–XII вв. этнический состав Византийской империи был весьма пестрым), отсюда – усиление эллинских тенденций и настроений. Реакция против латинского завоевания привела к тому, что византийцы стали чувствовать себя настоящими греками; они уже называли себя не «ромеями», а эллинами. Так, Никифор Влеммид (XIII в.) в автобиографии пишет об «эллинском владычестве» 407 . Никейский император Иоанн III Ватац (1222–1254 гг.) с гордостью говорит о своем эллинском происхождении 408 , а его преемник Феодор II Ласкарис (1254–1258 гг.) считает свою империю эллинской землей 409 . Увлечение древним эллинством доходило до того, что один из видных культурных деятелей XV в., Георгий Гемист, заменил свое обычное в то время греческое имя Гемист (от среднегреческого γεμζω «наполняю») на более эллинское Плифон с тем же значением (древнегреческое πλθω). Приведенные примеры свидетельствуют пока более всего о внешнем увлечении древнегреческим языком и древнегреческой литературой. Но интерес к древнему эллинству выражался и в прямом усвоении византийцами многих не только практических, но и теоретических знаний, добытых великими умами древней Эллады.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никейский император Иоанн III Ватац (1222–1254) был заинтересован в примирении с папой, и к концу 1250-х годов, благодаря гибкой позиции папы Иннокентия IV, удалось достичь некоторого сближения. Однако никаких документов так и не было подписано – в 1254 г. император и папа скончались. В 1261 г. Латинская империя крестоносцев в Константинополе пала под ударами никейского императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282), который при содействии генуэзцев восстановил Византийскую империю и был повторно коронован в св. Софии патриархом Арсением Авторианом (1255–1260 и 1261–1267). Последний латинский император Константинополя Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и королей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV (1261–1264) принял сторону Балдуина, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал призывать к новому крестовому походу против Константинополя. Тесть Балдуина Карл Анжуйский, во власти которого были Неаполь и Сицилия, начал подготовку к войне. Сильной была также оппозиция Болгарского царства против Палеолога. Кроме того, латинские князья Пелопоннеса, оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступление на Константинополь. Михаил VIII занял императорский престол незаконно, отстранив и ослепив Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкаря. Это злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Арсений отлучил императора. Конфликт между патриархом и императором, тщетно пытавшимся то мольбами, то угрозами получить прощение, длился более 5 лет. Арсений был сослан. Патриарх Герман III (1267), заменивший сосланного Арсения, не осмелился простить Палеолога и предпочел отречься от престола. Патриархом был поставлен царский духовник Иосиф I Галесиот (1267–1275 и 1282–1283), который и провел, наконец, торжественную церемонию снятия отлучения с императора после его всенародного покаяния в соборе св. Софии (1268 г.). Многие, однако, не хотели признать и его, образовав партию сторонников опального Арсения и прежней династии Ласкаридов (арсениты); объявился слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкаря и провозгласили царем. Арсениты объявили все избрания на константинопольскую кафедру после 1265 г. неканоничными и ушли в раскол, длившийся до 1310 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Most of the Byzantines regrouped in northwestern Asia Minor, in what they called the Empire of Nicea. They were led by the capable new Emperor Theodore I Laskaris (r. 1204–1222), who was succeeded by his saintly son-in-law, Emperor Saint John III Doukas Vatatzes (r. 1222–1254). By 1261, Emperor Michael VIII Paleologos (r. 1259–1282) was able to regain Constantinople from the Latins. Even though the Byzantine Empire lasted for almost another 200 years, she never fully recovered from the devastation of the Fourth Crusade and the 57 years of Latin rule in her capital city. The Second Council of Lyons In the early 1270s the Byzantines were threatened by the Serbs, the Bulgarians, and especially the Latin state of Achaia, in Greece, led by the Sicilian Norman, Charles of Anjou. And the Seljuk Turks, who had occupied most of Asia Minor in the previous two centuries, were an ongoing threat. In response to these pressures, Emperor Michael VIII appealed for support to Pope Gregory X (r. 1271–1276), who opposed Charles’ designs on Constantinople. Michael suggested that in return for military assistance, the Greek Church would accept the authority of the Papacy. The reunion of the Eastern and Western Churches, therefore, was the major issue discussed at the Second Council of Lyons, which met in 1274at Pope Gregory’s request. The Greek delegation brought letters accepting Papal authority and various Roman Catholic articles of faith, including the filioque clause in the Nicene Creed. It was at this council that for the first time the Western Church proclaimed that the filioque must be accepted as dogma. The Union agreement that restored communion between the two Churches stipulated that the Greeks could retain their liturgical rites and customs. The council also attempted to launch another Crusade to the Holy Land, and it established the practice of all the Roman cardinals meeting in a closed conclave during the entire process of electing a new pope. When Emperor Michael VIII attempted to impose the so-called Union of Lyons upon the Byzantine Church, it was met with great resistance. When Patriarch Joseph of Constantinople refused to sign the agreement, he was deposed and replaced with John Beccus, who was the head of the minority party in Constantinople that favored the Union. But after Michael died in 1282, Beccus was quickly deposed, Joseph was restored to the patriarchal throne, and the Union of Lyons was officially renounced. Popular opposition to Emperor Michael was so strong that he was denied a church burial.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Быстро добился Феодор соглашения с латинянами, заключив в 1207 году двухлетнее перемирие с императором Генрихом. В 1209 г. он победил грозного Пьерра де-Брашейль; последний затем был низко убит раздражёнными греками. В 1211 году Феодор, подкреплённый франкскими наёмниками, наголову разбил осаждавшего Антиохию Кай-Хусрау и взял в плен и его, и старого Алексея III. Последнему предоставили – наказание слишком мягкое для этого греховодника – оплакивать за монастырской стеной свои бесчисленные злодейства. Турок заставили уступить в пользу греков значительную часть азиатского побережья. Не по сердцу было это франкам. Поэтому Генрих выступил в поход против Феодора и, разбив его при Лупарке, проник даже в 1212 году вглубь Малой Азии. Зато на севере никейский государь оттеснил далеко к востоку франкского вассала, Давида Комнина, и оставил ему только княжество Синоп. Императоры Византии и Никеи заключили вскоре мир. Сильную поддержку нашёл император Феодор в своём обер-камергере Иоанне Дуке Ватаце, женившемся в 1212 году на дочери императора Ирине. Величайшим также счастьем для греков была смерть высокоталантливого и неутомимого латинского императора Генриха, последовавшая 11 июня 1216 г. в Солуне. По отношению к слабому регентству в Константинополе руки у Феодора отныне были развязаны. Когда в 1222 г. последовала и его смерть, то под его скипетром оказалась объединённой вся западная часть Малой Азии, за исключением незначительного франкского клочка в Вифинии. Владения сельджуков начинались лишь у верховьев Сангария и Меандра. Вместо малолетнего сына Феодора, Константина, императорский трон занял с общего согласия Иоанн III Дука Ватац (1222–1254 гг.), столь же отличный полководец, как и правитель. При нём Малая Азия основательно отдохнула от хищнического хозяйничанья Ангелов. Национальное унижение и позор иноземного латинского ига развязали в эллинской народности целую массу связанных сил. Обнаружилось, что за мощные таланты таила она ещё в себе. Не менее счастливо, чем Ласкари в Азии, руководили в Европе Ангелы мощной реакцией воспрянувшего греческого элемента против франкского владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В синодике поминаются сорок императоров, начиная с Muxauлa III (842—867), с призывом к верующим возгласить: «Вечная память!» Хотя это возглашение абсолютно то же, что и на панихиде или обычной заупокойной службе, особое значение ему придает тот факт, что оно совершается только раз в году, именно на службе Торжества Православия. Из этих сорока императоров, тридцать перечисляются особо, начиная с Василия I (867—886) и кончая Фeoдopoм I Ласкарисом (1204—1222). Когда весь этот список императоров заканчивается, перед возгласом «Вечная память!», все тридцать величаются замечательным и исполненным веры определением: «Все, царство земное на Царство Небесное сменившие». Это четкое и достаточно недвусмысленное изречение звучит в нашем сознании почти как символ имперского прославления, хотя лишь один из всех сорока, император Uoahh III Ватаци (1222—1254) был официально причислен Церковью к лику святых — и он не из числа этих тридцати. Что касается остальных, то поминание их имен в неделю Торжества Православия составляет благочестивую, исполненную веры молитву Церкви, повторяемую каждый год, о спасении ее царственных защитников. Таким образом, мы ясно видим, сколь высоко Православная Церковь почитает сан христианского императора, и даже более того, как она каждый год с готовностью вспоминает свой великий долг перед каждым из этих императоров, которые, официально исповедуя православную веру, укрепляли ее в исповедании православия и сокрушении ереси. В то же время мы должны отметить, что святая Церковь делает четкое различие между тем очень ограниченным числом православных императоров, царей и князей, которых она почитает в лике святых, — от полного числа православных императоров и от тех, кого она ежегодно поминает в великом синодике. Поэтому следует более подробно рассмотреть этих святых императоров и сравнить обстоятельства их прославления с теми, которые мы видим у императора Николая II и его августейшей семьи. Святые императоры Византии Когда святая Церковь канонизирует императора, она в первую очередь отмечает его вклад в дело Христово.

http://moral.ru/американские-ученые-о-пр...

Желая упрочить отношения с Латинским императором, Ласкарис решил выдать за него свою дочь Евдокию, против чего решительно восстал патриарх Михаил Авториан. Неизвестно, чем бы закончилось дело, но в 1222 г. 45-летний император внезапно скончался и был погребен в монастыре Иакинфа в Никее 82 . Слава Феодора I Ласкариса не меркнет с течением веков. В глазах византийцев он стал «родоначальником нации», «новым Моисеем», «Божьим семенем» 83 . Как писал Афинский митрополит Михаил Хониат , «столица, выброшенная варварским наводнением из стен Константинополя на берега Азии в виде жалкого обломка, тобой принята, руководима и спасена. Тебе надо было бы навеки называться новым строителем и населителем града Константина. Видя в тебе одном спасителя и общего освободителя и называя тебя таким, потерпевшие кораблекрушение во всеобщем потопе, прибегают под твою державу как в тихую гавань. Никого из царей, царствовавших над Константинополем, не считаю равным тебе, разве из новых – великого Василия Болгаробойцу, а из более древних – благородного Ираклия» 84 . LXIX. Император Святой Иоанн III Дука Ватац (1222–1254) Глава 1. «Фракийский узел». Попытка унии с Римом Два брака покойного императора Феодора I Ласкариса не дали ему наследника престола. А его единственный брат Константин Ласкарис погиб при обороне крепости Лентианы в 1211 или 1212 г. Поэтому новым Никейским царем по общему согласию стал 30-летний святой Иоанн III Дука по прозвищу Ватац . Слово «Ватац», по-видимому, переводится с фракийского как «кустарник» – прозрачная ссылка на многочисленность этой семьи. Новый царь происходил из прославленного рода фракийских архонтов из Дидимотиха и приходился внуком известному дуке фемы Фракийская в Малой Азии. Но уже в XI веке некоторые представители рода Ватацев состояли членами синклита и находились в родстве с Дуками, Ангелами и Ласкаридами. Святой Иоанн был женат на третьей дочери Ласкариса Ирине – женщине энергичной и честолюбивой, чья воля и настойчивость сыграли решающую роль в его избрании. Как и некоторые другие императоры из ранних веков римской истории, св. Иоанн III Дука стал императором по праву своей супруги, а потому продолжил династию Ласкаридов, не начав собственной. К моменту воцарения св. Иоанн занимал должность протовестиария 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из одного письма только что названного Димитрия Хоматина мы узнаем, что венчание Феодора Эпирского на царство и его миропомазание происходило “с общего совета находившихся на западе (т.е. в пределах солунско-эпирского государства) членов синклита, духовного сословия и всего многочисленного воинства.” 514 Другой дошедший до нас документ свидетельствует, что венчание на царство и миропомазание было совершено с согласия всех епископов, живших “в этой западной части.” 515 Наконец, сам Феодор подписывал свои грамоты (хрисовулы) полным титулом византийского государя: “Феодор во Христе Боге басилевс и автократор (самодержец) ромеев, Дука.” 516 Много интересного и нового по данному вопросу сообщает нам драгоценный сборник писем вышеупомянутого навпактского митрополита Иоанна Апокавка. Из его переписки, как пишет В. Г. Васильевский , “мы в первый раз узнаем, какое живое участие в эпирском движении принимало греческое духовенство и в особенности греческие епископы. Провозглашение Феодора Ангела Эпирского императором ромеев понималось весьма серьезно; Солунь, которая перешла в его руки, противопоставлялась Никее; ему прямо указывали на Константинополь как на ближайшую цель его честолюбия и верную его добычу; говорили, думали и писали, что ему предстоит войти в Святую Софию и занять здесь место православных римских императоров, на котором беззаконно восседали пришлые латиняне. Осуществление таких мечтаний вовсе не лежало вне пределов возможного; овладеть Константинополем из Солуни было даже легче, чем из Никеи.” 517 Провозглашение Феодора солунским императором и помазание его на царство архиепископом Димитрием Хоматином должно было повлечь за собой политический разрыв между Солунью и Никеей и церковный разрыв между западными греческими иерархами и никейской патриархией, именовавшей себя патриархией Константинопольской. В течение довольно продолжительного времени после падения латинского Солунского королевства некоторые западноевропейские принцы, родственные Монферратской фамилии, продолжали на Западе носить пустой титул Солунского короля. Это были так называемые “титулярные” Солунские короли, подобно тому, как после падения Латинской империи в 1261 году в Западной Европе будут “титулярные” Латинские императоры. Таким образом, с 1222 г., 518 когда была провозглашена Фессалоникийская империя, в своем основании отрицавшая империю Никейскую, на христианском Востоке появились три империи: две греческих, Фессалоникийская и Никейская, и Латинская империя в Константинополе, с каждым годом слабевшая. 519 Дальнейшая история XIII века развивалась в зависимости от взаимных отношений этих империй, в судьбы которых, в виде решающего фактора, вмешалось Болгарское царство Иоанна-Асеня II. Фессалоника и Никея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

При последнем из Комниных, Андронике I (1183–1185 г.) патриарх Феодосий, отказавший ему в разрешении незаконного брака его дочери, вследствие этого вынужден был удалиться в монастырь 934 . Патриархи за время династии Ангелов занимали кафедру —677— слишком кратковременно или же были людьми недостойными. Из них, напр. Василий Каматир «обладал даром все обращать к своей выгоде», Досифей был большим пронырой, а Георгий Ксифилин был до того угодлив пред светским правительством, что, по желанию императора, дозволил соединять в одном лице служение храму и дворцу 935 . Лишь последний патриарх этой эпохи, Иоанн Каматир (1198–1206 г.), когда цари заняты были борьбой с крестоносцами, имел возможность быть истинным архипастырем 936 . Из девяти патриархов, правивших церковью за 60-летний период Никейской империи, только одному Герману II (1222–1240 г.) удалось заявить себя истинно архипастырской деятельностью 937 . И понятно. По поводу избрания одного из дальнейших патриархов хронист Георгий Акрополит замечает: «император Иоанн (Ватаци, 1222–1254 г.), неспешащий в подобных делах, не мог легко найти в скорости человека, достойного этого места, или лучше – такого, который бы ему мог понравиться, потому что обладающие верховной властью, обыкновенно, в подобных обстоятельствах соображаются со своим расположением к лицам, чтобы не иметь в этих людях противников своим желаниям» 938 . А когда при императоре Феодоре Ласкарисе избран был на патриаршую кафедру малоученый монах Арсений (1255–1266 г.), тот же хронист объясняет это так: «цари вообще хотят, чтобы патриархами были люди смиренные, недалекие по уму, которые бы легко уступали их желаниям, как признанным постановлениям; а это всего чаще случается с людьми необразованными: будучи невеждами в слове, они не способны на смелое слово и преклоняются пред императорскими распоряжениями» 939 . Но Арсений, «греческий Никон», как называют его, не оправдал такого расчета и вследствие неудачных столкновений с императором Михаилом VIII Палеологом, осужденный собором, умер в ссылке 940 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1216. Об этой вере сказал Пимен Великий: «Вера заключается в том, чтоб пребывать в смирении и творить милостыню». Слово 30. 1217. Слово 30. 1218. Слово 30. 1219. «Предательство бывает от нерадения. Не противоречь нападающим помыслам, потому что враги сего и желают и, видя противоречие, не престанут нападать; но помолись ко Господу, повергая пред Ним немощь твою, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно упразднить их». Преподобных Варсонофия и Иоанна ответ 91. Слово 30. 1220. Слово 30. 1221.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6. 33). 1222. Слово 30. 1223. Слово 25. 1224.  …и хотение и действие (Флп. 2. 13). 1225. Слово 33. 1226. Слово 39. 1227. Слово 39. 1228. Слово 39. 1229. Слово 39. 1230. Слово 39. 1231. Слово 40. 1232. Слово 40. 1233. Слово 40. 1234. Слово 40. 1235.  Предприятием называют святые Отцы, наставники монашества, явление в помысле, мечтании и ощущении преждесодеянных грехов. Как люта брань, причиняемая предприятиями, можно видеть в житии преподобной Марии Египетской (Четьи-Минеи, 1 апреля). «Избавь мя от многих лютых воспоминаний и предприятий» — молимся мы в конечной утренней молитве к Пресвятой Богородице. Канонник. 1236. Слово 40. 1237. Слово 41. 1238. Слово 41. 1239. Слово 41. 1240. Слово 42. 1242. Слово 42. 1243. Слово 42. 1244. Слово 42. 1245. Слово 43. 1246. То есть сверхъестественно, от осенения естества Божественною благодатию. Чрезъестественными называются святыми Отцами те действия и состояния, которыми нарушаются законы естества незаконно, то есть при посредстве греха. 1247. Слово 1. Мф. 5. 48; Лк. 6. 36. 1248. Слово 1. 1249. Слово 2. 1250. Слово 2. Слово 5. 1251. Слово 8. 1252. Слово 9. 1253.  …вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 1254. Слово 14. 1255. Мф. 5. 45. 1256. Алфавитный патерик. 1257. Алфавитный патерик. 1258. Алфавитный патерик. 1259. Алфавитный патерик. 1260. Алфавитный патерик. 1261. Алфавитный патерик. 1262. Алфавитный патерик. 1263. Алфавитный патерик. 1264. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010