Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ [лат. Albertus Magnus] (ок. 1200 (1193?), Лауинген, Швабия - 15.11.1280, Кёльн), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви ( доктор Церкви ), нем. мон.- доминиканец , видный богослов-схоласт, философ и ученый. Биография А. В., в соответствии с наиболее ранним свидетельством хроники Генриха Херфордского (ок. 1350), происходил из рыцарского рода (ex militaribus), а не из рода графов Больштедтских, как считалось прежде на основании поздней биографии А. В., написанной Рудольфом Нимвегенским (ок. 1488). На собственной печати А. В. (до 1260) значится Albertus de Lauging. О годах его учебы почти ничего не известно, кроме упоминания об обучении грамоте в Падуе ок. 1222/23 г. Там же в 1223 (1229?) г. А. В. вступил в недавно основанный орден доминиканцев, проведя первые годы (новициат, изучение богословия, принесение обетов и посвящение) в нем. провинции ордена, возможно в ее главном конвенте в Кёльне (основан в 1220). В качестве наставника, к-рому была поручена подготовка орденских священников, А. В. после 1233 г. учил в конвентах Хильдесхайма, Фрайбурга, Регенсбурга и Страсбурга. Вероятно, с 1240/41 (1243/44) г. А. В. находился в Париже, где в 1246 г. сделался магистром богословия. Первое документальное упоминание А. В. как frater Albertus Theutonicus (среди парижских магистров теологии) датировано 15 мая 1248 г. Осенью 1248 г. А. В. был направлен в Кёльн, с тем чтобы организовать и возглавить Studium generale et sollemne для нем. орденской провинции (высшее учебное заведение ордена). Здесь к числу его учеников принадлежали св. Фома Аквинский , Амвросий Санседони из Сиены, Ульрих Энгельберти, позднее, возможно, Майстер Экхарт и др. Пользуясь в Кёльне значительным авторитетом, А. В. впервые в 1252, а затем в 1258 и 1271 гг. участвовал в примирении архиепископа и городской общины. В 1254-1257 гг. он являлся провинциалом нем. орденской провинции (примерно 50 конвентов), что заставило его отложить преподавание.

http://pravenc.ru/text/Альберт ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ [греч. Γεργιος Ακροπολτης] (2-я пол. 1217, К-поль - 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник. Из семьи, принадлежавшей к столичной гражданской знати. В К-поле окончил школу грамматики и 16-летним юношей был отправлен отцом ко двору никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254) для продолжения образования. Был хорошо принят и в числе др. 5 знатных юношей в 1234 г. поступил для продолжения обучения к ритору Феодору Эксаптеригу; изучал поэзию и риторику. После смерти ритора в 1237 г. Г. А. был отправлен в Эфес, к философу Никифору Влеммиду , к-рый обучал его арифметике, геометрии, оптике, астрономии, логике и медицине. Осенью 1239 г. Г. А. стал приближенным императора и получил титул великого логариаста. С этого времени и до конца жизни он находился на службе при имп. дворе. В 1243 г. он преподавал логику и философию Феодору Ласкарю, сыну императора. Не позднее 1246 г. Г. А. был удостоен титула логофета геникона и сопровождал имп. Иоанна III в походе против Болгарии, составляя грамоты для завоеванных городов и крепостей, участвовал в заключении мира с болгарами и в дек. 1246 г. был свидетелем присоединения Фессалоники к Никейской империи. В 1252 г. Г. А. возглавил посольство к эпирскому деспоту Михаилу II Ангелу, с к-рым в Лариссе был заключен мирный договор. Смерть Иоанна III 3 нояб. 1254 г. не изменила положения Г. А. при дворе. Имп. Феодор II Ласкарь, его друг и бывш. ученик, был благосклонен к учителю и осенью 1255 г. почтил его званием великого логофета. Однако через год отношения между Г. А. и Феодором II резко изменились. Оставленный в кон. 1256 г. на Балканах с титулом претора (наместника) и обладавший полномочной властью над военными и гражданскими лицами областей, Г. А. в 1257 г. был пленен деспотом Эпира Михаилом II. Находясь в плену, он не перешел на сторону эпирского правителя, как это сделали мн. никейские военачальники. Он не был свидетелем смерти Феодора II (16 авг. 1258). Летом 1259 г., после победы в Пелагонийской битве, никейское войско, взяв Арту, освободило Г. А. Он сразу же направился в Анатолию ко двору нового имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), своего родственника.

http://pravenc.ru/text/164329.html

Акрополит Георгий Акрополит Георгий – один из выдающихся византийских писателей XIII века. Он родился в 1217 году в Константинополе от родителей, принадлежавших к знатной византийской фамилии. Здесь же Акрополит получил и первоначальное образование, называвшееся γκκλιον и состоявшее в изучении чтений, письма, церковного пения, грамматики, арифметики, пиитики и географии. В 1233 г., когда юноше Акрополиту было 16 лет, он был отправлен родителями своими в город Никею, ко двору императора Иоанна Дуки Ватаци (1222–1254 г.), к которому намеревался отправиться на службу и его отец, так как в Константинополе в то время господствовали латиняне. Но отцу Акрополита не удалось осуществить свое желание, потому что он вскоре заболел и умер, а молодой Георгий был весьма ласково принят императором Иоанном и его супругой Ириной, поселился в царском дворце и пользовался здесь содержанием от двора и всеми удобствами придворной жизни. Император Иоанн Дука был человек очень образованный и высоко ценил науку и ученых; поэтому и озаботился дать Георгию лучшее по тому времени образование. Для изучения математики и изящной словесности Акрополит поступил к выдающемуся современному наставнику этих наук – Феодору Экзаптеригу, которому он был сдан самим императором с рук на руки. При этом император произнес следующую любопытную речь: «этих (товарищей Акрополита по учению) я взял из Никеи, а тебя (Акрополита) привел из собственного дома учиться с ними. Докажи же на самом деле, что ты вышел из моего дома, и сообразно с тем занимайся математикой. Сколько получает годового жалованья воин от царской милости, столько же или еще более, по знатности твоего рода, будет отпускаться на тебя. А когда изучишь философию, то удостоишься больших почестей и званий, потому что нет в мире людей почетнее царя и философа». Но Феодор Экзаптериг имел сравнительно мало влияния на Акрополита, который сохранил о нем не вполне приятные воспоминания. Гораздо больше влиял на него второй его учитель – Никифор Влеммид, преподававший философию и богословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иосиф I занимал вселенский патриарший престол дважды (1 янв. 1268 г. – до мая 1275 г. и 31 дек. 1282 г. – до марта 1283 г.). Это был добрый, но слабый по характеру человек, с достаточным образованием. В ранней молодости он был чтецом в придворном клире императрицы Ирины, супруги никейского императора Иоанна Ватаци (1222–1254 г.). Лишившись жены, И. поступил в монахи в Гависийской обители, был здесь настоятелем и отсюда впоследствии был взят ко двору императора Михаила Палеолога (1259–1282 г.), в качестве его духовника. Под влиянием двух противоположных сфер – монашеской и придворной – сложился нравственный характер И. Он предался аскетизму, но внешним образом, делая уступки требованиям придворной жизни, был «свободен в слове», но тогда, когда можно было говорить «безопасно», допускал шутки и громкий смех, имел наклонность к интригам. В придворном кругу, по самому положению царского духовника, И. имел влияние – тем более, что для самого царя был «вместо отца». Нередко И. исполнял важные царские поручения. Когда патриарх Арсений подверг Михаила Палеолога отлучению за ослепление законного наследника царской власти Иоанна Ватаци и за самовольный захват престола, то император, испытав различные средства к примирению с патриархом, послал, наконец, к нему своего духовника И., который долго упрашивал патриарха разрешить царя от клятвы и назначить ему другое наказание, более подходящее к его положению. Но Арсений остался непреклонен, сильно бранил И. и даже будто бы подверг царского духовника епитимии. Затем, когда Арсений был лишен престола и патриархом сделался Герман (1267 г.), И. примкнул к партии арсенитов и действовал против Германа, стремясь удалить последнего с престола, дабы самому сделаться патриархом. И Михаилу Палеологу, желавшему получить разрешение непременно от «патриарха и собора», И. дал понять, что такое разрешение может царю дать только его духовник, давнишний врач его совести, пользующийся доверием и любовью народа. И вот, по поручению Михаила Палеолога, И. отправился к Герману с тайной миссией побудить его добровольно отказаться от престола. Хитрый план имел успех. «Отделавшись от Германа, – говорит историк Пахимер, – царь вместе с архиереями стал рассуждать об избрании нового патриарха». Архиереи остановили свой выбор на И. 28 декабря 1267 г. И. был наречен патриархом, а 1 января 1268 г. хиротонисан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ [Сарандапорский, «от Славищ»] (кон. XI - нач. XII (?) в.), прп. (пам. болг. 16 авг.), отшельник. Житие И. О.- единственный источник, к-рый содержит весьма скудные сведения о преподобном. Повествование не имеет стройной композиции и начинается с обширного богословского введения. Далее следует краткая часть, которая играет роль тематического ключа и посвящена св. западноболг. отшельникам - Иоанну Рильскому , Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому . В биографической части опущены даже такие распространенные агиографические топосы, как сведения о родителях и детстве И. О., повествование начинается с приходом преподобного (подобно сщмч. Игнатию Богоносцу) «с запада» в Осоговские горы (Осоговске-Планине, долина р. Сарандапор (ныне Крива), Македония). В с. Градац (недалеко от совр. г. Крива-Паланка) от местного болярина И. О. услышал о пустынной горной местности Бабин-Дол на р. Скупица и поселился там, решив стать отшельником. Здесь его нашли 2 охотника, и он чудесным образом помог им поймать богатую добычу (это единственное чудо при жизни святого, о к-ром упомянуто в Житии). Один из охотников вернулся, чтобы поблагодарить И. О., и тогда преподобный попросил через некоторое время еще раз прийти к нему. Когда охотники пришли в следующий раз, то нашли уже тело отшельника, похоронили его и, до тех пор пока их роду «всем от жития прешедшу», навещали могилу. Почитание Более подробно в Житии рассказывается о возникновении почитания преподобного и о строительстве церкви в его честь. Во время правления греческого царя Мануила (визант. имп. Мануил I Комнин (1143-1180)) овдовевший иерей Феодор поселился отшельником в местах, где жил И. О. Феодор постригся в монахи с именем Феофан, возглавил собравшуюся вокруг него братию и «по мале же времени» построил во имя И. О. церковь, основав т. о. Осоговский монастырь . Феофан стал молиться, чтобы ему было открыто местонахождение мощей святого, и тотчас в свете молний ему было указано место, от к-рого исходило благоухание. После этого чуда монахи прославили своего покровителя, воспевая многократно «Радуйся» и отслужив торжественную службу. Через нек-рое время святой явился во сне Феофану и повелел переложить его тело из могилы в раку, но тот не решился этого сделать. Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах И. О. Повествование имеет в основном назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей И. О. приписывается мон. Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления визант. имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254).

http://pravenc.ru/text/468939.html

иером. Макарий Симонопетрский † Память святого благоверного царя Иоанна III Дуки Ватаца Милостивого 45 Святой благоверный император ромеев, друг Христов Иоанн III родился в 1193 г. в знатном семействе Дук. В 1204 г., после взятия Константинополя крестоносцами-латинянами, Византийская империя распалась на четыре соперничающих друг с другом государства: Латинскую империю со столицей в Константинополе, Никейскую империю в Малой Азии (где обосновались законный император и православный патриарх Константинопольский), Эпирский деспотат в Западной Греции и Болгарское царство Uoahha II Асеня. В 1222 г. Иоанн Дука наследовал своему дяде Феодору Ласкарю, умершему бездетным, который за время правления сумел укрепить и реорганизовать Никейскую империю по образцу старой Византийской империи. Иоанн вскоре обнаружил незаурядные способности политика и одновременно качества истинно христианского царя. Он стал величайшим из правителей Никейской империи и одним из самых замечательных императоров в истории Византии. Благодаря череде блестящих военных побед и хитроумных дипломатических альянсов он за несколько лет вернул своей династии контроль над Малой Азией и отвоевал большую часть территорий, попавших ранее в руки западных крестоносцев. Иоанн III овладел Адрианополем, расположенным совсем недалеко от града св. Константина, так что на момент его смерти, в 1254 г., Никейская империя по своей территории уже приближалась к границам Византии до латинского завоевания. Оставалось только отвоевать ее древнюю столицу, что и было сделано при его преемнике, Михаиле VIII Палеологе, в 1261 г. Всей душой ревнуя о благе Церкви, Иоанн III вступил с папой Римским Григорием IX в переговоры об объединении Церквей. В 1234 г. в зимней резиденции императора, гор. Нимфее, состоялась встреча папских послов с представителями Православной Церкви, возглавляемыми патриархом Германом II (1222–1240) и знаменитым богословом и церковным писателем Никифором Влеммидом 46 (1197–1272). Поскольку собеседования затягивались, император пожелал пойти на компромисс, предложив грекам изменить свое отношение к употреблению опресноков на литургии в обмен на изъятие латинянами из Символа веры формулы «и от Сына».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ГАРНЕЦИ [арм. (?)(?) (?)] (ок. 1180, близ Гарни, Армения - ок. 1254 (?), Ромкла, Киликия), блж. Армянской Апостольской Церкви (пам. 29 дек.), вардапет, богослов. Основные сведения об О. Г. сообщает Киракос Гандзакеци (XIII в.) в кратком Житии блаженного в составе «Истории Армении» ( Киракос Гандзакеци. 1976. С. 348-355). О. Г. получил образование в мон-ре Гегард , там же принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея. Изучая Свящ. Писание, О. Г. решил использовать лучшую известную ему рукопись Псалтири. Он отправился в мон-рь Ахпат , где хранился манускрипт Ованнеса Имастасера († 1129), созданный на основе 1-го арм. перевода Библии (V в.). По этой рукописи О. Г. отредактировал арм. Псалтирь, разделив ее на главы и строфы; впосл. редакцию О. Г. называли «избранным и уточненным образцом» (Памятные записи арм. рукописей, XIII в. Ер., 1984. С. 259 (на арм. яз.)). В 1222-1223 гг. О. Г. подвизался в мон-ре Татула (обл. Аршаруник). С жизнью в мон-ре, а также с паломничеством О. Г. в 1222 г. на Св. землю и на Синай связана серия чудес и видений (в пересказе Вардана Великого ), к-рые объясняются в контексте армяно-визант. и армяно-католич. межцерковных споров того времени. В период активизации движения за унию в Армении чудеса О. Г. утверждали истинность исповедания Армянской Церкви. В г. Колония (М. Армения) О. Г. обратил в христианство мн. мусульман, за что был приговорен к сожжению, но чудесным образом был спасен. На основе описаний странствий и видений О. Г. было выдвинуто предположение о том, что он послужил прототипом для арм. архиепископа, узревшего «Вечного жида», в хронике «Цветы историй» (Flores Historiarum) англ. мон. Роджера Уэндоверского († 1236) и в «Большой хронике» его ученика Матвея Парижского (сер. XIII в.) ( Мушегян А. Армянские истоки одной немецкой легенды//Международные связи армянской лит-ры. Ер., 1987. Кн. 2. С. 21-66 (на арм. яз.)).

http://pravenc.ru/text/2578135.html

Имп. Мануил I Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1250–1263 гг. [Греч. Μανουλ Μγας Κομνης] (ок. 1218 - март 1263, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 1237/38). Сведения о его правлении немногочисленны, в источниках освящены лишь неск. эпизодов. При М. В. К. чеканились монеты, на которых он назывался автократором, т. е. независимым монархом. Трапезундский хронист Михаил Панарет описывает М. В. К. как величайшего и счастливого полководца, царствование которого отличалось благочестием. Историк Жан де Жуанвилль, придворный франц. кор. Людовика IX Святого , писал, что М. В. К. был великим и очень богатым правителем ( Joinville J. de. Histoire de S. Louis/Ed. N. de Wailly. P., 1868. P. 346). М., младший из 3 сыновей трапезундского имп. Алексея I Великого Комнина (1204-1222), вступил на престол после смерти своего старшего брата Иоанна I Аксуха (1235-1237/38). Средний сын Алексея I Иоанникий принял монашеский постриг, вероятно еще до воцарения М. В. К. ( Шукуров. 2001. С. 112-114). При М. Трапезундская империя вынуждена была платить дань тюркам-сельджукам и позднее монголам. В 1243 г., когда монг. войско полководца Байджу начало наступление на малоазийские владения сельджуков, образовалась антимонгольская коалиция представителей сельджукского Румского султаната, никейцев и трапезундцев. М. В. К. лично участвовал в войне во главе своего войска, 26 июня 1243 г. в битве при Кёседаге (западнее Эрзинджана) союзники были разбиты. В 1246 г. М. В. К. совершил поездку в ставку монг. хана Гуюка и, вероятно, признал свою вассальную зависимость от монголов. В 1253 г. послы М. В. К. встречались с франц. кор. Людовиком IX в Сидоне (ныне Сайда, Ливан), где еще сохранялись владения крестоносцев. М. обращался к Людовику с предложением заключить брачный союз с французским королевским домом, но получил отказ. Людовик же попытался привлечь М. В. К. к союзу с Латинской империей против никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , чьи позиции особенно усилились в М. Азии и на Балканах в предыдущие годы. Однако М. В. К. отказался от этого. Наоборот, в 1260 г. он заключил союз с Никейской империей , а также урегулировал церковные отношения Трапезунда и К-поля. Трапезундские митрополиты получили от К-польской Церкви право самостоятельно избирать и рукополагать епископов в своей епархии. Согласно упоминанию в этом документе, вероятно, в это время предполагалось заключение династического брака между трапезундскими Комнинами и никейскими Палеологами, но позднее этот проект не состоялся (RegPatr, N 1351; Успенский. 2003. С. 131-135). Крупнейшим внешнеполитическим успехом М. В. К. стал захват Синопа в 1254 г., который до этого находился в руках сельджуков. Для похода на Синоп М. В. К. получил одобрение от иран. монголов, к-рые в целом были заинтересованы в ослаблении сельджукского Румского султаната за счет поддержки более мелких гос-в в Анатолии, таких как Трапезунд.

http://pravenc.ru/text/2561898.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы спасаемся от лжи и смерти только истиной 05.03.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Торжество Православия Слово на Торжество Православия Раз в году, на службе первого воскресенья Великого поста, когда празднуется Торжество Православия, вслух читается великий синодик, в котором предаются анафеме величайшие ереси и поминаются великие защитники Православия — не только патриархи и епископы, но также и императоры, которые возглавляли борьбу с ересями. Однако важно и, на первый взгляд, довольно удивительно, что хотя некоторые из этих ересей были введены и проповеданы с трона, ни один римский император в великом синодике анафеме не предается. Очевидно, что святая Церковь намеревалась ограничить свое общественное осуждение в ереси епископами и духовенством, которым одним была вверена ее Божественным Главой прямая ответственность за сохранение истинной веры. В греческом синодике поминаются сорок императоров, начиная c Muxauлa III (842—867), с призывом к верующим возгласить: «Вечная память!» Хотя это возглашение абсолютно то же, что и на панихиде или обычной заупокойной службе, особое значение ему придает тот факт, что оно совершается только раз в году, именно на службе Торжества Православия. Из этих сорока императоров, тридцать перечисляются особо, начиная с Василия I (867—886) и кончая Фeoдopoм I Ласкарисом (1204—1222). Когда весь этот список императоров заканчивается, перед возгласом «Вечная память!» все тридцать величаются замечательным и исполненным веры определением: «все, царство земное на Царство Небесное сменившие». Это четкое и достаточно недвусмысленное изречение звучит в нашем сознании почти как символ имперского прославления, хотя лишь один из всех сорока, император Uoahh III Ватаци (1222—1254) был официально причислен Церковью к лику святых — и он не из числа этих тридцати. Что касается остальных, то поминание их имен в Неделю Торжества Православия составляет благочестивую, исполненную веры молитву Церкви, повторяемую каждый год, о спасении ее царственных защитников.

http://moral.ru/istina/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010