1) освобождает человека от страстных помыслов, служащих корнем худых слов и дел. В этом случае трезвение есть мысленная брань с помыслами и их виновником – дьяволом (I, 6. 30: νοητς πλεμος. I, 12: πλη νοητ το διαβλου). Ибо, по Макарию Египетскому , главнейшее оружие подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце (εσελϑν ες τν καρδαν), сотворить брань с сатаной (...να ...ποιση πλεμον πρς τν Σατανν... Homil. XXVI, 681 D.), колеблющим помыслами глубины сердца (Homil. XLIII, с 9. p. 777 ВС.: βϑη τς καρδας). Но в то же время оно выступает в качестве чистоты сердца (Исихий, I, 1. р. 1481 А.: Ατη (νψις) δ κυρως στν, τς καρδας καϑαρτης), проявляющейся в нём по мере удаления из него (путём брани) худых расположений. Отсюда видно, что именно к трезвению должны быть относимы рассуждения бл. Диадоха о борьбе со страстями (πλης, сноска и демонскими помыслами ( πρς τος δαιμονιδεις λογισμος μχη, гл. 44, ο брани ( τν κατ’ ατο (χϑρο) πλεμον, до сноски πλη, гл. 41, конец; гл. 82) и битве между душой и сатаной (гл. 77). В приведённых местах речь идёт о мысленной брани, направленной к очищению ( καϑαρισμς) души от греховной проказы посредством одного ( προσοχ) из способов трезвения (гл. 42). Сердце, очищенное бранью с хитростями демонов, становится крепостью и городом чистоты, имеющим привратниками (πυλωρος) самые добродетели (гл. 57), под которыми бл. Диадох, следуя, может быть, преп. Исихию, разумеет различные способы трезвения. Последний, перечислив виды трезвения, говорит: «Все эти делания (т. е. τρποι τς νψεως. I. 13. p. 1485), подобно привратникам (δκην πυλωρν), отклоняют лукавые мысли» (ibid. с. 18). 2) Твёрдо охраняет (τηρε) пять телесных чувств, или наружные чувствилища сердца, от впечатлений, привносимых ими от века сего ( Марк Подвижник , De baptism. Μ. LXV. 1017 А.) в сердце (Исихий, I. 1). Бл. Диадох также утверждает, что для пребывающего в сердце своём безопасны стрелы чувственной любви, хотя бы они и достигали до окон естества (χρι τν ϑυρδων, гл. 57). Окнами естества он называет, подобно другим церковным писателям, телесные чувства ( Григорий Нисский , De orat. dominie. Orat. V. Μ. XLIV, 1185 ВС.: чувства (τς ασϑσεις) Писание ( Иер. 9:21 ) назвало окнами (ϑυρδας), которые служат путём смерти. Иоанн Постник , De poenit. Μ. LXXXVIII, 1941 С.: ...σφαλιζου τς ψυχς σου τς ϑυρδας· ο μνον δ τ μμα, λλ κα τν κον κα τ στμα αται γρ α ϑυρδες εσ, δ ν κατ γνμην ξρχεται ετε γαϑ, ετε πονηρ. Сравнить De vita Charit. с. 13. Μ. CXV, 916 В.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

На сих основаниях церковные писатели учат, что вино дано нам ради веселья, а не скорби (И. Златоуст, 1. с. р. 22: Ονος γρ δϑη παρ ϑεο, να εφραινμεϑα, οκ λγμεν). Посему оно служит врачеванием души ( ατρα τς ψυχς. Василий Великий , Homil. in mart. Iulit. M. 1. c. p. 260 С.), объятой унынием и скорбью (π τς ϑομας, δνης. И. Златоуст, De Lazar VI, с. 7. Μ. XLVIII, 1038), обладая свойством смягчать суровость, разгонять мрачность и пасмурность душевного настроения (И. Златоуст, На послание к Ефесянам, Homil. XIX, с. 1. Μ. 1. с.). Врачебное свойство вина усматривалось и в том, что оно, повергая человека в сон, производит в рассудке забвение случившихся неприятных обстоятельств (И. Златоуст, De Laz. 1. с.). Человеку опечаленному даётся, по свидетельству И. Златоустого, ονος κρατος (ibid.). Полезность вина для тела и души особенно хорошо изображена Климентом Александрийским . «Надобно, – говорит он, – предлагать вино одним для врачевания (π ϑεραπειας μρει) ради одного здоровья (δι τν γεαν μνην), а другим для усвоения и развлечения. Ибо вино, во-первых, делает самого пьющего более милосердным к самому себе, чем раньше, а к сопиющим – ласковым, и к домашним – более кротким, и к друзьям более благосклонным. Ибо (вино) будучи тёплым (ϑερμς) и имея сладкие соки, соразмерно смешанные, злокачественную часть остатков расплавляет теплотой, а острые и худые соки смешивает с благоуханием. Поэтому справедливо сказано сие: «вино сперва сотворено для веселия души и сердца, в меру выпиваемое» ( Сир. 31:31–33 ). Наилучше же смешивать вино, как можно более с водой... Ибо они оба Божии создания и потому приносит пользу здоровью смешение обоих – воды и вина, так как из необходимого и полезного состоит жизнь» (Paedag. lib. II, с. 2. М. VIII, 416 А В.). В приведённых словах Климента обозначены естественные добрые расположения, сильнее проявляющиеся в человеке под влиянием выпитого вина, на которые намекает, может быть, бл. Диадох, говоря о добром влиянии вина на естественные семена сердца человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

2980 In Ep. I ad Corinth. Homil. XVII, c. L T. LXI, col. 139–140. Cp. In cap. I. Genes. Hom. X, c. I–II. T. LXII, col. 82–84. Cp. И Кассиан. Collat. XXI, c. XIII, col. 1187–1188В. De coenobior. instit. Lib. V, c. VII, col. 221–223. Бл. Августин. Confessionum lib. X, c. XXI, n. 43–44. T. XXXII, col. 797–798. 2981 In Ep. I ad Timoth. Homil. XII. T. LXII, col. 558–549. In Ep. ad Ephes. T. LXII, col. 128, 168. In Genes. T. LIII. col. 196. 2982 Adversus ebriosos. In Sancta Pascha c. I. T. L, col. 433. Cp. Киприан К. Ad clerum de precando Deo. Ep. VII, c. VI, col. 244A. 2983 Collat. XXI, c. XIII, col. 1188B: ob solam perceptionem escae neminem legimus condemnatum nisi forte junetum quid fuerit, vel postea subsecutum, per quod meruerit condemnari. 2984 Cp. И. Кассиан. De coenobior institut. lib. V, c VIII, col. 223: verissima est Patrum, probatissimaque sententia, jejuniorum et continentiae modum in mensura parcitatis tantum, et castigatione... Cp. Марк П. De Jejunio, c. II, col. 1113A. Tpmopm TL De virginitate c. XXII, col. 404AB. 2986 Он же. T. III, p. 404D. По учению некоторых подвижников, напр., препод. И Кассиана, «неумеренное воздержание» даже «вреднее пресыщения» (perniciosius continentia immoderata, quam saturitas remissa. Collat. II, c. XVII, col. 550B. Cp. Collat. 1. c. XXI, col. 518AB. De coenobior. institut. lib. V, c. VII, col. 221–223. 2988 Cp. И. Кассиан. Collat. I. c. XXI col. 518В: коварному внушению «диавола» приписывается пост Иоанна Ликопольского который привел подвижника в такое состояние, – – ut lassitudinem non necessariam, immo etiam spiritui nocituram fatigatio corpore superponeret. Collat. II, c. XXII, col. 553B–554A. Марк П. De jejunio c. II, col. 1113A. Исидор П. Epistolar. lib. I, 8, col. 184D–185A. Евагрий П. Capita practica, c. XXIX, col. 1244BC. Cp. Исаак C. Λ. XXXIV, σ. 217. По учению препод. Нила C., чрезмерно суровое «воздержание в пище внушается именно «демонами» с тою целью, чтобы возбудить в подвижнике гордость и превозношение пред братьями. Epistol. Lib. III, 46, 413D.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

386 Homil. 1 in oper. Ниегоп. T. II р. 812. Подробный разбор взгляда апологетов на отношение писателей классических библейским см. у Ловягина С.-П. 1872 г. 389 О Клименте, герои Клементин, говорится, что они μγιοτα, κατα– λιπν τ πτρια, ποκλνας δ ες θη βρβαρα. Homil. Clement. Ι40;. 7. Migne, II. Ser. graec. 392 Τιμν τν Ф εοи κατ τ πτρια – в письме к супруге, изд. Анлж. Маи. См. Baur, Dogmeng, 306. 395 Contra Cels. V, 25. Подобные суждения о разделении областей земли между отдельными богами высказывает и Юлиан. Cyrill. Alexandr. Contra julian. Lib. IV. 402 Contra Cels. IV, 36. Повествования Моисея о творении человека, о грехопадении и проч. суть не что иное как басни, исполненные смешных противоречий (Юлиан. См. Cyrill. Alex. Contra Julian. Lib. ΙΙΙ). 416 Platonicus ait, dixisse Platonem, nullus Deua miscetur homini. Et hoc praecipuum eorum sublimitatis ait esse specimen, qnod nulla attrectatione hominum contaminantur. August. De civ. Dei IX, 16. см. Baur, Kircheng II, 47, прим, 1. 417 Приступая к этим нападениям, Цельс говорит, что он произведет их с большою доказательностью, πλεοσιν ποδεξεσιν ναλ βωμεν τν λγον. Contra Cels. IV, 14. 424 Contra Cels. IV, 14. Μи ωи τ οσα τρεπτος συγκαταβανει τη προνο κα τ οκονομ τοι νθρωπνοις πργμασιν. 440 Место из комика, в котором должно говориться, вероятно, что-нибудь о пелононезской войне, не отыскано. Неизвестно, и кто этот комик. 453 August. Ер. ad Deogratias. В письме этом сообщаются ответы па шесть вопросов, которые предлагали язычники, и, по известию друга Августина, – предлагал их именно Порфирий Тирский. Werner, 389. 225. Anmerk. 2. 454 Разъяснение нравственного мировоззрения Цельса отнесено к космологическому доказательству на том основании, что нравственное зло, как происшедшее от материи, Цельс подчиняет условиям её развития. 455 Contra Cels. IV, 65. Κατ τς τεταγμνας νακυκλσις, ναγκη τ ατ ε κα γεγνναι, κα εναι, κα σεσθαι. 469 Платон. Теэтет: невозможно истребить зла, о Феодор; ибо противоположность добру всегда существует по необходимости; и нельзя поместить зло у богов; но вследствие необходимости, зло постоянно пребывает в одной и той же смертной природе и занимает одно и то же место Mig-ne, 1130. примеч. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/sochine...

237 De fid. orthodox. lib. II. с. 3. Сравн. Феодорит. In Genes. quaest. 3. Григор. Велик. Moral. lib. II. с. 3. 246 Исключение в сем случае составляет только Тертулиан, который, неправильно основываясь на том, что Христос пришел спасти только человека, а не падших ангелов (конечно, не ради превосходства первого перед последними, а ради того, что человек способен был принять спасение, утверждал, что ангелы по природе своей стоят ниже людей (Advers. lib. II. с. 8. et 9). Подобное, впрочем, высказывал еще и Ориген , что ангелы по достоинству ниже истинных учеников Христовых и святых, но не вообще человека (In Math. Т. X. n. 13. In Ioann. T. I. n. 24). 247 Иларий, например De trinit. lib. I. n. 9. Златоуст. In Ioann, homil. 18. Advers. anom. de incomprehens. orat. 3. et 4. Григорий Нисск. In cont. homil. 8. Август. De civit. dei, lib. V. c. 9. Исид. Пелус. lib. I. epist. 195. Феодорит. In Psalm. 32, 7 . Дамаск. De fid. orthodox, lib. II. c. 3 et 4. 248 Кирилл Иерусалимский , например, пишет: «Представь, как многочислен народ римский, представь, как многочислены другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за 100 лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня; велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца: по обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему ( Дан.7:10 ), это не потому, чтобы такое именно было число ангелов, но потому, что большею числа Пророк изречь не мог» (Catech. XV. n. 24. Сравн. Тит. Бостр. In Luc. XII. 32. Илар. In Matth. comm. с. 8. n. 26. Григор. Нисск. Advcrs. Eunom. orat. XII. in opp. T. II. p. 711. ed. Morel).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

44 Augusti. «Denkwurdigkeilen». Band. VII. Leips. 1825 г. S. 35. Ср. Труды Киевск. Дух. Акад., 1874г. Том. IV, стр. 364. 45 Sed usus fuit inchoatus, говорит Фома Аквинат, quando Christus discipulos ad praedicandum et baptizandum misit. (Matth. X). Thomas Aquin. IV Sentent., distinct III, quaest 2, art 3. Vid. Augusti. «Denkwürdigkeilen». Band. VII. Leips. 1825 г. S. 35. 46 Augusti. «Denkwurdigkeilen». Band. VII. Leips. 1825 г. S. 35; Ср. Смирнов: «Происхождение и литургический характер таинств» Труды Киевск. Дух. Акад., 1874г., стр. 465. 47 Так думает, напр., Златоуст. «Homil. in Johann. XXIX». Curs. Complet. Patrol. Tom. L1X, col. 167–168; в русск. пер. СПб. 1854 ч. I, стр. .314. «Если бы кто захотел узнать, говорит он, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред крещением Иоанна? – мы скажем, что никакого, – Ибо то и другое крещение равно не имело благодати Духа и целыо того и другого было только приведение крещаемых, ко Христу». 52 Златоуст. «Homil in Ioann, XXIX, n.I. Curs Complet Patrol, Ser. Graec. Tom. LIX, col. 167; Cp: в, русск. пер. СПб 1834 г. Том I., стр. 342. 53 Смирнов. «Происхождение и литургич. характер таинств» Труд. Киев. Дух. Ак. 1874 г., т., IV; стр. 364. 54 Подробный перечень авторов и их произведений, относящихся к этому предмету, см. в сочинениях: Reiche «De haptismatis origine et necessitate», Ed. Gotting. 1816 r. Zimmermann. «Commentatio de haptismatis origine». Ed. ibid. 1815 г. 59 Eisenlohrus: «Hist. Bemerkungen uber die Taufe» 1804 г. Augusti. «Denkwurdigkeiten» Band. VII, Leips. 1825 г. S. 29–30. 60 Так же думают: Danz, Hightsoot, Wettstenius, Ziegler, Kuinochl, Bengel. Vid. Rciche: «De baptismatis origine et necessitate», Gotting. 1816 г. S. 9 pag. 61. 64 «Крещение Иоанна ограничивалось только иудеями; по крайней мере, в Евангелиях не указано ни одного примера крещения им язычника, чего, по всей вероятности, не упустили бы из виду евангелисты» Смирнов: «Происхождение и литургич. характер таинств». Труды Киевск. Дух. Акад. 1874 г. IV т. стр. 350.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

821 В этом легко увериться из прочтения самой речи и сравнения приведенных в ней свидетельств с источниками. V. apud Labb. Concil. VII, p. 1199 et equ.; Confer. Zoernicaw. de process. Spir. S. p. 304–308 et 373 et squ., ed. citat. 823 В заключение своего разговора с послами Лев III будтобы сказал: sic fiat..., ut quod jam nunc a quibusque prius nescientibus recte creditur, credatur. Labbei T. VII, p. 194–198. 825 Quisquis ad hoc sensu subtiliori pertingere potest, et id scire, ant ita sciens credere noluerit, salvus esse non poterit. Sunt enim multa, e quibus istud unum est, sacrae fidei altiora mysteria, ad quorum indagationem pertingere multi valent, multi vero.... non valent. Et ideo, ut praediximus, qui gotuerit et noluerit, salvue esse non poterit. И далее: bonum certe et bonum valde, utpote tam fidei sacramentum magnum, quod non licet non credere, quisquis valet ad hoc pertingere. Ibid. 826 ...non tam humana, quam divina sapientia illuminati fecerunt...; non audeo dicere, istud eos nobis minus intellexisse. Ibid. Возражения по поводу всего, изложенного здесь случая и опровержения их см. у Зерникава стр. 393–398. 827 Известно, например, что Адам Зерникав в своем знаменитом сочи­нении привел таких свидетельств почти до тысячи из 57-ми восточных пи­сателей первых десяти веков и 45 западных – первых восьми веков, хотя и он не все еще исчерпал, потому что некоторыми древними писаниями, особенно теми, которые изданы по смерти его, не пользовался. V. Zoernicaw. de process. Spir. S. Tract. I. IV. V. VIII-XIII. 832 Haeres. LXXIV, Opp. Ерирнап. Т. 1, p. 900–901, ed. 1822. χ τς ατς θετητος ις κα τ γιον πνεμα... ις δ γννητος κ πατρς κα Πνεμα προσελθν κ Πατρς. 838 Haymo, episc. Halberstadensis – homil. æstival. dominic. IV post Pascha, p. 125, ed. Colon. 1535. 839 Rabanus Maurus – homil. 105, in Opp. T. V, p. 653, ed. Colon. 1626. И в другом месте: Pater origo est Divinitatis, quando sicut de Patro genitus est Filius, ita et Spiritus S. procedit a Patre (in Ecclesiasticum lib. VI. cap. 2, T. III, p. 456).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

408 «Укажите мне, – говорит блаж.Августин, – не говорю – христианина или иудея, но укажите мне язычника, поклоняющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедовал, что Бог всемогущ» (A.Augustinus. Sermon CCXL, c.2. Migne. P.s.lat., t.38, col.1131). 411 «Что для человека чудо, то для Бога – часть Его Regierungsplanes» (U.Splittgerber. Kann ein moderner Mensch an Wunder glauben? S.5). 412 Абеляр обращает особенное внимание на всемогущество Бога в своей апологии чуда. «Бог, – говорит он, – может сделать все, что захочет, и может изменить самую природу вещей, каким захочет образом» (H.Reuter. Geschichte, bd.I, s.241). 417 Поэтому несправедливо утверждает Бальцер, будто было время, когда Бог не жил, потому что Он еще не создавал тогда мира (E.Baltzer. Weltanschauung, samml.I, s.6). «Для того, чтобы быть вечно живым, – говорит Мюллер, – Бог не нуждается в мире» (J.Müller. Die Christliche Lehre, bd.I, s.163). 418 «Только в Боге, – говорит Х.А.Экеблад, – может быть совершеннейшая и полнейшая любовь, потому что только Он один, давая всему все, ни от кого ничего не получает» (Опыт обозрения, с.283. Ср. архиеп.Антоний. Нравственная идея... Полное собр.соч., m.II, с.71). 419 «Только Бог, – пишет проф.А.Д.Беляев, – имеет совершеннейшую способность к творчеству, и наоборот, творчество Бога потому неограниченно и совершенно, что любовь Его беспредельна» (Любовь Божественная, с.113). 421 «Любовь Божия, – говорит К.Зедергольм, – решает загадку мира и определяет его цель» (K.Sederholm. Zur grossen Frage, s.17). 424 «Если бы кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? – ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по свидетельству Св.Духа, Бог наш любы есть ( 1Ин.4:8 ), и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени» [Gregorius Theologus. Oratio XXII. Migne. P.s.gr., t.35, col.1156. Пер., ч.II, с.189. Ср. также Dionysius Areopagita. De divinis nominibus, cap.IV, 11. Migne. P.s.gr., t.3, col.708–713. Irenaeus. Contra (=adversus) haereses, lib.III, cap.25, n.3. Migne. P.s.gr., t.7, col. 968–969. Gregorius Nyssenus. De hominis opificio. Migne. P.s.gr., t.44, col.1376; ср. пер., ч.1 с.90. Commentarius in Canticum Canticorum. Migne. P.s.gr., t.44 col.852, пер., т.3, с.110–111. Ioannes Chrysostomus. Homil. XIX in Matthaeum. Migne. P.s.gr., t.55, col.284. Homil. XLVI et XLVII. Migne. P.s.gr., t.58, col.477 и многие др.]. «Трудно представить, чтобы нашелся человек со здравым смыслом, который бы, рассуждая о делах Божиих, от глубины души не исповедывал, что Бог поистине есть любовь. Это, можно сказать, голос всей окружающей нас природы, голос, в частности, каждого насекомого и каждой былинки, наслаждающихся жизнью; это голос и нашей совести, потому что все получило бытие и существует только любовью Творца, и повсюду разлиты Его неисчислимые милости» (Цит. соч. митр.Макария, m.I, с.102).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

труд. соб.). Сн. проф. А.С. Павлова – Личные отношения супругов по греко-римскому праву (Учен. зап. Казан, унив. за 1865 г., стр. 96–102); Binghami о.с., vol. IX, р. 349–353; E.v. Моу, о.с., S. 127–132; Zhishman, о.с., S. 578–583, 734–735. 2892 С замечательной энергией раскрывает эту мысль св. Иоанн Златоусте , неоднократно возвращаясь к ней в своих беседах. Так, в толковании его на первое послание к коринфянам мы читаем: «В случае прелюбодеяния жены изгоняющей ее муж не осуждается – потому, что брак уже разрушен ( γμος δη διαλλυται) и оба лица, живя вместе, растлеваются. Впадшая однажды в прелюбодеяние не чиста; если же прилепляющийся к блуднице есть одно тело с нею ( 1Кор.7:16 ) и сам делается нечистым, то чрез это они оба лишаются чистоты… После прелюбодеяния (жены) муж – уже не муж» (μετ τν πορνεαν νρ οκ στιν νρ. – Homil. XIX in ер. 1 ad Cor. η. 3 у Migne Patr. gr. t. LXI, col. 154–155; cp. его же замечание в трактате De libello repudii: μοιχαλς οδενς στι γυν странным образом превращаемое Fahrner’oм – о.с., S. 39 – в доказательство противоположной мысли). То же самое, по мысли св. отца, вполне приложимо и к случаю нарушения супружеской верности мужем. «Если – говорит он в другой своей беседе – чрез половое совокупление (συνουσα) происходит единство плоти, то совокупляющийся с блудницею по необходимости становится одним телом с нею. Каким же образом честная супруга, которая есть член Христов, примет такого мужа и сочетает себя с телом блудницы?» (Homil. LXIV, al. LXIII in Joh., n. 4, – Migne, Patr. gr. t. LIX, col. 353). Cp. замечание Евфимия Зигабена о прелюбодеянии, как «неисцелимой» вине, в Comment. in Matth. XIX, 10 (Migne, Patr. gr. t. CXXIX, col. 517). Нужно, однако, заметить, что было бы ошибкой понимать подобный изречения слишком буквально, в смысле признания брачного союза необходимо перестающим существовать с самого момента прелюбодеяния, разумея под последним половую связь одного из супругов с посторонним лицом, – как нельзя признать точным выражением общецерковной мысли и противоположные заявления главным образом западных христианских писателей (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По своему содержанию эти беседы могут быть разделены на три группы: догматические, нравоучительные и похвальные. а) К догматическим беседам можно отнести беседу «О вере» (Homil. XV) 1250 , в которой св. Василий говорит о природе Божества и доказывает Божественное достоинство Сына и Св. Духа. Беседа на начало Евангелия Иоанна [(Homil. XVI)] 1251  объясняет два первые стиха, подробно раскрывая на основании их и доказывая православное учение об истинном божестве Сына и отношении Его к Отцу. В беседе «Против савеллиан, Ария и [аномиев] 1252 » [(Homil. XXIV)] 1253  опровергаются заблуждения этих еретиков, противопоставляется им точное изложение православной веры и, по желанию слушателей, особенно защищается Божественное достоинство Св. Духа авторитетом Священного Писания и Предания. Особая беседа [(Homil. IX)] 1254  посвящена доказательству того, что Бог не есть виновник зла в мире; в ней св. Василий раскрывает несостоятельность обычного отождествления со злом всякого внешнего несчастья и разъясняет, по каким причинам Бог посылает человеку или попускает подобные несчастья – ко благу его самого и его ближних, и указывает источник зла в истинном смысле слова – в грехе человека, в злоупотреблении свободной волей. К догматическим же беседам можно отнести и беседу «На начало книги Притчей» [(Homil. XII)] 1255 , в которой изъясняются первые пять стихов ее. б) Беседы нравоучительного характера составляют большую часть всех бесед св. Василия. Одни из них направлены против пороков, господствовавших в современном ему обществе. Так, четыре беседы произнесены в обличение скупости и жадности богачей, которые не только не помогали бедным, но и пользовались общественными бедствиями, чтобы нажить возможно больше на продаже предметов первой необходимости. Св. Василий со всей силой своего красноречия доказывал обязанность для христианина благотворительности, суетность богатства и всех земных наслаждений, несостоятельность объяснений, какими люди оправдывают свою скупость и т. д. Одна из этих бесед [(Homil. VIII)] 1256 , произнесенная во время голода и засухи, по выражению св. Григория Богослова [(Orat. XLIII, 35.3)], произвела чудо: побудила богачей отдать свои запасы на пропитание бедным. Беседа «Против гневливых» [(Homil. X)] 1257  разъясняет, сколько великих бед и зол причиняет гневливость, как несправедливы и мелочны бывают нередко причины, возбуждающие гнев в людях, какими способами человек может побеждать в себе несправедливый гнев, причем, однако, св. Василий не безусловно запрещает всякий гнев, но признает возможность справедливого гнева. В беседе «О зависти» [(Homil. XI)] 1258  оратор изображает вред этой страсти, наиболее пагубной из всех, какие только возрождаются в душах человеческих, и предлагает советы по уврачеванию ее. В особой беседе [(Homil. XIV)] 1259  св. Василий весьма энергично восстает против пьянства, указывая на печальные последствия этого порока для души и для тела и убеждая поддавшихся ему к раскаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010