восстанавливаются исследователями на основании содержания трактатов и памфлетов XVI в. Юность и образование К. происходил из семьи зажиточного крестьянина; он родился на хуторе Бушерхоф, в адм. отношении подчиненном близлежащему г. Леннеп (ныне в составе земли Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Леннеп был владением герцогов Бергских, однако город обладал мн. привилегиями и свободами, позволявшими городскому совету проводить во мн. сферах деятельности независимую политику. Начальное образование К. получил в городской школе Леннепа; его наставлением в христ. вере занималась мать. У К. было 3 брата и неск. сестер; впосл. они стали его религ. последователями и сделали Бушерхоф локальным центром протестант. проповеднической деятельности ( Klugkist Hesse. 1929. S. 27-31). Ок. 1511 г. К. приехал в Мюнстер; точно неизвестно, в какой именно из 3 городских школ он учился, однако, вероятнее всего, это была соборная школа (Domschule), преподавание в к-рой в кон. XV в. было реформировано ее руководителем Рудольфом фон Лангеном (1438-1519) в соответствии с гуманистическими принципами. Возможно, именно в кругу мюнстерских гуманистов у К. стала складываться убежденность в необходимости реформирования церковной жизни и возвращения к евангельскому христианству (Ibid. S. 31-37). В авг. 1514 г. имя К. было внесено в матрикул Кёльнского ун-та (Die Matrikel der Universität Köln/Hrsg. H. Keussen. Bonn, 1919. Bd. 2. S. 732. N 19; ср.: Krafft. 1872. P. 7); он стал студентом бурсы (коллегии) Лауренциана, где обучение происходило преимущественно по сочинениям Альберта Великого ( 1280). Преподаватели Кёльнского ун-та в этот период были известны своим консерватизмом и верностью католич. традиции; в число учителей К. входили теологи Арнольд фон Тонгерн (ок. 1470-1540) и Иоганн фон Венрадт ( 1530), впосл. оказавшиеся следователями в его инквизиционном процессе ( Klugkist Hesse. 1929. S. 37-46; ср.: Krafft. 1872. S. 7-9). В 1517 г. К. успешно завершил курс гуманитарного и философского образования, получив степень магистра искусств (см. ст. Artes liberales ). По неизвестным причинам он не стал продолжать обучение на фак-те теологии или принимать церковный сан; когда впосл. церковные инквизиторы называли его клириком, он всякий раз подчеркивал, что является мирянином ( Klugkist Hesse. 1929. S. 54-55). В 1517-1520 гг. К. давал частные уроки в знатных германских семействах; к.-л. подробностей о его деятельности и месте проживания в эти годы неизвестно. Проповедническая деятельность (1520-1528)

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Детство и образование К. происходил из семьи уроженца севера Франции Жерара Ковена († 1531), к-рый был сыном бедного ремесленника, однако сумел стать влиятельным провинциальным церковным чиновником. Отец К. выполнял различные адм. и юридические поручения епископов Нуайонских Шарля д " Анже (до 1525) и его племянника Жана д " Анже (с 1525), а также капитула кафедрального собора Нуайона ( Gordon. 2009. P. 5). Мать К., урожд. Жанна Лефранк, скончалась, когда К. был ребенком (ок. 1515); впосл. его отец женился еще раз. У К. было 4 брата (Шарль († 1537), ставший священником и впосл. отлученный от католич. Церкви за ересь; Антуан, вместе с К. переехавший в Женеву; еще один Антуан и Франсуа, умершие в юном возрасте) и 2 сестры (Ibid. P. 4; ср.: B è ze. 1869. P. 8). Семья К. была близка к католич. Церкви и весьма религиозна; он с детства посещал храм, участвовал в богослужениях и паломничествах к святыням ( Greef. 2008. P. 2). Начальное образование К. получил в католической школе при капитуле Нуайона (Collège des Capettes); он также присутствовал на домашних уроках вместе с детьми Луи д " Анже, брата епископа Нуайонского. Благодаря тому что его отец был в хороших отношениях с епископом, К. получил свой 1-й бенефиций в 1521 г.: ему было дано право на часть доходов от одного из алтарей Нуайонского собора. Т. о., уже в возрасте 12 лет он формально стал католич. клириком ( Ganoczy. 1987. P. 57). Позднее К. получил еще 2 бенефиция (приход Сен-Мартен-де-Мартевиль в окрестностях Нуайона и приход в Пон-л " Эвек), доходами от которых он пользовался в годы учебы ( Cottret. 2000. P. 11). По свидетельству К., отец с детства готовил его к церковной карьере и ожидал, что он станет священником, поэтому при первой возможности отправил его для продолжения образования в Париж (CO. Vol. 31. Col. 21-22). К. прибыл в Париж в авг. 1523 г. (см.: Ganoczy. 1987. P. 57; Т. Паркер выступал за более раннюю датировку - 1520 или 1521 г.; см.: Parker. 2006. P. 192-198) вместе с сыновьями Луи д " Анже, брата Нуайонского епископа. Вскоре К. начал учебу в коллеже Ла-Марш, где слушал курс наук тривиума и квадривиума (см. ст. Artes liberales ); здесь его преподавателем латыни был известный педагог М. Кордье († 1564). Гуманистический педагогический метод Кордье, по-видимому, произвел значительное впечатление на К.; впосл. он посвятил Кордье свое «Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам» (см.: CO. Vol. 13. P. 525-526) и пригласил его преподавать в Женеву (Ibid. Vol. 21. Col. 349). В Париже К. по примеру ренессансных гуманистов сменил свою франц. фамилию Cauvin на лат. Calvinus, от к-рой впосл. была образована новая франц. фамилия Calvin.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Йонас Юстус. Гравюра. 2-я пол. XVI в. Мастер Тобиас Шриммер Летом 1506 г. Й. приехал в Эрфурт и приступил к обучению в местном ун-те (см.: Acten der Erfurter Universität. Halle, 1884. Bd. 2. S. 244), намереваясь получить докторскую степень в области права. По-видимому, Й. был блестящим студентом: уже в 1507 г. он получил степень бакалавра свободных искусств (см. ст. Artes liberales ), а в 1510 г. стал магистром искусств ( Junghans. 2009. S. 15; ср.: Kleineidam E. Universitas Studii Erffordensis. Lpz., 1964. Bd. 1. S. 392. N 1105). В кон. 1510 г. Эрфуртский ун-т оказался под угрозой закрытия из-за народных волнений и недостатка преподавателей, поэтому летом 1511 г. Й. с нек-рыми др. студентами переехал в Виттенберг ( Lehmann. 1963. P. 14-15). Известно, что в Виттенберге Й. слушал проповеди августинца Венцеля Линка, впосл. поддержавшего Реформацию; однако особого интереса к теологии Й. в этот период не проявлял и с Лютером, по-видимому, не встречался ( Delius. 1952. S. 11). В ун-те Виттенберга Й. изучал каноническое право у известного юриста Хеннинга Гёде († 1521), также переехавшего из Эрфурта; 8 янв. 1513 г. Й. получил степень бакалавра права ( Junghans. 2009. S. 15). В нач. 1515 г. Й. вернулся в Эрфурт, где продолжил занятия правом; 16 августа 1518 г. он стал лиценциатом церковного и светского права (juris utriusque; см.: Ibid. S. 16); докторскую степень по праву Й. так и не получил вслед. смещения к нач. 20-х гг. XVI в. его научных интересов в область теологии ( Kleineidam. 1985. P. 244). К кон. 10-х гг. XVI в. оставшиеся от родителей денежные средства иссякли и материальные обстоятельства жизни Й. ухудшились; по-видимому, именно по этой причине он решил начать церковную карьеру. В 1516 г. Й. стал священником ( Delius. 1952. S. 13; Leder. 1988. S. 234); в 1518 г.- каноником в эрфуртской Северикирхе (ц. св. Севера); эта церковная должность приносила Й. надежный доход. Именно в Северикирхе Й. произносил первые проповеди, посвященные толкованию Свящ. Писания, гл. обр. посланий св. ап. Павла. Одновременно он начал преподавать на фак-те искусств Эрфуртского ун-та; с 1518 г. он также читал лекции по Институциям Юстиниана и др. памятникам рим. права ( Kleineidam E. Universitas studii Erfordensis. Lpz., 1969. Bd. 2. S. 335; ср.: Junghans. 2009. S. 16).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Лит. наследие Г. условно можно разделить на 6 групп. 1. Философские и богословские сочинения: «De ordine emanandi causatorum a Deo» (О порядке эманации причин от Бога), «De intelligentiis» (Об интеллигенциях), «De finitate motus et temporis» (О конечности движения и времени), «De unica forma omnium» (О единой форме всего), «De statu causarum» (О пределе причин), «De potentia et actu» (О возможности и действительности), «De anima» (О душе), «De libero arbitrio» (О свободном произволении), «De veritate» (Об истине), «De veritate propositionis» (Об истине высказывания), «De scientia Dei» (О знании Бога), «De decem mandatis» (О десяти заповедях), «Templum Dei» (Храм Божий), «Quod homo sit minor mundus» (Почему человек есть малый мир), богословская поэма «Le Chasteau d " Amour» (Замок Любви, ок. 1215), «De luce seu De inchoatione formarum» (О свете, или О начале форм, 1225-1228) и др.; в т. ч. сочинения по свободным искусствам (см. Artes liberales ) (пропедевтике): «De artibus liberalibus» (О свободных искусствах, до 1209), «De generatione sonorum» (О происхождении звуков, до 1209), «Grammatica» (Грамматика), «De quadratura circuli» (О квадратуре круга). 2. Естественнонаучные трактаты: «De sphaera» (О сфере, 1215-1220), «De impressionibus aeris seu De prognosticatione» (Об импрессиях воздуха, или О составлении погодных предсказаний, 1215-1220), «De generatione stellarum» (О происхождении звезд, 1217-1225), «De cometis» (О кометах, 1222-1224), «De impressionibus elementorum» (Об импрессиях элементов, до 1225), «Quaestio de fluxu et refluxu maris» (Вопрос о приливах и отливах моря, 1226-1228), «De motu corporali et luce» (О телесном движении и свете, ок. 1230), «De motu supercaelestium» (О движении наднебесного, ок. 1230), «De differentiis localibus» (О локальных различиях, ок. 1230), «De iride seu De iride et speculo» (О радуге, или О радуге и зеркале, 1230-1233), «De colore» (О цвете, 1230-1233), «De lineis, angulis et figuris seu De fractionibus et reflexionibus radiorum» (О линиях, углах и фигурах, или О преломлениях и отражениях лучей, 1230-1233), «De natura locorum» (О природе мест, 1230-1233), «De universitatis machina» (О вселенской машине), «De calore solis» (О тепле Солнца) и др.

http://pravenc.ru/text/168181.html

Неизвестно, сколько времени М. провел в Лейпцигском ун-те, однако можно с уверенностью утверждать, что он не завершил курс обучения на фак-те искусств (см. Artes liberales) и не получил степени магистра, поскольку его имени нет в соответствующих списках. Возможно, М. покинул Лейпциг уже в 1507 г. Где и как он провел неск. последующих лет - неизвестно; по одним предположениям, он обучался в каком-то из европ. ун-тов (документальных подтверждений этого найдено не было), по другим - работал преподавателем в лат. школах и давал частные уроки, возможно, в Ашерслебене и Галле ( Br ä uer, Vogler. 2016. S. 31-41; также см.: Bubenheimer. 1989. S. 41-62). 16 окт. 1512 г. имя М. было внесено в матрикул ун-та Франкфурта-на-Одере (Thomas Muentczer Stolbergensis - MüntzKGA. Bd. 3. S. 37. N 3). Исследователям не удалось обнаружить в источниках объяснение того, почему М. не стал завершать обучение в Лейпциге и отправился во Франкфурт-на-Одере, в новый (основан в 1506) и менее престижный ун-т. Возможно, это было связано с личными контактами, т. к. курфюрст Бранденбурга пригласил в ун-т значительное число преподавателей из Лейпцига, среди к-рых могли оказаться и некие знакомые М. Пребывание М. в ун-те было недолгим; он провел во Франкфурте-на-Одере лишь 2 или 3 семестра и окончательно покинул ун-т весной 1514 г. Поскольку в офиц. документах Лейпцигского и Франкфуртского ун-тов не было обнаружено упоминаний об успешном завершении М. учебных курсов и о присвоении ему академических степеней, исследователи предлагали разные объяснения того, что в письмах самого М. и в адресованной ему корреспонденции он именуется «магистром искусств» (atrium magister; высшая степень фак-та искусств) и «бакалавром Священного Писания» (sanctae scripturae baccalaureus; низшая степень фак-та теологии). Сам факт получения М. академических степеней ввиду значительного числа сообщающих об этом разнородных источников признаётся в совр. науке достоверным (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 46-47). Поскольку М. не мог получить сразу 2 степени за 3 семестра во Франкфурте-на-Одере, наиболее вероятным считается предположение, что степень магистра искусств он получил в неизвестном ун-те, к-рый посещал в какой-то период между 1507 и 1512 гг., а степень библейского бакалавра - во Франкфуртском ун-те, к-рый покинул сразу же после получения этой степени.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Никаких подробностей о процессе обучения И. Д. С. между 1280 и 1302 гг. не известно, однако на основании общих данных о содержании и продолжительности теологического образования в средневек. школах и ун-тах нек-рые исследователи предлагали приблизительную схему этого периода жизни И. Д. С. (см.: Callebaut. 1931. P. 319-327). Поскольку собственно теологическое образование в ун-тах того времени предварялось общефилософским образованием, включавшим изучение «свободных искусств» (см. ст. Artes liberales), философии, логики и физики, то 1-й период обучения И. Д. С. в ун-те может быть представлен так: между 1281 и 1282 гг.- студент фак-та искусств; между 1283 и 1284 гг.- студент фак-та естественных наук; между 1285 и 1286 гг.- лектор фак-та искусств и естественных наук (Ibid. P. 323; Bali . 1965. P. 10). При этом все учебные курсы И. Д. С. слушал у францисканских учителей, преподававших в особом францисканском центре начального университетского образования (studium), особенностью к-рого была нацеленность на дальнейшее изучение студентами теологии (см.: Vos. 2006. P. 23-30). К 1287 г. И. Д. С. завершил курс философии; в 1287-1288 гг. он начал непосредственно теологическое образование, процесс получения которого в Оксфорде обычно длился 13 лет. Исследователи выделяют неск. этапов теологических занятий И. Д. С. По-видимому, к 1297 г. И. Д. С. закончил освоение основных теологических курсов и начал готовить собственные лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского. Согласно гипотезе ряда исследователей ( Brampton. 1964; Wolter. 1993. P. 9; Vos. 2006. P. 37, 44-45), в 1298-1299 гг. И. Д. С. представил собственный курс по «Сентенциям», став тем самым сентенциарным бакалавром (baccalaureus sententiarius). В 1299-1300 гг. он получил степень библейского бакалавра (baccalaureus biblicus). В 1300-1301 гг. И. Д. С. завершил теологическое образование, став полностью обученным бакалавром (baccalaureus formatus). К этому времени он достиг возраста 35 лет, так что формально удовлетворял требованиям, предъявляемым к претендентам на высшее теологическое звание - магистр теологии (magister theologiae).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

О периоде жизни Н. между окончанием школы в Сент-Олбансе (ок. 1175) и началом преподавания в Оксфорде (ок. 1190) известно немногое. Сам Н. свидетельствует, что он учился в Париже; некоторыми воспоминаниями об этом он делится в поэме «Похвала Божественной премудрости» (см.: Alex. Nequam. Laus sapient. X 1-344). Из краткого и неопределенного в хронологическом отношении упоминания о Н. в составленной Матвеем Парижским († 1259) хронике «Деяния аббатов монастыря св. Альбана» (см.: Gesta abbatum monasterii Sancti Albani. L., 1867. Vol. 1. P. 196) можно заключить, что Н. преподавал первоначально в Данстабле, а затем в Сент-Олбансе. Наиболее обоснованная хронологическая интерпретация этих свидетельств предложена Хантом: по его мнению, обучение Н. в Париже предшествовало преподаванию в Англии; сразу после окончания школы Н. при поддержке впечатленного его успехами неизвестного покровителя из числа аристократов или духовных лиц отправился в Париж, а ок. 1182 г. вернулся в Англию (см.: Hunt R. W. 1984. P. 2-4). В Париже Н. приступил к изучению свободных искусств (см. ст. Artes liberales) в школе, располагавшейся на Малом мосту (лат. Parvus Pons; франц. Petit Pont) через р. Сену (или вблизи от него). По названию моста в философских дискуссиях 2-й пол. XII в. представители этой школы именовались парвипонтанами (parvipontani; подробнее о парижских логико-философских школах и направлениях этого времени см.: Iwakuma, Ebbesen. 1992; Iwakuma. 2013). Это наименование встречается у Н. с положительным оттенком: в одном сочинении он пишет о себе как о «малой опоре Малого моста» (Modici Pontis parva columna fui - Alex. Nequam. Laus sapient. X 334), в другом замечает, что хорошее вино сопоставимо с «утонченностью парвипонтанской истины» (subtilitati parvipontanae veritatis equiparetur - Idem. De nom. utens. 68). Основателем школы парвипонтан был магистр Адам из Болсема, также известный как Адам Парвипонтан (Adam Parvipontanus, Adam de Parvo Ponte). До настоящего времени в лит-ре нередко встречается ошибочное отождествление его с др.

http://pravenc.ru/text/2564842.html

свидетельствует сб. «Heptateuchon» (πτατεχον - «семиоружие», т. е. 7 дисциплин) Тьерри Шартрского, построенный по принципу хрестоматии, куда вошли 45 основных учебных текстов, в т. ч. новый перевод «Элементов» Евклида , выполненный Аделардом Батским , перевод трудов Птолемея, сделанный Германом Каринтийским. В соч. Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон» (греч. учебное пособие, XII в.,- теоретическое введение к свободным искусствам) они предстают как 1-я часть более широкого образования, заканчивающегося философией и богословием. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. Аллегория логики. Гравюра. 1509 г. В XIII в. в связи с большим количеством переводов, более полным знакомством с наследием Аристотеля и развитием опытного знания повышается роль A. l. в системе образования. В Парижском ун-те преподаватели и студенты A. l. составили фак-т искусств, к-рый стал основой для медицинского, юридического или богословского образования. О значении фак-та искусств свидетельствует тот факт, что именно он избирал ректора ун-та, и в то же время утверждается идея, что, для того чтобы стать настоящим ученым, богословом или медиком, уже недостаточно традиц. курсов тривиума и квадривиума, им должно сопутствовать опытное постижение природы. В единстве A. l. и философии выразилась идея энциклопедического знания, объединяющего разум и веру, светскую науку и богословие. Ученые XIII в. объединяли A. l. с зарождавшейся натурфилософией и метафизикой. В трудах Винсента из Бове («Зерцало доктрины») и Эгидия Римского преобладают логика в тривиуме и математика в квадривиуме. Спекулятивная математика легла в основу натурфилософии Фомы Аквинского , Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона . В XIV в. она уже доминировала в философии. Отдельные элементы A. l. сохраняются в европ. университетском образовании до наст. времени (распространен титул «магистр свободных искусств»). Однако с XVI в. система A. l. постепенно подвергается трансформации. В высших католич. учебных заведениях философия рассматривается как промежуточный этап между тривиумом и квадривиумом.

http://pravenc.ru/text/76404.html

Первое документальное свидетельство о Н. К. датируется 1416 г., когда его имя было внесено в матрикул фак-та искусств (см. ст. Artes liberales ) Гейдельбергского ун-та: «Николай Канцер из Кузы, клирик Трирского диоцеза» (Nycolaus Cancer de Coesze cler[icus] Treuer[ensis] dyoc[esis]; см.: Die Matrikel der Universität Heidelberg. Hdlb., 1884. Tl. 1: 1386 bis 1553. S. 128; ActaCus. Bd. 1. S. 3-4. N 11). Поскольку имя помещается в конце списка (59-е место из 62), относящегося к ректорству Николая из Баттенберга (ректор с 20 дек. 1415 по 22 июня 1416), предполагается, что Н. К. поступил в университет в конце весны или в начале лета 1416 г. Упоминание о Н. К. как о «клирике» свидетельствует не о наличии у него священного сана, а о том, что он был направлен в ун-т Трирским архиепископом, к-рый увидел в нем перспективного церковного служителя, посвятил его в один из низших церковных чинов и, возможно, взял на себя необходимые для обучения в ун-те финансовые расходы. О круге общения Н. К. в Гейдельберге ничего не известно. В этот период на фак-те искусств продолжалась полемика между сторонниками классической схоластической логики, «старого пути» (via antiqua), и последователями новых идей в логике, философии и теологии, развиваемых учениками Уильяма Оккама , «нового пути» (via moderna), в число к-рых входил и 1-й ректор Гейдельбергского ун-та Марсилий Ингенский ( 1396). Даже за недолгое время, проведенное в Гейдельберге, Н. К. должен был соприкоснуться с идеями номиналистов по меньшей мере в области логики и физики. Нет свидетельств, что он проявлял в этот период интерес к тонким философским дискуссиям схоластов, однако вполне возможно, что он воспринял от номиналистов общую установку на критический анализ и пересмотр сложившихся мнений (см.: M ü ller. 2013. S. 52-60). Дом, в котором родился Николай Кузанский в г. Бернкастель-Кус. XIV в., перестроен в кон. XVI в. Фотография. 2015 г. Дом, в котором родился Николай Кузанский в г. Бернкастель-Кус. XIV в., перестроен в кон. XVI в. Фотография. 2015 г.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Еп. Исидор Севильский вручает сестре Флорентине кн. «Против иудеев». Миниатюра из рукописи. Ок. 800 г. (Paris. lat. 1396. Fol. 1v) Ок. 554 г. родители И. С. со старшими детьми - сыновьями Леандром и Фульгенцием и дочерью Флорентиной - покинули Нов. Карфаген; существуют различные предположения о причинах их отъезда. Согласно 1-й т. зр., они потеряли имущество и покинули родину после завоевания провинции визант. войсками в ходе военной компании имп. св. Юстиниана I против вестготов ( S é journ é . 1929. P. 19; Fontaine. 1959. T. 1. P. 5; D í az y D í az. 1996. P. 76). Согласно 2-й т. зр., Севериан был изгнан в 549 или 552 г. гот. кор. Агилой I за правосл. убеждения и оппозицию арианству ( Bareille. 1924. Col. 98; Cazier. 1994. P. 33). Севериан с семейством направился в юго-зап. часть испан. пров. Бетика и обосновался в ее столице Гиспалисе; возможно, в этом городе у родителей И. С. были владения или жили родственники ( Fontaine. 2000. P. 91). Здесь ок. 560 г. родился И. С. ( Cazier. 1994. P. 34; D í az y D í az. 1996. P. 82; Fontaine. 2000. P. 91). Вскоре отец И. С. скончался, а мать вместе с дочерью Флорентиной вступила в один из мон-рей, где позднее стала настоятельницей, известной под именем Туртура ( Fontaine. 2000. P. 89-90). И. С. был оставлен на попечение старших братьев, в первую очередь Леандра, к-рый вскоре также принял монашество. Леандр воспитывал И. С. как своего собственного сына, став его наставником и в светских науках, и в христианской нравственности. После того как в 578 г. Леандр стал еп. Гиспальским, он поручил воспитание И. С. сестре Флорентине, к-рая после смерти матери стала настоятельницей жен. мон-ря ( Fontaine. 2000. P. 90). И. С. завершил образование в одном из мон-рей или в епископской школе Гиспалиса ( D í az y D í az. 1996. P. 82), при к-рой была прекрасная б-ка, пополнившаяся за счет семейной б-ки отца И. С. ( Fontaine. 2000. P. 93). В процессе обучения И. С. часто заучивал содержание читаемых книг, так что впосл. мог воспроизводить мн. книги по памяти ( Isid. Hisp. Etymol. Praef.). Поздние Жития сообщают, что он проявил необыкновенное рвение к занятиям, так что не только овладел лат., греч. и евр. языками, но и достиг совершенства в изучении всех наук тривия и квадривия (см. ст. Artes liberales), а также учений философов и «законов божественных и человеческих» (Vita S. Isid. 1. 5).

http://pravenc.ru/text/674918.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010