Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ARTES LIBERALES ARTES LIBERALES [лат.- свободные искусства; 7 liberales disciplinae - 7 свободных искусств], античная и средневек. классификация наук и образования. Восходит к «энциклопедическому образованию» (греч. γκκλικος παιδεα) софистов и «свободным наукам» (греч. λευθριαι πιστμαι) Аристотеля . В системе образования господствующим становится семичастный канон, включавший свободные искусства, к-рые в кратком изложении должны были охватывать весь состав знаний, за исключением его самого высокого уровня - философского осмысления сущего. С V в. A. l. делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка; порядок следования дисциплин мог различаться). Теоретически тривиум являлся начальным образованием (примерно с 6 до 14 лет), дававшим практические знания и возможность занимать общественные должности. Квадривиум предназначался для тех, кто намеревался стать ученым. Наиболее подробное изложение 7 свободных искусств находится в трактате африкан. неоплатоника V в. Марциана Капеллы «О браке Филологии и Меркурия», в к-ром в аллегорической форме (речь шла о свадебном пиршестве во дворце Юпитера, где персонифицированные школьные науки выступали как служанки невесты Филологии) давалось изложение образовательного минимума. Этот трактат стал одним из популярных учебников Средневековья. В нач. VI в. Боэций создал ряд учебных трактатов по арифметике, музыке и логике, к-рые впосл. использовались для преподавания. В VII в. нек-рые вопросы преподавания A. l. рассмотрены Исидором Севильским в кн. «Этимологии». Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. Аллегория риторики. Гравюра. Нач. XVI в. В Византии система обучения «свободным искусствам» сохраняла свое значение неизменно, хотя сам термин не получил большого распространения; византийцы, как правило, пользовались обозначением γκκλικος παιδεα (общее образование). Методика тривиума и квадривиума лежала в основе преподавания в многочисленных частных школах, в имп.

http://pravenc.ru/text/76404.html

Галелео Галилей. Худож. Ю. Суттерманс. 1636 г. (Галерея Уффици, Флоренция) Род. в многодетной семье, принадлежавшей к знатному, но обедневшему роду (во Флорентийском герц-стве, позже Великом герц-стве Тосканском). Его отец Винченцо был талантливым лютнистом, писал произведения для клавесина, был хорошо знаком с основами математики, экспериментальной акустики и теории музыки. Начальное образование Г. получил дома. После переезда семьи во Флоренцию он в 1575 г. был направлен в школу при бенедиктинском мон-ре Валломброза, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ). Опасаясь, что сын станет монахом, отец забрал его из мон-ря и в 1581 г. настоял, чтобы юноша поступил в Пизанский ун-т для получения профессии врача, считавшейся почетной и прибыльной. Однако занятия медициной не увлекали Г. В 1583 г. произошла его встреча с математиком О. Риччи, к-рый познакомил Г. с работами Евклида и Архимеда, оказав влияние на выбор сферы деятельности буд. ученого. Г. оставил ун-т и весной 1585 г. переехал во Флоренцию, где продолжил изучение математики и механики. Результатом этих занятий стало первое его соч. «La Bilancetta» (Маленькие весы, 1586) о совершенствовании гидростатического взвешивания тел. Написанная в 1586-1587 гг. работа, посвященная доказательству теорем о центре тяжести параболических конических сечений, нашла поддержку ведущего математика Римской коллегии (главной школы ордена иезуитов) К. Клау (латиниз. Клавий), с к-рым у Г. установились дружеские отношения, а также математика Гвибальдо дель Монте. По рекомендации последнего в 1589 г. Г. занял освободившуюся кафедру математики в Пизанском ун-те, где стал читать лекции по математике и астрономии. В этот период у Г. зародился интерес к проблеме движения тел, он осознал необходимость разработки учения о движении, нового и в отношении учения Аристотеля о «естественном месте», и в отношении средневек. учения об «импетусе». Используя Пизанскую башню, Г. демонстрировал коллегам по ун-ту несостоятельность аристотелизма в вопросе объяснения природы движения ( Drake. 1978. P. 19-21). Критика аристотелевской теории движения нашла отражение в трактате «De Motu Antiquiora» (О движении тел, 1590). В трактате упоминается соч. Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер», вероятно, уже тогда Г. начал задумываться о возможности физического подтверждения гелиоцентрического учения Коперника, бывшего по сути пифагорейским учением.

http://pravenc.ru/text/161527.html

Книга I. О грамматике Глава I. О науке и искусстве Наука (disciplina) имя получила от научения (discendo), потому она также может называться и знанием (scientia). Ведь «знать» (scire) произошло от «учиться» (discere), ибо никто из нас [ничего] не знает, если не учится. А иначе она названа наукою, ибо всему учит (discitur plena). (2) Искусство (ars) же называется так потому, что состоит из наставлений и правил искусного мастерства (ars). Другие же говорят, что греки вывели это слово α=π τη ς α=ρετη ς, то есть «от добродетели», которую они называли знанием 2 . (3) Платон 3 и Аристотель 4 считали, что между искусством и наукою существует различие, и говорили, что искусство – в тех [вещах], которые могут быть теми или иными 5 , тогда как наука имеет дело с теми [вещами], которые не могут быть иными. Ведь когда нечто разбирается в [необходимо] истинных суждениях, то это будет наука, когда же нечто трактуется как правдоподобное и сомнительное, то это получит имя искусства. Глава II. О семи свободных искусствах Наук свободных искусств (artes liberales) семь 6 . Первая – грамматика, то есть опытность в речи (loquendi peritia). Вторая – риторика, которая из-за красоты и величия красноречия считается совершенно необходимою в делах гражданских. Третья – диалектика, называемая логикою, которая посредством тончайших рассуждений отделяет истинное от ложного. (2) Четвертая – арифметика, которая содержит причины и различия чисел. Пятая – музыка, которая состоит из стихов и песен. (3) Шестая – геометрия (geometrica), которая охватывает измерение и земли. Седьмая – астрономия, которая содержит законы звезд. Глава III. О всеобщих [греческих] буквах Основанием искусства грамматики являются всеобщие буквы (litterae communes), которыми занимаются и книжники, и счетоводы. Наука об этих [буквах] – это как бы детство грамматического искусства: и поэтому Варрон 7 назвал ее буквистикою (litteratio). Буквы же суть образы (indices) вещей, знаки слов, и их сила такова, что у нас недостаток дикции называется немотою, . (2) Употребление букв было изобретено для запоминания вещей, а именно, чтобы они не уходили в забвение, их связывают словами. Ведь при всем таком разнообразии вещей никто не смог бы ни выучить слышимое, ни сохранить в памяти. (3) Буквы же называются как бы законодателями [речи], ибо они отвечают за правильность речи или за то, что выводится в речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

[Лат. Othlo, Otloh, Othlonus de Sancto Emmeramo; нем. Otloh von Sankt-Emmeram] (ок. 1010, близ Тегернзе, диоцез Фрайзинг, Бавария - ок. 1070, аббатство Санкт-Эммерам, Регенсбург), монах аббатства Санкт-Эммерам, церковный писатель. Единственный источник сведений о жизни О. С.-Э.- его автобиографические сочинения. Вероятно, он происходил из состоятельного, не очень знатного рода. Учился в мон-ре Тегернзе, где с 1017 г. настоятелем был аббат Эллингер († 1056), сторонник монашеской реформы. Уже в Тегернзе проявились лит. таланты О. С.-Э., и его отправили для дальнейшего обучения в мон-рь Херсфельд (Liber Visionum. 1989. P. 61), где, вероятно, он принес монашеские обеты. Однако родственники добились снятия обетов, т. к. они были даны в юном возрасте и без согласия близких. В то время О. С.-Э. увлекался чтением античных авторов, прекрасно знал Платона и Аристотеля (в лат. переводах), Теренция, Цицерона, Вергилия, Ювенала, Горация, особенно любил поэта Лукана. Ок. 1024 г. стал каноником в Вюрцбурге, пользовался репутацией искусного писца и знатока «свободных искусств» (см. Artes liberales). Затем он переехал во Фрайзинг и трудился под рук. еп. Эгильберта (1005-1039). Там О. С.-Э. вступил в конфликт с влиятельным архипресв. Веринхаром, главой (препозитом) кафедрального капитула (Ibid. P. 65-66). Конфликт усугубился из-за стихов, написанных О. С.-Э. против Веринхара. Несмотря на попытки примирения, О. С.-Э. был вынужден уехать в Регенсбург; там он надеялся «находиться среди более ревностных и ученых клириков, а не среди невежд» (Ibid. P. 44). Его дружески принял Бурхард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам, к-рый рассчитывал использовать талантливого писца в интересах обители. В Регенсбурге под влиянием серьезной болезни О. С.-Э. принес монашеские обеты. Позднее этот поступок он называл «нелепым» и «беспечным», объясняя его «пылом юности» (более того, через много лет он приписал этот свой шаг диавольскому внушению - Othlonus. Libellus de suis tentationibus, varia fortuna et scriptis//PL. 146. Col. 29). Вероятно, там же позднее он был рукоположен во пресвитера. Став монахом, О. С.-Э. отказался от юношеских лит. пристрастий и полностью посвятил себя изучению Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/2581711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла GLOSSA ORDINARIA [лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого. По форме G. o. представляет собой т. н. аппарат глосс (apparatus glossarum). В XII в. термин «G. o.» распространяется по отношению к общепринятому комментарию, с XIII в. такой комментарий чаще обозначается просто как glossa в отличие от др. глосс, для к-рых было принято указывать имя автора. История возникновения и процесс формирования G. o. как явления мало изучены. Его появление в XII в. было связано со становлением ун-тов, в первую очередь Болонского и Парижского, с формированием юриспруденции и богословия в качестве отдельных учебных дисциплин, с унификацией в рамках ун-тов учебных программ и стандартов образования. Исследователи исходят из того, что G. o. содержала трактовку текста Библии или положений того или иного законодательного свода, входивших в состав изучаемых в ун-тах текстов, к-рая признавалась единственной общепринятой как во всех ун-тах, так и вне их, не вызывала возражений властей (церковных или светских), и ее трактовке следовали теологи и практикующие юристы. В др. университетских дисциплинах - в изучении artes liberales , прежде всего философии (диалектики, точнее логики), а также медицины - в средние века строгого набора обязательных текстов не сложилось, программы ун-тов различались, и соответственно не сформировались G. o. Механизм офиц. признания частного комментария и присвоения ему статуса G. o. неясен. Относительно исследована лишь история формирования жанра глоссовых аппаратов и создания глосс к конкретным правовым текстам и Свящ. Писанию, к-рые впосл. были признаны ординарными. К наст. времени сохранилось достаточно большое количество рукописей и раннепечатных изданий Библии и правовых сводов, на полях к-рых содержатся G. o. Ссылки на G. o. встречаются в сочинениях средневек. юристов, теологов и др. ученых. Упоминания о G. o. сохранились также в различного рода университетских документах, в частности в устанавливаемых университетскими властями списках книг, использовавшихся в преподавании, и в договорах о переписке таких текстов.

http://pravenc.ru/text/165159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание А. Озиандер. Гравюра. 1565 г. Мастер Б. Йенихен (Ин-т искусств, Детройт) [Нем. Osiander] Андреас ( 17.10.1552, Кёнигсберг, ныне Калининград), нем. евангелический проповедник и теолог; крупный церковный деятель периода Реформации . Происхождение и образование Год и день рождения О. в точности не известны. На основе свидетельств авторов XVI в. и нек-рых косвенных замечаний самого О. исследователи заключают, что он род. между окт. 1496 и мартом 1497 г., вероятнее всего - 14 дек. 1496 г. (обоснование см.: Simon. 2015). О. происходил из семьи потомственного зажиточного кузнеца. О детстве и юности О. сведений не сохранилось. Первой связанной с ним датой, засвидетельствованной в источниках, является датированная 9 июля 1515 г. запись о его поступлении в Ингольштадтский ун-т. В университетском матрикуле О. назван клириком диоцеза Айхштетт; это свидетельствует о том, что к моменту поступления в ун-т О. уже ориентировался на церковную карьеру. Вероятно, в Ингольштадте О. ограничился изучением свободных искусств (см. Artes liberales ) и философии; его сочинения не дают оснований считать, что он систематически изучал схоластическую теологию. В период обучения О. познакомился с идеями ренессансного гуманизма . Под влиянием трудов Эразма Роттердамского , Иоганна Рейхлина и др. нем. гуманистов в университетские годы у О. сформировался интерес к изучению древних языков - латыни, греческого и в особенности еврейского. Неизвестно, получил ли О. в Ингольштадте к.-л. ученую степень; в документах ун-та соответствующие упоминания отсутствуют. О. и начало церковных реформ в Нюрнберге (1520-1525) В 1520 г. О. был рукоположен во пресвитера и получил место преподавателя древнеевр. языка в мон-ре ордена августинцев-еремитов в Нюрнберге. Общаясь с насельниками мон-ря, О. впервые познакомился с реформационными идеями, а также с антикатолич. полемическими сочинениями, созданными в 1519-1521 гг. Мартином Лютером , к-рый до разрыва с католич. Церковью принадлежал к ордену августинцев-еремитов и имел значительное число друзей и последователей среди представителей этого ордена.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

Павел Диакон. Миниатюра из рукописного сборника. 901–1000 гг. (Laurent. Plut. 65. 35. Fol. 34r) [Лат. Paulus Diaconus] (между 720 и 730, герцогство Фриуль - между 796 и 799, мон-рь Монте-Кассино), церковный писатель и историк. Сведения о жизни П. Д. сохранились гл. обр. в его сочинениях, а также в эпитафии, написанной мон. Хильдериком из Монте-Кассино (Historia Langobardorum. 1878. S. 15-16). П. Д. происходил из знатного лангобардского рода, родоначальник к-рого Леупхис пришел в Италию вместе с кор. Альбоином (в 568/9). Потомком (согласно П. Д., правнуком, что хронологически маловероятно) Леупхиса был Варнефрид, отец П. Д. Встречающееся в лит-ре утверждение о том, что П. Д. тоже носил имя Варнефрид, ошибочно. У П. Д. были брат Арихис и сестра (имя неизв.), ставшая монахиней. Начальное образование получил в г. Чивидале (ныне Чивидале-дель-Фриули), где в VIII в. находилась кафедра патриархов Аквилеи . По словам самого историка, в детстве он изучал греческий и еврейский языки, хотя прямых свидетельств знания этих языков в его сочинениях нет. Также нет достаточных оснований утверждать, что П. Д. входил в окружение Аквилейского патриарха Каллиста (30-е гг. VIII в.) или Пеммона, герцога Фриуля (ок. 706-734, † ок. 738), и его сына Ратхиса (король лангобардов в 744-749). Позднее П. Д. воспитывался в Павии при дворе кор. Ратхиса, где его наставником был некий «грамматик» Флавиан. Возможно, первоначально юноша готовился стать юристом. Он изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales), был знаком с Corpus iuris civilis имп. Юстиниана и с законами лангобардских королей. По неизвестным причинам он избрал церковное служение и был рукоположен (по-видимому, еще в Павии) во диакона. При этом серьезного богословского образования П. Д. не получил и не вполне уверенно ориентировался в сложных богословских вопросах (напр., в спорах о «Трех Главах» и о монофелитстве ). По косвенным свидетельствам можно заключить, что П. Д. находился при лангобардском дворе в начале правления кор. Дезидерия (756-774; утверждение о том, что он был его секретарем (cancellarius), основано на поздней и недостоверной традиции).

http://pravenc.ru/text/2578551.html

Точные дата и место рождения К. неизвестны; по нек-рым сведениям, он происходил из Грейт-Ливермира (графство Суффолк). В кон. 90-х гг. XV в. К. поступил в Кембриджский ун-т; в 1498 г. он получил степень бакалавра искусств (см. ст. Artes liberales ), а в 1502 г. окончил обучение со степенью магистра искусств (см.: Alumni Cantabrigienses. Camb., 1922. Pt. 1: From the Earliest Times to 1751. Vol. 1. P. 342). Вскоре после этого К. отправился в Италию; в 1510 г. он окончил юридический фак-т Болонского ун-та со степенью доктора канонического права (в нек-рых источниках К. упоминается как доктор светского и канонического права (doctor juris utriusque); см.: Rex. 2004. P. 45). По окончании ун-та К. переехал в Рим и поступил на службу к кард. Кристоферу Бейнбриджу (ок. 1464-1514), архиеп. Йоркскому (с 1508) и послу кор. Англии Генриха VIII (1509-1547) в Римской курии . Основной обязанностью К. был надзор за деятельностью Английской гостиницы (The English Hospice), предназначавшейся для приема паломников и бывшей центром англ. влияния в Риме (см.: Allen J. The English Hospice in Rome. R., 1962). После смерти Бейнбриджа К. вернулся в Англию, где вошел в ближайшее окружение кард. Томаса Уолси (ок. 1473-1530), архиеп. Йоркского (с 1514) и лорда-канцлера Англии (1515-1529), пользовавшегося в этот период неограниченным влиянием на кор. Генриха VIII. Покровительство Уолси способствовало стремительной церковной карьере К. В 1516 г. он стал деканом Королевской капеллы (Chapel Royal) в Лондоне; во 2-й пол. 10-х гг. XVI в. получил при посредничестве Уолси значительное число бенефициев : ректорства в Ротбери (графство Нортамберленд), Портисхеде (графство Сомерсет), Дитчите (графство Сомерсет), Айвичерче (графство Кент), Саут-Молтоне (графство Девон); архидиаконство в Колчестере (графство Эссекс) и деканство в капелле св. Георгия (St. George " s Chapel) в Виндзорском замке ( Rex. 2004. P. 45). Значительное политическое влияние К. было обусловлено тем, что он часто выполнял роль посредника между кор. Генрихом VIII и Уолси, передавая королю устные и письменные сообщения от кардинала. К. занимал ряд гос. должностей: в 1519 г. он был одним из судей в Звёздной палате (Star Chamber) и впосл. неоднократно привлекался в качестве судебного заседателя и арбитра в спорах английских аристократов; в 1522-1523 гг. К. был начальником судебных архивов и председателем Апелляционного суда (Master of the Rolls). Дипломатическая деятельность в Европе (1519-1528)

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Б. получил образование в Оксфорде, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ), а также физику и метафизику Аристотеля . В кон. 30-х - нач. 40-х гг. стал преподавателем: читал лекции по Аристотелю на фак-те искусств Парижского ун-та. В Париже Б., возможно, изучал богословие. Его пребывание во Франции было недолгим: многочисленные конфликты с начальством и коллегами, вызванные непростым характером Б., а также его бескомпромиссностью в отдельных вопросах философии, вынудили его ок. 1250 г. вернуться в Оксфорд. Вероятно, после этого он еще посещал Париж. Ок. 1257 г. вступил во францисканский орден. К этому времени Б. пришел к выводу о необходимости коренной реформы всей системы науки и образования. Стремясь претворить свои идеи в жизнь, он обратился за поддержкой к кард. Фульку (буд. папа Римский Климент IV ), и тот, заинтересовавшись взглядами Б., предложил изложить их в специальном сочинении. Этим сочинением стала самая известная работа Б.- «Opus Majus» (Большое сочинение), копию к-рого Фульк и получил ок. 1265-1266 гг., уже во время своего понтификата. В 1266-1267 гг. Б. написал для папы еще 2 трактата, «Opus Minus» (Меньшее сочинение) и «Opus Tertium» (Третье сочинение), в к-рых разъяснялись и углублялись идеи «Opus Majus». Кончина Климента IV в 1268 г. перечеркнула надежды Б. на исполнение его реформаторских планов. В 1277 или 1278 г. генерал ордена францисканцев Иероним из Асколи (буд. папа Николай IV ) осудил учение Б. за некие «подозрительные новшества» и приговорил философа к тюремному заключению. Неизвестно, в чем собственно состояли обвинения, предъявленные Б., во всяком случае благодаря страсти к опровержению тех, кого он называл «ложными авторитетами» (практически всех известных парижских профессоров, в т. ч. Александра Гэльского , Альберта Великого ), Б. нажил недоброжелателей среди людей, обладавших большим влиянием. К тому же, ведя переписку с папой в обход орденского руководства, Б. нарушал обет монашеского послушания. После освобождения из тюрьмы (между 1280 и 1290 или в 1292) Б. прожил недолго. Похоронен во францисканской церкви в Оксфорде. В зап. традиции Б. имеет почетное именование «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Сочинения

http://pravenc.ru/text/153757.html

В 1136 г. И. С. покинул Англию и направился во Францию, где приступил к изучению диалектики, грамматики, риторики, а затем теологии. В Париже учителями И. С. были известные философы и богословы того времени: Петр Абеляр ( 1142), Роберт Мелёнский († 1167), Адам из Болсема (или Адам Парвипонтан), Гильберт Порретанский ( 1154), Вильгельм из Конша ( ок. 1154), Петр Гелий, Роберт Пуллен († 1146). Этот период жизни И. С. описывал в биографическом отступлении в «Металогике»: «Когда я еще очень молодым приехал в Галлию учиться... прежде всего отправился к перипатетику из Палле (т. е. к Петру Абеляру - Авт.), всеми обожаемому и прославляемому ученому, который тогда царил на холме святой Женевьевы... В занятиях различными науками промелькнули у меня почти двенадцать лет» ( Ioan. Saresb. Metalog. II 10). На основании рассказа И. С. и ряда косвенных сведений исследователями восстанавливается следующая хронология его обучения во Франции: по прибытии в Париж И. С. 2 года обучался диалектике у Петра Абеляра, затем 3 года он изучал грамматику в Шартре у Вильгельма из Конша, там же прослушал курс риторики и приступил к изучению квадривиума (см. ст. Artes liberales ). Ок. 1141 г. И. С. вернулся в Париж, где приступил к изучению теологии под руководством Гильберта Порретанского. После того как Гильберт покинул Париж, И. С. продолжил обучение у Роберта Пуллена и завершил его под руководством Симона из Пуаси не позднее 1147 г. Предположительно в том же году он был рукоположен во пресвитера и поступил на службу к своему другу, аббату Петру из Целле († 1183). В 1148 г. он присутствовал на церковном Соборе в Реймсе , где получил письмо Бернарда Клервоского (1090-1153), к-рый знал И. С. через Роберта Пуллена, с рекомендацией на место секретаря и советника Теобальда, архиеп. Кентерберийского ( 1161). В том же году И. С. прибыл в Кентербери ; последующие годы проводил частью в Кентербери, частью в Риме, где представлял интересы архиеп. Кентерберийского в папской Римской курии . Ок. 1154 г. И. С. окончательно обосновался в Кентербери и стал самым близким советником архиепископа. В 50-х гг. XII в. И. С. занимал все более важное положение в церковных кругах Англии, выполнял множество дипломатических поручений архиепископа Кентерберийского. Сам он так описывал это время: «Я был занят множеством дел... Десять раз я пересек Альпы с тех пор, как в первый раз покинул Англию. Дважды я был в Апулии. Часто я был занят делами в Римской курии, выполняя поручения моего покровителя и друзей. Многократно я ездил по Англии и Франции» (Ibid. III Prol.). В последние годы жизни архиеп. Теобальд не мог из-за болезни самостоятельно вести церковные дела, поэтому И. С. стал фактически руководителем архиепископства: «Он возложил на меня тяжелое бремя, невыносимую ношу - заботу обо всех церковных делах» (Ibid. IV 42). Тем не менее И. С. находил время для лит. творчества: ок. 1156 г. он начал работать над трактатом «Поликратик», чуть позднее им было создано соч. «Металогик».

http://pravenc.ru/text/471506.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010