Byzantion BZ Byzantinische Zeitschrift CahArch Cahiers archéologiques CahCM Cahiers de civilisation médiévale, Xe-XIIe siècles ChHist Church History CSHB Corpus scriptorum historiae byzantinae DOP Dumbarton Oaks Papers DOS Dumbarton Oaks Studies DOT Dumbarton Oaks Texts EChQ Eastern Churches Quarterly EChR Eastern Churches Review EHR English Historical Review EO Échos d’Orient GOTR The Greek Orthodox Theological Review . HUkSt Harvard Ukrainian Studies IKZ Internationale Katholische Zeitschrift JEH Journal of Ecclesiastical History JÖB Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik JTS Journal of Theological Studies LACT Library of Anglo-Catholic Theology OCA Orientalia christiana analecta OCP Orientalia christiana periodica OstkSt Ostkirchliche Studien PO Patrologia Orientalis REB Revue des études byzantines REG Revue des études grecques RH Revue historique RHE Revue d’histoire ecclésiastique RHR Revue de l’histoire des religions RSPT Revue des sciences philosophiques et théologiques RSR Revue des sciences religieuses SC Sources chrétiennes SK Seminarium Kondakovianum SOP Service orthodoxe de presse StP Studia Patristica. Papers of the International Conferenceson Patristic Studies SV(S/T)Q St. Vladimir’s (Seminary/Theological) Quarterly ThS Theological Studies TM Travaux et mémoires TU Texte und Untersuchungen zur Geschichteder Altchristlichen Literatur. ZSlavPhil Zeitschrift für slavische Philologie Издания источников ДВС Деяния Вселенских соборов. Репр. изд. М.: Воскресение, 1996.Т. 1– 4 ПСРЛ Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1911. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39. М., 1995. Т. 41. Репр. изд. – М., 1997– . Т. 1– ACO Acta Conciliorum Oecumenicorum/Hrsg. von E. Schwartz. Berlin; Leipzig, 1922–1974. Bd. 1–4. Th. 1–27 MM Acta et diplomata medii aevi sacra et profana/Collecta editerunt F. Miklosich, J. Müller. Vindobonaë Carolus Gerold, 1860–1890.T. 1–6 PG Patrologiae cursus completus. Series graeca/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161 PL Patrologiae cursus completus. Series latina/Accurante J.-P. Migne. Parisiis, 1844–1864. T. 1–221 Справочные издания DictSpir Dictionnaire de Spiritualité, ascétique et mystique, doctrineet histoire. Paris: Beaushesne, 1932–1995. T. 1–17 DMA Dictionary of the Middle Ages. New York, 1982–1989. Vol. 1–13 DTC Dictionnaire de théologie catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, É. Amann. Paris, 1903–1950. T. 1–15 ODB The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. by A. P. Kazhdan, A.-M. Talbot e. a. New York; Oxford: Oxford University Press, 1991.Vol. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

276 Этот документ якобы был обнаружен Мортоном Смитом (Morton Smith) в монастыре Мар Савва (близ Иерусалима) в 1958 году, а затем исследован и издан им же. См.: Smith M. Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark. Cambridge, 1973. 279 Краткий вариант аргументации Толли см. в: The Origin of Lent at Alexandria//Talley T. Worship: Reforming Tradition. Wash., 1990. P. 87–112 (==Johnson M. E., ed. Between Memory and Hope: Readings on the Liturgical Year. Collegeville, 2000. P. 183–206). 280 Ibid. 211–214. Критику этого мнения в том, что касается византийской практики в Константинополе, см. в: Bertoniére G. The Sundays of Lent in the Triodion: The Sundays Without a Commemoration. R., 1997. P. 34 ff. (Orientalia Christiana Analecta; 253). 281 См.: Carlson S. The Gospel Hoax: Morton Smith’s Invention of Secret Mark. Baylor, 2005. См. также: Hurtado L.W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids, 2003. P. 433–434; и совсем недавняя публикация: Jeffrey P. The Secret Gospel of Mark Unveiled: Imagined Rituals of Sex, Death, and Madness in a Biblical Forgery. New Haven, 2007. 282 О египетском христианстве и происхождении Великого поста см.: Renoux C. L’Annonciation du rite arménien et l’Epiphanie//Orientalia Christiana Periodica. 2005. Vol. 71. P. 332–342; Buchinger H. Origenes und die Quadragesima in Jerusalem: Ein Diskussionsbeitrag in Adamantius. Brescia, 2007 (Annuario di Letteratura Cristiana Antica e di Studi Guideoellenistici. Rivista del Gruppo Italiano di Ricerca su Origene e la tradizione alessandrina; 13); Hansjörg Auf der Maur. Feiern im Rhythmus der Zeit. Regensburg, 1983. Bd. 1: Herrenfeste in Woche und Jahr. См. также исследование моего студента: Russo N. A Note on the Role of Secret Mark in the Search for the Origins of Lent//Studia Liturgica. 2007. Vol. 37: 2. P. 181–197; в настоящее время Руссо работает над своей диссертацией о происхождении и развитии традиции Великого поста в ранней Церкви. 283 Brown S.G. The More Spiritual Gospel: Markan Literary Techniques in the Longer Gospel of Mark: Diss. University of Toronto, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

19  ET from: Ronald C.D. Jasper, Geoffrey J. Cuming, Prayers of the Eucharist: Early and Reformed, 3 rd ed. (Collegeville, MN: Pueblo, 1990), 119–120 (with some corrections of mine). Greek text in Frank Edward Brightman, Liturgies Eastern and Western, vol. 1: Eastern Liturgies (Oxford: Clarendon Press, 1896), 329–330 and 405–446; Michael Orlov, The Liturgy of St. Basil the Great [original title in Russian: Орлов M., npom. Литургия св. Василия Великого ] (Saint Petersburg, 1909), 200–210. 20  On the offering motive in CHR, see Robert F. Taft, «Reconstituting the Oblation of the Chrysostom Anaphora: An Exercise in comparative Liturgy», Orientalia Christiana Periodica 59 (1993): 387–402; idem, «Some Structural Problems in the Syriac Anaphora of the Twelve Apostles I», ARAM 5 (1993): 505–520; idem, «Understanding the Byzantine Anaphoral Oblation», in Rule of Prayer, Rule of Faith: Essays in Honor of Aidan Kavanagh, OSB, ed. Nathan Mitchell and John Baldovin (Collegeville, MN: Pueblo, 1996), 32–55; the latter article discusses both CHR and BAS. 21  ET from Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 133 (with some corrections of mine). Greek text in Brightman, Liturgies Eastern and Western, 329–330 and 386–437; Stefano Parenti and Elena Velkovska, L’Eucologio Barberini gr. 336, Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», «Subsidia» 80, 2 nd ed. (Roma: CLV – Edizione Liturgiche, 2000), 78. 22  See John R.K. Fenwick, The Anaphoras of St. Basil and St. James: An Investigation into Their Common Origin, Orientalia Christiana Analecta 240 (Roma, 1992); see also John V . Witvliet, «The Anaphora of St. James», in Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers, ed. Paul F. Bradshaw (Collegeville, MN: Pueblo, 1997): 152–172. 23  On this epiclesis see Andre Tarby, La prière eucharistique de l’Église de Jérusalem, Théologie Historique 17 (Paris: Beauchesne, 1972), 152–182; Bryan D. Spinks, «The Consecratory Epiclesis in the Anaphora of St. James», Studia Liturgica 11 (1976): 19–38; Fenwick, The Anaphoras, 167–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Такую службу принято совершать в день хиротонии. Выводы Итак, анализ истории формирования епископского чина совершения Евхаристии показывает, что в древности он отличался от пресвитерского значительно меньше, чем сейчас 111 . Если, кроме того, учесть, что общепринятый ныне в Православной Церкви иерейский литургийный формуляр восходит к Диатаксису Константинопольского Патриарха Филофея Коккина († l379), а архиерейский – не старше середины XVII века, то можно считать доказанным, что к настоящему времени более архаичным является, вопреки распространенному мнению, не архиерейский, а как раз-таки иерейский чин Божественной Литургии 112 . СОКРАЩЕНИЯ: Горский, Невоструев. Описание=Протоиерей А. В. Горский. Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд., 6 т. Дмитриевский. Описание=Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικ. К, 1895; Т. 2: Εχολγια. 1901; Т. 3: Τυπικ, ч. 2. Пг., 1917. Дмитриевский. Ставленник=он же. Ставленник. К., 1904. Служебник=Служебник. Т. 1–2. М., 1991. Чиновник= Чиновникъ Т. 1–2, Прил. М., 1982–83. ρχιερατικν=ρχιερατικν. θναι, 1999. Goar. Euchologion=Goar J. Εχολγιον sive Rituale graecorum... Paris, 1647; Venetia, 1730 Graz, 1960 r . Mathews. Early Churches=Mathews Th. F. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park (Pa), 1971. OCA=Orientalia Christiana Analecta. OCP=Orientalia Christiana Periodica. Taft. Great Entrance=Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978 2 . (OCA; 200). Taft. Pontifical Liturgy=idem. The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a 12 th -Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060//OCP. R., 1979. Vol. 45. P. 279–307; 1980. Vol. 46. P. 89–124. 1 Здесь и далее речь, конечно, идет только о богослужении «византийского обряда», то есть о той богослужебной системе, которая рано или поздно была принята всеми Православными Поместными Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Мы начали этот доклад с двух взаимосвязанных вопросов: становится ли содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров Кровью Христовой (и посредством чего); и следует ли заготавливать Преждеосвященные Дары только под видом хлеба или под видами и хлеба, и вина. Ответы на эти вопросы, как нам кажется, очевидны. Нет никакого сомнения, что как древняя практика, состоявшая в заготовлении только Агнца, так и более поздняя, согласно которой при заготовлении Агнец напоялся Св. Кровью, исходили из того, что вода и вино в Чаше во время Преждеосвященной литургии становятся Кровью Христовой. В древней практике содержимое Чаши считалось освященным через соприкосновение с Агнцем, в более поздней – через соприкосновение с каплями Св. Крови, которой был окроплен или напоен Агнец в момент заготовления. Я не нашел никаких авторитетных свидетельств в поддержку современной «русской» традиции совершения литургии Преждеосвященных Даров – иными словами, таких свидетельств, которые бы указывали, предполагали или подразумевали, что содержимое Чаши за литургией Преждеосвященных Даров не прелагается в Кровь Христову. Однако современная «греческая» практика также не может быть подтверждена ранними свидетельствами. Подавляющее большинство древних источников указывают, что первоначальные обычай и практика состояли в заготовлении для литургии Преждеосвященных Даров только Агнца. И это относится не только к богослужебной традиции Великой церкви – Константинополя, – но также и к другим литургическим традициям. Современная «греческая» практика начала преобладать не ранее XV века, а окончательно закрепила свою «победу» в конце XVIII века. Этому способствовало издание «Пидалиона», состоявшееся в начале XIX века, где на древний обычай сохранять для литургии Преждеосвященных Даров только Св. Хлеб был повешен ярлык «латинизма». 513 Ср., напр.: «Никто из тех, кто заключил завет, не войдет в святилище, чтобы напрасно освящать жертвенник» (CD 6.11–13). 514 См. исследование, предпринятое на древнесирийском материале Габриэлой Винклер: Winkler G. Nochmals zu den Anfangen der Epiklese und des Sanctus im eucharistischen Hochgebet//Theologische Quartalschrift. 1994. Bd. 174. S. 214–231; а также ее статью: Eadem. Zur Erforschung orientalischer Anaphoren.//Orientalia Christiana Periodica. 1997. Vol. 63. P. 363–420. Подробное исследование сирийских эпиклез в современных анафорах см. в моей статье: Brock S. Towards a typology of the epiclesis in the West Syriac Anaphoras//Feulner H.-J., Velkovska E., Taft R., eds. Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler. R., 2000. P. 173–192. (Orientalia Christiana Analecta; 260). Обсуждаемые здесь глаголы фигурируют и в крещальных службах. См. об этом мою статью: Brock S. The Epiclesis in the Antiochene baptismal ordines//Symposium Syriacum. R., 1974. P. 183–218. (OCA; 197).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Перевод с английского Н. Полякова и Я. Тестельца Список рекомендуемой литературы 78 1. Geterbock C. Der Islam im Lichte der byzantinischen Polemik. Berlin, 1912. 2. Fritsch E. Islam und Christentum im Mittelalter. Breslau, 1930. 3. Eichner W. Die Nachrichten ьвег den Islam bei den Byzantinern//Der Islam, 36. 1936, pp. 133–162; 197–224. 4. Khoury A.-Th. Les Thйologiens Byzantins et l’Islam. Textes et Auteurs (VIIIe–XIIIe S.). Louvain, P. 1969. 5. Idem. In German — Paderborn, 1969. 6. Khoury A.-Th. Polemique byzantine contre l’Islam. Mьnsmer, 1966. 7. E. D. kat¦ тоа ‘Isl¦m топ Buzanminon QeolT­gwn. Thessaloniki, 1961. 1 Ср. Gardet L. Thйologie musulmane et pensйe patristique//Revue Thomiste 47, 1947, pp. 51–53. 4 О византийской анти-исламской полемике см. Gьmerbock C. Der Islam im Lichte der Byzantinischen Polemik.Berlin, 1912; Eichner W. Die Nachrichten ьвег den Islam bei den Byzantinern//Der Islam23, 1936, SS. 133–162‚ 197–224; и Beck H.-G. Vorsehung und Vorherbestimmung in der theologischen Literatur der Byzantiner//Orientalia Christiana Analecta 114, 1937, SS. 32–65. Ни одно из этих исследо­ваний не идет дальше перечисления авторов и рассмотрения набора их основных аргументов. 7 Stand und Aufgaben der Damaskenos-Forschung//Orientalia Christiana Periodica 17, 1951, pp. 18, 23–24. 9 Монофелитство (от греч. тТпоп и — еретическое учение о существовании лишь одной божественной воли во Христе; осуждено VI Вселенским собором 680–681 гг. — Ред. 10 PG, t. 94, cols. 1585–1596 (Lequien); t. 96, cols. 1335–1348 (Gallandus). Текст почти дословно соответствует Opiscula 35 (PG, t. 96, cols. 1586A–1592C) и 36 (PG, t. 97, col. 1592CD) Абу-Курры. 11 Х.-Г. Бек (H.-G. Beck), склоняясь принять авторство преп. Иоанна, упоминает рукописи, где “Диалог” анонимен и приписывается Сисиннию Грамматику (Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munich, 1959, S. 478). 19 Merrill J. R. On the Tractate of John Damascus on Islam//Muslim World 41, 1951, p. 97; ср. также Khoury P. Jean Damascene et l’Islam//Proche Orient chrйmien 7, 1957, pp. 44–63; 8, 1958, pp. 313–339.

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

326 Никитин П. Сказание о 42 аморийских мучениках//Записки Имп. АН. 1905. VIII серия. Т. 7. 2, с. 21. 328 Konzilas Е., Halkin F. Deux vies de s. Maxime le Kausokalube//Analecta Bollandiana 54 (1936), p. 106. 329 Cm.: Angenendt A. Corpus incorruptum. Eine Leitidee der mittelalterlichen Reliquienverehrung//Saeculum. 42 (1991). Vol.. 332 Holy Women of Byzantium. Ten Saints’ Lives in English Translation. Ed. A.-M. Talbot. Washington, 1996, p. 113, n. 83. 335 Так, св. Трифилл Левкосийский, не сподобившись мученичества при жизни, позаботился о посмертном венце – мусульмане отрубили голову его нетленному телу (AASS Junii, vol. III. Bruxelles, 1867, p. 177E). 336 Трифонов Ю. Две съчинения на Константина Философа (св. Кирила) за мощите на св. Климента Римски//Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Vašica J. Slovo па perenesenie moštem preslavnago Klimenta neboli Legenda Chersonska//Acta Academiae Velehradensis, 19. 1948; Vašica J. Literami pamatky epochy velikomoravske 863–885. Praha, 1966; Hannick Ch. Das «Slovo na perenesenie moštem sv. Klimenta» als liturgiegeschichtliche quelle//Orientalia Christiana Analecta, 231. Christianity among the Slavs the Heritage of Saints Cyril and Methodius. Roma, 1988. 337 Библиотека Ватикана, Barberini gr. 336. Cm.: Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. Наиболее ранние константинопольские списки XI в. опубликованы: Arranz М. L’Eucologio Constantinopolitano agli inizi del secolo XI. Roma, 1996. 338 РНБ, собрание Гильфердинга 32 (серб.). Древнейшие русские списки датируются концом XIV – началом XV в. Например, ГИМ, Син. 900. 340 Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник 59 (84). М., 2000, с. 116–128.; Уханова Е. В. Культсв. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX–XI вв. (Опыт комплексного источниковедческого анализа). Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P., 1927; Idem. Les bréviaires: Manuscrits des bibliothèques publiques de France. 6 vols. Mâcon, 1934; Idem. Les pontificaux: Manuscrits des bibliothèques publiques de France. 4 vols. P., 1937; Idem. Les psautiers: Manuscrits latins des bibliothèques publiques de France. 2 vols. Mâcon, 1940–1941; Salmon P. Les manuscrits liturgiques latins de la Bibliothèque Vaticane. 5 vols. Vatican City, 1968–1972; Idem. Analecta liturgica: extraits des manuscrits liturgiques de la Bibliothèque vaticane: contribution à l’histoire de la prière chrétienne. Vatican City, 1974; Biblioteca apostolica vaticana: Liturgie und Andacht im Mittelalter/Hrsg. J.M. Plotzek, U. Surmann. Stgt., 1992; Zivelonghi C., Adami G. I codici liturgici della Catedrale di Verona. Verona, 1987; Amiet R. Inventaire général des livres liturgiques du diocèse de Lyon. P., 1979; Hughes A. Medieval Liturgical Books in Twenty-Three Spanish Libraries: Provisional Inventories. N.Y., 1982; The Liturgical Books of Anglo-Saxon England/R.W. Pfaff (ed.). Kalamazoo, 1995; Iter Helveticum/Hrsg. von P. Ladner. Freiburg, 1976(вышло 5 томов). 1131       См., напр., его публикации: Catolicismo de rito oriental. Santander, 1967; Eastern Catholic Churches (Orientalium ecclesiarum)//Modern Catholicism: Vatican II and After/A. Hastings (ed.). L.; N.Y., 1991; The Jesuit Apostolate to the Christian East: An Interview with Robert Taft, S.J.//Diakonia. 1991. No. 24. 1132       См., например, его: The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Pre-Anaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. Rome, 1975 (Orientalia Christiana Analecta, 200); Idem. The Liturgy of the Great Church: An Initial Synthesis of Structure and Interpretation on the Eve of Iconoclasm//Dumbarton Oaks Papers. 1980, 1981. No. 34–35. 1133       Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West: The Origins of the Divine Office and Its Meaning for Today. Collegeville (MN), 1986. см. также: Bibliography of Robert F. Taft, S.J.//Saints – Sanctity – Liturgy: For Robert Francis Taft, S.J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Goa (ed.). Edmonton (Canada), 1989. 1145       Paverd F. van de. Zur Geschichte der Messliturgie in Antiocheia und Konstantinopel gegen Ende des Virten Jahrhunderts: Analyse der Quellen bei Johannes Chrysostomos. Roma, 1970 (Orientalia Christiana Analecta, 187); Idem. St. John Chrysostom, the Homilies on the Statues: An Introduction. Roma, 1991 (Orientalia Christiana Analecta, 239); Idem. The Kanonarion by John, Monk and Deacon and Didascalia Patrum. Roma, 2006. 1146       Schultz H.-J. Die byzantinische Liturgie: Glaubenszeugnis und Symbolgestalt. 3., völlig überarb. und aktualisierte Aufl. Trier, 2000 (англ. пер.: The Byzantine Liturgy: Symbolic Structure and Faith Expression/Trans. M.J. O’Connel. N.Y., 1986); см. также: Idem. Das liturgisch-sakramental übertragene Hirtenamt in seiner cucharistischen Selbstverwirklichung nach dem Zeugnis der liturgischen Überlieferung//Bläser P. Amt und Eucharistie. Paderborn, 1973; Idem. Ökumenische Glaubenseinheit aus eucharistischer Überlieferung. Paderborn, 1976; Idem. «Wandlung» im ostkirchlich-liturgischen Verständnis: Eine Orientierung im Disput um Transsubstantiation und Transsignifikation//Catholica. 1986. Vol. 40; Idem. Der sakramentale Charakter von Bischofsamt und Bischofsweihe//Simandron. Der Wachklopfer. Gedenkschrift für Klaus Gamber/Hrsg. W. Nyssen. Köln, 1989; Idem. Die Pneumatologie des hl. Basilius: Impuls zur Neubesinnung auf die hermeneutische Struktur der Theologie und der kirchlichen Lehrverkündigung als bekenntnis- und liturgiebezogene Schriftauslegung//The Christian East: Its Institutions & Its Thought. Papers of the Intern. Scholary Congress for the 75th Anniversary of the Pontifical Oriental Institute, Rome, 30 May – 5 June 1993/R.F. Taft (ed.). Roma, 1996. 1147       Dalmais I.-H. Initiation à la liturgie. P., 1958; Idem. Les liturgies d’Orient. P., 1959 (2e éd. P., 1980; исп. пер.: Las liturgias orientales. Andorra, 1960; repr.: Bilbao, 1991); см. также: Idem. Shalom: Chrétiens à l’écoute des grandes religions. P., 1991; Idem. Tropaire. Kontakion. Kanon: Les éléments constitutifs de l’hymnographie byzantine//Liturgie und Dichtung: Ein interdisziplinares Kompendium/Hrsg. H. Becker, R. Kaczynski. St. Ottilien, 1983.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

REAug Revue des études augustiniennes, Paris StPatr Studia Patristica, Kalamazoo-Leuven-Berlin-Oxford TAV A Tribute to Arthur Vööbus, ed. R. H. Fischer, Chicago, 1977 TIC Travaux de I’lnstitut Catholique, vol. 10 (Memorial du Cin- quantenaire, Ecole des langes orientales anciennes) Paris, 1964 TSA Typus, Symbol, Allegorie bei den bstlichen Vatern und ihren Parallelen im Mittelalter, ed. M. Schmidt, C. F. Geyer, 1982 (Eichstatter Beitrage, 4) VC Vigiliae Christianae, Leiden ZDMG Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft, Wiesbaden ZKG Zeischrift für Kirchengeschichte, Stuttgart ZTK Zeitschrift für Theologie und Kirche, Tübingen Серии BUSE Bibliotheque de 1’Universite Saint-Esprit, Kaslik CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Leuven CSHB Corpus scriptorium historiae byzantinae, Wien GCS Die griechischen Christlichen Schriftsteller, Berlin-Stuttgart GOFS Göttinger Orientforschungen, Reihe 1: Syriaca, Göttingen ETL Ephemerides Theologicae Lovanienses, Leuven OCA Orientalia Christiana Analecta, Roma OLA Orientalia Lovaniensia Analecta, Leuven PO Patrologia orientalis, Paris-Tournhout SC Sources chrétiennes, Paris-Lyon SeT Studi e Testi, Roma Прочие сокращения ВМЧ Великие Минеи Четьи Греческие и латинские авторы Греческие авторы даны согласно системе сокращений словаря Лэмпе (напр., Amm. – Ammianus Marcellinus, Chrys. – Иоанн Златоуст , Greg. Naz. – Григорий Богослов и т. д.). Ссылки на них даны в сокращенной форме, например, Soz., h. е., V, 1, т. е. Sozomenus, Historia ecclesiastica, liber V, cap. 1. Библиография Настоящая библиография отнюдь не претендует на исчерпывающий характер. Сейчас, благодаря усилиям многих учёных (среди которых первое место занимает Ден Бисен) существует максимально полная библиография по ефремистике. Наш библиографический список должен лишь в общих чертах ознакомить читателя с некоторыми трудами и работами по Ефрему. Мы включили также два раздела по греческому и славянскому корпусам, хотя наш список по этим вопросам имеет не исчерпывающий, и даже несколько случайный характер. Не имея намерения в данной книге обсуждать проблемы подлинности греко-славянских творений, мы не сочли возможным вовсе изъять раздел из библиографии, понимая, что заинтересованный читатель сможет далее и сам сориентироваться по указанным книгам и статьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010