Список сокращений ВВ – Византийский временник В ДИ – Вестник древней истории ВИД – Вспомогательные исторические дисциплины ВЯ – Вопросы языкознания ГИМ – Государственный исторический музей (Москва) ГММК – Государственные музеи Московского Кремля ГОП – Государственная Оружейная палата ГПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) ГРМ – Государственный Русский музей ГГГ – Государственная Третьяковская галерея ГЭ – Государственный Эрмитаж ЗРВИ – Зборник радова Византолошког института ИМ Л И – Институт мировой литературы АН СССР/РАН ИР ДИК – Известия Русского археологического института в Константинополе ОЛДП – Общество любителей древней письменности ПЛДР – Памятники литературы Древней Руси ППС – Православный Палестинский сборник ПСРЛ – Полное собрание русских летописей РГБ – Российская Государственная библиотека РИБ – Русская историческая библиотека СА – Советская археология ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР/РАН ЦТ АДА – Центральный государственный архив древних актов (Москва) ЦНБ – Центральная научная библиотека АН Украины ЧОИДР – Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете ЯХМ – Ярославский художественный музей ActaSS – Acta Sanctorum Bollandiana AnalBolAnalecta Bollandiana BHG – В ibliotheka hagiographica graeca BMGS – Byzantine and Modem Greek Studies BollGrott – Bolletino della Badia greca di Grottaferrata BS – Byzantinoslavica BZ – Byzantinische Zeitschrift CahArch – Cahiers Archéologiques DOP – Dumbarton Oaks Papers EO – Echos d’Orient GBA – Gazette des beaux-arts GOTR – Greek Orthodox Theological Review JbBM – Jahrbuch der Berliner Museum JÖB – Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik MIFAO – Memoires de l’Institut francais d’archéologie orientale à Cairo OCA – Orientalia Christiana analecta OCP – Orientalia Christiana periodica PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Ed. J.-P. Migne RBK – Reallexikon zur byzantinischen Kunst REB – Revue des études byzantines RHR – Revue de Phisoire des religions SemKond – Seminarium Kondakovianum ST – Studietesti TM – Travaux et mémoires Читать далее Источник: Восточнохристианский храм. Литургия и искусство [Текст] : [сборник статей]/Центр восточнохристиан. культуры ; [ред.-сост. А. М. Лидов]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1994. - 325, с. : ил.; 25 см.; ISBN 5-86007-027-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

569 Ср. тексты у Саркиссяна. Op. cit. P.196—213. Автор толкует это исповедание как решительно антихалкидонское; см. о проблемах, связанных с этой точкой зрения, выше. 570 Synodicon Orientale. Ed. Chabot J.B. Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale. 37. Paris, 1902. P. 314. 571 О яковитах в Персии см.: Dautiller T. L " expansion de l " église syrienne en Asie centrale et en Extrême Orient//L " Orient Syrien. 1 (1956). P. 76—87. 572 См. выше, гл. IV. 573 Ср.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire perse sous la dynastie sassanide (224—632). Paris, 1904. P.119—125. 574 Ср.: Macomber W.F. The Christology of the synod of Seleucia-Ctesiphon A.D. 486//Orientalia Christiana Analecta. XXIV. 1958. P. 142—154. 575 Ср.: Synodicon orientale. Ed. cit. P. 302—303. 576 Ibid. P. 321. 577 Не путать с Петром Персом, принятым в 527 г. Об этом эпизоде см.: Guillaumont A. Justinien et l " église de Perse//Dumbarton Oaks Papers. 23—24 (1969—70). P. 49—50, 62—66. 578 Synodicon orientale. Ed. cit. P. 400. 579 Ср. список у R. Duval. La littérature syriaque. Paris, 1907. P. 71—74 и далее. Недавно Arthur Vööbus изучил большое количество сирийских рукописей и сделал более доступной эту богатую ветвь христианской литературы. О труде Vööbus " a и бесчисленных его публикациях см.: Fischer R.H. A Tribute to Arthur Vööbus. Chicago, 1977. 580 Cp:. Guillaumont A. Op. cit. P. 61. 581 См. цифры у Llewelyn P. Rome in the Dark Ages. London, 1970. P. 80—81, 168—169. Земля, принадлежавшая римской церкви, покрывала более 500 000 гектаров (Bras G. le. L " église romaine et les grandes églises occidentales après la mort de Grégoire le Grand//Settimane de studio del Centro di Studi sull " altro medioevo. V. 1958. P. 199). 582 Llewelyn P. Op. cit. P. 183; см. также наиболее исчерпывающее недавнее исследование о греческом духовенстве в Риме: Sansterre J. M. Les moines grecs et orientaux à Rome aux époques byzantine et carolingienne (milieu du IVe — fin du IXe s.). I-II. Bruxelles, 1980.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

   Ср. тексты у Саркиссяна. Op. cit. P.196—213. Автор толкует это исповедание как решительно антихалкидонское; см. о проблемах, связанных с этой точкой зрения, выше.    Synodicon Orientale. Ed. Chabot J.B. Notices et extraits des manuscrits de la Bibliothèque Nationale. 37. Paris, 1902. P. 314.    О яковитах в Персии см.: Dautiller T. L " expansion de l " église syrienne en Asie centrale et en Extrême Orient//L " Orient Syrien. 1 (1956). P. 76—87.    См. выше, гл. IV.    Ср.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire perse sous la dynastie sassanide (224—632). Paris, 1904. P.119—125.    Ср.: Macomber W.F. The Christology of the synod of Seleucia-Ctesiphon A.D. 486//Orientalia Christiana Analecta. XXIV. 1958. P. 142—154.    Ср.: Synodicon orientale. Ed. cit. P. 302—303.    Ibid. P. 321.    Не путать с Петром Персом, принятым в 527 г. Об этом эпизоде см.: Guillaumont A. Justinien et l " église de Perse//Dumbarton Oaks Papers. 23—24 (1969—70). P. 49—50, 62—66.    Synodicon orientale. Ed. cit. P. 400.    Ср. список у R. Duval. La littérature syriaque. Paris, 1907. P. 71—74 и далее. Недавно Arthur Vööbus изучил большое количество сирийских рукописей и сделал более доступной эту богатую ветвь христианской литературы. О труде Vööbus " a и бесчисленных его публикациях см.: Fischer R.H. A Tribute to Arthur Vööbus. Chicago, 1977.    Cp:. Guillaumont A. Op. cit. P. 61. Глава IX. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ ПАПСТВО...    Отвоевание Италии войсками Юстиниана было длительным и кровавым, и в результате его страна была разорена. Среди многих разрушенных городов сильно пострадал и сам Рим. Взятый имперским генералом Велисарием (536), безуспешно осаждавшийся готским королем Витигисом (537), он перенес также долгую и мучительную осаду войсками Тотилы (543—546), окончившуюся тем, что город снова попал под власть готов. Население было заметно уменьшено голодом, болезнями и резней. Только в 553г. римские войска под командованием Нерсеса снова вошли в город, окончательно победив Тотилу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Серии, журналы и сборники статей, справочные издания AASS Acta Sanctorum, Antwerpen, 1643-; Venezia, 1734-; Paris, 1863-. AB Analecta Bollandiana, Société des Bollandistes, 1882-. BibS Bibliotheca sanctorum, Pontificia Università Lateranense, vol. 1–13, Roma, 1961–1970. BHG Halkin F., Bibliotheca Hagiographica Graeca, Bruxelles, 1957, t. 1–3 (Subsidia Hagiographica, 8a, b, c); t. 1: Aaron-Joannes Baptiste, N 1–867m.284; t. 2: Joannes Calbita-Zoticus N 868–189od.322; t. 3: Supplement, Appendices et Tables, N 2001–2480.351, Appendices N 396–2000. Halkin R, Novum Auctarium Bibliothecae Hagiographicae. Bruxelles 1984 (Subsidia hagiographica, 65) [предшеств. изд.: edid. Socii Bollandiani, Bruxelles, 1909]. CCSG Corpus Christianorum. Series Graeca, Turnhout, 1978-. CrSt Cristianesimo nella storia. Richerche storiche esegetiche teologiche, Bologne, 1980-. EO Echos d " Orient, vol. 1–39, 1897/1898–1924. RHR Revue de l’Histoire des Religions, Paris, 1880-. LCI Lexicon der christlichen Ikonographie, hrsg. W. Braunfels, Bd. 5–8: Ikonographie der Heiligen, Rom-Freiburg-Basel-Wien, 1973–1976. LTK Lexicon fur Theologie und Kirche, hrsg. M. Buchberger, Bd. 1–10 u. Register, Freiburg, 1930–1938; Freiburg, 1957–1967; hrsg. W. Kasper, K. Banngartner et al Freiburg 1993-. OCA Orientalia Christiana Analecta, Roma. 1935-. ODB Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press. 1991. PG Patrologiae cursus completus. Series graeca, accurante J.-P. Migne, t.1–161, Parisiis, 1857–1866. PLP Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit, Wien, 1976-. PS Γρηγορου του Παλαμ συγγρμματα ed. П. К. Χρστου, t.1–5, Θεσσαλονκη, 1960-. REB Revue des Études byzantines, Paris, 1946-. SBN Studi Bizantini e Neoellenici, vol. 1–10, Roma, 1924–1963 (продолжение: RSBN). TM Travaux et Mémoires, Paris: Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation Byzantines, 1965-. A γB γιορετικ Βιβλιοθκη. ΣΦ Σμραγδος Φιλοκαλας, Москва-Святая гора Афон (пустынь Новая Фиваида). 2004-. ИАБ Исихазм. Аннотированная библиография, под общ. и научн. ред. С. С. Хоружего, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. Греческие авторы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

(по каталогу Ламброса т.1, 738, с.64–5, указано иеромонахом Пантелеймоном в кн.: Божественные гимны преп. Симеона Нового Богослова [=т.З Сочинений Симеона, репринт, 1993]. Сергиев Посад, 1917, с.279, примеч.2). Сам Hausherr издал чуть позже начало трактата в рукописи Panteleimon. 571 (отмеченной в каталоге Ламброса, где названы и другие кодексы, содержащие «Метод»). Работа по выявлению, классификации и изданию всех древнерусских рукописей, содержащих этот трактат, также не проделана. Без должной скрупулезной палеографической (вплоть до определения происхождения рукописей и почерка писцов) и текстологической работы (касающейся не только «Метода», но и сочинения Никифора и даже самого, гораздо более позднего, Добротолюбия ) вопрос об атрибуции произведения, как и задача окончательного установления текста, не может быть решенным (на этом фоне любые дискуссии подобного рода, а тем более категорические утверждения, кажутся преждевременными и даже странными). Началу трактата в разных рукописных традициях предшествуют либо стихотворная эпиграмма, либо прозаический отрывок. Для самого трактата эти предисловия ничего не дают, однако они важны для атрибуции произведения. 1) В рукописи Pant. 571 трактату предшествует краткое вступление, опущенное Hausherr’oм в первом издании, но опубликованное им же чуть позднее в статье: Note sur l’inventeur de la methode d’oraison hesychaste. – Orientalia Christiana 20, fasc.3 66], 1930, p. 179–82, переиздано (репринт) с сохранением старой пагинации и параллельной новой в книге: Hausherr I. Hesychasme et Roma, 1966 (Orientalia Christiana analecta 176), p.4–7. He заметно, чтобы этот фрагмент был как-то связан по своему содержанию и композиции с трактатом (переход от предисловия к основной части явно делается ex abrupto при помощи формального выражения «следует же знать, что»), а не являлся какой-либо посторонней вставкой (по мнению Hausherr’a, этот фрагмент, отсутствующий в произведениях Симеона, уже был использован в виде вкраплений в послании аввы Исаии , около 1200 г., к монахине Феодоре, дочери императора Исаака Ангела, где Феодора побуждается к исихастской жизни и исполнению молитвы «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

пер. с фр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. 32 . Brock (1995) – Brock S.P. Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). “The Second Part”, Chapters IV–XLI. Louvain, 1995. (Corpus scriptorum christianorum orientalium. Vol. 554). 33 . Brock (2004) – Brock S.P. Crossing the Boundaries: An Ecumenical Role Played by Syriac Monastic Literature//Il monachesimo tra Eredita e Aperture/Ed. by M. Bielawski, D. Hombergen. Roma, 2004. (Studia Anselmiana, 140; Analecta monastica, 8). 34 . Draguet (1978) – Draguet R. Les forms syriaques de la matière de l’historie Lausiaque. I. Les manuscrits. Edition des pieces liminaires et des ch. 1–19//Corpus scriptorium christianorum orientalium. Leuven, 1978. Vol. 389. P. 46–47. 35 . Gregorius Nazianzenus (1985) – Gregorius Nazianzenus. Discours 32–37/Ed. par C. Moreschini, P. Gallay. Paris: Cerf, 1985. (Sources chretiennes. Vol. 318, 188). 36 . Isaac (1984) – St. Isaac the Syrian. Ascetical Homilies/Transl. by D. Miller. Boston: Holy Transfiguration Monastery, 1984. 37 . Isaacus Ninivita (1909) – Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. by P. Bedjan. Paris; Leipzig: Otto Harrassowitz, 1909. 38 . Johannes Apamensis (1972) – Johannes von Apamea. Sechs Gesprache mit Thomasios, Der Briefwechsel zwischen Thomasios und Johannes und Drei an Thomasios gerichtete Abhandlungen/Hrsg. von W. Strothmann. Berlin: Walter de Gruyter, 1972. P. 160–161. 39 . Theodorus Mopsuestenus (1869) – Theodorus Mopsuestenus. Fragmenta Syriaca/Ed. by E. Sachau. Leipzig: Typis Guilelmi Drugulini, 1869. 40 . Theodorus Mopsuestenus (1880) – Theodorus Mopsuestenus. In epistolas B. Pauli commentarii. Vol. I/Ed. by H. B. Swete. Cambridge: University Press, 1880. 41 . Theodorus Mopsuestenus (1882) – Theodorus Mopsuestenus. In epistolas B. Pauli commentarii. Vol. II/Ed. by H. B. Swete. Cambrige: University Press, 1882. 42 . Theodorus Mopsuestenus (1933) – Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Lord’s Prayer and on the Sacraments of Baptism and Eucharist/Ed. by A. Mingana.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

DOP – Dumbarton Oaks Papers. Washington. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. – Berlin. JOB – Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. Wien. JTS – The Journal of Theological Studies Brightman F. E. LEW – Liturgies Eastern and Western. Oxf., 1896. ММВ – Monumenta Musicae Byzantinae. Kobenhavn. ОС – Oriens Christianus. Miinchen. ОСА – Orientalia Christiana Analecta. Roma. OCP – Orientalia Christiana Periodica. Roma. ODB – The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. А. Kazhdan. N. Y., – Oxf., 1991. Vol. 1–3. PG – Migne J. – P. Patrologiae cursus completus. Seriei graeca. Parisiis. SA – Studia Anselmiana. Roma. TU – Texte und Untersuchungen… Berlin. Послесловие редактора русского перевода Понять место богослужения в жизни средневекового христианского общества современному человеку почти так же сложно, как и человеку дореволюционной России. Между тем донимать это – одинаково важно и тем, кому желательно знать, что такое христианское богослужение, и тем, кто стремится представить себе, в каких занятиях преимущественно проходила жизнь средневекового христианского общества, в частности византийского. В так называемых христианских государствах Нового времени, – а Россия Синодального периода была в их числе – богослужение еще сохраняло общественную значимость, но разрыв со средневековым пониманием уже произошел. В Новое время христианскому общественному богослужению была уготована роль официального церемониала для государственного или национального праздника; это ничем не отличалось от роли современных безрелигиозных церемоний или от государственных культов времен язычества. Такое переосмысление христианских обрядов потребовало их существенного пересмотра: прежде всего, радикального сокращения по времени и ограничения в пространстве. Так, многочасовые и иногда продолжавшиеся сутками бдения и религиозные процессии были сведены к нескольким часам церковной службы и минимуму «крестных ходов», едва заметных на фоне городской сутолоки. Богослужение утратило роль структурообразующего фактора общественной жизни, особенно городской, превратившись лишь в один из элементов ее «декоративной отделки».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25  Перевод И.А. Кукоты (Кукота И.А. Русский перевод критического текста восточно-сирийской анафоры апп. Аддая и Мари//Вестник ПСТГУ. М., 2005. Вып. I: 14. С. 178–182). 27  Перевод А.В. Волкова (по изд.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscripts mozarabes/M. Férotin, ed. Paris, 1912; Farnborough, 1969 r . (Monumenta Ecclesiae Liturgica; 6)). 28  В западных евхаристических молитвах отдельные части (в том числе – начальная) являются изменяемыми текстами, выбираемыми из Сакраментария или Миссала в зависимости от праздника или посвящения службы. 29  См.: Taft R.F. The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where? A Review of the Dossier//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1991. Vol. 57. P. 83–121 (репринт, с ценными дополнениями, см. в книге: Taft R.F. Divine Liturgies – Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine. Aldershot (Hampshire), 2001. (Variorum Collected Studies Series; 716)). 30  См., например: Fenwick J. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. Bramcote (Nottinghamshire), 1986. (Grove Liturgical Study; 45) и др. 31  См., например: Cuming G. Four Very Early Anaphoras//Worship. Collegeville (Minnesota), 1984. Vol. 58. P. 168–172. 33  См. обзор литературы, посвящённой Страсбургскому папирусу, в статье: Ray W. The Strasbourg Papyrus//Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers/P. F. Bradshaw, ed. Collegeville (Minnesota), 1997. P. 39–56. 34  См.: Желтов М.С. Греческая литургия IV b. в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b//Богословский Сборник. Москва, 2002. С. 240–256. 35  См., в первую очередь, монографию: Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. Roma, 1981. (Analecta Biblica; 92). 36  См., в первую очередь, монографию: Winkler G. Das Sanctus: Über den Ursprung und die Anfänge des Sanctus und sein Fortwirken. Roma, 2002. (Orientalia Christiana Analecta; 267). 37  См.: Scheldt H. Die Taufwasserweihegebete im sinne vergleichender liturgieforschung untersucht. Munster, 1935. (Liturgiegeschichtliche Quellen und Forschungen; 29); Желтов Михаил, диак. Водоосвящение//Православная Энциклопедия. Москва, 2005. Т. 9. С. 140–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010