В составе Собора русских святых Е. показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись с именем «с княгиня Елена игумени[я] Мос[ковская]» - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. надпись не сохранилась (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Оплечный образ Е. также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).». Е. изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» 2-й пол. XIX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского мон-ря, см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). К прославлению Е. в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 гг. худож. С. Мелкозёровым выполнен образ Е. в традиц. иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители, см.: Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии (Там же. С. 6, 70, 80). Е. с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского жен. мон-ря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

http://pravenc.ru/text/189739.html

На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

На иконе «Образ всех российских чудотворцев с Софией Премудростью Божией» иконописца Петра Тимофеева (1814, ГРМ) и на прориси с нее (Музей СПбДА; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 226. Л. 3. Табл. 58. С. 453) у преподобного недлинная округлая борода, голова не покрыта. На одноименных выговских иконах рубежа XVIII и XIX вв. и 2-й четв. XIX в. (ГИМ, ГТГ; Образы русских святых. Кат. 93. С. 390-399. Воспроизв. фрагмента на с. 395; Icones russes: Les saints/Fondation P. Giannadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. Cat. 52. P. 142-143) он показан в куколе, борода длиннее и уже. На прориси с иконы XVIII (?) в. «Новгородские чудотворцы» преподобный стоит в правой группе святых, в 5-м ряду снизу, 2-м справа; видна только его непокрытая голова, борода короткая округлая ( Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. LXIX; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 399, 619). М. включен в состав святых на литографии «Собор всех святых новгородских угодников» (хромолитография Е. И. Фесенко, Одесса, 1902) и на иконе «Образ всех российских чудотворцев» мон. Иулиании (Соколовой) (20-30-е гг. XX в., ризница Троице-Сергиевой лавры), а также в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в. Горельефное изображение М. в схиме, с наперсным крестом, со сложенными на груди руками имелось на крышке медной посеребренной раки преподобного (1855-1857). На боковых сторонах раки помещались рельефы со сценами воскрешения преподобным царевича Иоанна, сына хана Симеона Бекбулатовича, и преставления М., на торцевых - явление М. Тихвинской иконы Божией Матери и текст тропаря святому - в картуше, поддерживаемом ангелами (рака воссоздана в 2013). К кон. XIX в. получили нек-рое распространение «раздаточные» иконы - паломнические образки, исполненные в скорописной технике и восходящие, возможно, к изображению на торце раки: М. в монашеской одежде, в куколе, стоит справа в 3/4-ном повороте; слева показана обитель с 5-главым храмом (реже с 2 или 3 храмами) и шатровой колокольней.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

В составе Соборов русских святых Е. изображена на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. иконописца П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) - в правой группе св. князей в верхнем ряду 3-я справа, вполоборота влево, в молении, за прп. Софией Суздальской. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен. Серебряная рака с мощами прп. Евфросинии Полоцкой в Крестовоздвиженском соборе Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г. Серебряная рака с мощами прп. Евфросинии Полоцкой в Крестовоздвиженском соборе Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г. Е. изображена на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); на совр. списках этого извода, напр. в московских храмах свт. Николая в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина), Воскресения Христова в Сокольниках (2002, М. В. Пыжов), кн. равноап. Владимира (2001, М. Проскурова), в ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111) и др. На нек-рых рус. иконах Миней (см., напр., кон. XX в.: ПЦК, 2003 г. М., 2002. Вкл.) под 23 мая помещена фигура Е. В Евфросиниевом мон-ре мощи Е. были помещены в кипарисовую раку, обложенную серебром с позолоченными рельефами, эмалевыми изображениями и орнаментами. Рака была выполнена на пожертвования в 1910 г. по проекту П. А. Зыкова «в византийском стиле XII века». На лицевой стороне помещался рельеф с изображением перенесения мощей Е. из Иерусалима в Киево-Печерскую лавру (копия барельефа на раке святой в Киево-Печерской лавре), на др.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Образ И. вводился в Собор Угличских святых: на иконе нач. XVIII в. (УИХМ) святой предстоит Спасителю крайним справа в 1-м ряду (правая рука с раскрытой ладонью, в левой свиток), рядом с блгв. кн. Романом Угличским; на пяднице кон. XVIII в. из частного собрания И. с седой бородой (руки со свитком в молении) - крайний слева, возле преподобных Кассиана Учемского и Паисия Угличского. В составе Соборов рус. святых И. в схиме включен в правую группу блгв. князей и княгинь на иконах поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; надпись: «Кн(з) urhamiu oyrлeцkiu»), 1814 г. письма Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой в виде средовека в монашеском одеянии и в куколе представлен в 4-м ряду слева, с надписью на нимбе: «Прп(д) I w аннъ Кн # (з)». На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) - необычное изображение И. в княжеских одеждах, с непокрытой головой (в 7-м ряду крайний слева). В иконописи XX в. образ И. встречается на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», написанной мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г. (ризница ТСЛ - келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), а также на списках кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах из московских церквей свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина) и равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), из вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва/Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). И. представлен в группе Вологодских чудотворцев 4-м справа во 2-м ряду, над прп. Димитрием Прилуцким. В кон. XX - нач. XXI в. для Спасо-Прилуцкого монастыря были созданы произведения церковного искусства по местным иконописным образцам XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Образы К., М. и Ф. были помещены среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя (худож. Фартусов по эскизам Н. А. Лаврова; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77). Известны изображения муромских св. князей в храмовых росписях Ярославской и Ростовской епархии: на юго-вост. столбе ц. апостолов Петра и Павла в пос. Поречье-Рыбное Ростовского р-на (1782-1785, артель под рук. А. Шустова), на сев. столбе собора блгв. князей Бориса и Глеба в ростовском Борисоглебском мон-ре на Устье (1783, мастер И. Д. Лигоцкий; поновления - 1842 и 1905, с.-петербургский худож. Ф. Е. Егоров), на юж. стене ц. свт. Николая Чудотворца в с. Вёска Борисоглебского р-на Ярославской обл. (1799) ( Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат./ГМЗРК. М., 2008. С. 119, 124, 149, 151, 309, 318). Рельефный образ К. помещен в числе др. рус. святых на юж. внутренних дверях Исаакиевского собора в С.-Петербурге (1846-1850, скульптор И. П. Витали). В композиции «Собор русских святых» муромские князья представлены на иконах, выполненных поморскими мастерами-староверами или по их образцам: на образе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА и соответственно на северодвинской иконе сер.- 2-й пол. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Судя по надписи на нимбе, К. изображен (ошибочно дважды) в группе князей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), вместе с сыновьями - на образе российских чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53). На иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) 3 муромских князя занимают одно из центральных мест в композиции (М. с окладистой бородой с проседью).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

В числе Пермских и Устюжских святых И. (в молении, в охристой фелони и архиерейской шапке, с Евангелием в правой руке) показан в правом клейме иконы «Свт. Стефан Пермский, с деисусом и избранными святыми», происходящей из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 147, 267. Ил. 77; Дары музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат./Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2003. С. 37. Кат. 101. Ил. 39). Образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в мастерской с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением, И. изображен вместе с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, Пермскими святителями. В составе композиции «Собор русских святых» И. включен, в частности, в группу святителей на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), на поморской иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Необычно - в белом клобуке И. представлен во главе среднего ряда группы святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Крайним справа в 1-м ряду святителей (крайний слева - свт. Стефан Пермский) он написан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). Образ И. присутствует в группе подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/578252.html

(живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Необычно - седобородым старцем, в мантии и клобуке, с Евангелием в руках - И. написан на оконном откосе храма ц. Всех святых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1906, худож. И. С. Ижакевич с учениками). Как один из самых почитаемых Киево-Печерских святых, И. включен в Собор рус. святых на поморской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Его образ находится в левой группе преподобных во 2-м ряду среди др. Киево-Печерских чудотворцев (между преподобными Марком Гробокопателем и Алипием): И. написан обнаженным по пояс, с непокрытой головой, окладистой бородой и крестообразно сложенными руками. На иконе рус. чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) И. изображен в мантии и куколе в 3-м ряду справа, на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в набедренной повязке, крайним слева в 1-м ряду. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) И.- в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Известны совр. иконы И., напр. перед входом в храм во имя И. в Голосеевской пуст. в Киеве (написана на основе надгробной иконы из пещер). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Образ Е. с датой памяти 25 сент. присутствует на иконе «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) на одном клейме с кн. блгв. Михаилом Черниговским. Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». Она воспроизведена на хромолитографии из ц. ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (в 2002 обретена в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря), где представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого - кнг. равноап. Ольга, за ней среди рус. подвижниц - Е. (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8/85. 25 апр. С. 1-2). В составе Соборов русских святых поморского извода Е. показана в правой группе мучеников, благоверных князей и св. жен в верхнем ряду 5-й справа: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463); на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе «Русские чудотворцы» нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) есть редкое изображение Е. в княжеских одеждах (плаще и шапке), с длинными русыми волосами, лежащими на плечах, с крестом в левой руке, в центральной части 7-го ряда (недалеко от преподобных Петра и Февронии Муромских), под образом Новозаветной Троицы в облачном сегменте, с надписью: «С[вятая] Ефросиния Сужда(л), Кня(ж).». На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ - Ibid. P. 144-147. Cat. 53) она написана в правом верхнем ряду среди преподобных жен. Образ Е. встречается в произведениях XX в., в частности в группе Суздальских чудотворцев (во 2-м ряду справа) на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач.

http://pravenc.ru/text/187882.html

Толгской иконы Божией Матери. На иконе 1838 г. Л. изображен крайним слева в 1-м ряду поддерживающим обеими руками Евангелие ( Вахрина В. И. 2014. Ил. на с. 7); на иконе кон. XIX - нач. XX в.- 2-м слева в 1-м ряду, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие ( Она же. 2003). В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., Л. входит в состав группы святителей на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icones russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Он написан также на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) и сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; Ibid. P. 144-147. Cat. 53). На иконах Собора Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено решением патриарха Алексия I и Синода РПЦ в 1964 г., святые представлены в неск. рядов. В центре, где в ранних памятниках подобной иконографии изображался Л., здесь помещен свт. Димитрий, митр. Ростовский, по правую руку от него - святители Л. и Исаия, по левую - святители Игнатий и Иаков. Изображение свт. Димитрия в центре композиции в соответствии с его широким почитанием как новоявленного святого характерно для нек-рых икон XIX в., Л. в таких случаях стоит по правую руку от него. К изображениям Л. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, к-рую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» ( Анкудинова, Мельник. 2002). Л. представлен вверху на вост. грани юго-вост. столба в рост, с разведенными руками (правой рукой благословляет, в левой - держит Евангелие), у него короткая борода, на голове - белый клобук. В росписи 1641 г. Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря образ Л. помещен в алтаре. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, Л. изображен в ряду с Московскими и Ростовскими святителями ( Бусева-Давыдова, Рутман. 2002).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010