720 La Bible. Traduction nouvelle avec introductions et commentaires par Prof. Edouard Reuss. Nouvean Testament. Troisième partie: Les Epîtres Pan-Jiniennes. Tome premier, Paris 1878. P. 11. 721 Geschichte der christlichen Kirche. Von Dr. Ferd. Ghr. Baur. Erster Band: Kirchengeschichte der drei ersten Jahrhunderte. Dritte Auflage, Tübingen 1863. S. 45. 730 Cp. Wilh. Bruckner (Die Chronologische Reihenfolge, in welcher die Briefe des Neuen Testaments verfasst sind, Haarlem 1890, S. 138. 139): «В постепенном развитии среди тяжелой внутренней борьбы» «в духовной жизни Павла проложило себе путь новое убеждение», и «это вновь приобретенное прозрение (на счет источника религиозного христианского движения) он возводит к Богу». 731 С психологической точки зрения был безусловно прав E. Langhans, предлагая для Дамасского явления Христа Савлу термин Glaubens vision – видение веры: см. у Th . Keim , Geschichte Jesu von Hazara III, S. 579. 732 Prof. A. Hausrath, Art. «Paulus, der Apostel Jesu Christi» в Bibel Lexicon von Prof. Dan Schenkel , vierter Band (Lpzg 1872), S. 418. 733 Prof. A. Hilgenfeld, Die Bekehrung und apostolische Berufung des Paulus в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» VII (1864), S. 161. 734 Cp. Théologie du Nouveau Testament. Tome second: L’enseignement des Apôtres. Par Prof. Jules Bocon. Lausanne 1894. P. 82. A. Sabatier. L’Apôtre Paul, p. 46. 736 С этой стороны не ошибся Prof. Hermann Olshausen, говоря (Biblischer Commentar über sammtliche Schriften des Neuen Testaments. Zweiter Band, dritte Abtheilung: Die Apostelgeschichte, umgearbeitet von Dr. Aug. Ebrard . Vierte Auflage, Königsberg 1862. S. 143), что скудость естественных предварений, указываемых критикой, вынуждала бы допустить, что Павел сам себя убедил, как это мы и находим у D. Jo. G. Rosenmüller " a, (Scholia in Novum Testamentum. Tom. III, continens Acta Apostolorum et Epistolam Pauli ad Romanos. Editio quinta Norimbergae 1804. P. 136:... ad meliorem mentem esse redeundum) и Ernest Havet (Le Christianisme et ses origines, t. IV, Paris 1884, p. 181–182 и La conversion de St. Paul в «Bibliothèque de l’Ecole des hautes études», vol. 1: Études de critique et de l’histoire, Paris 1889, p. 179–194), которые склоняются к грубо-натуралистическому объяснению Аммона касательно Дамасского чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   См., в частности: Schmemann A. For the Life of the World. Sacraments and Orthodoxy. Crestwood, NY, 1973/[Шмеман А., прот. За жизнь мира. Электросталь, 2001; Он же. Таинства и православие. Нью-Йорк, 1965]; Idem. The Eucharist: Sacrament of the Kingdom. Crestwood, NY, 1987/[Он же. Евхаристия: Таинство Царства. М., 2006].     O’Collins G. What are They Saying about Jesus? NY, 1977. P. 2.    Кенотическая схема используется также в софиологии о. С. Булгакова, который считает теорию истощания «наиболее важным течением в христологической мысли со времен Вселенских Соборов». Булгаков пишет: «предвечный Бог делается становящимся Богом в Богочеловеке, обнажается вечного Своего божества, чтобы низойти до человеческой жизни, в ней и чрез нее соделать человека богоприемлющим…». — Boulgakov S. La sagesse divine et la Théanthropie. Vol. 1: Du Verbe incarné… Lausanne, 1982. P. 146—147 [Агнец Божий: О Богочеловечестве. Ч. 1. М., 2000. С. 248].     Knox J. The Humanity and Divinity of Christ: A Study of Pattern in Christology. Cambridge, 1967. P. 104. Приходится недоумевать, кто может определить, какие Божии свойства — «более важные».    К примеру: «Сводить человечество Христа к простой безыпостасной природе противоречит намерению Халкидонского собора, который никогда не пытался “спасти” божество Христово, умаляя Его человечество до “чистой природы”». — Вееск F. J. van. Christ Proclaimed: Christology as Rhetoric. NY, 1979. P. 51; а также: «Как может человеческая природа Иисуса быть полностью единосущной нашей, если у нее отнять человеческую ипостась?». — Moeller Ch. Le Chalcédonisme et le Néo-Chalcédonisme en orient de 451 à la fin du VIe siècle//Konzil von Chalkedon. Bd. 1. S. 697; см.: новейший критический обзор: Havrilak G. Chalcedon and Orthodox Christology Today//SVTQ. Vol. 33. 2. 1989. P. 127—145.    Эти вопросы поднимаются в: Breck J. Reflections on the «Problem» of Chalcedonian Christology//SVTQ. Vol. 33. 2. 1989. P. 147—157; также они развиты в моей книге: Christ in Eastern Christian Thought [Иисус Христос].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   Об этих двух авторах см. недавнее исследование с полной библиографией: Christoff Р. К. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism: A Study in Ideas. Vol. 1: A. S. Khomjakov. The Hague, 1961; Vol. 2:1. V. Kireevskij. The Hague, 1972.    Собрание его сочинений впервые было издано в Казани: Антоний (Храповицкий), en. Полное собрание сочинений. В 3 т. Казань, 1900; репринт: Jordanville, NY, 1956—1969. Особенно спорен его «Догмат искупления»; см.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Догмат искупления//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1917. 8—9. С. 155—167; 10—12. С. 285—315/[Он же. Избранные труды, письма, материалы. М., 2007. С. 40—74]. Позже митрополит Киевский Антоний († 1936) стал главой «Русского заграничного Синода» в Югославии.    См.: Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении. Сергиев Посад, 1895 [переизд.: То же. Казань, 1898; репринт: М., 1991]. Митрополит Сергий стоял во главе Русской церкви в трагические годы большевистских гонений и был избран патриархом в 1943 г.    О Тарееве существует недавняя, еще не опубликованная диссертация Поля Вальера из Колумбийского университета (см.: Vallière P. R. M. М. Tareev: A Study in Russian Ethics and Mysticism: PhD. NY: Columbia University, 1974); также см.: Vallière P. The Liberal Tradition in Russian Orthodox Tradition//The Legacy of St. Vladimir: Byzantium, Russia, America ed. J. Breck, J. Meyendorff, E. Silk. Crestwood, NY, 1990. P. 93—106.    Отрекшийся семинарист, марксистский профессор экономики, затем вернувшийся к вере, священник и ректор семинарии С. Н. Булгаков является автором целого ряда монументальных трактатов, недавно переведенных на французский язык; см., напр.: Boulgakov S. La sagesse divine et la Théanthropie. Vol. 1: Du Verbe incarné, l’Agneau de Dieu. Lausanne, 1982 [Агнец Божий: О Богочеловечестве. Ч. 1. М., 2000]; Idem. Philosophie de l’économie. P., 1987/[Он же. Философия хозяйства. М., 2009]; на англ. яз. см.: A Bulgakov Anthology/ed. J. Pain, N. Zernov. Philadelphia, Pa, 1976.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

de. Études de théologie positive sur la Sainte Trinité. Troisième série. P. 2: Théories grecques des processions divines. P., 1893; см. также: Prestige G. L. God in Patristic Thought. L., 1952; Meyendorff J. Byzantine Theology. P. 181—189 [Византийское богословие. С. 256—269]; Staniloae D. The Holy Trinity: Structure of Supreme Love//Idem. Theology and the Church. Crestwood, NY, 1980. P. 73—108.    По этому вопросу см.: Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought. P. 25—28; 29—46; etc. [Иисус Христос. С. 27—31; 32—52].    См.: Ignatius Antiochenus. Ad Romanos, VI, 3 [Писания мужей апостольских. С. 355].     Gregorius Nazianzenus. Oratio 45, 28//PG 36, col. 661c [Указ. изд. T. l. C. 680].    Я имею в виду таких авторов, как [Готфрид] Томазиус и [Вольфганг Фридрих] Гесс среди лютеран и Чарльз Гор среди англикан.    Тареев [Михаил Михайлович] был долгое время профессором этики в Московской Духовной академии. Его мировоззрение и оказанное им влияние удивили бы многих, кто придерживается упрощенных взглядов на русское православие конца XIX в. Острую критику Тареева можно найти у о. Г. Флоровского (см.: Флоровский Г. Пути русского богословия С. 439—444; о Тарееве см. также блестящую диссертацию: Vallière P. R. Μ. Μ. Tareev: A Study in Russian Ethics and Mysticism: PhD. NY: Columbia University, 1974). Софиологическая система о. С. Булгакова на Западе известна лучше (хотя все еще недостаточно). Его «кенотические» взгляды представлены в: Boulgakov S. La sagesse divine et la Théanthropie. Vol. 1: Du Verbe Incarné, l " Agneau de Dieu tr. C. Andronikof. Lausanne, P., 1982. P. 146—156/[Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. М., 2000. С. 248—258].     — здесь: добровольное самоумаление (ср. церк. — слав. «вольное истощание») Бога-Слова через приобщение тварному бытию вплоть до страдания и смерти. Юрген (род. 1926) — крупнейший немецкий протестантский богослов, чья работа «Теология надежды» (1964) дала название всему направлению. Надежда трактуется Мольтманом как онтологическая характеристика бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

1994. Vol. 112. P. 65-84; Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jh.). W., 1970. (Wiener Beitr. z. Theologie; 28); Метревели e. Ирмосы и богородичны. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); eadem [M é tr é v é li H. ]. Les manuscrits liturgiques Géorgiens des IXe-Xe siècles et leur importance por l " étude de l " hymnographie byzantine//Bedi Kartlisa. 1978. T. 36. P. 43-48; она же. О груз. литург. терминологии//ППС. 1998. Сб. 98(35). С. 105-114; Outtier B. Un feuillet du Lectionnaire géorgien hanmeti a Paris//Le Muséon. 1972. Vol. 85. P. 399-402; idem. Fragments onciaux du Lectionnaire géorgien//Bedi Kartlisa. 1975. T. 33. P. 110-118; 1976. T. 34. P. 97-101; idem. Un fragment d " évangéliaire liturgique de Saint-Sabas? (Doc. Sinaï Géo. 63)//Ibid. 1978. Vol. 36. P. 53-55; idem. K. Kekelidzé et le lectionnaire géorgien//Ibid. 1980. Vol. 38. P. 23-35; idem. Un témoin partiel du Lectionnaire géorgien ancien (Sinaï. géorgien 54)//Ibid. 1981. Vol. 39. P. 76-88; idem. Un nouveau témoin partiel du Lectionnaire géorgien ancien (Sinaï. géorgien 12)//Ibid. 1983. Vol. 41. P. 162-174; idem. Langue et littérature géorgiennes//Christianismes orientaux: Introd. à l " étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 263-296; idem. Les lectionnaires Géorgiens//La lecture liturgique des Épitres catholiques dans l " Église ancienne/Éd. C.-B. Amphoux, J.-P. Bouhot. Lausanne, 1996. P. 75-85; Гиунашвили Э. , сост. Малый Номоканон. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Великий Номоканон. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Гвахария В. Гимны Микаела Модрекили. Тбилиси, 1978. T. 1-3 (на груз. яз.); Gvakharia V. «Мученичество Шушаники» и нек-рые проблемы древнегруз. гимнографии (IV-VI вв.)//MAAS. 1985. T. 5. S. 637-650; Кавтария m. Из истории груз. гимнографии XVII-XVIII вв.//Мравалтави. 1973. T. 3. C. 157-176; 1975. T. 4. C. 206-223 (на груз. яз.); он же. Из истории древнегруз. поэзии XVII-XVIII вв. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); он же. Арсений Чкондидский - неизвестный грузинский гимнограф XIII в.//Тр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

196 . Temple R. Silence of the heart: The call for awakening in the Philokalia//Parabola. 1990 (May). 15:2. 28. 197 . Touraille J. L’esprit de la Philocalie//Contacts. 1995. 17. 83–105. 198 . Turner С. H. Two notes on the Philocalia//Zs. für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde des Urchristentums. 1911. 12. 231. См. также 1 .89; 13 .242. Нектарий Эгинский ThEE 9, 397–399 Анастасий Кефала, 1.10.1846–10.11.1920, св. Митроп. Пентапольский (с 1889). Канонизирован Константинопольской Церковью 20.04.1961. Житие и церковное почитание 199 . Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу. Мытищи б. г. 31. 200 . Mikrayannanitis G. σιος Νεκτριος Κεφαλ ς. Βος κα κολουθα. Αθναι 1965. 201 . Papakonstantinou Τ. κολουθα, βος κα θαματα το ν σοις πατρς μν κα ποιμηνρχου Νεκταρου μητροπολτου Πενταπλεως. θναι 1952. Сочинения 202 . Нектарий, св. О святых Божиих заступниках наших на небесах. М. 1999. 62. Исследования 203 . Мелинас М. Я говорил со св. Нектарием: Интервью с людьми, знавшими св. Нектария/Пер. с новогреч. [Сергиев Посад] 1995. 256. [Греч. оригинал: Афины 1987]. 204 . Cavarnos С. St. Nectarios of Aegina. Belmont, MA 1981 (Modern Orthodox Saints. 7). 205 . Chondropoulos S. γιος το ανα μας. σιος Νεκτριος Κεφαλ. θναι 3 1973. пер.: Saint Nectaire d’Égine. Brive-la-Gaillarde 1982. (Les Cahiers de la Fraternité Saint Basile le Grand et Saint Marc d’Éphèse). 206 . Fontrier A. Saint Néctare d’Egynë esquisse biographique/Préf. Justin Popovi. 2 Lausanne 1993. 158. (La Lumière du Thabor). пер.: Амвросий (Фонтрие), архим. Святитель Нектарий Эгинский : Биографический очерк. Б.м. Б.г. 146. же: Святитель Нектарий Эгинский : Жизнеописание/Сост. архим. Амвросий (Фонтрие). М. 1998. 221. 207 . Kastoupakis Κ. Α. Βος, πολιτεα κα θαματα το γου Νεκταρου Αγινς. θναι 1963. 2 Χανι 1965. 208 . Konstantinou Ε. Die Botschaft der Heiligen in unserer Zeit. Der heilige Nektarios von Ägina (Griechenland, 1846–1920)//Der Christliche Osten. 1987. 42. 63–71, 148–157, 160–163; 1988. 43. 14–27, 89–103, 1790–189, 230–246, 297–310; 1989. 44. 51–65, 113–130.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Clm. 14000, ок. 870). История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855–869 гг. (Британский музей, Лондон) К предметам литургического обихода можно отнести золотой переносной алтарь с киворием из Реймса, принадлежавший кор. Арнульфу Каринтийскому (сокровищница Мюнхенской резиденции, 870-890). Несколько проще устроен переносной алтарь из Фульды (порфировая плита, обрамленная серебряным листом с чеканкой; Музей Клюни, Париж, 70-е гг. IX в.). Среди первых образцов статуй-реликвариев можно назвать сильно переделанную впосл. статую св. Веры из Конка (сокровищница аббатства Конк, кон. IX-X в.), при изготовлении к-рой использовались в т. ч. монтированные на деревянное основание фрагменты золотой статуи имп. Диоклетиана, античные геммы и камеи. Во 2-ю группу входят произведения, представляющие собой вариации на тему древнерим. памятников, связанных в первую очередь с имп. культом. Таков миниатюрный бронзовый позолоченный конный памятник Карлу Великому, образцом которого, возможно, стала перевезенная из Равенны в Ахен статуя остгот. кор. Теодориха Великого (2-я пол. IX в., Лувр, Париж). В своеобразной антикизирующей форме реликвария была выполнена миниатюрная серебряная триумфальная арка, украшенная изображениями ангелов и св. воинов в основании; она была подарена Эйнгардом церкви в Маастрихте (не сохр.). К позднеримским и раннехристианским образцам резьбы по камню восходят памятники резьбы по горному хрусталю - вклады поздних Каролингов в монастырские сокровищницы: хрустальный эллипс с изображением Распятия, переданный Карлом Лысым в сокровищницу аббатства Сен-Дени (Британский музей, Лондон, 50-70-е гг. IX в.), и принадлежавший кор. Лотарю II хрустальный шар с 8 сценами истории Сусанны , расположенными по окружности и снабженными, как в книжной миниатюре, noдnucямu-mimuli (Британский музей, Лондон, сер. IX в.). Хрустальная гемма с портретом Лотаря II вошла в т. н. крест Лотаря, изготовленный ок. 1000 г. Лит.: Schlosser J., von. Schriftquellen zur Geschichte der karolingischen Kunst. W., 1892; Krautheimer R. The Carolingian Revival of Early Christian Architecture//The Art Bull. N. Y., 1942. Vol. 24. N 1. P. 2-38; Grabar А., Nordenfalk С. Le haut Moyen Âge du IVe au XIe siècle. Lausanne, 1957; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture, 800-1200. Baltimore etc., 1959; Hubert J., Porcher J., Volbach W. F. L " Empire carolingien. P., 1968; Dodwell C. R. Painting in Europe, 800-1200. Harmondsworth, 1971; Beckwith J. Early Medieval Art: Carolingian, Ottonian, Romanesque. N. Y., 1974; Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада/Пер.: А. Г. Габричевский. М., 1998. С. 42-51; Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Петра, его собственное настаивание на том, что не может наблюдаться, но должно предполагаться, было согласно с точкой зрения Августина. 511 О других мнениях относительно последовательности произведений Проспера см. Cappuyns. Le premier représentant. P. 317–326; Jacquin M. La question de la prédestination aux Ve et VIe siècles. P. 276–299. 513 O’Connor W. Saint Vincent of Lerins and Saint Augustine//Doctor Communis, 16 (1963). P. 141–173. Koch H. Vincenz von Lerin und Gennadius: ein Beitrag zur Literaturgeschichte des Semipelagianismus. Texte und Untersichungen, 31/2. Leipzig, 1907. S. 40–58; Amann É. Semipélagiens//Dictionnaire de théologie catholique, 14. Col. 1822–1824; Jacquin M. P. 290–293. 532 Resp. Gall., 1.8; 2.8. О том, как Проспер обсуждает вопрос всеобщности, см. Jacquin М. La question de la prédestination. P. 282–286. 539 О разных взглядах на вопрос верности Проспера Августину см.: De Plinval G. Prosper d’Aquitaine interprète de saint Augustin//Recherches Augustiniennes, 1 (1958). P. 339–355; Idem. Pélage: ses écrits, sa vie et sa réforme. Lausanne, 1943. P. 369. 540 Именно по просьбе архидиакона Льва Кассиан написал свой трактат De incarnation. Markus R.A. Chronicle and Theology: Prosper of Aquitaine//The Inheritance of Historiography. Exeter, 1986. P. 31–33. 541 Zumkeller A. Die pseudo-augustinische Schrift ‘De praedestinatione et gratia’: Inhalt, Uber lieferung, Verfasserfpage und Nachwirkung//Augustinianum, 25 (1985).S. 539–563. 542 Chisholm J. E. The Pseudo-Augustinian Hypomnesticon against the Pelagians and Celes tians, 1. Fribourg, 1967; Idem. The Authorship of the Pseudo-Augustinian Hypomnesticon against the Pelagians and Celestians//Studia Patristica, 11, Texte und Untersuchungen, 108 (1972). P. 307–310. Чизхолм приводит аргументы в пользу авторства Проспера и датирует этот трактат 430–435 гг. См. также Markus. The Legacy of Pelagius. P. 219 220. 543 Griffe E. Pro Vincentio Lerinensi//Bulletin de littérature ecclésiastique, 62 (1961). P. 26 31. 544 Cappuyns D. M. L’origine des capitula pseudo-célestiniens contre le semipélagianismr//Revue Bénédictine, 41 (1929). P. 156–170. Auctoritates были присоединены к посланию папы Целестина (Ер. 21), отправленному епископам Галлии (см. с. 151). В соответствующем месте эти capitula помещены и в PL (PL T. 50. Col. 528–537). Де Леттер считает Auctoritates самостоятельной работой, и я присоединяюсь к этому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Он же после обеда приказывал одному из подданных взлезать на палатку и кричать на всю вселенную, что Князь его откушал, и что теперь позволяется кушать и прочим земнородным. 13 Treviranus, Biolog. IV. p. 202. – Hastings, Meckel’s Arch. VI. p. 228–Wilson Philipp, Medical-Surgic. Transact. V. XII. P. II, Baumgärmner, über die Nerven und das Blut, p. 98. 27 Andral, 1. с. р. 186 и 193. За 10 верст от Москвы в селе Казиие (здесь, наверное, с. Казино) видел я старосту лет, как предполагаю, 45, у которого лоб очень вдавлен от удара каким-то круглым твердым телом и однако же этот человек совершенно здоров телом и душой. 29 Замечено, что у низших позвоночных животных могут совсем исчезнуть главные нервы, например, обоняния и зрения, и однако же животные могут очень хорошо обонять и видеть посредством 5-й пары нервов. (Andral·1. с. р. 472). 35 Physiologie der Verdauung, nach Versuchen auf natürlichem und künstlichem Wege, von J, N. Eberle, Würzb. 1834 p. 57. 36 Mikroskopische Untersuchungen über die Uebereinstimmung in der Struktur und dem Wachsthum der Thiere und Pflanzen von Th. Schwann Heft. I. Berlin 1838, S. 1–10 и след. 37 См. Das Nervensystem and dessen Krankheiten, von Marschall- Hall, aus d. Engl. Berlin, 1836, p. 5, в и след. Также перевод в последних NN. Тер. Ж. за 1838 год. 38 Wardroï, on the nature and treatment of the diseases of the Heart; with some new views on the Physiology of the circucations; by J. Wardrop, London, 1837, p. 13–40. – Также в последних NN. T. Ж. за 1837 год. 39 Hippocratis opera genuina, recens. Alib. de Haller, T. I. Lausannae, MDCCI.XXXIV. p. 464 и 466. 41 Wilhelm Stokes, Abhandl. über Diagnose und Behandlung der Brustkrankheiten, aus d. Engl. v. G. v. d. Busch, Bremen, 1838 p. 171–176. 42 В наше время, кажется, совсем забыли о следующих правилах неподражаемых наблюдателей природы, Гиппократа и Цельса, или лучше сказать, о правилах самой природы: Tenues et exacti victus et in longis semper affectionibus, et in acutis. wubi non expedit, periculosi sunt et rursus ad extremam wtenuitatem progress!, difficiles sunt.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лат. переработка состоит из 4 тематических блоков: 1) истории Друзианы и преставления апостола, прямо восходящих к древним И. д.; 2) описания пытки кипящим маслом, изгнания и возвращения в Эфес; 3) эпизодов с Кратоном, Аттиком и Евгением, Стактием (нравоучительного текста об отношении к богатству); 4) рассказ о разрушении храма и истории с рыбой. Возможно, автор лат. текста не только перевел все или часть этих блоков с греческого, но и взял их из существующих лат. текстов. И. д. и их переработки оказали влияние на византийскую агиографию (напр., описание смерти ап. Иоанна повлияло на Мученичество св. Ирины (BHG, N 952y - 954c)). Ист.: CANT, N 215-224; ActaAA. Vol. 2/1. P. 160-216; Wright W. Apocryphal Acts of the Apostles. L., 1871. Amst., 1968r. Vol. 1. P. 66-72; Vol. 2. P. 61-68; Catergian J. Ecclesiae Ephesinae de obitu Ioannis apostoli narratio ex versione armeniaca saeculi V. Vindobonae, 1877. P. 32-51; Zahn Th. Acta Joannis. Erlangen, 1880. Hildesheim, 1975r; Wallis Budge E. A. Coptic Apocrypha in the Dialect of Upper Egypt. L., 1913. P. 51-58, 233-240; Grenfell B. P., Hunt A. S. Fragment of an Uncanonical Gospel from Oxyrhynchus. L.; N. Y., 1908. Vol. 6. P. 12-18; Kekelidze C. Monumenta hagiographica georgica. Tiflis, 1918. Vol. 1. P. 198-201 (на груз. яз.); Bruyne D., de. Epistula Titi, discipuli Pauli, de dispositione sanctimonii//RBen. 1925. Vol. 37. P. 47-72; Esbroeck M., van. Les formes géorgiennes des Acta Iohannis//AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 5-19; Junod E., Kaestli J.-D. Acta Iohannis. Turnhout, 1983. Vol. 1. P. 161-397. (CCSA; 1). Лит.: Junod E., Kaestli J.-D. L " histoire des Actes apocryphes des apôtres du IIIe au IXe siècle: Le cas des Actes de Jean. Gen.; Lausanne, 1982; iidem. Le dossier des Actes de Jean: État de la question et perspectives nouvelles//ANRW. R. 2. 1988. Bd. 25. H. 6. S. 4293-4362; iidem. Actes de Jean//Écrits apocryphes chrétiens/Ed. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 1. P. 973-1037; Junod E. Polymorphie du Dieu Sauveur//Gnosticisme et monde héllenistique.

http://pravenc.ru/text/577888.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010