414       Catalogue of the Armenian Manuscripts in the Cambridge University Library. Louvain, 1994 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Subs. 86). 415       «Послание Иеремии» – второканоническая книга Ветхого завета; в католической традиции составляет последнюю главу Книги Варуха, в православной – отдельную книгу. 416       Им было также издано лингвистическое исследование «Armenian as a Pluricentric Language» (1991). 417       См. в частности: The Tome of Leo: Eastern and Oriental Orthodox Perspectives//St. Nersess Theological Review. 1998. No. 3. P. 1–21; Text Critical Investigation of the Armenian Version of Third Corinthians//Apocryphes armeniens/V. Calzolari Bouvier, J.-D. Kaestli (éd.). Lausanne, 1999. P. 91–102. Koy занимается также современной армянской драмой; совместно с Н. Парлакяном им составлена «Антология современной армянской драмы» – Modern Armenian Drama: An Anthology» (2000). 418       Nersessian V. The Bible in the Armenian Tradition; Sacred Books of the Three Faiths: Judaism, Christianity, Islam; Treasures from the Ark: 1700 Years of Armenian Christian Art. L., 2001; Idem. The Armenian Illuminated Gospel Books. L., 1987; Idem. The Tondrakian Movement. L., 1987. 419       Album of Armenian Paleography/D. Kouymjian, H. Lehmann, M.E. Stone (eds.). Aarhus, 2002. 420       The Evolution of Armenian Gospel Illumination: The Formative Period (9th–11th Centuries)//Armenian and the Bible/Ch. Burchard (ed.). Atlanta, 1993. P. 125–142; Armenian Gospel Illumination and the Classical Tradition//Text and Context: Studies in the Armenian New Testament, Papers Presented to the Conference on the Armenian New Testament/S. Ajamian and M.E. Stone (eds.). Atlanta, 1995. P. 59–73 (Univ. of Pennsylvania Armenian Texts and Studies, 13); Armenian Manuscript Illumination in the Formative Period: Text Groups, Eusebian Apparatus, Evangelists’ Portraits//Settimnane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. Spoleto, 1996. P. 1015–1051. 421       The Miniature Cycle in the Armenian Version of the History of Alexander the Great//Twenty-Fourth Annual Byzantine Studies Conference. Lexington, 1998; La Storia di Alessandro il Macedone, Codice miniato armeno del secolo XIV/A cura di G. Traina, C. Franco, D. Kouymjian, C. Veronese. Arslan. 2 vol. I: Introduction, study of the miniatures, translation, bibliography, index. Venezia, 2003 («Helios» Collana editoriale del Centro Veneto Studi e Ricerche sulle Civilta Classiche e Orientali, 5); II: Le miniature. Padua, 2003; Christian Iconographic Motifs in the Armenian «Alexander Romance»//Jos Weitenberg Festschrift. Louvain (in press) (Hebrew Univ. Armenian Studies).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 Как мы уже увидели, эта редакция принадлежит древнему иерусалимскому Часос­лову; грузины X века называют ее «Грузинской», технический термин, обозначающий грузинский перевод старого святоградского богослужения. 22 Указания: он содержит молитвы, взятые из иерусалимского Евхологиона, и гимны, взятые из иерусалимского Гимнала (Древний Иадгари). 23 Так, М. Угло отмечает: «...ни один из этих двух терминов (authenticus, authentus) не был заимствован из греческого языка» (Huglo M. Le développement du vocabulaire de l’Ars Musica a l’époque carolingienne//Latomus: Revue d’études latines. Vol. 34. 1975. p. 141); см. также: Huglo M. Comparaison de la terminologie modale en Orient et en Occident//Report of the Eleventh Congress Copenhagen 1972/ed. H. Glahn et al. Vol. II. Copenha­gen, 1973. p. 758–761; за М. Угло следует П. Джеффри: «Шовинизм Аврелия, несомнен­но, широко распространенный в его время, делает легким для нас понимание, почему латинские музыканты в его период создали греческие музыкальные термины, такие как «authentus» и «parapter», которые сами греки не использовали» (Jeffery p. The Ear­liest Octoechoi... p. 169). Что касается термина «parapter», он должен быть сродни гру­зинскому термину «paraptoni» (см.: Met’reveli E., Outtier B. La compréhension des termes hymnographique paraptoni et mosartavi//Bedi kartlisa. Vol. 37. 1979. p. 68–85), что застав­ляет предполагать, что и латинский и грузинский термины транслитерируют грече­ский термин, бывший в действительном использовании. 24 Нумерация лекционария – согласно Aland K. et al. Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Zweite, neubearbeitete und ergänzte Auflage. Berlin & New York, 1994. 25 Ibid.: IX в.; Amphoux Ch.-B. Les lectionnaires grecs//La lecture liturgique des Epitres catholiques dans l’Eglise ancienne/Ed. Ch.-B. Amphoux & J.-P Bouhot. Lausanne, 1996. p. 42: VIII в.; Kamil M. Catalogue of all Manuscripts in the Monastery of St Catherine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970: ок. VII в. (p. 70); Gardthausen V. Catalogus codicum graeco­rum sinaiticorum. Leipzig, 1886: без даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

492 См. статью Бердяева «Русский соблазн (По поводу «Серебряного голубя» А. Белого)// Бердяев Н. Типы религиозной мысли. С. 413 и далее. Многие страницы дихотомии Россия-Запад в «Серебряном голубе» посвятил Вл. Александров: Alexandrov VI. Andrey Bely. The major symbolist fiction. Cambridge (Mass.), London, 1985. P. 82ff. 493 Хрестоматийный стишок Крученых «Дыр бул щыл» был написан в конце 1912 г. полностью из «неведомых» слов. Подробнее о влиянии Белого на русских поэтов-экспериментаторов первой трети нашего столетия см., в частности, в интересной статье: Иванов Вяч. Вс. О воздействии «эстетического эксперимента» Андрея Белого (В. Хлебников, В. Маяковский, М. Цветаева, Б. Пастернак)//Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988. С. 338–366. 496 Подробнее см.: Woronzoff Al. Andrej Belyj’s «Peterburg», James Joyce’s «Ulysses» and the Symbolist movement. Bern, 1982; Weber R. Der moderne Roman: Proust, Joyce, Belyj, Woolf und Faulkner. Bonn, 1981. 498 Последняя, несомненно, восходит к подобным идеям, поэтически изложенным еще А. Рембо в его стихотворении «Гласные». 499 Подробнее см.: Лотман Ю. М. Поэтическое косноязычие Андрея Белого//Андрей Белый. Проблемы творчества. С. 438–439. 500 «Игра словами» и вера в их магическое значение активно проявились в собственном творчестве Белого, особенно в его знаменитых романах «Петербург», «Котик Летаев», «Маски». Это позволило, в частности, современному ученому говорить о «религии» русского символизма, заключающейся в вере в особую значимость создаваемой символистами «недискурсивной речи о божественном, об абсолюте» (см.: Nivat G. Vers la fin du mythe russe. Lausanne, 1982. P. 159). Игровой характер художественного языка Белого, его эстетической стилистики подчеркивает А. Хёниг (см.: Honig A. Andrey Belyjs Romane: Stil und Gestalt. München, 1965. S. 75). 501 Именно это понимание художественного символа было реализовано Белым в его главных романах, что позволило исследователям считать его родоначальником «романа сознания» в России (см.: Deppermann М. Andrej Belyjs asthetische Theorie des schopferischen BewuBtseins: Symbolisierung und Kri£se der Kultur um die Jahrhundertwende. Miinchen, 1982. S. 148ff).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Freiburg i. B., 1866, 18742; Гусев Д. B. Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства//ПС. 1876. Ч. 2. 7. С. 271-334; Klasen F. Die innere Entwicklung des Pelagianismus: Beitrag zur Dogmengeschichte. Freiburg i. B., 1882; Гурьев П. В. Феодор, еп. Мопсуестийский. М., 1890; Bruckner A. Julian von Eclanum: Sein Leben und seine Lehre: Ein Beitrag zur Geschichte des Pelagianismus. Lpz., 1897. (TU; 15/3); Кремлевский A. М. История пелагианства и пелагианская доктрина. Каз., 1898; он же. Первородный грех по учению блж. Августина Иппонского. СПб., 1902; Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей Церкви до блж. Августина. СПб., 1902; Jacquin M. A quelle date apparaît le terme «Semipélagien»?//RSPhTh. 1907. Т. 1. N 3. P. 506-508; Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tüb., 19104. Bd. 3; Smith A. J. The Commentary of Pelagius on Romans Compared with that of Origen-Rufinus//JThSt. 1919. Vol. 20. N 78. P. 127-177; Cappuyns M. J. L " origine des capitula pseudo-Célestiniens contre le Semi-pélagianisme//RBen. 1929. T. 41. P. 156-170; Disdier M.-Th. Le pélagianisme au concile d " Éphèse//EO. 1931. T. 30. N 163. P. 314-333; Hedde R., Amann É . Pélagianisme//DTC. 1933. T. 12. Pt. 1. Col. 675-715; Amann É . Semi-Pélagiens//Ibid. 1941. T. 14. Pt. 2. Col. 1796-1850; Plinval G., de. Pélage, ses ecrits, sa vie et sa réforme. Lausanne etc., 1943; idem. Essai sur le style et la langue de Pélage: Suivi du traité inédit «De induratione cordis Pharaonis». Fribourg, 1947; Devreesse R. Essai sur Theodore de Mopsueste. Vat., 1948. (ST; 141); Ferguson J. Pelagius: A Historical and Theological Study. Camb., 1956; Bohlin T. Die Theologie des Pelagius und ihre Genesis. Uppsala; Wiesbaden, 1957; Guzzo A. Agostino contro Pelagio. Torino, 1958; Gross J. Geschichte des Erbsündendogmas: Ein Beitrag zur Geschichte des Problems vom Ursprung des Übels. Münch, 1960-1972. 4 Bde; Concilia Galliae: A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

Лит. (избр.): Кольцов А. В. Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943). М.; Л., 1962. С. 101-102; Лурье Я. С. Лихачев Д. С.//СИЭ. 1965. Т. 8. Стб. 741; Робинсон А. Н. Лихачев Дмитрий Сергеевич//БСЭ. 19733. Т. 14. С. 569; Покровский Н. Н., Шмидт С. О. Археографическая деятельность Д. С. Лихачева//АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 121-128; Баскаков В. Н. Пушкинский Дом, 1905-1930-1980: (Ист. очерк). Л., 1980. С. 134-143; Князевская Т. Б. Д. С. Лихачев о культурном наследии//Проблемы изучения культурного наследия: Сб. М., 1985. С. 9-13; она же. Д. С. Лихачев//Русское подвижничество/Сост.: Т. Б. Князевская. М., 1996. С. 7-12; Ronchetti В. Teoria della letteratura nel pensiero di D. S. Lichaev//Ricerche Slavistiche. R., 1985/1988. Vol. 32/35. P. 137-211; Балашов Д. Слово о Лихачеве//Север. Петрозаводск, 1986. 10. С. 100-102; Дмитриев Л. А., Творогов О. В. Д. С. Лихачев - исследователь «Слова о полку Игореве»//Альманах библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 27-35; Пиотровский Б. Б., Дмитриев Л. А., Янин В. Л., Шмидт С. О. 80-летие акад. Д. С. Лихачева//ВИ. 1986. 11. С. 116-121; Князевская О. А., Толстой Н. И. Вопросы палеографии и кодикологии в трудах акад. Д. С. Лихачева: (К 80-летию со дня рожд.)//АЕ за 1986 г. М., 1987. С. 143-147; Маркелов Г. В. Д. С. Лихачев - «вкладчик» в Древлехранилище Пушкинского Дома//Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 345-348; Панченко А. М. Дорогу осилит идущий: (О творчестве Д. С. Лихачева)//Там же. С. 6-17; Гранин Д. А. В служении отечеству: (О Д. С. Лихачеве)// Он же. Милосердие. М., 1988. С. 41-50; Лихтенштейн Е. С. Корректор - академик Д. Лихачев//Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 11-16; Lesourd F. Dmitri Likhatchov, historien et théoricien de la littérature// Likhatchov D. Poétique historique de la littérature russe du Xe au XXe siècle. Lausanne, 1988. P. 255-328; она же (Лесур Ф.). Дмитрий Лихачев, историк и теоретик лит-ры// Лихачев Д. С. Ист. поэтика рус. лит-ры: Смех как мировоззрение. СПб., 1997. С. III-LXXIII; Дмитриев Л.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

Английский перевод, Birkbeck, ch. 23; первый английский перевод неизвестного переводчика, Bruxelles, 1864; существует также новое издание второго перевода, S.P.C.K., 1948. Необходимо упомянуть два перевода на немецкий: Baroness v. Rahden, Berlin, 1870, и в антологии, Öestliches Christentum, ed. Hans Ehrenberg и von Bubnoff, t. 2, München, 1923. Статьи Хомякова о западной общине, написанные им самим на французском и опубликованные в разных периодических изданиях, были переизданы под заглавием: LEglise Latine et Protestantisme au point de vue de lÉglise dOrient, Lausanne et Vevey, 1872. Литературу о Хомякове см. в прим. 24. 223 Этот студент впоследствии стал русским настоятелем в Штутгарте, отец И.И. Базаров; см. его «Воспоминания» в «Русской старине», 1901, Февраль. – С. 300–301. 224 Эта история основана на письмах о. Евгения Попова обер-прокурору графу Н.А. Протасову, Христианское чтение, 1904, Май и Июнь. Возможно много документов о христианском воссоединении опубликованы в период с 1849 до 1853; см. также Reunion with the Eastern Church: A Few Words in Defence of the Memorial addressed to the Russian Synod, London, 1851; (частное издание; автор не указан). 225 The true basis of Re-Union, Essays on the Reunion of Christendom, Members of the Roman Catholic, Orthodox and Anglican Communions, ed. Rev. F.G. Lee, D. C. L., London, 1867, p. 290296. «Редактору помогал православный мирянин и церковник в подготовке этого заявления для прессы». 227 Cfr. W.R. Churton, The Rev. George Williams and his part in the Reunion Movement, в Revue Internationale de Theologie, 1895, v. 3, 3 and 4, p. 538–552 and 690–702. Труд Уильямса появился в 1868 году (см. ниже). 228 John Octavius Johnson, Life and Letters of Henry Parry Liddon, London, 1904, p. 100 sv. Он писал В. Брайту о богослужениях: «дух 4 века царил во всем». Новый Завет был широко распространен среди людей. Шаги Лиддона, направленные на сближение, были вызваны его опасением о тревожном росте безверия в Европе. Следует отметить, что Филарет в беседе с Лиддоном подверг резкой критике эссе Ньюмена о «Развитии христианского учения» [«Development of Christian Church»].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

353 Подробнее см.: Woronzoff Al. Andrej Belyj’s «Peterburg», James Joyce’s «Ulysses» and the Symbolist movement. Bern, 1982; Weber R. Der moderne Roman: Proust, Joyce, Belyj, Woolf und Faulkner. Bonn, 1981. 355 Последняя, несомненно, восходит к подобным идеям, поэтически изложенным еще А. Рембо в его стихотворении «Гласные». 356 Подробнее см.: Лотллан Ю. М. Поэтическое косноязычие Андрея Белого//Андрей Белый. Проблемы творчества... С. 438–439. 357 «Игра словами» и вера в их магическое значение активно проявились в собственном творчестве Белого, особенно в его знаменитых романах «Петербург», «Котик Летаев», «Маски». Это позволило, в частности, современному ученому говорить о «религии» русского символизма, заключающейся в вере в особую значимость создаваемой символистами «недискурсивной речи о божественном, об абсолюте» (Nivat G. Vers la fin du mythe russe. Lausanne, 1982. P. 159). Игровой характер художественного языка Белого, его эстетической стилистики подчеркивает А. Хёниг (см.: Hönig A. Andrey Belyjs Romane: Stil und Gestalt. München, 1965. S. 75). 358 Именно это понимание художественного символа было реализовано Белым в его главных романах, что позволило исследователям считать его родоначальником «романа сознания» в России (см.: Deppermann М. Andrej Belyjs sthetische Theorie des schöpferischen BewuBtseins: Symbolisierung und Kriese der Kultur um die Jahrhundertwende. München, 1982. S. 148 ff). 359 См. его знаменитую работу: Хёйзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992, впервые увидевшую свет в 1938 г. 360 Ср. попытки описания прообразов искусств Р. Штейнером в виде геометризованных духовных конструкций в лекции «Сущность искусств» (Штайнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997. С. 336 и сл.). 361 Если в современном исследовании справедливо отмечается, что «новая форма» в «Котике Летаеве» – это «совершенная смесь поэзии и прозы» (Bely Andrey. A critical Review. Kentucky: The University press of Kentucky, 1978. P. 16), то почти то же самое можно было бы сказать и о «теории» Белого.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Переводы 938 . Григорий Палама , св. Триады в защиту священно-безмолствующих (фрагм.)/Пер., комм. Бибихина В. В.//Филос. и социологич. мысль. 1991. 2. 118–128; 3. 87–97; 11. 108–128. 939 . Григорий Палама , св. Триады в защиту свящепнобезмолствующих/Пер., послесл., комм. Вениаминова В. [Бибихина В. В.]. М. 1995. 383. (История христианской мысли в памятниках). Nota . Впервые этот перевод предполагался к изданию в БТ и даже был полностью набран (сохранился по крайней мере 1 редчайший экз. БТ с «Триадами·)), однако затем был заменен в этом же вып. «Исповедью» бл. Августина. 940 . Gregorio Palamas. Triadi in difesa dei santi esicasti//AdQ 6.509). 125– 156. [Итал. пер. фрагм. Триад 1.2 и 1.3]. 941 . Gregorio Palamas. Difesa dei santi esicasti/Introd., trad., note d’Antiga R. Padova 1989. 281. (Classici dello Spirito). 942 . St. Gregory Palamas. In defense of those who devoutly practise a life of stillness//Philokalia 7 .158). 4. 331–343. 943 . Gregory Palamas. The Triads/Ed., introd. Meyendorff J., transl. Gendle N., pref. Pelikan J. Ν. Y. 1983. XIII, 172. (The Classics of Western spirituality). [Избр. фрагменты в англ. пер.] Munitiz J. A.//Heythrop J. 1986. 27:3. 317; Nicol D. M.//JEH 1984. 35. 168; [Anon.]//Scottish J. of Theology 1984. 37:4. 546; Balfour D.//GOTR 1984. 29:1. 95–104. Том 2 изд. Христу О Божественном единении и различении// ΓΠΣ 2. 69–95 Фрагм. в рус. пер.: 944 . Григорий Палама. Соединение и разделение. 1–2, 8–9/Пер., публ. Прохорова Г. М.//Виллер. 610–615. Продолжение этого соч. – Антирретики против Акиндина (см. 6 .922). О Божественных энергиях и причастности им// ΓΠΣ 2. 96–136 О Божественной и боготворящей причастности// ΓΠΣ 2. 137–163 945 . Григорий Палама. О божественном и обоживающем причастии, или о божественной и сверхъестественной простоте/Пер. [по изд. Христу] Начинкина Е.//Вестник Рус. Христианского гуманитарного Института. СПб. 1997. 1. 92–104. 946 . Saint Grégoire Palamas. De la déification de l’être humain/Trad. Monsaingeon M.-J.; Paramelle J., suivi de Mantzaridis G. I. «La doctrine de St Grégoire Palamas sur la déification de l’être humain». Lausanne 1990. 159. (Coll. Sophia). [Перев. по изд. Христу на с. 15–36, примеч. по изд. Христу с дополн. на с. 36–41. Библ. 47–52. Греч. ориг. раб. Манцаридиса: 6 .1167]. G. M.//Contacts. 1991. 43(154). 147–148.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

лишь правильное выяснение самого понятия о царстве Божием; поэтому в эсхатологической литературе имеет для нас значение все то, что стоит в непосредственной связи с указанной задачей исследования. В этом отношении получает важное значение здесь центральный пункт всей эсхатологии, – вопрос о втором пришествии Христовом для окончательного устроения царства Божия, его исполнения. Учил ли И. Христос о втором Своем видимом пришествии и как учил об образе Своего пришествия? Ответ на эти вопросы имеет решающее влияние на судьбу общего нашего понимания царства Божия, а потому должна быть отмечена литература и этого центрального вопроса в эсхатологии и в учении о царстве Божием. Решение указанного вопроса дается уже в отмеченной выше литературе, именно: в курсах библейского богословия Нового Завета, в жизнеописаниях Иисуса и в монографической литературе о царстве Божием. Далее, вопрос о втором пришествии более специально разрабатывается в догматических системах, специальных монографиях и в общих руководствах эсхатологии, куда примыкают специальные исследования о хилиазме и толкования на апокалипсис. Для наших целей достаточно отметить самое существенное здесь. Из догматических систем по свежести научного материала и ценности библиографических указаний заслуживать могут внимания: Dorner. System der christlichen Glaubenslehre. Berlin 1887. В. I, H-fte 2-te, §§ 151–152, pp. 916–944. – W. Schmidt. Christliche Dogmatik. Bonn 1898. В. II, 506–510. – J. Bovon. Dogmatique chrétienne. Lausanne 1S96, t. II, pp. 481–522. – Paul Schwartzkopf. Die Weissagungen Jesu Christi von Seinem Tode, Seiner Auferstehung und Wiederkunft und ihre Erfüllung. Göttingen 1895, pp. 98–205. – E. Haupt. Die eschatologischen Aussagen Jesu in den Synoptischen Evangelien. Berlin 1895. – Weiffenbach. Der Wiederkunitsgedanke Jesu. Lpz 1873. – Russel. The Parousia. Warren. The Parousia. – Hölemann. Die Stellung St. Pauli zu der Frage über die Wiederkunft. Christi 1857. – Hebart. Die zweite sichtbare Zukupft Christi 1850. – Herzog’s. Real-Encyklopädie XVII, 93–99, A. Wold. Schmidt. Wiederkunft Christi, с библ. (Leipzig 1886). – Hastings. A Dictionary of the Bible t. II, 674–680, А. W. Adams Brown. Parousia (с библиогр.). – Библиографию вопроса о втором пришествии см. Dorner’s рр. 927–928; – общей эсхатологической литературы у него же 916–917; в словарях Hastings’a, Herzog’a, Schenkel’я и др. под А. Eschatolog-ie-y.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—68— шения Иерусалима)». Казань 1899. Сочинение излагает иудейское воззрение на царство Божие в связи с мессианскими чаяниями послемаккавейского периода, нашедшими себе выражение в апокрифической литературе того времени. – Drummond. The Jewish Messiah. A critical history of the Messianic idea among the jews from the rise of the Maccabees to the closing of the Talmud 1877. – Stanton. The Jewish and Christian Messiah. – Dalman. Der leidende und der sterbende Messias. – Schürer. Der Begriff des Himmelreichs aus judischen Quellen erläutert (в Jahrb. für protest. Theologie 1876, I, 166 ff.). – M. Vernes. Histoire des idées messianiques 1874. – Colani. Jésus Christ et les croyances messianiques de son temps 1864. Историко-критическая и истолковательная литература к книгам прор. Исаии и Даниила – см. у S. R. Driver. Einleitung in die Litteratur des alten Testaments. Berlin 1896, pp. 221–222, 525. – И. Григорьев. «Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве». (Библейско-экзегетическое исследование). Казань 1902. – Hasmings. А Dictionary of the Bible, A. A. Messiah и Kingdom of God, с библиогр. указ. – Словари: Winer, Zeller, Smith на соотв. слова. – Herzog’s. Real-Encyklopädie IX, А. Messias v. Orelli (Lpz. 1881), с обширной библиографией. Hamburger. Real-encyklopädie für Bibel und Talmud. – Schenkel. Bibel-Lexicon (A. A. Messias, Messianishe Weissagungen). 2 . К учению новозаветному о царстве Божием. Руков. по библейск. богословию Н. З. – E. Reuss. Histoire de Théologie au siècle apostolique 1864 3 , t. I, pp. 149–261. – A. Jmmer. Theologie des Neuen Testaments. Bern. 1877, pp. 63–105, 139 ff. с указ. литературы. – Jules Bovon. Theologie du Nouveau Testaments. T. I. La et l’enseignement de Jésus. Lausanne 1893, pp. 377–475. – Baur. Vorlesungen über die neutestamentliche Theologie Lpz. 1864, pp. 45–121. – Osterzee. Die Theologie des neuen Testaments. Barmen 1869, pp. 40–116. – Bernh. Weiss. Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. Berlin 1895 6 , §§ 13–34. – W. Beyschag. Neutestamentliche Theologie. Halle 1891, pp. 26–211. – E. Ehrhardt. Der Grundcharakter der Ethik Jesu. 1895. – Wendt. Die Hebre Jesu II. – H. Holtzmann. Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie. Freiburg 1897, B. I. – Georg Stevens. The Theology of the New Testament. New-York 1899. – W. Baldensperger. Das Selbstbewusstsein Jesu im Lichte der niessianischen Hoffnungen. Strassburg 1892 2 . – K. Schlottmann. Compendium der biblishen Theologie des Alten und des Neuen Testaments 1895 2 . – Ad.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010