Лит.: Болотов В. В. Либерий, еп. Римский, и Сирмийские соборы//ХЧ. 1891. Ч. 1. С. 304-315, 434-459; Ч. 2. С. 61-79, 266-282, 386-394; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259; Т. 3. С. 341-342; Saltet L. La formation de la légende des papes Libère et Félix//BLE. Sér. 3. 1905. T. 7. P. 222-236; Duchesne L. Libère et Fortunatien//MArHist. 1908. T. 28. P. 31-78; Amann É . Libère//DTC. T. 9. Col. 631-659; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 166-195; Leclercq H. Libère//DACL. T. 9. Pt. 1. Col. 497-530; MartHieron. Comment. P. 259, 498, 524, 256; Amore A., Carpano C. M. Liberio//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 17-23; Hamman A. Saint Hilaire est-il témoin à charge ou à décharge pour le pape Libère?//Hilaire et son temps: Actes du colloque de Poitiers, 29 sept.- 3 oct. 1968. P., 1969. P. 43-50; Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975. P. 214-243, 395-397; idem. Eusebio nella controversia ariana//Eusebio di Vercelli e il suo tempo/Ed. E. dal Covolo, R. Uglione, G. M. Vian. R., 1997. P. 155-179; idem. Liberio//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 1. P. 341-348; Pietri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. T. 1. P. 237-268; Brennecke H.-Ch. Hilarius von Poitiers und die Bischofsopposition gegen Konstantius II.: Untersuch. z. 3. Phase des arianischen Streites (337-361). B., 1984. S. 108-177, 265-297; Cantarella G. M. Gregorio VII e papa Liberio//Aevum. 1985. Vol. 59. Fasc. 2. P. 196-207; Fern á ndez Hern á ndez G. Athanasius of Alexandria and Liberius of Rome: Analysis of the Letter «Pro deifico timore» of Liberius in the Light of the Edict of Arles of 353//Arianism: Hist. and Theol. Reassesments: Papers from The 9th Intern. Conf. on Patristic Stud., Sept. 5-10, 1983/Ed. R. C. Gregg. Camb. (Mass.), 1985. P. 303-311; idem. Liberio de Roma y el homoiousianismo//Antigüedad y Cristianismo. 2006. N 23. P. 499-502; Barnes T. D. The Capitulation of Liberius and Hilary of Poitiers//Phoenix. 1992. Vol. 46. N 3. P. 256-265; idem. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.), 1993; Paoli E. Libère//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1046-1048; Ulrich J. Die Anfänge der abendländischen Rezeption des Nizänums. B.; N. Y., 1994. S. 231-243; Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381. Edinb., 1997r; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 276; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 464; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 6: Июль-Авг. С. 781-782; Castelli E. La chiesa di Roma prima e dopo Costantino: Da Vittore (189-199) a Liberio (352-366)//Enciclopedia Constantiniana. R., 2013. Vol. 1. P. 795-814.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Глава К. хранится в Киево-Печерской лавре в Киеве. Оттуда рака с частицами мощей была передана в 90-х гг. ХХ в. в Инкерманский во имя священномученика Климента, папы Римского, мужской монастырь (близ Севастополя). А. Ю. Виноградов В нехалкидонских Церквах В средневек. копто-араб. календарях К. иногда именуется апостолом; его память соединяется с памятью сщмч. Петра I Александрийского и помимо 29 хатура (25 нояб.) встречается под 20 амшира (14 февр.) и 29 тубаха (24 янв.) (PO. T. 10. Fasc. 2. P. 192 (not.), 197 (not.); Fasc. 3. P. 259, 265). Возможно, к К. следует также относить поминовение «мученика Климента, царского сына» под 10 бауна (4 июня; Ibid. Fasc. 2. P. 205) и, что менее вероятно, перенесение в Александрию мощей мч. Климента и пострадавших с ним под 12 тута (9 сент.) (Ibid. Fasc. 2. P. 188 (not.); Fasc. 3. P. 253; SynAlex. Vol. 1. P. 261; SynAlex (Forget). Vol. 1 [Textus]. P. 20). Сказание о К., помещенное под 29 хатура в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.), как и греч. синаксарные версии XII в., сочетает черты повествования Псевдоклиментин, Мученичества и «Чуда» К. Согласно сказанию, святой род. в Риме в имп. семье, был научен «греческой премудрости», обращен в христианство ап. Петром и стал его спутником; проповедовал во мн. городах, составил Деяния апостолов (очевидно, речь идет об апокрифических), получил от апостолов канонические установления (вероятно, т. о. здесь нашла отражение атрибуция К. «Апостольских постановлений»), после чего возглавил Римскую Церковь, был схвачен по приказу имп. Траяна и за отказ поклониться идолам сослан; дальнейшее повествование в целом соответствует сведениям из Мученичества и «Чуда» К., однако место его ссылки и казни не названо (SynAlex. Vol. 2. P. 359-361; SynAlex (Forget). Vol. 1 [Textus]. P. 127-128). Из копто-араб. Синаксаря память К. под тем же числом (29 хедара) перешла в эфиопский (PO. T. 44. Fasc. 3. P. 398-403; The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 1. P. 304-306). Однако в 1-й части эфиоп. сказания заметнее проявляется влияние Псевдоклиментин, а также «Проповеди апостола Петра в Риме» (CANT, N 204) из эфиоп. сборника апокрифических Деяний апостолов («Гадла Хаварьят»), где подробно описано обращение в христианство отца К. Кавста (Кевестоса), преторианского префекта, во время проповеди ап. Петра в Риме; согласно этой версии, мать К. повезла сыновей в Афины, но в результате кораблекрушения К. оказался выброшен на берег в Александрии, где и был обращен и крещен ап. Петром.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

202 . Severus of Antioch. Letter 34. To Elisha presbyter and archimandrite/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1919. T. 12. Fasc. 2. P. 97–106. 203 . Severus of Antioch. Letter 65. To Eupraxius the chamberlain, in answer to questions/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1920. T. 14. Fasc 1. P. 6–68. 204 . Severus of Antioch. Letter to John the Soldier/S. Brock, Hrsg.//Erkentnisse und Meinung. Wiesbaden, 1978. Bd. 2. S. 60–64. 205 . Severus of Antioch. Letter to Anastasia the deaconess/Y. N. Youssef, ed., trans.//Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. 2001. Vol. 40. P. 126–136. 206 . Sévère d’Antioche. Homélie 14//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1976. T. 38. Fasc. 2. P. 400–415. 207 . Sévère d’Antioche. Homélie 21//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 64–87. 208 . Sévère d’Antioche. Homélie 22//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 88–113. 209 . Sévère d’Antioche. Homélie 23//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 114–133. 210 . Sévère d’Antioche. Homélie 24//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 134–145. 211 . Sévère d’Antioche. Homélie 25//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 147–167. 212 . Sévère d’Antioche. Homélie 37//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 474–487. 213 . Sévère d’Antioche. Homélie 38//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 488–503. 214 . Sévère d’Antioche. Homélie 44//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1971. T. 36. Fasc. 1. P. 96–107. 215 . Sévère d’Antioche. Homélie 70//Patrologia Orientalis. P., 1915. T. 12. Fasc. 1. P. 5–51. 216 . Sévère d’Antioche. Homélie 83//Patrologia Orientalis. P., 1927. Т. 20. Fasc. 2. P. 399–424. 217 . Sévère d’Antioche. Homélie 109//Patrologia Orientalis. P., 1942. T. 25. Fasc. 4. P. 732–781. 218 . Sévère d’Antioche. Homélie 125//Patrologia Orientalis. P., 1960. T. 29. Fasc. 1. P. 232–253. 219 . Sévère d’Antioche. Le Philalèthe/R. Hespel, ed., trad. Lovanii, 1952 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Синаксарь IX-X вв. ( Conybeare F. C. Rituale Armenorum. Oxf., 1905. P. 526). В арм. Синаксаре Тер-Исраэла память И. содержится под 2 датами: 9 мая и 6 июля (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1930. P. 427. (PO; T. 21. Fasc. 4); Ibid. Р., 1929. P. 674-675. (PO; T. 21. Fasc. 5)). В совр. арм. календаре основное празднование в честь И. совершается в четверг после Преображения Господня (переходящий праздник). В календаре правосл. общины Хорезма рубежа Х и XI вв., сохранившемся в составе соч. «Хронология древних народов» (или «Памятники минувших поколений») мусульм. энциклопедиста аль-Бируни (973-1048), память И. помимо 9 мая указана также 16 авг. вместе с памятью пророков Иеремии, Захарии и Иезекииля (Martyrologes et ménologes orientaux/Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 307, 310. (PO; T. 10. Fasc. 4)). В копто-араб. Синаксаре и Минологиях память И. отмечается 6 тута (3 сент.) (SynAlex. Vol. 1. P. 234-235; Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes/Éd. F. Nau. P., 1913. P. 187. (PO; T. 10. Fasc. 2)), в сиро-яковитских Минологиях - 3 сент. и 9 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 85, 121. (PO; T. 10. Fasc. 1)). У маронитов в рукописном календаре XVII в. совместная память И. и прор. Иезекииля указана под 3 апр. (Martyrologes et ménologes orientaux. P., 1914. P. 351. (PO; T. 10. Fasc. 4)). Лит.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 250-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 136; Т. 3. С. 172-173; Spadafora F. Isaia, profeta: Culto//BiblSS. T. 7. Col. 939-940; Janin. Églises et monastères. P. 139-140; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 194; Conti M. The Life and Works of Potamius of Lisbon: A Biographical and Literary Study with English Transl. and a Complete Comment. on the Extant Works of Potamius. Turnhout, 1998; Adkin N. Potamius of Lisbon, «De Martyrio Isaiae Prophetae» 1: «Periugerum fidiculae»//Euphrosyne. N. S. Olisipone, 2000. Vol. 28. P. 369-373; idem.

http://pravenc.ru/text/674804.html

Издаваемый труд отца Михаила Арранца представляет русский перевод исследований, опубликованных в Orientalia Christiana Periodicä 1) Les prières sacerdotales des vêpres byzantines, Or. Chr. Pcr., vol. XXXVII. fasc. I. 1971; 2) Les prières presbytérales des matines byzantines. l rc partië les prières, Or. Chr. Pcr., vol. XXXVII, fasc. II, 1971; 2 e partië les manuscrits, vol. XXXVIII, fasc. I, 1972; 3) Les prières presbytérales des Petites Heures dans l " ancien Euchologe byzantin, Or. Chr. Per., vol. XXXIX, fasc. I, 1973; 4) Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, Or. Chr. Per.. vol. XL, fasc. II, 1974: vol. XLI, fasc. I, 1975. Хотя ряд литургистов, в том числе русские: проф. И.Д. Мансветов , проф. А.А. Дмитриевский , проф. М.Н. Скабалланович в своих исследованиях так или иначе касались иерейских молитв, однако, в целом последние составляют литургическую проблему, во-первых, из-за отсутствия записей этих молитв от того периода истории богослужения, когда молитвы составлялись и входили в богослужебную практику. В VIII книге Постановлений Апостольских мы имеем вечерние и утренние молитвы, читавшиеся епископом возгласно (гл. 35– 39), а также молитвы об оглашенных, готовящихся к просвещению, обуреваемых и кающихся (гл. 6–9) и, наконец, в VII книге молитвы без указания их назначения (гл. 33–38), но наука не располагает сведениями о молитвах, которые читались в том же IV веке в Иерусалиме, и о которых неоднократно указывает в «Peregrinatio ad loca sancta» Этерия. Период времени в течение V-VII столетий – точнее сказать, до написания так называемого Барбериновского евхологиона 336 (последние годы VIII – начало IX века) – в этом отношении остается белым пятном на карте истории богослужения. Проблема усложняется тем, что само богослужение со стороны его структуры никогда не было стабильным. Влияние богослужебной практики великих церквей сначала Рима, Антиохии и Александрии, а затем Иерусалима и Константинополя (условно, с VI века), возникновение собственно монастырского богослужения, которое в VIII-IX столетиях насыщается гимнографией и усложняется со стороны его обряда и в таком виде воздействует на соборно-приходское богослужение, и, в конечном счете, в XI-XII столетиях (условно) вытесняет его из практики, – все это вместе взятое вызывает сомнение в том – будет ли когда-либо проблема истории иерейских молитв разрешена исчерпывающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

70 . Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Vol. 1–3. Oxford, 1964. 71 . Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxford, 1971. 72 . Kelly J. N. D. Golden Mouth. The story of John Chrysostom – ascetic, preacher, bishop. London, 1996. 73 . Malingrey A.-M. «Pilosophia». Etude dans d’un groupe de mots dans la littérature grecque des Présocratique au IV-e s. aprés Jean Chrysostome. Paris, 1961. 74 . Maravalle P. Lieux saints et pèlerinages d’Orient. Paris, 1985. 75 . Maspero G. Histoire des patriarchies d’Alexandrie. Paris, 1923. 76 . Maspero J. Organisation militaire de l " Egipte byzantine. Paris, 1912. 77 . Nowak E. Le chrétien devan la souffrance. Etude sur la pensée de Jean Chrysostome. Paris, 1972. 78 . Les æuvres de Philon d " Alexandrie. Paris, 1965. Vol. 5. 79 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et le peuple de Constantinople/AB, 1981. T. 99, fasc. 3–4. 80 . Ommeslaeghe F. van. Jean Chrysostome et l " impératrice Eudoxie/AB, 1979, T. 99, fasc. 3–4. 81 . Ommeslaeghe F. van. La Fete de S. Jean Chrysostome dans l " Eglise grecque/AB, 1978. T. 96, fasc. 3–4. 82 . Ommeslaeghe F. van. De lijkrede voor Johannes Chrysostomus toegeshhreven aan Martirius van Antiochie. Tekstujtgave met Commentaar Hoofdstukken uit de Historisvhe Kritiek. Louvain, 1974. 83 . Ommeslaeghe F. van. La valeur historique de la Vie de S. Jean Chrysostome attribuée à Martyrios d " Antioch/Studia Patristica. Berlin, 1975. Vol. 12. 84 . Ommeslaeghe F. Que vaut le temoinage de Pallade sur le procès de S. Jean Chrysostome/AB, 1977.T. 95, fasc. 3–4. 85 . Ommeslaeghe F. Une vie acéphale de saint Jean Chrysostome dans le Batopedius 73/AB, 1976. T. 94, fasc. 3–4. P. 317–356. 86 . ΠΑΛΛΑΔΙΟΥ ΛΑΥΣΑΙΚΗ ΙΣΤΟΡΙΑ. ΜΕΡΟΣ Á–B». AΘHNAI, 1970. 87 . Pietri Ch. Roma christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade a Sixte III. Paris, 1976. Vol. 2. 88 . Facundus Hermianensis. Pro defensione trium capitulorum/PL 67, 676–678. 89 . Resch A. Agrapha aussercanonische Schriftfragmente. Darm­stadt, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 478 1020, 1020a); Иоанн Цец писал, что во времена Михаила Куркуаса сожжения богомилов были многочисленны: Ioannis Tzetzae Epistulae/Recensuit P. A. M. Leone. Leipzig, 1972. P. 75–77), что Феодор Вальсамон позднее оценивал, как незаконное присвоение патриархом не принадлежащих ему прав (PG. 104. Col. 1111). 15 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 472–473 1012); Gouillard J. Quatre procès. P. 70–77. 16 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 474–475 1014); Gouillard J. Quatre procès. P. 78–81. 17 О слабости Михаила Куркуаса к демонстративным жестам, помимо его решения предавать богомилов сожжению (см. выше примеч. 14), ярко свидетельствует его поступок во время празднования новолетия 1 сентября 1143 г., когда он сначала сделал вид, что хочет оставить патриаршество, но затем заявил, что получил знак от Богородицы и поэтому остается (этот эпизод описан Михаилом Италиком: Michel Italikos: Lettres et discours/éd. P. Gautier. P., 1972 (Archives de l’Orient Chrétien, 14). P. 78–79). 18 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 473–474 1013); текст решения: ‘Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θειν κα ερν καννων... Τ. 5. θναι, 1855. Σ. 88–90. Вряд ли можно сомневаться в том, что под «всей Церковью » и «всеми», оскорбленными Нифонтом, следует понимать конкретно Михаила Куркуаса и его ближайших сторонников. 19 Grumel V. Les regestes. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III. P. 475–476 1015); текст решения: ‘Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 90–91. 20 Так, явно слишком строгой была оценка Михаилом Куркуасом нарушений, допущенных бывшим епископом Леонтием Бальбисским, из которых в обвинительный приговор вошли лишь два: совершение повторного крещения над кем-то, кого ранее крестил неканонический священник (что вполне позволяло трактовать этот случай не как запрещенное «перекрещивание», а как первое и единственное полноценное крещение, взамен имевшей ранее место имитации), и отказ в отпевании нераскаянного грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Maximos Holobolos. S. 181-185; Творогов. С. 201-203). Житие Антония, несомненно, было известно на Руси уже в XI в.: исследователи отмечают его влияние на ряд древнерус. произведений, в т. ч. на житие прп. Феодосия Печерского ( Архангельский. С. 13-15; Шахматов. Т. 1. С. 65). В древней слав. (и особенно рус.) письменности получила широкое распространение Толковая Псалтирь, известная как Псалтирь с толкованиями А. В. (на самом деле Исихия Иерусалимского). Древнейшие списки датируются XI в.: старослав. Синайская Псалтирь, рус. Бычковская, Евгеньевская и Толстовская Псалтири. Отрывки различных сочинений А. В. включены в состав учительных статей нестишного Пролога, переведенного и дополненного на Руси в XII в. Ист.: BHG, N 183, 183а, 184, 185, 185а, 185е, 186, 186a-i, 187; PG. 25. Col. CLXXXV-CCXI, CCXXIII-CCXLVI; PG. 35. Col. 1081-1128; PG. 104. Col. 132-156; SynCP. Col. 647-648; Morcelli S. A. Kalendarium Ecclesiae Constantinopolitanae. R., 1788. T. 2; Порфирий (Успенский), еп. Вероучение, богослужение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856. С. 106-107; Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1; Lemm O. , v. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens//ИзвИАН. Сер. 7. 1888. Т. 36. 11. С. 1-46; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1; Le Synaxaire arabe jacobite (rédaction copte)/Éd. R. Basset//PO. 1904. T. 1. Fasc. 3; 1922. T. 16. Fasc. 1; Synaxarium Alexandrinum/Ed. J. Forget//CSCO. Script. Arab. 3a ser. 1922. T. 18. Fasc.1; 1926. T. 19. Fasc. 2; Mallardo D. Il calendario marmoreo di Napoli//Ephemerides Liturgicae. 1946. T. 60. P. 238; Halkin F. Un nouveau Ménologe grec dans un manuscrit de Glasgow 66//AnBoll. 1957. Vol. 75. P. 68; Изборник 1076 г. М., 1965; Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971; Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. Равноап. Мария Магдалина проповедует правителям Марселя. Роспись ц. Санта-Маддалена в Ренчо. 1370–1390 гг. В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память М. М. отмечена неск. раз: под 16 или 17 хротица (22 или 23 июля) с изложением сказания о ней, согласно к-рому после Вознесения Христова она вела аскетический образ жизни при ап. Иоанне Богослове в Эфесе и была там погребена в пещере, где позже уснули 7 отроков (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 763-764, 769); под 2 ахекана (9 апр.) в соборе апостолов (в списке жен-апостолов: Ibid. Fasc. 3. P. 280; здесь отмечено, что М. М. много пострадала за Христа от Каиафы, а ее тело погребено на поле близ Назарета, носящем ее имя); под 9 ахекана (16 апр.) в соборе жен-мироносиц (Ibid. P. 306-307; наряду с основной версией о погребении М. М. близ Назарета указаны также «эфесская» и зап. версии). В 2 последних случаях упоминается и др. Мария, к-рую «некоторые тоже называют Магдалиной», но к-рая скончалась вдали от Иерусалима. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиопской версии сказание о М. М. помещено под 2 абиба/хамле (22 июля); отмечается, что она обратила ко Христу мн. женщин и была поставлена диакониссой (Ibid. T. 7. Fasc. 3. P. 433-435; T. 17. Fasc. 3. P. 693-694). В средневек. сиро-яковитских Минологиях память М. М. помимо 22 и 23 июля встречается также под 7 февр. (Ibid. T. 10. Fasc. 1. P. 56, 71, 82, 111, 123). На груз. языке под 22 июля сохранилась метафрастическая (расширенная) версия Жития М. М. в коллекции Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3. Л. 674-649. XVI в.) и синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 272). Почитание на Западе В отличие от вост.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Соч.: О некоторых эолических и дорических календарях: Эпиграфич. исслед. СПб., 1883; Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae. Petropoli, 1885-1890. 2 vol.; Inscriptiones graecae in oris Bospori Cimmerii et Chersonesi Tauricae per annos 1881-1888 repertae. Petropoli, 1890; Scythica et Caucasica e veteribus scriptoribus graecis et latinis et cum versione rossica. Petropoli, 1893-1900. Vol. 1. Fasc. 1-3; 1904-1906. Vol. 2. Fasc. 1-2; Этюды по визант. эпиграфике//ВВ. 1894. Т. 1. С. 657-672; 1895. Т. 2. С. 184-188; 1899. Т. 6. С. 337-369; Заметки к христ. надписям из Крыма//ЗапООИД. 1897. Т. 20. С. 149-162; 1898. Т. 21. С. 225-254; Жития святых епископов Херсонских: Исслед. и тексты. СПб., 1906; Сборник палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907-1913. 2 вып.; Заметки к агиол. текстам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17; Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. (ППС; Вып. 58); PONTIKA: Изборник науч. и крит. статей по истории, археологии, географии и эпиграфике Скифии, Кавказа и греч. колоний на побережьях Черного м. СПб., 1909; Две речи Феодора Дафнопата. СПб., 1910. (ППС; Вып. 59. 1); К истории христианства на Кавказе: Греч. надписи из Ново-Афонского мон-ря//Сб. археол. статей, поднесенный гр. А. А. Бобринскому. СПб., 1911. С. 169-198; Страдание св. славного вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату. СПб., 1911. (ППС; Вып. 59. 2); Menologii anonymi Byzantini saec. X quae supersunt. Petropoli, 1911. Fasc. 1: Menses Februarium et Martium continens; 1912. Fasc. 2: Menses Junium, Lulium, Augistum; О житиях прп. Давида Солунского//ЗапООИД. 1912. Т. 30. С. 217-251; Житие св. епископов Херсонских в грузинской Минее//ИИАК. 1913. Вып. 49. С. 75-83; Четьи-минеи Иоанна Ксифилина: (Предв. сообщ.)//ИИАН. Сер. 6. 1913. Т. 7. 4. С. 231-240; Визант. «царская» минея. Пг., 1915; Мученичество св. и славные вмц. Фотины Самарянки и чад и сестер ее, с нею пострадавших//Палестинский патерик. СПб., 1914. Вып. 21; Неизд. греч. агиогр. тексты. СПб., 1914; Житие прп. Феодора Студита в Мюнхенской ркп. 467//ВВ. 1915. Т. 21. Вып. 3/4. С. 222-304; О житиях св. вмч. Евсигния//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 55. Февр. С. 65-91; Ad Nicetae David Paphlagonis laudationes ss. Apostolorum//ИИАН. Сер. 6. 1916. Т. 10. 16. С. 1505-1522; Мефодия, патриарха К-польского, Житие прп. Феофана Исповедника: По моск. ркп. 159. Пг., 1918. (ЗапИФО; Т. 13. 4); Новые христ. греч. надписи из Крыма//ИТУАК. 1918. 54. С. 33-46; Критические заметки к письмам Феодора Дафнопата//ИИАН. Сер. 6. 1920. Т. 14. С. 393-398; Очерк греч. древностей. СПб., 1997. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/2463189.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010