Противоречит т. зр. Петерса то, что в тексте приведены дни кончины каждого из братьев, а также наличие даже в сокращенной версии множества деталей, таких, напр., как название легиона, где служили мученики, имя «скифского» великана, имя и должность призвавшего братьев в армию чиновника; если бы текст составлялся с целью пропаганды, эти подробности вряд ли были бы нужны агиографу. Какое варварское племя понимается под скифами, неизвестно,- возможно, речь идет о готах. Несмотря на присутствие в Мученичестве черт агиографической легенды, полностью согласиться с Петерсом нет достаточных оснований. Несохранившееся Мученичество вполне могло быть составлено в нач. IV в. и сообщать о реальных событиях. Сказание о мучениках и их память включены также в арм. Синаксарь Тер-Исраэла под 18 марта. В средневековых зап. Мартирологах памяти братьев нет, она была включена в Римский Мартиролог кард. Цезарем Баронием лишь в XVI в. под 24 июня (день кончины О.) в соответствии с Синаксарем К-польской ц. Перевод визант. синаксарного сказания помещен в ВМЧ также под 24 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 241 (2-я паг.)); из визант. стишных Синаксарей память братьев попала в слав. стишной Пролог ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 55-56); в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского указаны только памяти О., Ф., Е., Фирма, Фирмина, К. и Л., Мученичество не приводится. Ист.: SynCP. Col. 767-768, 772; ActaSS. Iun. T. 4. P. 809-811; MartRom. P. 281; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 275-277; Le Synaxaire armenien de Ter Israel/Ed. G. Bayan. P., 1930. Pt. 8. P. 179-181. (PO; T. 21. Fasc. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231-232; Peeters P. La légende de S. Orentius et de ses six frères martyrs//AnBoll. 1938. Vol. 54. P. 241-264; Sauget J.-M. Orenzio, Eros, Farnace, Firmino, Firmo, Ciriaco e Lonfino//BiblSS. Vol. 9. Col. 1224-1226; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 366; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 747-748. О. Н. А. Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., память О. с братьями отмечается 24 июня без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). Также они упоминаются 23 июня в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 265). По одной из афонских рукописей XV в. известен посвященный им канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Επτδα τιμ μαρτρων μαιμνων. Εγ Ιωσφ (Седмерицу прославлю братьев-мучеников. Иосиф), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Εν ξ μραις, παντουργ, τν σμπασαν (За шесть дней, всех Творец, всю землю) (см.: Ταμεον. Σ. 222). В совр. русских и греческих богослужебных книгах служба О. и его братьям отсутствует.

http://pravenc.ru/text/2581511.html

24  ET from Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 93. Greek text in Brightman, Liturgies Eastern and Western, 53–54; B.-Ch. Mercier, La liturgie se Saint Jacques: édition critique du texte grec avec traduction latine, Patrologia Orientalis XXVI, fasc. 2, No. 126 (Paris: Brepols, 1946), 204 25  See Emmanuel Joseph Cutrone, «Cyril’s Mystagogical Catecheses and the Evolution of the Jerusalem Anaphora», Orientalia Christiana 44 (1978): 52–64; Kent J. Burreson, «The Anaphora of the Mystagogical Catecheses of Cyril of Jerusalem», in Bradshaw Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers, 131–151. 26  ET from Jasper and Cuming, Prayers of the Eucharist, 85–86. Greek text in Cyrille de Jerusalem, Catéchesès Mystagogiques, introd., texte critique et notes de Auguste Piédagnel, trad. de Pierre Paris, sources Chrétiennes 126 (Paris: Les Éditions du Cerf, 1966), 154. 27  And, as we see, his witness corresponds to the Greek JAS and not the Syriac (which has in its epiclesis «to show» instead of «to make», etc.). 29  A description of the moment of consecration from yet another document of roughly the same time, Historia Ecclesiastica, will be discussed below (see the section on the words of insitution). 31  On this commentary see René Bornert, Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VII e au XV e siècle, Archives de l’Orient chrétien 9 (Paris: Institut Franais d’études byzantines, 1966), 181–206; Jean Darrouzes, «Nicolas d’Andida et les azymes», Revue des etudes byzantines 32 (1974): 199–203. 33  See Bornert, Les commentaires, 210–211. The Greek text of Pseudo-Sophronius’ commentary has been edited by Angelo Mai (=PG 87γ, 3981–4001), but from an incomplete manuscript, lacking about a half of the whole commentary. An edition of the full text is now in preparation by a student of mine, Alexey Cherkasov. 34  On this process see Stefano Parenti, «La’vittoria’ nella Chiesa di Constantinopoli della Liturgia di Crisostomo sulla Liturgia di Basilio», in Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Bumstark: Acts of the International Congress, ed. Robert F. Taft and Gabriele Winkler, Orientalia Christiana Analecta 265 (Roma: Pontificio Istituto Orientale, 2001), 907–928.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Athenagor. De resurr., 14, 15. Старая книга L. Atzberger’a (Geschichte der christlichen Eshatologie innerhalb der vornicaenischen Zeit. Fr. i-Br., 1895) еще не заменена лучшей. По-русски см.: Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914. В очень обстоятельном введении (составляющем половину книги) дан общий обзор восточной эсхатологии в предшествующий период, многое сказано и о современниках младших. Но западный материал вовсе не затронут (даже и Тертуллиан). И автор ограничивается только сопоставлением текстов, без богословского и историко-философского анализа 10 . Соответственные тексты собраны и сопоставлены у Оксиюка: С. 162–174 и др. Ср. также основные монографии об Оригене: Redepenning. Bd II. Bonn, 1846; J. Denis. La philosophie d’Origène. Paris, 1884. P. 297 ff.; Ch. Bigg. The christian platonists of Alexandria. Oxford, 1886. P. 225 ff., 265 f.; E. Prat. Origène: Le mheologien et l’exegème. P., 1907. P. 87 suiv.; C. Ramers. Des Origens Lehre von der Auferstehung des Fleisches. Trier, 1851; J. B. Kraus. Die Lehre des Origens über die Auferstehung der Toten. Regensburg, 1859; Hans Meyer. Geschichte der Lehre von den Keimkraeften von Stoa bis zum Ausgang der Patristic. Bonn, 1914. Из новейших работ нужно назвать: R. Cadrou. Introduction au système d’Origène. P., 1932; G. Bardy. Origène//Dict. de la Theologie cath., fasc. 95–96, P. 1931. Coll 1545 suiv.; ср. и старую статью: Westcott. Sub voce. Smith a Wace Dictionnary. IV. 1887. См. у П. Страхова (Воскресение. I. Идея Воскресения в дохристианском религиозно-философском созерцании. М., 1916. С. 27 сл., 128 сл.). Можно предполагать посредство комментариев Александра Афродизийского. Ср. у Лосева (Античный космос… С. 438 сл.) – «душа как смысловое изваяние жизни» у Аристотеля… Из поздних схоластиков нужно назвать Дуранда, «доктора решительнейшего» (1332 или 1334) 11 . Он ставит вопрос: «Supposito quod anima Petri fieret in materia quae fuit in corpore Pauli, utrum esset idem Petrus qui prius erat» и отвечает – «Cuicumque materiae uniatur anima Petri in resurrectione ex quo est eadem forma secundum numerum per consequens erit idem Petrus secundum numerum» («Что лежит в основании того, что душа Петра будет сотворенной в материи, что была в теле Павла, который прежде был». . «Кого бы материю не сочетала бы душа Петра в воскресении из того, что есть ее же форма по числу, в итоге будет же Петр». – Ред.), привожу по: Fr. Segarra. S. J. De identiate corporis mortalis resurgentis. Madrid, 1929. P. 147. Из современных римских богословов такого взгляда придерживается кардинал Л. Билло, – ср. Quaestiones de Novissimis, auctore L. Billot. S. J. Romae, 1902; thesis XIII. P. 148 ff. См. также W. J. Sparrow-Simpson. The Resurrection and Modern Thought. Longmans, 1911.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

18. Гимны, сохранившиеся только в арм. переводе ( Biesen. N 18); собрание из 51 гимна; возможно, подлинные; опубл. с лат. переводом: PO. 1961. T. 30. Fasc. 1. III. Поэтические гомилии (мемры). 1. Мемры о вере (Sermones de Fide) ( Biesen. N 64); 6 гомилий; переизд. в CSCO. Vol. 212-213. Syr. T. 88-89; более раннее изд. в: Assemani. T. 3. 2. Мемра о Никомидии ( Biesen. N 78); сохранилось лишь неск. отрывков сир. оригинала гомилий о разрушении Никомидии во время землетрясения 358 г., намного больше сохранилось в арм. переводе; арм. и сир. тексты изд. с франц. переводом: PO. 1975. Т. 37. Fasc. 2-3. 3. Мемра против Бардесана ( Biesen. N 169); изд. с англ. переводом: Mitchell. 1921. Vol. 2. P. 143-169 (текст), LXVI-LXXIX (перевод); отрывки из др. мемры о том же предмете: Overbeck. 1865. P. 131-136; еще один стихотворный текст против Бардесана ( Biesen. N 54), авторство к-рого приписывается Е. С., издан с англ. переводом: Duncan Jones A. S. A Homily of St Ephrem//JThSt. 1904. Vol. 5. N 20. P. 546-552; поскольку это произведение имеет стихотворный размер из 12 слогов, более нигде Е. С. не используемый, маловероятно, чтобы оно было подлинным. 4. Мемры, изд. в CSCO (Sermones. I-IV); 21 текст из 4 собраний гомилий изд. с нем. переводом; несомненно, далеко не все принадлежат Е. С.: Sermones. I. CSCO. Vol. 305-306. Syr. T. 130-131 - только первые 3 и 8-я мемры могут быть подлинными; 3-я мемра «Об укорении» ( Biesen. N 90) опубл. впервые, все остальные являются переизданиями; более ранние изд.: N 1= Lamy. Т. 2. Col. 335-362: Об укорении ( Biesen. N 88); N 2= Assemani. T. 6. P. 654-687 (N 18); Lamy. Т. 4. Col. 265-356: Об укорении ( Biesen. N 89); N 4= Assemani. T. 5. P. 338-344: О словах Екклесиаста «Все суета» ( Biesen. N 87); мемра переизд. с нем. переводом: Deppe K., hrsg. Kohelet in der syrischen Dichtung. Wiesbaden, 1975, а также: Tlotho Mimre ‘al Ktobo d-Qohelet. Losser, 1981. P. 3-15; N 5= Assemani. T. 5. P. 350-359: O предостережении ( Biesen. N 49); N 6= Assemani. T. 5. P. 344-350. Об Ис 26. 10 ( Biesen. N 72); N 7= Assemani. T. 6. P. 369-379 (N 2): О покаянии ( Biesen. N 36); N 8= Assemani. T. 6. P. 379-387 (N 3): О покаянии ( Biesen. N 36).

http://pravenc.ru/text/376984.html

П. И. Лепорский , византинист и сиролог проф. А. П. Дьяконов ; методологических и историко-догматических критериев Б. придерживались в своих работах сщмч. проф. прот. Д. А. Лебедев , проф. прот. А. П. Рождественский , акад. Б. А. Тураев. Труды Б. высоко оценили митр. Антоний (Вадковский) , еп. Иоанн (Кратиров), протопресв. И. Л. Янышев , К. П. Победоносцев , В. К. Саблер , акад. В. Г. Васильевский, славист В. И. Ламанский , проф. М. О. Коялович, проф. И. Е. Троицкий. По словам нем. историка Церкви Э. Шварца, Б. был «выдающимся по талантливости и дарованию среди ученых не только русских, но и всего мира» ( Schwartz E. Praefatio//Acta Conciliorum Oecumenicorum. B., 1923. T. 1. Vol. 4. Fasc. 4. S. X). Соч.: Собрание церковно-исторических трудов: В 8 т. М., Т. Лит.: Рубцов М. В. В. В. Болотов. Тверь, 1900; Тураев Б. А. В. В. Болотов//ЖМНП. 1900. 8. Отд. 4. С. 81-101; Уберский И. А. Памяти проф. В. В. Болотова//ХЧ. 1903. Ч. 1. 6. С. 821-849; Ч. 2; 7. С. 3-26; 9. С. 265-277; 10. С. 399-406; Бриллиантов А. И. Проф. В. В. Болотов: Биогр. очерк//Там же. 1910. 4. С. 421-442; 5/6. С. 563-590; 7/8. С. 830-854 [отд. отт. (СПб., 1910) содерж. библиогр. работ Б., вышедших до 1910 г.]; он же. Труды проф. В. В. Болотова по вопросу о Filioque и полемика о его «Тезисах о Filioque» в рус. лит-ре// Болотов В. В. К вопросу о «Filioque». СПб., 1914. С. 1-27; Памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. СПб., 1912; Розанов В. В. Великий наставник юношества//Новое время. СПб., 1913. 11 окт. С. 4; Schwartz E. Praefatio//Acta CO. B., 1923. T. 1. Vol. 4, fasc. 4. S. VIII-XVI; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992. С. 57-59; Макаровский А. Подвижник церк. науки: К 100-летию со дня рожд. проф. В. В. Болотова//ЖМП. 1954. 1. С. 57-68; Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955. С. 88-106; Боровой В. , прот. Collectio Avellana как ист. источник: К истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V - нач. VI в.//БТ.

http://pravenc.ru/text/149699.html

1986. Vol. 13. Fasc. 2. P. 265-279 (ср.: ИАБ, 4. 1793); idem. Al cuore del deserto: La spiritualità dei padri e delle madri del deserto. Magnano, 2004; idem. Solitude, Silence and Stillness: Subtle Variances of the Soul//Proche-Orient Chrétien. 2006. Vol. 56. P. 28-43 (итал. пер.: Il deserto di Gaza: Barsanufio, Giovanni e Doroteo: Atti del XI Convegno ecumenico intern. di spiritualità ortodossa. Magnano, 2004. P. 155-178); Σωτηρπουλος Χ. Γ. Νηπτικο κα Πατρες τν μσων χρνων. Αθναι, 1990; Larchet J.-C. Théologie de la maladie. P., 1991, 19942, 20013; idem. Thérapeutique des maladies mentales: L " expérience de l " Orient chrétien des premiers siècles. P., 1992; idem. Thérapeutique des maladies spirituelles: Une introduction à la tradition ascétique de l " Église orthodoxe. P., 20004, 20075; он же ( Ларше Ж.-К.) Иисус Христос - Исцелитель [гл. из кн. Thérapeutique des maladies spirituelles]/Пер. с франц.: В. Л. Шленов//БВ. 2010. 10. С. 200-234; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks. Θεσσαλονκη, 1992. (Ανλεκτα Βλατδων; 55); Mitescu A. L " ascesi esicasta e l " ascesi buddista, ovvero la conversione del principe indiano Joasaf mediante la predicazione del padre sinaita Barlaam//Teresianum. R., 1995. Vol. 46. N 1. P. 91-144; Nikolaou Th. Askese, Mönchtum und Mystik in der Orthodoxe Kirche. Erzabtei St. Ottilien, 1995. (Münchener Universitätsschriften. R.: Veröff. d. Instituts für Orthodoxe Theologie; 3); Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта/Пер. с новогреч.: [иеромон. Симеон (Гагатик)]; ТСЛ. [Серг. П.], 1998 [пер. с 5-го изд. 1996 г.]; Desprez V. Le monachisme primitif: Dès origines jusqu " au concile d " Éphèse. Bégrolles-en-Mauges, 1998. (Spiritualité orientale; 72); Le Monachisme Syriaque aux premiers siècles de l " Eglise: IIe - début VIIe siècle. Vol. 1: Textes Français. Patrimoine Syriaque: Actes du colloque V. Antélias [Liban], 1998; Αγγελπουλος Ι. Κ. Η μετνοια κατ τν ρθδοξον Καθολικν Εκκλησαν. Αθναι, 1998.

http://pravenc.ru/text/674926.html

95 Denissoff Е. Maxime le Grec. P. 222. 96 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 288–291. 97 Горский А. В. С . 54. 98 DenissoffE. Maxime le Grec. P. 228–229, 232, 246, 248. 99 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 99; Denissoff Е. Maxime le Grec. P. 90. 100 Там же. С. 269. " " Там же. С. 247, 253. 102 Там же. С. IX. 103 Denissoff Е. L " influence de Savonarola sur l " eglise russe exliquee par un Ms. inconnu du couvent de S. – Marc й Florence//Scriptorium. Bruxelles, 1948. Т. II, fasc. 2. P. 253–256; Каштанов С. M. Труды И. Денисова о Максиме Греке и его биографах//Византийский временник. М., 1958. Т. 14. С. 282–295. 104 Cataldi Patau A. La vita di Marco Musuro alia luce di documenti e mano- scritti//Italia medioevale e umanistica. XLV (2004). RomaPadova. P. 318; Geanakoplos J. Greek Scholars in Venice. P. 132; Исследователи ставили вопрос, включала ли эта должность задачу наблюдения лишь греческих изданий Альда Мануция или же всех выходящих в Венеции греческих книг, отделяя эту задачу от других типов цензорства в Венеции. 105 Denissoff E. Maxime le Grec. P. 250. 106 Gherardi A. Nuovi documenti e studi intorno a Girolamo Savonarola. Firenze, 1887. P. 334–335. 28; Valerio F. Domenico da Paradiso, profezia e politica in una mistica del Rinashimento. Spoleto, 1992. P. 23. 107 DenissoffE. Maxime le Grec. P. 265. 108 Wilson N. G. F rom Byzantium to Italy. P. 129–130. 109 Там же. P. 139–140. 110 Там же. P. 141. 111 «Тамже. P. 142. 112 См. выше прим. 35. Максим Грек часто упоминает колесо счастья как символ переменчивой фортуны. 113 Преп. Максим Грек . Сочинения. Ч. 1. С. 345–347, 488–490. 114 КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С. 165–188. 115 Denissoff Е. Maxime le Grec. P. 269. 116 Сочинения преп. Максима Грека . Казань, 1860. Ч. 2. С. 377; Иконников В. С.  М аксим Грек. С. 140. 117 Сочинения преп. Максима Грека . Казань, 1859. Ч. 1. С. 23–39. 1,8 См. гл. третью, прим. 17–19. 119 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подг. Н. Н. Покровский ; под ред. С. О. Шмидта. С. 114.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Лит.: Branche J. La vie des saincts et sainctes d " Auvergne et de Velay. Le Puy-en-Velay, 1652. P. 408-420, 506-518; Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 279-285, 696-701; Talairat G., de. Notice historique sur l " église et le chapitre de Brioude. Le Puy-en-Velay, 1829; Résie, comte de [Aubert L.-E., d " .] Histoire de l " Église d " Auvergne. Clermont-Ferrand, 1855. T. 1. P. 123-137; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Besse J.-M. Abbayes et prieurés de l " ancienne France. Ligugé; P., 1912. T. 5: Province ecclésiastique de Bourges. P. 263, 265-266, 272-274; Babut E. Ch. S. Julien de Brioude//RHLR. N. S. 1914. Vol. 5. P. 97-116; Maître L. Les apôtres et confesseurs des Arvernes, d " après Grégoire de Tours et les monuments//Rev. d " histoire de l " Église de France. 1914. Vol. 5. P. 353-364; Leclercq H. Julien de Brioude//DACL. 1927. Fasc. 30/31. Col. 399-412; Franchi de " Cavalieri P. S. Genesio d " Arelate, S. Ferreolo di Vienna, S. Giuliano di Brivas// Idem. Note agiografiche. Vat., 1935. T. 8. P. 203-229. (ST; 65); Lemerle-Baudot A., Baudot M. Grand cartulaire de chapitre Saint-Julien de Brioude: Essai de restitution. Clermont-Ferrand, 1935; Griffe É. La Gaule chrétienne à l " époque romane. P., 1947. T. 1. P. 94, 99, 107-108, 111-112; T. 3. P. 233-234, 277; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 1933 2. P. 343-344, 350-351; Mathon G. Giuliano di Brioude//BiblSS. Vol. 6. Col. 1191; Magnou-Nortier E. Contribution à l " étude des documents falsifiés: Le diplôme de Louis le Pieux pour Saint-Julien de Brioude (825) et l " acte de fondation de la monastère Sauxillanges par le duc Acfred (927)//Cah. civ. méd. 1978. Vol. 21. P. 313-339; Cubizolles P. Le noble chapitre Saint-Julien de Brioude. Brioude, 1980; idem. S. Julien de Brioude martyr. Brioude, 1987; idem. Le diocèse du Puy-en-Velay des origines à nos jours. Nonette, 2005. P. 30-33, 112-113; Fayard A. L " énigme de S. Julien ou les deux martyrs de Brioude. Brioude, 1982; Pietri L.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

49 Wagner G. La commémoration des saints dans la prere euchanstique II Ircnikon. 1972. 45. P. 447–456; Вагнер. С. 143–150. 50 Hennig J. Zu den Namenlisten in den eucharistischen Hochgebeten II EL. 1977. 86. S. 280–289; Jungmann J. A. Place of Christ. P. 264–268; Meyer H. B. Eucharistie Geschichte, Theologie. Pastoral//Gottesdienst der Kirche. Teil 4. Regensburg. 1989. S. 348. 52 О происхождении культа святых см.: Delehaye H. Sanctus: Essai sur le culte des saints dans l " Antiquité. Bruxelles, 1927, Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1927 и др. 53 Vogel С. Prière ou intercession?//Communio sanctorum. Mélanges offerts à Jean-Jacques von Allmen. Geneva. 1982. P. 284–290. 54 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопии они громким голосом, говоря: «Доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр.6:9–11 ). 58 Dolbeau F. Nouveaux sermons de saint Augustin pour les fêtes des martyrs//AB. Vol. 110. 1992. Р. 263–310. 60 См. Taft R.F. The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where. A Review of the Dossier. Part I//OCP. 1991. 57. P. 298–308. 61 Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l " anaphore de saint Marc//RSR. 1928. 8. P. 489–515. 62 Bastianini G., Gallazzi C. P. Cair. 10395A: frammento liturgico//Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1985. 58. S. 101. 66 Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский Поучения Огласительные и Тайноводственные. Москва, 1991. С. 335–336. 67 La lettre du Pape Innocent I à Décentius de Cubbio (19 mars 416)/Cabié R. (éd.).//Bibliothèque de la Revue d " Histoire ecclésiastique. Fasc. 58. Louvian, 1973. P. 22, 44–52. 76 Cyrille de Jérusalem Catéchyses mystagogiques//Introduction, texte critique et notes de A. Piédagnel//SC. Vol. I26 bis. Paris, 1988. P. 154.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Philip. I, i. При обозрении «Пастыря» Ермы мы увидим, что в нем также не делалось различия между пресвитерами и епископами и здесь мы приведем только небольшую цитату из той же «pat. Apost. Op. (fasc III, стр. 25): «Hermae tempore Romae presbyteri, non episcopus, ecelesiam regnabant. Falsi sunt Cotelerius (учен. издат. XVII, в.) et Rothe XIX в.) dicentes, Hermam differentiam facere inter episcopos et presbyteros. Мнение решительное. 7 Это понятие »παροικα» ( " προικος« прилагательное и »παροικω« – глагол), как «временное учреждение и место в чужой стране» и должно служить основным понятием о христианском приходе (парикии), которому и надлежит слагаться согласно этому понятию. 8 См. указания Климента на ветхозаветные порядки отправления богослужения: в определенном месте, в определенное время и определенными на сие служение лицами (гл. 40 и 41). 9 В той же главе апостол Петр пишет: «Приступая к Господу... и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, что бы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет 2:4, 5 ). См. также Толкование на псалмы Палладия, епископа Сарапульского (Москва 1872 г., стр. 377) псалом 83; «коль возлюбленна селения Твоя Господи сил... Призри на лице Христа Твоего». Христом, говорит св. Афанасий, именует здесь народ, призванный в царское священие. Тоже и блаженный Феодорит . «У вас», писали восточные патриархи (окружное послание от 6 мая 1848) «ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его». Вот что например сообщает Евсевий епископ Кесарийский в своей Церковной Истории (кн. VI гл. XIX) об Оригене . «В Кесарии Палестинской местные епископы просили Оригена беседовать и изъяснять Священное Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Это видно из письма Александра, епископа Иерусалимского и Феоктиста, епископа Кесарийского к Дмитрию епископу Александрийскому, в котором они оправдываются следующим образом: «Ты еще прибавляешь в своем письме, что никогда не слыхано, да и теперь не в обычае, чтобы в присутствии епископов проповедовали миряне: не понимаю, как можешь ты так явно говорить неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010