В рукописном сборнике, содержащем комментарии И. З., «титулы» могут отсутствовать, и тогда его ядром становится 2-я часть Номоканона - собрание канонов (иногда вся рукопись состоит из канонов с толкованиями И. З.). В качестве примеров можно назвать рукописи: Paris. gr. 1321, XVI в., 1322, XVI в., 1323, 1598 г., 1327, 1562 г., 1330 (XIV в.; в 2 последних содержится лишь часть канонов Поместных Соборов и отцов Церкви) ( Omont. 1886. P. 3-6, 8-10, 11-12); Paris. Coislin. 39, XVI-XVII вв. (пробелы - отсутствие ряда канонов - восполняются ркп. Paris. suppl. gr. 1015) ( Devreesse. Catalogue. 1945. P. 35-37; Astruc, Concasty. Catalogue. 1960. P. 94-96); ГИМ. Греч. 320, 2-я пол. XII - нач. XIII в. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 457-461; Фонкич, Поляков. 1993. С. 109); Hieros. Patr. 167, XIV в. (Ιεροσολυμιτικ Βιβλιοθκη. 1871. Τ. 1. Σ. 261-263); Ath. Laur. 615, XIII-XIV вв. ( Бенешевич. 1904. С. 57-58); Patm. 366, XIV в. (с отдельными выдержками из толкований Вальсамона) ( Σακελλωνος Ι. Πατμιακ Βιβλιοθκη. 1890. Σ. 163-167); РНБ. Греч. 123, XIV в. (толкования начинаются с I Всел. 1) ( Гранстрем. 1967. С. 288-293); Ambros. 848 (C. 163 inf. et A. 53 inf.), XVII в. (с отдельными комментариями Вальсамона) (Catalogus codicum graecorum Bibilothecae Ambrosianae/Digesserunt A. Martini, D. Bassi. Mediolani, 1906. T. 2. P. 966-971); Vindob. Hist. gr. 12 (49 Lamb.), XIII в. (из святоотеческих канонов истолкованы только правила свт. Василия Великого) ( Hunger H. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1961. Tl. 1. S. 16-17). По-видимому, сюда же относятся Sinait. 1116, XIII в. (Описание гречеких рукописей монастыря св. Екатерины на Синае/Ред.: В. Н. Бенешевич. СПб., 1911. Т. 1. С. 265-266. 481; Kamil M. Catalogue of All Manuscripts in the Monastery of St. Catharine on Mount Sinai. Wiesbaden, 1970. P. 118. 1544 Ath. Dionys. 366 (Lampr. 3900), XIII в., 368 (Lampr. 3902), XIV в. ( Lambros Sp. P. Catalogue of the Greek manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895. Vol. 1. P. 419-420); Ath. Iber. 312 (Lampr. 4432), XV в. (датировка Бенешевича - XIV в.: Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 269) ( Lambros. Catalogue. Camb., 1900. Vol. 2. P. 81); Scorial. 367 (X-II-10), кон. XIII в. ( Miller E. Catalogue des manuscrits grecs de la Bibliothèque de l " Escurial. P., 1848. P. 390); Taurin. 202 (B. IV 11) ( Sanctis G., de, et al. Inventario dei codici superstiti greci e latini antichi della Biblioteca nazionale di Torino//Rivista di filologia e d " istruzione classica. 1904. Anno 32. Fasc. 3. P. 395; не датирована); Cair. Mus. 102, 106, 107, 153 ( Ven P., van den. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la bibliothèque patriarcale du Caire//Le Muséon. N. S. 1914. Vol. 15. N 1. P. 73-74; рукописи не датированы).

http://pravenc.ru/text/471214.html

семенные логосы (лат., греч.). 133 Соответственные тексты собраны и сопоставлены у Оксиюка (с. 162–174 и др.). Ср. также основные монографии об Оригене: Redepenning. Bd II. Bonn, 1846; Denis J. La philosophie d " Origune. Paris, 1884. P. 297 сл.; Bigg Ch. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford, 1886. P. 225 ff., 265 f.; Prat E. Origune, Le mhйologien et l " exegete. P., 1907. P. 87 suiv.; Ramers C. Des Origens Lehre von der Auferstehung des Fleisches. Trier, 1851; Kraus J. B. Die Lehre des Origens ывег die Auferstehung der Toten. Regensburg, 1859; Meyer Hans. Geschichte der Lehre von den Keimkraeften von Stoa bis zum Ausgang der Patristic. Bonn, 1914. Из новейших работ нужно назвать: Cadmu R. Introduction au sysmume d " Origune. P., 1932; Bardy G. Origune//Diet, de la Thйologie cath., fasc. 95–96. P., 1931. Col. 1545 suiv.; cp. и старую статью: Westcott В. sub voce//Smith a Wace Dictionary, IV, 1887. 134 Начало индивидуации, начала воскресения (лат.). 135 См. у П. Страхова (Воскресение, I. Идея Воскресения в дохристианском религиозно–философском созерцании. М., 1916. С. 27 сл., 128 сл.). Можно предполагать посредство комментариев Александра Афродисийского. Ср. у Лосева (Античный космос. С. 438 сл.), — «душа, как смысловое изваяние жизни» у Аристотеля… 136 Из поздних схоластиков нужно назвать Дурандия, «доктора решительнейшего» (ум. 1332 или 1334). Он ставит вопрос: «Что лежит в основании того, что душа Петра будет сотворенной в материи, что была и в теле Павла, либо была в том же Петре, который прежде был», и отвечает — «Кого бы материю не сочетала бы душа Петра в воскресении из того, что есть её же форма по числу, в итоге будет тот же Петр»; привожу по: Fr. Segarra S. J. De Identitate corporis mortalis rйsurgenme. Madrid, 1929. P. 147. Из современных римских богословов такого взгляда придерживается Кардинал Л. Билло, — ср.: L. Billot S. J. Quaestiones de Novissimis, auctore. Romae, 1902. Thesis XIII. P. 148 ss. См. также: Sparrow–Simpson W. J. The Resurrection and Modem Thought. Longmans, 1911. 137

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Епифаний Кипрский (ок. 315-403)) и рассказала ему свою историю. Епифаний привез ее в Александрию, где во сне К. явился ап. Павел и дал наставления. На следующий день она пошла к св. Феофилу (вероятно, Феофил I, архиеп. Александрийский (384-412)), который постриг ее в монахини. Продав имущество, К. построила ц. во имя архидиак. первомч. Стефана, и вскоре вокруг нее собрались благочестивые девы. К. подвизалась в строгой аскезе более 20 лет и после непродолжительной болезни с миром отошла ко Господу. В зап. церковных Календарях память К. не обозначена. В нач. XVII в. Ф. Феррари включил К. в перечень местночтимых святых, отсутствующих в Римском Мартирологе ( Ferrarius F. Catalogus generalis Sanctorum, qui in Martyrologio Romano non sunt. Venetiis, 1625. P. 44-45). Ист.: BHG, N 633-634m; ActaSS. Ian. T. 2. P. 598-602; PG. 114. P. 981-1000 [Житие прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Р. 265-266 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 399-402, 419-420; Nissen T. S. Eusebiae seu Xenae Vita//AnBoll. 1938. Vol. 56. P. 102-117; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 135-136; SynAlex. Vol. 3. P. 742-745; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1990. P. 230-233. (PO; T. 45. Fasc. 1); Μακαρος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 5: Ιανουριος. Σ. 293; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 362-363. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 185-189; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 23; Т. 3. С. 36-37; Ξνη//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 654; Clercq C., di. Eusebia//BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 245; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 362; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 357. А. Н. Крюкова Иконография Изображения К. известны в лицевых рукописных и настенных минологиях. Одно из древнейших сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 330, 1-я четв. XI в.), где она представлена лежащей на смертном одре в иноческом одеянии. Мн. изображения, вероятно, объединяют К.

http://pravenc.ru/text/2462115.html

With the notable exception of St. Irenaeus, who did not see sexuality as a result of the fall. See Adv. Haer. 3. 22. 4. Cf. J. Behr, “Marriage and Asceticism,” unpublished paper at the 5th International Theological Conference of the Russian Orthodox Church (Moscow Nov. 2007), 7. S. Stelzenberger, Die Beziehungen der frьhchrismlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa. Eine moralgeschichtliche Studie (Мьпснеп 1933), 405ff. De exhortatione castitatis X 2-4 (CCL 15/2, 1029, 13ff). Cf. Wendebourg, “Reinheitsgesetze” 159.7 Innumerable studies have been written on Origen’s relationship with the philosophical currents of his time. For a summary of recent scholarship on the topic see D. I. Rankin, From Clement to Origen. The Social and Historical Context of the Church Fathers, (Aldershot-Burlington 2006), 113-140. Cat.in Ep. ad Cor. XXXIV 124: C. Jenkins (ed.), “Origen on 1 Corinthians,” Journal of Theological Studies 9 (1908) 502, 28-30. See L. W. Barnard, “The Background of Early Egyptian Christianity,” Church Quarterly Rev. 164 (1963) 434; also M. Grant, The Jews in the Roman World (London 1953), 117, 265. Cf. references in Wendebourg, “Reinheitsgesetze” 167. See M. Simon, Recherches d’Histoire Judйo-Chrйmenne (Pa ris 1962), 140ff., and M. Grant, ”Jewish Christianity at Antioch in the Second Century,” Judйo-Chrismianisme (Paris 1972) 97-108. Cf. references in Wendebourg, “Reinheitsgesetze” 167.8 Didaskalia XXVI. H. Achelis-J. Fleming (eds.), Die дlmesmen Quellen des orientalischen Kirchenrechts 2 (Leipzig 1904), 139. On the date see: T. L’ascetismo nel Conci lio di Gangra: Eustazio di Sebaste nell’ambiente ascetico siriaco dell’Asia Minore nel IV° secolo, Excerpta ex dissertatione ad Doctoratum in Facultae Theologiae Pontificiae Universitatis Gregorianae, (Rome 1991), 23-24. J. Gribomont, “Le monachisme au IVe s. en Asie Mineure : de Gangres au messalianisme,” Studia Patristica 2 (Berlin 1957), 400-415. P. Joannou, Fonti. Discipline gйnйrale antique (IVe- IXes.), fasc. IX, (Grottaferrata-Rome 1962), t. I, 2, 89. English trans. from The Rudder (Pedalion), trans. by D. Cummings (Chicago 1957), 523.

http://pravmir.com/ritual-impurity/

Идея охоты также никогда не прилагалась на Востоке к благовещению. Что касается, в частности, единорога, то он известен в византийской иконографии и письменности. Изображение его находим в греческих псалтирях (барбериновой, Лобкова), где оно иллюстрирует слова «вознесется яко единорога рог мой» ( Пс. 91:11 ): единорог полагает ногу свою на лоно девы. Композиция эта основана на рассказе физиолога, хорошо известного на православном Востоке, но она не применена здесь к благовещению. Рог единорога обращен кверху, соответственно тексту псалма, а не к деве, как в западных изображениях благовещения; дева не имеет иконографических форм Богоматери: она сидит в одной тунике, с распущенными волосами. Применение сказаний физиологов к изображению благовещения составляет плод средневековой мысли Запада. 227 Römische Quartalschrift f. christl. Alterthumskunde u. f. Kirchengeschichte, 1887, IV, 384. Изъяснение в смысле благовещения: Liell, Die Darstell. d. allersel. Jungfrau Maria, S. 211–212, Fig. 8. Freiburg in Breisgau, 1887. 228 Bosio, Roma sotterrannea, p. 541. Opera postuma. Roma, 1632. Aringhi. Roma subterr. novissima. Ed. I, t. II, p. 296–297. Cf. Macarii Hagioglypta, p. 233. Ed. R. Garrucci. Smith and Cheetham a dictionary of Christ, antiquities, vol. II, p. 1149. 237 Liell, Die Darstell. S. 199 ff. Taf. II, 1. Рисунок издан также Ленером: Die Marienverehrung. Taf. I,4. 2 Aufl. 242 На языке иконописцев это явление Бога Аврааму называется «ветхозаветная Троица» и изображается в виде трех ангелов. 244 νρ τις νδοξος τ ψει, σχματι ποιμενικ, περικεμενος δρμα λευκν κα πραν χων π τν μων, κα βδον ες τν χερα. Vis. V, 1. Patr. apost. opp. ed. Gebh. Harnack et Zahn, fasc. III., p. 66; по изд. Функа, vol. I, p. 384. 246 περαστρπτει λιον ς ποσ τας πτρυξι περιπατν π γς… φωστρος φωτειντερον κεκαλλπισται πρσοπον χιτνα προββληται νεανσκον ρ σρκα μ περικεμενον. Migne, s. gr., t. LXI, col. 737. 260 S. Gregor. Nyss. De Vita s. Gregor. Thaumat. Opp., t. II, p. 976–979; edit. 1615. В русской версии этого видения Григорий Чуд. молится Богоматери. Минеи. 17 Ноября. 265 Hieron. De loc. hebr. Nazareth habet ecclesiam in loco, quo angelus ad beatam Mariam evangelizaturus intravit, sed et aliam, ubi Dominus est nutritus. Opera, t. III, p. 194, edit. 1684; ср. Путеш. игум. Даниила, стр. 106 (изд. Сахарова, 1839 г., Палест. сборн., вып. 9, стр. 119). Повесть Е. Трусова, 1528 г. в Сборн. импер. публ. библ. из собр. Погодина 1558, л. 121. А.Ф. Бычков. Опис. церк.-слав. и русск. рукоп. «Сборн. И. П. Б.», ч. 1, стр. 169. 266 Καθεθντωv ν τ γιοττ κλλησ τ καλουμv Μαρ τν θεοφιλεσττων κα γιωττων πισκπων… ν τ μεγλ κλλησ τ καλουμv γ Μαρ… γ σνοδος γγονεν ν τ φσ ν τ μεγλ κλλησ τς πλεως τις καλεται Μαρα θεοτκος. Mansi Concil. coll., t. IV. col. 1223, 1229, 1241 и др. В сирийском тексте актов собора по рукописи 535 г. церковь эта также называется церковью Марии: Theol. Stud. u. Kritik., 1888, 557–558.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ист.: BHG, N 84-90; ActaSS. Ian. T. 2. P. 422-440; T. 3. P. 50-54; PG. 92. Col. 1680-1729; ibid. 114. Col. 773-812; ЖСв. Январь. Ч. 2. С. 265-283; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: история его изучения и текст. М., 1978. Л. 14; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988. Л. 263. Лит.: Usener H. Acta M. Anastasii Persae. Bonn, 1894; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 126-148; Janin. Églises et monastères. P. 27; Gignoux Ph. Noms propres sassanides en moyen-perse épigraphique//Iranisches Personennamenbuch. W., 1986. Bd. 2: Mitteliranische Personennamen. Fasc. 2. P. 2/114. Nr. 551. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; MenolBas. Tav. 343, 344; Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1943. Tf. 17; Менолог. C. 195, 201, 204, 332; Michalowski K. Faras, Kathedrale aus dem Wüstensand. Einsiedeln, 1967. S. 113-114. Tf. 31; Strnad A. A.//LCI. Bd. 5. Sp. 135-136. М. В. Грацианский, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/114894.html

Согласно христ. традиции, собор св. Иаковов построен на месте погребения ап. Иакова , брата Господня, усекновения и захоронения главы ап. Иакова Зеведеева; там же находится могила Иерусалимского еп. Макария (314-333). Впервые о соборе сообщает паломник Иоанн из Вюрцбурга (ок. 1162-1165): «В честь Святого Иакова Старшего (Зеведеева.- Ред.) возведена большая церковь, где живут армянские монахи. Там есть большой приют, готовый принимать бедняков их народа» ( John of W ü rzburg. Description of the Holy Land//Palestine Pilgrims " Text Society. L., 1890. Vol. 5. P. 45). Исторических сведений о том, что находилось на месте собора до этого, нет, хотя о присутствии арм. общины в городе с раннехрист. времени свидетельствуют письменные и археологические источники. В 2 арм. рукописях сохранился перечень 70 арм. церквей и мон-рей Палестины, составленный вардапетом Анастасом в VII в. ( Sanjian A. K. Anastas Vardapet " s List of Armenian Monasteries in 7th Cent. Jerusalem//Le Muséon. 1969. T. 82. Fasc. 3/4. P. 265-292). В И. м. было найдено ок. 20 хачкаров, самые ранние из к-рых датируются 956, 1151 и 1153 гг. ( Агавнуни. 1931. С. 251). Многочисленные рассказы паломников последующих лет свидетельствуют о том, что собор всегда оставался армянским, несмотря на притязания др. Церквей. В период присутствия крестоносцев в Иерусалиме (XII в.) Армянский квартал назывался Ruga Armenorum, о чем упомянуто в 1222 г. в дипломатической переписке (Там же. С. 260; Hintlian. 1989. Р. 34-37). С XVIII в. бытует мнение о том, что И. м. изначально принадлежал Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). М. И. Броссе ссылается на араб. примечание в груз. рукописи, где говорится о груз. царе, заказавшем Четвероевангелие для мон-ря св. Иакова в Иерусалиме. По мнению К. Мутафяна, позднее появление этого примечания и факт существования в древнем Иерусалиме неск. обителей во имя св. Иакова ставят под сомнение вероятность принадлежности И. м. ГПЦ до XII в. Известно, что в нач. XIV в. монахи И. м. дважды отправлялись в Каир, где получали от егип. султана (1312, 1319) подтверждение прав владения монастырем ( Kalemderian. 2007. P. 11). В 1450 г. султан Джакмак выдал арм. патриарху Абрааму Месерци фирман (хранится в архиве Патриархии), освобождающий монахов от незаконного налогообложения. Его текст был высечен на араб. и арм. языках на 2 каменных плитах, установленных над порталом и на внутренней стене главного входа И. м. ( Агавнуни. 1931. C. 263-264). Неск. раз мон-рем пытались завладеть греки, в 1657 г. им удалось захватить собор и продержаться в нем полтора года, после чего его вернули армянам. Права Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на И. м. подтверждены и грамотой тур. султана Махмуда I (1739).

http://pravenc.ru/text/200367.html

В др. греческом синаксаре (Paris. gr. 1582; SynCP. Col. 70) память этой святой, названной Друсила,- под 22 сент. Сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста, посвященное мц. Д., из к-рого следует, что она была сожжена на костре за исповедание христ. веры, и ее память чтилась в селении близ Антиохии, где она, возможно, пострадала и где было произнесено Похвальное слово. О почитании Д. в Антиохии в VI в. свидетельствует слово Севира, патриарха Антиохийского (512-519), произнесенное в церкви, посвященной Д., возможно, той же, где было произнесено слово Иоанна Златоуста в IV в. Традиция почитания объединяет эту мученицу и Д., о к-рой сообщают греч. синаксари. Однако у свт. Иоанна Златоуста она не названа дочерью имп. Траяна, болландисты , издатели Мученичества Д. в Acta Sanctorum , придерживались той же т. зр. Сохранилось сир. Мученичество Д. и др., где Сирия указывается местом ее смерти при Траяне (BHO, N 265). Нек-рые исследователи (Р. ван Дорен, Ж. М. Соже) считают Д. одним лицом с мц. Дросидой (пам. 28 июля). Ист.: BHG, N 566; ActaSS. Sept. Vol. 6. Col. 300-302; PG. 50. Col. 683-694 [энкомий Иоанна Златоуста; рус. пер.: Похвала св. вмц. Дросиде, и о памятовании смерти//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 730-741]; SynCP. Col. 70, 553-554; MartHieron. P. 648; MartRom. P. 583; Giacomo di Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and others/Ed., trad. E. W. Brooks. P., 1911. Col. 621-623. (PO. 7. Fasc. 5 (N 35); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 120-123; ЖСв. Апр. С. 429-432. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113; Doren van R. Drosis//DHGE. T. 14. P. 815; Δρσις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 225; Sauget J.-M. Droside//BiblSS. Vol. 4. Col. 840-841; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 121. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/180480.html

10 Возможно, выбор именно этого места для совершения литургии был обусловлен желанием подчеркнуть связь Тайной Вечери с Крестной жертвой Спасителя. 11 Указатель библейских чтений и богослужебных особенностей дней церковного года; сохранился только в армянском и грузинском переводах. 12 Повторение чтений следует объяснять либо желанием всё же донести их содержание до оглашенных, отсутствовавших в храме во время литургии, либо, скорее, изобразительным символизмом: во второй раз эти чтения звучали в самóй Сионской горнице, где, как считалось, и состоялась историческая Тайная Вечеря. 13 Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. Turnhout, 1969. (Patrologia Orientalis. T. 35, fasc. 1; 163). P. 265 14 Le Grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (Ve–VIIIe siècle)/Trad. par M. Tarchnischvili. Louvain, 1959. T. 1 (=Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 189. Scriptores Iberici; 10). P. 90–92. 15 Без сомнения, чтение из Евангелия от Иоанна появилось здесь потому, что только в нем описано умовение ног апостолов Христом. 16 Песнопение в конце литургии оглашенных по иерусалимскому чину «апостола Иакова» (см.: Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970. (=Wiener Beiträge zur Theologie; 28). S. 99–124; Nikiforova A. The Oldest Greek Tropologion Sin.Gr.ΜΓ565: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text//Oriens Christianus: Hefte dür die Kunde des christlichen Oriens. 2015. Bd. 98. S. 138–173). 18 Аналог херувимской – в древнем Иерусалиме это песнопение литургии, как ряд других, менялись в зависимости от праздника. 19 А также, как вариант замены, тропарь «Вечери Твоея Тайныя», что является признаком «византинизации» иерусалимского богослужения (см. ниже). 21 Комплексы этих монострофов являются прообразами будущих гимнографических трипеснцев и канонов. 22 По сравнению с Лекционарием, добавлен третий тропарь после Причащения, 3-го плагального гласа: «Кий тя образ, Иудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВДА Завда [Замвда; греч. Ζαβδς; лат. Zambdas, Zabda], свт. (пам. зап. 19 февр.), еп. Иерусалимский (кон. III в.- до 303). В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (258-265 - 339/40) сообщает, что З. занял кафедру после Именея, вскоре скончался и его преемником стал Ермон . В «Хронике» Евсевий указывает, что З. был 39-м епископом Иерусалима и управлял Церковью в течение 10 лет. Согласно лат. переводу «Хроники», сделанному блж. Иеронимом Стридонским († 420), З. был избран 37-м епископом в 15-й год правления имп. Диоклетиана (284-305) и оставался им 3 года. В арм. версии «Хроники», написанной Самуилом Анийским (XII в.), З. назван 38-м предстоятелем Церкви, занимавшим кафедру в течение 2 лет с 14-го года правления имп. Диоклетиана. Прп. Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» называет З. 29-м (в др. месте 30-м) епископом Иерусалима, в течение 10 лет управлявшим Церковью, начало епископского служения З. он относит к 296 г. Евтихий , патриарх Александрийский (933-940), сообщал, что З. (Zebedaeus) вступил на кафедру в 18-м году правления имп. Диоклетиана и занимал ее в течение 10 лет. У свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403) З. назван 37-м епископом с искажением имени (греч. Βαζς). В списке Иерусалимских патриархов из рукописи Великого синаксаря, переведенного прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 222, XII в.), епископство З. датируется 327-332 гг. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 192). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VII 32. 29; idem. Chron. T. 2. P. 186; Niceph. Chronogr. P. 125. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20; Theoph. Chron. P. 8, 11; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 998; ActaSS. Febr. T. 3. P. 129; MartRom. P. 69; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. T. A. Evetts//PO. P., 1904. T. 1. Fasc. 2. P. 206; Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7. S. 308-309. (GCS; 47). Лит.: Le Quien. OC. T. 3. P. 153-154; Sauget J.-M. Zambdas (Zabdas)//BiblSS. Vol. 12. P. 1458. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий, Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/182421.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010