Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ СИНКЛИТИКИ [Греч. Ο γιοι μρτυρες, ο π τς συγκλτου βουλς] († между 320 и 324 ?) (пам. греч. 2 нояб.). Краткие сведения об этих святых содержатся в визант. стишных синаксарях (напр., в Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 189-190 и в ГИМ. Син. греч. 369 (353), 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 524), где говорится, что они являлись членами синклита, т. е. сената, и за веру во Христа были усечены мечом. Традиционно считается, что М. с. пострадали вместе с мучениками Евдоксием, Аттиком, Агапием, Катерием (пам. визант. 2 нояб.) при имп. Лицинии (по др. версии - при имп. Деции ) в Севастии (архиеп. Сергий (Спасский), митр. Софроний (Евстратиадис)). Однако в кратких синаксарных сказаниях о Евдоксии и воинах, пострадавших с ним, М. с. не упоминаются. Лишь в нек-рых источниках говорится, что вместе с Евдоксием и его дружиной мн. другие верующие во Христа были преданы огню (Минологий Василия II: PG. 117. Col. 141; текст дополнен миниатюрой, где изображено большое число святых в огне). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. с. содержится под 2 нояб. с указанием, что они были усечены мечом. Однако в сказании о святых сообщается, что они были брошены в огонь ( Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 15). Вероятно, М. с. и мч. Евдоксий с дружиной пострадали в разное время, однако из-за того, что их память в визант. церковных календарях обозначена под одной датой, в нек-рых синаксарных заметках сведения об этих 2 группах мучеников были объединены. Текст сказания о Евдоксии с дружиной в славяно-рус. нестишном Прологе представляет собой перевод Синаксаря, аналогичного Vat. gr. 2046, Fol. 64b-d, XII-XIII вв.; в конце сказания говорится, что святые пострадали «с инеми многыми веровавшими в Христа» (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 290-294). В ВМЧ под 2 нояб. внесены память и сказание о мч. Евдоксии и дружине из греч. нестишного Пролога (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 47-48) вместо текста из стишного греч. Пролога, снова повторяется заметка из нестишного (Там же. Стб. 71) с незначительными разночтениями. В «Новом Синаксаре Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит поместил память М. с., усеченных мечом, перед памятью Евдоксия с дружиной, сожженных заживо. Лит..: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. C. 341-342; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 308; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 23. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ ФИЛОСОФ [Греч. Λεντιος Θιλσοφος], прп. (пам. греч. 19, 20, 30, 31 окт.). Время и место жизни неизвестны. Память Л. Ф. без к.-л. биографических сведений встречается в различных видах византийских и новогреческих календарей: под 19 окт.- в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, в служебной Минее (Венеция, 1870), в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса; под 20 окт.- в стишных Синаксарях (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.; Лундский Синаксарь XIV в.); под 30 окт.- в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), где Л. Ф. назван «благочестивый Лев Философ» (SynCP Col. 178); под 31 окт. - в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 84). В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) под 12 июня указана память «Леонтия, философа Римского» ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 72), к-рого Ж. Гаритт предположительно отождествил с Л. Ф. Исследователь также отметил, что в этот день Западная Церковь празднует память папы Римского Льва III (795-816) (Ibid. P. 249). Память Л. Ф. не вошла ни в стишной, ни в нестишной Прологи (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 224-235, 276-283; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 135-136, 142-144), она отсутствует в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1533-1679, 2039-2062) и совр. календаре РПЦ. Ист.: Δουκκης. ΜΣ. 1895. Τ. 10. Σ. 267; Владимир (Филантропов). Описание. С. 522; SynCP. Col. 178-179; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 383. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 324-325, 338, 340; Rudberg S. Y. Le Synaxaire grec de Lund//AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 125; Sauget J.-M. Leonzio, il Filosofo, santo//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1315; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 272; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2009. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 215. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463565.html

Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. Тут разумеется князь Ярослав Георгиевич или Ярославович, княживший в Турове с 1146 года. Год вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. Думают, что послание эти касались и дела Феодорца, но ни одно из этих посланий неизвестно. Из сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. Блаженный Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни. Разумеются татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издания 1642 и 1643 годов. Память святого Апостола Иакова Зеведеева Фарисеи — религиозная секта, возникшая в Палестине за два или за три века до Р. Хр. Своею целью секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и скрупулезности, соблюдение всех обрядовых предписаний закона Моисеева. Народный учитель, раввин. Здесь разумеется Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого, управлявший Иудеею с 40 г. по 44 г. Евсевий Памфил — знаменитейший церковный историк, живший с 268 г. по 340 г. Его «Церковная История» доведена до 324 г. Кончина святого Апостола Иакова последовала ок. 42 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Святой Стефан, подражая Господу Иисусу Христу, на коленях молился за своих мучителей: «Господи, не вмени им греха сего» ( Деян.7:60 ). Страдания его видела Божия Матерь. Она стояла вдали, на возвышении, со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась об укреплении мученика в терпении. Избиение произошло 27 декабря, архидиакону Стефану было немногим более 30 лет. Тело святого первомученика сутки лежало непогребенным, и только на следующую ночь известный еврейский учитель Гамалиил с сыном Авивом тайно взял его и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба приняли христианство . Празднование памяти первомученика Стефана началось еще в апостольские времена. В IV веке император Константин Великий (324–337) построил в его честь храм в Константинополе. Отцы Церкви – святители Иоанн Златоуст , Григорий Нисский , блаженный Августин и другие – говорили в память первомученика Стефана беседы и поучения. Святые мощи его были открыты близ Иерусалима в декабре 415 года и перенесены в Иерусалим. Около 428 года сестра императора Феодосия II (380–450), Пульхерия, перенесла их в Константинополь и положила в церкви святого архидиакона Лаврентия (память 10 августа), а затем – в основанном ею храме в честь первомученика Стефана. Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана празднуется 4 января и 27 декабря, обретение святых мощей – 15 сентября, перенесение их – 2 августа. В Троице-Сергиевой Лавре хранится десница первомученика. Преподобнаго Ферапонта, Можайскаго, Лужецкаго чудотворца (Службу зри 27 мая) Тропарь , глас 4: Житием чистым просветився,/в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/и, духовному твоему учителю последствуя,/ум свой к Небесным управль,/стаду твоему наставник был еси,/тем тя молим, отче Ферапонте,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4: Преблагий Спас наш Христос/умножил есть милость Свою к нам,/даровав нам в заступника и целителя/преподобнаго отца нашего Ферапонта,/иже просвещает нас образом святаго жития своего/и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и от разрушения,/страну сию от глада и напрасныя смерти,/чтущих же память его всех/от болезней и от лютых страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410). Ист.: Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 14; ActaSS. Ian. T. 2. P. 458-483, 460-470; SynCP. Col. 415б, 418; MartRom. P. 32; PG. 114. Col. 816-893 [Мученичество авторства прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 277 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Кн. 2. С. 285-315. Лит.: Chabot J.-B. Trois homélies de Proclus, évêque de Constantinople. R., 1896; Eldarov G. Agathangelo e Clemente//BiblSS. 1961. T. 1. Col. 337-338; Janin. Églises et monastères. 19692. P. 91-92; Majeska G. P. Russian Trevellers to Constantinople in 14th and 15th centuries. Wasch., 1984. P. 43, 187, 296-297; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. 19952. Σ. 253; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 3. С. 35-36; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 3. Σ. 127-130. Е. М. Беленькая Гимнография Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ) и 4-го гласа Καννα πστεως (    ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава , служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

• в приходе 513—523 • выборность 514 • доверие 518 • и мир 493 • и политика 520 • тюремный 294 Священство женское 781, 804 Сексуальность до падения 840 Символ веры 20, 207, 210, 242, 446 Слово и молчание 390, 540, 611, 644 Смерть 71, 429, 564, 880, 888—895 • близких 605 • в молодости 894 • детей 606 • память смертная 564 • подготовка 899 • результат падения 817 Смирение 696 Совесть 432 • суд 197, 216 Созерцание и деятельность 701 Сомнение 175, 870 София 791, 794 Спасение 283, 296 • всеобщее 298, 796 Справедливость 601 Старчество 769 Страдание 880—881 Страшный суд 298, 431, 564 • овцы и козлища 93, 282 • оправдание 130 Суд Божий 282, 690—691 Суд и суждение 179, 296 Сурожская епархия 40, 51, 53 Таинство 332, 366, 384, 385, 467, 517, 659—670, 742, 797, 828, 893 • в ранней Церкви 472, 486 • вещество 87, 129, 131, 370, 386, 453, 463, 466, 659, 798, 835 • совершитель 109, 154, 399, 853 Тайная Вечеря 145, 369, 400, 423 Тварь безгрешна 108, 130, 131, 662, 863 Творение мира 248, 254, 259, 267, 659, 785 • в духовной жизни 658—670 • воскресение 286, 324 • и душа 658, 842 • и плоть 324, 655, 659, 741 Терпение 650, 697 Террор 607 Торжество Православия 567, 568 Традиция 851 Три отрока в печи 830 Уныние 695 Упанишады 843 Утреня 352—360, 363—365 Фома апостол, уверение 30, 328, 461, 579 Хаос 259, 713—718, 785—789 Хиппи 898 Хождение перед Богом 841 Хоспис 888—895 Храм 107—117, 346 Дом Божий 95—101, 114, 137 • и мир 114 • иконы 112 • корабль 433 • место Преображения 111 • притвор 115, 431 • царские врата 86 Христианин 469, 568 • деятельность 333, 739, 746 • посланничество 159, 316, 428, 465, 476, 491, 513, 525, 551, 594, 597, 651, 653, 717, 736, 745, 754—762, 767, 825 Христос Агнец Божий 254, 372 • беседа с Никодимом 831 • богооставленность на кресте 226, 240 Богочеловек 272 Вознесение 278, 427, 584, 585 • воплощение 151, 275, 321, 386, 395, 421, 462, 487, 495, 555, 664, 740, 792 Воскресение 272, 310—326, 423, 425, 578 • вход в Иерусалим 576 • женщина, взятая в прелюбодеянии 173 • искушение в пустыне 271, 558, 661

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

– 15-е. О Езекииле Пророце, л. 314. –      16-е. О Филиппе Апостоле, л. 314. – 17-е. О Еносе, л. 315. – 18-е. О расслабленном, л. 315. – 19-е. О св. Царе Константине, 320. – 30-е. О видении праздно      л. 321. – 31. О глусем и о немом детищи, л. 322 об. – 32. О безбожных Агарянах, л. 323 об. – 33. О Персах, л. 324. – 34. О неправедн. Агарянах, л. 324. об – 35. О – Накомии граде, л. 326. – 36. О десяти драгм, рекши рукояти, л. 326. – 37. О сто овец, л. 326. – 38. О праведном Иове, л. 329–333. В 9-й день. Житие Святой Матроны, л. 334–405. об. Нач. «Яко о глаголемей истине роде книги, муж и жен святых, ово во общем житии, ово в пустынях мудро жиша». Мучение святых мученик Типовая и Мавры, писано мая в 3-й день. Память Преподобной Феоктисты Лезвианыни, л. 406–407 об. Нач. «Та бяше от града Мифимийского житием». В 10-й день. Мучение Св. Ореста, л. 408–413. Нач. «Царствующу Диоклетиану, бысть гонение велико на христианы». В 11-й день, Мучение Св. великого и славного Христова мученика Мины Египтянина, мучившегося в Катуянии град, л. 414–423 об. Нач. «Во второе лето царства Диоклетиана и в первое лето Гаия, Иулериана, Максимияна». Чудеса Св. мученика Мины, л. 424–468 об. Чудо 1-е О воскресении мёртвого, л. 424 – 2-е О блюде обещанном, л. 429 об. – 3-е О жене вдове, 433. – 4-е О жидовине и о христианине, л. 436. – 5-е О хромом и о нищем, л. 440 об. – 6-е О трех братии деля, л. 442 об. – 7-е О жене Самаряныни, л. 445. – 8-е О богатом и о вдовице, л. 453. – 9-е О велблюдицы, л. 459. – 10-е О Еллине богатом, л. 462 об. – 11-е О повелевшимых дровах, л. 464. – 12-е О беснующемся человеце, л. 465. – 13-е О украдшем вепря, л. 467. Нач. «Бе некто муж именем Пастамон и всегда хождаше в стадо святого». Мучение Свв. Виктора и Стефаниды, л. 470–477. Нач. «Во дни, в няже беаху гоними християни от тогдашнего царя Римского». Житие и подвизи Преп. Феодора Студийского, л. 480–601 об. Нач. «Сему убо великому отечество именитый Константине град, иже и новый Рим наречеся». В 12-й день. Повесть Св. Леонтия Епископа Аполя Кипрского острова о старце жития Св. Архиеп. Александр. Иоанна Милостивого, л. 602. Нач. предисл. «Повода нам отец Иоанн со отцом Софронием благочестива и добродетельна.» Нач. жития: «Во Александрии быв аз недостойный поклонения делма Святою и славною мученику Кира и Иоанна».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Довольно многочисленны надписанные как творения Г. Х. (или лишь одним именем) распевы херувимской песни и причастнов. Первая представлена версиями на 3, 4 и 1-й плагальный гласы (Lesb. Leim. 287, ок. 1600 г.; 257, нач. XVII в.; 230; 238, ок. 1700 г.; 459; 8; Ivir. 993, сер. XVII в., ркп. Космы Македонца; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Philoth. 133, кон. XVII в.; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; 961, кон. XVII в.; Pantel. 901; Doch. 337, 1764 г.; Xeropot. 307; РНБ. Греч. 132, 711, посл. десятилетие XVIII в.; см. также: Lesb. Leim. 285, ок. 1600-1630 гг.; Doch. 324, 1686 г., ркп. Космы Македонца; Pantel. 901; Gregor. 5, кон. XVII в.). Известен также мелос песнопения «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный глас (Doch. 315, кон. XVI - нач. XVII в., здесь же содержатся седмичные прокимны и причастны). Сохранились распевы следующих причастнов: воскресного на гласы 1, 3 (с надписанием ντεχνον - искусный), 4, 1-й плагальный, 2-й плагальный (δεινν - замечательный) и βαρς (Lesb. Leim. 273, 1-я пол. XVI в.; 285; 245, 1649 г.; 459; 238; 8; Xeropot. 317, нач. XVIII в., Ivir. 993; 961; 949; 987, после 1731 г.; Pantel. 901; Doch. 332, 1760 г.; Simon. Petr. 1; РНБ. Греч. 132; 711; Cutl. 436, XVI в.; см. также: Xen. 114, сер. XVIII в.; Pantel. 959, кон. XVII в.; Doch. 357, нач. XVII в.; 369, нач. XVII в.; 324), причастен на 1-й плагальный глас был во 2-й пол. XVII в. украшен Германом, митр. Нов. Патр (автограф Ivir. 951; Xeropot. 307); седмичных и праздничных: «В память вечную» на 3-й глас (Lesb. Leim. 258, 1620-1650 гг.; 273; БАН. РАИК. 30, посл. треть XVI в.; Philoth. 122, 1-я пол. XV в.; Ivir. 985), «Чашу спасения» на 2-й глас (Philoth. 122; Ivir. 985; Lesb. Leim. 259; 273; 282, 1572 г.; 258; Petr. 1) и на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 30), «Явися благодать Божия» на 4-й плагальный глас (Lesb. Leim. 259), «Избавление посла Господь» на 1-й глас (CPolim. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6; Lesb. Leim. 459), «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (Lesb. Leim. 238; Athen. O. et M. Merlier. 12, 1730-1750 гг.), «Вкусите» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985), «Тело Христово» на 4-й плагальный глас (Ivir. 985; Cutl. 455, кон. XV - нач. XVI в.) (см. также: Cutl. 456, 1443 г.; Ivir. 974; 993; 998, сер. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/164637.html

740 М. Илариона похвала Владимиру в приб. к творец. отц. 2, 280 276. Иоакова мниха похвала в хрис. чт. 1849 г. 234. 326. Собр. л. 1. 54; 7. 135. 742 Степен. кн. 1. 43. говорит, что церковь приняла праздновать память Владимира вместе с кн. Ольгою и мучениками Борисом и Глебом в один и тот же месяц (Ольге июня 11, Владимиру – 15, Борису и Глебу – 24. д.) «якоже купно честно и купно время от Бога прославлени». Пролог 15 июля. 744 Христ. чтен. 1849 г. 2, 323. 324. Александр Невский в 1241 г. отправился на войну «на память святого и великого князя Владимира, крестившего Русскую землю», так говорит современник Александра. (Собр. л. 1, 205; 5. 177). «Память апостолам равного Владимира – июля 15» в уставе 1428 г. (опис. муз. стр. 712. Извес. акад. 6:294). Владимир «равный апостолам» в грам. 1452, 1484 и 1563 г. (ист. ак. 1, 292. 294. 138. 320). Служба св. Владимиру, известная по ркп. 13 в., напеч. в изв. акад. 6. 188– 190. 290. 297. 747 Кальнофойского Teraturg. р. 4. М. Евгения спис. Софийск. соб. 49, Киев. лавры 112–114. Левигина о Моск. усп. соб. 37. 748 «Сказание – о препод. отце Иринархе, – игумене соловецкого монастыря о явлении и чудесех» напис. бывшим игуменом колязинским Иларионом в 1644 г. Царского 744. 753 Опис. Солов. мон. стр. 129. 244. 305. В ркп. святцах преподобный Иринарх поставлен без показания дня и года кончины. 755 Кожеозерский монастырь в Моск. вед. 1852 г. 33. 34. Здесь был он келарем и следов. жил не один год (Словарь энциклоп. 3:153). 758 Ист. иер. 6. 581–583. Свед. о монаст. 76. 77. По грамоте 1691 г. «за недумскою пустынею» было «15 дворов половничьих» тех, которые обрабатывали монастырскую землю, с удержанием половины доходов в свою пользу (А. э. 4:452). 760 Так в печ. патерике. Так и у м. Сильвестра, где вместе сказано: «память его отправляется в 182. Липца (июля). 761 Указатель святыни Киева стр. 50 К. 1850 г. У Кальнофойского: «святой Иоанн чудотворец, многострадальный, по рамена закопанный в землю». 762 Собр. л. 1, 221. Костр. л. 1, 94–96. О сем-тο Олеге ркп. святцы «св. благов. князь Олег Игоревич пронский, в св. крещении Косма, убиен бысть от Батыя за исповедание Христово». Щекатов (словарь 4, 539. 540), то показывает кн. Олега, отца Романова, убитым в сражении с Батыем, то принимающим управление в 1250 г. и умирающим в иночестве. Ошибка от того, что дядю и племянника приняли за одно лицо. Олег Иванович в грамоте своей говорит: «коли ставили во-первых прадеди наши святую Богородицу, кн. вел. Ингвар, кн. Олег, кн. Юрий». (Ист. ак. 1. 2). Вот те кн. Олег и Юрий, которые по летописи пали в битве с Батыем. Убитый кн. Олег красный похоронен в Борисоглебском соборе, тогда как отец кн. Романа кн. Олег Ингваревич положен иноком «в церкви св. Спаса». Собр. л. 1, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Августин под «придверником» понимает Святого Духа 324 . По другому толкованию 325 , придверник – это Иоанн Креститель, чья проповедь предваряла миссию Иисуса. Напомним, что, согласно четвертому Евангелию, первыми учениками Иисуса стали ученики Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). И именно Креститель первым возвестил миру о том, что Иисус – Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 , ср. 36). 3. Иисус на празднике обновления Праздник Обновления храма был установлен в память о возобновлении богослужения в Иерусалимском храме после того, как в течение трех лет он был осквернен сирийцами и богослужение в нем не совершалось. Сирийский царь Антиох Епифан захватил Иерусалим в 170 году до Р. Х. Поначалу его поддержали и еврейская знать, и первосвященник. Однако политика эллинизации, проводимая Антиохом, начала вызывать серьезные протесты, которые вскоре переросли в национально-освободительную войну. Катализатором протестных настроений стали действия Антиоха, направленные против иудейской религии, в особенности захват храма и превращение его в святилище Зевса. Восстание, возглавленное Иудой Маккавеем, привело в 164 году к освобождению Иерусалима и храма, который был торжественно переосвящен. Это событие описано в Первой книге Маккавейской: Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу… И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и оскверненные камни вынесли в нечистое место… Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по-прежнему; потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм; и положили на стол хлебы, и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли ( 1Мак. 4:36–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010