Скачать epub pdf Память преподобной Домники Память 8 января Святая Домника с четырьмя другими девицами прибыла в Царьград из Карфагена в царствование императора Феодосия Великого, будучи еще язычницей 324 . Она пламенела сильным желанием принять христианство и жить по правилам чистой небесной веры. Архиепископ Царьграда Святой Нектарий 325 получил о ней особое откровение. Поэтому, приняв ее, он не только сподобил ее святого крещения, но и поставил в диаконисы 326 . Император Лев подарил ей землю за чертою города. На этой земле святая Домника основала монастырь в честь святого Захарии, собрала вокруг себя девственниц и стала жить с ними, подвизаясь в посте. Она сотворила немало чудес: например она спасла мореплавателей, погибавших от бури на море, тем, что с благословением пустила в море масло, отчего морское волнение прекратилось. Она имела также дар пророчества, ибо предузнала и предсказала кончину царя. Видела она однажды, как сошел с неба ангел, святил естество воды, а также получала и другие откровения Божественных тайн. Святая мирно почила в глубокой старости, дожив до царствования Льва и Зенона 327 , причем предсказала время своего отшествия к Господу. 324 Феодосий Великий – римский император с 379 по 395 г. В его царствование христианская вера была окончательно утверждена в Римской империи. 325 Св. патриарх Нектарий управлял Константинопольскою церковью с 381–397 г. Память его совершается в субботу сырную. 326 Диакониса – с греческого языка: служительница. Так назывался особый род лиц в Церкви, учреждение которых восходит к временам апостольским ( Рим.16:1 ; ср. 1Тим.5:3–10 ). На должность диаконис большею частью избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. Обязанностъю их было наставлять обращающихся жен и девиц, как они должны держать себя во время крещения, прислуживать епископу при их крещении и вместо него совершать помазание других частей тела, кроме чела, наблюдать за порядком и благочинием среди женщин во время Богослужения, посещать больных и заключенных в темницах, служить исповедникам и мученикам, содержимым под стражей, помогать неимущим и т. под. Относительно диаконис есть несколько канонических правил, а именно: IV-ro Вселенского собора правило 15-е, IV-ro – правило 14-е и св. Василия Великого правило 44-е. 327 Здесь разумеется император Лев II, царствовавший меньше одного года (в 474 г.); император Зенон царствовал с 474 по 491 г. Св. Домника скончалась в первые годы царствования Зенона, около 474 г. Так как в Константинополь она пришла, во всяком случае, раньше 385 года, и так как ей в это время было, несомненно, не меньше 20 лет (ибо патриарх Нектарий нашел возможным вскоре поставить ее в диаконисы), то св. Домника скончалась, имея более 100 лет от роду. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Многими скорбями была испытана его вера. Жена его, сойдя с ума, сожгла дом, он лишился средств к существованию. В 1868 г. он был посажен в тюрьму. В 1875 г. Павел-Савабе был рукоположен в священника. 167 Ацунори Сакаи был приведен к Православию его другом Савабе. Они были крещены в один день (в апреле 1869 г.). Сакаи получил имя Иоанн. «Вторым христианином был у нас г-н Сакаи-Иоанн. Это был местный врач и близкий друг г-на Савабе, обращенного в христианство. Савабе старался склонить к тому же и своего друга, но Сакаи был силен в диалектике, и трудно было победить его; тогда г-н Савабе стал почаще приглашать его ко мне, и мы вдвоем убеждали его. Наконец и г-н Сакаи был крещен и даже посвящен в сан священника, в каковом сане скоро, по болезни, и скончался», – писал святитель Николай («Николай-До...». С. 28). 168 Иеромонах Анатолий (Тихай) – выпускник Киевской духовной академии. В 1872 г. прибыл в г. Хакодате, где руководил миссионерским делом. Отец Николай, получивший сан архимандрита, в феврале 1872 г. переехал в Токио. Иеромонах Анатолий руководил в Хакодате основанной им школой для православных детей. Переехав в Осаку, построил там миссионерский дом, храм и катехизаторскую школу. Умер архимандритом. «Благодарные японцы увековечили его память сооружением при соборе Воскресения Христова в Токио большого креста с иконой на лицевой стороне и кратким жизнеописанием архимандрита Анатолия – на другой» («Николай-До...». С. 30). 169 Лициний (около 250–325 гг. по Р. X.). Был соправителем Галерия (308–311 гг.), а затем Константина Великого (312–324). В 313 г. вместе с св. Константином издал Миланский эдикт, разрешавший христианам свободу вероисповедания. В 324 г. был побежден св. Константином, а в 325 г. казнен. 170 Карл Великий (742–814) – правитель из династии Каролингов: с 768 г. – франкский король, с 800 г. – император. Земля саксов была завоевана в 772–804 годы. 171 До принятия христианства киевские князья-язычники совершали неоднократно походы на Царьград. Прот. Иоанн, очевидно, имел в виду поход князя Олега, о котором сообщается в «Повести временных лет»: «В год 6415 (от сотворения мира; от Рождества Христова – 907 год), пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варяг, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: всех их греки называли Великая Скифь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

789 Служба и Синаксарь праведному Стефану новому, деспоту сербскому, в Сербляке под 9 октября. Летопись Гласника V: 93, 103–111.– Иные принимают Ангелину за одно с Милицею, супругою Кн. Лазаря; но это – грубая ошибка. 790 Миклошича Monum. serb. 442. Грамота рагузян, на которую надеется деспот Бранкович,– у Миклошича 203. 791 Поздняя летопись (Шафарика Памятн. 2, 82) говорит, что «мощи светого страстотерпца Стефана, сына деспота Гюргя, в град Купиник» перенесены февр. 15, 1466 г. Но описатель страданий св. Георгия, видевший мощи, пишет, что они перенесены спусти 8 лет после смерти. 792 Грамота изд. у Миклошича: Monum. serb. 463. Грамотою 1495 г. Иоанн обещал Павлову монастырю выдавать всё, что обещано было предками. Мопит. serb. 462, в Гласнике V: 224, 225. 793 Раича Ист. 3: 243–247, 312–324. Летоп. в Гласнике V: 111, 112; I, 169; XI, 154. В помяннике монастыря Грачаницы записано: «помяни Господи – благочестивую и христолюбивую монахиню Ангелину, архиепископа Максима и брата его деспота Иоанна» (Изв. акад. V III, 57). В афонском протатском помяннике: «еще молимся о приснопамятных рабах Божиих Димитрие крале и Иоанне деспоте и с ними умерщвленных православных христианах» (Запис. поклонника св. горы стр. 126) «Димитрий краль» – князь Димитрий Якшич, храбрый боец с турками, сын краля рашскаго, дядя по жене Иоанна деспота (Раича Ист. 3, 288–292). 797 Мученичество св. Георгия – в Летоп. археол. общ. Спб. 1864 г. Сербская ле­топись у Шафарика в Памятн. 2, 63. У Раича 3, 324–325 – неточности о мощах. 798 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи св. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их. Гласник V: 112, 93. Сербляк, в Белграде, 1861 г. л. 85–94. Здесь же особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 799 Житие Даниила, описанное учеником его, известное и Раичу (II, 544) – в музее Румянцева стр. 157. Извлечение из него – в Гласнике VI, 35–41. 800 Житие кр. Милютина говорит о Милютине: «в юности своей имел воспитателя и наставника блаженнаго во архиепиекопех сербских Даниила, мужа свята и преподобна» (Сербляк л. 55). Но Милютин († 1320 г.) был много старше Даниила († 1338 г.). Потому невероятно, чтобы последний был воспитателем первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 326 об. Василия Великого (выписки). «Во святых отца нашего Василия Великаго поучение от постнических его словес». Нач.: «Совершеннейшее дело постническаго жителства…».   216/353 Феодора Студита оглашения с прибавлением 1807 г. 4о. 24х17. 361 л. 324 пустой. Полуустав двух почерков. I (лл. 1-323 об.) – схим. Климент, II (лл. 325-360) – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях. Переплет доски в коже с тиснением, в центре распятие с предстоящими, на корешке надпись: «Феодор Студит». Обрез покрашен в синий цвет. Украшения На л. 1, 325 заставки растительного орнамента чернилами. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. Записи На форзаце владельческая запись: «Сия книга, святаго Феодора исповедника игумена Студискаго, приложил оную книгу его преподобие всечестнейший проигумен кир отец Лука, в хиландарскую обитель, в церковную книгохранителную библиотеку, 1811 года». На л. 324 запись по нижнему колонтитулу: «Написася сия книга всечестнейшим схимонахом Климентом, монаху Афанасию 1807 года». Содержание л. 1. Оглавление. «Оглавление оглашений обдержащихся в сей книзе». л. 12. Житие Феодора Студита (выписки). «Месяца ноемврия 11 день память преподобнаго отца нашего Феодора Студита». Нач.: «Той бяше при Константине Копрониме, родителей благочестивых сын быв Фотина и Феоктистии». л. 14. Феодора Студийского оглашения. «Начало со Богом оглашений, преподобнаго и богоноснаго отца нашего, Феодора Исповедника, игумена Студийскаго». Нач.: «Оглашение 1. О еже со страхом Божиим, и кроме некия страсти служити во службах своих, правилоначалнику же, и кандиловжигателю, и о болных прирадителю». Нач.: «Благослови отче. Якоже егда бех пред вами сице вам даю и ныне смиренное слово мое». л. 312 об. Завет преподобнаго Феодора Студита. «Иже во святых…» Нач.: «Слыша псалмопевца Давида глаголюща…». л. 325. Симеона Фессалонитского (выписки из глав). «Иже во святых отца нашего Симеона, архиепископа Фессалонитскаго, о святом и великом ангельстем монашестем образе. От главы 20, яже на латины».

http://bogoslov.ru/article/6191995

В конце Мученичества св. Себастиана говорится, что М. и М. были похоронены на Аппиевой дороге в 2 милях от Рима, в месте, называемом «У карьера» (Ad arenas), т. к. там добывали песок для строительства рим. городских стен. В Иеронимовом Мартирологе под 18 июня содержится запись: «...в Риме в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге Марка и Маркеллиана» (MartHieron. P. 324). Это же указание на катакомбы Бальбины повторяется в «Перечне кладбищ Рима» VII в. (Codice topografico. 1942. P. 64). В итинерариях VII в. говорится, что мощи М. и М. находились под главным алтарем базилики на Ардеатинской дороге, рядом с базиликой, где был похоронен папа Дамас I (366-384; LP. Vol. 1. P. 212-213), и базиликой в честь папы Марка (Codice topografico. 1942. P. 89, 110). На основе этих данных Дж. Б. Де Росси предположил, что М. и М. были похоронены не в катакомбах Бальбины, а в других катакомбах, впосл. определенных как катакомбы Василия ( Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1864. T. 1. P. 132; Amore. 2013. P. 197-198); совр. их название - катакомбы Марка и Маркеллиана, месторасположение между Аппиевой и Ардеатинской дорогами. Римский папа, свт. Григорий I Великий (590-604), подарил частицы мощей М. и М., а также св. Феликулы св. Иоанну II Римлянину , архиеп. Равеннскому († ок. 595), к-рый построил в Равенне мон-рь в их честь, где и хранились святыни ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 98//MGH. Scr. Lang. T. 1. P. 342). Согласно Liber Pontificalis, Римский папа Пасхалий I (817-824) перенес мощи М. и М. в базилику Санта-Прасседе (LP. Vol. 2. P. 64). Частицы мощей мучеников были также перенесены в ц. св. бессребреников Космы и Дамиана в Риме и в монастырь св. Медарда в Суасоне. Память М. и М. под 18 июня была внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (см.: Quentin. 1908. P. 52), а затем в «исторические» Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда). Проприй мессы в день памяти мучеников содержится в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 236), Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. S. 140) и др. католич. богослужебных книгах VII-VIII вв. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и в современной редакции Римского Мартиролога память мучеников приведена также под 18 июня (MartRom. (Vat.). P. 324).

http://pravenc.ru/text/2562258.html

Вассиан (Патрикеев) в процессе работы над Кормчей предпринял специальное исследование различных источников о Г., в результате к-рого пришел к выводу, что Г. участвовал в VI Вселенском Соборе (Каталог славяно-русских книг XVI в., хранящихся в РГАДА. М., 2005. Вып. 1. С. 287). Служба Г. впервые переведена не позднее 2-й пол. XI в., содержится под 24 нояб. уже в новгородских комплектах служебных Миней 90-х гг. XI в. (РГАДА. Тип. 381. 91, 1097 г.) и 1-й пол. XII в. (ГИМ. Син. 161); текст издан И. В. Ягичем. Во 2-й раз служба Г. переведена в 1-й пол. XIV в. в Болгарии или на Афоне и содержится под 23 нояб. в составе служебных Миней по Иерусалимскому уставу; рус. списки известны с 1-й пол. XV в. Посвящения Г. храмов на Руси и в правосл. слав. странах неизвестны. Лит.: Вздорнов Г. И. Роль слав. монастырских мастерских К-поля и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 198. Прил. 17; Hannick Ch. Maximos Holobol in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981. N 107. S. 146; Иванова К. «Западни» светци в състава на староизводните Чети-Минеи: (Предв. бележки)//Средновековна христ. Европа: Изток и Запад. София, 2002. 5. С. 354-355; Древности мон-рей Афона в России/Кат. выст. М., 2004. 3. 26. С. 198. А. А. Турилов Гимнография Согласно Типикону Великой ц . X-XI вв., память Г. приходится на 24 нояб. вместе с памятями нек-рых др. святых; богослужебное последование не приводится ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 112). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. указывает память Г. 23 нояб., относительно службы этого дня говорится, что на утрене читается житие святого (ГИМ. Син. 330, л. 99). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) память Г. отмечена под 24 нояб. (23 нояб.- память свт. Амфилохия Иконийского), без богослужебного последования. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Г. также празднуется 24 нояб. и приводится полное последование службы; память Г. соединена с памятью вмц. Екатерины (имеющей нек-рое преимущество) по типу вседневной службы с «Бог Господь» . В Иерусалимском уставе память Г. окончательно фиксируется под 23 нояб. (см., напр., принятый ныне в РПЦ Типикон: [Т. 1.] С. 280); последование Г. соединяется с последованием свт. Амфилохия Иконийского по типу службы 2 малых святых без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/166517.html

Чтобы стяжать смирение, нужно «возжелать его всей душой» (ср. с. 328), зная, что, хотя в своей наивысшей форме оно познается только по благодати Духа Святого и является наивысшим даром Божьим, его «возможно привлечь к себе» (с. 328). Преподобный Силуан хорошо осознает этот парадокс: «И как могу я просить того, чего не знаю?» (с. 352). И разрешает его так: «Немного понятия все мы имеем, и Дух Святой всякую душу движет искать Бога» (с. 328). Еще одно фундаментальное условие научиться у Бога подлинному смирению – познать смирение Христово Духом Святым – смиряться самому (см. с. 324–326, 356, 458–460, 501, 517), то есть принижать себя (см. с. 517–518). По этой причине «всю жизнь святые смиряли себя и боролись с гордостью. И я смиряю себя день и ночь...» (с. 304; ср. с. 459–460). Человек смиряется и получает от Бога благодать подлинного смирения, считая себя худшим из всех людей (это – общее положение в учении всех святых отцов 451 ): «... мы должны считать себя хуже всех, и тогда Господь даст тебе, даст и нам познать Христово смирение Духом Святым» (с. 305; ср. с. 463). По этой причине «смирение Христово в меньших обитает», ибо «они рады, что они меньше» (с. 326). Кроме того, человек смиряется, укоряя себя самого (см. с. 463), считая себя недостойным небесных благ и полагая себя осужденным на адские мучения (см. с. 464, 517–518). Христос Сам учит Силуана стяжать смирение радикальным методом, давая ему заповедь: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» (с. 324, 453; ср. с. 357, 433) 452 . Понятно, что в свете вышесказанного «память смертная» является бесценной помощью в том, чтобы стать смиренным (см. с. 330–331). Испытания, которые человек встречает в жизни, могут тоже оказать помощь, так как они побуждают людей, чтобы они «познали немощь свою» (с. 331). На более элементарном уровне смирение можно стяжать, избегая людских похвал и уходя от тщеславных помыслов, а также осознав губительные последствия гордыни (см. с. 326–327). Смирение прежде всего должно быть испрошено у Бога в молитве (см. с. 326, 460–461). «О, как надо просить Господа, чтобы Он дал душе смиренного Духа Святого» (с. 328). И отсюда – молитва: «Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения» (с. 327). Но нужно еще просить молитв у братии (см. с. 329) и прибегать к заступничеству святых (см. с. 326, 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Во многих древних месяцесловах наблюдаются разные сочетания памятей А., свт. Григория, еп. Акрагантийского, ап. Филимона и попразднства, или отдания, праздника Введения во храм Пресв. Богородицы . В разных списках Типикона Великой ц . Х в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 70, 111, 128) память А. обозначается под 19 окт., 22 нояб., 12 дек. Стишной Пролог Христофора Митилинского XI в. под 23 нояб. фиксирует память А. и свт. Григория ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 425). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 99, XII в.) 23 нояб. отмечена память только свт. Григория. Это противоречит рус. студийским Минеям, в к-рых под 22 нояб. выписаны службы отдания праздника Введения во храм Пресв. Богородицы и ап. Филимона; под 23 нояб.- память А., под 24 нояб.- свт. Григория (ГИМ. Син. 161, XII в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 31). Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) указывает 23 нояб. память А. и чтение на утрене его жития, память свт. Григория здесь помещена под 24 нояб.; попразднство Введения оканчивается 22 нояб. (Ibid. P. 60). По Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. 23 нояб. поются службы отдания праздника Введения, ап. Филимона и А., на утрене читается полностью житие А., память свт. Григория празднуется на следующий день, хотя чтение его жития начинается уже на утрене 23 нояб. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324). В древних списках Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33) память А. и свт. Григория фиксируется под 23 нояб., а память ап. Филимона - под 22-м. По первому рус. печатному Типикону 1610 г., так же как и по принятому ныне в РПЦ Типикону, 23 нояб. указывается служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения (см. Знаки праздников месяцеслова ). За числом в этот же день по Типикону 1610 г. указана полиелейная, а по Типиконам XVIII-XX вв.- славословная служба св. блгв. кн. Александру Невскому . В совр. греч. Церквах 23 нояб. также положена служба 2 святым без знака - А. и свт. Григорию, соединяемая с попразднством Введения.

http://pravenc.ru/text/114614.html

Е. упоминает патриарх Александрийский Иоаким I в послании к царю Иоанну Грозному по случаю похода рус. войск на Казань (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 669). А. А. Турилов Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 114) 25 нояб., без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Е. отсутствует, однако в Минеях студийской традиции XII-XIV вв. (напр., см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 32; Ягич. Служебные Минеи. С. 446-461) последование Е. помещается 25 нояб. наряду с последованиями святителей Климента и Петра и включает канон, 6 стихир, седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 324-325), память Е. отмечается 24 нояб.; последование Е. соединяется с последованием свт. Григория Акрагантского. Служба в этот день имеет ряд праздничных черт: прокимен на вечерне, самогласны на вечерней и утренней стиховне, отпустительный тропарь 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ), кондак Е., ексапостиларий Ο ορανν τος στροις (    ). На утрене указан канон Е., составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ). О каноне замечено, что он приведен (в Минее) 25 нояб. На литургии после входа - тропарь Е.; прокимен из Пс 67, аллилуиарий со стихом из Пс 39, причастен Пс 32.1, Апостол и Евангелие - только дня. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61-62), память Е. отмечается 25 нояб., соединяются последования Е., святителей Климента и Петра и мч. Меркурия (т. о., в этот день соединяются 4 последования Минеи). Стихиры Е. вместе с самогласном исполняются на вечерней стиховне; указан тот же, что и в Евергетидском Типиконе, отпустительный тропарь Е. На утрене поется 1 канон, в котором вместе прославляются святые, чья память приходится на 25 нояб. На литургии песнопений и чтений в честь Е. не указано. Богоматерь и вмц. Екатерина. Икона. Ок. 1600 г. Мастер Ангелос. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос)

http://pravenc.ru/text/189599.html

В конце XI века Каппадокия подпала под власть Турок и доселе принадлежит им. Кесария — главный город Каппадокии; церковь кесарийская издавна славилась образованностью своих архипастырей. Св. Григорий Богослов, здесь положивший начало своему образованию, называет Кесарию столицей просвещения. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) ( < < back 4) Константин Великий царствовал от 324 до 337 года. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Василия, по имени также Василий, известный своей благотворительностью, был женат на знатной и богатой девушке Еммелии. От этого брака родились пять дочерей и пять сыновей. Старшая дочь — Макрина, после безвременной смерти своего жениха, осталась верною этому благополагавшемуся союзу, посвятив себя целомудрию (память ее 19 июля); другие сестры Василия вышли замуж. Из пяти братьев один умер в раннем детстве; три были епископами и причислены к лику святых; пятый погиб на охоте. Из оставшихся в живых старшим сыном был Василий, за ним следовал Григорий, впоследствии епископ Нисский (память его 10 января), и Петр, сначала простой подвижник, потом епископ Севастийский (память его 9 января). — Отец Василия, вероятно, незадолго перед кончиной принял сан священника, как об этом можно заключать из того, что Григорий Богослов называет мать Василия Великого супругой иерея. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Чудотворец, епископ Неокесарии (к северу от Кесарии Каппадокийской) составил символ веры и каноническое послание, а кроме того написал ещё несколько сочинений. Умер в 270 г., память его 17 ноября. ( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) нынешний Никсар — знаменитая по своей красоте столица Понта Полемониака, на севере Малой Азии; особенно известна по происходившему там (в 315 г.) церковному собору. Ирис — река в Понте, берет начало на Антитавре. ( < < back) ученые, посвятившие себя преимущественно изучению и преподаванию красноречия. — Ливаний и впоследствии, когда уже Василий был епископом, поддерживал с ним письменные сношения. ( < < back) главный город Греции, издавна привлекавший к себе цвет греческого ума и таланта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010