1269 Гиляров прав в своем предположении: хотя в выходивших ежемесячными выпусками «Трудах ИВЭО» и не указывались редакторы отделов, но именно Бутлеров в 1871 г. предложил Обществу открыть в журнале отдел «Пчеловодство» и редактировал его до самой кончины, а в последний год своей жизни (1886) основал самостоятельный ежемесячный орган – «Русский пчеловодный листок». См. подробнее материалы октябрьского номера этого издания за 1886 г., целиком посвященного памяти почившего редактора. 1270 Ср. у Бутлерова: «В Богемии, например (а велика ли она сравнительно с Россией), существуют 3 специальные пчеловодные газеты, много пчеловодных школ и пчеловодных обществ, в которых, взятых вместе, считается более 1000 членов». В «Трудах ИВЭО» ( 1879. Т. III. Вып. 4 (Дек.). С. 470 ) Бутлеров несколько конкретизировал эти сведения: «В самой Праге существуют теперь три специальные пчеловодные общества, а во всей Чехии находится 18 обществ, занимающихся пчеловодством». 1271 В «Отчете фермы Петровской земледельческой и лесной академии за 1877 год» доход от продажи меда составил 24 руб. 94 коп., при этом «расходов по пасеке, с разрешения Министерства» оказалось на 126 руб. 59 коп. (см.: Известия Петровской земледельческой и лесной академии. 1878. Вып. III. Отд. офиц. С. 83, 87); в «Отчете фермы Петровской земледельческой и лесной академии за 1878 год» доход дошел до 30 руб. (конкретизировалось: «за 12 роёв» и «12 фунтов меду»), о расходах же по пасеке здесь не упоминалось (см.: Там же. 1879. Вып. III. Отд. офиц. С. 87–92). 1272 См.: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов – автор и цензор «Русской беседы»//«Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись. СПб.: Пушкинский Дом, 2010. С. 158–183. (Славянофил. архив; Кн. I). < > 1283 Имеется в виду объявление, помещенное Гиляровым на первой полосе: «Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым открывает, с Высочайшего соизволения, и публичную подписку на образование капитала для учреждения стипендии в память покойного Егора Петровича Ковалевского. По желанию Комитета Общества, которое в настоящем случае вполне совпадает с желанием редакции «Современных известий», контора этой газеты ставит себя в число центральных мест для сбора добровольных приношений. С своей стороны, в дань уважения к честным заслугам покойного достопамятного Егора Петровича вносит от себя Редакция «Современных известий» на означенную стипендию двадцать рублей» (СИ. 1869. 15 нояб. 314. С. 1). В дальнейшем это объявление повторялось в 316, 318, 320, 322, 324, 326, 328 и 340 от 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29 ноября и 11 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

(42) Поношение (diasyrmos) – это когда то, что является великим, на словах принижается или нисколько не возвеличивается. (43) Эфон (efon) – это когда мы достаточно долго остаемся на одном и том же смысловом моменте: «На что, наконец, он поскупился? Какой дружбе верность он сохранил? Какому благу он не был врагом? Когда он или не обвинял кого-нибудь, или не оскорблял, или не предавал?» (44) Эпангелия (epangelia) – это объявление, при помощи которого мы заостряем внимание судьи, обещая, что мы будем много или мало говорить о чем-либо. (45) Олицетворение (prosopopoeia) – это когда неодушевленное представляется [наделенным] личностью (persona) и речью. [На пример,] у Цицерона: «В самом деле, если отчизна, которая мне гораздо дороже жизни, если вся Италия, все государство мне скажут...» и так далее (Cic., Cat., I, 27). (46) Паратеза (parathesis) – это когда мы как бы откладываем какую-нибудь незавершенную [мысль] в память судей, говоря, что мы вернемся [к ней], когда представится подходящий случай. (47) Певсис (peusis), то есть беседа с самим собою (soliloquium), когда мы сами отвечаем на свои вопросы 323 . (48) Синэресис (synaeresis) – это когда мы сокращаем нечто, стремясь, чтобы что-то нам все же позволили сказать.> 324 Глава XXII. О диалектике Диалектика – это наука, изобретенная для рассуждения о причинах (сути, causae) вещей. Она сама является [тою] разновидностью философии, которая называется логикою и которая способна умозрительно определять, вопрошать и рассуждать. Ведь она в разного рода изысканиях учит, каким образом истина отличается от лжи 325 . (2) Ее рассматривали в своих изречениях некоторые первые философы, не доводя, однако, до [состояния] искусства 326 . Затем Аристотель некоторые положения (argumenta) их учений упорядочил в правила и назвал [это] диалектикою, потому что в них исследовались высказывания (dicta). Ведь λεκτν [по-гречески] – это высказывание (dictio). Диалектика же потому следует после науки риторики, что они во многом обе появляются совместно 327 . Глава XXIII. О разнице между искусствами диалектики и риторики

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

492 Крепостная мануфактура в России. ч.1. Тульские и каширские железные заводы. Л., 1930. С.46 (Труды Археографической комиссии. Материалы по истории экономического развития России. T. II). 496 Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв. М., 1872. С. 62, 116, 156, 158, 164, 391. 509 Ответы Никона были изданы англичанином У. Палмером (см.: Palmer W. The Patriarch and the Tsar. Vols. 1–6. London, 1871–1876) и вскоре выходят на русском языке в издании проф. Г. В. Вернадского (Yale University Press) [см.: Patriarch Nikon on Church and State: Nikon’s Refutation («Возражение или разорение смиренного Никона, Божиею милостию патриарха...»)/Ed. with Introduction and Notes by V.A. Tumins and G. Vernadsky. Berlin-N.Y.-Amsterdam, 1982]. 516 «Слова на Еретики» Спиридона Потемкина до сих пор не были изданы целиком. Выдержки из его произведений были опубликованы. См.: Бороздин А.К. Указ. соч. С. 97–104. 526 Три челобитные. СПб., 1862. С. 26–27; Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 17, 173 прим; T. I. С. 64, 150; Т. IV С. 77, 109, 161; T. VI. С. 616, 31; Православный собеседник. 1850. Т. II. С. 588. 527 Козловский И.П. Указ. соч. С. 28 и сл.; Житие Морозовой//Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 109–116; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 167–181. 528 «Память» Никона см.: Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума//Ученые Записки Института истории РАН ИОН. 1927. Т. II. С. 137 и сл.; Указ Пашкову: РИБ. Т. 15. С. 1; ДРВ. Т. III. С. 185; ДАИ. Т. IV. С. 17. 536 Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 143–144; Материалы для истории раскола... Т. V. С. 140–144; Бороздин Л.К. Указ. соч. Прил. С. 37. 539 Материалы для истории раскола... Т. 1. С. 400; Т. VI. С. 324–334; Диакон Федор. Его сочинения и учение//Православный собеседник (Казань). 1859. Ч. 2. С. 314–346, 447–470. 540 Аввакум. Сочинения... С. 57; Сочинения инока Авраамия " Христианоопасный Щит Веры» и " Челобитная» см.: Материалы для истории раскола... Т. VII. 544 Migne J.P. Patrologiae cursus completus. Series Grecae. Vol. XIV. Paris, 1864. P. 398–415; Delahaye Hyp. Les Passions des Martyrs et les Genres Literaires. Bruxelles, 1921; Idem. Les Origines du culte des Martyrs. Bruxelles, 1912. P.460; O’Healy Patrick. Lucian of Antioch//The Catholic Encyclopedia. Vol. IX. New York, 1910. Византийский Лексикон Свиды (Suida), видимо, спутал св. Лукиана с греческим писателем Лукианом, описывающим самосожжение философа Перегрина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Смирение за все благодарит Бога Лучшаго дома, лучшаго одеяния, лучшия пищи и прочаго не ищет, но довольствуется тем, что имеет, ибо и того, что имеет, судит себе быть недостойным. И како может лучшаго желать и искать, когда и самого того, что имеет, за недостойнаго себе быть признает (4:195). Смирение считает себя достойным всех наказаний Смиренное сердце никакого благодеяния и всякаго злострадания достойным себе судит: потому, когда в несчастии находится, не ропщет, не негодует, но великодушно терпит, судит бо себе достойным того (4:195). Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота Терпеть без роптания и охотно всякое презрение и безчестие; смирение бо без терпения быть не может, и где терпение истинное, тамо и смирение. Ибо кто не терпит презрения, тот любит почитание и похвалу, что знак есть гордости. Доброхотно и усердно повиноваться и слушать не токмо высших, но и равных и меньших в нуждах их и требованиях: смирение бо всем склоняется, как и любовь (2:265). Признак смирения – считать себя недостойным Божией милости Тако всякая душа, памятуя свои грехи к Богу, почитает себе недостойною благодеяний Его, – однакож милости Его, яко благаго и милосердого Отца, не отчаявается, веруя несомненно милостивому Его обещанию. И отсюда видишь, как сильна есть обуздати гордость и поощрити и смирению память грехов, и рассуждение своего недостоинства (5:114). Когда смирение имеется на сердце и чувствуется, тогда человек уничтожает себе, и признает себе всего недостойным, и везде ищет последнейшаго места (4:324). Смирение убегает славы Смиренное сердце всякаго сана, чести и славы убегает: и ежели необходимо ему нужно быть в какой чести и сане, с крайним нехотением и ради послушания приемлет тое, яко видит свое невежество и недостоинство (4:195). Смирение всем проявляет ПОСЛУШАНИЕ, а своим положением никогда не превозносится Смиренное сердце высшим послушание показует, равных и низших себя не презирает, но со всеми ими обходится, яко с братиею, хотя бы и честнейший их был, и большая бы паче их имел дарования. Ибо око смотрит не на ДАРОВАНИЯ, но на подлость свою; и познает, что дарования не его, но чужия, и есть едина влагалище их, а не господин их: а подлость и ничтожество его собственное есть, якоже всех человеков. Всяк бо человек сам в себе беден и окаянен есть. И потому с подлыми обходится, яко един от подлых (4:195).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Изложенный взгляд на память служит основою суждений автора о рефлексии, представлении и воображении. Под рефлексией разумеется умственная деятельность, или мышление, посредствуемое деятельностью рассудка и разума. Первою функцией рефлексии признается образование представлений. Представление понимается автором, как продолжающееся первичное состояние, которое рефлексия сопровождает мыслью о целом, как причине его, – и противопоставляем себе, как нечто независимое (стр. 317). Таким образом, представление не есть новый акт, а сочетание хранящегося в душе ощущения с рефлексией. Таковы же и прочие функции рефлексии, как то: отожествление, уподобление и различение, образование абстрактов, связывание и разъединение мыслей и т. п. Все это разнообразные действия души, развивающиеся по поводу хранящихся в ней различных субъективных состояний и других рефлективных действий, или динамические напряжения в уме, нераздельные от мыслящей души. Так, в отожествлении ум признает предмет продолжающимся и равным самому себе, в уподоблении и различении предметов думает о сходстве и различии их; в образовании абстрактов – простейшие мысли возбуждают в уме более общие; различные сочетания представлений душа сопровождает мыслью о целом и частях и их соотношении. В последовательном развитии рефлексии автор видит постепенное осложнение ее актов, причем, по его взгляду, в мышлении вовсе не развиваются какие-либо новые образования, а лишь конкретные образы обогащаются рефлективными чертами. Высшая ступень развития рефлексии состоит в образовании общих представлений, имеющих значение кратких конспектов по отношению к миру явлений и облегчающих возможность пользования языком (стр. 324–332). Параллельно развитию общих представлений идет развитие суждений, определяющих предмет с одной какой-либо стороны; из стремления соединить в одной форме знания качество раздельности признаков предмета с его целостностью возникают понятия, а из стремления соединить понятия и суждения в одно целое и дать им связность возникает умозаключение. Все три формы рефлективной деятельности возникают почти одновременно, хотя логическое prius имеют в указанном порядке. Последнюю ступень развития рефлексии составляет методическое мышление, совершающееся по приемам индукции и дедукции. Последние цели для умственной деятельности, по убеждению автора, поставляются волею и заключаются в познании как окружающей субъекта действительности, так и вечных неизменных законов, определяющих связь и зависимость вещей. Трактат о рефлексии заканчивается обширными соображениями о достоинствах и недостатках ума и выражении их в умственной деятельности (стр. 347–366).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

101 Заказчики памятника, по всей вероятности, не являются родственниками Хравна, так как на это нет указаний в тексте. Скорее, они были его товарищами (félagi), вместе с которыми он совершал плавание под предводительством Вифиля. 102 Топоним Röfsteinn или Ròfsteinn не известен по другим источникам, поэтому его интерпретация гипотетична. Судя по контексту надписи, это может быть название какого-либо уступа одного из Днепровских порогов, вероятнее всего Неясытецкого, поскольку именно он назван далее в этой же надписи (см. примеч. 104). Поэтому, его идентифицируют с первым из уступов Неясытецкого порога, который назывался Рваный камень, что точно соответствует значению топонима Röfsteinn, производному от глагола rjufa «рвать, ломать» и steinn «камень». 103 aifur, возможно, имеет параллель в надписи из Упланда (Мельникова 2001. Он сопоставляется со скандинавским («росским») названием четвертого порога на Днепре – ειφρ – в сочинении «Об управлении империей» Константина Багрянородного (середина X в.), который приводит и славянское название порога – Неясыть (Константин Багрянородный 1989. С. 46–49, 319–321, 323–324). Это название, вероятно, происходит от др.-швед. «всегда стремительный». Надпись увековечивала память о человеке, погибшем во время преодоления Днепровских порогов, об опасности плавания через которые подробно писал Константин Багрянородный. 104 Т. е. богатство (видимо, деньги, золото), которое он смог оставить в наследство сыну и вдове. 105 Выражение gulli skifa (дословно «делить, дробить золото») является поэтической метафорой и употребляется в стихотворных текстах. Хедин, в честь которого воздвигнут памятник, приобрел золото, возможно, в качестве платы за службу в варяжском корпусе (аналогичное выражение употреблено в надписи: Мельникова 2001. Б-Приложение 1.11). 106 Grikfari, т. е. «ездивший в Грецию». Образованные подобным способом прозвища (cp.: Römfari, Englandsfari) обычно давались людям, совершившим одну или несколько поездок в соответствующую страну. Ср. надпись II.2.8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никакого другого уважаемого консерватизма у нас не было. На консерватизм всегда смотрели, как на мракобесие и отсталость, и противополагали его всякому творчеству и прогрессу. Никакого активного и идейного народно-общественного консерватизма у нас не было. Был лишь казенный, официальный консерватизм, опирающийся на общественную и народную пассивность и инертность. Не допускалось даже мысли о возможности активного и идейного консервативного течения в нашем обществе. Консерватизм признавался исключительной монополией правительственной власти, которой противополагалось все общественное и народное, как оппозиция консерватизму. Широким слоям русского интеллигентного об- 323 щества было чуждо сознание того, что глубокий и бескорыстный консерватизм связан с великой культурой, с почитанием великих ценностей и святынь и что истинный консерватизм нельзя противополагать творческому движению. Консерватизм есть одно из вечных начал человеческого духа, но начало не единственное. Другим вечным началом человеческого духа является творчество, порыв к новой, лучшей жизни. И консервативное начало превращается в ложь, когда оно препятствует творческому порыву и движению, когда оно становится на пути раскрытия и созидания новых ценностей. Отношение творческого начала человеческой жизни к консерватизму, с одной стороны, и революционному — с другой, — сложнее, чем это представляется упрощенному миросозерцанию. Революционизм — не творческое начало. А консерватизм, понятый в более глубоком смысле, совсем не исключает творческого начала и не противоположен ему. II Самая большая неправда чистого революционизма — его отношение к прошлому, ненависть к прошлому, отрицание и истребление прошлого. По законам этого природного мира будущее поедает прошлое, каждое грядущее поколение утверждает свою жизнь на трупах поколений предшествующих, оно устраивается на кладбище. Духу чистого революционизма представляется недостаточным это естественное пожирание про- 324 шлого, которому противится религия, жаждущая воскресения, — он хотел бы истребить память о прошлом и всякое почитание отцов и их дел.

http://predanie.ru/book/220869-duhovnye-...

Пушкин сам написал на память свои вольные стихотворения, не дожидаясь допроса и розысков. По словам Вигеля, так поступал Пушкин со своим покровителем, генералом Инзовым, которого, впрочем, никогда не мог вполне рассердить. Такой же характер имеет и приводимый в статье г. Мацеевича случай, когда Пушкин неблагоговейно отозвался о Евангелии в присутствии одного духовного лица. (Истор. Вестн., 1883, май). Пушкин в южной России. Русский Архив, 1866, стр. 1179. Он был выслан сюда за то самое письмо, где говорится об уроках «атеизма». Анненков, Пушкин…, стр. 304. Так звала Пушкина няня. Образцы подобных бесед приведены в записках А. О. Смирновой (СПб., 1985, Часть I.,Здecь же можно видеть, как изменились отзывы Пушкина о религиозных поэтах, напр., о Мильтоне, сравнительно с лицейскими годами. Известный польский поэт Мицкевич, знавший Пушкина в последние годы его жизни, говорит о нем: «Он любил рассуждать о высоких религиозных и общественных вопросах, о которых и не снилось его соотечественникам… Сочинения, изд. Литер. Фонд, т. II, стр. 193; т. VII, cmp. LIX. В данном случае мы имеем ввиду две юбилейные брошюры: 1) Свящ. И. Троицкого Религиозный элемент в творчестве А. С. Пушкина, Киев, 1899; 2) С. Рункевича Религиозные мотивы в сочинениях А. С. Пушкина, С.-Петербург, 1899. Обо всем этом см. упомянутые выше «Записки» Смирновой. Подобную же мысль мы находим и в записке «О народном воспитании»: «Преобразование семинарий, рассадника нашего духовенства, как дело высшей государственной важности, требует полного, особого рассмотрения». Подробнее см. в книге С. Трубачева Пушкин в русской критике, СПб., 1889, стр. 312–324. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2882  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей

http://azbyka.ru/fiction/religioznye-ide...

Закрыть itemscope itemtype="" > Они живые, просто выглядят по-другому 27 января 1944 года - снятие блокады Ленинграда 27.01.2014 483 Время на чтение 6 минут В честь полного освобождения Ленинг рада от вражеской блокады 27 января 1944 года в восемь часов вечера был произведён салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. К этой победе мы шли с осени 1941 года: сразу после установления блокады наши войска пытались восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной. Основные бои велись на Невском пятачке - полосе земли шириной 500-800 м и длиной около 3 км на левом берегу Невы, удерживаемой войсками Ленинградского фронта. Пятачок простреливался врагом, но сдавать его было нельзя, иначе пришлось бы форсировать Неву заново. За 1941-1943 годы на Невском пятачке погибло около 50 000 советских солдат... 70 лет как закончилась война, но лишь недавно нашлись неравнодушные люди, озаботившиеся розыском останков павших героев и преданию их земле. Мы - настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в пос.Невская Дубровка протоиерей Валериан Жиряков, директор Фонда по увековечиванию памяти павших героев Валентина Боброва, поисковик Сергей Мельниченко и я - едем в видавшей виды машине на платформу Теплобетонная, где была переправа. Валентина: - Я музыкант, а мой папа работал над Книгой памяти. А в прошлом году пошли с Сергеем погулять в лесу. Дошли до Могилы Неизвестного Солдата и нашли там бутылку, а в ней листы, перевязанные георгиевской ленточкой. Это оказались донесения о людях, погибших при переправе, - отсканированные документы Центрального архива Минобороны о потерях. 10 листов с именами и фамилиями, напротив которых стояло: пропал без вести, утонул в Неве. Видимо, кто-то приезжал сюда в 2012 году и оставил это как память. И я поняла, что не до музыки, пока не все наши солдаты похоронены. Получается, я продолжила дело отца. С января по май занималась документами, подготовкой экспедиции, а 28 мая мы уже стояли здесь лагерем: из Питера приехали ребята-поисковики... В списке было 3,5 тысячи павших, почти 2 тысячи нами уже найдено и захоронено. Конечно, тех, кто утонул в Неве, мы вряд ли найдём. Но их имена и фамилии нам известны. И они будут увековечены - высечены на мемориальных плитах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

С начала книгопечатания и до наст. времени служба О. издавалась в составе богослужебных книг 2 типов: июльской Минеи и Минеи праздничной (Трефологиона, Анфологиона). Первое издание службы осуществлено в июльском томе месячной Минеи 1629 г. В XVII в. служба О. была издана 4 раза в месячной июльской Минее (1629, 1646, 1691, 1693), 12 раз в составе Минеи праздничной (1637, 1638, 1645, 1650, 1653, 1660, 1663, 1674, 1681, 1685, 1687, 1696); кроме того, в Трефологионе 1638 г. и Анфологионе 1697 г. В XVII в. появляются рукописные копии с печатных изданий службы О.: списки РГБ. Больш. 277 и ГПНТБ СО РАН. Тихомир. 494 скопированы с 1-го издания службы 1629 г., о чем свидетельствуют состав последования и текстологические особенности песнопений. В XVII в. в ходе книжной справы на Московском Печатном дворе служба регулярно подвергалась текстологическим и языковым правкам. Сохранилось неск. экземпляров корректурных («кавычных») книг Московского Печатного двора, отразивших процесс справы: РГАДА. Тип. Старопеч. кн. 863 (562), 463 (324), 4469 (6177), 243. В 80-х гг. XVII в. в ходе общей справы корпуса месячных Миней 2 службы на 11 июля - мц. Евфимии и О. были объединены в общее последование, в к-ром память Евфимии находилась на 1-м месте. При этом в последование был добавлен тропарь О. 1-го гласа, отсутствовавший в 1-м и 2-м изданиях месячной Минеи, а из состава песнопений О. был изъят икос. Новое последование вышло в московском издании июльской Минеи 1691 г. В изданиях Минеи праздничной (включая Трефологион и Анфологион) в службе О., начиная с ее 1-го появления в этом типе богослужебных книг в 1637 г., кроме стихир и канона помещались и тропарь 1-го гласа, и указания «на Литургии». Начиная с издания 1696 г. (следующего по времени выхода после июльской Минеи 1691) в Минее праздничной и Анфологионах из службы О. исчезают икос (по подобию службы ей в Минее месячной) и указания «на Литургии». На этом процесс справы богослужебного текста фактически завершился. С кон. XVII в. до конца синодального периода служба перепечатывалась в составе московских служебных Миней и Миней праздничных в 2 описанных выше вариантах практически без изменений.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010