Но здесь является вопрос: каким образом человек, существо ограниченное, может быть образом Существа абсолютного и притом образом полным, совершенным? На этот вопрос Григорий Нисский дает такой ответ. Правда, человек во всем носит в духовно–разумной своей природе черты первообразной красоты 253 . Но отсюда не следует, что между образом и его Первообразом нет никакого различия, потому что в таком случае образ уже не был бы образом, но был бы одно и то же со своим Первообразом 254 . По своей сущности, естество Божеское, как самобытное, несозданное и неизменное 255 , а вместе с тем и абсолютно совершенное 256 , существенно отличается от человеческой природы, как тварной, изменчивой и ограниченной. Но те свойства, которыми определяется несозданное естество Божеское, имеет уже себе подобие и в свойствах нашей тварной духовно–разумной природы, которая в отношении к этим свойствам, в доступных для нашей ограниченности пределах, является полным и совершенным образом Божьим 257 . «Как часто в малом осколке стекла, говорит св. Григорий, – когда случится лежать ему под лучом, бывает видим целый круг солнца, показываясь в нем не в собственной своей величине, но в каком объеме круга вмещает в себе его малость осколка, так и в малости нашей природы сияют образы невыразимых оных свойств 258 Божества» 259 , вследствие чего человек по справедливости может быть назван «отображением (πεικνισμα) Божественного естества» 260 . Этот образ Божий, как мы уже замечали, запечатлен Творцом, по учению Григория, во всей разумной природе человека, или в τ λογικν. В частности, одну из черт образа Божия составляет ум человеческий, который у св. Григория называется подобием ума Божественного 261 . Впрочем, о νος св. Григорий весьма часто говорит не только как об одной из черт образа Божия, но и как об общей совокупности всех черт этого образа, насколько он отражен в τ λογικν человека, – как о носителе в себе общего образа всех благ – τν γαθν δα 262 . Это объясняется тем, что выражение νος в сочинениях Григория очень часто употребляется, как термин, обозначающий собой всю вообще духовно–разумную природу человека. Оттого же между прочим Григорий Нисский особенно часто так и говорит об уме, как образе Божием в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

245 Добро делать спешить надо! Добро жить изнемогаючись, а не избываючись. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят. Добро того бить, кто плачет. Добро тому жить, у кого бабушка ворожит. 250 Добро ходить, да под нос смотрить, чего не найдешь, ин ноги не зашибешь. Добро тому пить, кто может хмель в себе скрыть. Добродетель всего дороже. Добродетель наилучшее шляхетство. Добродетель похваляй, а и сам доброе размышляй! 255 Добродетель преодолевает силу. Добродетель не в словах, а в честных делах. Добродетельного монарха весь свет любит. Доброе братство лучше богатства. Доброе дело правду говорить смело. 260 Доброе замужество посхименье. Доброе злом погубляют, а зло добром приучают. Доброе исканье хотя продолжительно, да после увеселительно. Доброе молчанье лучше пустого болтанья. Доброе молчанье чем не ответ! 265 Доброе начало половина дела. Доброе сердце лучше хорошего кафтана. Доброе скоро забывается, а худое долго в памяти сохраняется. Доброе скорее пролжется. Доброе слово обращает лице, а злое отвращает сердце. 270 Доброе смолчится, а худое молвится. Доброе сотворишь, себя увеселишь. Доброе минуется скоро, худое же длинно и споро. Доброе и во сне хорошо. Доброй гость долгой хвост. 275 Доброй Демид на худых не глядит. Доброй добру научает, а злой на зло наставляет. Доброй друг лучше ста родственников. Доброй друг не по конец рук. Доброй дядька придаст ума дитятке. 280 Доброй жене домоседство не мука, а мучит жену лишь разлука. Доброй Иван и людям и нам; худой Иван ни людям, ни нам. Доброй конец всему делу венец. Доброй мордвин живет и один. Доброй плачет от радости, а злой от зависти. 285 Добрый привет и кошке приятен. Доброй раб за господина умереть рад. Доброй человек в добре проживет век. Доброй человек лучше каменного моста. Доброй человек — кому невдомек. 290 Доброму братству противна зависть к богатству. Доброму везде добро. Доброму вору все в пору. Доброму гостю добрая и ества. Доброму добро, а худому переломят ребро. 295 Доброму ночь не в убыток. Доброму одно слово пуще дубины.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

230 Льстец под словами, змей под цветами. Льстив в пир, а ленив в мир. Льстивый и себе веры неймет. Ленивого дошлешься, сонливого добудишься, а мертвого не докличешься. Ленивому болит в хребте. 235 Ленивому всегда праздник. Ленивому медведь в поле, а волк за вороты. Ленивый вдвое делает. Ленивый и по платью знать. Ленивый к обеду, ретивый к работе. 240 Ленивый могилы не стоит. Ленивый пьет воду. Леность наводит бедность. Лень добра не делает, без соли обедает. Лень мужа не кормит, только портит. 245 Лень прежде нас родилась. Лепя, лепя, да облепишься. Лесом шел, а дров не видал. Лес букой, а дом скукой. Лес сечь, не жалеть плеч. 250 Летами не стар, с лихости пропал. Летний день за зимнюю неделю. Лето прошло, а солнце не ожгло. Лето родит, а не поле. Лето сбирает, а зима поедает. 255 Летом не преет, а зимой не греет. Люби взять, люби и отдать! Люби Ивана, а береги кармана! Люби смородинку, люби и оскоминку! Люби кататься, люби и саночки возить. 260 Любила, а ничем не подарила. Любил бес чужой обед. Любит вор черную работу! Любит игра, купить добра. Любит, как душу, а трясет, как грушу. 265 Любить тепло, и дым терпеть. Люблю долго спать, а стыжусь поздно встать. Люблю тебя, да не как себя. Люблю того, кто не обидит никого. Любо видеть, как девка с парнем идет. 270 Любо мне, как я у тебя, а смерть моя, как ты у меня. Любовь братская лучше каменных стен. Любовь братская союз христианский. Любовь и малое принимает за великое. Любовь кольцо, а у кольца нет конца. 275 Любовь начинается с глаз. Любовь не пожар, а загорится, не потушишь. Любовь слепа, доведет до беды и попа. Любовь согласие водит, а от ненависти вражда исходит. Любовь твою забыть, так голосом завыть. 280 Любой сват, нелюбой доброй человек. Любяй вино и масло не обогатится. Любя жену, потерпеть стыду. Любя пиво, пьют, а не любя его, льют. Людей много, а человека нет. 285 Людей не слушать, в добре не жить. Люди безграмотные, а пряники едят писаные. Люди жать, а мы под межью лежать. Люди за дело, а мы за безделье.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

253 Воспоминания архимандрита Пимена//Чтения в Императорском обществе истории и древностей России. 1877. Кн. 1. С. 296. 254 Михайловский архив. СПб., 1898. Т. 1. С. XLVI. В дальнейшем цитируются без ссылок с. XCI, 67, 184, 116. 255 Там же. С. 133. Портрет Марии Семеновны Бахметевой. Кроме того, в книге С. А. Панчулидзева «Сборник биографий кавалергардов» [СПб., 1904. Т. 2] на с. 63 опубликован портрет женщины за вышивальным столиком с подписью «Графиня Е. Н. Орлова ». Однако знаток истории семей Орловых, Шереметевых и издатель «Михайловского архива» граф Сергей Дмитриевич Шереметев высказывает вполне обоснованное мнение, что это – Мария Семеновна Бахметева [Михайловский архив. С. XCIV]. 256 В одном из писем Марии Семеновны от 25 июля 1794 года мальчик назван ею «пасынком» [Михайловский архив. С. 135]. На этой же странице упоминается, что ей «близ 30». Аналогичную подсказку о годе ее рождения находим в письме от 6 июля 1835 года: «Всякий день напоминает, что близ 70– ти лет» [РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 3607, л. 2]. Так что родилась Мария Семеновна, видимо, в 1765 году, а день ее рождения – 12 октября [см. Дневник Варвары Петровны Шереметевой, урожденной Алмазовой, 1825–1826 гг. (из архива Б. С. Шереметева). М., 1916. С. 24]. 257 Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989. С. 57. 258 Шереметев Б. Б. Письма графа Алексея Григорьевича Орлова- Чесменского и Василия Владимировича Шереметева с 1798 по 1804 годы. М., 1911. С. 24 и 17. 260 ОР РГБ. Ф. 817, к. 88, д. 29. Залоговая запись на двор. В 1802 году М. С. Бахметевой были куплены два участка: 29 мая у вдовы майорши Марьи Антоновны Сухотиной и 18 июня у поручика Тараса Мартынова Шеликова. К тому же есть информация, что здесь располагались насаженные ранее сады княгини Анны Ивановны Трубецкой [ЦАНТДМ. Ф. 1, Серпуховская часть, е. х. 1006 (нов), д. 1]. 263 Участок постепенно был скуплен в середине XIX столетия промышленником Бромлеем, строившим там один за другим заводские корпуса. Этот механический завод, получивший в советское время название «Красный пролетарий», существует до сих пор, расширившийся на целый квартал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

62. Там же. С.241 (письмо 235). 63. Там же. С.269 (письмо 282). 64. Там же. С.261 (письмо 266). 65. Там же. С.254 (письмо 256). 66. Там же. С.114 (письмо 42). 67. Там же. С.210 (письмо 182). 68. Лицо не установлено. 69. Там же. С.241 (письмо 235). 70. Ср.: " аще будет число сынов исраилевых яко песок морской, останок спасется " (Рим.9:27). 71. Там же. С.247 (письмо 245). 72. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). 4-е изд. СПб., 1903. С.549. 73. " ...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею " (2Фес.2:3-4). 74. Там же. С.260 (письмо 264). 75. Мф.26:41. 76. Там же. С.110 (письмо 37). 77. Мф.18:7. 78. Там же. С.222 (письмо 202). 79. Анания, Мисаил и Азария, брошенные в печь за отказ поклониться золотому истукану Навуходоносора (Дан.3). 80. Там же. С.226 (письмо 206). 81. Там же. С.255 (письмо 259). 82. См. прим. VIII,6. 83. Отечник. Цит. изд. С.283-284.  Письмо десятое 2 января 1924 г. День пр. Серафима Саровского " Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете " (1Пет.4:12-13). Этими словами апостола закончил, если помните, я свое седьмое письмо к вам, друзья мои. Ими же начинаю теперешнее мое письмо. Там слова эти не являлись итогом и заключением к целому письму, а скорее должны были послужить ободрением в противовес печальной теме письма и естественно грустным выводам из него. Сейчас же вышеприведенное слово апостольское должно ввести вас в самую суть предстоящей беседы, внося вместе с тем и сокрытый в нем дух христианского упования. Апостол увещевает христиан, внушает им, чтобы они не относились к " огненному испытанию " " как к приключению для них странному " , чтобы " не чуждались " его, как чего-то для них неожиданного, им - христианам - не свойственного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

7 апреля. «Телеграф» 248 запрещен. Уваров представил государю выписки, веденные несколько месяцев и обнаруживающие неблагонамеренное направление, данное Полевым его журналу. (Выписки ведены Брюновым 249 , по совету Блудова.) Жуковский говорит: – Я рад, что «Телеграф» запрещен, хотя жалею, что запретили. «Телеграф» достоин был участи своей; мудрено с большей наглостию проповедовать якобинизм перед носом правительства, но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска. Вчера rout у гр. Фикельмон. S. 250 не была. Впрочем весь город. Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной 251 и, кажется, не сердятся… Гоголь по моему совету 252 начал Историю русской критики. 8 апреля. Вчера rout у кн. Одоевского. Изъяснение с S. К. 253 Вся семья гр. 254 , гр. Кас…, идеализированная ее мать. Сейчас еду во дворец представиться царице. 2 часа. Представлялся. Ждали царицу часа три. Нас было человек 20. Брат Паскевича 255 , Шереметев 256 , Болховской 257 , два Корфа 258 , Вольховский 259 и другие. Я по списку был последний. Царица подошла ко мне смеясь: – Non, c " est unique!.. Je me creusais la tête pour savoir quel Pouchkine me sera présenté. Il se trouve que c " est vous!.. Comment va votre femme? Sa tante 260 est bien impatiente de la voir en bonne santé, la fille de son cœur, sa fille d " adoption… и перевернулась. Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36. Я простился с Вольховским, который на днях едет в Грузию. Болховской сказывал мне, что Воронцову 261 вымыли голову по письму Котляревского 262 (героя). Он (т. е. Болховской) очень зло отзывается об одесской жизни, о гр. Воронцове, о его соблазнительной связи с О. Нарышкиной 263 etc. etc. – Хвалит очень графиню Воронцову 264 . Бринкена 265 , сказывают, финляндское дворянство повесило или повесит. 10 апреля. Вчера вечер у Уварова 266 – живые картины. Долго сидели в темноте. S 267 . не было – скука смертная. После картин вальс и кадриль, ужин плохой. Говоря о Свиньине 268 , предлагающем Российской Академии свои манускрипты XVI-ro века, Уваров сказал: «Надобно будет удостовериться, нет ли тут подлога. Пожалуй, Свиньин продаст за старинные рукописи тетрадки своих мальчиков».

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

И еще: «По причине ее большего долголетия и сопротивления болезням вполне можно считать, что женщина представляет сильный пол 252 Этот ужас с большой силой выражен в рассказе о Содоме и Гоморре, где не падшие ангелы воздействуют похотью на дочерей человеческих, но вожделение человеческое направлено на ангелов. 255 Нужно различать энергию пола, энергию сексуального человеческого существа в целом и физиологическую половую энергию. Первая лишь частично выражается во второй, и опасность состоит в том, чтобы эта последняя полностью не поглотила первую. 256 См. ее третий роман «Через месяц, через год» (Julliard, 1957). См. также романы ее менее смелых подражательниц: Памелы Моор «Шоколад к завтраку» (1956) и молодой мусульманки Аси Джебар «Жажда» (1957). 257 Канон молитвенный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякое скорби душевной и состоянии (песнь 9). – Прим. пер. 258 Эпоха Возрождения еще глубоко пронизана платонизмом и гноэисом; превращение начинается с XVII века. 259 Естественно, что в более подробном исследовании нужно было бы учесть бесконечное количество оттенков. Например, если на Западе в аристократической традиции особое представление о «даме» платонизм Возрождения только усиливает, то, напротив, на Дальнем Востоке роль женщины иногда сводится исключительно к функции материнства. С бесплодной женой безжалостно разводятся. В Индии обет верности обязывает сжигать вдову заживо вместе с телом ее мужа. 260 При этом существует даже опасность незаметного перехода к чистой женственности, в которой исчезает женщина как личность. 262 Женщина – это «врата адовы» ( Тертуллиан . De cultufaeminarum) «Царство небесное – родина евнухов» (Demonogamia. III, 8). Св. Амвросий говорит: «Люди, состоящие в браке, должны краснеть из-за того состояния, в котором они пребывают» (Exhortalio virginitatis. P.G. t. 16, col. 346). Для Климента Александрийского «всякая женщина должна быть подавлена стыдом при мысли, что она – женщина.» (Paedagogus. II, 2; P.G. t. 8, col. 429). Для Фомы Аквината copula (узы брака) всегда связаны с cum quadam rationis jactura (некоторой потерей разума) (Summa Theologiae I, sent.2, dist.20, q.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

217. Ep. lib.II, CXLVII, col.268BC. 218. Ep. lib.II, CLIII, col.272D. 219. " De octo spirit. mal. " , cap.VII, col.1152C. 220. " De monast. exercit. " , cap.LV, col.788C. 221. " De octo spirit. mal. " , cap.IX, col.1153D; col.1156A. 222. Ep. lib.II, CCCV, Olympio questori, col.349C. 223. " De octo spirit. mal. " , cap.XI, col.1156D. 224. " Tract. ad Eulogium " , c.VII, col.1104A. 225. " De octo spirit. mal. " , cap.XII, col.1157B. 226. Ibid., cap.XIII, col.1157C. 227. " De octo spirit. mal. " , cap.XV, col.1160C. 228. " De volunt. paupertate " , c.LXV, col.1057B. 229. Epist. lib.III, CCXXXI, col.492B. 230. Epist. lib.IV, III, col.552B. 231. " De octo spirit. mal. " , cap.XVII, col.1161C. 232. " De octo spirit. mal. " , cap.XVIII, col.1164A. 233. Epist. lib.III, CXXXIV, col.445ABC. 234. Epist. lib.III, CCLXXII, col.520A. 235. Sententiae, c.24, col.1241D. 236. См. письмо преп. Нила диакону Селевкию (Ep. lib.I, CCXXXII, col.164D). 237. Ep. lib.III, XXXIII, col.397C. 238. Ep. lib.II, CCCXXVII, Dracontio vindici, col.360D. 239. Ep. lib.III, CCLXIX, Juliano, col.517C. 240. Ep. lib.III, XXXIII, col.388B. 241. Ep. lib.I, V, Marcellino monacho, col.85A. 242. Ep. lib.II, CLXX, Helenae illustri, col.285CD. 243. Ep. lib.I, CCCXI, col.196 B. 244. Ep. lib.I, CLXXVII, Limentio monacho, col.152B. 245. Ep. lib.I, XXXIX, col.100D101A. 246. Ep. lib.II, LXI, col.228C. 247. Ep. lib.II, CLXV, Symmacho, col.280A. 248. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIII, col.1124C. 249. Ep. lib.II, XLI, col.216AB. 250. Ep. lib.I, CXLVI, col.144A. 251. Ep. lib.II, CCCVII, col.349D352A. 252. Ep. lib.II, CCCXX Joanni illustri, col.356CD. 253. " Peristeria " , sectio IV, cap.XIII, col.840 BC. 254. " De oratione " , c.XXXIX, col.1176B. 255. Ep. lib.I, CCXXXIX, col.169D. 256. Ep. lib.III, CCXCVII, col.529D532A. 257. " Institutio ad monachos " , col.1240A; cf. " Tract. ad Eulogium " , cap.XXIV, col.1125A. 258. Ep. lib.I, XCVI, Soteruioni, col.124C. 259. Ep. lib.III, CXXXVI, col.448A. 260. Ep. lib.III, CCXLIII, col.497D500A.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

251 Уголино делла Герардеска — граф, в 1284–1285 гг. синьор Пизы, свергнут и замурован в башне с сыновьями и внуками по приказу архиепископа Руджери, считавшегося его другом. Данте создал образ Уголино-мстителя, гложущего затылок Руджеро. 252 …удивление, которое Эдгар По считал самой сутью поэзии — Э. По неоднократно писал об этом, в частности см. его эссе " Поэтический принцип " , " Письмо к Б. " , " Marginalia " . 253 … состязания в беге, где призом был кусок зеленого сукна … — народные соревнования в Вероне, проводившиеся с 1207 г. 254 " Когда расстался я с Цирцеей… " — голос Улисса повествует о том, что из италийской Гаэты на берегу Тирренского моря, где царствовала волшебница Цирцея, он отправился путешествовать дальше. 255 …прекрасной поэмой Теннисона — навеянный XXVI песнью дантова " Ада " , драматический монолог " Улисс " (1833, опубл. 1842), где герой, вернувшийся домой на Итаку, поведал о своих планах вновь пуститься в путешес-твие — " плыть за закат " . 256 …Мечи вы спрячьте, их изъест роса. — У. Шекспир. " Отелло " . I акт, сц. 2. 257 Геркулесовы столпы — Гибралтарский пролив. 258 Ego Dominus tuus — Я Господь, Бог твой. — Ветхий завет. Вторая книга Моисея. 20, 2. 259 …Английского читателя покоробит, что Кассий и Брут, благородный Брут, — там же, где Иуда, ибо мы привыкли к шекспировским Бруту и Кассию. — В трагедии У. Шекспира " Юлий Цезарь " (пост. 1599, опубл. 1623) Брут — стоик, мудрец, сторонник республики, идеалист, Кассий — гедонист, приверженец философии наслаждения, и вместе с тем трезвый политик, — главные участники заговора против диктатора, властолюбца Цезаря, убитого 15 марта 44 г. до н. э. У Данте в трёх пастях Люцифера казнятся те, чей грех ужаснее остальных: предатели величества божеского (Иуда) и человечества (Брут и Кассий). 260 Каселла — друг Данте, композитор и певец. 261 Манфред — король Неаполя и Сицилии (1254–1266), противник папства. Папа отлучил его от церкви и для борьбы с ним призвал Карла Анжуйского, ему и досталось королевство Манфред а после его гибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 643–644. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 6. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 149–152. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 250. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 259–260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 255. С. 260. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 265–266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 261. С. 266. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 272. С. 276. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 241. С. 55–56. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 366. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 150. С. 36.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010